ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-946-954
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЭКОЛОГИЕЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВЫ
Б. Р. Рамазонов
К. А. Муталов
Преподаватели кафедры биологии Чирчикского педагогического института
Ташкентской области ramazonov [email protected]
АННОТАЦИЯ
Маколада экология фани, бизни ураб турган она табиатимиз ва экология фанлари уртасидаги боFликлик, жумладан биология, экология, физика, зоология, тупрокшунослик, усимликшунослик ва бошка фанлар уртасидаги боFликлик, бугунги кунда юзага келган OFир экологик вазият, тупроклар эрозияси, тупроклар мониторинги, уларни мухофазаси ва хоказо муаммолар туFрисида фикр юритилади.
Калит сузлар: биология, экология, тупрок, мониторинг, эрозия, атмосфера, атроф-мухит мухофазаси.
ABSTRACT
The article discusses ecology science, the relationship between our native nature and the ecological sciences, including biology, ecology, physics, zoology, soil science, botany and other sciences, the current difficult ecological situation, soil erosion, soil monitoring, their protection, etc. problems are discussed.
Keywords: biology, ecology, soil, monitoring, erosion, atmosphere, environmental protection.
ВВЕДЕНИЕ
Экология и экологические науки это наука - об окружающей среде является междисциплинарной академической которая объединяет физические, биологические и информационные науки включая экологию, биологию, физику, химию, растениеводство, зоологию, минералогию, океанографию, почвоведение, геологию и физическую географию и атмосферные науки для изучения окружающей среды и решения экологических проблем. Экологическая наука возникла из областей естественной истории и медицины
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-946-954
во рошлом столетии. Сегодня она обеспечивает комплексный, количественный и междисциплинарный подход к изучению экологических систем.
Экологические исследования включают в себя больше социальных наук для понимания человеческих отношений, восприятия и политики в отношении окружающей среды. Экологическая инженерия фокусируется на дизайне и технологиях для улучшения качества окружающей среды во всех аспектах.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Ученые-экологи изучают такие темы, как понимание земных процессов, оценка альтернативных энергетических систем, контроль и смягчение последствий загрязнения, управление природными ресурсамии последствия глобального изменения климата. Экологические проблемы почти всегда включают взаимодействие физических, химических и биологических процессов. Ученые-экологи привносят системный подход к анализу экологических проблем. Ключевые элементы эффективного ученого -эколога включают способность соотносить пространственно-временные отношения, а также количественный анализ.
Экологическая наука ожила как существенная, активная область научных исследований в 1960-х и 1970-х годах, обусловленная а)необходимостью междисциплинарного подхода к анализу сложных экологических проблем, б) появлением материально-правовых экологических законов, требующих конкретных экологических протоколов исследований и с) растущим осознанием общественностью необходимости принятия мер по решению экологических проблем. События которые стимулировали это развитие, включали публикацию знаковой экологической книги Рэйчел Карсон, а также основные экологические проблемы, став очень публичными, такие как разлив нефти в Санта-Барбаре в 1969 году и река Кайахога в Кливленде, штат Огайо, загорелась также в 1969 году и помогли повысить видимость экологических проблем и создать эту новую область исследований.
В обычном употреблении «экологическая наука» и «экология» часто используются взаимозаменяемо, но технически экология относится только к изучению организмов и их взаимодействий друг с другом, а также к тому, как они взаимосвязаны с окружающей средой. Экологию можно считать подмножеством наук об окружающей среде, которая также может включать в себя чисто химические или это все не истинные вопросы например экологи вряд ли будут изучать. На практике существует значительное сходство между
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-946-954
работой экологов и других ученых-экологов. Существует существенное совпадение между экологией и наукой об окружающей среде с дисциплинами рыболовства, лесного хозяйства и дикой природы.
Атмосферные науки сосредоточены на атмосфере Земли, с акцентом на ее взаимосвязь с другими системами. Атмосферные науки могут включать исследования метеорологии, явлений парниковых газов, моделирования атмосферной дисперсии загрязняющих веществ в воздухе, явлений распространения звука, связанных с шумовым загрязнением, и даже светового загрязнения.
На примере явлений глобального потепления физики создают компьютерные модели атмосферной циркуляции и передачи инфракрасного излучения, химики изучают инвентаризацию атмосферных химических веществ и их реакций, биологи анализируют вклад растений и животных в потоки углекислого газа, а такие специалисты, как метеорологи и океанографы, добавляют дополнительную широту в понимании атмосферной динамики.
Как определено Экологическим обществом Соединенных штатов Америки, «Экология - это изучение отношений между живыми организмами, включая человека и их физической средой; он стремится понять жизненно важные связи между растениями и животными и миром вокруг них». Экологи могут исследовать взаимосвязь между популяцией организмов и некоторыми физическими характеристиками их среды, такими как концентрация химического вещества; или они могут исследовать взаимодействие между двумя популяциями различных организмов через некоторые симбиотические или конкурентные отношения. Например, междисциплинарный анализ экологической системы, на которую влияет один или несколько стрессоров, может включать в себя несколько смежных областей наук об окружающей среде. В устьевой среде где предлагаемое промышленное развитие может повлиять на определенные виды из-за загрязнения воды и воздуха, биологи будут описывать флору и фауну, химики будут анализировать перенос загрязнителей воды в болото, физики будут рассчитывать выбросы загрязнения воздуха, а геологи будут помогать в понимании болотных почв и грязей залива.
Предмет экологии тесно связан химия окружающей среды - это изучение химических изменений в окружающей среде. Основные области исследования включают загрязнение почвы и воды. Темы анализа включают химическую деградацию в окружающей среде, многофазный перенос химических веществ -например, испарение растворителя, содержащего озеро, с получением
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-946-954
растворителя в качестве загрязнителя воздуха и химическое воздействие на биоту.
В качестве примера исследования рассмотрим случай утечки резервуара растворителя, который попал в почву обитания амфибий. В качестве метода разрешения или понимания степени загрязнения почвы и подповерхностного переноса растворителя будет реализована компьютерная модель. Затем химики будут характеризовать молекулярную связь растворителя с конкретным типом почвы, а биологи будут изучать воздействие на почвенные членистоногие, растения и, в конечном счете, обитающие в прудах организмы, которые являются пищей находящихся под угрозой исчезновения амфибий.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Мониторинг почвы включает в себя сбор и или анализ почвы и связанного с нейкачества, составляющихи физического состояния для определения или гарантии ее пригодности к использованию. Почва сталкивается со многими угрозами, включая уплотнение, загрязнение, потерю органического материала, потерю биоразнообразия, проблемы устойчивости склонов, эрозию, засоление и подкисление. Мониторинг почвы помогает охарактеризовать эти угрозы и другие потенциальные риски для почвы, окружающей среды, здоровья животных и здоровья человека. [18]
Оценка этих угроз и других рисков для почвы может быть сложной задачей из-за множества факторов, включая неоднородность и сложность почвы, нехватку данных о токсичности, отсутствие понимания судьбы загрязняющего вещества и изменчивость уровней скрининга почвы. Это требует подхода к оценке рисков и методов анализа, которые отдают приоритет охране окружающей среды, снижению риска и, при необходимости, методам восстановления. Мониторинг почв играет важную роль в этой оценке риска, помогая не только в выявлении подверженных риску и затронутых районов, но и в установлении базовых фоновых значений почвы.
Мониторинг почв исторически был сосредоточен на более классических условиях и загрязняющих веществах, включая токсичные элементы - например, ртуть, свинеци мышьяк и стойкие органические загрязнители (СОЗ). Исторически сложилось так, что тестирование этих и других аспектов почвы, однако, имело свой собственный набор проблем, поскольку отбор проб в большинстве случаев имеет разрушительный характер, требуя нескольких образцов с течением времени. Кроме того, процедурные и аналитические
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-946-954
ошибки могут быть введены из-за изменчивости ссылок и методов, особенно с течением времени. Однако по мере развития аналитических методов и распространения новых знаний об экологических процессах и воздействии загрязняющих веществ фокус мониторинга, вероятно, со временем будет расширяться, а качество мониторинга будет продолжать улучшаться.
Один из основных объектов предмета экологии это почва. Для определения состава почвы берут пробы двумя основными типами отбора проб почвы являются грейферный отбор проб и композитный отбор проб. Грейферный отбор проб включает в себя сбор отдельного образца в определенное время и в определенном месте, в то время как составной отбор проб включает в себя сбор гомогенизированной смеси нескольких отдельных образцов либо в определенном месте в разное время, либо в нескольких местах в определенное время. Отбор проб почвы может происходить как на мелководных уровнях земли, так и глубоко в земле, причем методы сбора могут варьироваться в зависимости от уровня, собранного из совки, шнеки, керновы и пробоотборники с твердой трубой и другие инструменты используются на мелководных уровнях земли, тогда как сплит-трубы, твердотрубные или гидравлические методы могут использоваться в глубоком грунте.
Если в составе почвы портативный рентгеновский флуоресцентный (XRF) анализатор может быть использован в полевых условиях для тестирования почв на металлическое загрязнение. Обычно для орпределения загрязнения почв проводиться мониторинг загрязнения почв.
Мониторинг загрязнения почвы помогает исследователям выявлять закономерности и тенденции осаждения, перемещения и воздействия загрязняющих веществ. Антропогенное давление, такое как туризм, промышленная деятельность, разрастание городов, строительные работы и неадекватные методы ведения сельского и лесного хозяйства, могут способствовать и усугублять загрязнение почвы и приводить к тому, что почва становится непригодной для ее предполагаемого использования. Как неорганические, так и органические загрязнители могут посяквать в почву, оказывает широкое разнообразие пагубных последствий. Поэтому мониторинг загрязнения почв имеет важное значение для выявления зон риска, установления исходных условий и определения загрязненных зон для восстановления. Усилия по мониторингу могут варьироваться от местных ферм до общенациональных усилий, таких как усилия, предпринятые Китаем в конце 2000-х годов, предоставляя такие детали, как характер загрязняющих веществ,
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-946-954
их количество, воздействие, модели концентрации и осуществимость восстановления. Контрольно-аналитическое оборудование в идеале будет иметь высокое время отклика, высокий уровень разрешения и автоматизации, а также определенную степень самодостаточности. Химические методы могут быть использованы для измерения токсичных элементов и СОЗ с использованием хроматографии и спектрометрии, геофизические методы могут оценивать физические свойства больших ландшафтов, а биологические методы могут использовать конкретные организмы для измерения не только уровня загрязняющих веществ, но и побочных продуктов биодеградации загрязняющих веществ. Эти и другие методы становятся все более эффективными, а лабораторные приборы становятся более точными, что приводит к более значимым результатам мониторинга.
Мониторинг эрозии почвы помогает исследователям выявлять закономерности и тенденции в движении почвы и отложений. Программы мониторинга варьировались на протяжении многих лет, от долгосрочных академических исследований на университетских участках до рекогносцировочных исследований биогеоклиматических областей. Однако в большинстве методов основное внимание уделяется выявлению и измерению всех доминирующих эрозионных процессов в данной области. Кроме того, мониторинг эрозии почв может попытаться количественно оценить влияние эрозии на продуктивность сельскохозяйственных культур, хотя и является сложной задачей «из-за многих сложностей во взаимосвязи между почвами и растениями и их управлением в условиях переменного климата».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Засоление почвы-мониторинг солености почв помогает исследователям выявлять закономерности и тенденции в содержании солей в почве. Как естественный процесс вторжения морской воды, так и антропогенные процессы ненадлежащего управления почвой и водными ресурсами могут привести к проблемам засоления почвы, при этом во всем мире затронуто до одного миллиарда гектаров земли по состоянию на 2013 год во всём мире. Мониторинг солености на местном уровне может внимательно изучить корневую зону для оценки воздействия солености и разработки вариантов управления, тогда как на региональном и национальном уровнях мониторинг солености может помочь в выявлении районов риска и оказании помощи политикам в решении проблемы до ее распространения. Сам процесс мониторинга может быть выполнен с
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-946-954
использованием таких технологий, как дистанционное зондирование и географические информационные системы (ГИС), для идентификации солености по зелености, яркости и белизне на поверхностном уровне. Прямой анализ почвы вблизи, включая использование методов электромагнитной индукции, также может быть использован для мониторинга засоления почвы.
Кроме вышеуказанные данные мы должны обращать внимание в настоящее время какие острые экологические проблемы стоять перед человечеством. Сегодня под влиянием климата и искусственного обводнения прослежена динамика сезонного и межгодового изменения засоления в автоморфных антропогенно производных солончаках разного происхождения: образовавшихся в 1980-90 годов на бывшем морском дне в связи с обсыханием Аральского моря и на обсохшей пойме реки Амударьи в связи со строительством Туямуюнского водохранилища. Осущение Аральского моря это обще вселенная проблема - исчезновение разных видов рыб, растений, некоторых животных, таких как Амударьинский тигр, красный волк и тогдали.
REFERENCES
1. Рамазонов, Б. Р. (2021). ПРОТИВОЭРОЗИОННЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ НА СКЛОНОВЫХ ЗЕМЛЯХ И ПРЕДГОРНЫХ РАЙОНАХ, ПРОЦЕСЫ ДЕЗЕРТИФИКАЦИИ. Academic research in educational sciences, 2(5), 410-419.
2. Муталов, К., Рамазонов, Б., Закиров, Д., & Гулматова, М. ПОЛУКУСТАРНИЧКОВАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ-ПАРТЕКОВАЯ ФОРМАЦИЯ-CONVOLVULETA HAMADAE.
3. Рамазонов, Б. Р., Рахимов, А. К., & Муталов, К. А. (2020). РАЙОНИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР НА ТЕРРИТОРИЯХ ПРИАРАЛЬЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АРАЛЬСКОГО РЕГИОНА. Биология ва экология электрон журнали, 4(2).
4. Qurbonov, S. S., Ramazonov, B. R., Kurbanov TUPROQSHUNOSLIK VA QISHLOQ XO'JALIGININIG BIOLOGIK ASOSLARI FANINING MAQSADI, VAZIFALARI HAMDA ILMIY VA AMALIY AHAMIYATI.
5. Рамазонов, Б. Р. (2021). ПРОЦЕССЫ ЭРОЗИИ, ОПУСТЫНИВАНИЕ В ПРИРОДЕ И ИХ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Academic research in educational sciences, 2(5), 386-396.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-946-954
6. Курбонов, Ш. Ш., & Рамазонов, Б. Р. (2021). КИШЛОК ХУЖАЛИК ФАНЛАРИНИ УКИТИШ МЕТОДИКАСИНИНГ ПЕДАГОГИКА ВА БОШКА ФАНЛАР БИЛАН БОГЛЩЛИГИНИНГ ИЛМИЙ-АМАЛИЙ АХДМИЯТИ. Academic research in educational sciences, 2(9), 51-59.
7. Баракаевич, К. С., Рамазонов, Б. Р., & Журакулович, X. Р. (2020). СУВ РЕСУРСЛАРИНИНГ ТАНКИСЛИГИ-ГЛОБАЛ ЭКОЛОГИК МУАММО. Биология ва экология электрон журнали, 4(2).
8. К. А. Муталов, & Б. Р. Рамазонов (2021). ТРАВЯНИСТАЯ РАСТИТЕЛЬТОСТЬ ФОРМАЦИЯ ОДНОЛЕТНИХ ГАЛОФИТОВ -HALOPOJA ANNUA. Academic research in educational sciences, 2 (Special Issue 2), 132-137.
9. Бахтиёр Рамазонович Рамазонов, & Шавкат Шодиевич Курбонов (2021). ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВУЗОВ В ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ПОЧВОВЕДЕНИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВО. Academic research in educational sciences, 2 (4), 319-325. doi: 10.24411/2181-1385-2021-00597.
10. Рамазонов, Б. Р. (2020). Орол буйи худудлари усимлик копламининг кискача тавсифи. Academic research in educational sciences, (1).12.
11. Рамазонов, Б. Р. (2020). Орол денгизи куришининг тупрок копламига таъсири. Academic research in educational sciences, (1).
12. Рамазонов Б.Р., Кузиев Р.К. (2020). Почвы осушенной части Аральского моря и проблемы опустынивания. Международный журнал психосоциальной реабилитации , 24 (6), 565-577.
13. Муталов, К. А., Рамазонов, Б. Р., & Гулматова, М. К. (2020). КЕЙРЕУКОВАЯ ФОРМАЦИЯ ЮГО-ЗАПАДНОГО КЫЗЫЛКУМА. Биология ва экология электрон журнали, 4(2).
14. Рамазонов, Б. Р. (2021). СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ И ИХ ПРОДУКТИВНОСТЬ В НИЖНЕ АМУДАРЬИНСКОМ РЕГИОНЕ. Academic research in educational sciences, 2(1).
15. Alimova, X. B., Bozorova, D. S., & Ramazonov, B. R. TIB ILMINING BUYUK ALLOMASI ABU ALI IBN SINO O'GITLARINING YOSH AVLOD TARBIYASIDAGI AHAMIYATI.
16. Эгамбердиева, Л. Н., Хуррамова, М. А., & Рамазонов, Б. Р. ПРОБУДИТЬ У МОЛОДЕЖИ ЧУВСТВО ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-946-954
17. Эгамбердиева, Л. Н., Хуррамова, М. А., & Рамазонов, Б. Р. (2021). ПРОБУДИТЬ У МОЛОДЕЖИ ЧУВСТВО ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 2).
18. Рамазонов, Б. Р. (2021). ПРОЦЕССЫ ЭРОЗИИ, ОПУСТЫНИВАНИЕ В ПРИРОДЕ И ИХ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Academic research in educational sciences, 2(5), 386-396.
19. Рамазонов, Б. Р. (2017). Краткая характеристика почвенного покрова Приаралья (на примере Каракалпакстана). In СОВРЕМЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (pp. 1054-1056).
20. Муталов, К. А., & Рамазонов, Б. Р. (2021). ТРАВЯНИСТАЯ РАСТИТЕЛЬТОСТЬ ФОРМАЦИЯ ОДНОЛЕТНИХ ГАЛОФИТОВ-HALOPOJA ANNUA. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 2).
21. Рамазонов, Б. Р. (2020). ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ КЛИМАТ, РАСТЕНИЯ ПРИАРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ. Science and Education, 7(7).
22. Рамазонов, Б., Файзиев, В., Муталов, К., & Закиров, Д. (2020). ПРОЦЕССЫ ОПУСТЫНИВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА В РЕГИОНЕ ПРИАРАЛЬЯ. Academic research in educational sciences, (2).
23. Рамазонович, РБ, и Рамазон, К. (2018). Эволюция почв Приаралья под влиянием антропогенного опустынивания. Европейский научный обзор , (1-2).