Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения в профессиональной подготовке специалистов транспортно-логистической сферы'

Интерактивные методы обучения в профессиональной подготовке специалистов транспортно-логистической сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспорт / логистика / менеджмент / вуз / интерактивный метод обучения / активный метод обучения / симуляция / ролевая игра / деловая игра / кейс-метод / transport / logistics / management / university / interactive teaching method / active learning method / simulation / role play / business game / case method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Анатолий Васильевич

Исследователи предпринимают попытки пересмотра содержания образования. Ключевой проблемой педагогической практики в вузах нашей страны является доминирование конвенциональных педагогических технологий и инструментов. Модернизация российского высшего образования ориентирована не только на изменение обучающего контента, но и на изменение подходов к методикам его преставления, изучения, усвоения, фиксации в памяти, применении в практике. В статье рассмотрена сущность интерактивного подхода к обучению, а также его отличия от пассивного (репродуктивного) и активного методов. Отмечается наличие разрыва между вузовской теорией и практикой профессиональной деятельности. Представлено определение практикоориентированного обучения и компетентностного подхода в дидактике. Выявлена специфика профессионального труда в транспортной и логистической отраслях. Рассмотрены формы работы с учащимися, обучающимися по соответствующим специальностям. Отмечена роль симуляционных методов в проведении занятий и обозначены примеры введения деловых ролевых игр в процесс обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE LEARNING METHODS IN PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN THE TRANSPORT AND LOGISTICS FIELDS

The article discusses the essence of the interactive approach to learning, as well as its differences from passive (reproductive) and active methods. It is noted that there is a gap between university theory and professional practice. A definition of practice-oriented learning and a competency-based approach in didactics is presented. The specifics of professional work in the transport and logistics industries are revealed. The forms of work with students studying in relevant specialties are considered. The role of simulation methods in conducting classes is noted and examples of introducing business role-playing games into the learning process at a university are indicated.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения в профессиональной подготовке специалистов транспортно-логистической сферы»

Интерактивные методы обучения в профессиональной подготовке специалистов транспортно-логистической сферы

Козлов Анатолий Васильевич,

доктор педагогических наук, профессор, Тюменский индустриальный университет, филиал г. Ноябрьск E-mail: tvtianikin@mail.ru

Исследователи предпринимают попытки пересмотра содержания образования. Ключевой проблемой педагогической практики в вузах нашей страны является доминирование конвенциональных педагогических технологий и инструментов. Модернизация российского высшего образования ориентирована не только на изменение обучающего контента, но и на изменение подходов к методикам его преставления, изучения, усвоения, фиксации в памяти, применении в практике. В статье рассмотрена сущность интерактивного подхода к обучению, а также его отличия от пассивного (репродуктивного) и активного методов. Отмечается наличие разрыва между вузовской теорией и практикой профессиональной деятельности. Представлено определение практикоориентированного обучения и компетентностного подхода в дидактике. Выявлена специфика профессионального труда в транспортной и логистической отраслях. Рассмотрены формы работы с учащимися, обучающимися по соответствующим специальностям. Отмечена роль симуляционных методов в проведении занятий и обозначены примеры введения деловых ролевых игр в процесс обучения в вузе.

Ключевые слова: транспорт, логистика, менеджмент, вуз, интерактивный метод обучения, активный метод обучения, симуляция, ролевая игра, деловая игра, кейс-метод.

о с

U

см о см

Современная дидактика высшей школы находится на этапе активных преобразований. Исследователи предпринимают попытки пересмотра содержания образования. Ключевой проблемой педагогической практики в вузах нашей страны является доминирование конвенциональных педагогических технологий и инструментов. Модернизация российского высшего образования ориентирована не только на изменение обучающего контента, но и на изменение подходов к методикам его преставления, изучения, усвоения, фиксации в памяти, применении в практике.

Большинство исследователей-теоретиков и практикующих педагогов склоняются к мысли о необходимости расширения арсенала методических приемов с целью активизации деятельности студентов. Вне зависимости от специализации подготовки, ключевыми недостатками вузовского обучения выступают следующие: (1) преобладание пассивных методов обучения, при которых педагог транслирует новое знание, а обучающиеся являются его реципиентами, что приводит к низкому качеству запоминания и к теоретизированности обучения; (2) слабая связь между реалиями профессиональной жизни специалиста и изучаемыми в вузе теоретическими темами; и, как результат влияния первых двух факторов - (3) отсутствие интереса к профессии и мотивации к учебной деятельности, (4) распространенность установки о том, что вряд ли после окончания вуза нужно будет идти работать по профессии. На общестрано-вом уровне это приводит к тому, что российские вузы готовят плеяды выпускников, которые получают высшее образование лишь в качестве формальности, но не заинтересованы в построении профессиональной карьеры в соответствующей области. По данным исследования от 2018 г., только около 53% студентов высших и средних специальных учебных заведений планируют работать по специальности; 20% однозначно указывают, что их не привлекает профессия, и еще 27% затруднились ответить [8]. Согласно опросу, проведенному в 2021 г., более 35% российских выпускников, окончивших вузы в последние 5 лет, не работают по специальности. В целом по специальности никогда не работали 43% россиян [9]. В попытках сблизить теорию с практикой и актуализировать обучающие практики вузы организуют занятия с представителями профессии в качестве приглашенных лекторов; проводятся стажировки, организуется производственная практика [2, с. 5229]. Тем не менее, все это не дает ощутимых положительных результатов - точечные или крат-

ковременные практикоориентированные мероприятия не могут изменить общий методологический подход к подготовке будущих специалистов.

Таким образом, педагоги, руководители учебных учреждений и исследователи все чаще говорят о необходимости отказа от репродуктивных подходов обучения. Студент не должен быть пассивным объектом педагогического воздействия -он должен уметь самостоятельно идентифицировать проблемное поле, поставить задачи, осуществить поиск нужной информации, проверить и критически переосмыслить ее, выработать оптимальное решение. Именно так строится алгоритм ежедневной профессиональной деятельности у большинства квалифицированных кадров на предприятиях.

Кроме того, практикоориентированное обучение предполагает возрастание роли т.н. soft skills - тайм-менеджмента, лидерства, проблемного мышления, адаптивности, коммуникации. Большинство специалистов, особенно в рассматриваемой нами сфере транспорта и логистики, ежедневно вынуждены организовывать собственную работу, ориентироваться на сжатые сроки при выполнении задач, осуществлять поиск нужной информации, обмениваться мнениями с сослуживцами, внешними партнерами и руководителями, участвовать в дискуссиях. Профессионал в своем деле должен быть социально активным, инициативным, творческим, уметь и руководить, и подчиняться. Именно поэтому, как отмечают С.В. Хусаи-нова и О.Н. Устюжина, необходимо вырабатывать оптимальные формы обучения, методы и приемы, которые смогут сместить акцент с теории на практику, а со знаний - на компетенции [11, с. 182].

Достижение этих и других целей вузовского обучения возможно посредством перехода к интерактивным методам обучения. Рассмотрим сущность этой категории. М.И. Егшатян и Е.Р. Титова определяют интерактивный метод обучения следующим образом: подход к организации учебного процесса, при котором «практически каждый учащийся оказывается вовлечен в процесс познания», «каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности» [4, с. 4]. Интерактивный метод, по мнению авторов, представляет собой новый этап в развитии вузовской педагогики, пришедший на смену методам пассивного и активного обучения (Таблица 1):

Согласно М.А. Фозиловой, интерактивность следует понимать как «включение студентов в общую групповую деятельность, в процессе кото рой происходит переориентация внимания с собственного «Я» на другого человека». Ключевым отличием интерактивного метода выступает интенсификация процессов развития когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы личности [10, с. 693].

С.В. Хусаинова и О.Н. Устюжина предлагают следующую дефиницию интерактивного обучения: «специальная форма организации познаватель-

ной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают» [11, с. 183]. Ключевыми условиями интерактивного подхода к обучению Ф.А. Тиллабаева называет (1) обмен знаниями, идеями, способами деятельности; (2) атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки; (3) более широкое целеполага-ние: в процессе обучения студенты не только получают новую информацию но и развивают аналитические и коммуникативные навыки [7, с. 220].

Таблица 1. Сущностные черты пассивного, активного и интерактивного подходов к обучению

Пассивный метод

Взаимодействие учащихся и преподавателя, при котором основным действующим лицом выступает преподаватель. Преподаватель транслирует знания и управляет ходом занятия, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей (директивный метод организации занятия). Формами связи педагога и учащихся выступают устные и письменные опросы, проверка домашних заданий, контрольные и тесты.

Активный метод

Взаимодействие учащихся и преподавателя, при котором которой преподаватель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся выполняют функцию не пассивных слушателей, а активных участников процесса познания.

Интерактивный метод

Интерактивный подход ориентирован на более широкое и глубокое взаимодействие учеников с педагогом, друг с другом и с образовательным контентом. Подход основывается на доминировании активности учащихся в процессе обучения.

Примечание: источник -с. 4]

собственная разработка по данным [4,

М.А. Фозилова отмечает, что интерактивный подход есть непременное условие реализации компетентностной парадигмы в дидактике, согласно которой осуществляется осознанный отказ от «знаниевого» подхода в пользу компетентност-ного, с присущей ему ориентацией на эффективную деятельность в условиях многофакторной среды, а также на стимулирование профессионального и личностного роста обучающихся [10, с. 694].

Первой попыткой внедрить интерактивные методы обучения в вузах можно считать семинарские занятия [10, с. 693]. Ф.А. Тиллабаева приводит следующий перечень форм и методов интерактивного обучения (Таблица 2):

В транспортно-логистической сфере внедрение интерактивного подхода особенно актуально, что обусловлено спецификой данной сферы деятельности. Современные транспортно-логистические структуры - компании и государственные ведомства, функционируют в условиях междисциплинарной, мультифакторной и многоуровневой среды.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Таблица 2. Современные формы и методы интерактивного обучения

Формат Методы

Дискуссионный Диалог, групповая дискуссия, разбор реальных ситуаций и ситуаций морального выбора.

Игровой и симуляционный Дидактические и творческие игры, в том числе деловые игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры; моделирование.

Тренинговый Коммуникативные тренинги, тренинги сензи-тивности.

Смешанный Сочетание нескольких вышеописанных методов.

Экспериментальный Квесты, веб-квесты, виртуальная и дополненная реальность и проч.

Примечание: источник - собственная разработка по данным [7, с. 220]

Ориентация на компетенции и практические навыки должна быть свойственна любым вузовским программам в данной области. Для того, чтобы сократить разрыв между теорией и практикой, вузы организуют тренинги и тематические встречи с представителями транспортного бизнеса, стимулируют научно-исследовательскую работу студентов (выполнение проектов, публикация научных статей по тематикам перевозочного процесса, организации работы транспортной инфраструктуры, отраслевым ИТ-технологиям и проч. [5, с. 115]. Тем не менее, этих мер оказывается недостаточно, и многие выпускники, к сожалению, оказываются невостребованными на рынке труда. При поступлении на работу они обладают довольно объемным массивом разнонаправленных знаний, но не могут применить их на практике, и руководителям логистических и транспортных компаний приходится переучивать молодых специалистов.

Е.Е. Панфилова и К.С. Соколов говорят об априорной сложности логистической и транспортной сфер, о разностороннем влиянии, которое производственные процессы оказывают на деятельность субъекта. Предприятия, занятые транспортными и логистическими услугами, оперируют колоссальным объёмом входящих и исходящих сведений, в бизнес-деятельности этих компаний сочетаются как материальные, так и информационные потоки и ресурсы. Деятельность транспортно-логистических компаний сопряжена с процессами закупки, транспортировки, хранения, складирования, управления запасами, сбытом и иными организационными, ресурсными, финансовыми, правовыми и нормативными аспектами [6, с. 7].

Рассмотрим конкретные методы обучения, которые могут быть эффективны в обучении буду-„ щих специалистов в области транспорта и логист стики. Как указано в Таблице 2, одним из направ-~ лений реализации интерактивных методов высту-сэ пают игровой и симуляционный методы. ,_ В обучении будущих менеджеров, специали-г стов по ВЭД, таможенным вопросам, экспедито-

ров и др. крайне полезным может оказаться такой метод, как деловая игра. Деловая игра - достаточно универсальный метод, применяемый на любом уровне образовательной системы: в среднем, среднем специальном, высшем образовании, а также в программах повышения квалификации и переподготовки.

Согласно определению Ф.А. Тиллабаевой, деловая игра - это «моделирование реальной ситуации, в которой будущие специалисты должны не только продемонстрировать свои знания, но и проявить разнообразные компетенции, связанные с их профессиональной деятельностью (коммуникабельность, инициативность, умение находить нестандартные решения)» [7, с. 221]. Смежным понятием является термин «имитационная игра» (метод, максимально отражающий характерные черты профессиональной действительности).

Таблица 3. Примеры симуляционных (ролевых) интерактивных методов обучения будущих специалистов в области транспорта и логистики

Проблемное поле Описание симуляции

Управление цепями поставок Ролевые игры, в которых студенты учатся управлять процессами цепей поставок, принимать решения по закупке, производству, хранению и доставке грузов/товаров, а также реагировать на изменения рыночных условий.

Запасы Участники симуляции получают роли специалистов, ответственных за запасы и складирование товаров. Обучающиеся должны управлять уровнем запасов в зависимости от меняющегося спроса и других переменных условий.

Выбор поставщика Обучающимся предлагается взять на себя роли представителей компаний, нуждающихся в новых поставщиках, и самих поставщиков. Требуется оценить преимущества и недостатки каждого поставщика, ценовую политику, логистические и законодательные аспекты сотрудничества в каждым из поставщиков.

Оптимизация транспортных маршрутов Участники планируют оптимальные маршруты для доставки товаров, учитывая различные факторы, такие как расстояние, стоимость перевозки, время доставки и другие ограничения.

Кризисная ситуация Участники сталкиваются с кризисной ситуацией (например, непредвиденная задержка в поставке, поставка бракованной продукции, задержка транспорта на границе, непропуск груза через границу). Обучающиеся, принимающие на себя роли логистов, таможенников и проч. специалистов и должностных лиц, должны разработать стратегию реагирования на кризис и минимизировать ущерб.

Примечание: источник - собственная разработка

Эти и другие ролевые (симуляционные) формы работы позволяют погрузиться в конкретные профессиональные ситуации, в основе которых могут лежать как чисто профессиональные проблемы (к примеру, недопоставка требуемого гру-

за, ошибки в декларировании товара, изменения законодательного массива, регламентирующего трансграничную транспортную активность и проч.), так и проблемы, встречающиеся в любой профессиональной сфере: конфликты в коллективе, конфликты с поставщиками, дефекты стиля и методов руководства, неэффективное распределение обязанностей и функций между кадрами и т.п.). Симуляция как метод обучения в данном контексте весьма близка к кейс-методу [3, с. 208], но при применении кейсов разыгрывать ситуацию по лицам не требуется, что, соответственно, не так сильно «погружает» обучающихся в процесс разрешения проблемной ситуации.

В целом подобные занятия обладают рядом преимуществ и оптимально встраиваются в идею о развитии компетенций, а не знаний. Разыгрывание типичных профессиональных ситуаций, навыков или умений позволяет отработать действия студентах в заданных предметно-социальных условиях, максимально приближенных к реальным. Ключевым преимуществом симуляций, по нашему мнению, выступает междисциплинарный характер обучения. Сегодня в вузах, осуществляющих подготовку в областях логистики и транспорта, применяется дисциплинарный подход, в контексте которого обучающиеся усваивают разрозненные знания по каждой из дисциплин. Профессиональная деятельность специалиста такого разделения не имеет, и в рамках одной профессиональной задачи ему приходится обращаться к различным областям знания одновременно. Любая профессия, безусловно, междисциплинарна и требует целостного видения проблемы.

Тем не менее, при внедрении симуляционных методов работы существуют риски, связанные со стеснительностью обучающихся, излишней театрализацией, присущей любым методам, где требуется разыгрывать ситуацию по лицам. Педагог не должен пускать ролевую игру на «самотек» -его задача заключается в модерировании процесса симуляции, коррекции поведения участников игры. Педагог, таким образом, «становится менеджером процесса обучения, имеет возможность оказывать адресную помощь студентам» [1, с. 9].

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

(1) Интерактивный метод представляет собой новый этап в развитии вузовской педагогики, пришедший на смену методам пассивного и активного обучения. Интерактивный метод обучения представляет собой такой подход к организации учебного процесса, при котором учащийся оказывается вовлечен в процесс познания, в обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивный подход предполагает широкое взаимодействие учеников с педагогом, друг с другом и с образовательным контентом. Подход основывается на доминировании активности учащихся в процессе обучения.

(2) Обучение будущих логистов о включает в себя целый комплекс дисциплин, охватывающих

как теоретические основы, так и практические аспекты логистической деятельности: основы логистики, управление цепями поставок, транспортные системы и технологии, управление запасами и складское хозяйство, информационные системы в логистике.

(3) Ролевые (симуляционные) формы работы позволяют погрузиться в конкретные профессиональные ситуации, в основе которых могут лежать как чисто профессиональные проблемы, так и проблемы, встречающиеся в любой профессиональной сфере. Деловая игра - один из интерактивных методов обучения, сущность которого заключается в моделировании реальной ситуации, в которой будущие специалисты должны не только продемонстрировать свои знания, но и проявить разнообразные компетенции, связанные с их профессиональной деятельностью.

Литература

1. Андрюхина, Т.Н. Применение интерактивных форм обучения при подготовке специалистов автомобильного транспорта / Т.Н. Андрюхина // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. - 2014. - № 1 (21). - С. 6-10.

2. Афанасьева, Е.Д. Стажировка обучающихся образовательных организаций, как содействие трудоустройству / Е.Д. Афанасьева // Всероссийская научно-методическая конференция «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». - 2627 января 2023 г. - Оренбург. - С. 5227-5229.

3. Бабаян, А.В. Использование кейс-стади в процессе преподавания дисциплины «Менеджмент» студентам СПО / А.В. Бабаян // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2019. - № 4. - С. 203-211.

4. Егшатян, М.И. Интерактивные методы обучения / М.И. Егшатян, Е.Р. Титова // Евразийский научный журнал. - 2022. - № 6. - С. 4-5.

5. Костров, В.Н. Концептуальный подход к формированию и развитию транспортно-экспедиционных компетенций / В.Н. Костров, Н.В. Мордовченков, А.А. Сироткин // Научные проблемы водного транспорта. - 2019. -№ 61. - С. 113-120.

6. Панфилова, Е.Е. Информационные технологии в логистике / Е.Е. Панфилова, К.С. Соколов // СИЛА систем. - 2019. - № 4 (13). - С. 6-12.

7. Тиллабаева, Ф.А. Интерактивные методы обучения как разновидность активных методов / Ф.А. Тиллабаева // Экономика и социум. -2021. - № 2-2 (81). - С. 219-222.

8. Трудоустройство по специальности // HH.ru. -2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hh.ru/article/21826. - Дата доступа: 13.11.2023.

9. Федотова, Е. Почему так много россиян работают не по специальности / Е. Федотова / Ведомости. - 2021 [Электронный ресурс]. - Режим

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

доступа: https://www.vedomosti.ru/career/articl es/2021/09/06/885470-rabotayut-spetsialnosti. -Дата доступа: 13.11.2023.

10. Фозилова, М.А. Интерактивные методы обучения в вузе / М.А. Фозилова // Экономика и социум. - 2022. - № 9 (100). - С. 692-694.

11. Хусаинова, С.В. Сущность интерактивных методов и форм обучения / С.В. Хусаинова, О.Н. Устюжина // Теория и практика современной науки. - 2021. - № 10 (76). - С. 181-185.

INTERACTIVE LEARNING METHODS IN PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN THE TRANSPORT AND LOGISTICS FIELDS

Kozlov A.V.

Tyumen Industrial University

The article discusses the essence of the interactive approach to learning, as well as its differences from passive (reproductive) and active methods. It is noted that there is a gap between university theory and professional practice. A definition of practice-oriented learning and a competency-based approach in didactics is presented. The specifics of professional work in the transport and logistics industries are revealed. The forms of work with students studying in relevant specialties are considered. The role of simulation methods in conducting classes is noted and examples of introducing business role-playing games into the learning process at a university are indicated.

Keywords: transport, logistics, management, university, interactive teaching method, active learning method, simulation, role play, business game, case method.

References

1. Andryukhina, T.N. Application of interactive forms of training in the training of automotive transport specialists / T.N. Andryukhi-

na // Vestn. Myself. state tech. un-ta. Ser. Psychological and pedagogical Sciences. - 2014. - No. 1 (21). - P. 6-10.

2. Afanasyeva, E.D. Internship for students of educational organizations as assistance in employment / E.D. Afanasyeva // All-Russian scientific and methodological conference "University complex as a regional center of education, science and culture." - January 26-27, 2023 - Orenburg. - pp. 5227-5229.

3. Babayan, A.V. Using case studies in the process of teaching the discipline "Management" to students of secondary vocational education / A.V. Babayan // Crede Experto: transport, society, education, language. - 2019. - No. 4. - pp. 203-211.

4. Egshatyan, M.I. Interactive teaching methods / M.I. Egshat-yan, E.R. Titova // Eurasian scientific journal. - 2022. - No. 6. -P. 4-5.

5. Kostrov, V.N. Conceptual approach to the formation and development of transport and forwarding competencies / V.N. Kostrov, N.V. Mordovchenkov, A.A. Sirotkin // Scientific problems of water transport. - 2019. - No. 61. - pp. 113-120.

6. Panfilova, E.E. Information technologies in logistics / E.E. Pan-filova, K.S. Sokolov // POWER of systems. - 2019. - No. 4 (13). - P. 6-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Tillabaeva, F.A. Interactive teaching methods as a type of active methods / F.A. Tillabaeva // Economics and society. - 2021. -No. 2-2 (81). - pp. 219-222.

8. Employment by specialty // HH.ru. - 2018. [Electronic resource]. - Access mode: https://hh.ru/article/21826. - Access date: 11/13/2023.

9. Fedotova, E. Why do so many Russians work outside their specialty / E. Fedotova / Vedomosti. - 2021 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.vedomosti.ru/career/artic les/2021/09/06/885470-rabotayut-spetsialnosti. - Access date: 11/13/2023.

10. Fozilova, M.A. Interactive teaching methods at university / M.A. Fozilova // Economics and society. - 2022. - No. 9 (100). -pp. 692-694.

11. Khusainova, S.V. The essence of interactive methods and forms of teaching / S.V. Khusainova, O.N. Ustyuzhina // Theory and practice of modern science. - 2021. - No. 10 (76). - pp. 181-185.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.