Научная статья на тему 'Интерактивные методы преподавания математики иностранным студентам'

Интерактивные методы преподавания математики иностранным студентам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математика / иностранный студент / интерактивное обучение / активное обучение / квест / педагогическая технология / mathematics / foreign student / interactive learning / active learning / quest / pedagogical technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорока Марина Владимировна, Столярова Валентина Вячеславовна

Статья раскрывает специфику применения интерактивных методов преподавания математики иностранным студентам. Сделан вывод о наличии 3 этапов развития методов обучения: пассивного, активного и интерактивного подходов. Рассмотрены подходы к дефиниции интерактивного подхода к обучению. Обозначено, что интерактивное обучение предполагает взаимодействие, вовлечение всех обучающихся в процесс познания, активизацию когнитивной и эмоционально-поведенческой сфер. Выявлены сложности и барьеры в обучении иностранцев. Сделано предположение о том, что многие проблемы в обучении иностранных граждан в российских вузах можно разрешить посредством интерактивных методов обучения. Очерчен спектр свойств и параметров, которым должны соответствовать применяемые педагогические технологии: мультимедийность, инструментальность, интерактивность, адаптивность, мотивационность, междисциплинарность. Описан метод квеста – прогрессивной интерактивной технологии, сущность которой заключается в решении математических задач с использованием сюжета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорока Марина Владимировна, Столярова Валентина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING MATHEMATICS TO FOREIGN STUDENTS

The article reveals the specifics of using interactive methods of teaching mathematics to foreign students. It is concluded that there are 3 stages in the development of teaching methods: passive, active and interactive approaches. Approaches to the definition of an interactive approach to learning are considered. It is indicated that interactive learning involves interaction, the involvement of all students in the learning process, and the activation of the cognitive and emotional-behavioral spheres. Difficulties and barriers in teaching foreigners have been identified. It has been suggested that many problems in teaching foreign citizens at Russian universities can be resolved through interactive teaching methods. The range of properties and parameters that the applied pedagogical technologies must correspond to is outlined: multimedia, instrumentality, interactivity, adaptability, motivation, interdisciplinarity. The quest method is described – a progressive interactive technology, the essence of which is to solve mathematical problems using a plot.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы преподавания математики иностранным студентам»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Интерактивные методы преподавания математики иностранным студентам

Сорока Марина Владимировна,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Математика и математическое моделирование», ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова» E-mail: soroka_mv@npi-tu.ru

Столярова Валентина Вячеславовна,

кандидат технических наук, доцент кафедры «Математика и математическое моделирование», ФГБОУ ВО «ЮжноРоссийский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова» E-mail: stoliarova_vv@npi-tu.ru

Статья раскрывает специфику применения интерактивных методов преподавания математики иностранным студентам. Сделан вывод о наличии 3 этапов развития методов обучения: пассивного, активного и интерактивного подходов. Рассмотрены подходы к дефиниции интерактивного подхода к обучению. Обозначено, что интерактивное обучение предполагает взаимодействие, вовлечение всех обучающихся в процесс познания, активизацию когнитивной и эмоционально-поведенческой сфер. Выявлены сложности и барьеры в обучении иностранцев. Сделано предположение о том, что многие проблемы в обучении иностранных граждан в российских вузах можно разрешить посредством интерактивных методов обучения. Очерчен спектр свойств и параметров, которым должны соответствовать применяемые педагогические технологии: мульти-медийность, инструментальность, интерактивность, адаптивность, мотивационность, междисциплинарность. Описан метод квеста - прогрессивной интерактивной технологии, сущность которой заключается в решении математических задач с использованием сюжета.

Ключевые слова: математика, иностранный студент, интерактивное обучение, активное обучение, квест, педагогическая технология

Совершенствование методов обучения посредством введения интерактивного контента становится одной из наиболее дискуссионных и популярных тем для научно-теоретических и прикладных исследований. Дидактика уже с самого начала своего существования рассматривала вопросы о том, каким образом должны взаимодействовать участники образовательного процесса и каким статусом они должны обладать. В целом, проводя анализ эволюции педагогических изысканий по рассматриваемой нами тематике, можно говорить о наличии трех этапов развития методов обучения (Рисунок 1):

Пассивное обучение

Активное обучение

Интерактивное обучение

Рис. 1. Эволюция подходов к преподаванию Источник: собственная разработка

Пассивный подход к обучению представляет собой такую форму взаимодействия педагога и обучающегося, при которой именно педагог выполняет функцию ключевого действующего лица процесса обучения, единственного источника и контролера знаний; ученикам же достается роль пассивных реципиентов, подчиненных директивам преподавателя. Связь между обучающимися, как правило, нежелательна или даже недопустима; обучающийся вступает в коммуникацию только с педагогом и только по инициативе последнего. Взаимодействие реализуется в форме опросов, контрольных работ, тестов.

По мере становления педагогики «с человеческим лицом», исходящей из принципа гуманизма и индивидуализации, пассивный метод стал постепенно утрачивать актуальность и уступать позиции активному обучению. Активное обучение представляет собой совокупность обучающих методов и технологий, которые предполагают активное взаимодействие между преподавателем и обучающимся в ходе занятия. Статус учеников существенно меняется: вместо пассивных слушателей они становятся участниками дискуссии, собесед-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

никами; можно сказать, что в ситуации активного обучения права учащихся и педагога уравниваются, хотя в целом педагог продолжает доминировать. Тем не менее, авторитарная форма взаимодействия сменяется на демократическую, что, как показывают многочисленные эмпирические исследования, положительно сказывается на эффективности процесса обучения, качестве и количестве усвоенного материала [3, с. 4].

На текущем этапе развития педагогической науки все чаще можно услышать о переходе к интерактивной парадигме обучения. Интерактивные формы, режимы, методы, технологии находятся в фокусе внимания абсолютного большинства исследователей-теоретиков и практикующих педагогов. В данной связи рассмотрим подходы к пониманию сущности категории «интерактивное обучение», представленные в современной научной литературе.

М.И. Егшатян и Е.Р. Титова предлагают определять интерактивное обучение как пребывание в состоянии беседы, «широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом» и «доминирование активности учащихся в процессе обучения» [3, с. 4].

И.Ш. Шакиров и Б.А. Калаков описывают сущность интерактивного обучения следующим образом: вовлечение всех обучающихся в процесс познания, а также обязательная рефлексия, диалог с преподавателем и одногруппниками; по мнению авторов, интерактивное обучение актуально в связи с «социальной неприспособленностью учеников» и решает важную задачу социализации молодых людей и развития у них навыков продуктивной диалогической коммуникации [15, с. 28].

М.Х. Корабоев с соавт. предлагают следующую дефиницию интерактивного обучения: «способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса», а также «обучение, погруженное в общение» [7, с. 234].

М.М. Кузибоева описывает интерактивное обучение как специальную форму организации познавательной совместной деятельности: «участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы» [8, с. 238]. По мнению исследователя, ключевым отличием интерактивного подхода к обучению от пассивного и активного подходов выступает эмоциональное и духовное единение участников образовательного процесса [8, с. 239].

Схожий тезис мы обнаруживаем в публикации М.А. Фозиловой: интерактивный режим обучения активизирует не только когнитивную, но и эмоционально-поведенческую сферу личности, что позволяет существенно повысить качество обучения - особенно в сравнении с конвенциональной формой репродуктивного (пассивного) обучения [14, с. 693].

Во многих авторских дефинициях интерактивного подхода к обучению акцент ставится, прежде всего, на изменении статуса участников образовательного процесса и его субъектно-объектной структуры. Согласно И.Е. Карповой, интерактивный подход выступает прогрессивной моделью образовательного общения, основанной на равно-статусном взаимодействии участников обучения, на взаимном контроле и оценке знаний, на групповом опыте, на инициативе обучающихся [6, с. 89]. Меняется, как указывают Т.Г. Кузьмичева и М.Е. Кузьмичев, и роль педагога. Преподаватель более не является центральной фигурой образовательного процесса - он организует его, подготавливает задания и формулирует вопросы, контролирует время и порядок выполнения плана [9, с. 69].

Одним из наиболее «проблемных» с дидактической точки зрения студенческих контингентов -иностранные граждане. В данной связи исследователи все чаще обращаются к прикладным вопросам повышения качества обучения иностранцев в отечественных учреждениях образования. Тенденция к интернационализации современного высшего образования актуализирует проблему образовательной и психологической адаптации иностранных студентов к чуждой им действительности российской высшей школы [5, с. 2].

Сложности в обучении иностранцев обусловлены рядом объективных факторов и причин. Согласно Т.Т. Капезиной, иностранный студент оказывается в чуждых ему средах: (1) языковая среда; (2) культурная и политическая среда; (3) межличностная среда; (4) образовательная среда; (5) климатическая, географическая и архитектурная среда; (6) бытовая среда. Физиологический, психоэмоциональный, когнитивный и языковой дискомфорт существенно осложняют процессы обучения и, в некоторой степени, отодвигают образование на второй план [5, с. 4].

Первичным барьером для иностранцев, обучающихся в российских вузах, выступает, конечно же, языковой. Вне зависимости от того, на каком языке ведется обучение - на английском или русском - оба этих языка не являются родными для студента. Это приводит к тому, что им сложно конспектировать, работать с учебной литературой, воспринимать лекционный материал, отвечать в устной и письменной формах [5, с. 8]. Это приводит к тому, что уровень успеваемости по ряду дисциплин у иностранцев достаточно низкий. Особенно тяжело даются иностранным гражданам математические и технические дисциплины.

Считается, что многие проблемные аспекты обучения иностранных граждан в российских вузах можно разрешить посредством интерактивных методов обучения - они позволять обучающимся чувствовать себя уверенней, социализироваться, научиться коммуницировать используя имеющийся лексический запас, преодолеть страх перед ошибкой.

Все вышеизложенное актуализирует вопросы прикладной разработки методик интерактив-

ного преподавания математики на уровне вузов для иностранных студентов. При построении программ интерактивного обучения иностранцев математике требуется следовать четким методическим принципам, среди которых можно отметить следующие: (1) принцип открытости - иностранный студент должен не только получить знания, но и узнать о потенциале их применения; данный принцип влечет за собой также принципы (2) ме-ждисциплинарности и практикоориентированно-сти; (3) принцип обратной связи - студент должен иметь возможность получения непрерывной обратной связи от педагога [1, с. 167]; (4) принцип повышения мотивации к изучению математики (зачастую иностранные студенты, столкнувшиеся с языковым и иными барьерами, утрачивают мотивацию к изучению этого трудоемкого предмета) [2, с. 144].

Вышеобозначенные принципы, в свою очередь, диктуют определенные свойства и параметры, которым должны соответствовать применяемые педагогические технологии (Таблица 1):

Таблица 1. Свойства педагогических технологий, применяемых в интерактивном обучении математике иностранных студентов

Дидактические свойства интерактивных инструментов обучения Содержание

Мультимедийность Уход от вербального представления информации в пользу мультимедийного, аудиовизуального форматов с целью повышения наглядности и преодоления языкового барьера в обучении.

Инструментальность Наличие широкого спектра инструментов и средств для создания интерактивной образовательной среды, поиска, хранения, обработки информации.

Интерактивность Стремление к непрерывному взаимодействию между субъектами образовательного процесса.

Адаптивность Возможность подстраивания и учета индивидуальных особенностей студентов, поступивших на обучение из разных стран. а также обеспечить преемственность в развитии содержания учебного материала И

Мотивационность Стимулирование познавательного интереса к математике и к учению в целом, активизация коммуникаций.

Междисциплинарность Связь обучения с другими дисциплинами (к примеру, преподавание математики для инженеров с указанием на то, где именно математические знания могут понадобиться в профессии).

Источник: собственная разработка

Исследователи предлагают множество инструментов, средств и сервисов для работы с иностранными студентами в области математики

в контексте интеракции как формы обучения [13, с. 66]. Как правило, речь идет о таких формах занятий, как интерактивные экскурсии, кейс-метод, круглый стол, мозговой штурм, групповые дискуссии, деловые игры.

Множество исследований содержат в себе указание на необходимость применения инновационных технологий. К примеру, перспективными техническими средствами обучения авторы считают интерактивные доски, интерактивные планшеты, интерактивные образовательные платформы [4, с. 83]. В научной литературе можно встретить также анализ применения таких технологий, как видеоэнциклопедии, электронные лектории; персональные интеллектуальные гиды, виртуальные лаборатории, технологии AR и VR. Безусловно, технологические инновации способны существенно повысить качество обучения - хотя бы за счет заинтересованности студентов в обращении с ними. Тем не менее, реализация массовых практик вузовского обучения посредством интерактивных инструментов в российских вузах представляется нам недостижимой в ближайшей перспективе опцией.

Следовательно, важно разрабатывать методы, которые не требуют дорогостоящего оборудования, но, при этом, окажутся способными обеспечить соответствие вышеобозначенным принципам и свойствам (Таблица 1).

С.Ю. Ланина предлагает использовать в практике обучения деловые игры: они, по мнению исследователя, погружают «в атмосферу профессиональной деятельности, в ходе которой студентам предстоит, опираясь на изученный материал, применять математические методы для решения поставленных задач» [10]. О.Н. Сахарова предлагает применять деловые игры на занятиях для специальности «Юриспруденция». К примеру, модель разбирательства судебного дела «Суд над математикой» может быть реализована в конце семестра на основе изученного материала: «идея игры заключается в том, что студенты должны обсудить и решить, нужна ли математика юристу, аргументируя свое мнение решением профессиональных задач» [12, с. 54].

По нашему мнению, квест как прогрессивная интерактивная технология, является логическим продолжением методов кейс-стади и деловых игр. Решение математических задач с использованием сюжета может сделать обучение более увлекательным и непринужденным [11, с. 63]. Квест может включать в себя визуальные подсказки, анимации или интерактивные сценарии, которые требуют применения математических навыков для прохождения заданий.

Квест представляет собой игру-повествование, в которой игроки, разделенные на команды, продвигаются по сюжету и взаимодействуют с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения поставленных задач. Для проведения квеста требуется использовать территорию учебного учрежде-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см см

ния (лобби, вестибюли, аудитории), и на каждой локации участников игры должны ожидать задачи, решение которых позволит команде собрать некий артефакт (ключ, подсказку, сообщение) и продвинуться далее. Преимуществом квеста является потенциал в плане междисциплинарности: задания могут совмещать в себе как математические знания, так и соотноситься со специализацией.

Так, к примеру, студентам-медикам игровые персонажи могут предложить задания в следующих областях на стыке медицины и математики:

(1) Фармакокинетика и фармакодинамика. Студенты-медики в ходе решения задач должны применять математические модели для изучения того, как организм обрабатывает лекарства - как лекарство распределяется, метабо-лизируется и выводится из организма, для анализа фармакодинамики - как лекарство воздействует на организм. В медицинской практике важно правильно определять дозы лекарств в зависимости от веса пациента, степени тяжести заболевания и других факторов. Все эти манипуляции требуют математических расчетов.

(2) Статистика. Одним из заданий квеста может стать статистическая обработка данных. Как известно, исследования в области медицины часто требуют анализа больших объемов данных. Медики используют статистические методы для интерпретации результатов исследований, проверки гипотез, анализа эффективности лечения и принятия решений на основе полученных количественных данных.

(3) Одной из «станций» квеста может стать тяжелобольной пациент, который нуждается в мониторинге витальных показателей. При работе с медицинским оборудованием и мониторинге витальных показателей пациентов студенты-медики применяют математические методы для интерпретации данных и принятия быстрых решений в критических ситуациях.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Анализ эволюции педагогических изысканий по рассматриваемой нами тематике позволяет сделать вывод о наличии трех этапов развития методов обучения: пассивного, активного и интерактивного подходов. На текущем этапе развития педагогической науки все чаще можно услышать о потребности в интерактивной парадигме обучения.

2. Интерактивное обучение предполагает диалог или полилог, взаимодействие, вовлечение всех обучающихся в процесс познания, активизацию не только когнитивной, но и эмоционально-поведенческой сферы. Интерактивные методы позволяют существенно повысить качество обучения в сравнении с репродуктивным (пассивным) обучением.

3. Сложности в обучении иностранцев обусловлены рядом объективных факторов и причин. Считается, что многие проблемные аспекты об-

учения иностранных граждан в российских вузах можно разрешить посредством интерактивных методов обучения.

4. Существуют определенные свойства и параметры, которым должны соответствовать применяемые педагогические технологии: мульти-медийность, инструментальность, интерактивность, адаптивность, мотивационность, меж-дисциплинарность.

5. Интерактивный подход в обучении математике иностранцев предполагает включение таких форм и инструментов, как интерактивные экскурсии, кейс-метод, круглый стол, мозговой штурм, групповые дискуссии, деловые игры.

6. Квест - прогрессивная интерактивная технология, сущность которой заключается в решение математических задач с использованием сюжета. Квест представляет собой игру-повествование, в которой игроки продвигаются по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения поставленных задач.

Литература

1. Боброва, К. А. К вопросу о сущности интерактивных методов обучения математике / К.А. Боброва // Форум молодых ученых. - 2018. - № 1 (17). - С. 165-168.

2. Гуляева, И.В. Активные и интерактивные методы обучения в преподавании математики в системе СПО / И.В. Гуляева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 35-1. - С. 138-144.

3. Егшатян, М.И. Интерактивные методы обучения / М.И. Егшатян, Е.Р. Титова // Евразийский научный журнал. - 2022. - № 6. - С. 4-5.

4. Исаева, З.И. Применение интерактивных методов обучения на уроках математики / З.И. Исаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - С. 81-84.

5. Капезина, Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе / Т.Т. Капезина // Наука. Общество. Государство. - 2014. -№ 1. - 10 с.

6. Карпова, И.Е. Характеристика интерактивных методов обучения / И.Е. Карпова // Вестник Курганского государственного университета. -2012. - № 2 (24). - С. 89-90.

7. Корабоев, М.Х. Интерактивные методы обучения / М.Х. Корабоев, Т.К. Бегимкулов, Х.А. Му-минов, Б.Х. Турдимуратов, Н. Бегамова // Евразийский научный журнал. - 2018. - № 6. -С. 234-237.

8. Кузибоева, М.М. Интерактивные методы обучения / М М. Кузибоева // Экономика и социум. - 2019. - № 10 (65). - С. 238-241.

9. Кузьмичева, Т.Г. Использование интерактивных методов обучения в математике / Т.Г. Кузьмичева, М.Е. Кузьмичев // Теория и практика

современной науки. - 2021. - № 2 (68). - С. 6870.

10. Ланина, С.Ю. Интерактивные методы обучения высшей математики студентов экономического профиля / С.Ю. Ланина // АНИ: педагогика и психология. - 2021. - № 1 (34). - С. 173175.

11. Поладова, В.В. Квест-технология как современная форма игры в контексте математической составляющей вуза нетехнического профиля / В.В. Поладова // Вестник УРАО. - 2020. -№ 3. - С. 59-68.

12. Сахарова, О.Н. Методика организации деловых игр по математике / О.Н. Сахарова // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2008. - № 7. -С. 38-45.

13. Табачкова, М.Ю. Интерактивные методы обучения в математике / М.Ю. Табачкова, И.П. Бо-рискина // ИТС. - 2014. - № 3 (76). - С. 65-70.

14. Фозилова, М.А. Интерактивные методы обучения в вузе / М.А. Фозилова // Экономика и социум. - 2022. - № 9 (100). - С. 692-694.

15. Шакиров, И.Ш. Интерактивный метод обучения / И.Ш. Шакиров, Б.А. Калаков // Вестник науки. - 2019. - № 10 (19). - С. 29-31.

16. Евхута, О.Н. Проблемы развития экспорта образовательных услуг Российской Федерации в контексте развития человеческого капитала / О.Н. Евхута, Н.А. Евхута // Современное педагогическое образование. - 2023. - № 11. -С. 525-528.

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING MATHEMATICS TO FOREIGN STUDENTS

Soroka M.V., Stolyarova V.V.

Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI)

The article reveals the specifics of using interactive methods of teaching mathematics to foreign students. It is concluded that there are 3 stages in the development of teaching methods: passive, active and interactive approaches. Approaches to the definition of an interactive approach to learning are considered. It is indicated that interactive learning involves interaction, the involvement of all students in the learning process, and the activation of the cognitive and emotional-behavioral spheres. Difficulties and barriers in teaching foreigners have been identified. It has been suggested that many problems in teaching foreign citizens at Russian universities can be resolved through interactive teaching methods. The range of properties and parameters that the applied pedagogical technologies must correspond to is outlined: multimedia, instrumentality, interactivity, adaptability, motivation, interdisciplinarity. The quest method is de-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

scribed - a progressive interactive technology, the essence of which

is to solve mathematical problems using a plot.

Keywords: mathematics, foreign student, interactive learning, active learning, quest, pedagogical technology.

References

1. Bobrova, K.A. On the question of the essence of interactive methods of teaching mathematics / K.A. Bobrova // Forum of young scientists. - 2018. - No. 1 (17). - pp. 165-168.

2. Gulyaeva, I.V. Active and interactive teaching methods in teaching mathematics in the secondary vocational education system / I.V. Gulyaeva // Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application. - 2014. - No. 35-1. - pp. 138-144.

3. Egshatyan, M.I. Interactive teaching methods / M.I. Egshat-yan, E. RTitova // Eurasian scientific journal. - 2022. - No. 6. -P. 4-5.

4. Isaeva, Z.I. Application of interactive teaching methods in mathematics lessons / Z.I. Isaeva // Problems of modern pedagogical education. - 2019. - No. 63-4. - pp. 81-84.

5. Kapezina, T.T. Problems of teaching foreign students at a Russian university / T.T. Kapezina // Science. Society. State. -2014. - No. 1. - 10 s.

6. Karpova, I.E. Characteristics of interactive teaching methods / I. E. Karpova // Bulletin of Kurgan State University. - 2012. - No. 2 (24). - pp. 89-90.

7. Koraboev, M. Kh. Interactive teaching methods / M. Kh. Ko-raboev, T.K. Begimkulov, Kh.A. Muminov, B. Kh. Turdimuratov, N. Begamova // Eurasian scientific journal. - 2018. - No. 6. - pp. 234-237.

8. Kuziboeva, M.M. Interactive teaching methods / M. Kuziboeva // Economics and society. - 2019. - No. 10 (65). - pp. 238-241.

9. Kuzmicheva, T.G. The use of interactive teaching methods in mathematics / T.G. Kuzmicheva, M.E. Kuzmichev // Theory and practice of modern science. - 2021. - No. 2 (68). - P. 68-70.

10. Lanina, S. Yu. Interactive methods of teaching higher mathematics to economic students / S. Yu. Lanina // ANI: pedagogy and psychology. - 2021. - No. 1 (34). - pp. 173-175.

11. Poladova, V.V. Quest technology as a modern form of game in the context of the mathematical component of a non-technical university / V.V. Poladova // Bulletin of URAO. - 2020. - No. 3. -pp. 59-68.

12. Sakharova, O.N. Methodology for organizing business games in mathematics / O.N. Sakharov // Alma mater. Bulletin of Higher School. - 2008. - No. 7. - P. 38-45.

13. Tabachkova, M. Yu. Interactive teaching methods in mathematics / M. Yu. Tabachkova, I.P. Boriskina // ITS. - 2014. - No. 3 (76). - P. 65-70.

14. Fozilova, M.A. Interactive teaching methods at university / M.A. Fozilova // Economics and society. - 2022. - No. 9 (100). -pp. 692-694.

15. Shakirov, I. Sh. Interactive teaching method / I. Sh. Shakirov, B.A. Kalakov // Bulletin of Science. - 2019. - No. 10 (19). - pp. 29-31.

16. Evkhuta, O.N. Problems of development of export of educational services of the Russian Federation in the context of the development of human capital / O.N. Evkhuta, N.A. Evkhuta // Modern pedagogical education. - 2023. - No. 11. - pp. 525-528.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.