Научная статья на тему 'О некоторых интерактивных методах обучения в системе высшего образования'

О некоторых интерактивных методах обучения в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ / PASSIVE / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS / ИНТЕРАКЦИЯ / INTERACTION / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE TRAINING / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGN ACTIVITY / МОДЕЛИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / MODELS OF CRITICAL THINKING / ТЕСТЫ ДЕЙСТВИЯ / ACTION TESTS / ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / IMITATING METHODS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусинов Пётр Айкенович

В статье раскрывается сущность интерактивного метода обучения в системе высшего профессионального образования. Приведены варианты (отдельные методы и формы) интерактивного обучения, используемые в практике университета. В наиболее детальной интерпретации показана сущность проектной деятельности как вида интеракции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусинов Пётр Айкенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ESSENCE OF SOME INTERACTIVE METHODS AND TRAINING FORMS IN THE SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

The article reveals the essence of interactive teaching method in the system of higher vocational education. The interactive teaching variants (individual methods and forms) used in the university practice are presented. The essence of the project activity as a form of interaction is given in the most detailed interpretation.

Текст научной работы на тему «О некоторых интерактивных методах обучения в системе высшего образования»

«Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №1 (06). Июнь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)

УДК 378.1 ББК 74.24 М916

П. А. Мусинов Горно-Алтайск, Россия О НЕКОТОРЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается сущность интерактивного метода обучения в системе высшего профессионального образования. Приведены варианты (отдельные методы и формы) интерактивного обучения, используемые в практике университета.

В наиболее детальной интерпретации показана сущность проектной деятельности как вида интеракции.

Ключевые слова: компетентностный подход, пассивные методы, активные и интерактивные методы, интеракция, интерактивное обучение, проектная деятельность, модели критического мышления, тесты действия, имитационные методы учебной деятельности

P.A. Musinov Gorno-Altaisk, Russia

ABOUT THE ESSENCE OF SOME INTERACTIVE METHODS AND TRAINING FORMS IN THE SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL

The article reveals the essence of interactive teaching method in the system of higher vocational education. The interactive teaching variants (individual methods and forms) used in the university practice are presented.

The essence of the project activity as a form of interaction is given in the most detailed interpretation.

© Мусинов П.А., 2014

Key words: competence approach, passive, active and interactive methods, interaction, interactive training, design activity, models of critical thinking, action tests, imitating methods of educational activity

Отечественное высшее образование в связи с изменениями, обусловленными интенсивными интеграционными процессами, введением в действие в полном объеме ФЗ «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в настоящее время претерпевает существенные преобразования в организации образовательного процесса.

Сокращение продолжительности срока обучения, прежде всего на уровне бакалавриата, обусловило резкое сокращение количества аудиторных часов и, напротив, заметное увеличение часов, отводимых на самостоятельную работу студентов.

Образовательный процесс системы высшего образования стал перед проблемой активизации учебно-познавательной деятельности студентов через актуализацию новых методов обучения, вовлечение их в групповые и коллективные формы совместной деятельности через диалог, формирование необходимых и профессионально значимых компетенций, позволяющих студентам в дальнейшем на более самостоятельном уровне применять полученные знания, практические умения и навыки. Это обусловило актуальность компетентностного подхода в реализации программ высшего образования.

Так, согласно Приказу Минобрнауки РФ от 04 мая 2010 г. № 464 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «Бакалавр»), реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые

игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, их разноаспектных компетенций.

Само слово «интерактивный» (в переводе с латинского: «inter» - это «взаимный», «act» - «действовать») означает «взаимодействовать», «находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо».

Но прежде чем раскрыть сущность интерактивного метода обучения, автор считает целесообразным обратиться к сущности пассивных и активных методов обучения, которые пока достаточно широко используются в практике преподавания научных и предметных дисциплин. «Пока», конечно же, относится к так называемым «пассивным» методам обучения.

Пассивный метод - это такая форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель выступает основным действующим лицом, управляющим ходом учебного занятия, а студенты являются пассивными слушателями, подчиненными директивам и установкам преподавателя. Примером использования пассивного метода может служить, к сожалению, еще достаточно популярная в практике вузовской подготовки классическая лекция, когда преподаватель, зачастую находясь за трибуной, выступает в роли транслятора готовых знаний, не требующего обратной связи.

Использование пассивных методов предполагает, прежде всего, субъект-объектное отношение в системе «преподаватель-студент», обусловливает педагогическое воздействие. При такой организации учебного процесса преподаватель как бы стоит над студентами, не допускает паритетности.

Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется лишь посредством опросов, самостоятельных и контрольных работ, тестирования и т.д.

Схематически это выглядит следующим образом:

Схема 1.

На фоне традиционного классического подхода к преподаванию (пассивного метода) наиболее прогрессивными являются активные методы обучения и преподавания, получившие наиболее широкое распространение в парадигме гуманистического подхода в образовании.

Активный метод - это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на паритетных началах, на равных правах. Наиболее популярная форма при этом - это решение задач.

На схеме это показано так:

Схема 2.

Яркими примерами проявления активных методов в преподавании и обучении являются, в частности, диалогическая лекция, групповое обсуждение проблем, дискуссии, пресс-конференции и т.п.

Активные методы способствуют развитию культуры диалога, проявлению обратной связи во время учебного занятия в системе «преподаватель-студент», что обусловливает субъект-субъектное отношение и педагогическое взаимодействие во время образовательного процесса. При активных методах обучения преподаватель становится как бы на один уровень со студентами, допускает паритетные взаимоотношения, обсуждение проблем, выражение мнений и отношений.

В настоящее время активные методы и формы достаточно широко используются в образовательном процессе вузовской подготовки. Их номенклатура представлена многочисленным перечнем.

Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной учебно-познавательной деятельности.

В настоящее время в дидактике не существует единого взгляда на проблему классификации методов активного обучения, и любая из классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения. Чаще всего их делят на имитационные и неимитационные, игровые и неигровые методы. Среди них выделяются и становятся популярными такие, как активная (проблемная, диалогическая) лекция, лекция-визуализация, круглый стол, деловая игра, дискуссия, пресс-конференция, мозговая атака (мозговой штурм), педагогические кластеры, игровое проектирование (моделирование), анализ конкретных ситуаций, поисковая лабораторная работа, коллективная мыслительная деятельность, метод виртуальных и реальных проектов и т.д.

В современных условиях профессиональной подготовки наиболее востребованными и интересными в практике преподавания и обучения являются интерактивные методы.

Интерактивные методы обучения - это те методы, при которых студенты идентифицируют себя с учебным материалом, активно включаются в изучаемую тему, ситуацию, переживают состояние успеха и, соответственно, мотивируют свою деятельность; в учебный процесс включаются абсолютно все студенты.

А совместная деятельность означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад; в ходе работы идет взаимообмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Основная задача преподавателя при интерактивном обучении заключается в создании условий для инициативы студентов, в приведении их к самостоятельному поиску решения поставленной (возникшей) проблемы.

В отличие от предыдущего подхода, активность преподавателя уступает место активности студентов.

Преподаватель выполняет функцию ассистента в работе, одного из источников информации.

Поэтому интерактивное обучение изначально призвано использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся: обучающихся старших классов общеобразовательного учреждения, студентов, слушателей системы повышения профессиональной квалификации.

Интерактивный метод ориентирован на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель разрабатывает план занятия самостоятельно, но может к этому процессу подключать и наиболее подготовленных студентов.

Цель интерактивных занятий заключается в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения в формировании новых знаний и практических навыков, а также в создании базы для работы по решению проблем после того, как обучение завершится.

Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Схема интерактивного обучения (взаимодействия) показана ниже.

Схема 3.

Студент

Интерактивное обучение строится на следующих ведущих принципах:

- учебное занятие - не лекция, а общая, совместная деятельность;

- все участники процесса равны независимо от возраста, социального статуса, опыта работы;

- каждый участник по любому вопросу имеет право на свое мнение;

- на таком занятии нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только сама идея и/или ее составляющие);

- все сказанное на учебном занятии - не руководство к действию, а лишь во многом информация к размышлению.

Интерактивное обучение основано на базовой модели развития критического мышления (по С.И. Заир-Беку), состоящей из трех основных стадий.

На первой стадии вызова у студентов актуализируются имеющиеся знания по теме (проблеме), происходит пробуждение интереса к получению ими новой информации, студентами осуществляется постановка собственных целей обучения.

Основными способами изложения информации на стадии вызова являются кластеры (грозди) - своего рода графический прием систематизации учебного материала, который показывает различные типы связей между изучаемыми явлениями и объектами.

В центре пишется ключевое слово (проблема, тема), а вокруг записываются слова, предложения, тезисы, которые приходят на ум в связи с этой темой (проблемой). На стадии рефлексии приведенные слова, предложения и тезисы можно корректировать.

Другим, не менее важным способом является прием «ПМИ» (плюс-минус-интересно) Эдварда де Боно, согласно которому известные «за» (положительные стороны явления) и «против» (отрицательные стороны явления) по теме заносятся в специальную таблицу.

В третью графу заносятся систематизированные вопросы. Такая таблица оказывает помощь в организации деятельности на стадии осмысления и в последующем - на стадии рефлексии. В данном случае информация не просто систематизируется, но и эмоционально оценивается, что позволяет провести дискуссию, дебаты, обсуждение.

И, наконец, третий способ - так называемый прием «Дерево предсказаний» Д. Баланка, особенно подходящий для художественных текстов.

Данный прием позволяет строить предположения (гипотезу) по поводу развития сюжетной линии в произведении.

В условной структуре дерева ствол является темой занятия, ветви -предположениями, листья - аргументами обоснования гипотезы.

Прием осуществляется в три стадии.

На первой стадии - «парная мозговая атака» - студенты группы совместно составляют список тех сведений, которые им уже известны. Лимит времени -

5-7 мин. Оказывают помощь тем студентам, которые затрудняются выразить свою мысль перед большой аудиторией.

На второй стадии - осмысление содержания - происходит получение новой информации и корректировка студентом поставленных целей обучения.

На третьей стадии осуществляется рефлексия: размышление, рождение нового научно-предметного знания, постановка новых целей обучения.

Такова структура интерактивного занятия в студенческой аудитории.

При организации и проведении интерактивного занятия следует придерживаться следующего алгоритма действий: 1) подготовка занятия; 2) вступление; 3) основная часть; 4) выводы (рефлексия).

Также немаловажными при интерактивном обучении являются правила, которые следует соблюдать студенту, работающему в группе, а именно: быть активным и инициативным, уважать мнение других участников групповой работы, быть доброжелательным и внимательным, быть пунктуальным и ответственным, при вступлении в дискуссию (речь) быть максимально корректным, быть открытым для взаимодействия (сотрудничества), быть заинтересованным в достижении поставленных целей, стремиться найти истину (или максимально приблизится к ней), придерживаться установленного временного регламента, проявлять креативность и толерантность, уважать установленные правила работы в группе.

При проведении интерактивного занятия необходимо стараться разрушить следующие стереотипы: на учебном занятии следует объективно оценивать студента, студент не должен допускать ошибок, преподаватель должен знать, как и что должен отвечать студент, а также ответы на все вопросы, возникающие на занятии; на вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ.

Таким образом, интерактивное обучение в современных условиях становится основным методом обучения в системе высшего профессионального образования (и не только). Практика преподавания и обучения свидетельствуют, что формы интерактивного обучения способствуют

активизации познавательной деятельности студентов, развитию навыков коллективной и групповой деятельности, формированию важных и необходимых в будущей профессиональной деятельности компетенций и способностей.

Преподавателю следует широко использовать активные и интерактивные формы обучения, активнее вовлекать в процесс деятельности студентов как на подготовительном этапе, так и на самом учебном занятии, на этапе последующего анализа и рефлексии. К тому же арсенал методик и форм интерактивного обучения студентов весьма неограничен.

Библиографический список

1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. М., Высшая школа, 2008. 391 с.

2. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: учебно-метод. пособие для преподавателей высшей школы / под ред. проф., чл.-корр-та РАО А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 43 с.

3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. М.: Академия, 2009. 192 с.

4. Подласый И. П. Педагогика: Наиболее эффективные методы обучения и воспитания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики; Учтены требования европейских стандартов высшего образования БЗТБ; Учебник для вузов / И. П. Подласый. М.: Высшее образование, 2007. 574 с.

5. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: учеб. пособие для вузов / Ю.Г. Фокин. 3-е изд. М.: Академия, 2008. 240 с.

6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.В. Хуторской. М.: Академия, 2008. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.