УДК 37.02
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н., доцент ([email protected]) Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н., доцент ([email protected]) Соколова Ксения Констатиновна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина ([email protected])
В статье представлены интерактивные и инновационные методы преподавания, которые обеспечивают оптимизацию процесса обучения экономическим дисциплинам. Проанализированы различные методы интерактивного обучения. Дается характеристика некоторых методов и возможные результаты их использования.
Ключевые слова: экономические дисциплины, познавательная деятельность, метод, интерактивное обучение, знания, умения, навыки, компетенции.
В Концепции модернизации российского образования указано, что новое качество образования — это «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности». Ориентация на новые цели образования - компетенции, требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизации деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем. Компетентност-ный подход в обучении формирует и развивает такие качества студентов, как самостоятельность, ответственность за принятие решений; познавательную, творческую, коммуникативную, личностную активность, что определяет основные качества компетентного работника на рынке труда [1].
Традиционные методы обучения недостаточно эффективны для достижения новых образовательных целей. На рынке труда все больше ценится умение самостоятельно обучаться, быстро развиваться, находить подход к людям. Для процесса подготовки кадров экономического профиля данный аспект становится не менее важным. Именно поэтому применение интерактивных методов обучения становится все более необходимым.
Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов, управляющих процессом усвоения знаний
посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивное обучение способствует совершенствованию коммуникативных навыков, приобретению навыков работы в команде, упрочнению мотивации к обучению, самосовершенствованию для достижения поставленных преподавателем целей. Задача преподаватель стать организатором и соратником в групповых занятиях студентов, попытаться найти психологический подход к каждому обучающемуся, создать в аудитории атмосферу доброжелательности и взаимоуважения [4].
Применение интерактивных и активных методов обучения в отечественной педагогике реализовывалось с 1920-х гг. XX в. Наиболее часто использовали экскурсии на предприятия, бригадный метод, различные виды практики (трудовые, производственные). Позднее данные методы активно изучали и продвигали такие педагоги как В.Ф. Шаталов, В.А. Сухомлинский, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили и др.
Вопросам организации и проведения занятий по экономическим дисциплинам, их методического обеспечения посвящены работы отечественных и зарубежных ученых А.В. Петровского, И.А. Балягина, М.А. Богород, Г.О. Ковальчук, Г. Колодко, О.И. Пометун, Л.В. Пироженко, Н. П. Хвесени, М.В. Сакович и других. Следует отметить, что многие теоретические, практические проблемы внедрения новых технологий в методике преподавания экономических дисциплин требуют дальнейшего исследования и детальной проработки. Одним из таких направлений является обоснования эффективного использования интерактивных технологий при преподавании экономических дисциплин.
Основная задача в подготовке специалиста экономического профиля - не овладение суммой конкретных знаний, а формирование умений и навыков научной, исследовательской, изобретательской деятельности, воспитания культуры профессионального мышления. Решению этой задачи способствует целый комплекс форм учебного процесса, активно развивающихся, поскольку именно эти формы стимулируют студентов к активному усвоению знаний; побуждают к самостоятельному поиску решения проблем; делают обучение развивающим; формируют профессиональные интересы, развивают системное мышление.
Алгоритм проведения интерактивного занятия заключается в следующем:
1. Предварительная методическая подготовка. Преподаватель выбирает тему, ситуацию, выделяет понятия, термины, документы, подлежащие усвоению, подбирает подходящую форму проведения интерактивного занятия, которая является наиболее эффективной для данной группы по данной проблеме.
2. Проведение занятия. Непосредственное проведение занятия включает в себя введение, основную часть и подведение итогов. Преподаватель
сообщает тему и цель занятия, студенты знакомятся с проблемной ситуацией, цель которой достичь ее решения, условиями, правилами работы в группах. На основе базы знаний, имеющейся у студентов, так как подобное занятие нужно проводить после того, как изучены основные понятия и определения программной темы, преподаватель должен добиться усвоения понятийного аппарата, установить связь нового материала с ранее изученным. Занятие должно проходить живо и интересно, но на достаточно высоком методическом уровне. Диалог и сотрудничество - основные ключевые понятия на данном этапе. Занятие проводится по заранее разработанному сценарию. Конкретное содержание интерактивного занятия определяется его видом и формой [3].
3. Подведение итогов занятия. Данный этап начинается с самооценки деятельности обучающихся, рецензирования ответов других студентов, эмоциональной оценки проведенного занятия. Затем проводится оценочная часть (отношение участников к содержательному аспекту использованных методики, актуальности выбранной темы и др.). Интерактивное обучение, как впрочем, и любой вид современного обучения, требует обязательного этапа рефлексии, когда обсуждается, что для обучающихся понятно, не трудно для усвоения, а что вызывает затруднения. Здесь также важны самоанализ, обмен мнениями, оценка результатов взаимодействия. Для предотвращения повторения негативных оценок, отношения (это неизбежно) со стороны отдельных обучающихся, педагогу следует систематически анализировать их занятость и эмоциональное состояние.
В образовательных организациях целый ряд дисциплин преподается в интерактивной форме: «Бухгалтерское дело», «Налоговый учет», «Налоги и налогообложение», «Аудит», и др. Задача экономических дисциплин -дать студентам в стенах университета навыки практической работы, смоделировать ситуацию, когда студенты занимаются профессиональной деятельностью в области бухгалтерского учета, налогообложеня непосредственно на занятиях по дисциплине.
Существует мнение, что интерактивное обучение возможно только в рамках обобщающих занятий. Объясняется это тем, что данный тип занятия позволяет охватить значительный объем материала, освоенный (либо частично) обучающимися ранее. Как правило, это широкая проблема, подразумевающая разнообразие подходов, столкновение мнений. Вместе с тем, интерактивные методы — хорошая основа для организации дискуссий, комплексного применения знаний и умений обучающимися, сопоставления и систематизации учебного материала. Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения экономическим дисциплинам позволяет приобрести конкретному студенту:
- опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;
- терпимость к чужой точке зрения;
- творческий поиск вариантов решения проблем и конфликтов;
- обучение уважению права каждого на собственное мнение;
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка [5].
При изучении нового материала по экономическим специальностям существует также значительный педагогический потенциал для организации интерактивного обучения. В этом случае можно использовать тьюторов или известный метод взаимообучения: обучающиеся сами помогут друг другу к обоюдной выгоде и удовольствию. Взаимобучение начинается с создания мотивации. При взаимообучении каждая группа изучает свой вопрос, затем направляет своих представителей в другие группы. Консультант емко и кратко излагает суть вопроса, требует записи основных ключевых положений в тетради, при необходимости проговаривает с обучающимися эти положения. Поочередно, сменяя друг друга, консультанты из разных групп объясняют все вопросы. Конспект нового материала постепенно заполняется информацией. В конце учебного занятия педагог оценивает конспект, проверяет знания обучающихся. Совместно корректируется конспект, устраняются неточности в нем. Однако работа по ликвидации ошибок и неточностей, выявленных на занятии, может быть задана и на самоподготовку.
Самой продуктивной формой организации практических занятий, на наш взгляд является работа в малых группах. Преподаватель может устанавливать правила проведения группового обсуждения - задавать определённые рамки обсуждения, вводить алгоритм выработки общего мнения, назначать лидера и др. В результате группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.
Студенты разбиваются на группы. Оптимальное количество участников - 5-7 человек. Перед студентами ставится проблема, выделяется время, в течение которого они должны подготовить аргументированный ответ. Каждая мини группа представляет собой бухгалтерию небольшой коммерческой компании. Причем, все компании работают в разных сегментах деятельности, что накладывает определенную специфику не только на хозяйственные операции, но и на методы, используемые в учете. Внутри группы
происходит деление на участки учета, за ведение которых отвечают назначенные студенты.
Преподавание дисциплины построено от простого к сложному, то есть студент начинает обучение в качестве «простого бухгалтера», а заканчивает обучение по дисциплине, решая задачи, которые лежат в сфере ответственности главного бухгалтера небольшой компании. Данная дисциплина дает возможность студентам научиться заполнять первичные документы, журнал хозяйственных операций, формировать отчетность «реальной компании» и анализировать ее. Такая организация процесса обучения стимулирует студента обращаться к дополнительным источникам информации: книгам, словарям, нормативной документации. Студент ощущает ответственность за результаты своей работы.
Представляя себя бухгалтером компании, студент убеждается в том, что от квалификации бухгалтера зависят и финансовый результат деятельности компании, и налогообложение, и привлекательность компании для потенциальных и реальных инвесторов. На занятиях у студентов появляется реальная возможность убедиться в том, насколько динамично законодательство в области бухгалтерского учета и налогообложения и понять, что невозможно существовать в профессии без использования информационных систем, дискуссионных площадок, постоянного самосовершенствования.
Решение реальных экономических задач в электронных таблицах, построение графиков и диаграмм, позволит грамотно анализировать данные. Создание несложных баз данных для конкретных предметных областей на базе современных пакетов прикладных программ дает представление о содержании экономических задач, алгоритмах их обработки на компьютере. Рассмотрение задач, связанных с расчетом коммунальных выплат, расчетом заработной платы или премий за текущий период, с определением доходов компаний, с обработкой первичных бухгалтерских документов, можно решить с использованием возможностей MS Excel. Понятие фильтра, сортировки, работа с формулам, с финансовыми функциями позволят студентам в дальнейшем создавать сложные отчеты, содержащие исходные данные, промежуточные итоги, отражающие динамику изменения деятельности предприятия и т.п. Выполнение таких задач формирует представление об автоматизации расчетов в производственной сфере, позволяет уверенно использовать электронные таблицы в практической деятельности.
При использовании интерактивных методов обучения роль преподавателя перестает быть центральной. Преподаватель, лишь регулирует учебный процесс и занимается его общей организацией:
- готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах,
- контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы,
- дает консультации,
- разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений.
Изменение роли преподавателя, это лишь одна сторона процесса, интерактивные методы обучения меняют и отношение студента к дисциплине, он становится непосредственным участником процесса познания, появляется интерес, самостоятельность, формируется отношение к профессии [2].
В заключении, следует обратить внимание, что самостоятельное интерактивное обучение обучающихся нельзя пускать на самотек, оперируя при этом свободой образовательной деятельности. Должна осуществляться целенаправленная совместная разноплановая работа преподавателя и студента в процессе освоения нового материала. Интерактивные методы создают благоприятную среду для целенаправленного развития личностных качеств и учебных действий студентов на основе анализа, обобщения, рефлексии и взаимовлияния. Потенциал интерактивных методов реализуется в условиях взаимопонимания, партнерства и осознания единства цели.
Список литературы
1. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А. Инновационная деятельность при формировании профессионально-педагогической компетентности студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 48-51.
2. Быстрова Н.В., Яров Р.Б. Современные педагогические технологии как средство подготовки компетентных специалистов // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 158-161.
3. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 140-146.
4. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 376-379.
5. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.
Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor Tsyplakova Svetlana Anatolievna, associate professor Sokolova Ksenia Konstatinovna, master student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
INTERACTIVE METHODS OF TRAINING IN THE ECONOMIC TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS
Abstract: The article presents interactive and innovative teaching methods that optimize the process of teaching economics. Analyzed various methods of interactive learning. The characteristic of some methods and possible results of their use are given.
Key words: economic disciplines, cognitive activity, method, interactive learning, knowledge, skills, competencies.