УДК 378.4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗАХ
© 2016
Гоева Вера Владимировна, доцент кафедры «Технические и биологические системы» Миронов Константин Евгеньевич, ст. преподаватель кафедры «Технические и биологические системы» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности использования активных и интерактивных методов обучения при изучении технических дисциплин. Когда мы применяем понятие «технические дисциплины», следует понимать, что сюда входит большое количество дисциплин, имеющих свою специфику и порой различающихся в методике преподавания. Рассматриваемые методы использовались в процессе изучения дисциплины «Материаловедение» студентами Нижегородского государственного инженерно-экономического университета. В статье даются определения метода и формы обучения. Подразумевается, что метод обучения предполагает передачу знаний, умений и навыков между преподавателем и обучающимися определенными способами, а форма организации обучения указывает, в каких условиях происходит данная передача знаний. Пассивный метод подразумевает одностороннюю форму коммуникации Активный метод подразумевает многостороннюю коммуникацию, где источником полезной информации служит не только сам преподаватель, но и обучающиеся. Интерактивные методы обучения позволяют обучающимся активно взаимодействовать как с преподавателем, так и с остальными участниками процесса. В данной работе мы акцентировали внимание на тех формах проведения занятий, которые наиболее часто используются нами при изучении дисциплины «Материаловедение»: лекция-дискуссия, семинарское занятие, обучающая игра, работа в малых группах, просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсия. В заключительной части отмечено, что использование активных и интерактивных методов обучения в современных условиях необходимо. Отображены достоинства использования интерактивных методов. Таким образом, в процессе практического применения рассматриваемых методов доказано, что использование активных и интерактивных методов в различных формах позволяет разнообразить учебный процесс и повысить эффективность обучения в целом.
Ключевые слова: активный метод, видеофильм, ВУЗ, дискуссия, дисциплина, занятие, знания, интерактивный метод, игра, информация, лекция, материаловедение, метод, методика, обучающиеся, обучение, пассивный метод, преподаватель, работа в малых группах, семинар, технические дисциплины, университет, форма.
THE USE OF ACTIVE AND INTERACTIVE TEACHING METHODS WHEN STUDYING TECHNICAL DISCIPLINES AT UNIVERSITIES
© 2016
Goeva Vera Vladimirovna, associate professor of the chair «Technical and biological systems» Mironov Konstantin Evgenievich, assistant professor of the chair «Technical and biological systems» Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia)
Abstract. This article describes the features of the use of active and interactive teaching methods in the study of technical disciplines. When we apply the concept of "technical discipline", it should be understood that this includes a large number of disciplines, each with its own specific character and sometimes different methods of teaching. Considered methods used in the study of discipline "Materials Science" students of Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University. The paper provides definitions of methods and forms of training. It is understood that the method of teaching involves the transfer of knowledge and skills between a teacher and students in certain ways, and the form of training organization indicates the conditions in which this transfer of knowledge takes place. Passive method involves a one-way form of communication active method involves multilateral communication, where useful information source is not only the teacher but also the students. Interactive teaching methods allow students to actively interact with both the teacher and with other stakeholders. In this study, we focused on those forms of employment, which we use most often in the study of "Materials" subjects: lecture, discussion, seminars, educational game, work in small groups, view and discuss videos, tour. In the final part it noted that the use of active and interactive teaching methods in modern conditions is necessary. Showing advantages of using interactive methods. Thus, the practical application of these methods demonstrated that the use of active and interactive techniques in various forms allows to diversify and improve the learning process learning efficiency as a whole.
Keywords: active method, video, college, debate, discipline, employment, knowledge, interactive method, game, information, lecture, material, method, technique, studying, learning, passive method, teacher, work in small groups, seminars, technical disciplines, the university, form.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Согласно требованиям федеральных стандартов подготовки бакалавров, специалистов и магистров «Реализация компе-тентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью общеобразовательной программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном про-
цессе они должны составлять не менее 20-40 процентов аудиторных занятий» [1, 2]. С переходом к новым стандартам обучения высшего образования [3, 4] проблема увеличения использования интерактивных методов обучения остается актуальной.
При изучении технических дисциплин использование современных форм обучения имеет свои особенности [5-8]: первая часть использовалась всегда и продолжает активно использоваться в настоящее время; вторая часть при изучении технических дисциплин используется редко вследствие сложности их адаптации к конкретному курсу или нецелесообразности использования; третья часть при изучении технических дисциплин не используется вследствие невозможности их адаптации к конкретному курсу или невозможности использования (методы, разработанные и применяемые как правило при изучении гуманитарных наук).
Когда мы применяем понятие «технические дисциплины», следует понимать, что сюда входит боль-
шое количество дисциплин, имеющих свою специфику и порой различающихся в методике преподавания. Поэтому мы будем рассматривать особенности использования интерактивных методов применимо к дисциплине «Материаловедение». Рассматриваемые методы использовались в процессе изучения дисциплины «Материаловедение» студентами Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Изучению использования современных методик обучения в последнее время особое внимание уделяют многие авторы [9-29]. Для дальнейшего изучения рассмотренных выше проблем необходимо определиться с терминологией, проведя анализ информации, взятой из различных источников.
Методика - это фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату.
Также следует разделять понятия «методы» и «формы» обучения. Мы предлагаем следующие формулировки методов и форм обучения.
Под методами (гр. methodos - «следование») обучения понимается совокупность приемов или операций освоения материала, направленных на решение конкретных задач. По степени вовлеченности обучающихся в процесс методы обучения принято разделять на пассивные, активные и интерактивные. В процессе обучения они могут использоваться в различных формах.
Формы обучения определяют характер взаимодействия преподавателя и студентов. Формы обучения (лат. forma «внешний вид») можно классифицировать как по типу посещения занятий обучающимися (очная, заочная, вечерняя и др.) так и по типу проведения занятий (лекция, семинар, практическое занятие и др.).
Таким образом, метод обучения предполагает передачу знаний, умений и навыков между преподавателем и обучающимися определенными способами, а форма организации обучения указывает, в каких условиях происходит данная передача знаний.
Формирование целей статьи (постановка задания). В процессе исследования актуальных проблем сформированы следующие цели:
- основываясь на изученном материале, сформулировать определения методов и форм обучения;
- раскрыть особенности использования активных, пассивных и интерактивных методов;
- обосновать необходимость использования активных и интерактивных методов обучения;
- составить схему взаимодействия преподавателя и студентов, а также отобразить на диаграмме закономерность усвоения информации обучаемыми;
- кратко сформулировать основные правила организации интерактивного обучения;
- выделить особенности использования активных и интерактивных методов в различных формах при изучении дисциплины «Материаловедение» и предложить соответствующие выводы.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Рассмотрим более подробно, чем отличаются пассивные, активные, интерактивные методы и в каких формах проводятся занятия с использованием рассматриваемых методов обучения.
Пассивный метод подразумевает одностороннюю форму коммуникации (рисунок 1). Обычно в таких случаях информацию доводит преподаватель, а обучающиеся являются пассивными слушателями. Примером служат занятия, проводимые в виде стандартной лекции, как правило с участием большого количества слушателей. Данный метод оправдан, когда лектором дается уникальная информация, которую обучающиеся больше 12
не могут взять нигде. Также стоит отметить, что лектор должен иметь большой опыт работы в аудитории, быть экспертом в своей области и на высоком уровне владеть навыками ораторского мастерства, чтобы постоянно удерживать внимание и эффективно доводить информацию до слушателей. Но количество информации неуклонно растет, и в последнее время с развитием инфокоммуникационных технологий она очень быстро становится общедоступной, поэтому пассивные методы обучения в высших учебных заведениях применяются все реже.
ПпЕСиЬнЫЕ Активные ИнтЕрпктивные
Рисунок 1 - Схема взаимодействия преподавателя и обучаемых при использовании пассивных, активных и интерактивных методов обучения
Активный метод подразумевает многостороннюю коммуникацию, где источником полезной информации служит не только сам преподаватель, но и обучающиеся (рисунок 1). Обычно при использовании активного метода основная часть изучаемого материала дается преподавателем, а обучающиеся лишь дополняют его. К достоинствам активного метода следует отнести то, что студенты лучше получают знания через собственный опыт. Также они ощущают собственную значимость в образовательном процессе. Но несмотря на плюсы активного метода стоит отметить, что дополнения и мнения обучающихся все равно подвергаются фильтру понимания и восприятия преподавателя.
Поэтому в последнее время все большее распространение получают интерактивные методы обучения. Они позволяют обучающимся активно взаимодействовать как с преподавателем, так и с остальными участниками процесса. Согласно исследованиям Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного; 20% - услышанного; 30% - увиденного; 50% - увиденного и услышанного; 80% - того, что говорит сам; 90% - того, до чего дошел в деятельности (оисунок 2).
прочитанное
увиденное и услышанное
Рисунок 2 - Диаграмма закономерности усвоения информации обучаемыми в процентах согласно
_Р. Карникау и Ф.Макэлроу_
Исходя из вышесказанного, вовлечение обучаемого в процесс и активное участие его в обмене полезной информацией с другими участниками образовательного процесса является важной задачей для повышения эффективности обучения. Поставленная задача решается проведением занятий с использованием интерактивных методов обучения. Интерактивность (от англ. interaction - «взаимодействие») подразумевает взаимодействие, открытый диалог между всеми участниками процесса. Благодаря использованию интерактивных методов обучающиеся погружаются в процесс исследования рассматриваемых вопросов, координируются и эффективно решают поставленные задачи. Каждый обучаемый становится полноправным участником процесса генерации идей и учебного познания. Однако при этом стоит понимать, что интерактивные методы не призваны заменить полностью традиционные, а необходимы для закрепления материала, полученного на лекциях и отработки знаний и умений, полезных в последующей профессиональной деятельности. При этом функции преподавателя по сравнению с пассивным методом обучения тоже смещаются и главной задачей в первую очередь становится создание условий для активной работы обучающихся, проявления их инициативы с целью познания материала через собственный опыт.
Поэтому преподаватель должен помнить об основных правилах организации интерактивного обучения:
1. Вовлечение всех обучающихся
2. Создание и поддержание благоприятной психологической атмосферы
3. Ограниченное количество участников (как правило менее 25 человек)
4. Рациональная организация рабочих мест обучающихся
5. Четкое следование регламенту
Рассмотрим теперь наиболее распространенные формы проведения занятий, в которых применяются активные и интерактивные методы. Следует отметить, что внимание акцентировано именно на тех формах, которые наиболее часто используются в процессе преподавания дисциплины «Материаловедение».
1. Лекция-дискуссия. В процессе дискуссии происходит обмен взглядами между обучающимися и преподавателем по исследуемому вопросу. Во время обсуждения актуальных тем активизируется мыслительная деятельность и каждый имеет возможность высказать свое мнение, благодаря чему учебный материал лучше усваивается обучающимися. В отличие от лекции-беседы во время проведения лекции-дискуссии обучаемые могут обмениваться идеями, мнениями, взглядами и поддерживать беседу на заданную тему не только с преподавателем, но и между собой. Конечно, на лекции дискуссию в полном смысле слова реализовать проблематично, но тем не менее наличие возможности студентов обменяться мнениями по рассматриваемой теме создает атмосферу коллективной работы и вовлечение всех участников. Существует большое количество разновидностей лекций, но мы рассматриваем здесь именно лекцию-дискуссию, потому что она применяется достаточно часто и является достаточно эффективной формой проведения занятия. Наиболее часто в учебном процессе используется именно лекция-дискуссия для теоретического изучения материала наряду с работой в малых группах для практического изучения.
2. Семинарское занятие. В процессе семинара обучающиеся обсуждают доклады, рефераты и сообщения на учебные или научные темы, выполненные ими под руководством преподавателя. Семинар требует тщательной подготовки обучающихся и внимательной координации со стороны преподавателя. Семинарские занятия по сравнению с другими проводятся достаточно редко в связи с большим подготовительным объемом работ обучающихся.
3. Обучающая игра (ролевая игра, игра-имитация,
деловая игра). В процессе обучающей игры происходит моделирование условий профессиональной деятельности с целью решения поставленных задач или отработки профессиональных навыков. В данном случае каждый из обучающихся на примере имитации реальных процессов знакомится с алгоритмами решения задач, получает незаменимый опыт выполнения функциональных обязанностей и работы в коллективе. При изучении технических дисциплин применяется сравнительно редко.
4. Работа в малых группах позволяет обучающимся не только эффективно получать и обрабатывать информацию, но и практиковать навыки работы в коллективе, умение сотрудничать, разрешать разногласия и приходить к единому мнению. При организации работы в малых группах также необходимо учитывать, что обучающиеся уже должны иметь определенную базу знаний, опираясь на которую они смогут эффективно работать. Также особое внимание уделяется регламенту занятия. Каждая группа является полноценным рабочим звеном и в то же время нельзя обезличивать заслуги участников группы, необходимо по возможности отмечать успехи каждого отдельного обучающегося и оценивать их по личным заслугам. Это делается с целью поддержания тонуса участников и здоровой атмосферы внутри каждой группы, чтобы каждый выполнял свою работу. Работа в малых группах является одним из наиболее популярных форм занятий.
5. Просмотр и обсуждение видеофильмов. В данном случае включает в себя следующие этапы: сначала преподаватель обозначает ключевые вопросы, на которые обучающиеся должны обратить особое внимание во время просмотра фильма. А после просмотра преподавателем совместно с обучаемыми обязательно подводятся итоги и озвучиваются выводы. Допускается обсуждение в процессе просмотра фильма, в таком случае в нужном месте фильм останавливается и проводится дискуссия. Проведение занятия в форме просмотра видеофильма требует специально оборудованной аудитории. Также стоит отметить, что согласно санитарным и рациональным требованиям использованием данной формы проведения занятия ни в коем случае нельзя злоупотреблять. Просмотр и обсуждение видеофильмов может использоваться например, когда необходимо ознакомить обучающихся с изучаемыми технологиями, но нет возможности провести экскурсию на предприятие. То есть когда стоит выбор между просмотром видеофильмов и экскурсией, последняя по степени эффективности подачи материала в большинстве случаев является предпочтительнее видеоматериала. Однако стоит заметить, что по совокупным затратам и организационному уровню занятия обычно предпочтение остается за просмотром видеофильмов.
6. Экскурсия. Экскурсия является уникальным средством для ознакомления обучающихся с реальными условиями осуществления профессиональной деятельности. Во время экскурсии обучающиеся всегда позитивно настроены и знания усваивают очень быстро. Экскурсия позволяет обучаемым погружаться непосредственно в деятельность изучаемого предприятия. Благодаря этому они познают материал изнутри, от первоисточника. Во время экскурсии всегда присутствует большое количество вопросов представителям организации, что говорит о повышенном интересе и высокой активности обучаемых. Согласно рассмотренной выше диаграмме (рис. 2), они получают новую информацию через большинство возможных каналов. Еще большее погружение в профессиональную среду студенты могут получить во время прохождения производственной практики, но более подробно ее в этой статье мы рассматривать не будем. Среди предприятий, на которые организовываются экскурсии, на первом месте стоят автомобильные, тракторные, приборостроительные заводы, ремонтные организации и другие. Однако при всех своих достоинствах занятия в форме экскурсии проводятся как правило реже, чем в других формах, что объясняется сложностью ре-
шения организационных вопросов, высокой степенью материальных и временных затрат.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, использование активных и интерактивных методов обучения в современных условиях необходимо. Процесс изучения технических дисциплин имеет свои особенности, и в зависимости от них, а также от поставленных целей и возможностей материально-технической базы используются те или иные методы. Как показывает практика, активные и интерактивные методы позволяют обучающимся снять нервное напряжение и концентрироваться на изучаемой теме. Возможность принимать активное участие на занятии увеличивает у обучающихся интерес к изучаемому предмету, активизирует их активность. Взаимодействие с другими участниками познания вырабатывает навыки работы в коллективе и алгоритм принятия решений. Разнообразие форм проведения занятий способствует повышению мотивации обучающихся и развивает гибкость мышления. Использование активных и интерактивных методов позволяет разнообразить учебный процесс и повысить эффективность обучения в целом.
Благодаря проведенной работе были сформулированы определения методов и форм обучения; раскрыты особенности использования активных, пассивных и интерактивных методов; обоснована необходимость использования активных и интерактивных методов обучения; составлена схема взаимодействия преподавателя и студентов, а также отображена на диаграмме закономерность усвоения информации обучаемыми; кратко сформулированы основные правила организации интерактивного обучения; выделены особенности использования активных и интерактивных методов в различных формах при изучении дисциплины «Материаловедение». Опубликованные материалы могут быть использованы в процессе изучения технических дисциплин в высших учебных заведениях. Также следует заметить, что методики преподавания постоянно совершенствуются и проблема использования активных и интерактивных методов обучения остается актуальной и требует дальнейшего изучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация «бакалавр») от 18 ноября 2009 г. №627.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 110800 Агроинженерия (квалификация «бакалавр») от 9 ноября 2009 г. №552.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (уровень бакалавриата) от 20 октября 2015 г. №1172.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата) от 20 октября 2015 г. №1169.
5. Москалева Е.А., Сычев И.В., Железный С.В. Некоторые аспекты совершенствования методики преподавания технических дисциплин // Молодой ученый. 2015. №24. С. 1001-1004.
6. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие // Н.Н.: ННГАСУ, 2013. 97 с.
7. Худяков К.В. О стиле преподавания технических дисциплин // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. № 6 (10). С. 173175.
8. Кругликов В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика // СПб.: ВИТУ,
1998. 308 с.
9. Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2013. № 7 (11). С. 112-116.
10. Саглам Ф.А. Интерактивные методы изучения практикоориентированных разделов психолого-педагогических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 65-68.
11. Бахарев Н.П., Драгунова Е.А. Методика активного индивидуализированного обучения на основе многошаговых задач тестов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 53-56.
12. Авдеюк О.А., Асеева Е.Н., Крохалев А.В. Совершенствование форм и методов преподавания дисциплин студентам первого курса при переходе к новым стандартам образования // Молодой ученый. 2012. №5. С. 387-389.
13. Андронова Т.А., Тарасенко О.А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров // Юридическое образование и наука. 2013. №2. С. 34-35.
14. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания юридических дисциплин профессионального цикла: инновационные формы и методы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 65-68.
15. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.
16. Гаджиева П.Д. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся // Инновации в образовании. 2012. №10. С. 5-13.
17. Гамзаева М.В. Педагогические условия формирования профессиональной культуры у студентов педагогического вуза // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008. №4. С. 92-94.
18. Голубничая Л.А. Историография организационных форм и словесных методов обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 25-28.
19. Гамзаева М.В., Магомедова З.З. Интерактивные методы обучения при формировании общекультурных компетенций будущих бакалавров профессионального обучения // Мир науки, культуры, образования. 2015. №1 (50). С. 30-32.
20. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 2. С. 1-18.
21. Дмитриева Е.Л., Тиняков О.А., Бурдастых Е.Н., Малышева Н.С. Применение интерактивных методов в образовательном процессе высшей школы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29) С. 34-44.
22. Сидакова Н.В. Основные тенденции и ориентиры в иноязычном образовании студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2014. № 4. С. 113-116.
23. Масягин В.П.; Акапьев В.Л. Непрерывное совершенствование информационно-технологической компетентности преподавателей // Инновации в образовании. 2012. №7. С. 107-114.
24. Махаева Л.В. Условия формирования общих компетенций (на примере информационной компетенции) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. №3. 2012. С. 62-66.
25. Скоробогатова А.И. Повышение качества профессионального образования средствами телекоммуникационных систем в условиях действия ФГОС // Азимут
научных исследований: педагогика и психология.
2014. № 3. С. 69-71.
26. Андрюхина Т.Н. Опыт применения образовательных технологий в вузе // Самарский научный вестник.
2015. № 2 (11). С. 136-138.
27. Павлов А.В. Выбор методов обучения на разных этапах образовательного процесса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3 (62) . С. 87-92.
28. Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. № 3. 2014. С. 1-8.
29. Сердюкова Н.С., Посохина Е.В., Серых Л.В. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении. // БелРИПКППС. 2011. 122 с.