Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ЯЗЫКУ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные методы / игровые технологии / компетенция / ролевая игра / характеристики интерактива / метод проектов / interactive methods / game technologies / competence / role-playing game / interactive characteristics / project method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Э. Эдилов

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием интерактивных методов обучения на уроках чеченского языка в общеобразовательных учреждениях, с точки зрения необходимости и успешности применения их в плане повышения интереса обучающихся к данному предмету. Построение уроков с использованием интерактивных методов способствует тому, что обучающиеся развивают свой творческий потенциал, тренируют навыки говорения и коммуникации в условиях, приближенных к реальным, учатся использовать современные технологии, выстраивать собственный образовательный маршрут. В статье делается вывод о том, что интерактивные методы обучения помогают прививать обучающимся навыки коллективной работы, дают возможность контролировать свое участие в работе группы, обосновывать свое мнение, уважать и ценить мнение товарища, учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта. Использование интерактивных методов в процессе обучения, в том числе и на уроках чеченского языка, способствует повышению интереса обучающихся к данному предмету, развитию у них качеств, отвечающих требованиям времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.Э. Эдилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TEACHING METHODS AS A MEANS OF INCREASING INTEREST IN THE NATIVE LANGUAGE

The article deals with issues related to the use of interactive teaching methods in the lessons of the Chechen language in educational institutions, from the point of view of the need and haste to use them in terms of increasing students’ interest in this subject. The construction of lessons using interactive methods contributes to the fact that students develop their creative potential, train their speaking and communication skills in conditions close to real ones, learn to use modern technologies, and build their own educational route. The article concludes that interactive teaching methods help to instill in students the skills of teamwork, make it possible to control their participation in the work of the group, justify their opinion, respect and appreciate the opinion of a friend, teach them to use not ready-made knowledge, but those obtained through direct experience. The use of interactive methods in the learning process, including in the lessons of the Chechen language, helps to increase the interest of students in this subject, the development of their qualities that meet the requirements of the time.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ЯЗЫКУ»

чуть ли не главным форматом работы компаний [7, с. 102]. Удаленная работа -«гибкий график работы, при котором сотрудники работают в местах, удаленных от своих центральных офисов или производственных объектов» [8, с. 544].

Пандемия стимулировала внесение изменения в Трудовом кодексе РФ понятия «удаленная/дистанционная работа». Теперь это звучит так: «Дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей связи общего пользования» [9].

Также пандемия оказала существенное влияние на образовательный процесс [10], тем самым стимулировала развитие дистанционных технологий обучения.

Удаленное или виртуальное управление предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям современного руководителя.

А.М. Мирзоева в своей диссертации предлагает эффективный комплекс технологических разработок, многократно апробированный на практике, доказавший свою высокую эффективность управления организацией в формате онлайн. В ходе экспериментальной практики руководители выполняли задания, в том числе предлагали варианты заданий с ответами на вопросы о том, как эффективнее, продуктивнее и «не очень затратно» проводить Brain-Netting; как выгодно для компании проводить онлайн-совещания с выработкой эффективных решений, представляющих собой онлайн-инструменты на примере истории виртуальной или реальной компаний. Подобные задания можно предложить и

Библиографический список

студентам в ходе практических занятий, прежде ознакомив их с многочисленными примерами виртуального взаимодействия руководителя с подчиненными. Студенты могут ознакомиться с некоторыми вариантами виртуального менеджмента:

«1 вариант - простая форма сети, где запрос на коммуникацию представлен через организацию единой электронной почты»;

2 вариант - использование групповой связи и групповых голосовых сообщений через видеосвязь с использованием большого экрана в центральном офисе;

3 вариант - использование сервиса Trello для командной работы, позволяющего планировать, а затем систематизировать коллективную работу сотрудников. Trello - самая популярная система в режиме онлайн для налаживания эффективного управления сотрудниками;

4 вариант - использование в ходе онлайн-коммуникации чатов Sribblar и Slack, обеспечивающих обмен и коммуникацию сообщений электронной почты» и т. д. [11, с. 148].

Таким образом, особенности профессиональной подготовки современного менеджера представляют собой перечень не только известных профессиональных компетенций, но и новых приобретаемых способностей, отвечающих современным требованиям работодателей ввиду стремительного изменения окружающей среды и социально-экономического развития страны.

Пандемия оказала существенное влияние на образовательный процесс, тем самым стимулировала развитие дистанционных технологий обучения и новых подходов к организации профессиональной подготовки специалистов.

Удаленное или виртуальное управление предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям современного руководителя.

Все эти изменения в социокультурной ситуации и новые вызовы времени детерминируют перестройку профессиональной подготовки специалистов и в плане обновления содержания, и в плане применяемых технологий.

1. Друкер Д. 366 дней озарений и мотивации для того, чтобы делать правильные вещи. Harper Collins, 2004.

2. Чемодин Ю.А. Повышение уровня подготовки специалистов первого и второго уровня обучения кафедры экономической теории и менеджмента. Digital. 2021; Т. 2, № 1: 9-12.

3. Маленков Ю.А. Проблемы развития стратегического управления в России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. 2007; Выпуск 1, № 1: 108- 119.

4. Минцберг Х. Школа дизайна: пересмотр основных предпосылок стратегического управления. Журнал стратегического управления. 1990; № 11: 171-195.

5. Российская социологическая энциклопедия. Москва: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998.

6. Минцберг Х. Истории менеджера, или Сказки на ночь от Генри Миннцберга. Издательство Берретт-Келер, 2019.

7. Симагаева Т.В. Удаленная работа в условиях пандемии COVID-19. Молодой ученый. 2021; № 15 (357): 101-103.

8. Ди Мартино В., и Вирт Л. Телеработа: новый способ работы и жизни. International Labor Review. 1990; № 129 (5): 529-554.

9. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях. Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ. Available at: http:// publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202012080047

10. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., Dzhagaeva T.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic. Propositos y Representaciones. 2021; Т. 9, № S1.

11. Мирзоева А.М. Формирование кросс-функциональной компетентности современного руководителя через дополнительное профессиональное образование. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2021: 148-149.

References

1. Druker D. 366 dnej ozarenij i motivacii dlya togo, chtoby delat' pravil'nye veschi. Harper Collins, 2004.

2. Chemodin Yu.A. Povyshenie urovnya podgotovki specialistov pervogo i vtorogo urovnya obucheniya kafedry 'ekonomicheskoj teorii i menedzhmenta. Digital. 2021; T. 2, № 1: 9-12.

3. Malenkov Yu.A. Problemy razvitiya strategicheskogo upravleniya v Rossii. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 5. 2007; Vypusk 1, № 1: 108- 119.

4. Mincberg H. Shkola dizajna: peresmotr osnovnyh predposylok strategicheskogo upravleniya. Zhurnal strategicheskogo upravleniya. 1990; № 11: 171-195.

5. Rossijskaya sociologicheskaya 'enciklopediya. Moskva: Izdatel'skaya gruppa NORMA-INFRA M, 1998.

6. Mincberg H. Istorii menedzhera, ili Skazki na noch' ot Genri Minncberga. Izdatel'stvo Berrett-Keler, 2019.

7. Simagaeva T.V. Udalennaya rabota v usloviyah pandemii COVID-19. Molodojuchenyj. 2021; № 15 (357): 101-103.

8. Di Martino V., i Virt L. Telerabota: novyj sposob raboty i zhizni. International Labor Review. 1990; № 129 (5): 529-554.

9. O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii v chasti regulirovaniya distancionnoj (udalennoj) raboty i vremennogo perevoda rabotnika na distancionnuyu (udalennuyu) rabotu po iniciative rabotodatelya v isklyuchitel'nyh sluchayah. Federal'nyj zakon ot 08.12.2020 N 407-FZ. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202012080047

10. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., Dzhagaeva T.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic. Propositos y Representaciones. 2021; T. 9, № S1.

11. Mirzoeva A.M. Formirovanie kross-funkcional'noj kompetentnosti sovremennogo rukovoditelya cherez dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2021: 148-149.

Статья поступила в редакцию 20.07.23

УДК 37

Edilov S.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: salavdie_1951@mail.ru

INTERACTIVE TEACHING METHODS AS A MEANS OF INCREASING INTEREST IN THE NATIVE LANGUAGE. The article deals with issues related to the use of interactive teaching methods in the lessons of the Chechen language in educational institutions, from the point of view of the need and haste to use them in terms of increasing students' interest in this subject. The construction of lessons using interactive methods contributes to the fact that students develop their creative potential, train their speaking and communication skills in conditions close to real ones, learn to use modern technologies, and build their own educational route. The article concludes that interactive teaching methods help to instill in students the skills of teamwork, make it possible to control their participation in the work of the group, justify their opinion, respect and appreciate the opinion of a friend, teach them to use not ready-made knowledge, but those obtained through direct experience. The use of interactive methods in the learning process, including in the lessons of the Chechen language, helps to increase the interest of students in this subject, the development of their qualities that meet the requirements of the time.

Key words: interactive methods, game technologies, competence, role-playing game, interactive characteristics, project method

С.Э. Эдилов, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

Е-mail: salavdie_1951@mail.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием интерактивных методов обучения на уроках чеченского языка в общеобразовательных учреждениях, с точки зрения необходимости и успешности применения их в плане повышения интереса обучающихся к данному предмету. Построение уроков с использованием интерактивных методов способствует тому, что обучающиеся развивают свой творческий потенциал, тренируют навыки говорения и коммуникации в условиях, приближенных к реальным, учатся использовать современные технологии, выстраивать собственный образовательный маршрут. В статье делается вывод о том, что интерактивные методы обучения помогают прививать обучающимся навыки коллективной работы, дают возможность контролировать свое участие в работе группы, обосновывать свое мнение, уважать и ценить мнение товарища, учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта. Использование интерактивных методов в процессе обучения, в том числе и на уроках чеченского языка, способствует повышению интереса обучающихся к данному предмету, развитию у них качеств, отвечающих требованиям времени.

Ключевые слова: интерактивные методы, игровые технологии, компетенция, ролевая игра, характеристики интерактива, метод проектов

Актуальность работы обусловлена тем, что языковая ситуация, сложившаяся в Российской Федерации за последние десятилетия, требует к себе особого внимания. По данным последней переписи, на территории Российской Федерации используется 239 языков. В большинстве республик РФ языки объявлены государственными, однако степень функционирования этих языков в сферах общественной жизни различна. Деловым языком в субъектах РФ является русский, поэтому другие языки в жизни имеют ограниченную деятельность. Минимум общественных функций в нашей республике выполняет и чеченский язык. По уровню функционирования языка в общественной деятельности определяют возможности его дальнейшего развития. В настоящее время сферы функционирования чеченского языка сведены к минимуму: фактически он используется в бытовой сфере, делопроизводство ведется на русском языке, хотя, согласно Конституции ЧР, он объявлен государственным языком наравне с русским. Социологические исследования свидетельствуют о том, что падает уровень владения родным языком среди чеченцев, в первую очередь среди молодежи, особенно городской. Миграция населения в Европу и в страны СНГ, произошедшая из-за известных событий в республике, несомненно, увеличила этот показатель.

Основная цель исследования: описание интерактивных методов обучения как средства повышения интереса к родному языку.

Задачи исследования: характеристика современных методов обучения родному языку; приведение различных интерактивных методов при обучении родному языку.

Научная новизна заключается в том, что показаны возможности интерактивных технологий в формировании интереса к родному языку (на примере чеченского языка).

Теоретическая значимость - данная статья вносит определенный вклад в методику преподавания родного языка.

Практическая значимость состоит в том, что материалы данной работы применимы при составлении учебно-методических пособий для помощи учителям родных языков.

С введением новых законодательных актов в РФ произошли изменения в структуре государственного образовательного стандарта (в частности, закон № 309). Следует отметить, что с принятием этих образовательных стандартов уменьшилось количество часов, выделяемых в учебных планах на региональный компонент, в результате чего снижается уровень владения чеченским языком среди учащихся. В связи с этим Правительством и Министерством образования и науки Чеченской Республики предпринимаются меры по сохранению и развитию чеченского языка. О большой работе, проводимой руководством республики по сохранению и развитию языка, повышению его статуса свидетельствует и Указ Главы ЧР РА. Кадырова об учреждении Дня чеченского языка 25 апреля. Обеспечивается системная подготовка и издание учебной, методической и справочной литературы, разработаны УМК по чеченскому языку и литературе с 1-11 классы в соответствии с требованиями ФГОС. Изданы академическая «Грамматика чеченского языка», 10-томный орфографический словарь, готовится к изданию однотомный словарь чеченского языка, составлен Свод правил чеченского языка, упорядочивший нормы орфографии чеченского языка. В целях повышения интереса к родному языку для учащихся начальных классов введены ВПРы по чеченскому языку, а для выпускников основной образовательной школы - ОГЭ. Ежегодно проводится конкурс среди учителей «Лучший учитель чеченского языка и литературы». В современных условиях необходимы новые подходы к изучению родного языка в образовательных учреждениях. В организациях и образовательных учреждениях Чеченской Республики происходят позитивные изменения в области изучения чеченского языка. Но для успешного осуществления намеченных задач мешает ряд негативных явлений. Отрицательно влияет на состояние преподавания предмета содержание учебного материала, качество школьных учебников по чеченскому языку, отсутствие фундаментальных разработок и методических пособий для учителей и др.

Интерактивные формы и методы обучения требуют от преподавателя еще большей отдачи, активности и творчества, чем при традиционных формах проведения уроков. Рассмотрим самые распространенные интерактивные методы, которые используют учителя на уроках чеченского языка в школе. Среди активных приемов и методов обучения, которыми учителя чеченского языка чаще всего пользуются в своей деятельности, - выделяются интеллектуальные и ролевые игры - «своеобразный вид игры, когда роли распределяются между участниками и перед ними ставятся определенные цели. Ролевая игра может носить и соревновательный характер.

При помощи игрового метода можно создать на уроке ситуацию многократного проговаривания изучаемых частей речи в нужных формах. Так, например, при изучении имен существительных заслуживают особого внимания вариативные формы родительного и местного падежей (хьархочун-хьархочуьнан, Ахьма-де-Ахьмадига, иллих-иллех). Есть и другая ролевая игра, например, «Гостиница». Это игра-диалог где один приезжий, другой - метрдотель.

В игровой форме можно провести, например, урок-конференцию. Правда, к такому уроку нужна продуманная подготовка. Необходимо использовать дополнительную литературу, продумать план проведения лекции, вопросы.

Часто на занятиях по чеченскому языку учителя используют игру «Блиц». Слово «блиц» немецкого происхождения, в переводе на русский язык означает «молния». Вопросы надо продумать, и они не должны быть сложными, подбираются с целью проверки знаний, усвоения пройденного материала.

Для того чтобы перейти с активного на интерактивный уровень, можно усложнить задачу: учащихся разбивают на группы и дают им задание подготовить вопросы в форме интеллектуальной блиц-разминки. На подобных занятиях проверяют, как усвоен пройденный материал, на какие правила допущены ошибки, как их можно устранить, какие трудности возникают при этом. Ролевые игры достаточно популярны, их часто используют в своей деятельности преподаватели чеченского языка. Деловых игр достаточно много, и одним из таких вариантов такой игры является ролевая игра, участниками которой воспроизводится реальная жизненная действительность. Применяют ее для повышения эффективности обучения, усиления интереса к предмету; она способствует развитию речи учащихся, поскольку создается ситуация, приближенная к реальной жизни людей.

На завершающем уроке изучения повести С. Бадуева «Бешто» можно провести ролевую игру «Расследование причин гибели Бусаны и Бешто», где между участниками распределяются роли. В ходе игры школьники выполняют определенные задачи:

- группа следователей изучает жизнь горцев и взаимоотношения между родителями и детьми в семье Хизира и Бешто, рассматривает материалы о взаимоотношениях Бусаны, Бешто, Хизара, Аманты Ракаат, Вахида, Хасана, Эшарп;

- свидетели дают показания, используя текст повести;

- задача литературных экспертов - не допустить отклонений от текста повести;

- журналисты готовят материалы следствия к печати;

- секретари готовят материалы следствия для подачи в судопроизводство.

Сам процесс допроса свидетеля Хизара, косвенно виновного в смерти Бу-саны, проходит в форме игры.

Такие формы проведения уроков развивают навыки работы с дополнительной литературой, периодическими изданиями, способности выбрать главное, навык внимательного слушания, логического мышления, быстроты реагирования, учат навыкам выступления в различных ситуациях, командной работе. Подобные игры способствуют воспитанию всесторонне развитой личности.

Рассмотрим кластер как метод обучения, создающий условия для активизации мыслительной деятельности учащихся. В переводе с английского «кластер» означает «группа», «пучок», «скопление» [5, с. 94]. В чем же преимущества данного метода? Во-первых, при составлении кластеров активизируется мыслительная деятельность обучающихся; во-вторых, он формирует умение ставить

вопросы, выявлять основное в учебном материале, устанавливать причинно-следственные и логические связи, классифицировать и анализировать; в-третьих, данный метод применим при различных формах работы: индивидуальной, групповой, коллективной; в-четвертых, его можно применять как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Кластер можно использовать на различных этапах урока: на этапе активизации опорных знаний он стимулирует мыслительную деятельность обучающихся, при изучении нового материала способствует улучшению его усвоения; на этапе рефлексии помогает обобщить полученные знания и систематизировать их. На уроке чеченского языка в 5 классе во время изучения темы «Ц1ердош» («Имя существительное») с целью обобщения знаний можно составить примерно такой кластер:

Таблица 1

«Атта а, хала а хаттарш» (простые и сложные) вопросы - данный прием можно применить в начале, середине, конце урока. Билгалдош («Имя прилагательное»)

Атта хаттарш Хала хаттарш

Х1ун гойту билгалдашо? Кхечу къамелан дакъошца муха барт бо билгалдешнаша?

Муьлхачу хаттаршна жоп ло билгалдашо? Текстехь х1ун г1уллакх кхочушдо билгалдашо? Цунах пайда х1унда оьцу вай?

Предложенехь муьлха меже хуьлу билгалдош? Шуна муха хета, вайн маттара билгалдешнаш д1адевлча х1ун хир ду?

В настоящее время широкое применение в учебном процессе получили информационно-коммуникативные технологии. Интерактивная доска позволяет учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся, создавать эффективные условия для работы на уроке, развивать интерес детей к обучению, создавать возможности для самовыражения учащихся, реализовывать различные методы обучения с применением новых технологий.

Виды деятельности с использованием интерактивной доски на уроках чеченского языка могут быть самые разные: заполнение таблиц, разгадывание и составление кроссвордов, выявление соответствий, проведение тестовых работ, различных игр, викторин, конкурсов и др. Основные сведения по теории можно изложить в виде схем, таблиц на слайдах. Они позволяют экономить время, об-

Библиографический список

легчают запоминание конкретного языкового материала, дают возможность добиваться ясности и точности его восприятия. С использованием интерактивной доски удается объединить возможности компьютера с достоинствами традиционных средств обучения.

В последнее время в практику образовательного процесса вошла проектная деятельность обучающихся. Сущность этого метода заключается в том, что обучающиеся при создании проекта становятся самостоятельными исследователями.

Литература дает большие возможности для проектной деятельности. В настоящее время учащиеся почти не читают художественную литературу, даже программные произведения остаются вне поля их зрения. Учащиеся не умеют анализировать произведения разных жанров, делать выводы и обобщать изученный материал. Проектная деятельность заинтересовывает обучающихся, они с удовольствием берутся за выполнение таких заданий, в результате чего получают новые знания, проявляют интерес к предмету, в какой-то мере учитель решает перечисленные выше проблемы.

Так, например, можно предложить учебный проект обучающимся в 7 классе под названием «Традиции чеченского народа» после изучения рассказа В.-Х. Амаева «Генарчу денойн туьйра» («Сказка давних дней»).

Алгоритм работы над проектом может выглядеть так:

Тема: «Нохчийн къоман ламасташ» («Традиции чеченского народа»).

Тип проекта: творческий.

Перед учащимися ставится проблема, и выясняется причина ее возникновения. Обучающиеся в ходе работы над проектом должны разрешить следующие вопросы: почему возникла проблема, что нужно сделать и как, чтобы ее разрешить? Каков будет итог работы, его результаты?

Для разрешения данной проблемы обучающиеся должны найти в источниках ответы на поставленные вопросы, узнать у родителей, людей старшего поколения , как жил народ в прошлом, какие традиции и обычаи соблюдались им ранее, почему в последнее время они предаются забвению.

Подобная работа сближает разные поколения, учит взаимоуважению, проявляет у детей интерес к образу жизни старшего поколения.

Подобного рода работу можно осуществлять на уроках чеченского языка при изучении темы «Билгалдош - къамелан дакъа» («Имя прилагательное -часть речи») и на уроках литературы в процессе освоения темы «Эпитет мет-тан исбаьхьаллин суртх1отторан г1ирс» («Эпитет как выразительное средство языка»). Данный вид деятельности заинтересует детей. Предлагается выполнить проект по группам. Каждая группа получает индивидуальное задание по следующим темам: «Билгалдешнийн морфологически билгалонаш» («Морфологические признаки имени прилагательного»), «Билгалдешнаш-эпитеташ» («Прилагательные-эпитеты»), «Билгалдешнаш тардинчу маь1нехь» («Прилагательные в переносном значении»), «Билгалдешнаш-синонимаш» («Прилагательные-синонимы»), «Билгалдешнаш-антонимаш» («Прилагательные-антонимы»), Бил-галдешнаш сказуемин дакъа хилла лелар» («Употребление прилагательных в именной части сказуемого»). Для выполнения этой работы учащимся дается определенное время, в течение которого они подбирают материал в соответствии со своими заданиями. Итоги работы подводят на заключительном этапе проекта.

Таким образом, проведенный анализ показал, что интерактивные методы обучения помогают прививать обучающимся навыки коллективной деятельности, дают возможность контролировать свое участие в работе группы, обосновывать свое мнение, уважать и ценить мнение товарища, учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта. Существенно меняется и роль учителя: из транспортера знаний он становится организатором и соучастником учебного процесса. Использование интерактивных методов в процессе обучения, в том числе и на уроках чеченского языка, способствует повышению интереса обучающихся к данному предмету, развитию у них качеств, отвечающих требованиям времени.

1. Азимов Э.Г, Щукина А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва Издательство ИКАР 2012.

2. Васильева Ф.И. Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Учебное пособие. Чебоксары: Слово, 2006.

3. Гилярова М.Г. Повышение мотивации через использование интерактивных элементов электронно-образовательных ресурсов. Информатика и образование. 2015; № 10: 26-27.

4. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. Минск: Университетское, 2000.

5. Мирошниченко Л.Ю. Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах. Молодой ученый. 2017; № 3.

6. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград: Учитель, 2008.

References

1. Azimov 'E.G., Schukina A.N. Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij (teoriya ipraktika obucheniya yazykam). Moskva Izdatel'stvo IKAR, 2012.

2. Vasil'eva F.I. Pochemu my govorim «Da!» interakiivnym metodam? Uchebnoe posobie. Cheboksary: Slovo, 2006.

3. Gilyarova M.G. Povyshenie motivacii cherez ispol'zovanie interaktivnyh 'elementov 'elektronno-obrazovatel'nyh resursov. Informatika i obrazovanie. 2015; № 10: 26-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kashlev S.S. Sovremennye tehnologii pedagogicheskogo processa: posobie dlya pedagogov. Minsk: Universitetskoe, 2000.

5. Miroshnichenko L.Yu. Metod klastera v tehnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya na urokah v nachal'nyh klassah. Molodoj uchenyj. 2017; № 3.

6. Nikishina I.V. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii iorganizaciya uchebno-vospitatel'nogo i metodicheskogo processov v shkole. Volgograd: Uchitel', 2008.

Статья поступила в редакцию 20.07.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.