Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1901
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ГОВОРЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даричева Мария Вячеславовна, Дорожкина Дарья Сергеевна, Гришина Ирина Алексеевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы использования интерактивных методов при обучении говорению на уроках английского языка в средней школе. Анализируется степень изученности проблемы в научно-педагогической среде. Представлены особенности такого вида речевой деятельности как говорение. Обозначена характеристика коммуникации как живого процесса интеракции. Авторы изучили структуру речевой деятельности, состоящей из трех фаз (уровней), описали основные черты данных уровней. Раскрыты цели и задачи обучения говорению на уроках иностранного языка. Главная цель обучения говорению заключается в овладении речевыми навыками для их применения как в учебной практике, так и в ситуациях бытового общения. Обоснована актуальность использования интерактивных методов в процессе обучения говорению. Раскрыто влияние данных методов на повышение мотивации к изучению иностранного языка. Интерактивные методы позволяют обогатить эмоциональную и когнитивную сферу участников общения, а также сферу деятельности. Указаны методические принципы, на базе которых строится интерактивное обучение. В статье перечислены наиболее популярные интерактивные методы. Представлены основные характеристики таких интерактивных методов, как дискуссия, метод "Выбери позицию", мозговой штурм, проектные задания, "Броуновское движение", ментальные карты, метод "Фишбоун". Предлагаются разработанные авторами примеры упражнений, построенные на основе интерактивных методов. Применение данных методов в педагогической практике способствует созданию благоприятной атмосферы, повышению мотивации, развитию учебных и личностных качеств обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даричева Мария Вячеславовна, Дорожкина Дарья Сергеевна, Гришина Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE METHODS IN TEACHING SPEAKING AT ENGLISH LESSONS

The article deals with topical issues of using interactive methods in teaching English in English classes in a secondary school. The state of knowledge of the problem in the scientific and pedagogical environment is analyzed. The features of this type of speech activity as speaking are presented. The characteristics of communication as a living process of interaction are indicated. The authors studied the structure of speech activity, consisting of three phases (levels), described the main features of these levels. The goals and objectives of teaching speaking in foreign language lessons are identified. The main goal of teaching speaking is to master speech skills for their application both in educational practice and in situations of everyday communication. The relevance of using interactive methods in the process of teaching speaking is substantiated. The influence of these methods on increasing the motivation to learn a foreign language is revealed. Interactive methods make it possible to enrich the emotional and cognitive sphere of the participants in communication, as well as the scope of activity. The methodological principles defining interactive learning are indicated. The article lists the most popular interactive methods. The main characteristics of such interactive methods as discussion, the "Choose a position" method, brainstorming, project assignments, "Brownian motion", mental maps, the "Fishbone" method are presented. Some examples of exercises developed by the authors and built on the basis of interactive methods are offered. The use of these methods in pedagogical practice helps to create a favorable atmosphere, increase motivation, and develop the educational and personal qualities of students.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

6. Ларина, Т.В. Технология резидуального контроля в образовательном процессе военного вуза (на примере изучения иностранного языка): автореферат дис ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ларина Татьяна Владимировна. - Воронеж, 2006 - 23 с.

7. Мандранов, А.М. Обеспечивая международную деятельность: Специфика формирования общекультурных компетенций будущих военных переводчиков учебных военных центров / А.М. Мандранов, Ю.Ю. Лушников // Вестник военного образования. - 2018. - № 5(14). - С. 94-97.

8. Смирнова, М.А. Применение лингво-адаптивного контроля при обучении иностранному языку курсантов военных вузов / М.А. Смирнова, Н.В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 5(90). - С. 89-91.

9. Соколова, Н.И. Анализ использования открытых электронных ресурсов в преподавании иностранного языка у студентов экономических специальностей вуза / Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). -С. 245-247.

10. Соколова, Н.И. Цифровые ресурсы для организации дистанционного обучения английскому языку / Н.И. Соколова // Дистанционное обучение: актуальные вопросы. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования». - Чебоксары: Среда, 2020. - С. 80-83.

11. Шевченко, М.А. Обучение иноязычному военному дискурсу / М.А. Шевченко, С.С. Загайнов, П.Д. Митчелл // Язык и культура. - 2020. - № 51. - С. 265-287.

12. Шевченко, М.А. Совершенствование лингвистической подготовки в системе военного образования / М.А. Шевченко, Л.А. Митчелл // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - № 1. - С. 86-96.

13. Шермазанова, С.В. Международные неправительственные организации: учебное пособие. - Москва: ВУ, 2019. - 187 с.

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат педагогических наук, доцент Даричева Мария Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат физико-математических наук Дорожкина Дарья Сергеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); студентка Гришина Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы использования интерактивных методов при обучении говорению на уроках английского языка в средней школе. Анализируется степень изученности проблемы в научно-педагогической среде. Представлены особенности такого вида речевой деятельности как говорение. Обозначена характеристика коммуникации как живого процесса интеракции. Авторы изучили структуру речевой деятельности, состоящей из трех фаз (уровней), описали основные черты данных уровней. Раскрыты цели и задачи обучения говорению на уроках иностранного языка. Главная цель обучения говорению заключается в овладении речевыми навыками для их применения как в учебной практике, так и в ситуациях бытового общения. Обоснована актуальность использования интерактивных методов в процессе обучения говорению. Раскрыто влияние данных методов на повышение мотивации к изучению иностранного языка. Интерактивные методы позволяют обогатить эмоциональную и когнитивную сферу участников общения, а также сферу деятельности. Указаны методические принципы, на базе которых строится интерактивное обучение. В статье перечислены наиболее популярные интерактивные методы. Представлены основные характеристики таких интерактивных методов, как дискуссия, метод "Выбери позицию", мозговой штурм, проектные задания, "Броуновское движение", ментальные карты, метод "Фишбоун". Предлагаются разработанные авторами примеры упражнений, построенные на основе интерактивных методов. Применение данных методов в педагогической практике способствует созданию благоприятной атмосферы, повышению мотивации, развитию учебных и личностных качеств обучающихся.

Ключевые слова: коммуникация, речевая деятельность, интерактивные методы, говорение, мотивация.

Annotation. The article deals with topical issues of using interactive methods in teaching English in English classes in a secondary school. The state of knowledge of the problem in the scientific and pedagogical environment is analyzed. The features of this type of speech activity as speaking are presented. The characteristics of communication as a living process of interaction are indicated. The authors studied the structure of speech activity, consisting of three phases (levels), described the main features of these levels. The goals and objectives of teaching speaking in foreign language lessons are identified. The main goal of teaching speaking is to master speech skills for their application both in educational practice and in situations of everyday communication. The relevance of using interactive methods in the process of teaching speaking is substantiated. The influence of these methods on increasing the motivation to learn a foreign language is revealed. Interactive methods make it possible to enrich the emotional and cognitive sphere of the participants in communication, as well as the scope of activity. The methodological principles defining interactive learning are indicated. The article lists the most popular interactive methods. The main characteristics of such interactive methods as discussion, the "Choose a position" method, brainstorming, project assignments, "Brownian motion", mental maps, the "Fishbone" method are presented. Some examples of exercises developed by the authors and built on the basis of interactive methods are offered. The use of these methods in pedagogical practice helps to create a favorable atmosphere, increase motivation, and develop the educational and personal qualities of students.

Key words: communication, speech activity, interactive methods of teaching, speaking, motivation.

Введение. Владение иностранным языком является ключевым фактором в социальном и профессиональном поле жизнедеятельности современного человека. Процесс языковой подготовки нацелен на формирование иноязычной компетенции, что подразумевает овладение всеми видами иноязычной речевой деятельности. Наиболее востребованным на практике видом речевой деятельности является говорение, но вместе с тем процесс развития данного вида речевой

деятельности представляется наиболее сложным и требует большого внимания со стороны педагога и равных усилий от обучающихся. Данные факторы определяют важность отбора методов обучения для обеспечения более быстрого, облегченного и эффективного результата обучения. Одним из таких подспорий могут выступать интерактивные методы. Интерактивный метод - метод, направленный на взаимодействие, коммуникацию и обмен информацией. Поскольку обучающиеся невольно включаются в общение в процессе обучения, это может быть применено и по отношению к обучению иностранному языку на уроках в школе. Интерактивные технологии выполняют множество полезных функций при использовании их в учебном процессе. Они мотивируют обучающихся на получение знаний, активируют познавательную деятельность, расширяют возможности обучающей среды [7].

Изложение основного материала статьи. Исследованием теории методики обучения говорению и работе с интерактивными методами занимался ряд ученых, такие как И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Е.В. Коротаева, С.С. Кашлев. И.А. Зимняя выделила и описала сложную трехуровневую структуру речевой деятельности [2]. Е.И. Пассов указывал на то, что интерактивность всегда сопровождает коммуникацию и зачастую является условием для всестороннего общения между обучающимися [6]. Е.В. Коротаева изучила различные аспекты теории, методики и практики интерактивного обучения [4]. С.С. Кашлев описал теоретико-методологические основы использования интерактивных методов обучения в педагогическом процессе, раскрыл понятие интерактивных методов, определил их признаки, содержание и структуру, обосновал классификацию интерактивных методов обучения. рассмотрел технологии интерактивного обучения как инновационного педагогического явления [3].

Коммуникация - это живой процесс интеракции, включающий в себя эффективную передачу мыслей, идей, чувств и моральных ценностей. В основе процесса общения лежит устная коммуникация между двумя или более людьми, состоящая из множества элементов, как вербальных, так и невербальных, от применения которых зависит успешность или безуспешность передачи информации. Коммуникация является ситуативной и определяется формальностью или неформальностью обстановки, ее спонтанностью. Согласно А.Н. Шамову, говорение - это продуктивный вид речевой деятельности, имеющий целью выражение мыслей, а также передачу и обмен информацией в устной форме [9]. Процесс говорения является тесно связанным с аудированием, поскольку обеспечивается действием артикуляционного аппарата и слуховых анализаторов [1]. Устная коммуникация становится практически невозможной без развития навыка понимания собеседника на слух. Говорению свойственны проявления сложной мыслительной деятельности, поскольку одновременно могут быть использованы такие психические процессы, как память, антиципация и предугадывание дальнейшей информации, внимание. В связи с этими факторами можно сказать, что процесс говорения отнимает большое количество времени и сил на свою подготовку и непосредственное осуществление, а также на формирование самого навыка, что указывает на важность регулярной тренировки.

Цель обучения говорению на уроках иностранного языка заключается в овладении речевыми навыками для их применения как в учебной практике, так и в ситуациях бытового общения. У обучающихся должен быть выработан навык спонтанной, неподготовленной речи, который бы показывал не только знание тех или иных грамматических структур и лексических единиц, но и уровень овладения языком и фоновыми знаниями о стране изучаемого языка в целом. Среди главных задач обучения иноязычному говорению выделяют:

- научить логичному и последовательному развертыванию мысли;

- обучить выражать законченную мысль;

- обучить говорению с определенным темпом и скоростью.

Структура речевой деятельности, согласно И.А. Зимней, состоит из трех фаз (уровней): мотивационно-побудительный уровень, ориентировочно-исследовательский уровень и исполнительный уровень. На мотивационно-побудительном уровне усилия педагога должны быть сконцентрированы на поддержании внутренней мотивации, которая определяет и указывает направление для осуществления учебной деятельности. Именно через повышение собственных мотивов обучающийся приходит к осознанию необходимости в участии в процессе общения и определяет для себя цель изучения иностранного языка. На ориентировочно-исследовательском уровне определяются средства и способы, при помощи которых будет выстраиваться мысль в процессе общения. Формируется содержательный план высказывания и обеспечивается подбор лексических и грамматических инструментов. Исполнительный уровень речевой деятельности представлен собственно результатом деятельности - высказыванием [2]. Зачастую переход на исполнительный уровень, а именно процесс говорения, может не состояться по ряду причин. Факторы, влияющие на успешность говорения, разнообразны: страх критики или осуждения, отсутствие знаний и собственного мнения по обсуждаемой теме, неравномерное участие собеседников в учебных группах, а также избыточное использование родного языка в связи с недостаточно сформированным словарным запасом или грамматическими навыками и др.

В современных условиях большую популярность в рабочей практике педагогов стали приобретать интерактивные формы и методы обучения, которые отходят от традиционной модели преподавания «ученик - учитель» и направлены по большей степени на предоставление свободы общения и взаимодействия между обучающимися. Интерактивные методы -это методы, основанные на взаимодействии, на диалоговом общении, на обмене идеями и информацией. Это означает взаимное обогащение эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер участников общения. Главной целью становится формирование навыков и развитие умений самостоятельного решения учебных задач в совместной работе с другими обучающимися. Такое тесное сотрудничество при интерактивном взаимодействии способствует применению знаний иностранного языка в ситуациях, которые были бы максимально схожи с реальными ситуациями общения. Среди основных преимуществ применения интерактивных методов необходимо отметить то, что учащиеся вовлекаются в решение учебных задач уже на начальном этапе работы и осуществляют мотивированное овладение способами решения данных задач, а также происходит повышение уровня интеллектуальной и познавательной деятельности и улучшаются межличностные отношения в учебном коллективе, формируются навыки работы в команде, толерантность, развивается умение отстаивать свою точку зрения. Интерактивное обучение должно строиться на базе следующих методических принципов:

- учет возрастных, личностных особенностей и способностей;

- создание доброжелательной атмосферы и предотвращение возникновения конфликтных ситуаций;

- тщательный подбор учебных лексических единиц;

- использование наглядных средств (таблицы, схемы, рисунки и т.д.), а также применение мультимедийных средств;

- определение правил поведения и разработка системы оценивания.

Интерактивные методы довольно широко представлены в педагогической практике: ролевая игра, «Мозговой штурм», «Броуновское движение», ментальные карты, дебаты и дискуссии, проектные задания, «Выбери позицию», «Фиш-боун», «Синквейн», проблемное обучение. Рассмотрим некоторые наиболее популярные методы, на базе которых нами были разработаны упражнения.

Дискуссия, согласно А.Н. Шамову, это вид устной речи, в частности диалогической, характеризующийся участием большого числа участников, которые высказывают мнения по теме [9]. Существует несколько вариаций дискуссии -

дебаты, «Круглый стол», проблемная и ролевая дискуссии. Использование такого метода на занятиях способствует формированию взглядов обучающихся, поскольку восприятие противоречащих аргументов позволяет рассмотреть проблемный вопрос с нескольких сторон. Вариантом дискуссии можно считать метод «Выбери позицию». Его основа - это неоднозначность обсуждаемого явления или понятия. Классная комната должна быть условно поделена на сектора, и, в зависимости от позиции, обучающиеся занимают тот или иной угол. Основной задачей является объяснение и доказательство своей позиции, с соблюдением правила ведения дискуссии и поведения в классе, которые обычно устанавливаются учителем заранее и обговариваются перед началом работы. При этом учитель может задавать дополнительные вопросы, если позиция обучающегося ему не ясна.

Мозговой штурм - метод, основанный на учете любого мнения или идеи обучающегося по заданной проблеме. Все высказывания должны фиксироваться в письменном виде без оценки их содержания, без требований по обоснованию или доказательству мнения. Такой метод работы позволяет не только экономить время при работе с большим объемом информации, но и мотивирует отстающих или боящихся критики учеников так же принимать активное участие. Обучающимся предоставляется полная свобода в дополнении и развитии идей других обучающихся, без критики. Кроме того, может быть измерен уровень информированности обучающихся по теме урока [8].

«Броуновское движение» заключается в создании учителем карточек-опросников по определенной теме. При этом обучающиеся, имея полную свободу передвижения по классу, вступают в мини-диалоги и обсуждения с одноклассниками, пытаясь получить наиболее полную информацию для своей анкеты. Подобные задания подходят для отработки лексических единиц, а также способствуют снятию напряжения или стеснения в коллективе и его сплочению. Опросники могут иметь несколько уровней сложности. С уже заранее написанными учителем вопросами для начального этапа изучения языка, или с ключевым словом, вокруг которого должен быть выстроен вопрос, для более высокого уровня владения.

Ментальные карты (mind maps) или кластеры обычно представляются в виде схемы или рисунка, раскрывающего основное понятие с разных сторон. Так, указав главное понятие в центре, обучающимся предлагается записать вокруг ассоциации, факты или понятия, связанные с ним. Одним из достоинств является возможность выделения логических связей между компонентами. Материалы и знания, используемые в ментальной карте, систематизируются, легче и быстрее укореняются в памяти. Такие карты легко дополнять и изменять, они просты в исполнении и могут быть использованы практически на любом этапе урока. Например, на организационном для проверки наличия фоновых знаний по какой-либо теме, или на заключительном в качестве рефлексии и закрепления пройденного лексического или культурного материала.

Похожим методом работы можно считать «Фишбоун» (fishbone). В данном случае понятие раскрывается линейным способом. Схематично, от главного понятия («голова скелета») к его характеристикам или отличительным признакам («кости скелета»), затем к выводу или ассоциации («хвост»). Несмотря на простоту в исполнении, описываемая активность является довольно популярной. Содержание задания может варьироваться в зависимости от сложности раскрываемого понятия, его объема [5].

Таким образом, интерактивные методы могут стать эффективной базой для обучения говорению, как монологической, так и диалогической речи. Находясь в диалоге и постоянном взаимодействии с одноклассниками и участниками команды, обучающиеся могут без стеснения развивать свои творческие, личностные и интеллектуальные качества. При применении подобных методов повышается мотивация к изучению и совершенствованию в сфере изучения иностранного языка, происходит оттачивание навыков работы в команде, построения логических связей, отстаивания своей позиции и т.д.

Для формирования иноязычной коммуникативной компетенции и универсальный учебных действий требуется применение комплекса упражнений. Чем разнообразнее упражнения, тем выше уровень мотивации обучающихся на изучения иностранного и тем легче и быстрее происходит усвоение образовательной программы и развитие навыков. Следующие упражнения, разработанные с целью применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка в школе, направлены на поощрение проявления самостоятельности в работе на уроке, а также на более тесное взаимодействие с другими обучающимися. Помимо этого, основной целью упражнений является формирование и развитие навыков говорения, как монологической, так и диалогической речи.

Упражнение 1 - «Броуновское движение».

Цель - развитие подготовленной диалогической и монологической речи; формирование уважительного отношения к мнению окружающих.

Задание: Use the questioner to ask you classmates about their school life. Analyze their answers and make a short monologue about their preferences.

1) How much time does it usually take you to get to school?

2) Do you like wearing uniform?

3) What 5 things do you have in your bag?

4) Name 3 of your favourite school subjects.

5) Which school subject don't you like?

6) How do you usually behave at the lessons?

7) What is your mark in English for the last term?

8) What do you do when the lessons are over?

9) Do you use computer to do homework?

10) What is your hobby?

Упражнение 2 - «Мозговой штурм», творческое задание.

Цель - развитие навыков говорения; формирование навыков работы в команде; сплочение коллектива через участие в совместной деятельности.

Задание: Work in pairs or in small groups. Think of an ideal school or a school of future. Make notes about:

• its location

• size

• number of classes a day

• school subjects

• equipment

Write down as many ideas as you can, you are free to add your own ones. Make a small booklet of the school you've created. Use pictures and be creative.

Упражнение 3 - ментальная карта.

Цель - развитие навыков говорения; навыков работы в парах, предотвращения конфликтных ситуаций; стимулирование творческих способностей обучающихся.

Задание: Work in pairs. Make a mind map of your associations with the word "school". You can use the plan provided below to help you, or you can work on your own. Use different colours for different aspects. Show relations between topics if there are any.

Plan:

• School subjects

• Days of studying

• Sports equipment

• Computer and Internet access

• School utensils

• Emotions

Упражнение 4 - «Фиш-боун».

Цель - развитие навыка говорения, формирование умений работы в парах; развитие умений логического мышления, анализа и обобщения.

Задание: Work in pairs. Think of a list of school rules that students should obey. Divide them into two groups - strict and mild. Make a scheme called "Fishbone". Write the word School at the beginning, then write down the rules in two parts, at the end make a conclusion whether you would like to study under such rules.

Упражнение 5 - «Выбери позицию», дискуссия.

Цель - развитие навыков монологической речи и ведения дискуссии; навыков аргументации своей точки зрения; формирования ценностного отношения к мнению окружающих.

Divide the classroom into 3 parts. Go through the list of following statements and decide whether they are fair, controversial or wrong. Take one of the corners with corresponding idea and give arguments to prove your point of view.

• School isn't the best place to get education

• Exams are a good way of testing the level of knowledge

• Teachers should teach more than one subject

• Girls and boys should go to different schools

• Parents should know about their child's marks

Выводы. Основными задачами представленных упражнений является поощрение участия обучающихся в обсуждении или представлении результатов работы. При использовании подобных методов, обучающиеся получают некую свободу при изучении языка, могут побороть стеснение при выражении своего мнения или отношения к той или иной теме. Также происходит моделирование реальных ситуаций общения, что говорит о практико-ориентированности такого метода обучения. Интерактивные методы, построенные на взаимодействии и обмене идеями, способствуют созданию благоприятной для работы атмосферы, развивают не только учебные, но и личностные качества обучающихся. Их универсальность дает возможность применят их практически на любом этапе урока, а общение со сверстниками и новые способы изучения языка повышают мотивацию обучающихся.

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

3. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2013. - 223 с.

4. Коротаева, Е.В. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики / Е.В. Коротаева, А.С. Андрюнина // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 4. - С. 26-33.

5. Мелькаева, Р.В. Интерактивные методы обучения английскому языку / Р.В. Мелькаева, А.М. Радин // Символ науки: Международный научный журнал. - 2017. - №12. - С. 147-149.

6. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе: Пособие для учителей иностранных языков. Изд. 2-е, дораб. Серия: Библиотека учителя иностранного языка. / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.

7. Поначугин, А.В. Практика использования интерактивных технологий для подготовки бакалавров прикладной информатики в период пандемии COVID-19 / А.В. Поначугин // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. -№ 4. - С. 6.

8. Сафонова, Л.Ю. Методы интерактивного обучения. Методические указания / Л.Ю. Сафонова. - Великие Луки: ПсковГУ, 2015. - 86 с.

9. Шамов, А.Н. Теория методики обучения иностранным языкам : краткий словарь методических терминов / А.Н. Шамов, И.Е. Зуева. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. - 59 с.

Педагогика

УДК 372.8

старший преподаватель Джанибекова Фатима Ожаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Образование стремится создавать условия, позволяющие личности самораскрываться, оценивать свою значимость и полезность, а так же постоянно стремиться к личностному и профессиональному развитию. Современный специалист должен постоянно совершенствоваться как на начальных этапах получения образования, так и в период профессиональной деятельности. В связи с тем, что быстро меняются требования к системе образования, необходимо модернизировать и способы подготовки специалистов в учебных заведениях, в соответствии современными требованиями. Такую цель возможно достичь при соблюдении нескольких условий: модернизация содержания и технологий образования, направленных на поощрение проявления разнообразных самопроцессов. В статье рассматривается процессов самоорганизации личности. Формирование умений профессиональной самоорганизации является значимым условием становления самоорганизующейся личности будущего педагога. Изучая профессиональную самоорганизацию в образовательной среде мы пришли к мнению, что процесс становления профессиональной самоорганизации подвергается различным факторам в течение жизни обучающегося. Эти факторы зачастую различаются по разным показателям, таким как качество и интенсивность воздействия. Для выявления педагогических условий нами исследовались внешние факторы формирования умений профессиональной самоорганизации. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы нами был определен комплекс педагогических условий, необходимых для успешного функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.