Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЕКТА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЕКТА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивное обучение / педагогические технологии / проектная деятельность / сетевой телекоммуникационный проект / английский язык / interactive learning / pedagogical technologies / project work / network telecommunications project / the English language.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Анастасия Михайловна, Комуцци Людмила Владимировна

Повышение эффективности формирования общеучебных и языковых умений и навыков обучающихся – основная задача методики обучения иностранному языку. Ее решение осложняется высокой рабочей нагрузкой учителей, усилившейся в условиях пандемии, остающимися проблемами с техническим оснащением классов и отсутствием в них доступа в Интернет, особенно в провинции, что существенно снижает мотивацию преподавателей к использованию активных и интерактивных методов обучения и современных дидактических средств. В свою очередь, это приводит к пассивности обучающихся на уроках, снижению уровня их познавательного интереса, вследствие чего ухудшаются показатели успеваемости. В данной статье рассматривается возможность применения интерактивного метода групповой проектной работы в преподавании английского языка в общеобразовательной организации и анализируется опыт использования одного из его форматов – телекоммуникационного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходько Анастасия Михайловна, Комуцци Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING A TELECOMMUNICATION PROJECT IN TEACHING ENGLISH

Improving the efficiency of forming the students’ academic and language skills is one of the primary goals of teaching a foreign language. However, it can hardly be achieved considering the increased teaching workload, which has only become harder in the time of pandemic, the remaining problems with the technical equipment of classes and inaccessibility of the Internet, especially in the provinces. This reduces significantly the teachers’ motivation to use active and interactive methods and innovative didactic tools, which results in their students’ low activity in the classroom, a decrease in their cognitive interest and attainment indicators. This article discusses the possibility of using the interactive method of a group project in teaching English and analyzes the results of organizing a telecommunications project in a general education organization.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЕКТА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

«Научные исследования и инновации»

УДК 811.1/.8

Приходько Анастасия Михайловна Prikhodko Anastasia Mikhailovna

Студент Student

Балашовский институт (филиал), Саратовский государственный университет

Balashov Institute of Saratov State University Комуцци Людмила Владимировна Komutstsi Lyudmila Vladimirovna

Доктор филологических наук, профессор Doctor of Science in Philology, Professor Севастопольский государственный университет

Sevastopol State University

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЕКТА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

IMPLEMENTING A TELECOMMUNICATION PROJECT IN TEACHING ENGLISH

Аннотация. Повышение эффективности формирования общеучебных и языковых умений и навыков обучающихся - основная задача методики обучения иностранному языку. Ее решение осложняется высокой рабочей нагрузкой учителей, усилившейся в условиях пандемии, остающимися проблемами с техническим оснащением классов и отсутствием в них доступа в Интернет, особенно в провинции, что существенно снижает мотивацию преподавателей к использованию активных и интерактивных методов обучения и современных дидактических средств. В свою очередь, это приводит к пассивности обучающихся на уроках, снижению уровня их познавательного интереса, вследствие чего ухудшаются показатели успеваемости. В данной статье рассматривается возможность применения интерактивного метода групповой проектной работы в преподавании английского языка в общеобразовательной организации и анализируется опыт использования одного из его форматов - телекоммуникационного проекта.

Abstract. Improving the efficiency of forming the students' academic and language skills is one of the primary goals of teaching a foreign language. However, it can hardly be achieved considering the increased teaching workload, which has only become harder in the time of pandemic, the remaining problems with the technical equipment of classes and inaccessibility of the Internet, especially in the provinces. This reduces significantly the teachers' motivation to use active and interactive methods and innovative didactic tools, which results in their students' low activity in the

VI Международная научно-практическая конференция classroom, a decrease in their cognitive interest and attainment indicators. This article discusses the possibility of using the interactive method of a group project in teaching English and analyzes the results of organizing a telecommunications project in a general education organization.

Ключевые слова, интерактивное обучение, педагогические технологии, проектная деятельность, сетевой телекоммуникационный проект, английский язык.

Key words: interactive learning, pedagogical technologies, project work, network telecommunications project, the English language.

В условиях развития международных связей в новом поликультурном мире, в методике обучения иностранному языку были определены новые цели, направленные на формирование личности обучающегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации [1]. Реализация данных целей требует изменения подходов к организации учебной деятельности, внедрения в процесс обучения иностранному языку новых методов и технологий, среди которых особого внимания заслуживают технологии активного и интерактивного обучения.

Интерактивное обучение сформировалось в России как самостоятельная педагогическая технология относительно недавно. Анализ теоретических исследований по данной теме, а также попытка применения в практике обучения английскому языку такого метода интерактивного обучения как телекоммуникационный проект представляются актуальными, особенно в связи с тенденцией перехода в дистанционный формат обучения в условиях пандемии Covid-19.

Термин «интерактивный» происходит от английского interact (inter -«взаимный», act - «действовать»), что означает «взаимодействовать, влиять друг на друга». Интерактивное обучение представляет собой форму организации учебной деятельности, основанную на диалоговом взаимодействии и совместной работе всех участников образовательного процесса [2]. Будучи погруженными в общение, обучающиеся совершенствуют навыки совместной деятельности, обмениваясь информацией, моделируя различные ситуации, оценивая свои и чужие действия, совместно решая возникающие проблемы и погружаясь в

«Научные исследования и инновации» атмосферу делового сотрудничества. Принципы интерактивного обучения

иностранному языку детально описаны в классических работах Уилги Марии

Риверс: учет целей и потребностей обучающегося в изучении языка, принцип

естественности и живого коммуникативного взаимодействия обучающихся,

приближенного к реальным ситуациям, принцип субъектных отношений

преподавателя и студента, принцип совместной креативности, предполагающий

сработанность студентов в группе совместного обучения, принцип открытого

тестирования, принцип изучения языка на основе проникновение в другую

культуру и др. [3].

И.В. Курышева выделяет игровые и неигровые группы интерактивных методов. Первая включает имитационные (ролевые игры) и неимитационные методы, среди которых называются кейс-методы, проектные методы, треннинговые и ряд других методов. В группу неигровых методов включаются дебаты, дискуссии и портфолио [4]. Использование интерактивного оборудования позволяет преподавателю повышать эффективность применения этих методов: применять различные формы презентации учебного материала (печатные тексты, аудиозаписи, фрагменты фильмов и др.), обеспечивать самостоятельность обучающихся при изучении нового материала, возможность их взаимодействия с информационным пространством и т.д. [5].

Во время педагогической практики, которую мы проводили в период карантина, то есть, в основном, в режиме дистанционного образования, в девятом классе МОУ СОШ №16 г. Балашова Саратовской области, мы решили разработать и апробировать групповой телекоммуникационный проект. Работа над проектом осуществлялась в пять этапов:

На поисковом этапе проводилось обсуждение организационных вопросов проекта, была определены его цель и задачи, обозначена его проблематика. Основную цель определил педагог-координатор проекта - формирование социокультурной компетенции обучающихся посредством изучения традиций и обычаев страны изучаемого языка. Обучающиеся принимали активное участие в выборе тематики проекта, предлагали собственные варианты его названия и

VI Международная научно-практическая конференция остановились на теме «Holidays and celebrations in Great Britain». На данном этапе был выбран и формат конечного продукта проекта - веб-сайт.

На аналитическом этапе осуществлялось планирование сроков и объемов предстоящей работы, обозначались виды деятельности, предназначенные для выполнения дома и в классе, формировались рабочие группы, между которыми были распределены задания.

На практическом этапе проводился инструктаж обучающихся по правилам работы в компьютерном классе и знакомство с основными возможностями и инструментами используемых интернет-платформ и сервисов (Google Sites, Google Формы, Discord, Яндекс). Обучающиеся осуществляли самостоятельный поиск в сети Интернет информации о таких национальных праздниках Великобритании как Halloween, Harvest festival, Guy Fawkes' Night, St. Patrick's Day, St. David's Day, Hogmanay. На основе результатов поиска составлялись одноименные рубрики веб-сайта, содержащие информацию об истории праздников, символах, традициях и особенностях празднования, сопровождаемые медиа-материалами (рис. 1). Педагог, выступающий в роли координатора проекта, наблюдал за работой обучающихся с помощью сервисов Google, консультировал их в случае возникновения затруднений посредством мессенджера Discord. В конце данного этапа проводилось совместное обсуждение способа итоговой презентации результатов проектной деятельности, составлялся план выступления рабочих групп, определялось его содержание.

На презентационном этапе была проведена публичная демонстрация разработанного веб-сайта и защита проекта для жюри преподавателей иностранного языка в рамках классного мероприятия «Cultural mosaic» в формате круглого стола. Координатор проекта охарактеризовал основные моменты поискового и аналитического этапов проекта. Затем состоялись групповые выступления обучающихся, включающие описание процесса работы каждой группы на практическом этапе, демонстрацию её итогов, рефлексию с изложением основных затруднений и впечатлений о проделанной работе, ответы на вопросы жюри.

«Научные исследования и инновации»

The main page Helloween Hogmanay Harvest festival Guy Fawkes' Night St. Patrick's Di

"Holidays and celebrations in Great Britain"

A study of the traditions and customs of Great Britain

About the project

Like everyone else in the world, the English are very fond of celebrating holidays. Throughout the history of the Foggy Albion, many holidays have accumulated, which are distinguished by their national flavor.

When people talk about the holidays of Great Britain, they mean the holidays of four countries at once-England, Ireland, Scotland and Wales. It so happened that historically these territories were sometimes united together, then divided by war, then signed a peace agreement. Therefore, most holidays are celebrated in all of these countries, as well as in other parts of the United Kingdom.

Рис. 1. Заглавная страница сайта

На контрольном этапе обучающиеся представляли преподавателю индивидуальные письменные отчеты о проделанной работе, выполняли рефлексию, отвечая на вопросы: What aspects of working on the project caused the greatest difficulty? What was the biggest discovery for me in the course of my research? What skills did I acquire during the project work? What problems did I experience while working in the group? и т.д. Координатор проекта оценивал вклад каждого участника в работу, комментировал распространенные ошибки.

Перед началом работы обучающихся над проектом было проведено тестирование, содержащее грамматические задания по темам Present Simple, Past Simple, Past Perfect, Passive voice, Relative clauses, Adverbs of frequency, Phrasal verbs, Prepositions, Past and Present participles, а также задания для тренировки лексики по теме «Celebrations». После завершения проектной работы был проведен контрольный тест на указанные выше темы. Анализ результатов предварительного и контрольного тестирования обучающихся показал, что в результате работы над проектом успеваемость обучающихся выросла на 11,11%, качество знаний - на 27, 77%, обученность - на 14%, средний балл - на 0,5.

Апробация показала, что интерактивное обучение не только способствует активизации мышления обучающихся и повышению их активности на уроках, но

111

VI Международная научно-практическая конференция также позволяет установить взаимодействие обучающихся как с

преподавателем, так и друг с другом, что является особенно актуальным в период

дистанционного обучения, когда многие преподаватели испытывают сложности

в обеспечении необходимого уровня обратной связи обучающихся. Кроме того,

такой формат интерактивного обучения повышает объем усвоенного материала

и уровень знаний обучающихся, развивает их мотивацию к изучению предмета

и интерес к учебной деятельности в целом, способствует развитию личностных

качеств обучающихся (ответственность, дисциплинированность,

организаторские способности) и их общеинтеллектуальных умений (внимание,

память, творческое мышление), формирует более благоприятный микроклимат в

классе, основанный на слаженной совместной деятельности.

Библиографический список:

1. ФГОС основного общего образования (5-9 классы) [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/#dst0 (Дата обращения: 22.04.2021).

2. Панина Т. С., Вавилова Л.Н. Интерактивное обучение// Образование и наука. 2007. №6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie (дата обращения: 23.04.2021).

3. Rivers W. M. Principles of interactive language teaching// Studies in Second Language Acquisition. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. С. 410 - 411.

4. Курышева И. В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №112. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-interaktivnyh-metodov-obucheniya-v-kontekste-samorealizatsii-lichnosti-uchaschihsya (Дата обращения: 22.04.2021).

5. Смирнова Е. А., Смирнов М. А. Использование интерактивного оборудования и его применение в образовательном процессе// Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №4 (65). - Режим доступа:

«Научные исследования и инновации» https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnogo-oborudovaniya-i-ego-primenenie-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 23.04.2021).

© А. М. Приходько, Л. В. Комуцци, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.