Исходя из результатов, представленных в диаграмме, мы можем сделать вывод о том, что учащиеся обеих групп примерно одинаково разбираются в теме заработной платы. Большая часть ошибок в этом блоке состояла в ориентировании в нормативных документах. В блоке «МРОТ» участники в целом ориентируются хуже, чем в остальных. Дети, оставшиеся без попечения родителей, практически не сталкивались с этим понятием, и они справились хуже остальных респондентов. Обе группы учащихся с трудом справились с этим блоком, наибольшим удивлением и трудностями для детей стало наличие разных видов МРОТ. Анализируя полученные результаты, можно утверждать, что необходимо вести работу в данном направлении у обеих групп детей, однако особое внимание стоит уделить детям, оставшимся без попечения родителей, так как они не справились с большинством заданий. В блоке «Пенсия» ситуация была противоположной, воспитанники центров детей, оставшихся без попечения родителей, весьма часто сталкиваются с таким понятием, как пенсия. Они продемонстрировали более высокие результаты по данной теме, в то время как остальные ученики при решении практических заданий этой категории испытали определенные трудности. У обеих групп респондентов основные сложности были связаны с расчетом будущей пенсии. В блоке «Кредиты» возникло большое количество затруднений у обеих групп. Серьезные трудности вызвали расчет кредитных ставок и суммы переплат.
Из полученных результатов выявляется необходимость в совершенствовании знаний и умений учащихся обеих групп. Однако в связи с тем, что дети, оставшиеся без попечения родителей, в среднем справились с заданиями хуже остальных респондентов, они заслуживают дополнительного внимания. В связи с этим нами был разработан практикум по совершенствованию навыков финансовой грамотности у детей, оставшихся без попечения родителей, целью которого являлось формирование у воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, знаний, умений и навыков, необходимых для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
Практикум как форма организации деятельности обладает большим потенциалом, так как в его основе лежит личностно ориентированное обучение, которое предполагает: ориентацию на личность ребёнка, учет его индивидуальных особенностей и потребностей, постановку личностно значимых целей (через принцип добровольности, активности, проведение тренинговых занятий) и деятельностный подход, основой которого является активное включение ребенка в различные виды развивающей деятельности, такие как решение кейсов, практические занятия, тренинги, скечбукинг и авторская дидактическая игра «MoneyLife» [6].
Практикум реализовывался в три этапа:
1. Ознакомительно-адаптационный, на данном этапе происходило знакомство с участниками проекта, тренинговая форма реализации данного этапа позволяет мотивировать участников путем осознания необходимости знаний об
Библиографический список
особенностях финансовых отношений, в ходе тренинга дети формулируют общие цели предстоящей работы и ставят личные цели.
2. Непосредственная реализация практикума, который состоит из пяти тем: «Я и мой бюджет»; «Заработная плата»; «Обязательное пенсионное страхование»; «Кредиты: виды и формы»; «МопеутападетепЬ (манименеджмент). На данном этапе участники на основе включения в различные виды деятельности осваивают новые понятия, приобретают умения решать различные финансовые ситуации, создают творческие пометки об особенностях того или иного финансового института, что способствует прочному закреплению изученных понятий; учатся распределять свой бюджет на основе авторской игры «MoneyLife». Следует отметить, что мы видим необходимость включения тем «Заработная плата» и «Пенсия», с целью разбора допущенных в ходе исследования ошибках и совершенствования практических умений и навыков детей [7, 8].
3. Заключительный этап. Здесь участники проекта подводят итоги работы, анализируют собственную деятельность, создают свои скечбуки, соотносят поставленные цели с результатами обучения и личными целями.
В ходе реализации данного практикума у участников будут совершенствоваться не только предметные знания и умения, такие как владение базовыми понятиями финансовой грамотности, владение знаниями и правилами поведения, необходимыми при взаимодействии с различными финансовыми институтами, но и группы личностных (умение дифференцировать краткосрочные и долгосрочные потребности, понимание значимости получения образования как условия успешной самореализации, понимание и несение личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами и т.д.) и метапредметных результатов (анализировать практическую ситуацию в сфере финансов, ставить цели финансовой деятельности, планировать достижение целей, направленных на решение финансовой проблемы, оценивать альтернативные способы достижения целей и т.д.). Получение данных умений будет способствовать успешной социализации детей воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в обществе, грамотному взаимодействию с финансовыми институтами и предупреждению вовлечения участников практикума в неприятные финансовые ситуации.
На данный момент практикум находится в процессе реализации на базе центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 3 г Барнаула. По окончании реализации практикума будет проведено повторное исследование с целью подтверждения его эффективности, их математическая обработка с помощью многофакторного дисперсионного анализа. Перспективы данного исследования мы видим в обучении не только детей, оставшихся без попечения родителей, но и всех категорий учеников. Мы планируем разработать методические рекомендации по совершенствованию навыков финансовой грамотности, а также распространить полученный опыт с целью повышения финансовой грамотности в регионе. Надеемся, что практикум станет дополнением к существующим программам внеурочной деятельности по совершенствованию навыков финансовой грамотности учащихся средних общеобразовательных школ.
1. Гребнев Л.С. Экономика: курс основ: учебник для студентов вузов, обучающихся по неэкономическим специальностям и направлениям. Москва: Вита-Пресс, 2001.
2. Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебник для студентов вузов. Москва: КНОРУС, 2004.
3. Столярова А.А., Шахназарян Г.Э. Анализ мировой практики развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения. Финансы и кредит. 2010; № 34: 72 - 78. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/analiz-mirovoy-praktiki-razvitiya-finansovogo-obrazovaniya-i-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-naseleniya
4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Москва: Академия, 2000.
5. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция) 21 декабря 1996 года. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/
6. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: методические разработки занятий социально-психологического тренинга. Москва: Новая школа, 1993.
7. Современная экономика: многоуровневое учебное пособие для студентов вузов. Научный редактор О.Ю. Мамедов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
8. Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: учебное пособие для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных школ. Москва: Начала-Пресс, 1995.
References
1. Grebnev L.S. 'Ekonomika: kurs osnov: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po ne'ekonomicheskim special'nostyam i napravleniyam. Moskva: Vita-Press, 2001.
2. Buyanova M.O. Pravo social'nogo obespecheniya: uchebnik dlya studentov vuzov. Moskva: KNORUS, 2004.
3. Stolyarova A.A., Shahnazaryan G.'E. Analiz mirovoj praktiki razvitiya finansovogo obrazovaniya i povysheniya finansovoj gramotnosti naseleniya. Finansy ikredit. 2010; № 34: 72 - 78. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-mirovoy-praktiki-razvitiya-finansovogo-obrazovaniya-i-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-naseleniya
4. Kulikova T.A. Semejnaya pedagogika i domashnee vospitanie. Moskva: Akademiya, 2000.
5. O dopolnitel'nyh garantiyah po social'noj podderzhke detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Federal'nyj zakon ot 21.12.1996 N 159-FZ (poslednyaya redakciya) 21 dekabrya 1996 goda. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/
6. Prutchenkov A.S. Trening lichnostnogo rosta: metodicheskie razrabotki zanyatij social'no-psihologicheskogo treninga. Moskva: Novaya shkola, 1993.
7. Sovremennaya 'ekonomika: mnogourovnevoe uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Nauchnyj redaktor O.Yu. Mamedov. Rostov-na-Donu: Feniks, 1997.
8. Frejnkman E.Yu. 'Ekonomika i biznes. Nachal'nyj kurs: uchebnoe posobie dlya uchaschihsya 10 - 11 klassov obscheobrazovatel'nyh shkol. Moskva: Nachala-Press, 1995.
Статья поступила в редакцию 29.05.20
УДК 378
Sergienko N.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of English Language, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
INTERACTIVE TEACHING METHODS AS A MEANS OF TRAINING FUTURE TEACHERSOF ENGLISH FOR PROFESSIONAL ACTIVITY. The article discusses the issues connected with the use of interactive teaching methods in the process of training second-year students of Linguistic Institute of Altai State Pedagogical University in terms of their necessity and successfulness in preparing students for their future teaching career. Using interactive methods in the classroom helps
students develop their creative potential, train speaking and communication skills in conditions close to real ones, learn to use modern technologies, set and solve problems in various fields of education, and build their own educational route. Holding discussions, using the case study method and the project method, organizing role-playing are necessary components of the educational process and they contribute to the successful formation of those professional competences that are important for a would-be teacher of English.
Key words: interactive methods, discussion, case study method, project method, role-playing, competence.
Н.В. Сергиенко, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием интерактивных методов обучения студентов младшей ступени лингвистического института Алтайского государственного педагогического университета, с точки зрения их необходимости и успешности применения в плане подготовки обучающихся к будущей педагогической деятельности. Построение занятий с использованием интерактивных методов способствуют тому, что обучающиеся развивают свой творческий потенциал, тренируют навыки говорения и коммуникации в условиях, приближенных к реальным, учатся использовать современные технологии, ставить и решать задачи в различных областях образования, выстраивать собственный образовательный маршрут. Проведение дискуссий, использование кейс-стади и метода проектов, организация ролевых игр являются необходимыми компонентами образовательного процесса и способствуют успешному формированию тех компетенций, которые важны для будущего учителя английского языка.
Ключевые слова: интерактивные методы, дискуссия, метод кейс-стади, метод проектов, ролевая игра, компетенция.
Система образования в XXI веке предъявляет новые требования к педагогу, к компетенциям, которыми он должен владеть. В современных реалиях профессиональной подготовки учителей особое внимание уделяется созданию условий для становления индивида, способного к саморазвитию и самосовершенствованию; развитию у обучающихся эвристического и творческого мышления; обучению приёмам управления собственной образовательной деятельностью.
Актуальным на данном этапе становится использование таких методов и средств обучения, которые способствовали бы активному освоению содержания профессиональной деятельности педагога, развитию навыков общения и работы в малых и больших группах, приобретению опыта творческого взаимодействия и творческого саморазвития, формированию артистизма и развитию воображения обучающихся.
Всё это может реализовываться при применении интерактивных методов обучения. О практиках интерактивного обучения и интерактивных технологиях написано достаточное количество статей и учебных пособий [1 - 5]. Все авторы сходятся во мнении, что интерактивное обучение предполагает использование специальных методов и методик, которые будут направлены на формирование тех компетенций, которые являются сегодня первостепенными: познание и развитие собственной личности, формирование самостоятельности в учебной и трудовой деятельности, развитие навыков коммуникации.
Интерактивное обучение предполагает, что все участники образовательного процесса могут свободно делиться знаниями и опытом, который у них имеется. Преподаватель направляет обучающихся, предлагает ситуации и проблемы для решения, а студенты берут на себя часть функций преподавателя, занимаются поиском дополнительной информации, обмениваются знаниями друг с другом, вместе решают предложенные проблемы, учатся приходить к компромиссным решениям. Кроме того, одним из главных признаков интерактивного обучения «является наличие обратной связи, объективизирующей продвижение учащегося в образовательном пространстве» [3, c. 23]. Это предполагает, что обучающиеся учатся оценивать свои действия и действия других участников образовательного процесса, а такой навык необходим будущим педагогам.
В процессе преподавания курса «Практика устной и письменной речи: английский язык» на 2 курсе английского отделения лингвистического института (далее - ЛИИН) Алтайского государственного педагогического университета мы взяли за основу своей педагогической деятельности использование интерактивных методов обучения, которые способствовали бы формированию мировоззренческой культуры будущего педагога, развитию творческого потенциала личности, формированию навыков коммуникации на английском языке в повседневной, учебной и профессиональной деятельности.
Цель данной работы - проанализировать необходимость и успешность использования интерактивных методов при работе со студентами ЛИИН на младшей ступени обучения с точки зрения их подготовки к педагогической деятельности.
Выделяют различное количество интерактивных методов, однако большинство авторов в своих работах упоминают такие методы, как деловая игра, ролевая игра, дискуссия, тренинг метод кейс-стади, метод проектов [2 - 5]. При работе со студентами 2 курса мы сосредоточились на таких методах, как дискуссия, метод кейс-стади, метод проектов, ролевая игра. В курсе «Практика устной и письменной речи: английский язык» на втором году обучения изучаются следующие темы: Education, Work, Theatre, HealthandMedicine, Sport, Travelling поэтому все используемые методы соотносятся с данными темами.
Дискуссия, на наш взгляд, является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия в группе. Дискуссии могут быть спонтанными и подго-
товленными, однако даже когда происходит спонтанная дискуссия, она должна управляться, и, как правило, эту функцию выполняет преподаватель. Подготовленной дискуссией может управлять преподаватель или назначается ведущий, который руководит всем процессом: начинает и заканчивает дискуссию, направляет обсуждение, задаёт вопросы, спрашивает мнение и т.д. На наших занятиях спонтанные мини-дискуссии случаются по многим вопросам, которые изучаются в рамках той или иной темы, а подготовленные дискуссии проходят 2 - 3 раза в год, в зависимости от уровня базовых знаний студентов и уровня владения английским языком. Предлагаемые темы для дискуссий следующие: 'Homeschooling vs Traditional schooling', 'What makes a good teacher?', 'Sports distracts away from scholastic responsibilities', 'HIV and AIDS are a punishment for wrong social behaviour'. Подготовленные дискуссии необходимы, т.к. они мотивируют обучающихся к поиску нужного материала, что повышает их самостоятельность и вырабатывает умение эффективно работать с большим количеством информации. Очевидными плюсами дискуссии являются возможность обмена мнениями, интенсивная мыслительная деятельность, межличностное взаимодействие, формирование толерантного отношения к противоположным позициям. К недостаткам дискуссии можно отнести тот момент, что количество выступающих одномоментно равняется единице. А для студентов, которым необходимо «практиковаться» в устной речи, чрезвычайно важно иметь как можно больше возможности не только слышать живую речь, но и самим высказываться по вопросам разного спектра. Кроме того, в начале дискуссии может выясниться отсутствие альтернативных мнений, что нивелирует проведение дискуссии как таковой. Поэтому если в ходе работы с группой приходит осознание, что возможность организации дискуссии отсутствует, тогда используются иные интерактивные методы, в частности метод кейс-стади, т.к. одним из этапов работы над кейсом в аудитории является дискуссия, что и сближает эти два метода.
«Метод кейс-стади - это метод активного анализа проблемной ситуации, основанный на обучении путём решения конкретных ситуационных задач» [6, c. 3]. Кейс-стади похож на метод дискуссии тем, что также учит формулировать свою точку зрения и выслушивать противоположную, работать в группе и учитывать различные позиции. Однако подготовка к проведению занятия с использованием кейс-стади отличается от организации дискуссии.
Преподавателю важно определить проблемную ситуацию в рамках изучаемого курса и конкретной темы и далее создать «кейс»: описать проблему, собрать материал, продумать возможное решение (если кейс является вымышленным). За время преподавания курса «Практика устной и письменной речи: английский язык» нами были определены проблемные вопросы по изучаемым темам, которые легли в основу создания кейсов.
Таблица 1
Тематика кейсов
Тема Проблемный вопрос (в широком понимании)
Education 1) To homeschool or educate a child at a traditional school 2) To take a gap year or not 3) Distant education: to be or not to be
Work 1) To go to work or work from home 2) To be a teacher
Theatre 1) Theatre should educate, not entertain 2) There will be no theatre in the future
Health and Medicine 1) To vaccinate or not 2) Euthanasia: killing or mercy
Sport 1) There must be medically supervised doping 2) Professional sport is destructive
Travelling 1) Travel is a waste of time and money 2) Travel Russia first
За год можно провести 2 - 4 занятия с использованием метода кейс-ста-ди, т.к. подготовка к занятию занимает достаточно большое количество времени, и всё занятие посвящается обсуждению лишь одной проблемы. В качестве примера приведём описание кейса по проблеме вакцинации против гриппа: Fluvaccination: fororagainst. Проблемная ситуация звучит следующим образом: 'We have a letter from a mother of three children, Mary, who writes: 'I have three children, two toddlers of 3, one is a school student of 8. This year our school doctor strongly recommends us to have flu vaccination. He says it can keep my child and my family from getting sick with flu. And flu vaccination can reduce the risk of flu-associated hospitalization for childrenand older adults. Most friends of mine talk me out of this, they say vaccination is useless and sometimes even dangerous. One of them was vaccinated once and had a severe case of flu afterwards. I'm at a loss and don't know what to do. I need your piece of advice.' The question to consider: 'Would you recommend Mary to have her child vaccinated against flu?'
Материалами для изучения стали две статьи и два видеоролика: 1) статья Whatare the Benefit of Flu Vaccination? 2) статья Official Doubletalk Hides Serious Problems With Flu Shot Safety and Effectiveness; 3) видео: The Flu Vaccine: Explained: https://www.youtube.com/watch?v=odbQgx6s6eI; 4) видео: Flu Vaccine: Myths and Facts: https://www.youtube.com/watch?v=YNd6Hvgitwo
Вопросы для обсуждения:
1. Why do doctors insist on flu vaccination?
2. What are the advantages of flu vaccination?
3. What are the disadvantages of flu vaccination?
4. Have you ever had flu vaccination?
5. Do you know people who have flu vaccination every year? What do they say?
6. If you had a child, would you insist on his having flu vaccination?
Метод кейс-стади учит студентов анализировать информацию, осуществлять поиск недостающей информации, аргументировать свою точку зрения. Данные компетенции являются чрезвычайно важными в подготовке учителей английского языка.
Необходимо отметить, что использование методов дискуссии и кейс-стади в курсе «Практика устной и письменной речи: английский язык» направлено в основном на развитие речевых навыков, а не на решение профессиональных задач, как это происходит в экономических и юридических науках.
Развитие творческих способностей обучающихся является одной из важных задач в процессе подготовки учителя, поэтому в своей работе мы используем такие задания, которые требуют от студентов не простого воспроизведения прочитанного или выученного, а креативности, создания нового «продукта», который будет отражать их индивидуальность, их интересы. Под такими заданиями мы понимаем метод проектов и ролевую игру.
Для студентов 2 курса английского отделения ЛИИН мы предлагаем следующие темы проектов в рамках изучаемой тематики: 'My Ideal School', 'Jobs in the Future', 'The Best Theatre', 'The Most Important Creations in Medicine', 'A new Sport', 'Uncharted Territories'. С точки зрения обучения английскому языку метод проектов является тем средством, которое стимулирует речевую деятельность. Работа над проектом может сопровождаться непроизвольным запоминанием лексических единиц и грамматических структур, так как студенты прочитывают большой объем текстов и, возможно, просматривают видеоматериалы на английском языке для того, чтобы выбрать наиболее подходящую информацию. В процессе подготовки проекта студенты осуществляют поисковую деятельность: ищут материал по теме проекта, занимаются поиском наиболее приемлемого формата представления информации, проводят исследование (при необходимости). В результате использования проектного метода у студентов формируются компетенции, необходимые будущему учителю: способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных и предметных результатов обучения, готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса, готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для решения исследовательских задач [7].
Преподаватель, в свою очередь, не является просто сторонним наблюдателем: в то время как студенты самостоятельно изучают материал и приобретают знания в процессе решения возникающих проблем, преподаватель выполняет несколько функций в организации проектной деятельности, являясь разработчиком, консультантом, координатором всей проектной деятельности. Кроме того, для преподавателя важно создать такие условия, в которых творческий потенциал студентов мог бы максимально раскрыться.
Метод проектов требует от студентов способности интегрировать знания из различных предметных областей, таких как ИКТ, педагогика, методика преподавания английский язык, практическая грамматика английского языка, практика устной и письменной речи английского языка и т.д., поскольку будущему учителю очень важно научиться использовать современные технологии, ставить и решать задачи в области образования, моделировать собственный образовательный маршрут.
Ещё одним «творческим» методом, который мы используем в своей профессиональной деятельности, является ролевая игра. Многие исследователи сходятся во мнении, что ролевые игры чрезвычайно эффективны в обучении говорению при изучении иностранных языков, поскольку они способствуют формированию и развитию речевых навыков и умений в условиях, которые являются максимально приближенными к условиям естественной коммуникации [4, 8]. В курсе «Практика устной и письменной речи: английский язык» (2 курс) мы выбрали для разыгрывания «мини-постановок» ситуации, которые связаны с изучаемыми темами, и определили действующие лица, которые «находятся» в данных ситуациях (табл. 2).
Основная цель, которую мы ставим перед собой при проведении ролевых игр, - это создание ситуаций, в которых обучающиеся способны развивать свой творческий потенциал, тренировать навыки говорения и коммуникации в условиях, приближенных к реальным. Ситуация и ролевые установки могут прописываться как на английском языке, так и на русском. Если уровень владения языком В2-В2+, то «сценарий» прописывается на русском языке, так как это, на наш
Таблица 2
Ролевые игры
Тема Ситуация Действующие лица
E d u c a t i o n 1) After the exams 2) Getting ready for the exam 3) Talking about problems of education 1) Two or three students discussing the results 2) Two or three students discussing the ways how to get ready for the exam 3) A freshman and a sophomore sharing their experience and problems connected with the educational process
W o r k 4) A job interview 5) Calling the jobcentre 6) Parents' talk (what career path to choose for the child) 4) An interviewer and an interviewee 5) A jobcentre officer and a jobseeker 6) Two parents and a teenage child
Theatre 7) Buying tickets for the theatre 8) After the performance 7. A booking office clerk and a customer (theatre-goer) 8. Two or three friends
Health and Medicine 9. At the doctor's 10. At the dentist's 11. At the pharmacy 12. Speaking to a dietician 9) A pediatrician, a mother (a father), a child 10) A dentist, a nurse, a patient 11) A customer, a pharmacist 12) A dietician, a client
S p o rt 13) In a fitness club 14) Calling the sports centre to sign up 13. A trainer and a customer 14. A student and an administrative assistant
T r a v e l li n g 15. At a travel agency 16. Calling the booking office 17. Discussing the itinerary 15) A travel agent and a customer (customers) 16) A booking office clerk and a customer 17) Two or three friends
взгляд, усложняет подготовку к заданию, а это, в свою очередь, входит в наши задачи. Через ролевые игры мы пытаемся учить студентов импровизации и артистизму, т.к. считаем, что педагогический труд схож с актёрским творчеством. Урок можно рассматривать как некую постановку, «драму», в которой главную роль, несомненно, играет Учитель.
На современном этапе развития образования уделяется все больше внимания педагогическому мастерству, при этом делается акцент на педагогическом артистизме, который способен сильно повлиять на личность ребенка [9]. Студенты второго курса ЛИИН на занятиях по «Практике устной и письменной речи: английский язык» учатся выходить из привычной зоны комфорта, преображаясь и играя ту роль, которая выпала ему в рамках учебной деятельности. Как преподаватели, мы часто делаем для себя «открытия», когда через ролевую игру внешне закрытый, интровертированный студент преображается, демонстрируя открытость, уверенность, яркость. И в ролевой игре, которую мы организуем, артистизм студента ЛИИН является прообразом артистизма учителя, который должен обладать «творческой самобытностью, оригинальностью мысли, выразительностью и заразительностью, умением «собираться» в нужный момент, организовывать свою волю и психику» [9, с. 145].
Педагогическая деятельность имеет много общего с театральным творчеством. Вспомним ироничные слова К.С. Станиславского: «Не будем говорить, что театр - школа. Нет, театр - развлечение. Нам невыгодно упускать из наших рук этого важного для нас элемента. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться. Но вот они пришли, мы закрыли за ними двери, напустили темноту и можем вливать им в душу все, что захотим» [10]. Если театр не только развлекает,
Библиографический список
но и воспитывает, то школа не только даёт знания, но и воспитывает, развивает и развлекает. Поэтому учитель должен уметь возбуждать мысли и чувства своих учеников, побуждать их быть творцами в большом и малом, учить их отзывчивости, эмпатии, открытости. Ролевые игры учат студентов быть «на виду», приучают их к внутренней готовности к ситуации постоянного наблюдения и контроля со стороны участников образовательного процесса.
Итак, проанализировав использование интерактивных методов на занятиях по «Практике устной и письменной речи: английский язык» при работе со студентами ЛИИН на младшей ступени обучения можно утверждать, что применение данных методов является необходимым с точки зрения подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, так как, являясь участниками образовательного процесса, обучающиеся не только выполняют те задачи, которые ставит перед ними преподаватель, но и «изнутри» осваивают технику организации и проведения практического занятия по иностранному языку» [11, с. 155], что, несомненно, готовит их к работе учителя.
Что касается успешности использования интерактивных методов, то оценивание данного аспекта будет несколько субъективным, так как мы не разрабатывали измерительных материалов для вычисления уровня успешности. Однако, исходя из наблюдений за теми личностными изменениями, которые происходят в течение курса, мы можем утверждать, что студенты учатся работать с разными людьми, стремятся находить точки соприкосновения, компромиссные решения, у многих происходит раскрытие креативных способностей, появляется артистизм. Данные изменения говорят о том, что применение интерактивных методов на занятиях по английскому языку способствует формированию компетенций, которые необходимы будущему учителю.
1. Багирова З.К., Гамидов Л.Ш., Яндиева А.И. Использование возможностей интерактивных методов обучения на занятиях в вузе. Мир науки, культуры, образова-ния.2020; № 2: 314 - 315.
2. Голованова И.И., Асафова Е.В., Телегина Н.В. Практики интерактивного обучения: методическое пособие. Казань, 2014.
3. Плаксина И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: методическое пособие. Владимир, 2014.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.К. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. Москва, 1999.
5. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.
6. Аввакумова Е.А. Методика кейс-стади при обучении русскому языку как иностранному. Сборник научных статей XVI Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2019: 3 - 10.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 2015. Availableat: https://fgos.ru/
8. Аввакумова Е.А. Эффективность ролевых игр при обучении русскому языку как иностранному. Педагогическое образование на Алтае. 2017; Выпуск 1: 131 - 133.
9. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие. Москва: Академия, 2004.
10. Станиславский К.С. Полный курс актерского мастерства. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=587089&p=1
11. Кочешкова И.Ю., Шляхова М.М. Интерактивные методы обучения в совершенствовании специальных компетенций будущих преподавателей английского языка. Материалы II Международной научной конференции. Барнаул: АлтГПУ 2014: 152 - 155.
References
1. Bagirova Z.K., Gamidov L.Sh., Yandieva A.I. Ispol'zovanie vozmozhnostej interaktivnyh metodov obucheniya na zanyatiyah v vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya.2020; № 2: 314 - 315.
2. Golovanova I.I., Asafova E.V., Telegina N.V. Praktikiinteraktivnogoobucheniya: metodicheskoe posobie. Kazan', 2014.
3. Plaksina I.V. Interaktivnye tehnologii v obucheniii vospitanii: metodicheskoe posobie. Vladimir, 2014.
4. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Petrov A.K. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva, 1999.
5. Stupina S.B. Tehnologii interaktivnogo obucheniya v vysshej shkole. Saratov: Izdatel'skij centr «Nauka», 2009.
6. Avvakumova E.A. Metodika kejs-stadi pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu. Sbornik nauchnyh statej XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, 2019: 3 - 10.
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Napravlenie podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie, 2015. Availableat: https://fgos.ru/
8. Avvakumova E.A. 'Effektivnost' rolevyh igr pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. 2017; Vypusk 1: 131 - 133.
9. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2004.
10. Stanislavskij K.S. Polnyjkurs akterskogo masterstva. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=587089&p=1
11. Kocheshkova I.Yu., Shlyahova M.M. Interaktivnye metody obucheniya v sovershenstvovanii special'nyh kompetencij buduschih prepodavatelej anglijskogo yazyka. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Barnaul: AltGPU, 2014: 152 - 155.
Статья поступила в редакцию 27.05.20
УДК 372.881.111.1
Smolia M.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
PRACTICE RESEARCH PROJECT AS A TOOL FOR SELF-ANALYSIS, REFLECTION AND OPTIMIZATION OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS OF THE GERMAN LANGUAGE. The article is dedicated to the issue of training of future teachers of the German language as a second foreign language at pedagogical universities. The key aspect comprises a practical research project that is a part of students' independent work in the course of such academic discipline as "Teaching German as a second language". Practice research project is considered as an effective way of self-analysis and reflection which contributes to the integration of three components of future teachers training such as scientific, research and practical activities, as well as reflection of their own pedagogical activity with a view to further optimization. The article describes the conditions for preparing and conducting a practical research project by students, summarizes the results of work, outlines the prospects for using practical research project in the educational process.
Key words: practice research project, German as second language, self-analysis, reflection.
М.С. Смоля, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]