Научная статья на тему 'Использование современных образовательных технологий при подготовке компетентных педагогических кадров в условиях вуза'

Использование современных образовательных технологий при подготовке компетентных педагогических кадров в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСКУССИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / DISCUSSION TECHNOLOGIES / GAMING TECHNOLOGIES / TRAINING TECHNOLOGIES / CREATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассказова Жанна Владимировна

В статье рассматривается актуальная для современного педагогического образования проблема совершенствования организации образовательного процесса, обусловленная изменившимися требованиями к подготовке компетентных педагогических кадров в условиях реализации федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов. Подготовка компетентных педагогических кадров будет проходить более успешно и эффективно при использовании в образовательном процессе педагогического вуза современных технологий. Большим потенциалом в решении обозначенной проблемы обладают интерактивные образовательные технологии. В статье рассматриваются различные формы и методы интерактивного обучения, а также педагогические условия их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рассказова Жанна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN PREPARATION OF COMPETENT PEDAGOGICAL PERSONNEL UNDER CONDITIONS OF THE UNIVERSITY

The article deals with the problem of improving the organization of the educational process that is relevant for modern pedagogical education, due to the changing requirements for the training of competent pedagogical personnel in the context of the implementation of federal state educational and professional standards. The training of competent teachers will be more successful and efficient when using modern technologies in the educational process of a pedagogical university. Great potential in solving this problem has interactive educational technologies. The article discusses various forms and methods of interactive learning, as well as the pedagogical conditions for their use.

Текст научной работы на тему «Использование современных образовательных технологий при подготовке компетентных педагогических кадров в условиях вуза»

знания; эмоционально-окрашенная военная лексика; лексика киберкультуры; лексика информационной борьбы: новообразования французского и английского языка.

Определенная нами лексическая составляющая дала возможность приступить к тематическому наполнению учебного пособия.

Методически грамотно организованный отбор профессиональной военной лексики, введение в процесс обучения современной технической терминологии и элементов профессионального военного лингвострановедения способствуют повышению уровня профессиональной компетентности, посредством реальной возможности получить современные знания, выработке устойчивой внутренней и внешней мотивации к изучению ИЯ, формированию коммуникативной компетенции у курсантов и слушателей военного командного вуза.

Выделенная составляющая в различных вариациях применима к другим изучаемым в вузе языкам.

Литература:

1. Бондарева Л.В. Обучение курсантов авиационных вузов пониманию на слух радиотелефонной фразеологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Пятигорск, 2007. 17 с.

2. Гуляева Н.А., Волоткович Д.А. Устные военные команды на занятиях по иностранному языку для повышения качества обучения будущих офицеров командного профиля (на материале немецкого языка) // Сибирский педагогический журнал, 2016. №6. С. 54-60.

3. Гуляева Н.А., Проценко О.Н. Элементы профессионального военного лингвострановедения на занятиях по иностранному языку в военном вузе // Сибирский педагогический журнал, 2018. №4. С. 75-84. DOI: 10.15293/1813-4718.1804.09

4. Коровушкин В.П. Основы контрастивной социолектологии: автореф. дис. ... д-р. филол. наук: Пятигорск, 2005. 52 с.

5. Матвеева И.А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Самара, 2012. 23 с.

6. Миньяр-Белоручев Р.К., Остапенко В.П., Ширяев А.Ф. Учебник военного перевода: Фр. яз. Спец. курс / под ред. Р.К. Миньяр-Белоручева. М.: Воениздат, 1984. 391 с.

7. Мироненко Е.В. Обучение специальной лексической компетенции курсантов-судоводителей на основе псевдоэквивалентной терминологии морского английского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Пятигорск, 2013. 23 с.

8. Митрюшкина Т.Н. Трехуровневая система подготовки и повышения квалификации летного состава в области профессионально ориентированного английского языка: автореф. дис.... канд. пед. наук: СПб., 2000. 17 с.

9. Нелюбин Л.Л., Дормидонтов А.А., Васильченко А.А. Учебник военного перевода (английский язык). М.: Воениздат, 1981. 379 с.

10. Нормативный правовой акт «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 56.05.04 Управление персоналом (уровень специалитета)» (для служебного пользования). URL: http://docs.cntd.ru/document/420339221 (дата обращения: 16.03.2019)

11. Сдобнова Ю.Н. Лингвистическое отображение современных социальных тенденций в институциональном дискурсе Вооруженных Сил Франции: автореф. дис. ... канд. филол наук: М., 2014. 24 с.

12. Сороколетов Ф.П. История военной лексики в русском языке (XI-XVII вв.) / Отв. ред. Ф.П. Филин. Изд. 2-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 384 с.

13. Стрелковский Г.М. Теория и практика военного перевода: Немецкий язык. М.: Воениздат, 1979. 272 с.

14. Тер-Минасова С.Г. Иностранный язык для неязыковых вузов и факультетов: Примерная программа научно-методического совета по иностранным языкам. М., 2009. URL: http://www.vgsa.ru/facult/eco/kaf_cgd/ doc/language_pr1.pdf (дата обращения: 22.04.2019)

15. Цибульская Е.В. Теория и методы профессионального языкового образования морских судоводителей: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: Новосибирск, 2001. 46 c.

16. Шевченко М.А., Игнатов А.А., Гураль С.К. Роль профессионального подъязыка в обучении военному переводу // Язык и культура, 2015. №4 (32). С. 164-172. DOI 10.17223/19996195/32/15

17. Шевчук В.Н. Военно-терминологическая система в статике и динамике: дис. ... д-р. филол наук: 10.02.19. М., 1985. 488 с.

18. Paveau Marie-Anne Le langage des militaires. Éléments pour une ethnolinguistique de l'armée de terre française. // L'Information Grammaticale. 1996. №69. pp. 53-55.

19. Picoche Jacqueline, Rolland Jean-Claude: Dictionnaire du français usuel: 15 000 mots utiles en 442 articles. Bruxelles: De Boeck Duculot, 2002, 1064 p.

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Рассказова Жанна Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современного педагогического образования проблема совершенствования организации образовательного процесса, обусловленная изменившимися требованиями к подготовке компетентных педагогических кадров в условиях реализации федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов. Подготовка компетентных педагогических кадров будет проходить более успешно и эффективно при использовании в образовательном процессе педагогического вуза современных технологий. Большим потенциалом в решении обозначенной проблемы обладают интерактивные образовательные технологии. В статье рассматриваются различные формы и методы интерактивного обучения, а также педагогические условия их применения.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, интерактивные образовательные технологии, дискуссионные технологии, игровые технологии, тренинговые технологии, креативные технологии.

Annotation. The article deals with the problem of improving the Organization of the educational process that is relevant for modern pedagogical education, due to the changing requirements for the training of competent pedagogical personnel in the context of the implementation of federal state educational and professional standards. The training of competent teachers will be more successful and efficient when using modern technologies in the educational process of a pedagogical university. Great potential in solving this problem has interactive educational technologies. The article discusses various forms and methods of interactive learning, as well as the pedagogical conditions for their use.

Keywords: professional competence, interactive educational technologies, discussion technologies, gaming technologies, training technologies, creative technologies.

Введение. Процессы, происходящие в социально-экономической сфере жизни современного российского общества, безусловно, оказывают огромное влияние и на образовательную систему. Повышение эффективности и конкурентоспособности образования напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников, от соответствия системы их подготовки требованиям социально-экономического развития [51.

Ведущим звеном системы непрерывного педагогического образования Республики Северная Осетия-Алания является государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СевероОсетинский государственный педагогический институт» (далее - СОГПИ), стратегическая цель деятельности которого состоит в обеспечении регионального образовательного пространства современными педагогическим кадрами, способными к активной инновационной педагогической деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения кардинальным образом изменили ориентиры отечественной системы образования, в которой все отчетливее прослеживается переход от «знаниевой» парадигмы обучения к «компетентностной», основная цель которой состоит в формировании профессионально компетентной личности педагога [9]. В представленном контексте усвоение готовых знаний становится не целью, а вспомогательным средством при подготовке будущих педагогических кадров.

Изложение основного материала статьи. В процессе подготовки педагогических кадров на современном этапе выдвигаются такие важные задачи, как: формирование потребности в самообразовании, совершенствовании своих профессионально-личностных качеств; развитие педагогического мышления, характеризующегося приоритетом самообучения над традиционным усвоением знаний, индивидуальности мышления над единомыслием, а также личностными образовательными интересами над стандартной учебной программой; развитие творческого потенциала; формирование профессиональных компетентностей, включающих личностную, социальную, специальную, психологическую, коммуникативную, информативную и др. [6, с. 5].

Разработке теоретико-методологических оснований подготовки будущего педагога, формированию и развитию его профессиональной компетентности посвящены работы В.И. Байденко, В.А. Болотова, Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова, В.З. Течиевой, В.Д. Шадрикова и др. В их трудах затрагиваются различные аспекты профессиональной компетентности педагога: психологические характеристики и индивидуальные качества личности, владение способностью и умением осуществлять трудовые функции, степень общей культуры личности, целостность теоретической и практической готовности к исполнению педагогической деятельности.

Процесс подготовки педагогических кадров представляет собой сложную многостороннюю целостную динамическую систему, целью которой является формирование у педагогических работников профессиональной компетентности, представляющей многоуровневое интегративное личностное образование, основанное на мотивах выбора профессии, комплекса системных знаний, умений и навыков, диалогической культуре, практического опыта, рефлексивной деятельности, выражающихся в теоретической и практической готовности и способности будущих педагогов к эффективному решению образовательных задач [10, с. 62].

Формирование компетентностей - это сложный, системный, длительный процесс, реализация которого в значительной мере определяется его организацией. Проведенный теоретический анализ, основанный на современных тенденциях развития образования, ведущих достижениях в области педагогики и психологии, позволил определить необходимые условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогических кадров в образовательном процессе вуза:

1) ориентация на развитие личности, способной к самоактуализации и самоидентификации;

2) создание креативной среды;

3) диалогизация образовательного процесса;

4) побуждение студентов к рефлексивной деятельности [111.

При создании данных условий в Северо-Осетинском государственном педагогическом институте широко используются интерактивные технологии обучения, представляющие специальную форму организации познавательной деятельности студентов. Совместная деятельность студентов в процессе познания и осмысления учебного материала позволяет каждому вносить свой особый индивидуальный вклад, обмениваться идеями, знаниями и способами деятельности. Происходит это в атмосфере взаимной поддержки и доброжелательности, что позволяет переводить ее на более совершенные формы сотрудничества.

В образовательном процессе педагог уступает доминирующую позицию студентам, их активности, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Он занимается организацией образовательного процесса, определяя общее направление работы; регулирует его, контролируя порядок выполнения намеченного плана работы; консультирует; помогает в случае возникающих затруднений. Посредством интерактивных форм и методов обучения осуществляется взаимодействие студентов между собой, с преподавателем, с учебной литературой, с компьютером, при котором происходит освоение новых знаний, получение определенного опыта, предоставляется возможность для самореализации личности.

Спектр интерактивных образовательных технологий, используемых в СОГПИ как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторных формах, достаточно широк:

- диалоговые (дискуссия, мозговой штурм, метод-кейсов и др.) направлены на формирование у студентов познавательных и практических умений (определять проблемы, цели, подбирать и анализировать необходимую информацию, предвидеть ожидаемые результаты, представлять результаты деятельности), являющихся основой профессионально-педагогического мышления;

- игровые (деловые, ролевые, игровое проектирование, организационно-деятельностные игры и др.) представляют собой сотворчество участников образовательного процесса, направлены на формирование опыта сотрудничества в коллективе, развитие профессионально-творческого мышления;

- тренинговые (коммуникативные, социально-психологические, навыковые тренинги и др.) представляют собой систему по отработке алгоритмов учебно-познавательных действий, способов решения различных задач; активное овладение социально-психологическими и психокоррекционными знаниями;

- креативные (творческие задания, метод проектирования и др.) отличаются инновационностью и нестандартностью, направлены на развитие творческого потенциала обучающихся, активности, нестандартного мышления в процессе поиска идей и принятия решений [3, с. 180].

Раскроем образовательный потенциал некоторых форм и методов интерактивного обучения.

Дискуссия представляет собой свободный обмен мнениями по поводу проблемы. Отличительными чертами дискуссии является наличие обсуждения, столкновения мнений, спора. В дискуссии роль преподавателя близка к роли модератора, эксперта. Дискуссионный метод позволяет решать комплекс сложных задач:

- обучение студентов анализу реальных ситуаций;

- формирование навыков разграничения главного от второстепенного;

- формирование навыков формулирования проблемы и моделирования сложных ситуаций;

- формирование способности защищать свои убеждения и критически оценивать свое мнение.

Одной из форм дискуссии, получившей широкое применение на занятиях в СОГПИ, является «мозговой

штурм», используемый для включения всех участников в работу на основе равноправного и свободного выражения мыслей по обсуждаемому вопросу.

Для организации «мозгового штурма» характерны следующие этапы:

1) формулирование проблемы;

2) формирование и экспертной группы (3-4 человека);

3) тренировочная интеллектуальная разминка, целью которой является активизация работоспособности студентов-участников, содействие в выработке общей позиции по проблеме. Разминка осуществляется в форме экспресс-опроса; в течение 10-15 мин. производится подготовка к дальнейшей коммуникации и активной деятельности;

4) собственно «мозговой штурм», направленный на разрешение поставленной проблемы;

5) отбор наилучших идей, обобщение результатов «мозгового штурма», подведение итогов.

Большим образовательным потенциалом в формировании профессиональной компетентности студентов

- будущих педагогических работников обладают кейс-технологии, использующие описание реальных педагогических ситуаций.

К кейс-технологиям относятся:

- ситуационные задачи и упражнения;

- метод ситуационного анализа;

- метод «кейс-стади»;

- анализ конкретных ситуаций;

- игровое проектирование и т.д. [1].

Метод анализа конкретных ситуаций. В качестве источников формирования кейсов можно использовать художественную и публицистическую литературу, информацию СМИ, Интернет-ресурсы, реальные события жизни и профессиональной деятельности.

Эффективному использованию метода анализа конкретных ситуаций способствует соблюдение следующих условий:

1) ситуация отражает реальный сюжет профессиональной педагогической деятельности: «так есть», а не «так может быть»!;

2) в ситуации могут быть показаны как положительные, так и отрицательные примеры (причины неудач);

3) содержание ситуации должно характеризоваться доступностью изложения, не содержать подсказок относительно способов решения;

4) ситуация должна сопровождаться инструкциями по работе с ней.

В процессе решения конкретной ситуации студенты используют собственный опыт и приобретенные в ходе изучения теоретического курса психолого-педагогических дисциплин знания.

В настоящее время при подготовке будущих педагогических работников все более широкое применение в СОГПИ получают и игровые интерактивные технологии.

Игровые технологии в образовательном процессе позволяют:

- сформировать мотивацию на обучение;

- определить уровень подготовленности студентов;

- выявить степень овладения материалом, перевести его из пассивного состояния в активное.

Деловые игры представляют собой модель взаимодействия людей в процессе достижения целей

социального и профессионального характера, а также в ходе принятия решения. Деловая игра по своей природе многопланова, то есть технология и структура игры могут обеспечивать актуализацию мотивов личностного развития и профессиональных мотивов. В любой деловой игре моделируется реальная профессиональная ситуация. Она имеет блок-структуру, представляющий жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения.

Использование деловых игр в процессе профессиональной подготовки педагогических работников позволяет решать следующие задачи:

- повышение интереса к учебным занятиям и к практической деятельности;

- приобретение студентами навыков принятия конструктивных решений;

- реализация системного подхода к решению поставленной проблемы;

- изменение мотивации обучающихся к освоению инновационных знаний;

- коррекция самооценки участников деловой игры;

- развитие профессионального, аналитического, творческого мышления студентов, коммуникативной компетентности.

Ролевая игра - это эффективная форма отработки вариантов поведения студентов в различных учебных и профессиональных ситуациях. Главными атрибутами ролевой игры являются роль и ее принятие. Принятие роли осуществляется на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. В ролевой игре акцент обсуждения делается на ролевом поведении участников, его соответствии заданию.

Среди интерактивных образовательных технологий, используемых при формировании профессиональной компетентности студентов СОГПИ, особое место занимают тренинговые. И.Д. Плаксина определяет тренинг как средство воздействия, направленное на развитие социальных установок, знаний, опыта и умений в области межличностного общения [8].

По мнению В.П. Захарова и Н.Ю. Хрящевой, в процессе тренинга может быть решен ряд задач:

1) повышение социально-психологической компетентности участников;

2) диагностика и коррекция личностных качеств и умений;

3) приобретение коммуникативных умений и навыков;

4) формирование активной социальной позиции участников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) развитие способности адекватного познания себя и других людей;

6) овладение тактиками конструктивного поведения в проблемных, конфликтных и экстремальных ситуациях [2].

Тренинги достаточно разнообразны по своему целевому назначению (обучающие, развивающие, психотерапевтические, психокоррекционные и др.), содержанию, формам (семинары-тренинги, тренинги, тренинги-марафоны и др.).

Студенты Северо-Осетинского государственного педагогического института с большим интересом участвуют в личностно и профессионально значимых для себя тренингах, имеющих широкую направленность и тематику. Назовем некоторые из них: «Я - первокурсник», «Стресс в жизни человека: как с этим справиться?», «Уверенность - моё кредо!», «Мир конфликтов», «Ораторское мастерство как эффективный инструмент пиар и персонального брендинга» и др.

Развитию творческого потенциала будущих педагогических работников, активности, нестандартного мышления в процессе поиска идей и принятия решений способствует использование в образовательном процессе педагогического вуза креативных технологий. Наиболее распространенным методом данной группы является метод проектов - способ обучения, при котором обучающиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного целеполагания, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

В настоящее время метод проектов получает все более широкое применение в Северо-Осетинском государственном педагогическом институте, поскольку является эффективным инструментом решения целого комплекса задач:

1) в ходе работы над проектным заданием студенты приобретают новые знания, учатся самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности, находить способы и варианты решения проблем, оценивать их эффективность;

2) студенты приобретают достаточно значительный опыт погружения в реальную деятельность, наращивают свой исследовательский потенциал и повышают эффективность его использования;

3) результаты проектной деятельности используются студентами при написании научных статей, подготовке и представлению докладов на конференциях различных уровней, выполнении работ в рамках грантов и т.д.

Студенты СОГПИ ежегодно представляют свои проекты на конкурсах различных уровней: от институтского до международного. Назовем несколько проектов, авторы которых стали победителями или лауреатами различных конкурсов: «Семь-Я», «Школа «Я - исследователь», «Диалог культур», «Одаренные дети», «До и После школы», «Веселое развитие» и др.

Выводы. В результате использования интерактивных технологий в процессе обучения студентов Северо-Осетинского государственного педагогического института были отмечены следующие положительные результаты:

- повышение уровня мотивации студентов к изучению профессиональных дисциплин, так как студенты видят возможности практического применения своих знаний в реальной педагогической практике;

- практико-ориентированная подготовка студентов обеспечивает более качественное усвоение учебной информации;

- приобретение студентами опыта активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

- развитие личностной рефлексии, самоанализа профессионального роста.

Таким образом, использование в педагогическом институте интерактивных технологий, как средства повышения практико-ориентированности образовательного процесса, способствует стабильному формированию профессиональной компетентности студентов - будущих педагогических кадров, а значит, и повышению качества российского образования в целом.

Литература:

1. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин // Психологический журнал. - 2012. - №2. - С. 1-18 [Электронный ресурс]. URL: http://www.sfi.komi.com/files/ gushim_ statua_2013 (дата обращения: 15.05.2019).

2. Захаров В.П. Социально-психологический тренинг: учебное пособие / В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева.

- Л.: ЛГУ, 1989. - 56 с.

3. Исаев А.А., Исаева И.Ю. Интерактивные технологии обучения в вузе как средство реализации компетентностного подхода // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016.

- № 4 (58): в 3-х ч. - Ч. 3. - C. 179-181.

4. Каргиева О.Н. Интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные технологии в образовании: материалы XVI Всероссийской

заочной научной конференции / под ред. Л.В. Газаевой; Сев.-Осет. гос.пед. ин-т. - Выпуск XVI. -Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2016. - С. 72-76.

5. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014.№ 3241п-П8) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2019).

6. Наджарян А.Г. Формирование компетентного специалиста в условиях непрерывного педагогического образования: монография / А.Г. Наджарян. - Владикавказ: Издательство «Олимп», 2014. - 158 с.

7. Огоева А.Л., Рассказова Ж.В. Формирование практической готовности студентов педагогического вуза к реализации программ дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Том 5. - №6 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/78PDMN617.pdf (дата обращения: 15.05.2019).

8. Плаксина И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие / И.В. Плаксина; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Издательство ВлГУ, 2014. - 163 с.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 №121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.05.2019).

10. Рассказова Ж.В. Проектная деятельность в условиях общеобразовательной организации как способ развития обучающихся // Электронное научно-практическое периодическое издание «Вестник современных исследований». - 2018. - №5-3 (20) [Электронный ресурс]. URL: http://orcacenter.ru/doc/mr.2018.05.03 (дата обращения: 15.05.2019).

11. Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография / С.С. Савельева. - Воскресенск, 2012. - 218 с.

Педагогика

УДК:372.893

старший преподаватель Реймер Мария Валериевна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Завада Галина Владимировна

Казанский государственный энергетический университет (г. Казань)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Аннотация. В статье дается историографический анализ становления и развития исторического образования в Великобритании. Выделяются основные направления образования в Великобритании, анализируются основные его аспекты.

Ключевые слова: историческое образование, школа, модель образования, методика преподавания, частные школы, государственные школы.

Annotation. The article provides a historiographical analysis of the formation and development of historical éducation in the UK. The main directions of education in the UK are highlighted, its main aspects are analyzed.

Keywords: historical education, school, model of education, teaching methods, private schools, public schools.

Введение. На современном этапе развития образования вопрос о формировании единой мировой системы исторического образования является особенно актуальным. Наибольший интерес представляют западноевропейские модели исторического образования. Данные страны являются флагманами прогресса в последнее время и имеют устоявшуюся систему образования, которая оттачивалась на протяжении веков.

Среди зарубежных авторов в изучении исторического образования в Великобритании выделяется англичанин Ричард Браун [1] с его работой «Качество преподавания в средних школах и колледжах». Автор относится намного критичнее к образованию в своей стране, чем это делают многие русские методисты. Будучи хорошо знакомым с британским образованием изнутри, автор прослеживает путь развития методики преподавания истории в школах и университетах от начала XX века. Именно вначале XX века, по мнению Брауна, была заложена основа традиционного английского образования. Сам автор является сторонником инноваций в образовании, но в случае если они произойдут на базе сложившейся системы исторического образования, не меняя её основ.

Так же актуальна работа Фиджеральда и Хингли [7] «История в Университете». Авторы подробно изучают становление британской системы образования. На основе исследований авторы приходят к выводу о росте числа желающих получить высшее образование. На основе статистики числа поступивших, авторы делают выводы о наиболее актуальных вопросах истории для британцев.

Изложение основного материала статьи. Наиболее прогрессивной моделью образования является британская школа. Выпускники британских школ и ВУЗов востребованы по всему миру, а британская система образования считается эталоном качества в мире. Все это достигается путем значительного контроля образования со стороны правительства и учреждений осуществляющих аккредитацию школ. Согласно исследованиям профессора Вяземского Е.Е. [3, c. 69-73], британская система образования включает в себя 4 крупных региона: английский, валлийский, шотландский, ирландский. Каждый из этих регионов имеет свои специфические особенности в преподавании истории.

Образование в Великобритании контролируется Правительством совместно с Департаментом по образованию и труду в Англии. В Уэльсе и Англии дети идут в школу с 5 лет, а в Северной Ирландии с 4-х. Англичане учатся в средней школе до 16 лет после чего сдают экзамены на GCSE (General Certificate of Secondary Education) - общий сертификат о среднем образовании. После этого ученики могут либо идти работать, либо отучиться ещё 2 года для поступления в университет. По окончанию 2 годичного курса школы ученики в 18 лет сдают экзамены на A-level.

Школы Великобритании делятся на частные и государственные. Государственные школы Британии финансируются из государственного бюджета. Эти школы полностью контролируются Правительством Великобритании, и осуществляю образование детей по общей для всех школ программе. Эти школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.