Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения в процессе преподавания английского языка в неязыковом вузе'

Интерактивные методы обучения в процессе преподавания английского языка в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД / МИНИ-ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / МОТИВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ / INTERACTIVE METHOD / MINI-PROJECT / PROJECT-ORIENTED METHODOLOGY / TEACHING THE ENGLISH LANGUAGE / MOTIVATION / DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова Олеся Борисовна

В статье анализируются интерактивные методы обучения английскому языку, применяемые на практических занятиях, в частности проектные виды работы. Подчеркивается их прагматическая значимость для повышения мотивации обучающихся к изучению материала и формирования готовности к коммуникации в профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article analyses the interactive English language teaching methods used in practical classes, in particular the design types of work. Their pragmatic importance is stressed to increase the motivation of students to study material and to form readiness for communication in the professional sphere.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения в процессе преподавания английского языка в неязыковом вузе»

Солдатова Олеся Борисовна

Интерактивные методы обучения в процессе преподавания английского языка

в неязыковом вузе

В статье анализируются интерактивные методы обучения английскому языку, применяемые на практических занятиях, в частности проектные виды работы. Подчеркивается их прагматическая значимость для повышения мотивации обучающихся к изучению материала и формирования готовности к коммуникации в профессиональной сфере.

Ключевые слова: интерактивный метод, мини-проект, проектная методика, обучение английскому языку, мотивация, развитие коммуникативных навыков и умений.

Interactive teaching methods in the process of teaching English in a non-linguistic university

The article analyses the interactive English language teaching methods used in practical classes, in particular the design types of work. Their pragmatic importance is stressed to increase the motivation of students to study material and to form readiness for communication in the professional sphere.

Keywords: interactive method, mini-project, project-oriented methodology, teaching the English language, motivation, development of communication skills.

Образовательный процесс в Российской Федерации сегодня вынужден адаптироваться к стремительным изменениям в обществе. Образовательная интеграция выступает как объективный процесс, естественное и неизбежное следствие глобализации [1]. Интеграция стимулируется и поддерживается на уровне социального заказа и государственной политики в сфере образования. Интенсивное развитие информационных технологий детерминирует изменения в типе мышления современного молодого поколения и особенностях восприятия им учебного материала. В то же время так называемое «клиповое» мышление приводит к снижению эффективности традиционных форм организации практических занятий, в том числе занятий по английскому языку в вузах МВД России, что, соответственно, диктует необходимость использования различных интерактивных средств обучения.

Инновационные формы обучения рассматриваются во многих работах отечественных ученых. Исследования таких авторов, как Г.Д. Садовникова, Е.М. Хохлова, Н.Н. Доронина, А.А. Галушкина, Е.Н. Моисеева и др., посвящены общим вопросам инновационной парадигмы в образовании. Положительные стороны внедрения новых образовательных технологий отмечают Ю.Л. Бойко, И.С. Сергеев, В.И. Блинов, Е.М. Кропаева. Интерактивное обучение, полагает Г.Д. Садовникова, основано на коммуникациях, диалоговых формах

взаимодействия участников образовательного процесса, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности [2, c. 38]. К общим моделям интерактивных форм организации занятий относятся: круглые столы, конференции, метод Insert (ассоциативное эссе), интервью, работа в группах, обсуждение учебных фильмов, метод блицопроса, моделирование ситуаций, кейс-стади, проектные работы, метод проблемного изложения, мозговой штурм, дебаты, дискуссии, деловые ролевые игры, презентации, фокус-группы, анализ практических ситуаций, метод критического мышления, тренинги и др.

Интерактивное обучение нацелено на создание условий для всестороннего развития личности обучающегося, что предполагает организацию и совершенствование диалогового общения, ведущего к взаимопониманию и взаимодействию, совместному решению общих, но при этом значимых для каждого обучающегося задач [3, c. 189]. Роль преподавателя состоит в координировании, диагностике трудностей, возникающих у обучающихся, посредством реализации индивидуального и дифференцированного подходов к обучению. Данные формы организации занятий способствуют развитию самостоятельности, осмысленности, зрелости суждения, умению рассуждать, аргументировать, доказывать свою позицию, выступать перед аудиторией [4, c. 118]. Как отмечает Д.В. Добрынина, в интерактивной модели обучения процесс передачи информации осно-

111

вывается на принципе взаимодействия преподавателя и обучающегося, что предполагает большую активность и творческое осмысление полученного материала студентом [5].

Целью данного исследования является аналитико-описательный анализ интерактивных форм организации обучения английскому языку в образовательных организациях системы МВД России (на примере Барнаульского юридического института МВД России). Актуальность исследования обусловлена необходимостью адаптации процесса обучения английскому языку в образовательных организациях высшего образования к изменениям в обществе посредством применения новейших инновационных технических средств и интерактивных методов обучения.

В качестве примера методов интерактивного обучения, применяемых на практических занятиях по английскому языку в Барнаульском юридическом институте МВД России, можно привести командную игру, нацеленную на контроль знаний активной лексики и информации, представленной в учебных текстах. Игра проводится в конце изучения темы. Учебная подгруппа курсантов делится на команды по 3-4 человека с учетом принципа объединения обучающихся разного уровня владения языком. Установка на подготовку к игре и разделение на команды проводятся на первых практических занятиях по теме для повышения мотивации курсантов изучать активный словарь, выполнять различные речевые упражнения по учебным текстам, корректно употреблять необходимые грамматические конструкции и пр. Этот вид задания можно использовать при изучении темы «Расследование преступлений» на втором курсе обучения в форме викторины «Своя игра» либо карточной игры. В первом случае команды выбирают разделы на экране (Criminalistic Suitcase, Crime Scene Search, Operative Group) и определяют стоимость вопроса, которая зависит от его сложности. В качестве вопросов используются дефиниции лексических единиц и словосочетаний из активного словаря, а также вопросы, контролирующие знание текстов, изучаемых в рамках темы «Расследование преступлений». Команды выбирают категории и стоимость вопросов согласно порядку, установленному предварительной жеребьевкой. На обдумывание ответа дается 30 с. В случае если команда затрудняется или отвечает неверно, право дать ответ получают другие команды, которые сигнализируют о своей готовности поднятием руки. Команда, правильно ответившая на вопрос, получает баллы, соразмерные полной его

стоимости. Правила викторины «Своя игра» используются и при проведении карточной игры. Отличие заключается лишь в том, что в ходе карточной игры команды в порядке, установленном предварительной жеребьевкой, вытягивают карточки из одной колоды. На каждой из них указан вопрос и его стоимость, т.е. команды не могут выбирать стоимость вопроса предварительно. Победу одерживает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Для повышения мотивации обучающихся предлагается поощрить команду победителей (всех членов команды) двумя отметками «отлично» за сложность выполняемых заданий, быстроту реакции, высокую концентрацию внимания.

Другим примером методов интерактивного обучения является проверка знания активного словаря по карточкам. Обучающийся вытягивает карточку с изученным словосочетанием на русском языке, переводит его, следующий обучающийся составляет с ним предложение. Результатом регулярного использования данного метода является повышение эффективности запоминания активного словаря, устойчивых штампов официально-делового стиля, характерных для английского языка, что, в свою очередь, формирует готовность обучающихся к межкультурной коммуникации в сфере профессиональной деятельности. Работа по карточкам может быть использована при контроле грамматики, в частности при изучении видо-временных форм глагола: первый обучающийся называет общую схему построения видовременной формы в повествовательном, отрицательном и вопросительном предложениях, второй - озвучивает ее маркеры, третий -приводит примеры контекстуального употребления. При проведении систематического контроля у курсантов формируются системные знания, а также умения и навыки корректного построения грамматических конструкций, грамотного употребления их в речи, появляется уверенность в своих знаниях и, как следствие, готовность к общению в рамках профессиональной коммуникации на английском языке.

Использование проектов на занятиях по английскому языку является частным случаем применения интерактивного обучения. Проектные методики неоднократно становились объектом исследования лингвистов [5; 6; 7; 8; 9; 10]. Интерес к данному виду заданий обусловлен интерактивностью, эмотивностью, самостоятельностью обучающихся, а также коммуникативностью и практической ориентированностью учебного занятия. Под проектом в нашем исследовании понимается «инновационная технология обучения, при которой уча-

112

щиеся приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного/ под руководством учителя планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся заданий / аспектов проблемы, ее микротем» [6, с. 122]. Проекты играют важную роль в процессе развития коммуникативных навыков и умений у обучающихся неязыковых вузов, в частности образовательных организаций системы МВД России.

Существуют различные формы организации проектов. И.Н. Митрюхина выделяет такие формы, как учебная игра, ролевая игра, дискуссия, ток-шоу, дебаты, выставки, презентации, коллажи, веб-страницы, видеофильмы, брошюры и др. [7]. В целом проекты можно отнести к интерактивным, информационным, ознакомительно-тренировочным и игровым видам деятельности [8; 9], содействующим развитию самостоятельности, креативности и сознательности обучающихся.

Проектная работа детерминирует взаимодействие субъектов образовательного процесса, результатом которого является создание некого знакового продукта и развитие коммуникативных навыков и умений. Как подчеркивает А.И. Донцов, в рамках внутригрупповой деятельности присутствуют две взаимосвязанные сферы: предметная активность, направленная на выдвижение гипотез, обсуждение, решение задач, и межличностная активность, включающая речевые и поведенческие реакции и эмоции [10]. Эмоции (эмоциональный фактор) зачастую обусловливают мотивацию обучающихся и, соответственно, повышают эффективность процесса обучения [7]. В этом случае следует обращать внимание на развитие эмо-тивных умений как сознательной и контролируемой демонстрации эмоций, направленных на других и используемых в стратегических целях: воздействие на окружающих, демонстрация лояльности, предупреждение возможного конфликта [11].

В процессе организации проектов преподавателю следует применять последовательную методологию. Для большинства форм проектов представляется возможным использовать следующий алгоритм:

1) на этапе формирования готовности обучающихся корректно вводить грамматический и лексический материал, необходимый для выполнения проекта;

2) объединение обучающихся разного пола и с разным уровнем знаний в группы по 2-4 человека. Кроме того, преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся, такие как склонность к творче-

скому подходу к деятельности, умение логически рассуждать либо, наоборот, нестандартно мыслить, и по возможности объединять их в группы комбинированно;

3) подготовка проекта: обучающиеся самостоятельно ищут, логически организуют информацию, оформляют материал лексически и грамматически, выражают собственное мнение и оценку;

4) презентация проекта: обучающиеся представляют подготовленный творческий проект, готовы к обсуждению, вопросам аудитории и преподавателя;

5) обсуждение результатов проекта, поощрение участников.

Рассмотрим некоторые проекты, используемые в образовательном процессе Барнаульского юридического института МВД России.

Одной из форм проектов является подготовка презентации с элементами контроля информации. Она может выполняться индивидуально, но предпочтительно использовать данный вид задания для организации работы курсантов в командах. Деление подгруппы на команды и установка на проведение мероприятия, как и в случае с описанной выше командной игрой, производятся в начале изучения темы. Так, в рамках темы «Расследование преступлений» командам предлагается подготовить презентацию расследования уголовного дела с использованием мультимедийных средств. Сюжет можно заимствовать из различных информационных ресурсов: это может быть расследование преступления, широко известного общественности; инсценировка расследования, послужившего основой для одного из многочисленных сериалов российского или зарубежного производства; репрезентация расследования отдельного уголовного дела согласно видению обучающихся и т. д. Обучающиеся также разрабатывают ряд заданий, нацеленных на контроль понимания другими командами представленной информации. Указанный вид деятельности носит состязательный характер, поскольку от выступления команды, качества подготовки презентации и заданий, а также от их активности при выполнении контрольных заданий, предложенных другими участниками, зависит результат команды. Подчеркнем, что оценивается работа всей команды, поэтому оценка всех членов команды должна быть одинакова.

Еще одним видом проектов, который можно использовать для организации занятий по английскому языку, является инсценировка судебного заседания. Это одна из самых эффективных форм организации образователь-

113

ного процесса, поскольку является способом погружения в непосредственное профессионально-речевое взаимодействие. Имитация и разыгрывание судебного заседания воссоздают социальное, культурно-детерминированное и «межличностное взаимодействие между коммуникантами, формирует их коммуникативные и поведенческие стратегии на основе решения проблемных задач. Моделирование профори-ентированных ситуаций иноязычного общения, максимально приближенных к реальным, формирует коммуникативно-речевые компетенции, необходимые для успешного профессионального взаимодействия» [12]. Например, курсантам предлагается представить судебное заседание по какому-либо резонансному уголовному делу в США или Великобритании. В инсценировке принимают участие все обучающиеся учебной подгруппы, роли распределяются преподавателем с учетом пожеланий курсантов (судья, подсудимый, прокурор, защитник, судебно-медицинский эксперт, следователь, представители потерпевшего, присяжные, свидетели). Целью данного вида проекта является не только отработка активного вока-буляра, но и детальное изучение особенностей уголовного судопроизводства в странах изучаемого языка, получение страноведческой

информации, более детальное понимание картины мира носителя английского языка, в частности в сфере правоприменения.

В целом использование методов интерактивного обучения на практических занятиях по английскому языку в неязыковых вузах, в том числе в образовательных организациях системы МВД России, прагматически направлено на: развитие коммуникативных навыков и умений;

формирование навыков самостоятельной работы при поиске информации;

повышение качества усвоения изучаемого материала;

мотивацию изучения английского языка; сплочение коллектива; развитие инициативности и творческого потенциала обучающихся.

Таким образом, применение методов интерактивного обучения позволяет ответить на запросы современного общества, проявлять гибкость при учете особенностей восприятия обучающихся. Интерактивные методы обучения способствуют повышению продуктивности процесса обучения, позволяют создать атмосферу непосредственной живой коммуникации между обучающимися при непосредственном руководстве преподавателя.

1. Андриенко Е.В. Интегративные тенденции в современном образовании как фактор его модернизации // Вестн. педагогических инноваций. 2016. № 1(41).

2. Садовникова Г.Д. Особенности преподавания дисциплин государственно-правового цикла с применением интерактивной методики // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 2(75).

3. Салогуб Я.Л., Юхневич К.П. Использование элементов интерактивного обучения в процессе преподавания дисциплин правового цикла в военно-учебных заведениях // Развитие военной педагогики в XXI веке: материалы III межвуз. науч.-практ. конф. СПб., 2016.

4. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: учебное пособие. Екатеренбург, 2012.

5. Добрынина Д.В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2010. № 5.

6. Горобец Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2012. № 2.

1. Andrienko E.V. Integrative Trendencies in Modern education as a factor in its modernization // Bull. of pedagogical innovations. 2016. № 1(41).

2. Sadovnikova G.D. Features of Teaching Disciplines of the State Legal Cycle Using an Interactive Methodology // Actual Problems of Russian Law. 2017. № 2(75).

3. Salogub Ya.L., Ykhnevich K.P. The use of Elements of Interactive Training in the Process of Teaching the Disciplines of the Legal Cycle in Military Schools // The Development of Military Pedagogy in the 21st century: proc. of the interuniversity sci. and pract. conf. St. Petersburg, 2016.

4. Kropaeva E.M. Theory and methods of teaching law. Ekaterenburg, 2012.

5. Dobrynina D. V. Innovative Methods of Teaching University Students as a Means of Implementing an Interactive Learning Model // Bull. of the Buryat State University. 2010. № 5.

6. Gorobets L.N. «Project Method» as a Pedagogical Technology //Bul. of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. 2012. № 2.

7. Mitryukhina I.N. The Methodology of the Formation of Communicative and Cognitive

114

7. Митрюхина И.Н. Методика формирования коммуникативно-познавательного интереса при обучении иноязычному говорению переводчиков в сфере профессиональной коммуникации: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010.

8. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2.

9. Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза: дис. ... канд. пед. наук. Улан-Уде, 2002.

10. Донцов А.И. Психология коллектив. М., 1984.

11. Карпова Ю.А. Формирование коммуникативных умений эмотивно-эмпатийного взаимодействия будущего устного переводчика: дис. ... канд. пед. наук. Пермь, 2011.

12. Козыренко Е.В., Кошеварова И.Б., Ряски-на Л. О. Применение интерактивных методов в обучении профориентированному иностранному языку // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2018. № 5(22).

Interest at teaching translators speaking foreign languages in the field of professional communication: diss. ... Candidate of Pedagogy. Ekaterinburg, 2010.

8. Polat E.S. The Method of Projects in Foreign Language Lessons //Foreign languages at school. 2000. № 2.

9. Burtseva E.V. The educational project as a means of motivating the study of a foreign language among students of a non-linguistic university: diss.... Candidate of Pedagogy. Ulan-Ude, 2002.

10. Dontsov A.I. Psychology of the Team. Moscow, 1984.

11. Karpova Yu.A. The Formation ofcommunicative skills of the emotive-empathic interaction of the future interpreter: diss. ... Candidate of Pedagogy. Permian, 2011.

12. Kozyrenko E.V., Koshevarova I.B., Ryaskina L.O. The use of interactive methods at teaching a career-oriented foreign language // Modern problems of the humanities and social sciences. 2018. № 5(22).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Солдатова Олеся Борисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Барнаульского юридического института МВД России; e-mail: bugaeva82@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

O.B. Soldatova, Candidate of Philological Sciences, Assistant Professor of the Chair of Foreign Languages of the Barnaul Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: bugaeva82@ mail.ru

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.