Научная статья на тему 'Фразовые глаголы в процессе обучения английскому языку в образовательных организациях системы МВД России'

Фразовые глаголы в процессе обучения английскому языку в образовательных организациях системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАЗОВЫЙ ГЛАГОЛ / ПРИНЦИП / РЕЧЕУПОТРЕБЛЕНИЕ / ПРАГМАТИКА / ИЛЛЮСТРАТИВНОСТЬ / PHRASAL VERB / PRINCIPLE / SPEECH USE / PRAGMATICS / EXEMPLARINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова Олеся Борисовна

В статье приводится обоснование необходимости формирования навыков и умений использования фразовых глаголов в речи курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Представлены основные принципы презентации и отработки данных лексико-грамматических единиц, подчеркивается необходимость иллюстративности и определения прагматической ценности материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phrase verbs in the process of teaching English in educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article substantiates the need for the formation of skills and abilities to use phrasal verbs in the speech of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author presents basic principles of the presentation and practice of the given lexical and grammatical units, emphasizes the necessity of exemplariness and pragmatic estimation of the material.

Текст научной работы на тему «Фразовые глаголы в процессе обучения английскому языку в образовательных организациях системы МВД России»

УДК 372.881.111.1

© Солдатова О. Б., 2019

ФРАЗОВЫЕ ГЛАГОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

В статье приводится обоснование необходимости формирования навыков и умений использования фразовых глаголов в речи курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Представлены основные принципы презентации и отработки данных лексико-грамматических единиц, подчеркивается необходимость иллюстративности и определения прагматической ценности материала.

Ключевые слова: фразовый глагол; принцип; речеупотребление; прагматика; иллюстративность.

© Soldatova O. B., 2019

PHRASE VERBS IN THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article substantiates the need for the formation of skills and abilities to use phrasal verbs in the speech of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author presents basic principles of the presentation and practice of the given lexical and grammatical units, emphasizes the necessity of exem-plariness and pragmatic estimation of the material.

Keywords: phrasal verb; principle; speech use; pragmatics; exemplariness.

Фразовые глаголы являются ча- тельных организациях высшего обра-

стотными лексико-грамматическими зования, в частности образовательных

единицами английского языка: речь организациях системы МВД России,

носителя данного языка может содер- отмечается невысокий уровень знания

жать до 40 % фразовых глаголов [1]. данных языковых единиц, а также Тем не менее в неязыковых образова-

недостаточный уровень прогнозирования их значения.

Вместе с тем, распространенность фразовых глаголов и значительная дивергенция значений в тех случаях, когда структура фразового глагола содержит один и тот же смысловой глагол и разные послелоги, детерминируют актуальность корректной презентации, а также системной отработки навыков и умений речеупотребле-ния данных лексико-грамматических единиц.

Зачастую курсанты и слушатели, встречая в контексте фразовые глаголы, пытаются ориентироваться на значение смыслового глагола, игнорируя использование послелога, что, безусловно, отрицательно сказывается на понимании всего контекста, в котором функционирует данный фразовый глагол.

Фразовые глаголы представляют собой «сочетание глагола с послелогом (наречной или предложной частицей), приводящее к появлению цельной семантической единицы, как правило, с несколькими лексическими значениями» [3, с. 142]. В различных методических пособиях, учебниках, учебных материалах отмечается наличие нескольких подходов к презента-

ции и отработке английских фразовых глаголов.

Согласно первому подходу рекомендуется сформировать целостное видение семантического типа фразового глагола V + on, V + at, V + away, V + off, V + back, V + down, V + up и пр. В большинстве случаев данный подход реализуется посредством экспликации фразовых глаголов, имеющих в своей структуре один смысловой глагол и разные послелоги (см. рис. 1).

В основу второго подхода положен принцип ситуативно -тематической организации ознакомления с новым лексико-грамматическим материалом: обучающиеся знакомятся лишь с теми фразовыми глаголами, которые относятся к изучаемому вокабуляру.

И последний подход к презентации материала — консервативный. Курсанты и слушатели рассматривают тематические контексты, в которых функционируют фразовые глаголы, пытаются прогнозировать их значение, получают корректирующую информацию от преподавателя в случае неверного понимания, затем анализируют особенности их речеупотребления.

Представляется, что все вышеперечисленные подходы важны, и их необходимо использовать в комплексе: при введении нового материала по теме следует приводить ряд вариаций отдельного смыслового глагола со всеми возможными послелогами. Важно сопровождать данный процесс иллюстрирующими контекстами. Эффективным способом закрепления понимания фразовых глаголов и разницы между ними является использование различных картинок (см. рис. 2).

Организация обучения курсантов и слушателей фразовым глаголам долж-

на иметь под собой определенные педагогические принципы, которые рассматриваются в работах ряда ученых (П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др.). П. И. Пидкасистый подчеркивает, что «принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге, помогают творчески подойти к построению педагогического процесса» [2, c. 174].

Рис. 1. Презентация фразовых глаголов с одинаковым смысловым глаголом

Н. И. Рокунова и О. В. Слугина [4] выделяют ряд основных принципов, которые обеспечивают результативность овладения фразовыми глаголами в процессе обучения английскому языку:

- принцип аутентичности: используется иллюстративный материал из жизни носителей языка;

- принцип сознательности: целенаправленное осмысление языкового

материала, понимание фразовых глаголов как средства языковой экономии;

- принцип доступности: учет индивидуальных особенностей обучающихся;

- принцип прочности: материал ярко иллюстрируется, многократно отрабатывается и закрепляется;

Рис. 2. Иллюстрация значения фразового глагола find out

- принцип коммуникативности: направлен на совершенствование коммуникативных навыков и умений обучающихся во всех видах речевой деятельности;

- принцип наглядности: демонстрация особенностей речеупотребле-ния фразовых глаголов как в словесно-речевой, так и предметно-изобразительной формах.

Очевидно, что выделяемые принципы играют важную роль в процессе презентации и закрепления употребления английских фразовых глаголов при обучении английскому языку курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Отметим однако, что в силу лимити-рованности изучения английского языка в рамках образовательного

процесса неязыкового вуза выбор тирование внимания на необходимо-

фразовых глаголов должен быть стро- сти использования данных единиц в

го регламентирован и нацелен на изу- речи, корректная презентация матери-

чение лексико-грамматического мате- ала, иллюстрирование особенностей

риала, имеющего прагматическую их функционирования в речи, соблю-

ценность для их последующей про- дение принципов обучения англий-

фессиональной деятельности. В связи ским фразовым глаголам и их систем-

с этим представляется необходимым ная отработка в рамках развития раз-

выделить также принцип прагматиче- личных навыков и умений результа-

ской ценности изучаемого материала. тируют в формировании компетенции

Таким образом, фразовые глаголы межкультурного общения курсантов и

являются важными лексико- слушателей системы МВД России. грамматическими единицами. Акцен-

Литература

1. Нежведилова, Л. А. К вопросу об обучении английским фразовым глаголам студентов I-II курсов неязыковых вузов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 8 (26). — Ч. 1.

2. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. — М., 2001.

3. Рокунова, Н. И. Особенности фразовых глаголов современного английского языка и их использование в языке профессионального общения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 8 (74). — Ч. 2.

4. Рокунова, Н. И., Слугина, О. В. Основные подходы и принципы обучения английским фразовым глаголам студентов неязыковых специальностей // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. — 2018. — № 4.

Сведения об авторе

Солдатова Олеся Борисовна: Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул, Российская Федерация), доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук. E-mail: bugaeva82@mail.ru

Information about the author

Soldatova Olesya Borisovna: Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russian Federation), associate professor, department of

foreign languages, candidate of philological sciences. E-mail: bugaeva82@mail.ru

УДК 378.095

© Упоров А. Г., 2019

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассмотрен и обобщен опыт научно-исследовательской работы курсантов, студентов и слушателей на базе кафедры государственно-правовых дисциплин в Кузбасском институте ФСИН России на протяжении нескольких лет.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа курсантов, студентов и слушателей; кафедральные научные кружки; базовые дисциплины профессионального цикла.

© Uporov A. G., 2019

SCIENTIFIC WORK IN THE HIGH SCHOOL INSTITUTION AS A FACTOR OF INCREASING OF THE EDUCATIONAL

LEVEL OF LEARNERS

In article experience of research work of cadets, students and listeners on the basis of the Chair of State and Legal Disciplines at the Kuzbass Institute of the FPS of Russia for several years is considered and generalized.

Keywords: research work of cadets, students and listeners; cathedral scientific circles; basic disciplines of a professional cycle.

Современная система высшего об- семинаров, практических занятий), разования предполагает не только по- прохождение практики, но и приобре-сещение учебных занятий (лекций, тение опыта научной работы: прове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.