Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения как одно из средств повышения мотивации студентов к изучению культуры речи'

Интерактивные методы обучения как одно из средств повышения мотивации студентов к изучению культуры речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура речи / коммуникативная компетентность / мотивы / мотивация / интерактивные методы обучения. / The culture of speech / communicative competence / motivation / interactive teaching methods.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва Наталья Александровна

В статье рассматривается проблема повышения мотивации студентов к изучению русского языка и культуры речи. В качестве одного из основных средств повышения мотивации студентов автор видит использование активных и интерактивных методов обучения: проблемная лекция, лекция-диалог, лекция-провокация, деловая игра, онлайн-тренажёры и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TEACHING METHODS AS A MEANS TO INCREASE STUDENTS' MOTIVATION TO CULTURE OF SPEECH STUDY

In the article the problem of students' motivation increase to the study of the Russian language and the culture of speech is considered. The author thinks that the usage of active and interactive teaching methods is one of the main means of students' motivation increasing: problem lecture, lecture-dialogue, lecture-provocation, business game, on-line trainer and others.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения как одно из средств повышения мотивации студентов к изучению культуры речи»

YAK 372.881.161.1 ББК 74.2681 Рус

Н.А. КИСЕЛЁВА

N.A. KISELEVA

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАНИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ КУАЬТУРЫ РЕЧИ

INTERACTIVE TEACHING METHODS AS A MEANS TO INCREASE STUDENTS' MOTIVATION TO CULTURE OF SPEECH STUDY

В статье рассматривается проблема повышения мотивации студентов к изучению русского языка и культуры речи. В качестве одного из основных средств повышения мотивации студентов автор видит использование активных и интерактивных методов обучения: проблемная лекция, лекция-диалог, лекция-провокация, деловая игра, онлайн-тренажёры и др.

In the article the problem of students' motivation increase to the study of the Russian language and the culture of speech is considered. The author thinks that the usage of active and interactive teaching methods is one of the main means of students' motivation increasing: problem lecture, lecture-dialogue, lecture-provocation, business game, on-line trainer and others.

Ключевые слова: культура речи, коммуникативная компетентность, мотивы, мотивация, интерактивные методы обучения.

Key words: The culture of speech, communicative competence, motivation, interactive teaching methods.

Одной из важнейших составляющих гуманитарной подготовки специалиста является коммуникативная компетенция. Дисциплина «Русский язык и культура речи» в качестве федерального компонента включена в государственные образовательные стандарты третьего поколения. Студенты разного уровня подготовки по русскому языку, получающие образование по разным направлениям и профилям, в результате освоения дисциплины должны демонстрировать следующие компетенции: языковую - владеть нормами литературного языка, лексикографическую - уметь пользоваться словарями для решения коммуникативных задач, коммуникативную - уметь коммуникативно оправданно и эффективно отбирать языковые средства в соответствии с ситуацией и целью общения.

Решить задачу формирования компетентности обучаемых возможно лишь при высокой заинтересованности как преподавателя, так и студента. Педагоги нередко заблуждаются, полагая, что студенты, выбрав вуз по собственному желанию, достаточно мотивированы и заинтересованы в изучении предмета. Сегодня актуально звучит вопрос использования различных механизмов развития мотивации студентов, создания условий для формирования потребности обучающегося в самостоятельном добывании знаний, достижении целей и регулировании отношений в процессе обучения. Преподаватели должны понимать мотивацию учения студентов, так как учёбой может заниматься только субъект, активная, самостоятельная личность.

Диагностика мотивации студентов 1 курса на первом этапе обучения показывает, что в иерархии мотивов учения у большинства из них преобладают внешние мотивы. Так, задание Оценить значимые для Вас мотивы изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» показало, что 60% студентов на первое и второе место ставят мотивы «Хочу получить зачёт», «Эта дисциплина является обязательной в Учебном плане». Также часто встречается мотив «Изучаю, потому что нужно сдать интернет-экзамен по

этой дисциплине». Мотивы «Хочу быть культурным (грамотным) человеком», «Без знания культуры речи я не стану хорошим специалистом», «Свободная, грамотная речь будет выгодно отличать меня от многих конкурентов на рынке труда», «Изучаю, потому что интересно» стоят ниже в этой иерархии. Такие результаты исследования убеждают, что первым этапом учебной деятельности должно стать формирование мотивации к обучению.

По нашему мнению, преподаватель должен применять комплексный подход, используя различные механизмы развития мотивации студентов. Разделяем мнение Т.В. Иванчиковой, которая считает, что часто залогом успеха в изучении дисциплины является корректная презентация учебного курса. «В данном случае может быть актуально использование рекламных приёмов, основанных на знании возрастной психологии и включающих в себя социальные, личностные мотивы. Здесь оказываются важны ключевые слова-зацепки, на которые студенты, основываясь на перспективно-побуждающем мотиве, подсознательно реагируют положительно: Ваше право, вы выбираете, завоевание лидерских позиций, хороший имидж, достижение высокого социального статуса, качественное позиционирование, эффектная самопрезентация, профессиональная компетентность. Очень важны Вы-формулировки типа: «Это поможет Вам», «Вы сможете», «качество Вашей самопрезентации» и др.» [1, с. 21].

Одним из основных средств повышения мотивации учения являются активные и интерактивные методы преподавания. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Активные и интерактивные методы обучения позволяют студенту стать субъектом учебной деятельности, активно участвовать в познавательном процессе, вступать в диалог с преподавателем. Педагог организует учебный процесс, создаёт условия для инициативы студентов.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» позволяет проводить в интерактивной форме лекционные и семинарские занятия. Содержание курса диктует выбор методов обучения. Так, для изучения современной речевой ситуации может быть выбрана проблемная лекция или лекция-диалог. Планирование проблемной лекции требует от преподавателя продумывания (создания) проблемной ситуации для её последующего анализа студентами. Например, как взаимосвязаны свобода и раскрепощённость речевого поведения, СМИ и состояние речевой культуры, языковые нормы? Разрешая противоречия, заложенные в проблемной ситуации, студенты сами приходят к выводам. Лекция-диалог предполагает подготовку преподавателем серии вопросов, на которые студенты будут давать ответы в ходе лекции. Например: Почему речь наших современников не только привлекает внимание учёных разных специальностей, но и тревожит рядовых носителей русского языка? Какие факторы определяют состояние современного русского языка? Какое влияние оказывают на состояние речевой культуры СМИ? и т. д.

Для темы «Нормы современной русской речи» можно выбрать лекцию-провокацию, заранее запланировав ошибки. Целью такой лекции является развитие у будущих специалистов умения оценивать речевое поведение собеседника, выступать в роли эксперта, рецензента. Преподаватель закладывает в содержание лекции определённое количество ошибок (5-7), о чём сообщает в начале лекции студентам. В ходе изложения темы ошибки «маскируются», а студенты должны их выявить и зафиксировать в тетради. В конце занятия отводится 15 минут на разбор и обсуждение ошибок, оценивание работы студентов.

Тема «Культура письменной речи» предполагает изучение принципов и правил русской орфографии и пунктуации. Детальное изучение этих разделов обучающимися ещё в школьном курсе русского языка позволяет преподавателю представить правила в виде визуальных материалов (схем, таблиц, алгоритмов) в формате мультимедийной презентации или с помощью интерактивной доски. Такая подача материала позволяет сэкономить время, способствует развитию мышления студентов за счёт мыслительных операций анализа, систематизации, выделения главных и второстепенных элементов содержания обучения.

Изучение темы «Основы ораторского искусства» возможно с помощью лекции - пресс-конференции. Данная тема всегда вызывает особый интерес у студентов, поэтому им предлагается в начале лекции письменно сформулировать вопросы и передать преподавателю. Преподаватель сортирует вопросы и отвечает на них студентам в соответствии с планом лекции. Таким образом, содержание лекции персонифицировано, адресовано каждому из студентов.

На семинарских занятиях используется групповая работа студентов, индивидуальные сообщения, самостоятельная работа, организуются дискуссии. Для подготовки к интернет-экзамену в сфере профессионального образования по дисциплине «Культура речи» используются тесты и задачи кейсов. Последние включают текст и серию заданий к нему. Познавательный интерес вызывают и лингвистические задачи, специально подобранные для этого курса [2].

Изучая особенности официально-делового стиля, студенты с интересом участвуют в деловой игре «Открытие фирмы и приём сотрудников». Организация деловой игры требует большой подготовительной работы как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. Преподаватель готовит сценарий, распределяет роли между участниками игры, подбирает учебно-методическое обеспечение. Студенты изучают материалы темы, готовят резюме, учатся писать заявление, изучают рекомендации по собеседованию, готовят вопросы для собеседования, самопрезентацию в соответствии с ролью, подбирают костюмы, подходящие для деловой ситуации и др.

На лабораторных занятиях удобно использовать онлайн-тренажёры по орфографии и пунктуации. Интерактивный курс «Репетитор онлайн» спра-вочно-информационного интернет-портала ГРАМОТА.РУ [www.gramota.ru] позволяет быстро повторить правила правописания и закрепить знания с помощью электронного репетитора.

Одно из лабораторных занятий отводится на формирование лексикографической компетенции - умения пользоваться словарями разных типов и извлекать из них необходимую информацию. Занятие проводится в библиотеке университета или учебно-методическом кабинете русского языка. Самостоятельно изучив типологию лингвистических словарей и особенности словарных статей словарей разных типов, студенты выполняют задания поискового характера.

Для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, на которую отводится 50% общего объёма часов, предлагается тематическая подборка литературы для последующего обсуждения на семинарах или индивидуальных консультациях, а также просмотр художественных фильмов и телепередач. Например, для подготовки к семинару по ораторскому искусству необходимо посмотреть фильм «Король говорит!» режиссёра Тома Хупера и ответить на вопросы.

Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов и подготовки к интернет-экзамену в сфере профессионального образования разработано учебное пособие [3]. В пособии представлены обучающие тесты по всем темам курса, образцы выполнения заданий с подробными комментариями, контрольные тесты, а также кейс-задания и тезаурус.

Итак, опыт показывает, что использование активных и интерактивных методов обучения повышает познавательную активность студентов, мотивирует к изучению русского языка и культуры речи, а также способствует формированию коммуникативной компетенции будущих специалистов.

Литература

1. Иванчикова, Т.В. Речевая компетентность в педагогической деятельности [Текст] : учеб. пособие / Т.В. Иванчикова. - М. : Флинта: Наука, 2010. - 224 с.

2. Киселёва, Н.А. Лингвистические задачи и их классификация [Текст] / Н.А. Кисёлева // Научный журнал. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 37 (80): Аспирантские тетради. - 2008. - С. 159-162.

3. Матузова, Т.А. Самостоятельная работа студентов педагогического вуза по русскому языку и культуре речи: компетентностный подход [Текст] / Т.А. Матузова, Н.А. Кисёлева. - Тара : Изд-во ОмГАУ, 2013. - 118 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.