Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ВЕБИНАРЫ / КЕЙС-ЗАДАНИЯ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Чеснокова Полина Николаевна, Спиридонова Диана Александровна

В настоящее время сфера образования подвергается различным изменениям, которые связаны с такими процессами, как информатизация и технологизация. Современные подход к обучению предполагает использование разнообразных технологий, форм, средств и методов обучения. Более подробно в данной статье рассматривается интерактивное обучение, осуществляемое посредством интерактивных методов. Авторы раскрывают особенности интерактивного обучения, рассматривают правила, которых необходимо придерживаться при организации учебных занятий с применением интерактивных форм. В статье более подробно рассказывается о таких интерактивных формах, как интерактивные вебинары, работа в малых группах, решение кейс-заданий, мозговой штурм, деловые и ролевые игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Чеснокова Полина Николаевна, Спиридонова Диана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE FORMS OF PRACTICAL CLASSES AT THE UNIVERSITY

Currently, the field of education is undergoing various changes that are associated with such processes as informatization and technologization. Modern approach to learning involves the use of a variety of technologies, forms, means and methods of teaching. In more detail, this article discusses interactive learning carried out through interactive methods. The authors reveal the features of interactive learning, consider the rules that must be followed when organizing training sessions using interactive forms. The article describes in more detail such interactive forms as interactive webinars, working in small groups, solving case tasks, brainstorming, business and role-playing games.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ»

2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб: Питер, 2008. - 336 с.

3. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин; Российская акад. образования, Психологический ин-т. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: URSS: Ленанд, 2010. - 316 с.

4. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова; Рос. акад. образования. Психол. ин-т. - М.: Наука, 2001. - 191 с.

5. Психофизический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов / С.М. Косенок, В.М. Карлышев, А.П. Исаев, С.А. Кабанов // Педагогика. - 1998. - №4. - С. 118-119.

6. Самоукина, Н.В. Психологический тренинг для учителя. / Н.В. Самоукина. - 2-е изд., испр. - М.: Психотерапия, 2006. - 185 с.

7. Сборник упражнений для проведения тренинга по профилактике и преодолению синдрома профессионального выгорания: практикум / сост.: Н.А. Разнадежина, А.И. Шишкина. - Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016. - 40 с.

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Чеснокова Полина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Спиридонова Диана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ

Аннотация. В настоящее время сфера образования подвергается различным изменениям, которые связаны с такими процессами, как информатизация и технологизация. Современные подход к обучению предполагает использование разнообразных технологий, форм, средств и методов обучения. Более подробно в данной статье рассматривается интерактивное обучение, осуществляемое посредством интерактивных методов. Авторы раскрывают особенности интерактивного обучения, рассматривают правила, которых необходимо придерживаться при организации учебных занятий с применением интерактивных форм. В статье более подробно рассказывается о таких интерактивных формах, как интерактивные вебинары, работа в малых группах, решение кейс-заданий, мозговой штурм, деловые и ролевые игры.

Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные формы, мозговой штурм, интерактивные вебинары, кейс-задания, ролевые игры, деловые игры.

Annotation. Currently, the field of education is undergoing various changes that are associated with such processes as informatization and technologization. Modern approach to learning involves the use of a variety of technologies, forms, means and methods of teaching. In more detail, this article discusses interactive learning carried out through interactive methods. The authors reveal the features of interactive learning, consider the rules that must be followed when organizing training sessions using interactive forms. The article describes in more detail such interactive forms as interactive webinars, working in small groups, solving case tasks, brainstorming, business and role-playing games.

Keywords: interactive learning, interactive forms, brainstorming, interactive webinars, case studies, role-playing games, business games.

Введение. При проектировании и организации учебного процесса необходимо ориентироваться на современные требования, предъявляемые к учебным занятиям, а также на личностные и психологические особенности обучающихся. Современный подход к обучению обусловлен особенностями динамики развития жизни и профессиональной деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями общества и государства. Общество заинтересовано в гармонично развитой личности, обладающей социально полезными знаниями, убеждениями, определенными чертами и качествами характера. Государство нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые обладают критическим мышлением, творческим потенциалом, мобильны и легко адаптируются к новым условиям и коллективу. Образовательные учреждения используют различные методы, средства и формы обучения, для достижения поставленной цели. В настоящее время для организации учебных занятий педагоги часто используют активные и интерактивные формы обучения.

Интерактивное обучение - это активное взаимодействие, которое рассматривается как способ познания, осуществляемое в формах совместной, коллективной деятельности. Самое главное, взаимодействие должно проходить не только между преподавателем и обучающимся, но и между самими обучающимися. Интерактивное обучение нацелено на преобладание активности обучающихся в процессе обучения и предполагает конкретные и прогнозируемые цели. Основной целью интерактивно обучения является создание комфортных условий, при которых обучающийся будет чувствовать свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что обуславливает эффективность и продуктивность учебного процесса.

На основе выявленной цели, можно сформировать следующие задачи интерактивного обучения:

- пробуждение активности и интереса у обучающихся к дисциплине или обучению в целом;

- эффективное усвоение учебного материала;

- создание условий для самостоятельного поиска учебной информации обучающимися, а также путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;

- студент, вовлеченный в интерактивное обучение, учится работать в команде, помогая друг другу, для того, чтобы вся группа получила хороший результат;

- формирование у обучающихся мнения и отношения к чему-либо;

- формирование жизненных и профессиональных навыков;

- выход на уровень осознанной компетентности студентов.

При этом интерактивное обучение основывается, на:

- индивидуализации, то есть педагог должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся, которые позволяют каждому максимально раскрыть свои способности для получения образования;

- гибкости, подразумевается вариативность образовательного процесса, предусматривая возможность изменения его направленности в процессе обучения;

- избирательности, то есть предоставление обучаемым самостоятельного выбора образовательных маршрутов, получение дополнительных специальностей, которые удовлетворяют индивидуальные потребности обучающихся;

- контекстном подходе, педагог должен стараться максимально приблизить содержание и процессы образовательной деятельности обучающихся к их практической жизни;

- развитие сотрудничества, то есть педагог должен организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, в результате которой будут формироваться умения сотрудничать, проявлять инициативу для поиска информации и умение понимать участников общего действия;

- использовании методов активного обучения с целью активизации мыслительной деятельности обучаемых, приучение их к принятию самостоятельных решений, а также формирование у обучающихся новых умений и навыков.

На основе задач интерактивного обучения и его особенностей можно выделить несколько основных правил, которых необходимо придерживаться при использовании интерактивных форм в организации учебного занятия.

Правило первое: в процессе обучения должны участвовать все студенты. С этой целью педагог может использовать технологии, которые смогут заинтересовать обучающегося и включить его в активный процесс обсуждения.

Правило второе: необходимо создать благоприятную психологическую атмосферу для продуктивной работы участников обучения. Данный этап подразумевает, что не все обучающиеся, которые пришли на такое занятие могут быть психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи очень полезно включать различные разминки, обязательно поощрять обучающихся за их активное участие в работе, предоставить возможность для самореализации, то есть показать именно сильные стороны каждого обучающегося.

Правило третье: для эффективного усвоения информации, представленной посредством технологии интерактивного обучения, должно быть оптимальное количество человек - до 25 человек. Важно учитывать тот факт, что все обучающиеся должны взаимодействовать друг с другом.

Правило четвертое: помещение для проведения учебного занятия должно быть оборудовано таким образом, чтобы обучающиеся могли свободно перемещаться при выполнении задания в больших и малых группах. Если говорить про онлайн занятие, то должна быть возможность использования различных инструментов, которые позволяют организовать работу в разных онлайн-группах.

Правило пятое: каждая процедура должна быть четко закреплена и регламентирована. Довольно часто обсуждение увлекает обучающихся, и они погружаются слишком далеко и уходят совершенно в другие темы, тем самым педагог может потерять драгоценное время и не получить нужный учебный результат. Поэтому очень важно донести до обучающихся правила работы в группах и количество времени, в течение которого обучающиеся должны выполнить задание.

Правило шестое: педагог должен использовать целесообразный подход к делению участников учебного процесса на микрогруппы. Изначально такой формат обучения необходимо строить на основе добровольности, а потом уже постепенно приходить к формату деления на группы случайным путем и случайного выбора.

Когда идет речь о формах и методах обучения, важно понимать, что это способы взаимодействия между педагогом и обучающимся, то есть это комплекс приемов, которые помогают нам реализовать процесс обучения. Поэтому, когда мы говорим про методы и формы интерактивного обучения, то от преподавателя требуется большей активности и творческих способностей, чем от обучающихся. И при этом к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разнообразные интерактивные формы обучения, методы и даже их комбинацию. Таким образом, к интерактивным формам обучения можно отнести: мастер-классы, интерактивные вебинары, решение кейсов, опросы и голосования, творческие задания, работа в малых группах, мозговой штурм обучающие игры, которые в свою очередь можно подразделить на ролевые игры и деловые игры.

Интерактивные формы обучения внедряются и активно применяются не только в таких образовательных учреждениях, как школы, гимназии, лицеи, техникумы и колледжи, но и высших образовательных учреждениях. Педагоги учреждений высшего образования активно применяют интерактивные формы обучения при проведении практических занятий, потому что необходимо привлечь внимание студентов к конкретной дисциплине и пробудить в них желание для её изучения. Посредством интерактивных форм студенты получают практический опыт для будущей профессиональной деятельности.

Одной из распространенных форм интерактивного обучения, применяемой педагогами высших образовательных учреждений, является решений кейс-заданий. Под кейсом понимается учебный материал, в котором в письменной форме или с помощью технических средств обучения представлена ситуация, содержащая личную, социальную, экономическую или политическую проблему. Педагог предлагает конкретную ситуацию и обучающиеся в группах, коллективно разрабатывают модель ее решения. Обучающиеся активно включаются в поиск истины, делятся мнениями, учатся аргументировать свою точку зрения. Например, для закрепления материала по теме: «Стадии избирательного процесса» педагог разработал практическое занятие с решением кейс-заданий. Теоретический материал по данной теме был представлен студентам на лекционном занятии, на семинаре педагог предлагает студентам решить несколько кейсов, которые связаны с избирательным процессом и трудностями, которые могут возникнуть в ходе его проведения. Для поиска решения обучающиеся используют знания, полученные ими, а также используют специализированную литературу, в частности федеральные законы. В ходе занятия студенты примеряют на себя роли участников избирательного процесса и экспертов. В результате решений кейс-заданий обучающиеся приобретают умения и навыки, которые им могут пригодиться как в профессиональной деятельности, так и в общественной деятельности.

Интерактивные вебинары - это занятие, в котором происходит соединение традиционной лекции и таких способов взаимодействия, как дискуссия, разбор, демонстрация слайдов или фильмов. Данный вид занятия предполагает, что педагог не просто рассказывает теорию, но и вовлекает обучающихся в обсуждение. Например, при проведении интерактивного вебинара по дисциплине «Уголовное право» преподаватель демонстрирует запись хода судебного заседания, комментирует каждый этап и отвечает на вопросы студентов. Также на основе свежих примеров из практики объясняет ошибки сторон при выборе способов защиты своих прав в уголовных судах, вовлекая в дискуссию студентов.

Мозговой штурм - занятие, на котором преподаватель предлагает студентам высказать свои мнения по определенному вопросу. Обучающиеся генерируют идеи, предлагают нестандартные творческие решения, преподаватель фиксирует на бумаге все прозвучавшие высказывания, после чего, перечислив их вслух, спрашивает у участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов. В ходе обсуждения вариантов ответов учащимся следует выделить из них те, что имеют наибольшее значение. Например, преподаватель проводит лекционное занятие по дисциплине «Гражданский процесс» по теме «Гражданские процессуальные отношения и их субъекты», объясняет тему и задает вопрос

на размышление «Может ли один участник гражданского процесса выполнять одновременно функции представителя и свидетеля?». Студенты генерируют идеи, высказывают свое мнение, в это же время педагог записывает предположения на доску. Преподаватель должен записать идеи каждого участника занятия, не критикуя и не выделяя чье-либо мнение. В конце обсуждения, они вместе разбирают высказывания и приходят к правильному ответу.

Работа в малых группах представляет собой технологию обучения, предполагающую совместный поиск малой по количеству участников группой путей решения определенной проблемы или задачи. Данный метод позволяет абсолютно всем обучающимся, в том числе и стеснительным, участвовать в работе, практикуя свои навыки сотрудничества и межличностного общения. Например, педагог вначале семинара по дисциплине «Административное право» по теме «Административные наказания» предлагает студентам разделиться на 4 микрогруппы, в которых будет по 5 человек. Далее для каждой группы преподаватель раздает карточки с заданием: составьте схему «Виды административных наказаний». Студенты внутри группы должны обсудить данное задание и составить схему на листочке А4. Очень важно, чтобы все студенты внутри микрогрупп чувствовали себя комфортно и активно участвовали в обсуждении. При завершении выполнения задания, студенты должны продемонстрировать свои схемы, сопровождая свое выступление кратким объяснением.

Выводы. Таким образом, на основе вышесказанного следует сделать вывод, что сфера образования претерпевает изменения в связи развитием информационных технологий. Традиционные подходы к обучению сменяются современными, более усовершенствованными подходами. Во избежании резких изменений используется сочетание традиционных и современных форм обучения. В настоящее время большинство учебных занятий организуется и проводится с применением интерактивных форм обучения, которые способствуют повышению эффективность и продуктивность учебного процесса. В высших образовательных учреждениях также активно используется интерактивное обучение, позволяющее студентам условно представить сферу своей профессиональной деятельности и приобрести необходимые умения и навыки. Современное образование должно отвечать требованиям общества и государства, которые заинтересованы в достойных представителей социума и высококлассных специалистов в различных сферах деятельности.

Литература:

1. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Зиновьев О.А. Интерактивные формы обучения в современном вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2021. - № 2 (52). - С. 146-151.

2. Быстрова Н.В., Медонова Е.В., Симонова А.А. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2021. - С. 165-167.

3. Быстрова Н.В., Уракова М.Н., Ермолаева Е.Л Цифровые технологии в образовательном пространстве. В сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Г. Миронова. - Красноярск, 2020. - С. 88-91.

4. Быстрова Н.В., Уракова М.Н., Ермолаева Е.Л. Цифровые технологии в образовательном пространстве // В сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Г. Миронова. - Красноярск, 2020. - С. 88-91.

5. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Соколова К.К. Интерактивные методы обучения в экономической подготовке студентов вуза // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 2 (36). - С. 14-19.

6. Вагин Д.Ю., Быданова А.А., Голованова С.О. Особенности интерактивного обучения в образовательных учреждениях // В сборнике: Педагогические технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС. Под редакцией Пшениснова Н.В. - Нижний Новгород, 2020. - С. 73-76.

7. Вагин Д.Ю., Синева Н.Л., Краснопевцев В.А. Проблемы дистанционного обучения: барьеры и пути их преодоления // Современные исследования социальных проблем. - 2020. - Т. 12. - № 5-3. - С. 100-104.

8. Галиакберова А.А., Галямова Э.Х., Матвеев С.Н. Методические основы проектирования цифрового симулятора педагогической деятельности // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 3 (32). С. 2.

9. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 103-105.

10. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №3. - С. 3.

11. Суходоева Л.Ф., Немова О.А., Сидоров А.Н. Цифровая трансформация управленческих задач по решению ресурсных проблем // Московский экономический журнал. 2020. № 7. С. 40.

12. Уракова Е.А., Быстрова Н.В., Грашина П.А. Сущность проектного подхода в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4. - С. 276-278.

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); учитель начальных классов Макарова Татьяна Юрьевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №19» (г. Нижний Новгород); магистрант направления « Геоэкологическое образование» Гущина Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Аннотация. В статье раскрыта актуальность темы, определены философские основания, связанные с мировоззренческими идеями экоразвития, которые составляют ценностные коэволюционные установки экологической культуры. Проанализированы психолого-педагогические исследования, раскрывающие понятие «экологическая культура», её сущность, структурные компоненты, а также процессуально-технологический аспект её формирования. Представлена авторская модель педагогической системы, включающей теоретико-методологический и методический уровни формирования экологической культуры, а также описана методика её реализации в процессе изучения курса «Окружающий мир» на основе игровых технологий. Рассмотрены и реализованы методические условия формирования экологической культуры в курсе Окружающий мир» включающие: сопряжение этапов формирования экологической культуры с содержанием курса и с видами игровой технологии; взаимосвязь классно-урочной и внеурочной деятельности. Материал может быть использован педагогами при разработке вопросов, связанными с экологическим образованием младших школьников.

Ключевые слова: экологическая культура, методологические основы, педагогическая система, курс « Окружающий мир», экологический кружок.

Annotation. The article reveals the relevance of the topic, defines the philosophical foundations associated with the ideological ideas of eco-development, which constitute the value coevolutionary attitudes of ecological culture. Psychological and pedagogical studies revealing the concept of "ecological culture", its essence, structural components, as well as the procedural and technological aspect of its formation are analyzed. The author's model of the pedagogical system, including theoretical, methodological and methodological levels of the formation of ecological culture, is presented, and the methodology of its implementation in the process of studying the course "The world around" based on game technologies is described. The methodological conditions for the formation of ecological culture in the course "The World Around" are considered and implemented, including: the coupling of the stages of the formation of ecological culture with the content of the course and with the types of game technology; the relationship of classroom and extracurricular activities. The material can be used by teachers in the development of issues related to environmental education

Keywords: ecological culture, methodological foundations, pedagogical system, the course "The surrounding world", ecological circle.

Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Исследование теоретических основ развития эколого-

ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте» (проект 19-013-00749 Код конкурса А

Введение. Актуальность формирования экологической культуры подчеркивается в 114 статье современной Конституции РФ, в которой отмечается важность и необходимость воспитания экологической культуры населения. Следовательно, эта задача является значимой и для современного образования как ключевого звена непрерывного процесса становления экологической культуры.

Процесс развития экологической культуры многоэтапный и имеет продолжительный характер. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) подчеркивается важность формировании экологической культуры обучающихся. Отмечается, что одной из основных задач общества является «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде» [10].

Как отмечается в психолого-педагогических исследованиях, в начальной школе закладываются эколого-ориентированные представления, ценностные ориентации и природосообразное поведение, которые составляют основы экологической культуры [1; 2; 3; 6]. Учитывая психолого-физиологические особенности учащихся начальной школы, высокой эффективностью в формировании экологической культуры на этом этапе имеют игровые технологии. Вместе с тем, в настоящее время данной теме уделяется недостаточно внимания в теории и методике обучения курса «Окружающий мир». В этой связи возникает необходимость изучения психолого-педагогических основ проблемы формирования экологической культуры и их реализация в курсе «Окружающий мир» во взаимосвязи с внеурочной деятельностью.

Цель исследования: раскрыть методологические основания и методические особенности формирования экологической культуры в курсе «Окружающий мир» во взаимосвязи с внеурочной деятельностью.

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

1) Выявить философские и психолого-педагогические основания понятия «экологическая культура», её компоненты и методические условия формирования.

2) Разработать модель педагогической системы на теоретико-методологическом и методическом уровнях, что придаст целостность процессу формирования экологической культуры при изучении курса «Окружающий мир» средствами игровой технологии.

3) Создать методические разработки, которые способствуют формированию экологической культуры в курсе «Окружающий мир» и во взаимосвязи курса с кружковой деятельностью.

Изложение основного материала статьи. Методологическим базисом экологической культуры являются: а) философские исследования о мировоззренческих идеях , как ценностной основы экологической культуры (идеи ноосферы, коэволюции, устойчивого развития) [2; 3; 8; 9]; б) психолого-педагогические исследования о культурологической концепции личностно-ориентированного образования, разработанной Е. В. Бондаревская и предполагающей рассмотрение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.