Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Зиновьев Олег Андреевич

В статье рассматриваются вопросы интерактивных форм обучения в современном вузе. Авторы анализируют эффективность применения интерактивных форм обучения на практических занятиях. По мнению авторов, внедрение интерактивных форм и методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в высших учебных заведениях. Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Интерактивные формы обучения реализуются через методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Интерактивные методы позволяют обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Зиновьев Олег Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION IN A MODERN UNIVERSITY

The article deals with the issues of interactive forms of education in a modern university. The authors analyze the effectiveness of using interactive forms of learning in practical classes. According to the authors, the introduction of interactive teaching methods is one of the most important directions for improving the training of students in higher educational institutions. The activity of the teacher gives way to the activity of the students, and the task of the teacher is to create conditions for their initiative. Interactive forms of learning are implemented through methods that encourage students to actively think and practice in the process of mastering the educational material. Interactive methods allow us to ensure the transition to a qualitatively new level of pedagogical activity, significantly increasing its didactic, informational, methodological and technological capabilities.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н., доцент (bystrova_nv@mail.ru) Зиновьева Светлана Анатольевна, к.п.н., доцент (cveta-ts@yandex.ru) Зиновьев Олег Андреевич, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Csa120989@gmail. com)

В статье рассматриваются вопросы интерактивных форм обучения в современном вузе. Авторы анализируют эффективность применения интерактивных форм обучения на практических занятиях. По мнению авторов, внедрение интерактивных форм и методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в высших учебных заведениях. Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Интерактивные формы обучения реализуются через методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Интерактивные методы позволяют обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, интерактивные методы обучения, профессиональная компетентность, диалоговое обучение, интерактивность, интерактивные технологии.

Одно из направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе - введение интерактивных форм обучения. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса в вузе является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных форм обучения. Интерактивные технологии помогают решить одну из важнейших проблем обучения - формирование профессионально важных качеств путем интеграции учебной, научной и профессионально-практической деятельности будущих специалистов. Интерактивные формы позволяют сделать обучение более интересным и эффективным, кроме того, студенты должны работать в условиях неограниченного доступа к информации. Это позволяет использовать интерактивных формы и методы обучения в качестве инструмента, расширяющего образовательную среду,

способного создать единое информационное пространство для всех участников образовательного процесса.

В профессиональном образовании приоритет в обучении студентов ставится на самостоятельность, креативность, многозадачность, мобильность и умение принимать решения в ситуациях выбора и брать за них ответственность. Для достижения таких результатов, необходимо найти те средства и методы обучения, которые развивают эти гибкие, личные навыки. Отлично с этим справляются различные интерактивные формы обучения студентов, которые помогают развить профессиональные компетенции и самосознание.

Проблемами поиска методов и средств развития самостоятельности студентов, применения образовательных технологий для формирования высокого творческого потенциала у обучающихся занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Т.В. Рихтер, А.А. Болотский, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, В.С. Ильин, Л.С. Коновалец, М.А. Данилов, Т.И. Зубкова, Е.Г. Глазунова, М.И. Махмутов, А.Г. Кирюшкина, М.Н. Скаткин, Е.Я. Голант и другие.

Смысл интерактивных методов обучения заключается в взаимодействии преподавателя и студента, студента с другими обучающимися. Это взаимодействие чаще всего проявляется в коммуникациях между людьми: беседа, доклады, выступления, дебаты и пр. Преподаватель не должен быть лидером группы, он должен быть наставником, который направляет умственную деятельность студентов в интерактивном обучении и поддерживает инициативные проявления студентов, учит добывать, обобщать и грамотно использовать информацию.

Наиболее эффективными для развития профессиональных навыков студентов являются следующие интерактивные формы и образовательные технологии: технология проблемного обучения, проектная технология, игровая технология, кейс-технология. Эти образовательные технологии дают возможность для максимального широкого вовлечения обучающихся в активную деятельность. Рассмотрим некоторые из них.

Технология проектного обучения подразумевает практическое решение какой-либо задачи, разрешения противоречия на основе имеющегося у студентов опыта и знаний. Студенты тщательно отбирают необходимый актуальный учебный материал и самостоятельно справляются с разрешением выделенной проблемы. Преподаватель не даёт готовых знаний и посредством этого активизирует практическую деятельность обучающихся.

В рамках проектного метода студенты делятся на группы и играют определённые роли. Каждый студент ответствен за собственную роль и свои действия в её рамках. Кроме того, можно отметить, что педагог при применении проектного метода выполняет консультирующую функцию. Разработка проекта проходит поэтапно, и в его процессе обучающиеся учатся работать в команде, принимать ответственность за самостоятельно проделанную работу. Таким образом, проектный метод является методом, кото-

рый ориентирован на развитие критического мышления, познавательных и творческих процессов, активизацию мышления обучающихся, навыков ориентации в информационном пространстве и самостоятельного получения знаний и использования их на практике,

Кейс-метод предполагает решение студентами конкретной практической ситуации и приближает их к будущей профессиональной деятельности. Ключевая цель применения кейс-технологии - формирование и развитие у студентов устойчивого навыка самостоятельного решения практических задач. Кейс-метод как способ организации практической работы студентов, заключается в формировании умений по освоению знаний, а также творческое усвоение профессиональных навыков, знаний, развитие мыслительных способностей. Использование данного метода позволяет обучающимся применять полученные знания при решении практических заданий, способствует развитию самостоятельного мышления. Развивается понимание и способность мыслить креативно. Результатом реализации кейс-технологии выступают полученные знаний и навыки профессиональной деятельности.

Важно уделить внимание тому, что в ходе подготовки интерактивного обучения на занятии преподавателю нужно выбрать наиболее эффективную форму проведения, а также по возможности сочетать в себе несколько видов, в том числе и с традиционными методами обучения. Удельный вес интерактивных занятий должен соответствовать учебному плану и составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий.

Интерактивные формы проведения занятий, как и активные методы обучения, способствуют формированию следующих принципов:

1. Принцип беглости. Он связан с креативом и показывает на то, что порой первые мысли и идеи - не оригинальны, так как не были рассмотрены все возможные решения проблемной ситуации. Беглость заключается в том, что человек видит все возможные решения.

2. Принцип мягкого соревнования. По большей степени это игровые виды деятельности, где подключается соревновательный эффект. Жесткое соревнование приносит в обучении множество негативных сторон: враждебность, угрозы, агрессивность, а мягкое соревнование этого лишено и носит многовариантный характер.

3. Принцип сотрудничества и кооперации. Свобода действий и умение работать в команде и правильно расставлять роли. Тут четко определяется лидер, будет видно в сравнении кто что стоит как профессионал.

4. Принцип неоцениваемой деятельности. Поспешная оценка решений замораживает дальнейшие, возможно, более верные варианты развития. Цель этого принципа - исключить страх ошибки, научить мыслить более глобально и наперед, искать до последнего варианта решения.

5. Мотивация. Важно сохранять мотивацию студентов к этому виду обучения, чтобы у них он не стал обыденностью, а был чем-то эксклюзив-

ным, что повышает внимание студента и значимость занятия, личный престиж.

Именно поэтому необходимо четко зафиксировать те факторы мотивации, которые формируют желание учиться с положительной стороны: конкретизация целей на краткосрочный, долгосрочный период; значимость практических занятий, их индивидуальность; эмоциональное проведение занятия; четкое определение перспектив в профессиональной деятельности и учебной; закрытый выбор тех заданий, форм занятий, которые наиболее интересны.

Мотивация в абсолютно любой деятельности - значимый фактор, без которого люди не будут прикладывать должных усилий. В интегративных занятиях мотивация способствует распространению мотивации на других. Чем показательней будет занятие и вовлеченность студентов, тем больше будет интереса к этому занятию в дальнейшем. Мотивация активно взаимодействует с особенностями интерактивных форм проведения занятия, так как косвенно они сами являются мотивирующими факторами.

Особенностями интерактивного обучения являются следующие параметры: приближенность ситуаций к реальным; практическое осмысление теоретических знаний; использование личных гибких навыков; формирование новой качественной установки на обучение, благодаря эмоциональному окрасу: гнев от проигрыша, радость от победы, горечь от того, что не проявил инициативу.

При совершенствовании подготовки обучающихся одним из приоритетных направлений является диалогическое равноправие, следовательно, нужен обучающий подход к педагогам, так как они являются создателями субъект-объектных отношений. Многие педагоги допускают ошибки в создании диалогического пространства, формировании комфортности обучения, не соблюдают формулу обратной связи или рефлексии, а многие руководители учебных учреждений и кафедр не способствуют развитию готовности преподавателей перейти на интерактивное обучение. Результатом освоения инновационного метода должны стать: нестандартное отношение и студента, и преподавателя к учебному процессу, многоформатное освоение учебного материала, повышение репутации организации, практикующей данный метод, выпуск высококвалифицированных специалистов.

Интерактивные формы обучения студентов коренным образом меняют подход к обучению и отношение студентов к его профессиональной деятельности. Интерактивность позволяет поставить в центр события студента, чье мнение учитывается и уважается, которого побуждают к творчеству в своей профессии и личностному развитию. Такие занятия получают положительную оценку со стороны студентов.

Использование интерактивных форм дает возможность повышать эффективность занятий, интерес студентов и развитие гибких и жестких навыков, аналитические способности, формировать отношение ответственности за собственную деятельности, умение делать выводы по найденной

самостоятельно информации и научить грамотному планированию и прогнозированию.

Таким образом, использованием интерактивных форм обучения представляет собой качественно новый уровень взаимодействия субъектов образовательного процесса с доминированием обучения, а не преподавания. В рамках практической образовательной деятельности с использованием интерактивных форм и методов, проявляются такие личностные качества студентов как ответственность, независимость, инициативность, активность, способность действовать без посторонней помощи. Необходимо, чтобы занятия развивали индивидуальные способности студентов и способствовали самообучению, самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся. Эффективность и результативность организации учебной деятельности напрямую зависит от внедрения в учебный процесс интерактивных форм, активизирующих интеллектуальный и инновационный потенциал обучающихся.

Список литературы

1. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Цыплакова С.А. Теоретические основы использования педагогических технологий при обучении студентов в системе среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 78-80.

2. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А. Профессиональная школа как объект управления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 6-10.

3. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Григорян Н.М., Мурыгина К. Д. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях высшего учебного заведения // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 42-45.

4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 3.

5. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 140-146.

6. Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Педагогическое проектирование информационной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 334-337.

7. Цыплакова С. А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 56-60.

8. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.

Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University Zinovieva Svetlana Anatolievna, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University Zinoviev Oleg Andreevich, master student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION IN A MODERN UNIVERSITY

Annotation: The article deals with the issues of interactive forms of education in a modern university. The authors analyze the effectiveness of using interactive forms of learning in

practical classes. According to the authors, the introduction of interactive teaching methods is one of the most important directions for improving the training of students in higher educational institutions. The activity of the teacher gives way to the activity of the students, and the task of the teacher is to create conditions for their initiative. Interactive forms of learning are implemented through methods that encourage students to actively think and practice in the process of mastering the educational material. Interactive methods allow us to ensure the transition to a qualitatively new level of pedagogical activity, significantly increasing its didactic, informational, methodological and technological capabilities. Keywords: interactive forms of learning, interactive teaching methods, professional competence, interactive learning, interactivity, interactive technologies.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Жулина Елена Викторовна, к.пс.н., доцент (e-mail: Zhulinaelena@mail.ru) Лебедева Ирина Владимировна, к.п.н., доцент (e-mail lebedeva06.08@yandex.ru) Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, г.Нижний Новгород Россия

В данной статье рассматриваются основные документы по цифрови-зации образования в России и трансформации традиционной системы образования и роли современного педагога в этом процессе. В статье предпринята попытка рассмотреть, как положительные, так и отрицательные показатели данного процесса, представить научные аргументы.

Ключевые слова: цифровизация, геймификация, учитель-репродуктор, наставник, mьютор, персонифицированный подход, сегрегация, дистанционное обучение, стратификация, страты, экзокортекс, индивидуальный профиль экономика достижений

Согласно документу «Форсайт образование 20-30», предполагается искоренение традиционных форм образования и перевод школы в цифровое пространство, где приоритетным принципом является геймификация (от англ-game - игра) образования. Традиционный учитель представляется как репродуктор, что, по мнению авторов документа, устарело, поэтому он лишается права преподносить учебный материал детям, контролировать результаты обучения. Трансформация учителя в наставника и тьютора превращает его в персону, сопровождающую ученика, а траекторию развития ребенка будет в скором времени определять искусственный интеллект, развивая его сильные стороны[2].

Традиционный экзамен должна заменить игра, а обучение будет проходить на основе симуляции реальности. Таким образом, дети будут перенесены в «фиктивные, имитирующие реальные» условия, как с целью обучения, так и оценки проделанной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.