Научная статья на тему 'Интерактивное обучение в высшей школе - требования ФГОС-3'

Интерактивное обучение в высшей школе - требования ФГОС-3 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
952
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД / КЕЙС-МЕТОД / ДЕЛОВАЯ ИГРА / "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" / ТРЕНИНГ / РОЛЕВАЯ ИГРА / РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дохоян Анна Меликсовна

В статье представлены возможности применения разнообразных интерактивных подходов в образовательном пространстве педагогического вуза. Среди интерактивных подходов в работе выделены наиболее востребованные в высшей школе: работа в малых группах, ролевые и деловые игры, социальные проекты, интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, «Мозговой штурм», кейс-метод, презентации и т.д. Говорится о том, что преподаватель организует учебную деятельность, используя проектную работу, внедряет тренинговые формы работы. Такие занятия пробуждают интерес; активность; способствуют эффективному усвоению учебного материала; формируют жизненные навыки. Лекционные, практические занятия с использованием интерактивных форм обучения обеспечивают высокую мотивацию учебной и профессиональной деятельности, прочность знаний, коммуникабельность, и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение в высшей школе - требования ФГОС-3»

УДК 378.016

Дохоян Анна Меликсовна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии [email protected] Anna M. Dokhoyan

candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of social, special pedagogics and psychology of Armavir state pedagogical academy [email protected]

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ - ТРЕБОВАНИЯ

ФГОС-3

INTERACTIVE TRAINING AT THE HIGHER SCHOOL - FGOS-3

REQUIREMENTS

Аннотация. В статье представлены возможности применения разнообразных интерактивных подходов в образовательном пространстве педагогического вуза. Среди интерактивных подходов в работе выделены наиболее востребованные в высшей школе: работа в малых группах, ролевые и деловые игры, социальные проекты, интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, «Мозговой штурм», кейс-метод, презентации и т.д. Говорится о том, что преподаватель организует учебную деятельность, используя проектную работу, внедряет тренинговые формы работы. Такие занятия пробуждают интерес; активность; способствуют эффективному усвоению учебного материала; формируют жизненные навыки. Лекционные, практические занятия с использованием интерактивных форм обучения обеспечивают высокую мотивацию учебной и профессиональной деятельности, прочность знаний, коммуникабельность, и т.д.

Ключевые слова: интерактивный подход, интерактивный метод, кейс-метод, деловая игра, «Мозговой штурм», тренинг, ролевая игра, работа в малых группах, интерактивная лекция, интерактивность, интерактивное обучение.

Annotation. The paper presents the possibilities of application of various interactive approaches in the educational space of pedagogical universities. Among interactive approaches in the work of the most popular in the higher school: working in small groups, role and business games, social projects, interactive lecture, work with visual AIDS, "Brainstorming", case studies, presentations, etc. Stated that the teacher organizes training activities, using project work, implements training activities. Such classes evoked interest; activity; promote effective learning; develop

their life skills. Lectures, practical lessons using interactive forms of training provide the high motivation of training and professional activity, strength of knowledge, skills, etc.

Keywords: an interactive approach, interactive method, case studies, business games, "Brainstorming", training, role playing, small-group work, interactive lecture, interactivity, interactive education.

В основе ФГОС ВПО лежит принципиально новая методологическая основа, по сравнению с ГОС ВПО 2-го поколения, это - компетентностный подход. Данное обстоятельство позволило актуализировать роль интерактивных методов в процессе обучения.

Реализация ФГОС ВПО ООП предполагает использование в учебном процессе интерактивных технологий, которые с внеаудиторной работой способствуют формированию и развитию профессиональных навыков студентов. В России интерактивные методы обучения практиковались еще в 20х г.г. XX в. Это были производственные и трудовые экскурсии, лабораторно-бригадный метод, и т.д.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. Во многих направлениях подготовки в целом они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий [5].

Интерактивные методы позволяют студентам взаимодействовать со всеми субъектами образовательного пространства: с преподавателем и друг с другом. Предполагается большая активность студентов в процессе обучения.

Интерактивные методы основаны на создании групповой работы, при этом создаются условия для взаимной оценки и контроля. Учебный процесс, построенный с применением интерактивных методов обучения, позволяет не только включить всех студентов в совместную деятельность, но и внесение определенного вклада каждым студентом. Что мы сегодня понимаем под интерактивным обучением?

Интерактивность - способность взаимодействовать, вести диалог, беседу.

Интерактивный метод - это двусторонний обмен информацией между студентами и преподавателем, студентами между собой, способствующие более активной и творческой работе студентов, раскрывающей их потенциалы.

Интерактивное обучение - обучение, в ходе которого происходит взаимодействие между студентом и преподавателем, а так же студентов между собой. Это способ познания, при котором все участники взаимодействуют друг с другом, с преподавателем, обмениваются информацией, моделируют ситуации, оценивают действия других, анализируется свое собственное поведение.

В современной психологии выделяют ряд интерактивных подходов, среди которых можно выделить наиболее востребованные в высшей школе: работа в малых группах, ролевые и деловые игры, социальные проекты, интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, «Мозговой штурм», кейс-метод, презентации и т.д. Преподаватель организует учебную деятельность, используя

проектную работу, внедряет тренинговые формы работы.

Такие занятия пробуждают интерес; активность; способствуют эффективному усвоению учебного материала; формируют жизненные навыки. Лекционные, практические занятия с использованием интерактивных форм обучения обеспечивают высокую мотивацию учебной и профессиональной деятельности, прочность знаний, коммуникабельность, и т.д.

Все вышесказанное и определило цель исследования- опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования интерактивных технологий обучения.

Предмет исследования - потенциал интерактивных технологий обучения, влияющий на формирование компетенций студентов.

Экспериментальная работа проводилась со студентами первого курса направления «Социальная педагогика» Армавирской государственной педагогической академии (2012-20014 гг.). В исследовании приняло участие 67 студентов первого курса: из них 34 входило в контрольную группу, 33 в экспериментальную группу, а также преподаватели кафедры социальной, специальной педагогики и психологии АГПА.

Занятия в контрольной группе проводились в традиционной форме, в экспериментальной группе использовались интерактивные методы. Результаты исследования показали, что при традиционной методике проведения занятия только у 27% студентов произошли изменения уровня удовлетворенности учебной деятельностью, и 33% студентов экспериментальной группы перешли на более высокий уровень удовлетворенности учебной деятельностью.

В экспериментальной группе студенты показали высокий уровень успеваемости - 52% по сравнению с контрольной группой - 37,5%.

Данные анкетирования преподавателей подтвердили, что студенты активны и деятельны на занятиях в интерактивной форме, они более уверенны, коммуникабельны, инициативны и т.д. Студенты в процессе занятия стремятся удовлетворить свои познавательные потребности, интересы, прояснить неясности, разрешить сомнения, высказаться и т.д. При использовании интерактивных методов у студентов меняется отношение к изучаемой дисциплине в лучшую сторону.

Интерактивные методы эффективны на всех дисциплинах психолого-педагогического цикла. Их можно использовать как на лекционных, так и на практических занятиях.

Одна из самых предпочитаемых форм работы преподавателей - это работа со студентами в так называемых малых группах. Преподаватель, организуя групповую работу, использует проектную работу, ролевые игры, осуществляет работу с документами и различными источниками информации.

Результаты анкетирования преподавателей показали возможность и результативность применения интерактивных форм обучения в образовательном процессе.

После внедрения интерактивных форм обучения изменилось профессиональное мастерство занятий у 72 % педагогов, изменились показатели сотрудничества со студентами у 31 % преподавателей, в поиске

новых форм интерактивных занятий - у 37 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодняшний студент, обучающийся по новым образовательным стандартам, склонен к довольно активному взаимодействию с преподавателем. Активность студентов в процессе учебной деятельности возрастает, наиболее высокую активность проявляют студенты III и IV курсов.

Основные задачи использования интерактивных форм обучения: эффективное усвоение учебного материала, обучение работе в малой группе, в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на собственную точку зрения, уважение его достоинства. И что особенно важно- формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности студента.

Взаимодействие студентов и преподавателей - характерная и желательная особенность интерактивной технологии обучения, отражающая позицию студента, с одной стороны, мастерство и профессионализм преподавателя - с другой.

Рассмотрим алгоритм проведения интерактивного занятия:

1. Подготовительный этап: преподаватель подбирает психологические ситуации, формулирует понятийный аппарат, находит конкретные формы интерактивного занятия, которую можно эффективно использовать в соответствии с темой и особенностями данной группы.

2. Вступление: преподаватель информирует участников о правилах работы в группе, знакомит с инструкцией, останавливается на правилах взаимодействия на занятии.

3. Основная часть: непосредственная работа с помощью выбранной формой интерактивного занятия.

4. Выводы или рефлексивный анализ.

Таким алгоритмом можно воспользоваться и при подготовке к лекции, так и при подготовке практических занятий. Использование интерактивных технологий в процессе обучения снимает нервную нагрузку, позволяет переключать внимание на узловые вопросы темы занятий, вносит определенные изменения в привычные формы деятельности на занятиях. По сравнению с другими методами интерактивные методы ориентированы на взаимодействие студентов и с преподавателем, и друг с другом.

Интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения учебного материала. Можно привести китайскую пословицу: "Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда".

Литература:

1. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т.Е. Исаева //Педагогика 2006. - № 9. - С. 55 -60.

2. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. М.: Академия, 2002. - 272 с.

3. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / Под ред. Ю.П. Зинченко, И.А. Володарской. - М.:

Изд-во МГУ, 2007. -120 с.

4. Ступина, С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. - с. 17.

5. ФГОС, 7 раздел «Требования к условиям реализации основных образовательных программ», п. 7.3.

Literature:

1 . Isayeva, T.E. Classification of professional and personal competences of the high school teacher / T.E. Isayeva//Pedagogics 2006. - No. 9. - Page 55 - 60.

2 . Eagles, A.B. Psikhologiya of the personality and essence of the person: paradigms, projections, practice /A.B. M.: Academy, 2002. - 272pages.

3 . Psychology and pedagogical maintenance of realization of innovative educational programs / Under the editorship of Yu.P. Zinchenko, I.A. Volodarskaya. -M.: Moscow State University publishing house, 2007. - 120 pages.

4 . Stupina, S. B. Technologies of interactive training at the higher school: educational and methodical grant / Page of B. Stupin. — Saratov: Publishing center "Nauka", 2009. - Page 17.

5 . FGOS, 7th section "Requirements to Conditions of Realization of the Main Educational Programs", item 7.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.