Научная статья на тему 'Методика проведения занятий с использованием интерактивных технологий обучения'

Методика проведения занятий с использованием интерактивных технологий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1331
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGY / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE TRAINING / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / КЕЙС-МЕТОД / CASE METHOD / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GAMING TECHNOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ВЫПУСКНИК / GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лошкарева Дарья Александровна, Ваганова Ольга Игоревна, Макеева Анастасия Владимировна

В статье раскрыты понятия «интерактивные методы» и «интерактивное обучение», были освещены и подробно рассмотрены общие результаты и эффекты применения интерактивного обучения. Рассмотрены наиболее часто используемые продуктивные интерактивные методы: метод проектов, кейс-метод, исследовательский метод, дискуссии, игровые методики, методы мозгового штурма. Подчеркивается, что активность педагога уступает активности обучающихся. И главной задачей преподавателя становится создание условий для проявления студенческой инициативы. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе предполагает следующую логику: не от теории к практике, как подразумевалось в традиционном обучении, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Выделены пять элементов, на которые опираются рассматриваемые нами методы, а также функции, которые выполняют интерактивные формы занятий. Отмечено, что интерактивное обучение является диалоговым, которое заключает в себе активное взаимодействие субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лошкарева Дарья Александровна, Ваганова Ольга Игоревна, Макеева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CONDUCTING CLASSES USING INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES

In the article the concepts "interactive methods" and "interactive learning" are disclosed, the general results and effects of the interactive learning application were covered and discussed in detail. The most frequently used productive interactive methods are considered: the project method, the case method, the research method, discussions, game techniques, brainstorming techniques. It is emphasized that the activity of the teacher is inferior to the activity of the students. And the main task of the teacher is to create conditions for the manifestation of student initiative. The use of interactive technologies in the educational process implies the following logic: not from theory to practice, as implied in traditional teaching, but from the formation of new experience to its theoretical comprehension through application. Five elements are identified, which are based on the methods we are considering, as well as functions that perform interactive forms of study. It is noted that interactive learning is interactive, which involves active interaction of subjects of the educational process.

Текст научной работы на тему «Методика проведения занятий с использованием интерактивных технологий обучения»

6. Кривоногова А.С., Цыплакова Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета.2017. №1.

7. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. №2.

8. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 827-829.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Лошкарева Дарья Александровна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрыты понятия «интерактивные методы» и «интерактивное обучение», были освещены и подробно рассмотрены общие результаты и эффекты применения интерактивного обучения. Рассмотрены наиболее часто используемые продуктивные интерактивные методы: метод проектов, кейс-метод, исследовательский метод, дискуссии, игровые методики, методы мозгового штурма. Подчеркивается, что активность педагога уступает активности обучающихся. И главной задачей преподавателя становится создание условий для проявления студенческой инициативы. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе предполагает следующую логику: не от теории к практике, как подразумевалось в традиционном обучении, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Выделены пять элементов, на которые опираются рассматриваемые нами методы, а также функции, которые выполняют интерактивные формы занятий. Отмечено, что интерактивное обучение является диалоговым, которое заключает в себе активное взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: интерактивное технологии, компетентностный подход, диалоговое обучение, метод проектов, кейс-метод, игровые технологии, профессиональное образование, специалист, выпускник.

Annotation. In the article the concepts "interactive methods" and "interactive learning" are disclosed, the general results and effects of the interactive learning application were covered and discussed in detail. The most frequently used productive interactive methods are considered: the project method, the case method, the research method, discussions, game techniques, brainstorming techniques. It is emphasized that the activity of the teacher is inferior to the activity of the students. And the main task of the teacher is to create conditions for the manifestation of student initiative. The use of interactive technologies in the educational process implies the following logic: not from theory to practice, as implied in traditional teaching, but from the formation of new experience to its theoretical comprehension through application. Five elements are identified, which are based on the methods we are considering, as well as functions that perform interactive forms of study. It is noted that interactive learning is interactive, which involves active interaction of subjects of the educational process.

Keywords: interactive technology, competence approach, interactive training, project method, case method, gaming technology, professional education, specialist, graduate.

Введение. Современное образование строится в рамках компетентностного подхода, который подразумевает формирование у студентов самостоятельности в выполнении поставленных задач. Интерактивные методы обучения выступают одним из самых эффективных инструментов в совершенствовании профессиональной подготовки студентов высшего учебного заведения. Теперь преподавателю недостаточно просто быть компетентным в области своей дисциплины. Педагог должен изменить подход к современному учебному процессу.

Актуальность выбранной темы вызвана тем, что подготовка современных специалистов в рамках компетентностного подхода должна происходить с применением новых технологий, которые обеспечат наибольшую продуктивность и эффективность. Поэтому мы должны рассмотреть наиболее эффективные возможности применения интерактивных методов в процессе обучения студентов.

Формулировка цели статьи. Рассмотреть построение учебного процесса с использованием интерактивных технологий. Для этого необходимо решить следующие задачи: выявить определение понятий «интерактивные методы» и «интерактивное обучение», установить особенности применения интерактивных методов в процессе обучения, определить функции, которые выполняет интерактивная форма обучения.

Изложение основного материала статьи. Интерактивные методы (от англ. interaction -взаимодействие) - это методы, основывающиеся на взаимодействии обучающихся между собой [1].

Интерактивным обучением называют специальную форму познавательной деятельности, способ познания, который осуществляется посредством совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют между собой, обмениваются информацией, решение проблем происходит совместно, студенты оценивают действия своих одногруппников и свою деятельность [2]. Происходит все это в условиях максимально приближенных к профессиональной сфере деятельности. Студенты оказываются в реальной деловой атмосфере по разрешению какого-либо вопроса.

Одной из главных задач выступает формирование особых условий обучения при которых студент сможет осознать свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Построение учебного процесса в таких рамках позволяет сделать его продуктивным. Процесс обучения строится так чтобы все студенты оказались вовлеченными в этот процесс и принимают активное участие в познании. Особенностью

интерактивных методов является высокий уровень активности обучающихся, взаимодействующих между собой эмоциональное и духовное единение всех участников.

Интерактивная деятельность на занятии сосредоточена на пяти элементах:

- позитивной взаимозависимости;

- личной ответственности каждого из участников;

- содействующем взаимодействии;

- навыках совместной работы [3].

Рамки компетентностного подхода заставляют студентов применять свои знания на практике самостоятельно. Интерактивное обучение полностью отвечает этим требованиям. В отличие от традиционного обучения, с каждым годом теряющего свою актуальность, интерактивное меняет роль преподавателя. Активность педагога уступает активности обучающихся. И главной задачей преподавателя становится создание условий для проявления студенческой инициативы. Таким образом, интерактивное обучение - это диалоговое обучение, которое заключает в себе активное взаимодействие [4].

В процессе диалогового обучения студенты развивают критическое мышление, решают проблемы, анализируя условия и информацию. При этом они должны взвешивать альтернативные мнения, принимать аргументированные решения, участвовать в дискуссиях и общаться с другими людьми. Поэтому преподаватель может организовать на занятии парную или групповую работу, применить метод исследовательских проектов, ролевых игр, также организовать работу с документами и различными источниками информации.

Основной источник учебного познания - это опыт студента. Преподаватель не дает готовых знаний, но побуждает каждого обучающегося к самостоятельному поиску необходимой информации и становится наставником и советчиком в работе.

Интерактивные формы занятий выполняют следующие функции:

- прививают интерес к обучению;

- поощряют участие каждого студента в процессе обучения;

- усвоение материала становится более эффективным;

- многопланово воздействуют на обучающихся;

- способствуют установлению обратной связи (ответной реакции аудитории);

- помогают формировать у обучающихся собственное аргументированное мнение;

- формируют навыки профессиональной работы;

- оказывают положительное влияние на формирование поведения [5].

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе предполагает следующую логику: не от теории к практике, как подразумевалось в традиционном обучении, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение [6].

Многие ученые выделяют следующие общие результаты и эффекты применения интерактивного обучения:

1. благодаря интерактивным методам происходит интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний в момент решения поставленной задачи. Обеспечение интенсивности происходит из-за более активного включения студентов в процесс получения и непосредственного использования знаний «здесь и сейчас». Регулярное применение форм и методов интерактивного обучения формирует у студентов продуктивные подходы к овладению информацией. Студенты преодолевают страх перед выступлением, не испытывают неловкость за неверно высказанный ответ так как ошибка не повлияет на оценку, к тому же устанавливаются доверительные отношения с преподавателем;

2. мотивация и вовлеченность студентов в учебный процесс, в решение поставленных задач, становятся выше, что побуждает к дальнейшей поисковой активности, участники нацеливаются на конкретные действия, обучение становится более осмысленным;

3. интерактивное обучение способствует неординарности мышления, особому видению проблемы и выходу из нее; аргументированному обоснованию своих позиций, своих жизненных ценностей. Развиваются такие черты как умение выслушать чужую точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерские отношения и проявлять при этом толерантность и доброжелательность к своим оппонентам;

4. интерактивные методы позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, приобрести новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний. Благодаря интерактивной деятельности совершенствуются многие компетенции. Студенты приобщаются к участию в образовательном процессе и осмысленно переживают индивидуальную и коллективную деятельность, накапливая опыт.

5. контроль знаний и умений использовать их на практике становится более гибким и гуманным;

6. результаты для отдельно взятого обучающегося несет в себе:

- приобретение опыта активного усвоения учебного содержания в процессе взаимодействия с окружением;

- формирование и развитие личностной рефлексии;

- освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний.

7. Результаты для учебной минигруппы:

- развиваются навыки общения и взаимодействия в малых подгруппах;

- становление ценностно-ориентационного единства группы;

- при необходимости происходит гибкая смена социальных ролей в зависимости от ситуации;

- принятие каждым из участников нравственных норм и правил совместной деятельности;

- в процессе групповой рефлексии происходит развитие навыков анализа и самоанализа;

- развитие навыков к разрешению конфликтов и способностей находить компромиссы.

8. результаты для системы «преподаватель-группа»:

- творческий подход к организации образовательного процесса;

- многомерное освоение учебного материала;

- готовность к межличностному взаимодействию как в учебных, так и во внеучебных ситуациях [7].

Интерактивные методы являются современной формой активных методов. Сюда относится дискуссия,

эвристическая беседа, мозговой штурм, ролевая, «деловая» игра, тренинг, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом [8].

Рассмотрим наиболее часто используемые продуктивные интерактивные методы. Сюда относится метод проектов. Данный метод можно рассматривать как личностно-развивающую технологию, где в есть наличие познавательных навыков обучающихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умение делать прогнозы и оценивать результаты собственной деятельности [9]. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, будь она индивидуальной, парной или групповой. Выпускник высшей школы должен уметь быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, адаптироваться к ситуациям, иметь определённую широту знаний для объяснения окружающих его явлений. Все это говорит о необходимости использования в проектной деятельности проектов реальной практической направленности. Приобретенный студентами опыт поможет студенту в разрешении реальных жизненных и профессиональных проблем.

В процессе выполнения проекта студент закрепляет полученные ранее знания. Кроме этого формируются надпредметные компетенции: исследовательские, коммуникативные, рефлексивные, организационно-управленческие.

Кейс-метод является техникой обучения при которой используется описание реальных проблемных ситуаций (экономических, социальных, бытовых). Студенты осуществляют поиск, анализируют необходимую информацию [10].

Его суть: студентам предлагается разрешить реальную жизненную ситуацию, описание которой раскрывает не только практическую проблему, но и развивает комплекс знаний, который необходимо студентам усвоить в ходе решения поставленной задачи. Стоит отметить, что поставленная перед обучающимися проблема не имеет единого однозначного решения. Здесь большую роль играет творческий подход участников.

Работа с кейсом формирует у студентов умение находить выход из различных ситуаций, самостоятельно применять знания, нести ответственность за принятое решение и проводить рефлексию [11].

Исследовательский метод дает возможность понять ход научного исследования, предполагает ознакомление с областью и содержанием предметного исследования. Данный подход требует максимальной самостоятельности. Исследовательская деятельность формирует умения творческой работы, нестандартное мышление, наблюдательность.

Следующий метод, использующийся при интерактивном обучении - это дискуссии. Эта форма познавательной деятельности, когда субъекты образовательного процесса активно обмениваются мнениями, идеями и суждениями по конкретной учебной проблеме. Данный метод лучше всего использовать во время проведения конференций и симпозиумов, где обсуждаются проблемы комплексного межпредметного характера.

Игровые методики. В процессе игры новые роли, умения усваиваются более легко, при этом развивается ответственность и способность решать проблемы.

Выводы. Рассмотренные интерактивные методы могут использоваться высшей школой для формирования компетенций. Для достижения наибольшего эффекта, в образовательном процессе следует использовать различные методы интерактивных технологий. Данные технологии способствуют подготовке высококвалифицированных самостоятельных специалистов, готовых к продуктивной профессиональной деятельности.

Литература:

1. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (6). URL:http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_de.

2. Ваганова О.И., Колдина М.И., Трутанова А.В. Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, №2(19). С. 97-99.

3. Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» / О.Н. Прохорова, А.В. Гущин // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. № 3 (11); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/formirova...

4. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.

5. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, №2(15). С. 80-82.

6. Коновалова М.П. Комплекс ГТО в современных условиях и его влияние на молодежь России // В сборнике: Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. С. 54-55.

7. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института) // В сборнике: «...И помнит мир спасенный.» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 74-75

8. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A. Sociocultural Mechanisms of Intergenerational Values and Mindset Translation in Modern Family Development and Generational Change // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. №13. P. 6226-6237.

9. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.

10. Яковлева Е.И., Шобонов Н.А. Индивидуализация образовательного процесса в рамках модульной модели программы повышения квалификации при применении дистанционных образовательных технологий // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.

11. Yashkova, E.V., Sineva, N.L., Shkunova, A.A., Bystrova, N.V., Smirnova, Z.V. & Kolosova, T.V. (2016). Development of Innovative Business Model of Modern Manager's Qualities. International Journal of Environmental and Science Education, 11(1), 4650-4659.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лукина Оксана Анатольевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

доктор педагогических наук, профессор Савва Любовь Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

старший преподаватель Гасаненко Елена Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

кандидат педагогических наук, доцент Солдатченко Александр Леонидович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ПОНЯТИЙНАЯ МАТРИЦА ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

ВУЗА

Аннотация. В статье раскрываются такие понятия как «имидж»,» профессиональный имидж» профессиональный имидж студента технического вуза». Рассматривается история становления понятия имидж и процесс его интеграции в сферу социально-гуманитарных наук. Дается качественная характеристика таких понятий как профессиональный имидж, профессиональный имидж студента технического вуза. Подробно рассматриваются основные компоненты и функции данных понятий.

Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж, профессиональный имидж студентов технического вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article reveals such concepts as «image», «professional image», «professional image of a technical university student ». The history of the formation of the image concept and the process of its integration into the sphere of social and humanitarian sciences is considered. The qualitative characteristic of such concepts as a professional image, professional image of a student of a technical university is given. The main components and functions of these concepts are considered in details.

Keywords: image, professional image, professional image of a technical university student.

Введение. Актуальность проблемы поиска педагогических условий формирования профессионального имиджа обучающихся технического вуза обусловлена изменениями в сфере экономических отношений, когда презентация внешности человека становится средством повышения профессиональной значимости в трудовом коллективе и обществе в целом. В наши дни имидж является одним из важнейших факторов формирования успешности не только специалистов в области политики или рекламы, но и в других отраслях профессиональной деятельности. Он стал неотъемлемой составляющей предпринимательской и иной профессиональной деятельности. При этом важно разобраться в понятийном аппарате исследования.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является представление понятийной матрицы выше обозначенной проблемы, составление которой было одной из задач научного поиска. Центральным приемом работы с научными текстами является построение понятийных схем или матриц. Понятийные матрицы - это наглядные представления, которые помогают разделять понятия, употребляемые в тексте, на классы, выделив между ними все возможные связи. Создание понятийной матрицы позволяет взглянуть на структуру текста, проследить его связи, что и отражает более глубокое понимание текста.

Изложение основного материала статьи. Текст может быть структурирован различными способами. В зависимости от структуры представленной в тексте информации выделяются следующие виды: линейные последовательности, иерархии, сети, матрицы, блок-схемы.

В рамках решения проблемы поиска педагогических условий формирования профессионального имиджа обучающихся технического вуза, был уточнен понятийный аппарат решаемой проблемы представленный представлен в виде матрицы - понятийной схемы, используемой для сравнения объектов по ряду показателей. Которая включает в себя базовые понятия (имидж, готовность) производные понятия (профессиональный имидж, готовность студента), а также специфическое производное понятие - «развитие готовности студента технического вуза к формированию профессионального имиджа».

Понятие «имидж» по своему содержанию и объему является междисциплинарным, оно формировалась и трактовалось в соответствии с целями и задачами наук социально-гуманитарной сферы. Понятие «имидж» является предметом исследования различных наук, таких как психология, социология, педагогика, политология, экономика, менеджмент.

В настоящее время существует несколько наиболее распространенных вариантов трактовки понятия «имидж». В первую очередь он понимается как фактор коммуникации, посредник между человеком обладающим сформированным имиджем и лиц, которые его воспринимают в процессе социального или профессионального общения.

Как и большинство научных понятий имидж может рассматриваться как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле под имиджем понимается распространенное в общественном сознании представление о намеренно созданных свойствах объекта в совокупности с его естественными свойствами, в узком смысле имидж трактуется как целенаправленно сформированный образ кого-либо объекта, который содержит определенные ценностные характеристики, способные оказать эмоциональное воздействие на реципиента [0].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.