Научная статья на тему 'Интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза'

Интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INDEPENDENT WORK / INTERACTIVE TECHNOLOGY / PEDAGOGICAL ACTIVITY / FUTURE TEACHER / ACTIVE TEACHING METHODS / INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Лапшова Анна Владимировна, Колтохина Ольга Павловна

В статье рассматривается процесс организации и управления самостоятельной работой студентов будущих педагогов с использованием интерактивных форм обучения. Выделяются проблемы организации самостоятельной работы студентов и ее роль в подготовке будущих педагогов. Рассматриваются основные принципы и задачи интерактивного обучения студентов педагогического вуза. Актуализируется значимость различных видов интерактивных форм обучения студентов, используемых в учебном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Лапшова Анна Владимировна, Колтохина Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE FORMS OF THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article discusses the process of organizing and managing the independent work of students future teachers using interactive forms of education. The problems of organizing independent work of students and its role in the preparation of future teachers are highlighted. The basic principles and tasks of interactive training of students of a pedagogical university are considered. The importance of various types of interactive forms of teaching students used in the educational process of the university is updated.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент-магистр Колтохина Ольга Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается процесс организации и управления самостоятельной работой студентов - будущих педагогов с использованием интерактивных форм обучения. Выделяются проблемы организации самостоятельной работы студентов и ее роль в подготовке будущих педагогов. Рассматриваются основные принципы и задачи интерактивного обучения студентов педагогического вуза. Актуализируется значимость различных видов интерактивных форм обучения студентов, используемых в учебном процессе вуза.

Ключевые слова: самостоятельная работа, интерактивная технология, педагогическая деятельность, будущий педагог, активные методы обучения, интерактивные формы обучения.

An^taUm. The article discusses the process of organizing and managing the independent work of students -future teachers using interactive forms of education. The problems of organizing independent work of students and its role in the preparation of future teachers are highlighted. The basic principles and tasks of interactive training of students of a pedagogical university are considered. The importance of various types of interactive forms of teaching students used in the educational process of the university is updated.

Keywords: independent work, interactive technology, pedagogical activity, future teacher, active teaching methods, interactive forms of education.

Введение. Современные тенденции развития высшего профессионального образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в высшей школе. Совершенствование процесса обучения должно быть направлено на создание необходимых и достаточных организационно-педагогических условий, обеспечение успешного обучения. Акцент в такой деятельности переносится на партнерство, соуправление, а характер взаимоотношений преподавателя и студентов можно определять, как субъект-субъектные.

Преподавателям необходимо целенаправленно и напористо овладевать активными и интерактивными формами и технологиями проведения занятий: играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и многими другими приемами, потому что именно они развивают базовые компетентности и метакомпетентности студента, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки.

В связи с этим самостоятельная работа студентов педагогического вуза приобретает новую «роль» в процессе обучения. Самостоятельная работа становится ведущей формой организации обучения, и вместе с тем возникает проблема ее активизации. Активизировать самостоятельную работу значит значительно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей, придав ей проблемный характер и мотивирующий субъектов на отношение к ней как ведущему средству формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

Использование активных методов в процессе проведения занятий, выявление технологических процессов, операций и приемов организации обучения и составляют основу активной технологии обучения в высшей школе. Одним из современных направлений развития активного обучения является интерактивное обучение. Понятие «интерактивные технологии» рассматривается как современный этап развития активных методов обучения.

Формулировка цели статьи - раскрыть и теоретически обосновать современные интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза.

Изложение основного материала статьи. Ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студентов должна совпадать с целью обучения студента и его будущей квалификационной степенью - подготовкой бакалавра или магистра. При организации самостоятельной работы студента важным и необходимым условием становятся формирование умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности. Также целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами самостоятельной работы студентов являются:

• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

• углубление и расширение теоретических знаний;

• формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

• развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

• развитие исследовательских умений;

• использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

В современной педагогической литературе, представляя отличительные особенности активного и интерактивного обучения, ученые указывают следующее: основным способом организации взаимодействия преподавателя и обучающихся становится не только активная обратная связь между педагогом и обучающимися, но и организация взаимодействия обучающихся между собой; взаимодействие преобладает над воздействием. На наш взгляд, это не совсем верно, т.к. и активные методы обучения включают групповые формы обучения и субъект-субъектное взаимодействие. Однако в процессе интерактивного обучения меняются ведущие функции преподавателя. Преподаватель выполняет функции организатора и помощника, коллективное обучение в маленьких группах становится основной формой организации обучения.

Важнейшей составляющей процесса обучения в вузе является организация и осуществление самостоятельной деятельности, опираясь на принципы индивидуализации и ориентации на конкретную личность обучающегося. «Для формирования учебной самостоятельной деятельности в личностно ориентированном образовании необходимо создать учебную ситуацию, в которой в условиях дидактической игры организуется диалоговое взаимодействие обучающего и обучающегося, направленное на решение учебной задачи, обеспечивающее усвоение содержания образования» [2]. Вследствие сказанного внедрение интерактивных форм обучения выступает как одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Исходя из этого, основные методические нововведения тесно связаны сегодня с применением именно интерактивных форм обучения.

Интерактивное обучение предполагает взаимодействие, взаимовлияние участников учебного процесса. Студенты и преподаватели находятся в режиме беседы, диалога между собой. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на формы организации, при которых обучающиеся включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные формы обучения.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных форм обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Интерактивные формы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы и самостоятельности.

Интерактивное обучение выступает как специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, и в ходе этого студент приобретает знания и навыки, а также формируется база для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

• пробуждение у обучающихся интереса;

• эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

• установление взаимодействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

• формирование у обучающихся собственного мнения и отношения; формирование жизненных и профессиональных навыков;

• выход на уровень осознанной компетентности студента.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

• творческие задания;

• работа в малых группах;

• обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);

• использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

• социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);

• изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);

• тестирование;

• разминки;

• обратная связь;

• дистанционное обучение;

• обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);

• разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);

• тренинги.

При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения в вузе позволят приобрести:

конкретному обучающемуся:

- опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;

- развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии;

- освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области;

учебной группе:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

- формирование ценностно-ориентационного единства группы;

- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;

системе преподаватель - группа:

- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.

Практика организации самостоятельной работы студентов в вузе с использованием интерактивных форм обучения показывает, что в значительной степени происходит интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний; повышается мотивация и вовлеченность студентов в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности обучающихся, побуждает их к конкретным действиям; обеспечивает не только усвоение знаний, формирование умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрывает новые возможности обучающихся, что является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей, активизируют интерес и повышают их мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Выводы. Для достижения результативности выполнения самостоятельной работы, студенты должны четко понимать ее полезность для успешного построения карьеры и практического использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

Анализируя активные и интерактивные формы обучения в сопровождении педагога, применяемые при выполнении блока самостоятельной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Самостоятельная работа выходит на первый план и приобретает новую роль: она постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса.

2. В результате самообразовательной деятельности студенты включаются в процесс приобретения, структурирования и закрепления знаний.

3. По мере продвижения студентов от курса к курсу значение и объемы самостоятельной работы постоянно возрастают, а формы ее организации становиться более разнообразными.

4. Творческая составляющая в самостоятельной работе студентов должна стать неотъемлемой ее частью.

5. В процессе организации самостоятельной работы педагог как источник и ретранслятор готовых знаний исчерпывает свои функции и становится научным консультантом и соавтором творческой деятельности.

6. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс становится необходимым для эффективной организации самостоятельной работы студентов и учета их индивидуальных достижений.

7. Возникает острая необходимость в организации повышения педагогической квалификации преподавательского состава в вопросах организации самостоятельной работы студентов.

Литература:

1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Особенности организации контактной самостоятельной работы студентов вуза // В сборнике: Социально-экономические проблемы развития муниципальных образований материалы и доклады XXIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 120-122.

2. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 1.

3. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Виртуальная образовательная среда как средство организации самостоятельной работы студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. № 4.

4. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Управление самостоятельной работой обучающихся заочной формы // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 3-2. С. 61-63.

5. Прохорова М.П., Семченко А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. № 2.

6. Хамдамов У.Э., Хидирбаев Ш.Е. Место самостоятельной работы студентов в учебном процессе // Молодой ученый. 2014. №11. С. 426-427.

7. Челнокова Е.А., Кузнецова С. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Вестник Мининского университета. 2017. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.