Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
КУТЕПОВ Максим Михайлович и другие ВОЗМОЖНОСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...
VTTK" 4.ППД I -—V /Ti /5Л 1©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0
•УД14 J /о.ч-.иич- |(сс) фСа> Irhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOI* 10 26140/anip-2021 -1002-0001 lfcdese^Mhttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)
ВОЗМОЖНОСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© Автор(ы) 2021 AuthorID: 362695 SPIN: 2601-5962 ResearcherID: L-8344-2017 ORCID: 0000-0002-5397-6168 ScopusID: 57190970102
КУТЕПОВ Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) AuthorID: 913941 SPIN: 3618-8363 Researcher ID: AAH-7042-2019 ORCID: 0000-0002-4922-5433 ScopusID: 57201128979
АБРАМОВА Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: [email protected])
AuthorID: 1058445 SPIN-код: 1900-1994 ORCID: 0000-0003-1778-6372
ГОРДЕЕВ Кирилл Сергеевич, магистрант
AuthorID: 1077588
SPIN: 6549-9515
ORCID: 0000-0001-5367-4293
ЖИДКОВ Алексей Андреевич, магистрант
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Аннотация. Глобальные экономические, социальные изменения обуславливают появление новых требований к развитию личности и формированию профессиональной компетентности студентов с целью соответствия современным запросам работодателей и рынка труда. Новые требования, предполагающие формирование профессиональных компетенций, актуализируют исследовательское внимание к инновационным технологиям, способствующим активации деятельности студентов. В статье осуществляется анализ возможностей аудиовизуальных технологий в организации интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Организация интерактивного взаимодействия в образовательной практике вузов осуществляется с использованием кейс-заданий, дискуссий, мозговых штурмов, круглых столов, деловых игр и других интерактивных форм и методов обучения. Интерактивное обучение подразумевает сочетание группового, парного и индивидуального способов обучения и выстраивание субъект-субъектных отношений. Аудиовизуальные технологии направлены на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие обучающихся и оказывают положительное воздействие на качество образовательного процесса, поскольку активируют образное восприятие преподаваемого материала и обеспечивают его наглядность в доступной для запоминания форме, позволяют точно представлять факты, принципы, события и явления с помощью графики, аудио и видеоматериалов.
Ключевые слова: аудиовизуальные технологии, образовательные технологии, профессиональная подготовка, процесс обучения, интерактивное взаимодействие, профессиональная компетентность, субъект образовательного процесса, деятельность.
THE POSSIBILITIES OF AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF INTERACTIVE INTERACTION OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS
© The Author(s) 2021
KUTEPOV Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
of "Physical education and sports"
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev str., 9, e-mail:[email protected]) ABRAMOVA Natalya Sergeevna, candidate of economic sciences, associate Professor
Tyumen higher military engineering command school. Marshal of engineering troops A. I. Proshlyakov (625051, Russia, Tyumen, ul. L. Tolstogo 1, e-mail: [email protected]) GORDEEV Kirill Sergeevich, magistrant ZHIDKOV Aleksey Andreevich, student Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Abstract. Global economic, political, social changes lead to the emergence of new requirements for the development of personality and the formation of professional competence of students in order to meet the modern demands of employers and the labor market. New requirements, implying the formation of professional competencies, actualize research attention to innovative technologies that contribute to the activation of students' activities. The article analyzes the possibilities of audiovisual technologies in organizing the interactive interaction of subjects of the educational process. The organization of interactive interaction in the educational practice of universities is carried out using case studies, discussions, brainstorming sessions, round tables, business games and other interactive forms and methods of teaching. Interactive learning implies a combination of group, pair and individual learning methods and building subject-subject relationships. Audiovisual tech-ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008 13
KUTEPOV Maxim Mikhailovich and others
THE POSSIBILITIES OF AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES .
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
nologies are aimed at visual, auditory and visual-auditory perception of students and have a positive effect on the quality of the educational process, since they activate the figurative perception of the taught material and provide its visibility in an easy-to-remember form, allow to accurately represent facts, principles, events and phenomena using graphics, audio and video materials.
Keywords: audiovisual technologies, educational technologies, vocational training, learning process, interactive interaction, professional competence, subject of the educational process, activity.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Новые требования к подготовке студентов вузов, предполагающие формирование профессиональных компетенций, актуализируют исследовательское внимание к инновационным технологиям, способствующим активации деятельности обучающихся. Современные аудиовизуальные технологии способствуют решению проблемы активного освоения материала студентами в процессе взаимодействия. Они предоставляют возможность использования различных технических средств в обучении как для зрительного, так слухового восприятия.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы использования аудиовизуальных технологий в образовательном процессе освещены в работах Ю.В. Марковой [1],
B.М. Глушань, А.А. Иваньшиной, Т.П. Кондратьевой [2] М.Н. Булаевой, М.И. Колдиной, А.Н. Лапшовой, А.В. Хижной [3], О.И. Вагановой [4], [5], [6],
C.М. Марковой [7], М.Н. Гладковой [8], Е.В. Мялкиной
[9], Е.А. Алешугиной, Л.И. Кутепова, Г.А. Белоусова
[10], А.А. Элькановой, З.М. Айдиновой, М.Б. Узденовой
[11] и др.[12, 13].
Обосновывается актуальность исследования. Несмотря на большое количество работ, посвященных использованию аудиовизуальных технологий в различных сферах жизни общества, их реализация в профессиональном образовании с точки зрения организации интерактивного взаимодействия освещена недостаточно. Подготовка современных студентов регламентируется рядом документов, обозначающих требования к формированию профессиональной компетентности. Среди таких документов стоит выделить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3; «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Они указывают на необходимость использования инновационных технологий в образовательном процессе. Инновационные телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного общества и активно используются в сфере образования. Появляется необходимость в рассмотрении возможностей телекоммуникационных технологий в организации профессионально-педагогического образования в целом и организации интерактивного взаимодействия студентов в процессе формирования их профессиональной компетентности в отдельности.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в анализе возможностей аудиовизуальных технологий в организации интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность аудиовизуальных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения;
- определить их влияние на интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Используемые методы, методики и технологии. В статье были систематизированы исследовательские материалы по теме реализации аудиовизуальных технологий в профессиональном образовании и проанализирована информация о возможностях данных технологий в организации интерактивного взаимодействия студентов
и преподавателей.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Интерактивный образовательный процесс подразумевает способность активного взаимодействия во время диалога, выработку стратегии организации совместной деятельности. Интерактивное взаимодействие позволяет сделать студента полноправным субъектом учебного процесса. Роль преподавателя при этом заключается в побуждении обучающихся к самостоятельному поиску информации и выполнению заданий. Преподаватель в данных условиях становится консультантом образовательного процесса. Интерактивное обучение способствует решению нескольких задач, в числе которых:
- учебно-познавательные;
- коммуникативно-развивающие;
- социальные.
Формирование компетенций осуществляется в процессе совместного взаимодействия преподавателей и студентов. При этом процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы все студенты были в него вовлечены с обеспечением возможности рефлексии.
Организация интерактивного взаимодействия в образовательной практике вузов осуществляется с использованием кейс-заданий, дискуссий, мозговых штурмов, круглых столов, деловых игр и других интерактивных форм и методов обучения. Интерактивное обучение подразумевает сочетание группового, парного и индивидуального способов обучения и выстраивание субъект-субъектных отношений. Кейс-задания позволяют студентам самостоятельно ознакомиться с проблемной ситуацией, проанализировать ее и предложить варианты ее решения в ходе дискуссии. Кейс-задание располагается на электронной платформе, доступ к нему имеют все обучающиеся и они могут обсудить его решение удаленно в любое удобное время. Текстовая информация может быть дополнена визуальной (картинками, схемами, кластерами). Кейс-стади с использованием аудиовизуальных технологий стимулирует учебно-познавательную деятельность, формирует информационные (работа с информацией в Интернет-сети, информационных системах, навык систематизации информации и отбора наиболее актуальной) и коммуникативные компетенции (навык публичного выступления, переговоров, электронной коммуникации, деловой переписки). В процессе деловых игр студенты используют мультимедийное оборудование, интерактивные доски для представления своих презентаций по заданной теме. Деловые игры с использованием аудиовизуальных технологий развивают критическое мышление, навыки решения различных проблем, установления контактов в коллективе, восприятия позиции оппонента, решения конфликтных ситуаций различными способами.
Аудиовизуальные технологии направлены на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие обучающихся. В ходе изучения профессиональных дисциплин студенты приобретают навыки практической работы с различными программными и техническими аудиовизуальными средствами, овладевают навыками отбора актуальной информации для выполнения конкретных заданий. В процессе обучения задействуются мультимедийные проекторы, интерактивные доски, видеокамеры, документ-камеры и другие технические устройства. Во время занятий на экран выводятся задания, темы, которые подлежат обсуждению, воспроизводятся учебные фильмы, фрагменты электронных изданий. На практи-
14
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
КУТЕПОВ Максим Михайлович и другие ВОЗМОЖНОСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...
ческих занятиях рассматриваются пошаговые инструкции по выполнению работ. В организации интерактивного взаимодействия активно используется электронная образовательная платформа Moodle, которая позволяет представить информацию для студентов в виде текстов (лекционный материал), аудио и видео фрагментов.
Аудиовизуальные технологии предоставляют широкие возможности в подготовке студентов и обладают:
- высокой информативностью;
- возможностью рационального представления информации;
- доступностью.
Студенты могут изучать информацию как в форме аудио, так и видеозаписей. Рассматриваемые технологии отражают принципы:
-наглядности;
-связи теории с практикой;
- целенаправленности;
- доступности и последовательности;
-интенсивности;
- целостности образовательного процесса.
Аудиовизуальные технологии позволяют:
- создать комфортные условия для обучающихся;
- оперативно предоставлять обучающимся материал;
- организовывать результативную обратную связь субъектов образовательного процесса;
- мотивировать обучающихся на углубленное изучение материалов.
Для выявления результативности аудиовизуальных технологий было проведено исследование, в котором приняли участие две группы студентов - контрольная и экспериментальная. В экспериментальной группе в процессе преподавания профессиональной дисциплины преподавателями были использованы различные аудиовизуальные средства. Студенты при выполнении заданий также использовали электронную платформу МооШе, которая позволила им взаимодействовать друг с другом и получать консультации от преподавателя с помощью чата, вебинаров, личных сообщений и других коммуникативных возможностей платформы. На завершающем этапе изучения дисциплины было проведено контрольное мероприятие, позволившее установить, что результаты экспериментальной группы были выше, чем результаты контрольной группы. Это позволяет говорить о положительном влиянии аудиовизуальных технологий на взаимодействие студентов и качество их обучения.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Работы, посвященные исследованию аудиовизуальных технологий в образовательном процессе, недостаточно раскрывают их сущность с точки зрения организации интерактивного взаимодействия. В данной работе представлены различные аспекты реализации аудиовизуальных технологий в организации интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Аудиовизуальные технологии позволяют расширить возможности подготовки обучающихся вуза. Способствуют организации интерактивного взаимодействия студентов. При этом преподаватель имеет возможность осуществления консультационной поддержки обучающихся на удаленном расстоянии. Аудиовизуальные технологии оказывают положительное воздействие на качество образовательного процесса, поскольку активируют образное восприятие преподаваемого материала и обеспечивают его наглядность в доступной для запоминания форме, позволяют точно представлять факты, принципы, события и явления с помощью графики, аудио и видеоматериалов.
Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Развитие аудиовизуальных технологий осуществляется высокими темпами. Технологии видоизменяются и образовательные учреждения должны адапти-
ровать их для использования в подготовке студентов. В таких условиях организация интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса приобретает новые черты и требует дальнейшего изучения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Маркова, Ю. В. Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство формирования общекультурных компетенций у студентов вышей школы / Ю. В. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 3 (83). - С. 805-808.
2. Глушань В.М., Иваньшина А.А., Кондратьева Т.П. Технические и аудиовизуальные средства обучения в преподавании исторических наук / В.М. Глушань, А.А. Иваньшина, Т.П. Кондратьева // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. — 2017. - №1. — С. 30-35.
3. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
4. Ваганова О.И., Жидков А.А. Кейс-метод в преподавании правовых дисциплин // Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 47-50.
5. Ваганова О.И., Абрамова Н.С., Кутепова Л.И. Современные технологии обучения экономическим дисциплинам в вузе //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 100-103.
6. Ваганова О.И., Жидков А.А. Использование интерактивных методов обучения в преподавании правовых дисциплин // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 18-21.
7. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.
8. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.
9. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.
10. Алешугина Е.А., Кутепова Л.И., Белоусова Г.А. Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 253-255.
11. Эльканова А.А., Айдинова З.М., Узденова М.Б. Использование современных образовательных технологий в высшем образовании // Проблемы современного высшего педагогического образования. 2019. С. 275-278.
12. Челнокова Е.А., Жидков А.А. Особенности применения интерактивных методов обучения в среднем профессиональном образовании //Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 30-34.
13. Васин Л.А. Базовая организация электронной информационной образовательной среды университета на основе облачных технологий //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2019. Т. 8. № 2 (46). С. 31-36.
Статья поступила в редакцию 26.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021
ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008
15