VAGANOVA Olga Igorevna and others MODERN REFLEXIVE LEARNING .
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
V7TK" ^78 4-004 I 1 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0
•УД14 JIO.-t.VV-t |(сс) tjJCSj This is an open access article under the СС BY-NC 4.0 license
DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0012 lfr^«^(https://creaWommom.org/licenses/by-nc/4.0/)
СОВРЕМЕННЫЕ РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherlD: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543
ВАГАНОВА Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) AuthorlD: 831424 SPIN: 2817-3404 ResearcherlD: AAH-6493-2019 ORCID: 000-0001-9122-5712 ScopusID: 57190961213
ГЛАДКОВА Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой
гуманитарных и общенаучных дисциплин
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого 1, e-mail: [email protected])
AuthorID: 362702 SPIN-код: 6051-4279, ResearcherID: T-9419-2018 Scopus Author ID: 57190970167 ORCID: 0000-0002-3175-4978
КУТЕПОВА Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Аннотация. Современный образовательный процесс нацелен на формирование компетентного специалиста, готового к осуществлению профессиональной деятельности. На сегодняшний день высокую значимость приобретает его способность к осуществлению рефлексии и самостоятельной коррекции собственной деятельности для достижения наилучших результатов. Качество подготовки студентов во многом зависит от выбора и реализации образовательных технологий. Поэтому профессиональные образовательные учреждения используют инновационные технологии, способствующие достижению данной цели. В этой связи актуальность приобретают рефлексивные технологии обучения. Цель статьи заключается в анализе опыта реализации рефлексивных образовательных технологий в подготовке студентов. Рефлексивные технологии направлены на преобразование мыслительной и практической деятельности студента через психологические механизмы рефлексии. Использование современных рефлексивных технологий способствует формированию профессиональной компетентности с помощью развития обучающегося как активного субъекта деятельности, способного ставить собственные цели как на учебную, так и профессиональную деятельность и поэтапно достигать их. Рефлексивные образовательные технологии способствуют формированию профессиональной компетентности студента, основываясь на его способности к оценке собственной деятельности. При этом он оценивает не только свои профессиональные способности, но и личностные качества, которые способствуют освоению материала и достижению соответствующих результатов.
Ключевые слова: образовательные технологии, профессиональная подготовка, процесс обучения, рефлексивные технологии обучения, профессиональная компетентность, контроль, результаты, современный студент.
MODERN REFLEXIVE LEARNING TECHNOLOGIES
© The Author(s) 2021
VAGANOVA Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) GLADKOVA Marina Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Tyumen higher military engineering command school. Marshal of engineering troops A. I. Proshlyakov (625051, Russia, Tyumen, street L. Tolstogo 1, e-mail: [email protected]) KUTEpOVA Lyubov Ivanovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
of "Physical education and sports" Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail:[email protected]) Abstract. The modern educational process is aimed at forming a competent specialist who is ready to carry out professional activities. Today, his ability to carry out reflection and self-correction of his own activity in order to achieve the best results is acquiring high importance. The quality of student training largely depends on the choice and implementation of educational technologies. Therefore, professional educational institutions use innovative technologies that contribute to the achievement of this goal. In this regard, reflexive teaching technologies are becoming relevant. The purpose of the article is to analyze the experience of implementing reflective educational technologies in the preparation of students. Reflexive technologies are aimed at transforming the student's mental and practical activities through the psychological mechanisms of reflection. The use of modern reflexive technologies contributes to the formation of professional competence through the development of the student as an active subject of activity, capable of setting his own goals for both educational and professional activities and gradually achieving them. Reflexive educational technologies contribute to the formation of a student's professional competence, based on his ability to assess his own performance. At the same time, he assesses not only his professional abilities, but also personal qualities that contribute to the development of the material and the achievement
of relevant results._
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ВАГАНОВА Ольга Игоревна и другие СОВРЕМЕННЫЕ РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ...
Keywords: educational technologies, professional training, learning process, reflexive learning technologies, professional competence, control, results, modern student.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Современная профессиональная подготовка нацелена на формирование компетентного специалиста, способного к самостоятельной творческой деятельности. На сегодняшний день возрастает значимость готовности студента к саморазвитию, постоянному профессиональному совершенствованию. Для этого ему необходимо проводить рефлексию собственной деятельности и своевременно выявлять пробелы и восполнять их. И таким образом выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Для решения данного вопроса высшие образовательные учреждения стремятся использовать инновационные рефлексивные технологии обучения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Реализация рефлексивных технологий обучения и актуальные вопросы внедрения образовательных технологий освещены в работах О.И. Вагановой [1], [2], И.Е. Девятовой [3], С.М. Марковой [4], М.Н. Гладковой [5], Е.В. Мялкиной [6], Е.А. Алешугиной [7], А.А. Прокина [8], А.А. Элькано-вой [9], О.Ю. Малаховой [10] и др. [11-15].
Обосновывается актуальность исследования. его профессиональной компетентности. Несмотря на существенный интерес ученых к данной теме необходимо отметить тот факт, что проблема реализации рефлексивных технологий обучения в современных профессиональных учебных заведениях в достаточной степени не решена.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в анализе опыта реализации рефлексивных образовательных технологий в подготовке студентов.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить сущность рефлексивных технологий в современном образовании;
- раскрыть влияние рефлексивных технологий на подготовку современного студента;
- раскрыть процесс реализации рефлексивных технологий в процессе подготовки студентов.
Используемые методы, методики и технологии. Авторами была проанализирована реализация рефлексивных образовательных технологий в процессе подготовки студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Рефлексия от латинского «геАехю» обращение назад означает процесс осмысления человеком собственной деятельности путем изучения и сравнения [16]. Объектом рефлексии является переосмысление. Задачи рефлексивных технологий состоят в формировании способности студентов к выявлению и осознанию смыслов, типов, способов деятельности, проблем и путей их решения, переосмыслению полученных результатов. Рефлексивная деятельность позволяет обучающимся осознать свою индивидуальность и уникальность, которые проявляются в значимых для них областях знаний. Рефлексивные образовательные технологии выполняют множество функций, среди которых стоит выделить:
- когнитивно-смысловые;
- деятельностно-технологические;
- познавательные;
- организационные;
- контроля.
Рефлексивные технологии способствуют формированию и закреплению знаний, умений, навыков и
соответствующих компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности обучающихся. Формирование компетенций осуществляется только в деятельности, поэтому в подготовке студентов задей-ствуются ее различные виды. В этом процессе обучающиеся самостоятельно осваивают новый материал при поддержке преподавателя. Они осуществляют контроль за своими результатами и результатами одногруппни-ков, предпринимая по необходимости корректирующие меры.
Основываясь на мнении П.Г. Щедровицкого, мы можем сказать, что формирование компетентности невозможно без осуществления рефлексии, которая развивает способность к рассуждению и реализации различных способов решения задач [17]. В основе реализации преподавателем рефлексивных технологий находятся знания о способах и средствах результативной организации учебной деятельности студентов с использованием их способностей к осуществлению критического анализа.
К особенностям рефлексивных технологий можно отнести:
- студенты осваивают навыки, позволяющие учитывать недостатки и ошибки, которые были совершены в процессе учебной деятельности;
- студенты развивают мышление, способствующее построению логических связей;
- рефлексивные технологии обеспечивают активное развитие личности обучающегося.
В процессе реализации технологий рефлексивного обучения студенты осваивают:
- навыки диагностики того, что они уже знают и того, чем необходимо овладеть;
- навык постановки задач и поэтапного плана их решения;
- навык отбора учебной информации и ее систематизации;
- навык регуляции собственной учебной деятельности;
- навык анализа и осмысления результатов своих действий, сопоставление их с изначально заданными целями;
- навыка разработки дальнейшей стратегии работы.
Рефлексивные технологии обеспечивают включенность каждого студента в образовательную деятельность за счет непосредственного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Рефлексивные технологии обучения реализуются как в процессе индивидуальной, так и групповой деятельности. К рефлексивным технологиям обучения стоит отнести дискуссионные технологии. В процессе обсуждения какого-либо вопроса или темы студенты самостоятельно выясняют правильность суждений, выслушивая своих оппонентов. Проведение рефлексии с помощью дискуссионных технологий способствует осознанию студентом сформированности своей компетентности, способен ли он решить те или иные задачи, какие темы вызывают затруднения и над чем стоит работать. Студент фиксирует состояния своего развития и саморазвития. Рефлексивная практика способствует построению эффективных межсубъектных отношений студентов и преподавателей.
Технологии проблемного и группового обучения позволяют подготовить студентов к решению профессиональных проблем в процессе совместной деятельности. Обучающиеся имеют возможность оценить свою готовность к самостоятельному решению профессиональных вопросов, своевременно выявить ошибки с помощью осуществления рефлексии. Организация рефлексивной среды осуществляется на основе формирования одного проблемного поля, соотнесения его с актуализируемым профессиональным опытом студентов и снятии межлич-
ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008
63
VAGANOVA Olga Igorevna and others MODERN REFLEXIVE LEARNING .
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
ностных барьеров в процессе коллективной деятельности студентов.
Игровые технологии также стоит отнести к рефлексивным. В процессе их реализации преподаватель создает проблемные ситуации, для решения которых студенты объединяются в группы и генерируют различные идеи. Для выбора наиболее жизнеспособной идеи, которая должна быть реализована в последующей игровой деятельности, проводится мозговой штурм. Студенты самостоятельно оценивают свои предположения и предположения одногруппников в процессе активного обсуждения без какой-либо критики со стороны преподавателя. Завершающим этапом игры является беседа, в процессе которой обучающиеся представляют результаты и оценивают работы, выявляя достоинства и необходимые корректировки. В результате происходит развитие навыков постановки и решения проблем, способности взаимодействия в коллективе, преодоления конфликтных ситуаций, обогащение профессионального и личностного опыта.
Технологии развития критического мышления могут быть реализованы на любом занятии. При этом занятие строится в соответствии с заданным алгоритмом. Критическое мышление и рефлексия - понятия, которые существуют неразрывно. Критическое мышление является открытым рефлексивным оценочным мышлением. На первом этапе активизируется деятельность студентов, преподаватель должен мотивировать обучающихся на участие в процессе. На втором этапе происходит осмысление студентом собственной деятельности и предполагаемых результатов. На третьей стадии происходит непосредственно рефлексия. Студент анализирует, интерпретирует и подвергает переработке полученную информацию.
Реализация рефлексивных технологий формирует навыки студентов к анализу ситуаций и выявлению основной проблемы, принятию оперативных решений, развивает организаторские навыки, навыки самопрезентации, поведенческую гибкость.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В современных исследованиях технологии рефлексивного обучения как инструмент формирования профессиональной компетентности студентов раскрыты не в полной мере. В статье была уточнена сущность рефлексивных технологий в современном образовании, раскрыто влияние рефлексивных технологий на подготовку современного студента и формирование его профессиональной компетентности.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Рефлексивные образовательные технологии способствуют формированию профессиональной компетентности студента, основываясь на его способности к оценке собственной деятельности. При этом он оценивает не только свои профессиональные способности, но и личностные качества, которые способствуют освоению материала и достижению соответствующих результатов. Реализация в системе профессионального образования рефлексивных технологий позволяет сформировать компетентного специалиста, готового к осуществлению самостоятельной творческой профессиональной деятельности, который стремится к постоянному профессиональному самосовершенствованию.
Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Реализация рефлексивных технологий обучения способствует формированию не только профессиональной компетентности студентов, но и собственных ценностей и принципов, определению ими стратегии своего развития, а также мотивируют на профессиональное саморазвитие. Для постоянного совершенствования подготовки обучающихся данные технологии должны быть реализованы в процессе обучения студентов различных профилей. Использование исследуемых технологий на занятиях обеспечивает новый качественный
уровень освоения знаний. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ваганова, О.И. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации / А.В. Гладков, О.И. Ваганова, М.П. Прохорова //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 274-276.
2. Ваганова О.И., Абрамова Н.С., Кутепова Л.И. Современные технологии обучения экономическим дисциплинам в вузе //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 100-103.
3. Девятова И.Е. Технологии развития педагогической рефлексии /Е.И. Девятова//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. 4(33). С. 41-48.
4. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.
5. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.
6. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.
7. Алешугина Е.А., Кутепова Л.И., Белоусова Г.А. Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 253-255.
8. Прокин А.А., Вечканова Е.А., Фадеева К.А. Использование информационных технологий в образовательном процессе системы среднего профессионального и высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. №1. С. 1-5.
9. Эльканова А.А., Айдинова З.М., Узденова М.Б. Использование современных образовательных технологий в высшем образовании // Проблемы современного высшего педагогического образования. 2019. С. 275-278.
10. Малахова О.Ю. Реализация педагогической технологии порт-фолио в рефлексивно-образовательной среде вуза / О.Ю. Малахова // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т.7. №3 (24). С. 261-265
11. Ключковская И.М., Тютюн Л.А., Хабюк А.Я. Интегративный подход к использованию информационно-коммуникативных и традиционных технологий обучения в контексте непрерывного образования //Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 18-22.
12. Осадченко И.И., Тищенко В.О. Характеристика методологических подходов дисциплинарного уровня педагогических исследований в контексте использования современных технологий обучения // Jurnalul UmanitarModern. 2019. № 1. С. 27-31.
13. Васьковская Г.А. Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения // Балканское научное обозрение.
2018. № 1. С. 76-79.
14. Куликова И.В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (3940). С. 163-168.
15. Осадченко И.И. Ключевые понятия технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей // Научный вектор Балкан.
2019. Т. 3. № 1 (3). С. 46-49.
16. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. — М. : Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
17. Щедровицкий, Г. П. Очерки по философии образования: статьи и лекции / Г.П. Щедровицкий. — М. : Эксперимент, 1993. — 154 с.
Статья поступила в редакцию 16.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021