Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПАРАТЕКСТА ЭПИСТОЛЯРНОГО СБОРНИКА'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПАРАТЕКСТА ЭПИСТОЛЯРНОГО СБОРНИКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
издание / паратекст / интерактивность / интерактивные элементы / эпистолярный сборник / гиперссылки / сноски / QR-код / edition / paratext / interactivity / interactive elements / epistolary collection / hyperlinks / footnotes / QRcode

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шум Ольга Юрьевна, Гончарова Арина Владимировна

В статье рассматривается один из аспектов актуальной научной проблемы о взаимовлиянии и взаимозависимости основного текста издания и его паратекстуальных элементов, а именно: исследованы особенности внедрения интерактивных элементов паратекстуального комплекса в популярный эпистолярный сборник. Выявлены элементы, наиболее подходящие для интерактивизации данного вида издания (QR-код, гиперссылки, сноски), описана модель сборника «Ван Гог. Письма брату Тео», включающая данные элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with one of the aspects of the actual scientific problem of mutual influence and interdependence of the main text of the publication and its paratextual elements, namely: the peculiarities of introducing interactive elements of the paratextual complex into a popular epistolary collection are investigated. The elements most suitable for the interactivization of this type of publication (QR-code, hyperlinks, footnotes) were identified, the model of the collection «Van Gogh. Letters to his brother Theo», which includes these elements.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПАРАТЕКСТА ЭПИСТОЛЯРНОГО СБОРНИКА»

6. Ключникова, A.M. Связи с общественностью в органах местного самоуправления / A.M. Ключникова // Наука и молодежь. Материалы XX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Барнаул. - 2023. -С. 139-140

7. Павлова, B.C. К вопросу о нормативно-правовом регулировании связей с общественностью органов местного самоуправления / B.C. Павлова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 7,- С. 18-23

УДК 655.5

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПАРАТЕКСТА ЭПИСТОЛЯРНОГО

СБОРНИКА

Шум Ольга Юрьевна,

кандидат филологических наук, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Гончарова Арина Владимировна, студентка 2 курса направления подготовки «Издательское дело» Институт медиакоммуникации, медиатехнологии и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье рассматривается один из аспектов актуальной научной проблемы о взаимовлиянии и взаимозависимости основного текста издания и его паратекстуальных элементов, а именно: исследованы особенности внедрения интерактивных элементов паратекстуального комплекса в популярный эпистолярный сборник. Выявлены элементы, наиболее подходящие для интерактивизации данного вида издания (QR-код, гиперссылки, сноски), описана модель сборника «Ван Гог. Письма брату Тео», включающая данные элементы.

Ключевые слова: издание, паратекст, интерактивность, интерактивные элементы, эпистолярный сборник, гиперссылки, сноски, QR-код.

Annotation. The article deals with one of the aspects of the actual scientific problem of mutual influence and interdependence of the main text of the publication and its paratextual elements, namely: the peculiarities of introducing interactive elements of the paratextual complex into a popular epistolary collection are investigated. The elements most suitable for the interactivization of this type of publication (QR-code, hyperlinks, footnotes) were identified, the model of the collection «Van Gogh. Letters to his brother Theo», which includes these elements.

Key words: edition, paratext, interactivity, interactive elements, epistolary collection, hyperlinks, footnotes, QRcode.

Постановка проблемы. Актуальность темы определяется особенностями развития современного общества и культуры, ролью медиа и трансформацией коммуникаций с открытыми перспективами развития.

В обществе постиндустриализма в условиях постоянного роста информационных потоков для позиционирования издания в обширном медийном пространстве значимую роль играет его паратекст.

Согласно Жерару Женетту [11], паратекст можно разделить на перитекст и эпитекст. Перитекст включает элементы, которые связаны с текстом, такие как название, имя автора, жанровое обозначение, посвящение, предисловие, примечания, комментарии, данные об издании и элементы оформления (обложка, колофон, иллюстрации, шрифт). Эпитекст включает элементы паратекста, которые существуют отдельно от текста,

например критические статьи, рекламные материалы и выступления автора. Некоторые элементы паратекста могут перемещаться из эпитекста в перитекст и наоборот.

Ключевая функция паратекстуальных элементов - заинтересовать читателя, пробудить в нем желание читать дальше и побудить к приобретению издания. И в этом плане одним из эффективных инструментов для достижения данной значимой цели является интерактивизация паратекстуальных элементов.

Интерактивность представляет собой взаимодействие между объектом и реципиентом, где объект может быть телепрограммой, кинофильмом, интернет-ресурсом или как в нашем случае изданием.

Взаимодействие с читателем в цифровой среде привело к появлению множества форм обратной связи, начиная от электронной почты и заканчивая комментированием историй и их обсуждением на форумах. Многие ресурсы предоставляют версии печатных изданий для мобильных телефонов так называемые «смарт-версии». Также интерактивность может использоваться для создания эффекта присутствия, когда читатель чувствует себя вовлеченным. Это достигается за счет использования различных технологий, таких как аудиокниги, электронные книги с видео или анимацией.

Следует, однако, учитывать, что интерактивность имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Например, открытость для комментариев может привести к конструктивному диалогу с аудиторией и улучшению контента, но также может привлечь негативных пользователей, которые будут оставлять оскорбительные или неуместные комментарии.

Вопросам интерактивности посвящен ряд работ общего плана: например, статьи С.М. Михайлова [3], В.Д. Эвалльё [10]. Исследователи рассматривают интерактивность как «один из определяющих признаков постиндустриального дизайна», отмечая, что «в условиях интерактивности форма предмета начинает терять свою традиционно присущую ей определенность и предсказуемость, превращаясь в более гибкую и в значительной мере спонтанную „форму-хамелеон", способную изменяться, реагируя на внешние факторы и, в первую очередь, человека» [3]; подчеркивают, что «интерактивность является одним из возможных условий существования произведения медиа, которое осуществляет себя в том числе во взаимодействии с реципиентом - в диалоге с ним» [10].

Таким образом, значимость интерактивности в современном пространстве медиа не представляет сомнений, однако говорить о ее достаточной изученности еще рано.

В частности, остаются вопросы, требующие доисследования в сфере издательского дела, хотя этой отрасли посвящено немало научных изысканий. Здесь можно обозначит ряд работ, в которых рассмотрены сетевые издания: статьи A.A. Никитенко [5], Д.Р. Садретдиновой [7], Е.А. Семеновой [8]. Кроме того, динамично пополняется научный ряд, связанный с исследованием интерактивных возможностей учебных изданий: статьи А.Д. Шишкиной и др. [6], Л.Ф. Насейкиной [4], И.И. Пашниной и М.Т. Хачатряна [9]. Есть работы, посвященные, отдельным аспектам, связанным с использованием интерактивности при продвижении изданий: например, статья A.M. Красильниковой [1]. Можно отметить, что научные исследования интерактивности, связанные с издательской отраслью, подразделяются на отдельные направления, ориентированные в первую очередь на виды изданий. В связи с чем мы посчитали возможным дополнить этот ряд, обратившись к такому нестандартному, но популярному виду издания как сборник писем.

Цель нашего исследования поставлена в рамках общей проблемы - определение специфики взаимовлияния основного текста издания и его паратекста - и заключается в выявлении возможностей внедрения интерактивных элементов в паратекстуальный комплекс эпистолярного сборника.

Изложение основного материала. Эпистолярный сборник представляет собой сборник писем, которые могут быть написаны одним или несколькими людьми либо являться перепиской между двумя и более людьми. В работе Т.А. Миллер «Античные теории эпистолярного стиля» можно прочитать: «Содержание и композиция этих писем подчинены определенному шаблону: в них говорится только о самом необходимом, сжато, коротко. Начало и конец письма пишутся по трафарету. Письмо начинается с имени автора, затем стоит имя адресата, потом уже приветствие („радуйся!"),

осведомление о здоровье и благополучии. Заканчивается письмо поклонами и пожеланием счастья и здоровья» [2].

При составлении сборника письма обычно размещают по хронологии или адресатам, и для удобства чтения лучше всего оснастить его оглавлением по разделам с заголовками-датами.

Эпистолярный сборник представляется нам очень перспективным объектом для внедрения в его паратекстуальный комплекс интерактивных элементов, которые позволяют создавать более глубокое и насыщенное взаимодействие между текстом и читателем, что повышает качество и эффективность издательского продукта.

Проведя отбор и анализ возможностей интерактивных элементов, мы установили те, которые, по нашему мнению, будут наиболее эффективны в паратексте избранного нами вида издания.

Одним из интерактивных элементов, которые можно реализовать в эпистолярном сборнике, чтобы повысить его интерактивный потенциал, являются гиперссылки. Размещённые внутри издания, они позволяют читателю переходить по различным страницам и главам сборника. Такой элемент особенно полезно добавлять в содержание, чтобы читателю проще было ориентироваться в издании.

Сноски также будут эффективны в эпистолярном сборнике. Они очень важны, потому что часто дают пояснения к тому или иному моменту жизни автора или включают в себя перевод слов.

Также можно использовать ОЯ-коды, которые ведут читателя к дополнительному контенту в Интернете. Таким контентом могут быть поясняющие статьи, интервью с автором, аудиозаписи с озвучкой главных персонажей, дополнительные иллюстрации или даже видео, раскрывающие важные моменты в тексте. Такие интерактивные элементы помогают читателям лучше понять содержание и вникнуть в мир, созданный автором, так как это интереснее чем просто прочитать текст из книги. Чаще всего в изданиях есть два вида ОЯ-кодов: на веб-страницу в Интернете и на часть текста (при сканировании открывает не всю статью, а только нужный текст). Так мы можем предоставить полную информацию своим читателям, не помещая слишком много непосредственно в книгу, а используя ОЯ-код.

Теоретические выводы мы апробировали на практике, внедрив все указанные элементы в эпистолярный сборник «Ван Гог. Письма брату Тео». В частности, использовали Ог-коды, которые ведут на небольшие тексты с интересными фактами о жизни Винсента Ван Гога или историю написания его картин; добавили гиперссылки и стандартные ссылки на статьи, которые позволяет читателям получить более полное представление об определенных объектах на картинах Ван Гога (таких как, например, звезды или Венера в «Звёздной ночи») (рисунок 1);

Боринаж расположен, таким образом, южнее Лессина, где находятся каменоломни. Мне очень хотелось бы поехать туда в качестве проповедника. Трехмесячный испытательный срок, который ставят условием господа де Йонге и пастор Питерсен, уже почти прошел. Св. Павел, прежде чек! начать проповедовать, отправиться в апостольские скитания и по-настоящему трудиться среди язычников, провел три

Рисунок 1. Ог-код и гиперссылка

увеличили количество сносок с целью упростить чтение и понимание текста, поскольку они поясняют перевод, слова, являющиеся временными реалиями, а также факты, которые могут быть неизвестны читателю (рисунок 2).

Амстердам, 12 июня 1STT

У меня каждый день очень много дел, так что время идет быстро и дни кажутся слишком короткими, даже когда я их немного растягиваю: я испытываю огромную потребность двигаться вперед, хорошо и основательно изучить Писание и, кроме того, узнрь-МШ^Увещей, например то, что я переписал для тебя о Кромвеле5: «Cas un jour sans une ligne»^f!cnii я буду каждый день упорно писать, читать, работать и учиться, я, несомненно, чего-то достигну...

6 досл.перевод: «Ни дня без строчки». Девиз Апеллеса, первоначально цитировавшийся как «Ни дня без линии». Ван Гог говорит, что поговорку он получил от Гаварни. Поль Гаварни — это псевдоним французского рисовальщика, карикатуриста и писателя Ипполита Сюльписа Гийома Шевалье.

Рисунок 2. Сноска

Выводы. Подводя итог, отметим: в статье рассмотрены важные аспекты использования интерактивных элементов в паратексте издания, которые могут улучшить взаимодействие между текстом и читателем. Особое внимание уделено эпистолярному сборнику, основной текст которого может быть дополнен гиперссылками, QR-кодами и сносками для более эффективного использования интерактивных возможностей.

Список литературы:

1. Красильникова,А.М. Использование интерактивности в рекламе изданий латиноамериканской литературы / A.M. Красильникова // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. - 2014. -№ 2. - С. 148-152

2. Миллер, Т.А. Античные теории эпистолярного стиля / Т.А. Миллер // Античная эпистолография: сборник статей/ Т.А. Миллер. - Москва: Наука, 1967. - С. 5-26

3. Михайлов, С.М. Интерактивность как определяющий признак дизайна постиндустриального общества / С.М.Михайлов // Дизайн-ревю. - 2010. - №1-4. -С. 6-23

4. Насейкина, Л.Ф. Интерактивные электронные учебники в современном открытом образовании / Л.Ф. Насейкина // Вестник Оренбургского государственного университета. -20Ю.-№5 (111). - С. 30-35

5. Никитенко,А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность, как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий / A.A. Никитенко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2009. - № 1.-С.159-166

6. Разработка интерактивных учебных изданий / А.Д. Шишкин, А.Ф. Лобода, Е В. Шевчук // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2022. - Т.7,№ 1. - С. 269-273

7. Садретдинова, Д.Р. Интерактивность как основной компонент функционирования литературно-критических сетевых изданий / Д.Р. Садретдинова // Возможности и угрозы цифрового общества: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции // под редакцией A.B. Соколова, A.A. Фролова. - 2020. - С. 202-204

8. Семенова, Е.А. Работа сетевых изданий над интерактивностью / Е.А. Семенова // Державинский форум. - 2020. - Т. 4, № 16. - С. 70-75

9. Специфика интерактивных учебных пособий / И.И. Пашнина, М.Т. Хачатрян // Культурная жизнь Юга России. - 2015. -№1 (1). - С. 121-122

10. Эвалльё, В.Д. Интерактивность и иммерсивность в медиасреде. К проблеме разграничения понятий / В.Д. Эвалльё // Художественная культура. - 2019. - №3. - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnost-i-immersivnost-v-mediasrede-k-probleme-razgranicheniya-ponyatiy (датаобращения: 26.01.2024)

11. Gerard Genette. Paratexts: Thresholds of Interpretation / Gerard Genette, translated by Jane E. Lewin. - Cambridge;New York: Cambridge University Press. - 1997.

УДК 070

ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ КИБЕРСИОРТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ В НОВЫХ МЕДИА (НА ПРИМЕРЕ «CYBERSPORT.RU»)

Яблоновская Наталья Всеволодовна,

доктор филологических наук, профессор Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Маснюк Вероника Владимировна, студентка направления подготовки «Журналистика» ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье изучаются особенности подачи киберспортивной информации на интернет-портале «Cybersport.ru». Прослеживая историю киберспорта, авторы обращают внимание на релевантность новых медиа потребностям его освещения. Дается общая характеристика киберспортивной журналистики как явления. Очерчивается место, которое занимает в ней интернет-портал «Cybersport.ru». Авторы описывают структуру портала, его жанровый диапазон. Главное внимание уделяется специфике подачи новостной и аналитической информации, исходя из особенностей предмета и аудитории. Даются рекомендации по улучшению киберспортивного контента портала.

Ключевые слова: киберспортивная информация, киберспортивная журналистика, киберспорт, новые медиа, «Cybersport.ru».

Annotation. The article is devoted to the features of submitting eSports information on the Internet portal "Cybersport.ru". Tracing the history of esports, the authors pay attention to the relevance of new media to the needs of its coverage. The general characteristic of eSports journalism as a phenomenon is given. The place occupied by the Internet portal «Cybersport.ru» is outlined. The authors describe the structure of the portal, its genre range. The main attention is paid to the specifics of the presentation of news and analytical information, based on the characteristics of the subject and the audience. Recommendations are given to improve the eSports content of the portal.

Key words: cybersport information, cybersport journalism, cybersport, new media, Cybersport.ru.

Постановка проблемы. Термин «киберспорт» - достаточно новая отрасль в спорте. Он характеризуется умственными и физическими соревнованиями в виртуальном мире, которые проводятся с помощью компьютерных технологий. Наравне с традиционными видами спорта киберсоревнованиям в разных странах присваивают официальный статус. На российском медиарынке он развивается достаточно стремительно. Так, Россия стала первой страной в мире, признавшей киберспорт официально. Широкая известность киберспорта как феномена доказывает необходимость его освещения. В пространстве новых медиа этот спорт способствует не только привлечению нового сегмента аудитории, но и развитию явления киберспортивной журналистики.

Относительная новизна явления киберспорта и освещающей его киберспортивной журналистики служит объяснением недостаточной исследованности данной темы. Однако в последние годы появился ряд работ, частично компенсировавших существовавшие ранее пробелы. Это, в первую очередь, диссертационное исследование В. Викулова [2], а также публикации И. Мальцевой [4], Я. Медведевой [5], А. Очкина [6],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.