Научная статья на тему 'Интерактивное обучение в процессе освоения специализации «Социально-психологическое консультирование»'

Интерактивное обучение в процессе освоения специализации «Социально-психологическое консультирование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COUNSELING / INTERACTIVE LEARNING / PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдюкова Алла Евгеньевна

Процесс профессиональной подготовки специалистов в области оказания социально-психологической помощи нуждается в применении практико-ориентированных технологий. Интерактивное обучение социально-психологическому консультированию позволяет студентам получить опыт взаимодействия, на основе которого процесс оказания помощи будет не только более эффективным, но и безопасным как для клиента, так и для самого консультанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Online Training of Future Specialists in Socio-psychological Assistance

The process of vocational education of specialists in the socio-psychological sphere needs application of practice-oriented technologies. Online training and social counseling enable future specialists to gain experience of interaction making socio-psychological assisstance not only more effective, but also safer for both the client and the consultant

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение в процессе освоения специализации «Социально-психологическое консультирование»»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 336.233.2

А. Е. Авдюкова

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Аннотация. Процесс профессиональной подготовки специалистов в области оказания социально-психологической помощи нуждается в применении практикоориентированных технологий. Интерактивное обучение социально-психологическому консультированию позволяет студентам получить опыт взаимодействия, на основе которого процесс оказания помощи будет не только более эффективным, но и безопасным как для клиента, так и для самого консультанта.

Ключевые слова: социально-психологическое консультирование, интерактивное обучение, практико-ориентированная технология, социально-психологическая помощь.

Abstract. The process of vocational education of specialists in the socio-psychological sphere needs application of practice-oriented technologies. Online training and social counseling enable future specialists to gain experience of interaction making socio-psychological assisstance not only more effective, but also safer for both the client and the consultant.

Key words: socio-psychological counseling, interactive learning, practice-oriented technology, socio-psychological assistance

Преподаватель, занимающийся подготовкой специалистов, оказывающих социально-психологическую помощь, должен владеть технологиями, которые не только обеспечивают формирование соответствующих профессиональных компетенций, но и дают возможность проработать социально-психологические проблемы, которые с большой долей вероятности могут возникнуть у выпускников учебных заведений в предстоящей практике.

Опыт показывает, что заучивание учебной информации и определений без их «проживания» дает кратковременный эффект. Обучение, ориентированное на практическую деятельность, проходящее в учреждении, где непосредственно осуществляется социально-психологическая помощь, наиболее результативно: весь учебный процесс становится личностно значимым для студента; у учащегося появляется возможность определить свое отношение к дальнейшей профессиональной самореализации; боль-

ше того, такой подход позволяет сделать будущую профессиональную деятельность не просто эффективной, но и более безопасной как для клиента, так и для самого специалиста.

Исследование, проводимое в течение последних трех лет в период с 2006 по 2009 г. в Институте социального образования Уральского государственного педагогического университета, показало, что подавляющее большинство студентов, осваивающих специализацию «Социально-психологическое консультирование» на базе специальности «Социальная работа» и «Социальная педагогика», успешно справляются с усвоением содержания учебной программы именно благодаря максимально приближенному к практике процессу обучения. 35 % обучающихся начинают задумываться о дальнейшем повышении квалификации, примерно 25 % определяются с местом работы, а 10 % отказываются от идеи работать в сфере оказания социально-психологической помощи.

Обучение практической психологии с участием в оказании помощи нуждающимся имеет, кроме дидактических задач, и психотерапевтическую: при знакомстве с методиками оказания помощи учащиеся могут на деле прочувствовать их влияние и действие, проверить, сопоставить, соотнести «здесь и сейчас» свой опыт с опытом специалистов-практиков. Такая учебная деятельность характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений и соответствием профессионально-этическим нормам. «...Студенты обычно с большим увлечением изучают соответствующие учебные дисциплины. Им интересны не общие закономерности, а возможности понимания конкретного человека: другого или самого себя» [1, с. 183].

Чтобы дидактика практической психологии была осмыслена и прочувствована на собственном субъектном опыте, преподавание необходимо строить на методах, активизирующих рефлексивную деятельность студентов. К таковым, по мнению Г. К. Селевко, можно отнести интерактивное обучение [4, с. 89].

Термин Interactive learning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии субъектов обучения - их постоянной обратной связи и двухстороннем непрерывном обмене информацией. По сравнению с другими психологическими дисциплинами, включающими различные фундаментальные и прикладные аспекты данной области знания, изучение практической психологии требует наиболее полной степени интерактивности. Преподаватель в интерактивном обучении выступает в ролях информатора, организатора, фасилитатора, консультанта. Он излагает материал, демонстрирует видеоряд, организует взаимодействие, отвечает на вопросы, помогает искать решения, обращаясь к опыту студента.

Технология интерактивного обучения - это совокупность методов, методических приемов и средств интерактивного и рефлекторнообусловленного

характера, способствующих целенаправленному активному восприятию изучаемых дидактических единиц, их осмыслению, переработке и применению.

Дидактические единицы, разработанные для специализации «Социально-психологическое консультирование», включают в себя:

• этапы процесса консультирования: установление контакта с клиентом; идентифицирование проблемы; выдвижение гипотезы; постановку диагноза; выработку стратегии взаимодействия; заключение контракта;

• защитные механизмы клиента в процессе оказания психосоциальной помощи: сопротивление клиента; перенос (трансфер); контрперенос (контртрансфер); проекцию;

• базовые невербальные техники консультирования: эмпатическую включенность в проблему клиента; активное слушание;

• базовые вербальные техники: перефразирование, повторение, проясняющие вопросы, присоединение чувства к ситуации; самовыражение.

Интерактивность процесса обучения на занятиях практической психологии обеспечивается при помощи адекватных стратегий взаимодействия, основой которых является активизация и интенсификация практической деятельности студентов при обязательном наличии обратной информационной связи.

Обратная связь помогает студенту скорректировать свое поведение в профессиональном и общечеловеческом смысле, освоить главные принципы контактирования с клиентом:

• безоценочность - предоставляет клиенту свободу выбора и уменьшает его потребность защищаться [3, с. 57];

• своевременность - обеспечивает правильное понимание информации, которую предоставляет клиент, и наиболее эффективное продвижение в процессе консультирования;

• эмоциональная адекватность - позволяет находиться клиенту и консультанту в одном эмоционально-чувственном пространстве.

К основным стратегиям интерактивного взаимодействия относится сотрудничество и соперничество. Сотрудничество, или активная помощь друг другу в достижении результата, может осуществляться одновременно или поочередно взаимодействующими сторонами [2, с. 135]. Соперничество же предполагает активное взаимодействие индивидов, при котором они спорят, выдвигают альтернативные решения, но сохраняют партнерские отношения с целью получения совместного результата.

Технология интерактивного обучения состоит из комплекса следующих методов: проблемного обучения, развития критического мышления, рефлексивно обусловленного анализа, коллективного обсуждения, тренингов. Эти методы, имеющие ряд общих свойств, принципов применения и условий реализации, способствуют продуктивному усвоению информации студентами, обращению их к личному опыту, активизации учебной деятельности, в том числе в эмоционально-чувственной сфере.

Проблемное обучение предполагает создание в сознании учащихся проблемных ситуаций и активный поиск различных вариантов их решения. Например, при изучении содержания работы с клиентами суицидальной направленности или совершившими преступные действия студенты обнаруживают противоречие между принципом конфиденциальности консультативной практики и необходимостью привлечения к решению проблемы клиента его близких родственников или иных значимых для него людей. Выбор в подобных ситуациях связан не только с освоением технологии работы, но и с обретением этической профессиональной позиции.

Метод развития критического мышления позволяет выработать навыки восприятия, понимания и объективного подхода к социально-психологической проблеме. Студенты пытаются соотнести собственный опыт с усвоенным материалом, а также сравнить прочувствованное состояние с тем, которое описывают специалисты, работающие с конкретной проблемой.

Коллективное обсуждение помогает студентам выявлять и учитывать максимальный набор разнообразных аспектов анализируемой проблемы. Так, в процессе обсуждения темы «острого горя», потери близкого человека, знакомой если не всем, то большинству, выясняется, что учащиеся по-разному переживали личные ситуации, повлекшие за собой ряд проблем. Работа с людьми, понесшими тяжелую утрату, предполагает этап, на котором необходимо способствовать подопечному «принять ситуацию разумом». Вопросы, которые задает избранный «консультант», вызывают неоднозначные, часто неожиданные эмоции, что позволяет обнаружить и осмыслить начинающим специалистам практически полный спектр чувств и состояний, испытываемых человеком в ситуации «острого горя».

Рефлексивно обусловленный анализ дает возможность не только подвести итоги ролевой игры, занятия или отдельного упражнения, но и обосновать причинно-следственные связи. Этот метод позволяет провести так называемое «заземление чувств», делая процесс обучения экологичным (безопасным). К примеру, на уровне «идеала» студенты осознают значение такого принципа консультативной практики, как «безоценочность», а на уровне умений и навыков демонстрируют обратное. Прежде всего это связано с настроенностью всего нашего образования (школьного и вузовского) на оценку действий человека, что, безусловно, вырабатывает соответствующий рефлекс. Когда же студент вновь, уже отстраненно во времени пытается «прожить» моменты такого, нередко болезненного оценивания, он познает причины и своего поведения по отношению к будущему клиенту.

Тренинги - групповые занятия психологической тематики, направленные на отработку личностных навыков, лучшее понимание себя, других и окружающего мира. Традиционно сложно проходит тренинг, на котором проводятся презентации студентами своих положительных качеств. В то же время качества, тормозящие, на взгляд самих учащихся,

их развитие как консультантов, представляются довольно свободно. Это одна из важнейших проблем, решение которой влияет на процесс консультирования в целом: от специалиста требуется не только осознание, но выработка навыков самопрезентации, способствующей установлению контакта с клиентом и вселению в него уверенности.

Перечисленные методы преобразуют учебно-познавательную ситуацию в профессиональную реальность, помогают студентам осваивать необходимый опыт.

Технология интерактивного обучения на занятиях по специализации «Социально-психологическое консультирование» осуществляется по определенному алгоритму, состоящему из следующих этапов: формирования мотивации, активизации, интериоризации, интерпретации и рефлексии.

На этапе формирования мотивации происходит «опредмечивание» потребности становления профессиональной компетентности: определяются задачи, выявляются цели, которые представлены в конкретных условиях и требуют выполнения действия, направленного на получение результата, удовлетворяющего потребность студента.

Изучение новой дидактической единицы начинается с рассмотрения учебной ситуации, имеющейся в субъектном опыте студента или максимально приближенной к его жизнедеятельности, что позволяет получить эмоциональный отклик и выявить профессиональный, личный или личностный аспекты в освоении новых знаний. Например, для установления контакта с клиентом от консультанта требуется быть всегда открытым, уверенно вступать в диалог и т. д. Если даже студент, пройдя подготовку по рассматриваемой специализации, решит не работать консультантом, то перечисленные навыки ему как человеку, стремящему к эффективности в другом выбранном профессиональном направлении, крайне необходимы. Как показывают проведенные опросы, это осознает и к этому стремиться каждый учащийся. Универсальность навыков консультирования является достаточно сильной мотивацией для освоения данной дидактической единицы.

Этап активизации предполагает побуждение студентов к проявлению осознанной и целеустремленной активности, актуализацию их субъектного опыта, демонстрацию имеющихся знаний и умений, озвучивание ценностных приоритетов и формирование профессионально значимых качеств. Активизация желания высказаться и поразмышлять по поводу предложенной ситуации происходит через приглашение к рассуждению. Изначально дискуссия разворачивается на основе имеющегося у учащихся опыта по данному вопросу. Так, при изучении темы «Роль защитных механизмов в консультативной практике» студенты получают возможность осознать собственные защитные механизмы, понять природу их возникновения, а самое главное - принять их как часть себя, что в дальнейшем, в процессе оказания психосоциальной помощи, поможет в работе с защитными механизмами клиента.

На этапе интериоризации студентам необходимо овладеть структурными компонентами деятельности, преобразуя и усваивая профессиональный опыт через отождествление с ним своих позиций и убеждений. Учащимся может быть предоставлен раздаточный материал, в котором содержатся высказывания, мысли известных ученых, описания конкретных случаев из консультативной, коррекционной и психотерапевтической практики и т. д. В частности, при усвоении дидактической единицы защитные механизмы» предлагается рассмотреть и разобрать более двух десятков ситуаций, с которыми так или иначе студенты сталкивались в жизни. Например, анализируется взаимодействие с преподавателями на экзамене в случае неудовлетворенности оценкой экзаменуемого, поведение которого часто детерминируется защитным механизмом «регрессия» (откат к примитивным формам поведения). Возможно, студент сам никогда не испытывал такой реакции, но наверняка наблюдал ее со стороны.

Этап интерпретации позволяет учащимися обрести новый смысл своей деятельности посредством переживания приобретенного опыта и таким образом закрепить профессионально и личностно значимые знания.

В ходе практической деятельности, которая должна осуществляться в группе, студентам предлагается выполнить задания, связанные непосредственно с усвоением и закреплением обобщенного знания. Так, получение информации о содержании этапа консультирования «идентификация проблемы» и освоение данной дидактической единицы может происходить, например, через обращение к проблеме «принятия себя», актуальной практически для каждого человека, а особенно для студентов, обучающихся помогающим профессиям. Подобные задания делают знания профессионально и личностно значимыми.

Этап рефлексии - погружение в свой собственный мир, осмысление личного отношения к процессу оказания социально-психологической помощи. Студентам предлагается поделиться друг с другом, сначала в парах, а затем со всеми участниками группы своим опытом и впечатлениями от проделанной работы, устно проговаривая или объясняя осмысленное через свои рисунки и графические изображения.

Как можно заметить из приведенных примеров, реализация каждого этапа представленного алгоритма осуществляется с помощью проектирования учебно-познавательных ситуаций (ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-задания, ситуации-оценки, ситуации-проблемы). Они представляются в виде аудиовизуального ряда, печатного материала (статей, текстов), рассказа преподавателя или студента. Любая ситуация разрабатывается так, что освоение очередной дидактической единицы осуществляется через взаимодействие «Я и моя группа». Интерактивное обучение базируется на групповой работе, тем не менее и индивидуальная работа является неотъемлемой частью этой технологии.

Работа на индивидуальном уровне позволяет воздействовать на мотивационную сферу личности, затрагивающую личностно-смысловые об-

разования и играющую значительную роль в развитии и становлении ценностного отношения к процессу обучения.

Качественный анализ данных об эффективности внедрения технологии интерактивного обучения свидетельствует о положительной динамике готовности студентов к реализации профессиональных компетенций в сфере социально-психологического консультирования:

• 92-95 % учащихся уверенно и адекватно используют умения и навыки социально-психологического консультирования (что в среднем на 17 % выше по сравнению с группами, обучающимися в предыдущий период, когда методы интерактивного обучения не использовалась или использовались частично);

• 61,32 % студентов отмечают значительные изменения в мотива-ционно-потребностной сфере: 45 % указывают на необходимость в дальнейшем совершенствовании профессиональных компетенций консультанта, а у 25 % меняется отношение к самому процессу консультирования -желание дать совет, оценить действия клиента сменяется желанием понять человека, помочь ему, принять его позицию и оказать поддержку;

• для 92,45 % студентов значимым становится доверительное общение и взаимодействие с клиентом;

• 85 % считают чрезвычайно актуальным решение проблемы понимания и принятия себя, что говорит о росте ответственности относительно будущей профессиональной деятельности, ведь чтобы понять и принять другого, несомненно, необходимо прежде познать и принять себя.

Проведенное исследование показало, что 90 % студентов, получающих специализацию «Социально-психологическое консультирование» в Институте социального образования Уральского государственного педагогического университета, успешно справляются с овладением практической психологией благодаря внедрению технологии интерактивного обучения и практико-ориентированному процессу обучения.

Литература

1. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 250 с.

2. Коротаева Е. В. Педагогические технологии: вопросы теории

и практики внедрения: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2005. 180 с.

3. Курильченко Н. Н. Активные формы организации учебно-познавательной деятельности психологов: учеб.-метод. пособие. Сургут: Сургут. гос. пед. ун-т, 2005. 142 с.

4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.