Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНАЯ СТАВКА КАК ПЕРСПЕКТИВА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТАВКА КАК ПЕРСПЕКТИВА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ СТАВКА / СТАВКА / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ПУНКТ ПРИЕМА СТАВОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Изюмова Евгения Сергеевна

В статье анализируется понятие интерактивной ставки, введенное Федеральным законом от 21.07.2014 № 222-ФЗ. Путем проведения сравнительного анализа норм законодательства об административно-правовом регулировании игорной деятельности, автор приходит к выводу о преждевременности внесенных изменений, породивших множество коллизий в действующем законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE RATE AS PROSPECT OF LEGALIZATION OF THE GAMING IN THE INTERNET

Article analyzes the concept of an interactive rate entered by the Federal law of 21.07.2014 No. 222-FZ. By carrying out the comparative analysis of standards of the legislation on administrative and legal regulation of gambling activity, the author comes to a conclusion about prematurity of changes which generated a set of collisions in the current legislation.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНАЯ СТАВКА КАК ПЕРСПЕКТИВА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

по уголовному делу, определен в статьях 58, 73 и 167 УПК. К ним относятся: физические и юридические лица, понесшие вред в результате преступления или запрещенного уголовным законом деяния невменяемого, их законные представители и представители, прокурор.

Согласно статье 73 УПК указанные лица вправе предъявлять гражданские иски не только тогда, когда установленные по делу обстоятельства подтверждают причинение им вреда непосредственно преступлением или общественно опасным деянием невменяемого, но и в случаях, когда имеются только лишь достаточные основания полагать, что им такой вред причинен.

Гражданский иск может быть предъявлен в любое время с момента возбуждения уголовного дела, но до начала судебного следствия, как при оконченном, так и при неоконченном преступлении либо запрещенным уголовным законом деянием невменяемого, а также когда обвиняемый не установлен [9].

Рассмотрев статьи УПК РК, регламентирующие подачу гражданского иска в уголовном процессе, необходимо обратить внимание на коллизию, присутствовавшую в его нормах. Данная коллизия характеризовалась существованием пробела по рассмотрению гражданского иска в уголовном деле, а именно во взаимодействии ст.71 и ст. 166 УПК РК.

Согласно ч.5 ст. 75 старой редакции УПК РК от 13.12.97г., иск потерпевшего в возмещении ему материального вреда рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

В данной норме отсутствовала возможность права потерпевшего на возмещение морального вреда причиненного преступлением. Хотя в ч.1 ст.162 старой редакции УПК РК ОТ 13.12.97г., допускала рассмотрение гражданского иска о возмещении морального вреда при производстве уголовного дела.

Данное противоречие между статьями УПК РК было разрешено лишь после принятия изменений и дополнений в УПК РК от 02.08.2011 г.

Согласно которым в ч.5 ст. 75 УПК РК были внесены дополнения в виде того, что иск потерпевшего о возмещении ему морального вреда может рассматриваться в уголовном процессе. А если же такой иск не предъявлялся в уголовном деле либо оставлен без рассмотрения, то потерпевший вправе предъявить его в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, рассмотрение гражданского иска в уголовном процессе крайне необходимо, так как только

при его рассмотрении, при производстве уголовного дела, возможно полностью и всесторонне выяснить все обстоятельства дела, устранить отрицательные материальные последствия преступления, восстановить право собственности потерпевших лиц на компенсационной основе, то есть путем полного возмещения причиненного имущественного вреда. Таким образом, институт гражданского иска в уголовном процессе является комплексным правовым институтом, соединяющим в одном производстве дела о преступлении (уголовного дела) и дела о возмещении вреда (гражданского дела), что дает очевидные преимущества с точки зрения организации подготовки к рассмотрению и самого рассмотрения уголовного дела.

Список литературы

1. CORPUS IURIS CIVILIS ROMANI. Institutiones et Digestae. Издание П. Крюгера и Т. Моммзена. Берлин, 1889.

2. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011 г.). Алматы: Жет Жаргы, 2011.

3. Уголовно - процессуальное право Республики Казахстан. Общая часть: Академический курс/ Под ред. д.ю.н., профессора Б.Х.Толеубековой. Книга вторая.- Алматы: Жет жаргы, 2005.

4. Бачурин С.Н. К вопросу о рассмотрении гражданского иска в уголовном деле // Зац жэне заман - Закон и время № 1-2. 2004.

5. Советское гражданское процессуальное право. Учебник / Под ред. Юдельсона К.С. Москва,1965.

6. Оспанов С.Д. Уголовный процесс Республики Казахстан (Общая часть). - Алматы: Юридическая литература, 2006.

7. Мазалов А.Г. Гражданский иск в уголовном процессе. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Юридическая литература, 1977.

8. «Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан» от 04.07.2014 № 231-V ЗРК. - Алматы: Издательство «Норма-К», 2014.

9. Исмагулов К.Е. Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан: Учебное пособие. - Актобе: редакционно-издательский центр Актюбинского государственного университета им.К.Жубанова, 2013.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТАВКА КАК ПЕРСПЕКТИВА ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИГОРНОГО БИЗНЕСА _В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Изюмова Евгения Сергеевна

аспирант кафедры конституционного административного и финансового права, Южно-Уральского

государственного университета, г. Челябинск

INTERACTIVE RATE AS PROSPECT OF LEGALIZATION OF THE GAMING IN THE INTERNET

Izyumova Evgenia Sergeyevna, graduate student of chair of the constitutional administrative and financial right of the Southern Ural state university, Chelyabinsk АННОТАЦИЯ

В статье анализируется понятие интерактивной ставки, введенное Федеральным законом от 21.07.2014 № 222-ФЗ. Путем проведения сравнительного анализа норм законодательства об административно-правовом регулировании игорной деятельности, автор приходит к выводу о преждевременности внесенных изменений, породивших множество коллизий в действующем законодательстве.

ABSTRACT

Article analyzes the concept of an interactive rate entered by the Federal law of 21.07.2014 No. 222-FZ. By carrying out the comparative analysis of standards of the legislation on administrative and legal regulation of gambling activity, the author comes to a conclusion about prematurity of changes which generated a set of collisions in the current legislation.

Ключевые слова: интерактивная ставка, ставка, сеть Интернет, пункт приема ставок, центром учета переводов интерактивных ставок, букмекерская контора.

Key words: interactive rate, rate, Internet, point of reception of rates, center of the accounting of the translations of interactive rates, bookmaker office.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 222-ФЗ Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (далее - Закон, закон об игорной деятельности, Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ) дополнен понятием интерактивной ставки. Как в преддверии указанных изменений, так и после них среди заинтересованных лиц развернулась дискуссия по поводу природы интерактивной ставки и последствий, которые могут возникнуть в связи с введением данного понятия. [1,2.3,6,7]

В соответствии ч. 3.1 ст. 5 Закона, под интерактивной ставкой понимаются денежные средства, в том числе электронные денежные средства, передаваемые с использованием электронных средств платежа центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников данных видов азартных игр и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными таким организатором азартных игр. [10]

В силу п. 29 ч.1 ст. 4 Закона об игорной деятельности центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов - кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, осуществляющая деятельность в соответствии со статьей 14.2 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр». [10]

Предусмотренный ст. 14.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ порядок подачи интерактивных ставок предполагает поступление электронных денег на расчетный счет центра учета переводов интерактивных ставок. Между тем, в законе не сказано, откуда и каким образом, указанные денежные средства поступают на указанный расчетный счет. Следует отметить, что электронные деньги, электронная система платежей - это безналичные расчеты между продавцами и покупателями, банками и их клиентами, осуществляемые посредством компьютерной сети, систем связи с применением средств кодирования информации и ее автоматической обработки. [9]

Таким образом, понятие интерактивной ставки, и введенная система ее передачи предполагает выполнение указанных операций посредством сети Интернет. Одновременно, под обычной ставкой понимаются денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры. Таким образом, интерактивная ставка - это таже ставка, только выполненная посредством использованием электронных средств платежа, единственным известным из которых является «сеть Интернет».

Представляется, что ввиду наличия легального понятия ставки, дополнительные родовидовые определения, основанные на некой классификации недопустимы, так как приводят к подобным коллизиям.

В силу ч. 3 ст. 5 Закона деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

До введения понятия интерактивной ставки, такие исключения в Федеральном законе от 29.12.2006 № 244-ФЗ отсутствовали. Одновременно законодатель, а также сторонники введения указанного понятия утверждают, что интерактивная ставка не имеет отношения к организации игорной деятельности в сети Интернет.

Как пояснил в своем интервью 10.12.2014 корреспонденту «Рейтинга Букмекеров» президент Саморегулируемой организации в сфере букмекерства Константин Макаров: «Денежные средства - это часть пари. Интерактивная ставка является всего лишь дополнительным способом оплаты, а Интернет- это субстанция, которая является местом заключения пари, местом его организации. Ограничения, закрепленные в ч. 3 ст. 5 закона об игорной деятельности распространяются только на организацию игорной деятельности на интернет-сайтах».[4]

Ввиду отсутствия в действующем законодательстве легальной дефиниции сети Интернет, организации игорной деятельности посредством сети Интернет, указанные обстоятельства порождают новую коллизию норм Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр».

Так как законодателем не разработан четкий механизм регулирования выполнения интерактивных ставок, идентификации игроков, существует реальная угроза вовлечения в азартные игры социально незащищенных слоев населения: несовершеннолетних, малоимущих, пенсионеров.

Более того, судя по всему, интерактивную ставку можно будет сделать через любой банкомат, терминал оплаты или мобильное приложение. В связи с чем, ввиду отсутствия необходимости личного присутствия игрока, появляется возможность легализации денежных средств, добытых преступным путем, даже несмотря на то, что денежные средства изначально направляются в центр учета переводов интерактивных ставок.

Также встает вопрос о корреляции понятия интерактивной ставки и положений ч. 1 ст. 15 Закона об игорной деятельности, согласно которой букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства. Указанное исключает возможность существования интерактивного пункта приема ставок.

В соответствии со ч. 1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ за прием организатором азартной игры в букмекерской конторе и

тотализаторе ставок, в том числе на официальные спортивные соревнования, и выплата им выигрышей без предъявления участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность предусмотрена административная ответственность. Также образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ нарушение организатором азартной игры в букмекерской конторе и тотализаторе установленного порядка учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования. [5]

Между тем, неразрешенным остался вопрос о порядке учета лиц, которые осуществляют интерактивные ставки. Будут ли привлекаться к административной ответственности букмекерские конторы и тотализаторы за осуществление некачественного учета участников азартных игр? На кого возложена обязанность по учету таких игроков: на букмекера или центр учета переводов интерактивных ставок?

Вышеперечисленные недостатки внесенных в Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ изменений подтверждают необходимость тщательного изучения явления, которое подлежит законодательному регулированию, его генезиса, проведения социологических и юридических исследований, перед внесением каких-либо изменений.

Введение понятия интерактивной ставки, обусловленное, согласно пояснительной записке к законопроекту о его легализации, указом Президента о борьбе с незаконной игорной деятельности, может повлечь обратный эффект, что приведет к уходу криминального игорного бизнеса в киберпространство, которое отличается экстерриториальностью, высокой скоростью передачи данных, де-персонификацией участников. Указанное создает еще большие трудности в обеспечении законности в сфере организации игорной деятельности.

Список использованной литературы

1. В букмекерском деле появились «интерактивные ставки» // Независимое 06.11.2014 информационное агентство. 06.11.2014. - [Электронный ресурс]: URL: http://24rus.ru/more.php?UID=116500 (дата обращения 25.02.2015).

2. Игорное законодательство в интересах «группы лиц» // Независимая газета. 23.01.2014. - [Электронный ресурс]: URL: http://www.ng.ru/ regions/ 2014-01-23/5_gambling.html (дата обращения 25.02.2015).

3. «Интерактивная ставка» от Минфина // РБК «Ежедневная деловая газета» 18.03.2014. - [Электронный ресурс]: URL: http://www.rbcdaily.ru /news/ 562949990876272 (дата обращения 25.02.2015).

4. Интервью президента Саморегулируемой организации в сфере букмекерства Константина Макарова от 10.12.2014 корреспонденту «Рейтинга Букмекеров». - [Электронный ресурс]: URL: https:// bookmakersrating.ru/videointervyu-s-konstantinom-makarovyim-pochemu-interaktivnaya-stavka-ne-legalizatsiya-onlayn-bukmekerov/ (дата обращения 25.02.2015).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

6. Крыму — казино, онлайн-ставки — детям // Московский Комсомолец. Электронное периодическое издание «MK.ru». 27.04.2014. - [Электронный ресурс]: URL: http://www.mk.ru/social/2014 /04/27 /kryimu-kazino-onlaynstavki-detyam.html (дата обращения 25.02.2015).

7. Онлайн вне закона // Россйская ассоциация игорного бизнеса. 09.12.2014. [Электронный ресурс]: URL: http://rarib.ru/news/id/15177/ (дата обращения 25.02.2015).

8. Постановление Правительства РФ от 27.01.2014 № 60 «Об утверждении Правил ведения в букмекерских конторах и тотализаторах учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования,и Правил представления в Федеральную налоговую службу данных учета в букмекерских конторах и тотализаторах участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования» // Собрание законодательства РФ, 03.02.2014, N 5, ст. 511

9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь - М.: ИНФРА-М, 2006. - [электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

10. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 22.07.2014) // Российская газета, № 297, 31.12.2006.

11. Федеральный закон от 21.07.2014 № 222-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 166, 25.07.2014.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА:

КРОСС-КОНСТИТУЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Корженевская Надежда Владимировна,

аспирант ГБОУ ВПО «СурГУХМАО-Югры», г. Сургут

OMBUDSMAN INSTITUTION ESTABLISHMENT FACTORS: KROSS-CONSTITUTIONAL ANALYSIS Korzhenevskaya Nadezhda Vladimirovna, Post-graduate student of Surgut State University, Surgut

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.