Актуальные проблемы правового регулирования букмекерского бизнеса в Российской
Федерации
Actual problems of legal regulation of betting business in the Russian Federation
Сафин Артур Хамисович
Студент 1 курса Факультет права
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики "
Москва
e-mail: [email protected]
Safin Artur Khamisovich
Student 1 term Faculty of law
National Research University Higher School of Economics
Moscow
e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье исследуются основные проблемы правового регулирования букмекерского бизнеса в Российской Федерации. Анализируется судебная практика в букмекерского бизнеса и тотализаторов. Также предлагаются варианты изменения законодательства для разрешения указанных проблем.
Annotation.
The article examines the main problems of legal regulation of betting business in the Russian Federation. The judicial practice in bookmaking business and sweepstakes is analyzed. We also propose options for changing the legislation to resolve these problems.
Ключевые слова: букмекерский бизнес, обязательства из игр и пари, спортивные ставки.
Key words: betting bussiness, games and bets.
Игры и пари традиционно вызывают неоднозначное отношение общества. В Российской Федерации на легальной основе деятельность организаторов пари и тотализаторов началась в начале девяностых годов. Сделки, называемые в науке алеаторными («рисковыми»), лишались судебной защиты, если пари заключалось между гражданами, а не специально уполномоченными организациями. Общественность зачастую воспринимает ставки в букмекерских конторах и игру в игровых автоматах и казино как одно и то же. Однако это является большим заблуждением, что подтверждают базовые нормативно-правовые акты для данной сферы - Гражданский кодекс Российской Федерации (Далее - ГК РФ), а также Федеральный закон 29.12.2006 N 244ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
Букмекерский бизнес, как известно, относится к числу высокомаржинальных. Помимо взимания маржи в диапазоне от 5 до 15% от пула ставок, букмекер получает прибыль за счёт проигрышей большинства участников пари. Неудивительно, что в последние годы данная сфера стала объектом пристального внимания законодателя, а ФЗ от 29.12.2006 №244-ФЗ подвержен постоянным изменениям. Особенно масштабные реформы случились в период с 2015 по 2017 годы, когда в российском законодательстве появилось понятие «интерактивные ставки». Спортивные ставки в Интернете стали осуществляться в рамках правового поля, а пополнение счёта и вывод средств проводится через центры учёта переводов интерактивных ставок букмекеров и тотализаторов. Таким образом, государство приобрело полный контроль не только над ставками в наземных пунктах приёма, но и в
Интернете. Глобальные реформы затрагивают и налоговое законодательство, преимущественно они связаны с увеличением налоговых ставок для организаторов азартных игр и пари.
Охарактеризовав в общем виде состояние законодательства о букмекерском бизнесе, необходимо перейти к описанию проблем отрасли. Тем более что в последние годы их накопилось достаточно большое количество. Одной из ключевых проблем букмекерского бизнеса в Российской Федерации является допуск к участию в пари только граждан Российской Федерации. Иностранных граждане и лица без гражданства лишены возможности делать ставки на легальной основе и вынуждены прибегать к услугам оффшорных букмекерских контор. Это является серьёзным упущением законодателя, лишающих государство дополнительных поступлений, а букмекеров - прибыли. Иностранные граждане, особенно из числа нерезидентов, могли бы уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 30%. Тем более этот момент является актуальным в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года, когда в Российскую Федерацию прибудут миллионы болельщиков по всему миру.
Самое удивительное, что иностранные граждане лишаются не только возможности осуществлять ставки на легальной основе, но и страдают от блокировок оффшорных букмекерских контор Роскомнадзором. Пользователь вынужден обходить всевозможные блокировки, искать возможности внести депозит, чтобы заниматься не запрещённой формально законом деятельностью - ставить на спорт. То есть иностранный гражданин находится в состоянии «двойного запрета» по отношению к данному виду деятельности.
Вторым проблемным моментом является наличие сложной процедуры идентификации в интерактивных ставок. Для осуществления ставок игрок обязательно должен подтвердить свою личность путём предъявления паспорта в одном из пунктов приёма ставок букмекерской конторы, либо посредника. Также стоит учитывать, что в отдельных случаях идентификация включает и второй этап, предполагающий проверку личности игрока самой букмекерской конторой. Чаще всего последняя осуществляется с помощью видеоконференц-связи. Никто не отрицает необходимости проведения такой процедуры для последующего налогообложения и исключения мошеннических действий со стороны игроков. В то же время она нуждается в максимальном упрощении и не должна дублироваться. Хотя в первой половине 2018 года ряд букмекерских контор всё-таки пошёл на то, чтобы упросить процедуру идентификации. Для подтверждения личности игроку необходимо прийти в один из пунктов приёма ставок букмекера с паспортом. Хочется надеяться, что данный тренд будет продолжен и другими представителями индустрии.
Отсутствие идентификации ведёт к привлечению букмекерских контор к административной ответственности. Показательным примером является дело «ООО «Управляющей компании НКС», привлечённую 25 октября 2017 года МИФНС N049 по г. Москве к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ за невыполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно приёма ставки от игрока без прохождения процедуры идентификации. При этом обращение букмекерской конторы в Арбитражный суд г. Москвы о признании незаконным и отмене постановления N0169/2017, а судебный орган оставил исковые требования без удовлетворения.
Жёсткая позиция судебных органов в отношении ответственности за административные правонарушения по ст. 15.27 КоАП РФ подтверждена и в решении по делу 12-17/2018 (12-566/2017;) Советским районным судом города Ростова-на-Дону. В данном случае организатор пари был привлечён к ответственности за неиспользование организацией актуального перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, Суд оставил постановление о привлечении к административному правонарушению в силе. В обосновании своего решения суд
сослался на Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц, установленный Правительством РФ в Постановлении №-804 от 6 августа 2015. На основании п. 20 Правил, сведения о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также сведения об изменении и корректировке данного перечня должны обновляться в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения. Соответственно, организаторы пари должны осуществлять мониторинг данной информации в ежедневном режиме.
Ещё одной проблемой для букмекерского бизнеса является повышение налогов на игорный бизнес. Данный налог относится к категории региональных. С 1 января 2018 года ставки по налогу на игорный бизнес были повышены кратно - причём это затронуло все объекты налогообложения. Применительно к процессинговому центру букмекерской конторы максимальный размер налога достиг 250 000 рублей. За каждый пункт приёма ставок букмекер вынужден платить от 10 000 до 14 000 рублей. Также в качестве объекта налогообложения были введены процессинговые центры букмекерских контор и тотализаторов интерактивных ставок. Подобное кратное увеличение налогов больно ударит по прибыльности букмекерского бизнеса. Соответственно, организаторы пари будут вынуждены понижать коэффициенты, что в итоге приведёт к оттоку игроков в оффшорные букмекерские конторы. Тем более что повышение налоговых ставок сочетается с появлением иных видов финансовой нагрузки, в частности букмекерские конторы вынуждены проводить целевые отчисления организаторам соревнований, на которые принимают ставки.
В соответствии со статьей 6.2 ФЗ от 29.12.2006 N 244-ФЗ организаторы азартных игр в букмекерской конторе обязаны заключать соглашения со спортивными федерациями и профессиональными лигами о целевых отчислениях на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и детско-юношеского спорта. В соответствии с п.3 указанной статьи, размер целевых отчислений равен пяти процентам от базы расчёта целевых отчислений. Последняя определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 N 386 "Об утверждении Правил определения организатором азартных игр в букмекерской конторе базы расчета целевых отчислений от азартных игр", и равен сумме ставок на соревнования, организатором которого является соответствующая спортивная федерация или профессиональная лига. Отчисления проводятся раз в квартал, а их общий объём не может быть ниже 15 миллионов рублей. На практике эта цифра разнится от видов спорта. Так, Российский футбольный союз в 2017 году получил от букмекерских контор сумму более миллиарда рублей. При этом отказ от заключения соглашения может привести к тому, что спортивная федерация или профессиональная лига будут требовать взыскания целевых отчислений в судебном порядке. Получается, что букмекерская контора оказывается в жёстких рамках законодательного регулирования и контроля как от государственных органов (ФНС РФ), так и от саморегулируемых организаций. На фоне такого увеличения финансовой нагрузки у организаторов пари, работающих в правовом поле, будут снижаться коэффициенты для ставок. Это приведёт к проигрышу международным конкурентам и, соответственно, переходу многих игроков к оффшорным компаниям для осуществления спортивных ставок.
Помимо высокой налоговой нагрузки и целевых отчислений, для организаторов пари максимально осложнено начало деятельности. Организаторами пари могут выступать исключительно юридические лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций организаторов азартных игр и тотализаторов. Стоимость чистых активов букмекерской конторы в течение всего периода деятельности должна составлять не менее одного миллиарда рублей. Причём это касается не просто момента регистрации, а всей работы букмекера. Минимальный размер уставного капитала для букмекерской конторы также регламентирован и составляет 100 миллионов рублей. Размер уставного капитала можно сравнить с организациями, осуществляющими страховую
деятельность (120 миллионов рублей) и является чрезмерно большим. Ещё одним требованием для букмекерской конторы является банковская гарантия на сумму не менее 500 миллионов рублей. Причём в качестве гаранта может выступать только банк, хотя в Гражданском кодексе РФ наметилась тенденция на расширение числа субъектов: «банковская гарантия» заменена на «независимую».
Подобные высокие требования вводятся государством для защиты прав и законных интересов участников игр и пари. Однако на деле они препятствуют конкуренции, поскольку перечисленные суммы является чрезмерными и де-факто лишает возможности попасть в индустрию новых участников. Из-за низкого уровня конкуренции качество продукта, предлагаемого букмекерскими конторами снижается. Это приводит к тому, что игроки начинают обращать внимание на лидеров индустрии из-за рубежа. Да и благая цель защиты участников игр и пари реализуется далеко не всегда. По крайней мере, об этом свидетельствует целый ряд судебных решений по обращениям граждан с исками к букмекерским конторам.
Применительно к букмекерскому бизнесу нужно учитывать не только проблемы организаторов пари, но и их участников. В этом легальные букмекерские конторы могли бы получить весомое преимущество, по сравнению с иностранными конкурентами. Последние зачастую совершают неправомерные действия в отношении своих пользователей. Впрочем, исходя из анализа судебной практики, даже официальных букмекерских конторах существует проблема реальной защиты игроков от произвола первых. Это подтверждается решением мирового судьи судебного участка N092 района Отрадное г.Москвы от 16 марта 2017 г. по делу N0 02-0071/92/2017. Истец обратился с иском к ООО «Ф.О.Н.» о взыскании денежных средств. Он сделал серию ставок на теннисный матч на исход спортивного события, впоследствии выиграв. Однако все интерактивные ставки ответчик аннулировал, отказался выплатить выигрыш, объявил все пари недействительными, заблокировал доступ к личному кабинету истца, указав, что данный матч имеет признаки договорного. В удовлетворении требований Истцу было отказано в силу того, что в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ правила устанавливаются организатором азартной игры. Пункт 4.5 Правил ООО «Ф.О.Н.» предусматривает случаи признания ставки недействительной, одно из оснований сводится к наличию признаков неспортивной борьбы. Получается, истец, будучи дееспособным, сам принял правила организатора пари, а посему не может претендовать на свой выигрыш. При этом подозрения организатора пари по поводу неспортивной борьбы в итоге не подтвердились, поскольку Международная федерация тенниса не признала данный матч договорным.
Таким образом, проблемы правового регулирования букмекерского бизнеса в Российской Федерации имеют комплексный характер. В изменении действующего законодательства нуждаются как участники, так и организаторы пари. Применительно к организаторам пари необходима либерализация налогового законодательства и снижение размера обязательных платежей. Букмекерские конторы будут вынуждены повышать коэффициенты, а значит - станут менее конкурентоспособными, по сравнению с зарубежными конкурентами. Также требуется упросить процедуру идентификации игроков. Необходимо реализовать механизм, при котором будет достаточно подтвердить личность в рамках платёжной системы. При этом сами букмекеры могут установить дополнительные поощрения в виде бонусов за осуществление данной процедуры. Разумеется, требуется закрепить возможность осуществления ставок за иностранными гражданами. Это позволит увеличить число игроков легальных букмекерских контор в Российской Федерации, что в конечном итоге приведёт к росту налоговых поступлений.
Применительно к участникам игр и пари необходимо обеспечить введение эффективной судебной защиты игроков. Даже при неправомерном аннулировании ставок судебные органы встают на сторону букмекерских контор, обосновывая такое решение тем, что в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона
от 29.12.2006 N 244-ФЗ правила устанавливаются организатором азартной игры. Такая практика является неприемлемой. Перечень оснований для аннулирования ставок можно установить в том же Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, чтобы он был понятным для игроков и обязательным для организаторов пари. Для защиты игроков также актуальным было бы повышение контроля для букмекерских контор со стороны Федеральной налоговой службы Российской Федерации и саморегулируемых организаций букмекеров. Хочется верить, что законодатель обратит внимание на данные несовершенства в кратчайшие сроки и с учётом мнения профессионального сообщества, примет соответствующие поправки. Большинство из инициатив не требует материальных затрат.
Список используемой литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. от 7 февраля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. 04.05.2017)// Собрание законодательства РФ - 07.08.2000 - №32, ст.3240.
3. Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 27 ноября 2017г.)// Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 49, ст. 733
4. Решением мирового судьи судебного участка №92 района Отрадное г.Москвы от 16 марта 2017 г. по делу № 02-0071/92/2017// Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс».
5. Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.01.2018 по делу А40-214797/2017//Документ опубликован не был.//СПС «Консультант Плюс».
6. Решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25.01.2018 по делу 12-17/2018// Документ опубликован не был.// СПС «Консультант Плюс».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 804 "Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей»..// СПС «Консультант Плюс».
8. Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 N 386 "Об утверждении Правил определения организатором азартных игр в букмекерской конторе базы расчета целевых отчислений от азартных игр"// СПС «Консультант Плюс».