УДК336.2 (075.8) ББК 65
Сулейманова А.С. - старший преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение», Дагестанский государственный университет народного хозяйства.
Suleimanov A.S. - Senior Lecturer, Department of Taxes and Taxation, Dagestan State University of National Economy
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
MAIN PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION AND TAXATION OF GAMBLING BUSINESS IN RUSSIA
В данной статье рассматривается основные вопросы зарождения и развития игорного бизнеса в России, а также проблемы, связанные с его законодательным регулированием и налогообложением. Ключевые слова: игорный бизнес, азартные игры, налог на игорный
бизнес, регулирование игорного бизнеса.
This article discusses the main issues of the birth and development of the gambling business in Russia, as well as the problems associated with its legislative regulling and taxation.
Keywords: gambling, gambling, gambling tax, gambling regulation.
Уже многие века умы человечества волнуют азартные игры. В России игорный бизнес появился в 17 веке. Так, разделом «О разбойниках и татиных (воровских) делах» Уложения 1649 года запрещены азартные карточные игры. С точки зрения законодательного регулирования со временем данный вид деятельности претерпевал множество изменений. Постоянным оставалось лишь стремление российских правителей его ограничить. В 1917 году Петроградский Военно-Революционный Комитет полностью запретил азартные игры, однако уже 9 ноября 1921 года они были реабилитированы Советом Труда и Обороны РСФСР, давшим разрешение на продажу игральных карт на законном основании.
Однако легализация азартных игр продолжалась не долго. При опросе советских граждан выяснилось, что азартные игры - самый предпочтительный вид деятельности в часы досуга. В мае 1928 года Совнарком принимает статью 201 УК «За организацию игр», а также принимается постановление, закрывающее игорные заведения. С этого момента игорный бизнес на долгое время стал незаконным. Не смотря на запрет, игорный бизнес не исчез полностью из России, он стал подпольным. Тем не менее, в законодательстве имели место ряд лазеек. В частности, можно было проводить разного рода лотереи. Наиболее известная и так полюбившаяся многим лотерея «Спортлото» появилась в
1976 году. На ипподромах оставались тотализаторы. Ставки на лошадей не планировали запрещать, поскольку данный вид деятельности приносил ощутимую прибыль. [5]
Современный игорный бизнес в России существует более 20 лет. За последние годы он претерпел множество изменений, особенно в сфере налогообложения.
В Федеральном законе № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», на данный момент приведены методы регулирования государством вышеназванной отрасли на территории РФ и СНГ. [3]
Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр предусматривает:
1. установление порядка организации и проведения азартных игр, ограничений и требований к их организаторам, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;
2. выделение отдельных игровых зон на территории страны;
3. выдачу разрешений на организацию и проведение азартных игр в игорных зонах;
4. выдачу лицензий на организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
5. выявление и принятие мер к лицам, осуществляющим деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением требований законодательства.
Данным законом была предусматрена организация пяти игорных зон. При этом только одна игорная зона может иметь место на территории каждого из субъектов. И только внутри этой зоны разрешена азартная деятельность, вне ее могут работать только букмекерские конторы и тотализаторы, другие виды игорного бизнеса запрещены.
На сегодняшний день игорная деятельность, за исключением лотерей, тотализаторов и букмекерских контор, может осуществляться в следующих специальных игорных зонах — в Калининградской области («Янтарная»), Алтайском («Сибирская монета») и Приморском краях («Приморье»), в Краснодарском крае («Азов-Сити») и в Крыму («Крым» - на начало 2018 года не действует).
Игорный бизнес - налогооблагаемый вид деятельности. На данный момент в бюджет уплачиваются следующие платежи от игорного бизнеса: налог на игорный бизнес, лицензионные сборы, налог на доходы, которые связаны с выигрышем лиц (только физических), налог на имущество. Необхдимо отметить, что доходы государства от игорной деятельности постоянно увеличиваются. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в 2017 году в бюджеты субъектов РФ поступило около 976 млн рублей от организаторов игорного бизнеса. Это больше на 20%, чем в 2016 году и больше более, чем в два раза, по сравнению с 2013 годом.
Следует отметить также, что создание одного рабочего места в данной сфере предпринимательства влечет создание еще некоторого количества мест в области общественного питания, связи и подобных
сфер.По приблизительным подсчетам в сфере азартных игр занято порядка 400 000 человек.
Большинство данных предприятий являются средним и малым бизнесом. 1 января 2004 года Государственная Дума ввела в действие главу 29 Налогового Кодекса Российской Федерации, носившую название «Налог на игорный бизнес», регулирующую налогообложение азартной деятельности и по сей день. Во время ее разработки этот налог сменил федеральный статус на региональный [1].
В сущности, данный налог является одним из видов вмененного налога: облагается налогом деятельность с употреблением игровых автоматов, игровых столов, действие букмекерских контор и тотализаторов. В ноябре 2017 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон № 354- ФЗ, которым был расширен перечень объектов налогообложения и увеличены ставки налога на игорный бизнес. Согласно тексту документа, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах: за один игровой стол - от 50 000 до 250 000 рублей; за один игровой автомат - от 3 000 до 15 000 рублей; за один процессинговый центр букмекерской конторы - от 50 000 до 250 000 рублей; за один процессинговый центр тотализатора - от 50 000 до 250 000 рублей; за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора - от 2 500 000 до 3 000 000 рублей; за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы - от 2 500 000 до 3 000 000 рублей; за один пункт приема ставок тотализатора - от 10 000 до 14 000 рублей; за один пункт приема ставок букмекерской конторы - от 10 000 до 14 000 рублей [2].
Более половины (60,7%) всех налоговых поступлений от игорного бизнеса в 2017 году обеспечили казино — игровые столы и автоматы. Букмекеры — 38,3%, а на тотализаторы приходится менее 1%.
Плательщиками данного налога являются только организации. Налоговая база исчисляется отдельно, как совокупное количество объектов налогообложения. Налоговая декларация подается на позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. О результатах и эффективности закона говорить еще рано, но уже сейчас представляется возможным предугадать некоторые
результаты, внимательно проанализировав законодательство.
Серьезной проблемой игорного бизнеса является тот факт, что он оказывает пагубное влияние на людей и, прежде всего, на молодежь. Для решения данной проблемы установлены возрастные ограничения для посетителей игорных заведений. Кроме того, необходимо способствовать формированию и развитию инфраструктуры по диагностике, лечению и реабилитации пациентов, имеющих зависимость от азартных игр: обучать специалистов, строить медицинские учреждения, разрабатывать социальные программы. Немаловажной проблемой остается наличие нелегального игорного бизнеса.
Несмотря на все принятые меры по ограничению азартных игр, данная проблема продолжает оставаться актуальной. Для ее устранения следует ужесточить законодательство, в частности, повысить налогообложение каждой единицы игорного оборудования, пресечь
коррупцию, увеличить количество проверок игорных заведений контролирующими органами.
Подводя итог, отметим, что игорный бизнес - это деятельность, требующая усиленного контроля со стороны государства. Отсутствие ясных и прозрачных норм законодательства по отношению к владельцам игорных заведений и лицам, которые получают выигрыши, приводит к тому, что взимание налога по этому виду деятельности не является стабильным и значительным источником дохода бюджетов регионов на каждом из этапов по реформированию системы налогообложения игорного бизнеса.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000г., редакция от 03.11.2010г.), Глава 29. Налог на игорный бизнес (действующая редакция, 2016).
2. Федеральный закон № 354-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // http ://docs.cntd. ru/document/555732867
3. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ (действующая редакция, 2016)
4. Приказ Минфина РФ от 08.04.2005 № 55н «О Порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2005 № 6554)
5. Кондратьева, М. Н. Налоги и налогообложение: учебно — практическое пособие / М.Н. Кондратьева, Е.В. Баландин; Ульян. Гос. Техн. Ун-т — Ульяновск: УлГТУ, 2015. — 95 с.