11.8. ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАТОРОВ АЗАРТНЫХ ИГР В БУКМЕКЕРСКИХ КОНТОРАХ И ТОТАЛИЗАТОРАХ В РАМКАХ АРБИТРАЖНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Чернова Оксана Александровна, аспирантка. Место учебы: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, филиал в г. Тверь. Должность: Начальник отдела. Место работы: Межрайонная Инспекция ФНС России № 10 по Тверской области. E-mail: [email protected] Аннотация: Приведен сравнительно-правовой анализ действующего законодательства и судебной практики в сфере деятельности букмекерских контор и тотализаторов. Исследованы меры административной ответственности за нарушение законодательства, регулирующего деятельность по организации и проведению азартных игр.
Ключевые слова: букмекерская контора, тотализатор, агентский договор, арбитражный суд, лицензирование.
QUESTIONS, ARISING DURING INSPECTIONS THE ORGANIZERS OF GAMES OF CHANCE IN BOOKMAKERS AND TOTES IN THE ARBITRATION PROCEEDING
Chernova Oksana Alexandrovna, postgraduate student.
Place of study: Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Tver branch. Position: head of department. Place of employment: interregional FTS inspection № 10 in the Tver region. E-mail: [email protected] Annotation: The author analyzed legislation and judicial practice in the field of bookmakers and totes. Also the author studied the administrative responsibility for violation the legislation, which regulates the activity of organization and conducting gambling.
Keywords: bookmaker, tote, agency contract,
arbitration court, licensing.
В современной России букмекерские конторы работают с целой сетью пунктов приема ставок и выплаты выигрышей, каждый из которых вносит свой вклад в общую прибыль. Работа букмекерской конторы имеет свою специфику, но не снимает с нее обязанности игорного заведения по исполнению требований законодательства, регулирующего эту разновидность игорного бизнеса. В связи с чем, считаем необходимым отметить некоторые особенности ответственности за правонарушения в данной сфере предпринимательства.
В Федеральный закон N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», который регулирует правила проведения азартных игр, 22 апреля 2010 года Федеральным законом N 64-ФЗ были внесены изменения, которыми Законодатель в целях защиты прав участников азартных игр ужесточил требования к организаторам тотализаторов и букмекерских контор.1
''Федеральный закон от 29.12.2009 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодатель-
Из анализа законодательства следует, что, организаторы таких игр должны соответствовать следующим новым требованиям:
- учредителями, помимо РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, не смогут быть еще и лица, имеющие судимость за экономические преступления либо за преступления средней тяжести, а также тяжкие или особо тяжкие преступления;
- размер чистых активов должен составлять не менее 1 млрд. руб. вместо 100 млн. руб. ранее;
- введен минимальный размер уставного капитала 100 млн. руб. В оплату такого уставного капитала могут быть внесены только денежные средства. Для формирования такого уставного капитала не могут быть использованы заемные денежные средства;
- ведение деятельности будет возможно только при наличии банковской гарантии исполнения обязательств перед игроками на сумму не менее 500 млн. руб. при этом Гарантом, предоставившим банковскую гарантию, может быть только банк, имеющий лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций.
Однако на действующих организаторов азартных игр новые нормы будут распространяться только после истечения срока действия их лицензий:
- появилась обязанность ежегодно предоставлять налоговому органу сведения о лицах, которые имеют голосующие акции или долю в уставном капитале этого организатора азартных игр в размере не менее 10 процентов и соответственно прямо и (или) косвенно могут оказывать существенное влияние на решение вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания учредителей (участников) этого организатора азартных игр, а также документы, подтверждающие указанные сведения. Состав и порядок предоставления указанных сведений и документов устанавливаются Правительством Российской Федерации2;
- обязательным является проведение ежегодного аудита своей бухгалтерской отчетности;
- копии документов подтверждающих размер и источники происхождения уставного капитала.
Предпринимателям необходимо учитывать, что проверку достоверности сведений, предоставление которых предусмотрено законом, проводит налоговая служба, а организатор азартных игр несет ответственность за полноту и достоверность указанных сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Необходимо помнить, что лицензирующим органом также является Федеральная налоговая служба, которая, при выдаче соответствующих лицензий руководствуется Положением о лицензировании деятельности букмекерских контор и тотализаторов.
Лицензирующий орган - налоговая служба руководствуется Положением о лицензировании деятельности букмекерских контор и тотализаторов, которое регулирует вопросы получения лицензии букмекерскими конторами и тотализаторами. Заявление рассматривается в два этапа: в центральном аппарате отдела
ные акты Российской Федерации". "Российская газета", N 297, 31.12.2006, "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 7
2 Федеральный закон от 22.04.2010 N 64-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации" "Российская газета", N 88, 26.04.10 "Собрание законодательства РФ", 26.04.2010, N 17, ст. 1987.
лицензирования и контроля в сфере государственных регулируемых видов деятельности и налоговом органе по месту нахождения соискателя лицензии, а также его обособленных подразделений, которые он должен зарегистрировать по каждому месту осуществления своей деятельности.
Обязательным, на наш взгляд, является проверка планов помещений игорных заведений, к которым относятся букмекерские конторы и тотализаторы. Следует внимательно изучать правоустанавливающие документы для соответствующих помещений, в которых фактически занимаются организацией заключения пари, что имеет непосредственное отношение к деятельности игорных заведений и все ограничения указанные в статье 15 закона 244-ФЗ. При этом в планах пунктов приема ставок должны указываться зоны обслуживания участников пари, служебная зона и зона установки букмекерской кассы.
Считаем необходимым отметить, то обстоятельство, что главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый организатор азартных игр, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса платит налог на игорный бизнеса с объекта налогообложения, которой является касса букмекерской конторы. В связи с чем постановка на учет такой кассы - является обязательной.
Лицензионный контроль осуществляется в рамках 294-ФЗ.3 При этом необходимо учитывать, что одновременно проверяются все обособленные подразделения организатора игр, поэтому следует получить территориальному контролирующему органу, у которого состоит на учете юридическое лицо, от всех территориальных органов, в которых стоят на учете обособленные подразделения фамилии сотрудников, которые будут принимать участие в проверке для вынесения решения о проверке.
После проведения контроля территориальные органы, на наш взгляд, должны оперативно предоставить акт проведения проверки для обобщения и, в случае выявления нарушений лицензионных требований - составить протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.1 КоАП. Необходимо учитывать сложность и оперативность работы, так как букмекерская контора может иметь от нескольких десятков до нескольких сотен обособленных подразделений.
Так же, на наш взгляд, в дальнейшем при лицензионном контроле особое внимание должно быть обращено на грубые нарушения лицензионных требований. За их совершение лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и предпринимательскую деятельность на срок до 90 суток или наложить административный штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. на юридических лиц. Штрафы за другие (негрубые) нарушения лицензионных условий меньше - от 30 000 до 40 000 руб. на юридических лиц (п. п. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ). Если обратиться к п. 5 Положения, то становится ясно, что большинство нарушений лицензионных требований для организаторов игорного бизнеса являются грубыми, согласно внесенным измене-
3Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". "Российская газета", N 266, 30.12.2008, "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249, "Парламентская газета", N 90, 31.12.2008.
ниям, внесенным в Положение Постановлением Правительства от 24.09.2010 №7494.
Налоговые органы, как органы, осуществляющие лицензирование в сфере производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии); осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией); осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Рассмотрим несколько решений судов различных инстанций по п. 2.ст. 14.1 КоАП.
Очень примечательным, на наш взгляд, явилось для налоговых органов постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
13.01.2011 N 9174/10.5
В рамках проведенной проверки Инспекцией был сделан вывод об осуществлении деятельности по проведению азартных игр без лицензии.
Суды при рассмотрении данного дела пришли к обоснованному выводу, что действия предпринимателя, не имеющего лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и не состоящего с организатором азартных игр в трудовых отношениях, но фактически осуществляющего такой вид деятельности содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В связи с отнесением законодателем деятельности по организации и проведению азартных игр к лицензируемым видам деятельности, к организациям, осуществляющим данный вид деятельности, предъявляются повышенные требования. Одним из требований является контроль мест осуществления деятельности и порядок получения организациями денежных средств от игроков.
Для чего, на наш взгляд, Законодатель специально предусмотрел указание места осуществление деятельности в лицензии, закрепил понятие кассы букмекерской конторы и регистрацию кассы букмекерской конторы в налоговом органе.
Анализируя нормы, регламентирующие правовое положение лицензии, судебная практика делает вывод, что осуществление лицензируемой деятельности вне указанных в лицензии и приложении к ней мест, а также использование касс букмекерской конторы, не зарегистрированных в налоговом органе, являются грубым нарушением лицензионных требований и условий, влекущим за собой ответственность, установленную законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ букмекерской конторой
4Постановление Правительства РФ от 24.09.2010 N 749 (ред. от 23.06.2011) "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" "Собрание законодательства РФ", 04.10.2010, N 40, ст. 5076, "Российская Бизнес-газета", N 43, 16.11.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 9174/10 http://www.arbitr.ru/ Ьга8пеУ(\а8рх?1Ь_са8еЬос=1_1_Ь0928351-5409-4639-9Ь84-8Г26а6Г9Г5е2
является игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр.
Пункт 15 той же статьи Закона определяет тотализатор как игорное заведение или часть игорного заведения, в котором организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ не содержит понятия пункта приема ставок (платежей), расположенных вне мест букмекерских контор и тотализаторов, деятельность которых связана с проведением азартной игры. Анализируя данную норму, можно сделать вывод, что законодательство не предоставляет организатору азартной игры полномочия осуществлять эту деятельность в местах, не указанных в соответствующей лицензии и приложении к ней.
Лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - это документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Из анализа сложившейся устойчивой судебной практики можно сделать определенные выводы, касающиеся привлечения к административной ответственности в рамках ст. 14.1 КоАП РФ.
В части 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии.
Согласно пункту 5 статьи 4 и части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организаторами азартных игр могут выступать только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 244-ФЗ букмекерские конторы могут быть открыты на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации. Вид деятельности, по которому выдана лицензия, может выполняться только получившим ее юридическим лицом при обязательном соблюдении лицензионных условий.
Законодательство Российской Федерации об организации и проведении азартных игр не содержит понятия "организация пунктов приема и выплат платежей", не предусматривает заключение агентских договоров на организацию и проведение азартных игр с другими юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), а также не предусматривает возможности осуществления лицензируемой деятельности вне адресов места нахождения игорного заведения, указанного в лицензии (приложения к лицензии).
Таким образом, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии, в том числе при ее осуществлении на основании агентских и гражданско-правовых договоров без лицензии не предусмотрена
законодательством, регулирующим данные правоотношения, и является незаконной.
Данная правовая позиция закреплена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 9174/10.
Указанные пробелы в Законодательстве Российской федерации, на наш взгляд привели к непростому взаимоотношению государства и игорного бизнеса, неоднозначное отношение населения и законодателей к развитию индустрии азартных игр определяют необходимость не только четко выстроенной политики в его отношении, но устойчивой судебной практики по вопросам правоприменения в этой сфере предпринимательской деятельности.
Указанное постановление ВАС РФ, на наш взгляд, разрешило ряд спорных моментов, и, в некотором роде, «упростило» жизнь, как для контролирующих органов, так и для представителей игорного бизнеса. Однако нам представляется целесообразным внести некоторые поправки в действующее законодательство, с учетом изложенной выше позиции судов различных инстанций, так как установление норм поведения является прерогативой законодательной власти, а не судебной.
Список литературы:
Федеральный закон от 29.12.2009 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". "Российская газета", N 297, 31.12.2006, "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 7.
Федеральный закон от 22.04.2010 N 64-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" "Российская газета", N 88,
26.04.2010, "Собрание законодательства РФ",
26.04.2010, N 17, ст. 1987.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от
18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". "Российская газета", N 266, 30.12.2008,"Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249, "Парламентская газета", N 90, 31.12.2008.
Постановление Правительства РФ от 24.09.2010 N 749 (ред. от 23.06.2011) "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" "Собрание законодательства РФ", 04.10.2010, N 40, ст. 5076, "Российская Бизнес-газета", N 43, 16.11.2010.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 9174/10 официальный сайт ВАС РФ http://www.arbitr.ru.
Literature list:
Federal Law № 244-FL from 29.12.2009 «About the state regulation of activities in organizing and conducting the games of chances and about amendments in some legislative acts of the Russian Federation». «The Russian newspaper», № 297, 31.12.2006, «Code of Laws of RF»,
01.01.2007, № 1 (p. 1), article 7.
Federal Law № 64-FL from 22.04.2010 «About amendments in the article 6 of the Federal Law «About the
state regulation of activities in organizing and conducting the games of chances and about amendments in some legislative acts of the Russian Federation». «The Russian newspaper», № 88, 26.04.2010, «Code of Laws of RF»,
26.04.2010, № 17, article 1987.
Federal Law № 294-FL from 26.12.2008 «About the protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs during the state control (supervision) and municipal control». «The Russian newspaper», № 266,
30.12.2008, «Code of Laws of RF», 29.12.2008, № 52 (p. 1), article 6249, «Parliamentary newspaper», № 90,
31.12.2008.
Resolution of the Government of the Russian Federation № 749 from 24.09.2010 «About amendments in some resolutions of the Government of the Russian Federation about the state tax». «Code of Laws of RF», 04.10.2010, № 40, article 5076, «The Russian business newspaper», № 43, 16.11.2010.
Resolution of the Presidium of the Supreme arbitration court of the Russian Federation № 9174/10 from
13.01.2011 official website http://www.arbitr.ru.
Рецензия
Работа букмекерских контор действительно имеет свою специфику. Пробелы в Законодательстве Российской федерации привели к непростому взаимоотношению государства и игорного бизнеса, неоднозначному отношению населения к развитию индустрии азартных игр.
В представленной статье Чернова О. А. рассматривает проблемы проведения проверок, осуществления лицензионного контроля, порядка и правил составления протоколов об административных правонарушениях, практики принятия решений Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Реализация подготовленных предложений, внесение некоторых поправок в действующее законодательство, позволило бы более четко выстроить политику в отношении организации игорного бизнеса, повлиять на выработку устойчивой судебной практики.
Научный руководитель:
кандидат юридических наук В.Ф. Шмелев