4. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2019 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2020. 376 с.
5. Строительство. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. / URL:https://rosstat.gov.ru/ folder/14458
6. Финансирование жилищного строительства в рамках достижения национальных целей развития до 2030 года. Аналитические материалы октябрь 2020 /. URL:https://asros.ru/upload/iblock/461/Finansirovanie_zhilishchnogo_ stroitelstva_na_sayt_.pdf
7. Декарт Р. Цитаты. Цитаты Известных личностей. / https://ru.citaty.net/avtory/rene-dekart/
8. Зубков В.Н. Характеристика современного уровня защиты прав граждан в сфере долевого строительства жилья / Modern Science. 2021. № 1-1.
9. Тимофеева Е.Е., Острякова Ю.Е. Анализ современного состояния региональных проблем планирования долевого строительства жилья / Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2017. № 2(50).
10. Лашманов О.Ю. Проблемы законодательного регулирования участия в долевом строительстве: реальность и перспективы // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. Т. 3. №3(11).
11. Лаптев Д.А. К вопросу об уголовно-правовой охране правоотношений в области регистрации недвижимости и ее кадастровой оценки // Вестник Чеченского государственного университета. 2019. Т. 34. № 2. С. 142-146.
References and Sources
1. Chugunova Yu.V. Dolevoe stroitel'stvo: voprosy i problemy gosudarstvennogo regulirovaniya // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyj nauchnyj zhurnal. Kislovodsk, 2017. №7(101). / https://elibrary.ru/download/elibrary_29820432_62339913.PDF
2. Demchenko M.V., Vikovishcheva N.N. Nedostatki i puti sovershenstvovaniya zakona o dolevom uchastii v stroitel'stve // Molodoj uchenyj. 2014. № 8 (67).
3. Oficial'nyj sajt nash dom. ru Minstroj Rossii Edinyj reestr problemnyh ob"ektov https://xn--80az8a.xn--d1aqf.xn--
4. Zashchita prav potrebitelej v Rossijskoj Federacii v 2019 godu: Gosudarstvennyj doklad. M.: Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka, 2020. 376 s.
5. Stroitel'stvo. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Oficial'nyj sajt. / URL:https://rosstat.gov.ru/folder/14458
6. Finansirovanie zhilishchnogo stroitel'stva v ramkah dostizheniya nacional'nyh celej razvitiya do 2030 goda. Analiticheskie materialy oktyabr' 2020 /. URL:https://asros.ru/upload/iblock/461/Finansirovanie_zhilishchnogo_stroitelstva_na_sayt_.pdf
7. Dekart R. Citaty. Citaty Izvestnyh lichnostej. / https://ru.citaty.net/avtory/rene-dekart/
8. Zubkov V.N. Harakteristika sovremennogo urovnya zashchity prav grazhdan v sfere dolevogo stroitel'stva zhil'ya / Modern Science. 2021. № 1-1.
9. Timofeeva E.E., Ostryakova Yu.E. Analiz sovremennogo sostoyaniya regional'nyh problem planirovaniya dolevogo stroitel'stva zhil'ya / Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie. 2017. № 2(50).
10. Lashmanov O.Yu. Problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya uchastiya v dolevom stroitel'stve: real'nost' i perspektivy // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki». 2017. T. 3. №3(11).
11. Laptev D.A. K voprosu ob ugolovno-pravovoj ohrane pravootnoshenij v oblasti registracii nedvizhi-mosti i ee kadastrovoj ocenki // Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. T. 34. № 2. S. 142-146.
ЗУБКОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ - старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин, факультет права и управления Владимирского юридического института ФСИН России ([email protected]).
ГУСЕВА ИРИНА ИВАНОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовно-процессуального права и криминалистики юридического факультета ВЮИ ФСИН России ([email protected]).
ZUBKOV, VLADIMIR N. - Senior Lecturer of Private Law Disciplines Department of Law and Management Faculty, VLI of the FPS of Russia
GUSEVA, IRINA I. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Procedure and Forensic Studies, Law Faculty, VLI of the FPS of Russia.
УДК 347.44:343.56 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-1-125-130
РОСЕНКО М.И., СКРЕБЕЦ Е.В. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Ключевые слова: игорный бизнес, азартные игры, пари, правовое регулирование, казино, букмекерская контора, тотализатор.
Статья посвящена рассмотрению имеющихся сложностей и проблем правового регулирования игорного бизнеса в Российской Федерации. Проведено исследование законодательной базы, устанавливающей обязательные условия и порядок ведения данной деятельности, изучена судебная практика и выделены некоторые пробелы в законодательстве РФ и ее субъектов. Отмечается, что что игорный бизнес является удобной площадкой для вложения денежных средств, полученных в результате совершения какого-либо преступления («отмывание денег»), несмотря на имеющуюся в УК РФ статью 174.1. Государство активно борется с такими нарушителями закона, в том числе и посредством использования обязательной верификации игрока. Проведен сравнительный анализ правового регулирования в Республике Беларусь. Выработаны подходы к усовершенствованию правовых норм, регламентирующих деятельность в сфере игорного бизнеса.
ROSENKO, M.I., SKRABETS, E.V. TO THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF GAMBLING BUSINESS IN RUSSIA AND
IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Key words: gambling business, gambling, bets, legal regulation, casino, bookmaker's office, tote.
The article is devoted to the consideration of the existing difficulties and problems of legal regulation of the gambling business in the Russian Federation. It is carried out the study of the legal framework that establishes the mandatory conditions and procedure for conducting this activity, it is studied the judicial practice and highlighted some gaps in the legislation of the Russian Federation and its subjects. It is noted that the gambling business is a convenient platform for investing funds received as a result of committing any crime ("money laundering"), despite
the article 174.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. The state actively fights against such violators of the law, including through the use of mandatory player verification. It is carried out the comparative analysis of legal regulation in the Republic of Belarus. It is developed the approaches to improve the legal norms governing activities in the field of gambling business.
В современных реалиях регулирование деятельности в сфере организации и проведения азартных игр и пари в Российской Федерации является весьма спорной темой и заслуживает отдельного рассмотрения в рамках данной статьи, так как игорный бизнес кардинально влияет на социальную и экономическую сферу в государстве, посредством которых значительно обогащают, либо снижают свое состояние ряд крупных организаторов и участников азартных игр. Выбранную тему изучали ранее А.Ю. Березнёва, Н.Р. Оганезов, В.В. Усынин и другие специалисты. Однако сегодня все еще остаются нюансы, которые не были затронуты специалистами.
Смысл азартной игры сводится к весьма простой цели - попытаться предсказать некое событие, его исход и, в случае соблюдения установленных требований организатора игры и положительного результата, - забрать выигрыш в виде материальных ценностей, либо иных благ. Как правило, рациональное объяснение выбора исхода того или иного события является не определяющим фактором для победы в азартной игре; победа или поражение - результат случайного стечения обстоятельств. Законодательство РФ дает следующее определение: азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой, либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Понятие пари фиксируется как азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой, либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет [3].
Казино и игровые автоматы поистине являются масштабной индустрией, приносящей немалую прибыль. Эта область в течение долгих лет на всей территории России активно набирала обороты, начиная с 1989 года, когда появилось первое московское казино. Неофициальная статистика демонстрирует, что в России лишь за 2006 год годовой оборот от азартных игр составил порядка 6 млрд. долларов. Выручка казино, функционирующего в Алтайском крае, за 2018 год составила 823 млн. рублей, прибыль - 56 млн. рублей. Далее историю этой индустрии можно поделить на несколько этапов, обозначенных рядом ключевых событий. Наиболее значимое из них произошло 1 июля 2009 года. В этот день вступил в силу запрет на деятельность игорных заведений, за исключением специально оборудованных для этого зон. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установил, что на территории Российской Федерации будут созданы четыре игорные зоны (в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, Калининградской области), за пределами которых открытие игорных заведений было запрещено (ст.9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ [3]). Помимо этого было предписано, что организация и проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи становится незаконной, а на землях поселений создание игорных зон недопустимо [3]. Для многих это была шокирующая новость, и некоторые эксперты заговорили о скором упадке азартного бизнеса. Но, как показало дальнейшее развитие событий, этого не случилось.
22 июля 2014 года Президент РФ подписал внесение в закон изменений, которые предусматривают возможность создания новых игорных зон «Крым» и «Сочи» [4]. Инвестиционным советом Республики Крым был одобрен проект строительства в г. Ялте игорной зоны с общим объемом инвестиций в три миллиарда рублей [7]. Открытие игорной зоны в Сочи было ознаменовано Распоряжением Правительства РФ от 10 августа 2016 г. № 1697-р [8]. Тем самым властные структуры предприняли попытку направить развитие игорного бизнеса в строго определенном направлении, дав субъектам возможность обильного прибавления в региональный бюджет за счет налоговых отчислений от функционирования игорных зон.
Рассуждая о проблематике правового регулирования игрового бизнеса, будем отталкиваться от распространённого в Российской Федерации букмекерского бизнеса. Букмекерская контора, согласно п.14 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ [3], - это игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр. Как показывает практика, участники пари и игр очень уязвимы от произвола
букмекерских контор и не имеют законных механизмов защиты своих нарушенных прав. Возьмем в качестве примера блокирование счетов и аннулирование ставок клиентов. Букмекер в подобных случаях обосновывает такие решения весьма размытыми формулировками, подозревая клиента в нечестной игре и ставках в обход установленных ограничений. Даже обращение в судебные органы с жалобой на букмекера, связанной с блокировкой счета или аннулированием ставки, как показывает практика, в большинстве случаев не принесет положительного результата. Суд встает на сторону букмекерских контор, мотивируя свое решение ссылкой на п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», в котором указано, что организатор азартной игры, в данном случае букмекер, сам устанавливает правила ее проведения [3].
Обратимся к судебной практике, а именно к решению Ворошиловского районного суда от 22 августа 2019 г. по делу № 2-1859/2019 [9]. А.Ю. Субботин обратился в суд с иском к ООО «Ф.О.Н» о взыскании суммы выигрыша. Он сделал несколько одиночных ставок на исход спортивного события на общую сумму 10000 рублей. Ответчик отказал ему в выплате указанной суммы и вернул только уплаченную сумму пари. Представитель ответчика с иском не согласился и объяснил данное решение тем, что у Организатора возникли подозрения, касающиеся того, что клиент на момент ставки обладал информацией об исходе события, а также подозрения в неспортивном характере события, и по итогу букмекерская контора аннулировала ставку и вернула Клиенту уплаченные им средства. Также была ссылка на то, что Правила букмекерской конторы предусматривают, что она не обязана предоставлять доказательства обстоятельствам, по основанию которых аннулированы ставки. Суд при вынесении решения, сослался на Правила организации деятельности ООО «Ф.О.Н», и на статью 1063 ГК РФ: «Отношения между организаторами тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр и участниками таких игр, а также между операторами лотерей и участниками лотерей регулируются законами и основаны на договоре» [1]. Как не сложно догадаться, суд отказал в иске А.Ю. Субботину.
Из этого усматривается острая необходимость усовершенствования законодательства. Как вариант, законодатель должен установить конкретный Перечень оснований для аннулирования ставок и блокировки счета. Этот список должен быть конкретизирован и исключать его дополнение со стороны организатора пари. Помимо этого, целесообразным представляется введение обязательств для букмекерских контор по предоставлению конкретных доказательств со ссылкой на источники при подозрении на неспортивный характер события.
Имеет смысл привлечение Федеральной налоговой службы РФ к контролю за деятельностью букмекерских контор, в том числе за финансовыми операциями букмекерских контор. Данное нововведение облегчит жизнь игрокам и ограничит всевозможные махинации со стороны организатора азартных игр. Ведь на данный момент ФНС РФ занимается исключительно выдачей лицензии букмекеру и не более. Однако справедливо будет указать, что с декабря 2014 года, в рамках Федерального Закона «О саморегулируемых организациях» [5], существует Саморегулируемая организация «Ассоциация букмекерских контор», которая позволяет игрокам легальных российский букмекерских контор обращаться в нее с жалобами на букмекеров. Это позволяет разрешить возникший конфликт между участниками без обращения с иском в суд.
Нельзя не упомянуть и о том, что игорный бизнес является удобной площадкой для вложения денежных средств, полученных в результате совершения какого-либо преступления («отмывание денег»), несмотря на имеющуюся в УК РФ статью 174.1 [2]. Государство активно борется с такими нарушителями закона, в том числе и посредством использования обязательной верификации игрока. Если ранее клиенты букмекерских контор могли без особых сложностей играть и обналичивать выигрыши, то в настоящее время очень мало букмекеров позволяют вывести средства не идентифицированным пользователям. Вдобавок большое количество контор запрашивает видеоидентификацию. Введение ЦУПИС также препятствует осуществлению реализации схем по отмыванию денег.
Для сравнения, рассмотрим механизмы регулирования игорного бизнеса в Республике Беларусь, где он законодательно достаточно полно урегулирован. Кроме того, существует ряд нормативно-правовых актов, которыми определены механизмы реализации и которые постоянно усовершенствуются в зависимости от проблем, возникающих в процессе правоприменения.
Деятельность в сфере игорного бизнеса осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9, а также Налоговым кодексом Республики Беларусь. Что касается способа ведения игорного бизнеса в виртуальном пространстве, то для обеспечения управляемости и подконтрольности деятельности в сфере игорного бизнеса, во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 07.08.2018 № 305, организаторы азартных игр обязаны выполнять требования в части обеспечения регистрации и хранения не менее пяти лет с даты проведения азартной игры 1Р-адреса устройства, с которого участник азартной игры принимал участие в азартной игре. При этом, в соответствие с требованиями к виртуальным игорным заведениям и порядком проведения экспертизы виртуального игорного заведения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2019 №2 139, платформа виртуального игорного заведения в течение всего срока службы должна обеспечивать резервирование, позволяющее произвести восстановление 1Р-адресов устройств, с которых участник азартной игры принимал участие в азартной игре. Учитывая изложенное, в целях обеспечения выполнения требований подпунктов 27.3 и 27.11 пункта 27 Положения № 9, подпункта 6.2 пункта 6 Положения № 139 организатору виртуальных азартных игр необходимо обеспечить требования по хранению, резервированию и восстановлению 1Р-адресов устройств, с которых участники азартных игр принимали участие в азартной игре. Под таким 1Р-адресом устройства необходимо понимать публичный 1Р-адрес конечного сетевого оборудования (устройства), присваиваемый (назначаемый) оператором электросвязи (интернет-провайдером) абоненту и используемый данным участником.
Кроме того, отдельным постановлением № 123 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2011 г. № 1762» урегулированы вопросы, связанные с особенностями порядка функционирования и использования специальной компьютерной кассовой системы (далее - СККС), обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, с учетом норм Указа № 305. СККС представляет собой систему, позволяющую централизованно объединить все сервера букмекерских контор (тотализаторов), игровые автоматы, кассы букмекерских контор, кассы тотализаторов и кассы казино через телекоммуникационную сеть в единую базу данных, работающую в режиме реального времени (онлайн), в целях получения полной и достоверной информации о финансовых потоках игорных заведений, в том числе информации о принятых ставках, полученных (выплаченных) денежных средствах в кассе игорных заведений и, как следствие, доходах организаторов азартных игр.
Функции по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес каждого вида вместо налоговой с 1 апреля 2019 г. реализует ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу», которому переданы функции государственного органа. Оно же ведет учет оборудования организаторов азартных игр к СККС, его подключения и (или) постановки на учет посредством договора, заключенного между организатором азартных игр и мониторинговым центром. Необходимо заметить, что осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса в Республике Беларусь, могут только юридические лица Республики Беларусь и только после получения специального разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности. Правовыми нормами также урегулированы вопросы перечня и формы документов для получения лицензии, критерии соответствия оборудования необходимым требованиям, основания и причины прекращения использования такого оборудования.
Еще одной важной компонентой является нормативно-правовая норма, регулирующая возрастной ценз участия в определенных сферах игорного бизнеса. С 1 апреля 2019 г. увеличен возрастной ценз для посещения игорных заведений, в том числе виртуальных игорных заведений, а также для участия в азартных играх. Данное ограничение на посещение и участие выносится судом. ГПК, обязывает суд не только выдавать заявителю копию вступившего в законную силу решения суда об ограничении физического лица в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх, но и направлять такую копию решения в ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу». Кроме того, определены механизмы внутреннего контроля, осуществляемого организаторами азартных игр, и ответственность за их нарушения. К признакам подозрительных финансовых операций, среди прочих, относятся: хранение участником финансовой операции в течение 3-х и более месяцев денежных средств на игровом счете без фактического участия в азартных играх (при организации и (или) проведении азартных игр
посредством виртуального игорного заведения), несоответствие финансовых операций, совершаемых их участником, источникам и размерам его дохода или экономической ситуации в стране; управление рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.
Самооценка вовлеченности в проведение подозрительных операций должно проводиться организаторами азартных игр по мере необходимости, но не реже 1 раза в течение календарного года с использованием таких показателей, как коэффициент (в %) вовлеченности организатора азартных игр в проведение подозрительных финансовых операций его клиентами и величина (в %) удельного веса клиентов с высокой степенью риска.
Обобщенная информация, демонстрирующая динамику показателей развития игорного бизнеса Республике Беларусь [11] приведена в Таблице ниже.
Информация о состоянии игорного бизнеса в Республике Беларусь.
Показатели на 1 января 2019 года на 1 января 2020 года на 1 июля 2020 года на 1 января 2021 года
Количество лицензиатов 104 107 111 117
Деятельность фактически осуществляло 30 97 92 103
Количество игорных заведений, виртуальных 93 338 307 297
игорных заведений, осуществляющих
деятельность по содержанию:
Казино 30 26 18 26
залов игровых автоматов 93 191 188 195
букмекерских контор 36 158 122 102
виртуального игорного заведения 1 2
Зарегистрировано объектов налогообложения, в 6982 6925 5498 6212
том числе:
игровых столов 171 178 64 134
игровых автоматов 6609 6581 5310 5975
касс букмекерских контор 202 166 124 103
Поступление налога на игорный бизнес 47,3 млн.руб. 47,2 млн.руб. 20,8 млн.руб. 39,6 млн. ру<5.
Поступление подоходного налога с выигрышей 35,9 млн.руб. 38,8 млн. руб. 19,1 млн. рублей 37,6 млн. ру<5.
Как показывают результаты, при ужесточении требований к субъектам игрового бизнеса наблюдается снижение их количества и снижение дохода от такой деятельности, что влечет за собой уход данного бизнеса в тень. Проблема незаконной деятельности игорных заведений в России, работающих подпольно и с нарушением Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, остается актуальной до настоящего времени. Такие заведения маскируются под ночные клубы, бары, караоке и так далее. Так, в 2020 году было завершено расследование уголовного дела в отношении участников преступного сообщества, организовавших сеть виртуальных казино на территории Республики Крым и города Севастополь, данные о котором публикуются на сайте ГСУ СК РФ по Республике Крым и г. Севастополю. Двумя лицами было организовано преступное сообщество по извлечению незаконного дохода от проведения азартных игр в подпольных залах с виртуальными игровыми автоматами. Ущерб от деятельности преступного сообщества составил более 220 миллионов рублей [10].
Таким образом, по результатам исследования, можно сделать вывод о необходимости ужесточения уголовной ответственности за незаконную организацию игорной деятельности. Одновременно с этим представляется необходимым смягчить налоговую нагрузку на легальных организаторов азартных игр. Это несомненно уменьшит количество подпольных организаций и создаст благоприятную атмосферу в этой отрасли. Рассматривая в качестве примера Республику Крым, можно отметить, что в ст. 4 Закона Республики Крым от 03 декабря 2014 года «О налоге на игорный бизнес» установлены следующие налоговые ставки для тотализаторов и букмекерских контор: за один процессинговый центр тотализатора-125000,0 рублей; за один процессинговый центр букмекерской конторы-125000,0 рублей [6]. При налоговом послаблении большинство
перейдут на легальный игорный бизнес, что, в свою очередь, обеспечит видимую конкуренцию для организаторов азартных игр, создаст дополнительные рабочие места и, самое главное, будет являться источником дохода бюджета субъекта РФ, который сможет вырученные средства направлять на социально значимые объекты и иные нужды региона.
Литература и источники
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru// Дата обращения: 07.03.2021
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru// Дата обращения: 08.03.2021
3. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru// Дата обращения: 07.03.2021
4. Федеральный закон от 22.07.2014 N 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru// Дата обращения: 07.03.2021
5. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О саморегулируемых организациях» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru// Дата обращения: 08.03.2021
6. Закон Республики Крым от 03 декабря 2014 года M 21-ЗРК/2014 «О налоге на игорный бизнес» // Официальный сайт Правительства Республики Крым // URL: https://rk.gov.ru/ru/index Дата обращения: 16.03.2021
7. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 15 июня 2016 года M 624-р «Об определении границ игорной зоны на территории Республики Крым» // Официальный сайт Правительства Республики Крым // URL: https://rk.gov.ru/ru/index Дата обращения: 16.03.2021
8. Распоряжение Правительства РФ от 10 августа 2016 г. N° 1697-р «О создании игорной зоны "Красная поляна" на территории муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края» // Правовая система Гарант // URL: https://www.garant.ru/ Дата обращения: 16.03.2021
9. Решение M 2-1859/2019 2-1859/2019~М-1597/2019 М-1597/2019 от 22 августа 2019 г. Ворошиловского районного суда но делу M 2-1859/2019 // URL: https://sudact.ru/regular/doc/nJekgBGVEImt/ Дата обращения: 16.03.2021
10. Официальный сайт ГСУ СК РФ но Республике Крым и городу Севастополю // URL: https://crim.sledcom.ru/news/ item/1515740/ Дата обращения: 16.03.2021
12. Официальный сайт Министерства но налогам и сборам Республики Беларусь // URL: http://www.nalog.gov.by/ru/ deyatelnost-v-sfere-igornogo-biznesa/page/8/ Дата обращения: 16.03.2021
References and Sources
1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 26.01.1996 N 14-FZ (red. ot 27.12.2019, s izm. ot 28.04.2020) // Spravochno-pravovaya sistema Konsul'tantPlyus. [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru// Data obrashcheniya: 07.03.2021
2. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 30.12.2020) // Spravochno-pravovaya sistema Konsul'tantPlyus. [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru// Data obrashcheniya: 08.03.2021
3. Federal'nyj zakon «O gosudarstvennom regulirovanii deyatel'nosti po organizacii i provedeniyu azartnyh igr i o vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2006 N 244-FZ (poslednyaya redakciya) // Spravochno-pravovaya sistema Konsul'tantPlyus. [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru// Data obrashcheniya: 07.03.2021
4. Federal'nyj zakon ot 22.07.2014 N 278-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O gosudarstvennom regulirovanii deyatel'nosti po organizacii i provedeniyu azartnyh igr i o vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii"» // Spravochno-pravovaya sistema Konsul'tantPlyus. [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru// Data obrashcheniya: 07.03.2021
5. Federal'nyj zakon ot 01.12.2007 N 315-FZ (red. ot 03.08.2018) «O samoreguliruemyh organizaciyah» // Spravochno-pravovaya sistema Konsul'tantPlyus. [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru// Data obrashcheniya: 08.03.2021
6. Zakon Respubliki Krym ot 03 dekabrya 2014 goda M 21-ZRK/2014 «O naloge na igornyj biznes» // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Respubliki Krym // URL: https://rk.gov.ru/ru/index Data obrashcheniya: 16.03.2021
7. Rasporyazhenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 15 iyunya 2016 goda M 624-r «Ob opredelenii granic igornoj zony na territorii Respubliki Krym» // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Respubliki Krym // URL: https://rk.gov.ru/ru/index Data obrashcheniya: 16.03.2021
8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 10 avgusta 2016 g. M 1697-r «O sozdanii igornoj zony "Krasnaya polyana" na territorii municipal'nogo obrazovaniya gorod-kurort Sochi Krasnodarskogo kraya» // Pravovaya sistema Garant // URL: https://www.garant.ru/ Data obrashcheniya: 16.03.2021
9. Reshenie M 2-1859/2019 2-1859/2019~M-1597/2019 M-1597/2019 ot 22 avgusta 2019 g. Voroshilovskogo rajonnogo suda po delu M 2-1859/2019 // URL: https://sudact.ru/regular/doc/nJekgBGVEImt/ Data obrashcheniya: 16.03.2021
10. Oficial'nyj sajt GSU SK RF po Respublike Krym i gorodu Sevastopolyu // URL: https://crim.sledcom.ru/news/item/1515740/ Data obrashcheniya: 16.03.2021
12. Oficial'nyj sajt Ministerstva po nalogam i sboram Respubliki Belarus' // URL: http://www.nalog.gov.by/ru/deyatelnost-v-sfere-igornogo-biznesa/page/8/ Data obrashcheniya: 16.03.2021
РОСЕНКО МАРИЯ ИВАНОВНА - доктор политических наук, профессор, кафедра конституционного и административного права, Юридический институт, Севастопольский государственный университет.
СКРЕБЕЦ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - доктор политических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права, Юридический институт, Севастопольский государственный университет
ROSENKO, MARIA I. - Doctor of Political Science, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Law Institute of Sevastopol State University ([email protected]).
SKRЕBETS, ELENA V. - Doctor of Political Science, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Law Institute of Sevastopol State University ([email protected]).