УДК 346.7
Ерыгин Денис Алексеевич Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики» Факультет права Россия, Москва [email protected] Erygin Denis National Research University «Higher School of Economics» Faculty of Law Russia, Moscow
ВЕДЕНИЕ БУКМЕКЕРСКОГО БИЗНЕСА В РОССИИ, БЕЛАРУСИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
Аннотация: в статье анализируются основные правовые ограничения ведения букмекерского бизнеса в России, Беларуси и Великобритании, определяются цели и последствия их установления. Обосновывается необходимость создания в России эффективного механизма разрешения споров между букмекерскими организациями и игроками. Автор приходит к выводу о том, что требования к осуществлению деятельности по организации азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, установленные российским законодательством, сами по себе являются целесообразными, но ввиду их чрезмерного количества они ограничивают развитие букмекерского рынка.
Ключевые слова: организация азартных игр, букмекерский бизнес, букмекерская контора, тотализатор, обязательства из игр и пари, ставки на спорт.
V W _
вопросы российской юстиции 72
THE CONDUCT OF BOOKMAKING BUSINESS IN RUSSIA, BELARUS AND THE UNITED KINGDOM: BASIC REQUIREMENTS AND
PRACTICAL PROBLEMS Annotation: the article examines the main legal restrictions of conducting a bookmaking business in Russia, Belarus and the United Kingdom, defines the goals and consequences of their establishment. There is a justification of necessity of creating an effective dispute resolution mechanism between bookmaking organizations and players in Russia. The author comes to the conclusion that the requirements for the organization of gambling in betting shops and totes, established by Russian legislation, are themselves appropriate, but due to their excessive number, they limit the development of the betting market.
Key words: organization of gambling, bookmaking business, betting shop, tote, betting and gaming obligations, sports betting.
В большинстве современных государств в той или иной степени сложилась система контроля за ведением бизнеса на своей территории, в особенности это касается тех видов предпринимательской деятельности, которые могут непосредственным образом влиять на физическое и психологическое здоровье населения, а также его финансовое благополучие. К подобным видам бизнеса, несомненно, относится предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр.
Как правило, законодатели разных государств в понятие «азартная игра» включают различные карточные игры, игры на игровых автоматах, игры на тотализаторе и игры в букмекерских конторах. Во многих странах, в том числе в России, букмекерская деятельность и деятельность по организации азартных игр на тотализаторе регулируется практически идентичным образом, что логично проистекает из того, что оба вида бизнеса основаны на пари - азартной игре, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет. Основная разница между ними заключается в том, что тотализатор организует
заключение пари между его участниками, а букмекерская контора сама является как организатором, так и участником пари. В настоящей работе понятия «букмекерская деятельность», «букмекерская организация» включают в себя понятия «деятельность по организации азартных игр в букмекерской конторе» и «деятельность по организации азартных игр в тотализаторе», а также, соответственно, понятия «букмекерская контора» и «тотализатор», кроме случаев, когда в целях понимания различий в правовом регулировании данных форм организации азартных игр потребуется разделение приведенных выше терминов.
Букмекерская деятельность как объект правового анализа представляет особый интерес по ряду причин: 1) ставки на спорт и некоторые другие события (например, политические) являются, пожалуй, самой доступной и популярной разновидностью азартных игр; 2) их правовое регулирование постоянно меняется и в последнее время все больше государств отказываются от полного запрета букмекерской деятельности. С одной стороны, возникновение такой тенденции обусловлено необходимостью сокращения рынка нелегальных букмекерских услуг и защиты игроков от потенциального неисполнения букмекерами обязательств по выплате выигрышей. С другой стороны, очевидна некоторая социально-экономическая польза от легализации букмекерской деятельности, которая выражается, в частности, в пополнении государственного бюджета за счет уплаты налогов, образовании новых рабочих мест и финансировании спорта. Однако не стоит забывать о том, что только профессионалы способны стабильно получать доход от заключения пари, и массовое увлечение населения ставками на спорт, которое сегодня наблюдается в России, гарантированно приводит к снижению его финансового благополучия. В связи с этим законодателю стоит с особой осторожностью подходить к правовому регулированию букмекерской деятельности и помнить о необходимости соблюдения баланса между интересами букмекеров и игроков.
По мнению различных экспертов и представителей букмекерского бизнеса, российское законодательство о букмекерской деятельности является излишне «противоречивым», «запутанным» и «жестким», что снижает конкуренцию на букмекерском рынке и препятствует совершенствованию качества букмекерских услуг [1]. В данной работе представляется интересным проанализировать, действительно ли правовое регулирование букмекерского бизнеса в России соответствует представленным выше характеристикам, в особенности в сравнении с его регулированием в других юрисдикциях, среди которых особое внимание стоит уделить Беларуси и Великобритании.
В Беларуси, которая состоит с Россией в Союзном государстве и имеет схожую с ней правовую систему, прослеживается заметно более либеральная политика правового ограничения игорного бизнеса по сравнению с Россией, что выражается, например, в отсутствии запрета на размещение казино в населенных пунктах и легализации онлайн-казино. Великобритания же является одним из лидеров мирового игорного рынка, в частности, по валовому доходу от азартных игр и темпам его роста (по данным аналитической компании First Gaming), а также, по мнению экспертов, обладает наиболее развитой и совершенной системой правового регулирования игорного бизнеса [2].
В Европе переломный этап развития современной системы правового регулирования азартных игр пришелся на вторую половину 2000-х годов. В этот период как странами Западной Европы (Великобритания, Италия, Франция, Испания), так и странами СНГ (Беларусь, Казахстан) были приняты нормативные акты, принципиально изменившие регламентирование игорного бизнеса [2]. Россия в этом смысле не отстала от зарубежных тенденций: в 2006 г. был принят Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее -Закон об азартных играх) [3]. При этом он практически не регулировал деятельность букмекерских организаций до того момента, как в 2014 г. в него
были внесены соответствующие изменения. В Беларуси основу регулирования предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса составляют Указ Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 № 9 «Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса» (далее -Положение об игорном бизнесе в Беларуси) [4] и Указ Президента Республики Беларусь от 07.08.2018 № 305 «О совершенствовании правового регулирования игорного бизнеса» (далее - Указ Президента РБ № 305) [5]. В Великобритании базовым актом, регулирующим игорный бизнес, является принятый в 2005 г. Акт об азартных играх (Gambling Act 2005) [6].
В большинстве стран для осуществления букмекерского бизнеса необходимо получение лицензии или иного специального разрешения от компетентных государственных органов. Лицензирование букмекерских организаций в России проводится в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [7] и Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» [8].
В последнем из указанных актов содержится широкий перечень лицензионных требований, содержание которых более подробно раскрывается в Законе об азартных играх. Среди них есть требования к имуществу букмекерской организации, например, к недвижимым объектам, на территории которых располагается букмекерская контора и тотализатор, а также к специальному оборудованию для приема, учета и обработки ставок. Особые требования установлены к учредителям (участникам) организаторов азартных игр: они не должны иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления.
В Указе Президента РБ № 305 содержатся схожие с российскими лицензионные требования в части мест расположения букмекерских контор и тотализаторов. Однако требования к отсутствию судимости у учредителя и
руководителя букмекерской организации установлены только в отношении букмекеров, принимающих ставки онлайн. Общим же лицензионным требованием ко всем организациям в сфере игорного бизнеса является наличие у их руководителя или заместителя руководителя стажа работы в сфере игорного бизнеса в должности руководителя или заместителя руководителя не менее 3 лет. Представляется, что подобное ограничение серьезным образом должно влиять на количество лицензированных организаторов азартных игр. В то же время наличие у руководителя букмекерской организации релевантного опыта может являться своеобразной гарантией ее финансовой стабильности.
В России, в соответствии с п. 6, 9, 10 ст. 6 Закона об азартных играх, букмекерские конторы и тотализаторы должны соответствовать следующим лицензионным требованиям, гарантирующим их финансовую стабильность: 1) стоимость чистых активов организации в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не должна составлять менее 1 миллиарда рублей; 2) минимальный размер уставного капитала должен составлять 100 миллионов рублей. Помимо этого, букмекерские конторы должны иметь банковскую гарантию исполнения обязательств перед участниками азартных игр, при этом срок ее действия не может составлять менее 5 лет, а размер - менее 500 миллионов рублей.
Стоит согласиться с Т.Р. Никитиной и И.А. Степановым, которые считают данные требования довольно жесткими, особенно в сравнении с законодательными требованиями к более социально ориентированным, по мнению авторов, сферам бизнеса - страхованию и туризму [9, с. 100].
А.В. Анцыгин отмечает наличие схожего лицензионного требования в законодательстве Болгарии: разрешение на осуществление деятельности по организации азартных игр могут получить только организации с капиталом не менее 500 тысяч левов (около 19,5 млн рублей) [10, с. 63]. Положение об игорном бизнесе в Беларуси и британский Акт об азартных играх подобных требований к активам букмекерских организаций не содержат.
В британском Акте об азартных играх приводятся цели лицензирования организаторов азартных игр: предотвращение того, чтобы азартные игры выступали источником преступлений и правонарушений или использовались для поддержки преступности; обеспечение того, чтобы азартные игры проводились честно и открыто; защита детей и других уязвимых лиц от причинения вреда в результате увлечения азартными играми. В указанном акте устанавливаются несколько видов букмекерской деятельности: организация приема ставок в букмекерской конторе и тотализаторе (general betting operating), организация приема ставок в тотализаторе (pool betting operating) и оказание посреднических услуг по содействию в совершении и принятии ставок (betting intermediary operating). Для каждого из данных видов деятельности необходимо получение отдельной лицензии. Кроме того, специальная лицензия требуется для букмекеров, принимающих ставки в Интернете, по телефону, телевизору, радио или с помощью любой другой информационной технологии (remote operating licence).
В Великобритании не установлены четкие лицензионные требования к букмекерам. Государственный регулятор в лице Комиссии по азартным играм (Gambling Commission) принимает решение о предоставлении лицензии на основе таких абстрактно сформулированных в Акте об азартных играх критериев, как пригодность заявителя для осуществления лицензируемой деятельности, пригодность оборудования заявителя для использования в связи с лицензируемой деятельностью, добросовестность и компетентность заявителя или лица, имеющего отношение к заявке на получение лицензии, финансовое и иное положение заявителя.
Если в России и Беларуси лицензия на осуществление букмекерской деятельности предоставляется без указания срока ее действия, то в Великобритании Комиссия по азартным играм вправе определить различные сроки действия лицензий в зависимости от конкретного вида деятельности по организации азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. В то же
W W _
вопросы российской юстиции 78
время у британских букмекерских организаций есть право на продление полученной лицензии.
Можно сделать вывод о том, что из трех анализируемых стран только в России и Беларуси установлены четкие и при этом довольно жесткие лицензионные требования к букмекерским организациям. В Великобритании широкие полномочия определять соответствие или несоответствие организации требованиям к осуществлению букмекерской деятельности предоставлены регулятору, что с одной стороны, позволяет проявлять гибкость при анализе такого соответствия, но с другой, открывает простор для потенциального произвола со стороны лицензирующего органа.
Для устранения избыточного государственного регулирования предпринимательской деятельности в России был имплементирован такой развитый в США и Великобритании институт, как саморегулируемые организации (далее - СРО). Они призваны объединять субъектов определенного вида предпринимательской деятельности и устанавливать для них единые стандарты и правила, а также осуществлять контроль за их соблюдением. По общему правило, членство в СРО является добровольным, однако в отношении определенных видов деятельности законом установлено обязательное членство.
В частности, п. 1.1 ст. 6 Закона об азартных играх обязывает букмекерские конторы и тотализаторы состоять в СРО организаторов азартных игр в букмекерских конторах или СРО организаторов азартных игр в тотализаторах. Принятие в 2014 г. данной нормы можно рассматривать двояко. С одной стороны, законодатель признает необходимость дополнительного контроля за столь опасной для финансового благосостояния населения деятельностью, как оказание букмекерских услуг, ставя ее в один ряд с деятельностью арбитражных управляющих и аудиторов, для которых членство в соответствующей СРО так же является обязательным. С другой стороны, государство делегирует букмекерам право самостоятельно устанавливать для себя дополнительные требования и меры контроля за их соблюдением.
В российской правовой доктрине ведется широкая дискуссия относительно эффективности существования СРО в принципе. Заслуживает внимания мнение Е.А. Павлодского относительно того, что объединение субъектов предпринимательства в подобные ассоциации целесообразно лишь в том случае, когда их образование не будет сведено к «созданию новых мини-министерств, осуществляющих двойное регулирование и являющихся дополнительным бременем в сфере предпринимательства» [11, с. 41].
На данный в момент в России параллельно действуют две СРО организаторов азартных игр в букмекерских конторах и одна СРО конноспортивных тотализаторов [12]. Анализ стандартов и правил, установленных указанными организациями, показывает, что данные акты преимущественно дублируют нормы Закона об азартных играх и других нормативных правовых актов Российской Федерации и не содержат принципиально новых положений, которые дополнительно защищали бы клиентов букмекерских контор и тотализаторов или же влияли на качество оказания букмекерских услуг [13].
Однако помимо развития дополнительного регулирования деятельности букмекеров СРО наделены законом другой важной функцией - формирование компенсационного фонда за счет взносов своих членов как способа обеспечения обязательств букмекеров перед участниками азартных игр. В соответствии с п. 8-11 ст. 14.2 Закона об азартных играх компенсационный фонд СРО букмекерских организаций формируется исключительно в денежной форме и должен составлять для СРО букмекерских контор не менее 300 млн рублей при условии размера взноса каждой из них в размере не менее 30 млн рублей, а для СРО тотализаторов - не менее 100 млн рублей при минимальной сумме взноса в 10 млн рублей. Представляется, что закрепление в законодательстве таких мер, как обязательное членство букмекерских организаций в СРО и создание в них компенсационных фондов, оправданно, поскольку они служат дополнительной защитой прав и интересов игроков.
Стоит отметить, что обязанность букмекеров состоять в саморегулируемых организациях предусмотрена только в России. В других
государствах членство букмекеров в профессиональных ассоциациях является добровольным, и данные организации обладают меньшим объемом полномочий по сравнению с тем, который предоставлен им российским законодательством об СРО. Если в Великобритании правовую и информационную поддержку своих членов осуществляет Ассоциация британских букмекеров (The Association of British Bookmakers), то в Беларуси в принципе не создано какой-либо ассоциации букмекеров.
Опыт Великобритании является уникальным с точки зрения защиты прав как самих букмекеров, так и потребителей их услуг: в ней с 1998 г. действует Independent Betting Adjudication Service (IBAS) - специальное третейское учреждение, рассматривающее споры между букмекерскими организациями, зарегистрированными в IBAS и признающими его юрисдикцию, и их клиентами. IBAS действует независимо от государственного регулятора в лице Комиссии по азартным играм, что должно гарантировать его беспристрастность при разрешении споров, связанных с букмекерской деятельностью. Несмотря на то, что IBAS является третейским судом, его решения, предписывающие букмекеру-ответчику выплатить клиенту-истцу денежную сумму размером до 10 тысяч фунтов стерлингов, являются обязательными для букмекерских организаций и подлежат принудительному исполнению. При превышении указанной суммы у букмекера появляется право на рассмотрение данного спора в государственном суде. Потребители букмекерских услуг обладают аналогичным правом вне зависимости от каких-либо обстоятельств [14].
В России и Беларуси споры между букмекерами и игроками разрешаются судами общей юрисдикции, при этом согласно п. 1 ст. 1062 и п. 5 ст. 1063 Гражданского кодекса РФ судебной защите подлежат лишь требования лиц, принявших участие в пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором пари, а также требования, связанные с невыплатой организатором пари положенного игроку выигрыша [15]. Однако клиенты букмекерских организаций относительно нечасто реализуют право на судебную защиту своих прав, что можно объяснить
нежеланием нести судебные расходы, а также длительными сроками рассмотрения и разрешения дел.
В последнее время игроки добиваются выплаты положенных им выигрышей путем направления соответствующего требования в банк, выдавший букмекерской конторе банковскую гарантию, либо путем обращения с жалобой на действия букмекерской организации в СРО, в которой она состоит, или в Федеральную налоговую службу, осуществляющую лицензирование букмекерской деятельности [16]. Еще одним специфическим способом разрешения подобных споров является заполнение специальной формы на сайте интернет-портала «Рейтинг Букмекеров», который выступает неформальным арбитром в спорах, связанных не только с невыплатой выигрышей, но и, например, с блокировкой аккаунтов игроков на сайтах букмекерских организаций [17]. Однако ни один из перечисленных способов разрешения споров между игроками и букмекерами не гарантирует исполнение последними своих обязательств, что существенно подрывает доверие к букмекерскому бизнесу.
Радикальный рост интернет-аудитории по всему миру привел к заметному увеличению доли ставок, совершаемых с использованием сети Интернет, в связи с чем стала очевидной необходимость специального правового регулирования дистанционной букмекерской деятельности. Так, с 2014 г. в п. 3.1 ст. 4 Закона об азартных играх закреплено понятие «интерактивная ставка», под которой понимаются денежные средства, в том числе электронные, передаваемые с использованием сети Интернет или любых других информационно-телекоммуникационных сетей, а также средств связи. Помимо этого, в российское законодательство были включены правила учета, обработки и перевода интерактивных ставок.
Положение об азартных играх Беларуси содержит понятия «букмекерская онлайн-игра», «онлайн-игра тотализатора» «виртуальное игорное заведение», а также ряд прав и обязанностей организаторов и посетителей виртуального игорного заведения, в частности, порядок идентификации последних.
Регулирование онлайн-букмекинга в Великобритании в основном сводится к закреплению в Акте об азартных играх понятий «дистанционное совершение ставок» («remote betting») и «организатор дистанционного приема ставок» («remote betting operator»). Стоит также отметить, что в отличие от России, в Беларуси и Великобритании букмекерская организация обязана получить специальную лицензию на осуществление деятельности по организации приема ставок с использованием Интернета и других информационных технологий.
Рост рынка дистанционной букмекерской деятельности осложнил контроль за финансовыми операциями букмекерских организаций, принимающих ставки в Интернете. Для предотвращения нелегального оборота денежных средств, связанных с букмекерским бизнесом, в Закон об азартных играх были внесены нормы, предписывающие создание специального посредника между игроками и букмекерами в виде Центра учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС). ЦУПИС является кредитной организацией, учредителем которой может выступать только СРО букмекерских контор или СРО тотализаторов, при этом одна подобная организация вправе учредить только один ЦУПИС.
Основные функции ЦУПИС состоят в том, чтобы принимать денежные средства от игроков, совершающих интерактивные ставки, и зачислять их на банковский счет букмекерской организации, открытый в ЦУПИС, а также вести учет средств на таком банковском счете. При этом выплата выигрышей игрокам производится букмекерами с их банковских счетов, открытых в ЦУПИС, на банковские счета игроков, которые также открыты в ЦУПИС. Иным вариантом выплаты выигрыша является увеличение остатков электронных денежных средств на электронных средствах платежа («электронных кошельках») игроков, доступ к которым предоставляется ЦУПИС.
Представляется, что закрепление в Законе об азартных играх такой организации, как ЦУПИС, действительно должно способствовать повышению прозрачности букмекерского бизнеса в целом и предотвращению отмывания незаконно приобретенных денежных средств с помощью букмекерских контор
и тотализаторов в частности. В то же время появление финансового посредника между букмекерами и игроками привело к такому негативному явлению, как двойная идентификация игрока в букмекерской организации и в ЦУПИС, в результате чего увеличился спрос на услуги нелицензированных (оффшорных) букмекерских организаций. Федеральным законом от 03.07.2019 № 169-ФЗ процедура идентификации игрока была упрощена и теперь игроку достаточно пройти ее только в ЦУПИС [18], что, несомненно, должно положительным образом сказаться на росте рынка легального букмекерского бизнеса.
В Беларуси действует иная система контроля за денежными средствами, которые поступают букмекерским организациям от совершения ставок. Согласно п. 9 Положения об игорном бизнесе в Беларуси касса букмекерской конторы (тотализатора) до ее использования для организации и (или) проведения азартных игр подлежит постановке на учет в специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса. Подключение букмекерских касс к указанной системе является одним из условий получения лицензии на осуществление букмекерской деятельности. Учет букмекерских касс осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Мониторинговый центр по игорному бизнесу», которое в отличие от ЦУПИС не является финансовым посредником между букмекерами и игроками, а лишь выполняет функцию учета денежных средств.
Букмекеры обязаны направлять в мониторинговый центр сведения о принятых ставках, а также как о выплаченных выигрышах, так и возвращенных, несыгравших ставках. Кроме того, букмекерские организации, принимающие ставки в Интернете, обязаны предоставить мониторинговому центру удаленный доступ к виртуальному игорному заведению (информационной системе, состоящей из сайта букмекера и соответствующих программ и технических средств) в целях контроля за указанной деятельностью, а также соблюдать другие требования, установленные Положением об игорном бизнесе в Беларуси.
В Великобритании не существует специальной системы учета за финансовыми операциями букмекерских организаций: соответствующие контрольные функции распределены между Налоговым управлением Великобритании (Her Majesty's Revenue and Customs), Разведывательным подразделением по спортивным ставкам Комиссии по азартным играм (Sports Betting Intelligence Unit) и различными правоохранительным органами.
Помимо создания ЦУПИС и ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу», в России и Беларуси установлены дополнительные меры по повышению прозрачности букмекерского бизнеса. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.05.2015 № 452 «О дополнительных требованиях к организаторам азартных игр» [19] букмекерская организация, осуществляющая прием интерактивных ставок, обязана использовать только одно доменное имя, которое зарегистрировано на ее имя либо в отношении которого ей переданы права администрирования, а также обязана «хранить на территории Российской Федерации информацию о принятых интерактивных ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах, а также о развитии и об исходе событий, от которых зависит результат пари». В п. 10.6 Положения об игорном бизнесе в Беларуси содержится запрет на организацию азартных игр в Интернете с помощью сайтов, доменные имена которых не указаны в лицензии.
Во многих странах букмекерские организации добровольно финансируют профессиональный спорт, заключая спонсорские договоры со спортивными клубами и лигами. Однако в России подобная финансовая поддержка является не только правом, но и обязанностью букмекеров. Так, согласно п. 1 ст. 6.2 Закона об азартных играх букмекерская контора, принимающая ставки на определенные спортивные соревнования, обязана заключать соглашения об использовании символики и наименований данных спортивных соревнований с их организаторами в лице общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг, и «на основании таких соглашений осуществлять целевые отчисления от азартных игр, направляемые на финансирование мероприятий по развитию профессионального спорта и
детско-юношеского спорта». Представляется, что закрепление подобного требования полностью оправданно ввиду того, что букмекерский бизнес существует во многом благодаря профессиональному спорту, и сами букмекеры должны быть заинтересованы в его всестороннем развитии.
Проведенный анализ позволяет говорить о том, что сегодня в Великобритании, Беларуси и особенно России действует сложный правовой комплекс мер ограничения букмекерского бизнеса. В России приняты такие меры, как лицензирование букмекерской предпринимательской деятельности, обязательное членство в саморегулируемых организациях букмекеров, создание ЦУПИС как финансового посредника между букмекерами и игроками и многие другие. Беларусь в основном ограничилась такими мерами, как лицензирование и создание специального органа по учету принятых букмекерами ставок и доходу по ним. В Великобритании из принятых в России и Беларуси способов ограничения букмекерского бизнеса существует только лицензирование, при этом лицензионные требования в данной стране сформулированы довольно абстрактно. Несмотря на это, Великобритания остается страной с наиболее развитым и прибыльным рынком букмекерских услуг, что не в последнюю очередь связано с особенностями его правового регулирования.
Российское законодательство о букмекерской деятельности, состоящее из множества нормативных правовых актов разного уровня, действительно можно назвать чрезмерно строгим и запутанным. С одной стороны, это негативно влияет на качественное и количественное развитие рынка букмекерских услуг, но с другой стороны, упомянутые требования к ведению букмекерского бизнеса в России нельзя однозначно назвать неоправданными, поскольку они направлены на обеспечение его финансовой стабильности и прозрачности. При этом остается нерешенной такая важная практическая проблема, как отсутствие эффективного механизма по разрешению споров о невыплате игрокам положенных выигрышей и различных бонусов, о блокировках аккаунтов игроков на сайтах букмекерских организаций и других споров между данными субъектами.
Для создания оптимальной модели правового регулирования букмекерского бизнеса российский законодатель должен изучать соответствующий опыт зарубежных стран. При выработке правовой политики в рассматриваемой сфере необходимо соблюдать баланс между защитой прав и интересов игроков и установлением возможностей для здоровой конкуренции на рынке букмекерских услуг, роста его прибыльности и прозрачности, в чем заинтересованы не только сами букмекеры, но и их клиенты, а также субъекты спорта. Экономическое развитие букмекерского рынка также должно положительно влиять на доходность государственного бюджета и способствовать появлению новых рабочих мест. Стоит согласиться с исследователем И.Н. Романовой в том, что ужесточение законодательства в данной сфере не повлечет серьезного падения спроса на букмекерские услуги, а лишь увеличит число интерактивных ставок, совершаемых в букмекерских конторах и тотализаторах, зарегистрированных за рубежом, в том числе в оффшорных зонах [20, с. 17-18]. Остается надеяться, что российский законодатель продолжит тенденцию совершенствования законодательства о букмекерской деятельности, которая проявилась в устранении проблемы двойной идентификации игроков.
Список литературы:
1. Тонян А. Рискованная ставка. Почему иностранные букмекеры не идут в Россию [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/biznes/365507-riskovannaya-stavka-pochemu-inostrannye-bukmekery-ne-idut-v-rossiyu.
2. Обзор игорного рынка в ведущих европейских странах [Электронный ресурс]. URL: https://rub90.ru/bookie/analytics/analiticheskie-obzory/obzor-igornogo-rynka-v-vedushhih-evropejskih-stranah.
3. О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от
W W _
вопросы российской юстиции 87
29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Российская газета. - № 297. - 31 дек. 2006.
4. Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса: указ Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 № 9 (ред. от 31.10.2019) [Электронный ресурс]. URL: https: //base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=8172.
5. О совершенствовании правового регулирования игорного бизнеса: указ Президента Республики Беларусь от 07.08.2018 № 305 (ред. от 31.10.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=120559.
6. Gambling Act 2005 [Electronic resource]. URL: http: //www.legislation.gov. uk/ukpga/2005/19.
7. О лицензировании отдельных видов деятельности : федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. -2011. - № 19. - Ст. 2716.
8. О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах: постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1130 (ред. от 21.03.2019) // Собрание законодательства РФ. - 02.01.2012. - № 1. - Ст. 169.
9. Никитина Т.Р., Степанов И.А. Букмекерская деятельность в России: пари или услуга, соотношение частного и публичного права [Текст] // Закон. -2014. - № 11. - С. 95 - 103.
10. Анцыгин А.В. Сравнительно-правовое исследование законодательства России и зарубежных стран об азартных играх [Текст] // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 3. - С. 62-65.
11. Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации России // Журнал российского права. - 2009. - № 1. - С. 36-41.
12. Государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах, государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах [Электронный ресурс]. URL:
https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/adjustable/activities_organization/reestr _samoreg_bokmaker.
13. Стандарты и правила оказания услуг по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, являющихся членами Саморегулируемой организации «Ассоциация букмекерских контор» [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/MADLZ; Стандарты и правила Союза «Первая саморегулируемая организация букмекеров» [Электронный ресурс]. URL: https://bookmakersunion.ru/standart; Стандарты и правила предпринимательской деятельности организаторов азартных игр в тотализаторах «Ассоциации конно-спортивных тотализаторов» [Электронный ресурс]. URL : http : //akst-rustoto .ru/d/standartyi_i_pravila_assotsiatsii. pdf.
14. The Independent Betting Adjudication Service (IBAS) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibas-uk.com.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. -29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.
16. Отдайте мои деньги. Как игроки букмекеров добиваются выплаты выигрыша в России и на Западе [Электронный ресурс]. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2018/09/07/77730-otdayte-moi-dengi.
17. Как работает обсуждение жалоб на рейтинге букмекеров? [Электронный ресурс]. URL: https://bookmaker-ratings.ru/wiki/kak-rabotaet-obsuzhdenie-zhalob-na-reytinge-bukmekerov.
18. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения вопросов, связанных с проведением идентификации участников азартных игр : федеральный закон от 03.07.2019 № 169-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 08.07.2019. - № 27. - Ст. 3534.
19. О дополнительных требованиях к организаторам азартных игр: постановление Правительства РФ от 08.05.2015 № 452 // Собрание законодательства РФ. - 18.05.2015. - № 20. - Ст. 2918.
20. Романова И.Н. Особенности правового регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и пари: историко-правовой анализ и новый правовой режим : автореф. дис. ... канд. юрид. Наук : 12.00.03 / И.Н. Романова; [Место защиты: Моск. акад. экономики и права]. - Москва, 2008. -28 с.
V V „ Л
вопросы российской юстиции 90