тотализаторе ставок, в том числе на официальные спортивные соревнования, и выплата им выигрышей без предъявления участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность предусмотрена административная ответственность. Также образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ нарушение организатором азартной игры в букмекерской конторе и тотализаторе установленного порядка учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования. [5]
Между тем, неразрешенным остался вопрос о порядке учета лиц, которые осуществляют интерактивные ставки. Будут ли привлекаться к административной ответственности букмекерские конторы и тотализаторы за осуществление некачественного учета участников азартных игр? На кого возложена обязанность по учету таких игроков: на букмекера или центр учета переводов интерактивных ставок?
Вышеперечисленные недостатки внесенных в Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ изменений подтверждают необходимость тщательного изучения явления, которое подлежит законодательному регулированию, его генезиса, проведения социологических и юридических исследований, перед внесением каких-либо изменений.
Введение понятия интерактивной ставки, обусловленное, согласно пояснительной записке к законопроекту о его легализации, указом Президента о борьбе с незаконной игорной деятельности, может повлечь обратный эффект, что приведет к уходу криминального игорного бизнеса в киберпространство, которое отличается экстерриториальностью, высокой скоростью передачи данных, де-персонификацией участников. Указанное создает еще большие трудности в обеспечении законности в сфере организации игорной деятельности.
Список использованной литературы
1. В букмекерском деле появились «интерактивные ставки» // Независимое 06.11.2014 информационное агентство. 06.11.2014. - [Электронный ресурс]: URL: http://24rus.ru/more.php?UID=116500 (дата обращения 25.02.2015).
2. Игорное законодательство в интересах «группы лиц» // Независимая газета. 23.01.2014. - [Электронный ресурс]: URL: http://www.ng.ru/ regions/ 2014-01-23/5_gambling.html (дата обращения 25.02.2015).
3. «Интерактивная ставка» от Минфина // РБК «Ежедневная деловая газета» 18.03.2014. - [Электронный ресурс]: URL: http://www.rbcdaily.ru /news/ 562949990876272 (дата обращения 25.02.2015).
4. Интервью президента Саморегулируемой организации в сфере букмекерства Константина Макарова от 10.12.2014 корреспонденту «Рейтинга Букмекеров». - [Электронный ресурс]: URL: https:// bookmakersrating.ru/videointervyu-s-konstantinom-makarovyim-pochemu-interaktivnaya-stavka-ne-legalizatsiya-onlayn-bukmekerov/ (дата обращения 25.02.2015).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
6. Крыму — казино, онлайн-ставки — детям // Московский Комсомолец. Электронное периодическое издание «MK.ru». 27.04.2014. - [Электронный ресурс]: URL: http://www.mk.ru/social/2014 /04/27 /kryimu-kazino-onlaynstavki-detyam.html (дата обращения 25.02.2015).
7. Онлайн вне закона // Россйская ассоциация игорного бизнеса. 09.12.2014. [Электронный ресурс]: URL: http://rarib.ru/news/id/15177/ (дата обращения 25.02.2015).
8. Постановление Правительства РФ от 27.01.2014 № 60 «Об утверждении Правил ведения в букмекерских конторах и тотализаторах учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования,и Правил представления в Федеральную налоговую службу данных учета в букмекерских конторах и тотализаторах участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования» // Собрание законодательства РФ, 03.02.2014, N 5, ст. 511
9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь - М.: ИНФРА-М, 2006. - [электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
10. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 22.07.2014) // Российская газета, № 297, 31.12.2006.
11. Федеральный закон от 21.07.2014 № 222-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 166, 25.07.2014.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОМБУДСМЕНА:
КРОСС-КОНСТИТУЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Корженевская Надежда Владимировна,
аспирант ГБОУ ВПО «СурГУХМАО-Югры», г. Сургут
OMBUDSMAN INSTITUTION ESTABLISHMENT FACTORS: KROSS-CONSTITUTIONAL ANALYSIS Korzhenevskaya Nadezhda Vladimirovna, Post-graduate student of Surgut State University, Surgut
АННОТАЦИЯ
Автором статьи проводится сравнительный анализ основных предпосылок и причин широкого распространения омбудсмена на территории большинства стран мира. ABSTRACT
The author of the article presents a comparative analysis of the main preconditions and causes of wide spreading of Ombudsman institution in the most countries of the world.
Ключевые слова: омбудсмен; права человека; механизмы защиты прав человека. Key words: ombudsmen; the human rights; mechanisms to protect human rights.
Институт омбудсмена насчитывает двухсотлетнюю историю своего существования. Степень изученности вопросов о сущности и роли данного органа в системе государственной власти высока. Между тем, немногими авторами поднимался вопрос о факторах, способствующих формированию этого института и о механизмах его широкого распространения (рецепции) государствами с различными правовыми системами, в условиях разных политических режимов и нестабильной политической ситуации.
Если обратиться к опыту скандинавских стран (Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания), то можно выделить некоторые закономерности формирования этого института.
Общепризнано, что родиной института омбудсмена является Швеция. Появление нового должностного лица приходится на нелегкий период истории страны. После проигранной войны король Карл XII довольно долго находился в Стамбуле. За время отсутствия короля система государственного управления пришла в упадок, и в качестве одной из мер наведения порядка король издает (находясь еще в Стамбуле) Указ от 26 октября 1713 г. об учреждении Konungens Hogsta Ombudsmanen [2, с.38]. Данный орган был первым звеном в создании системы контроля над королевской администрацией и судебным корпусом. После чего он получил название Канцлера юстиции, а в 1809 году, в процессе принятия новой Конституции, был учрежден пост Justitie Ombudsmanen (Омбудсмена юстиции). Он был уполномочен надзирать за судами и административными органами, возбуждать судебное производство против лиц, совершивших незаконные акты при исполнении служебных обязанностей или не выполнявших должным образом своих обязанностей [2, с. 40].
Успешное функционирование органа парламентского контроля над исполнительной властью предопределило необходимость создания аналогичного института и на территории Финляндии, Норвегии и Дании, хотя исторически это произошло значительно позже.
Как было указано в одной из инструкций Дании, омбудсмену вменяется надзор за тем, чтобы никто в рамках его компетенции не преследовал незаконных целей, не принимал произвольных или необоснованных решений или каким-либо иным образом не совершал должностных нарушений или преступлений [4, с. 69]. Важными факторами формирования нового института государственного контроля были также такие факторы как: общее недоверие к гражданской службе, возросшее влияние публичного сектора и, в частности, процесс эрозии принципа разделения законодательной и исполнительной властей, угрожающий принципу министерской ответственности [1, р. 240].
Таким образом, основными причинами, способствовавшим появлению и распространению нового института, стали неэффективность власти, дефекты государственного управления, отсутствие эффективных механизмов контроля за исполнительными органами власти.
Также справедливо мнение Н.Ю. Хаманевой, подчеркивающей, что распространение института омбудсмена и включение его в конституционно-политическую систему ряда стран объясняется, прежде всего, постоянно растущим проникновением государства во все сферы жизни общества, расширением административной функции государства, ростом государственного регулирования, что приводит к умалению роли законодательной власти, упрочению позиции административного аппарата [3, с. 105]. Как следствие, необходимо было и усиливать контрольные функции в указанных областях.
Именно случаи «maladministration» («ненадлежащего управления») способствовали развитию института омбудсмена на территории стран англосаксонской семьи. Англо-американская модель, охватывающая такие страны как Великобритания, Северная Ирландия, Канада, США, характеризуется использованием прежде неизвестного термина «maladministration», предопределяя, тем самым, новые функциональные полномочия омбудсмена - содействие надлежащему исполнению своих функций чиновниками страны и предотвращение в их деятельности случаев некомпетентности, предвзятости, халатности и т.д.
Важным на данном этапе является и введение в указанных странах опосредованной формы подачи жалоб омбудсмену через члена палаты Парламента. Этот шаг был направлен на сохранение принципа министерской ответственности перед Парламентом и необходимости сохранения роли законодательного органа как основного уполномоченного органа при рассмотрении жалоб на действия исполнительной власти. Таким образом, была повышена и роль и парламентариев как участников парламентского контроля за управленческой деятельностью [3, с. 111].
Указанные обстоятельства подчеркивают ранее заявленный довод о том, что именно необходимость дополнения существующих форм контроля над администрацией способствовало успешному продвижению учреждения института омбудсмена на территории разных государств.
Нельзя обойти стороной и опыт учреждения омбудсмена во Франции. Само наименования должности - Посредник (медиатор) - говорит об особенностях данного института. В отличие от скандинавских стран, Франция является примером хорошо развитой системы административных судов, однако данное государство не отказалось от введения института омбудсмена. Интерес к идее омбудсмена был вызван кризисом административного правосудия. Гражданин оказался безоружен в защите
своих прав, так как, несмотря на все достоинства административной юстиции, она обладает и очень существенными недостатками, такими как громоздкость процедур, их чрезмерная сложность и длительность, а также, что очень важно, высокая стоимость процесса [3, с. 111].
Опыт учреждения французского Посредника позволяет прийти к выводу, что необходимость в введении такого контрольного органа как омбудсмен может быть связана не только с отсутствием действенных механизмов защиты прав человека, но и в случае дефектов в уже существующих структурах.
Наконец, анализ исторического развития института омбудсмена в поставторитарных и постколониальных странах дает основание полагать, что основным отличием омбудсменов всей анализируемой группы от классической модели омбудсманов в условиях стран со стабильной демократией является приоритет защиты прав человека перед приоритетом парламентского контроля и предупреждения случаев «ненадлежащего управления» [2, с. 197].
Учреждение данного органа сопровождалось одновременным усилением внимания международных организаций к проблеме защиты прав человека. Появление таких международных актов как: Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950, а также ряда иных документов не могло не отразиться на повышении внимания общественности и государства к вопросу об обеспечении действенных механизмов защиты прав человека.
Именно поэтому дальнейшее развитие института омбудсмена сопровождалось переходом от акцентирования внимания на парламентском контроле к реализации государственных полномочий по введению гарантий за-
щиты прав человека путем создания особого контрольного органа. При этом данный переход сопровождался и изменением в наименовании самого органа: от омбудсмена до Уполномоченного по правам человека, Народного защитника и др.
Таким образом, в современном понимании институт омбудсмена призван обеспечивать охрану прав граждан, имея при этом достаточно непрямые средства воздействия: доклады, отчеты, обращения в суды, передача информации в СМИ. Между тем, именно доступность, бесплатность и слабо формализованный способ обращения к омбудсмену делают данный институт всё более популярным среди граждан. Не будучи встроенным в существующую систему разделения властей, он позволяет более объективно проводить проверку поступивших жалоб и действенно реагировать на нарушителя прав.
Кроме того, не включенность в систему трех ветвей власти, делает этот институт индифферентным к моделям разделения власти, что приводит к его способности интегрироваться практически в любую модель.
Литература
1. Bonnor P. Ombudsmen and the Development of Public Law // European Public Law. 2003. Vol. 9 (2).
2. Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). - СПб.: Норма, 2005.
3. Хаманева Н.Ю. Защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти в Российской Феде-
рации:: диссертация... доктора юридических наук:
12.00.02 [Место защиты: Москва].
4. Хиль-Роблес А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана). М.: Ad Marginem, 1997.
РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ НА КУРОРТЕ
Кудрявцева Лариса Владимировна
Кандидат юрид. наук, доцент, Заведующий кафедрой, гражданского права и процесса, Российского
государственного, социального университета филиал в г.Анапе
THE ROLE OF LOCAL GOVERNMENTS IN REGULATING LAND RELATIONS ONSITE
Kudryavtseva Larisa, Candidate jurid. sciences, Head of the Department Civil Law and Procedure, Russian State, Social University branch in Anapa АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы регулирования земельных отношений органами местного самоуправления. Автор иллюстрирует заявленную тематику на примере муниципального образования город-курорт Анапа. ABSTRACT
The article deals with the regulation of land relations local authorities. The author illustrates the stated theme of the example of the municipal formation resort town of Anapa.
Ключевые слова: земельные участки; органы местного самоуправления; курортный регион Keywords: land; local governments; resort region
В настоящее время все большее значение в ходе становления земельных отношений приобретает местное самоуправление. Земля является главным источником формирования местного бюджета, основным условием
для развития сельскохозяйственного производства в муниципальном образовании, территорией для проживания населения. Поэтому от регулирования земельных отноше-