Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ИНТЕРАКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционный курс обучения / интерактивная коммуникация / модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда / асинхронная коммуникация / педагогическое сопровождение / автономия обучаемых / distance learning course / interactive communication / Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment / asynchronous communication / tutoring / autonomy ofleamers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Татьяна Анатольевна

В статье представлен анализ системы педагогического сопровождения, нацеленной на взаимодействие и сотрудничество участников коммуникации. Рассматриваются два типа педагогического руководства: синхронное и асинхронное. Выбор педагогического сопровождения зависит от возможностей сервисов платформы, потребностей обучаемых, уровня их компетенций. Платформа MOODLE (от англ. MOODLE модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) создаёт условия как для синхронной, так и асинхронной коммуникации. Автономия обучаемых в контексте дистанционного образования представлена как личностная характеристика и интегрированное поведение. Речь идёт также о качестве учебных ресурсов, разработанных командой педагогов и инженеров. В статье рассматриваются формы интерактивной коммуникации на основе цифровых технологий в процессе изучения иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of the system of pedagogical support, aimed at the interaction and cooperation of communication participants. Two types of tutoring are considered: synchronous and asynchronous. The choice of pedagogical support depends on the capabilities of the platform services, the needs of students, and their level of competence. The MOODLE platform (from the English. MOODLE modular object-oriented dynamic learning environment) creates the conditions for both synchronous and asynchronous communication. The autonomy of learners in the context of distance education is presented as a personal characteristic and integrated behavior. It is also about the quality of the learning resources developed by the team of educators and engineers. The article deals with the forms of interactive communication based on digital technologies in the process of learning foreign languages.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Литература:

1. Горшкова, Е.Г. Коуч-наставничество - как инструмент развития бизнеса / Е.Г. Горшкова, О.В. Бухаркова. - СПб.: РЕЧЬ, 2006. - 142 с.

2. Комлева, Н.В. Модель и инструментальные средства информационного пространства профессионального сообщества / Н.В. Комлева, Д.В. Хрипков // Междунар. научн.-практич. конф. «Технологии электронного обучения (e-Learning): возможности и перспективы» 28-29 октября 2008. -М.: МЭСИ, 2008.

3. Мальцев, Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность [текст] / Г.В. Мальцев. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1979. - 55 с.

4. Рязанова, Л.Г. Опыт организации наставничества логопедов в рамках общественной организации: сборник трудов конференции / Л.Г. Рязанова // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2021: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, Aug 13, 2021)

5. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: учеб. пособие / В.П. Симонов. - М.: Высш. образование, 2005. - 385 с.

УДК 378

ИНТЕРАКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

старший преподаватель Федорова Татьяна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования «Самарский государственный техническийуниверситет» (г. Самара)

Постановка проблемы. В условиях дистанционного обучения система педагогического сопровождения ставит перед собой задачу развития методов взаимодействия и сотрудничества участников коммуникации, что обеспечивается функционированием информационных сервисов, имеющихся в распоряжении педагога и обучаемого.

Онлайн сервисы платформы дистанционного обучения предлагают и предоставляют в распоряжение обучаемых и педагогов многочисленные инструменты и ресурсы для интерактивного взаимодействия и реализации функций тьютора в процессе изучения иностранных языков и развития иноязычных коммуникативных компетенций.

Проанализировав результаты дистанционного обучения по курсу иностранного языка на платформе МООБЬЕ (от англ. МООБЬЕ - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) в процессе подготовки инженеров в очно-заочной форме на уровне бакалавриата и магистратуры в Самарском государственном техническом университете, мы подведём итог применения интерактивных инструментов и поиска решений и новых идей для активизации сотрудничества обучаемых.

Изложение основного материала исследования. Новые информационные и коммуникационные технологии создали возможности, инженерные сервисы и интерактивные инструменты для взаимодействия обучаемых между собой и педагога с обучаемыми, благодаря методическому наполнению платформы, организации дискуссий на форумах, виртуальным классам, где задействованы информационные сервисы, создающие новое окружение и среду для обмена и взаимодействия.

Видеоконференция, чат, форум и другие интернет сервисы кардинально изменили коммуникацию преподавателя и обучаемого и саму организацию процесса обучения. Деятельность студента стала более интерактивной и индивидуализированной одновременно.

Педагогическое руководство и делегирование - это важный и необходимый этап в процессе дистанционного обучения. На современном этапе это ключ к успеху. Интеграция новых информационных технологий изменила модальность взаимодействия между педагогом и обучаемым, контакт на платформе создаёт возможности для межличностного общения с регулярным обменом информацией.

При этом различаем два типа педагогического руководства: синхронное и асинхронное, то есть сопровождение в реальном времени и отсроченный контакт. Негативным фактором является избыточное количество запаздывающей асинхронной письменной коммуникации, которая способна нарушить успешную реализацию процесса дистанционного обучения.

С уверенностью можно констатировать, что ключом и условием успешности освоения дистанционного курса является учебная коммуникация между обучаемыми. Многочисленные инструменты и сервисы платформы сделали возможным установление групповой динамики, создание интерактивного сообщества и формирование связей между обучаемыми.

В настоящий момент нашей задачей является разработка дидактического содержания, которое будет способствовать такому взаимообмену, то есть создание интерактивных модулей таких, как реализация проектов по определённой тематике для достижения специфических целей или побуждения обучаемых к взаимодействию, следуя методическим указаниям и опираясь на документы и взаимодействуя друг с другом.

Возможно также создание групп обучаемых, которые работают совместно над общей задачей, и группа, которая справляется с заданием наиболее успешно и максимально быстро, получает поощрение, что создаёт дух соревнования и мотивирует к овладению иноязычными языковыми компетенциями в установленные сроки.

Выбор направлений педагогического сопровождения в контексте дистанционного обучения зависит от возможностей сервисов платформы, потребностей обучаемых, уровня их компетенций и ожиданий, которые могут быть выражены у одних в желании работать в группе, а у других в предпочтении индивидуальной работы.

В аспекте образовательных интерактивных технологий мы принимаем во внимание три группы критериев: материальное оснащение компьютерных классов, программное обеспечение, обеспечивающее высокоскоростную телекоммуникацию, и информационные компетенции обучаемых и педагогов, включающие адаптацию к мультимедийному образованию.

Новые педагогические и образовательные технологии, разработанные для активизации интерактивной деятельности между педагогом и обучаемыми и обучаемыми друг с другом, предоставляют множество преимуществ, позволяя получить доступ в любой момент и без ограничений к учебной информации и создают условия для индивидуального формата обучения.

В противоположность классическому образованию на базе аудиторной коммуникации, где педагог очно контролирует развитие компетенций обучаемых, стратегию обучения и временной режим, в контексте дистанционного образования в форме заочного или очно- заочного обучения педагогическое сопровождение всего курса и учебных модулей представляется сложной задачей.

Однако, благодаря образовательным технологиям платформы, педагог имеет в своём распоряжении множество инструментов, которые позволяют отслеживать и контролировать прогресс обучаемых, тестировать стратегии, разработанные для освоения учебных модулей, распределение времени обучения, видов деятельности и взаимодействий между обучаемыми.

Дистанционное образование непрерывно эволюционирует и диверсифицируется, его глобализация позволяет обучаемым делать выбор между разными моделями образования в разных странах. Онлайн платформы предлагают самые различные концепции образования, включая как самообразование, так и педагогическое сопровождение. При этом все эти модели, в конечном итоге, ставят обучаемого лицом к лицу с информационными технологиями, учебными модулями и когнитивными конфликтами, которые они не могут преодолеть самостоятельно, в автономном режиме.

Вместе с тем, что в последние годы развитие информационных и коммуникационных технологий внесло много новых изменений в уровень интерактивной коммуникации, предлагая множество сервисов таких, как виртуальный класс или дискуссионные форумы, проблемы технического порядка требуют также пристального внимания.

Автономия определяется как способность обучаемого заниматься образованием самостоятельно без участия педагога или преподавателя. В контексте дистанционного образования формирование способности обучаемого к автономии представляется сложной задачей.

Автономия - это не просто личностная характеристика, но интегрированное поведение, которое в большинстве случаев должно быть развито с помощью педагога. Поскольку дистанционное обучение включает руководство развитием автономии, без которой его реализация невозможна, именно тьютор по онлайн курсу способствует поэтапному формированию автономии. Решением проблемы является перераспределение приоритетов в направлении интеграции развития автономии в процесс образования. То есть руководство и педагогическая стратегия в отношении средств обучения быть сформированы ещё до разработки технической поддержки, курса и программы. В этом случае наблюдается подъём мотивации обучаемых к процессу обучения и значительное снижение количества неуспешных результатов развития коммуникативных компетенций [1].

При этом, если обучаемый включается в дистанционное обучение, он включается в процесс автономной или полуавтономной деятельности, и понятие дистанционного образования включает в себя умение управлять временем, местом и окружением, а также эффективно организовать свою деятельность и осваивать знания.

Организация дистанционного обучения ставит сложные задачи перед обучаемыми, педагогами, учебным заведением и инженерами - программистами. Чтобы успешно освоить онлайн курс, обучаемый должен сам организовать свой познавательный процесс, распределять время на освоение учебной дисциплины, приобретение компетенций в области информационных коммуникаций и овладение навыками работы на онлайн платформе.

Успешная реализация программы дистанционного обучения зависит от качества учебных ресурсов, создаваемых педагогом, в совершенстве владеющим мультимедийными инструментами, имеющим высоко развитые компетенции в области информационных технологий, адаптированным к новым формам обучения.

Качество учебных ресурсов, размещаемых на платформе, зависит от затрат времени на создание образовательного продукта на основе информационных технологий, наличия инновационных и креативных решений, их адаптации к платформе [3].

Уровень информатизации общества в целом требует от команды разработчиков сотрудничества программистов, инженеров по информационным технологиям и педагогов с целью гарантированного эффективного управления и разработки сценариев курса дистанционного обучения.

В перспективе влияние информационных и коммуникационных технологий на методы разработки педагогических ресурсов, а также учебную и тьюторскую деятельность в среде дистанционного образования будет возрастать. Это связано с наличием многочисленных преимуществ, а именно, рациональное управление временем, индивидуальный контроль и сопровождение, игровые формы обучения, свободный и неограниченный доступ к педагогическим ресурсам, глобализация процесса. При этом ограничения деятельности немногочисленны - это проблемы технического и финансового порядка.

Информационные образовательные технологии позволяют задействовать одновременно реальные и виртуальные возможности с целью сделать процесс обучения максимально креативным, привлекательным и интерактивным. Обучаемые на платформе получают доступ к коммуникации в сети, что позволяет осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Развивается коллективный интеллект и преумножаются знания каждого в отдельности, поскольку совместная деятельность отдельных индивидов более эффективна, чем их изолированная деятельность [2].

Цифровая педагогическая платформа позволяет повысить также и уровень интерактивности между педагогом и обучаемыми. Очевидно, что информационные и коммуникационные технологии в дистанционном обучении внесли вклад и на уровне педагогическом, позволяя заниматься инновационной и креативной деятельностью, привлекательной для обучаемых любого возраста и целевой группы.

Условием успешной учебной деятельности на основе модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды является работа в группе, сотрудничество и взаимопомощь обучаемых.

Платформа для дистанционного обучения служит также для презентации, обмена и создания педагогических ресурсов. Она способствует большей мобильности информации и зависит при этом от межличностной динамики. Сокращая время и пространство, платформа использует существующие средства дистанционной коммуникации, обеспечивая системную межличностную когерентность. Эта динамика мобилизует и преподавателей иностранных языков, работающих в команде дистанционно и совместно создающих дидактические ресурсы, адаптированные к среде обучения. Распределяя функции, они разрабатывают концепции и модели обучающих курсов на основе сотрудничества в дистанционном режиме.

Совершенно очевидно, что информационные и коммуникационные технологии в обучающей среде обеспечивают эффективность интерактивных контактов между обучаемыми и педагогом и обучаемыми.

Выводы. Интеграция платформы МООБЬЕ (от англ. МООБЬЕ - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) в качестве инструмента и средства разработки и продвижения педагогических ресурсов в дистанционный образовательный процесс инженерного вуза успешно реализуется на уровне бакалавриата и магистратуры в очно-заочной форме обучения.

Методика разработки курса иностранного языка, как и инструменты интерактивной деятельности в процессе его реализации успешно развиваются и совершенствуются, дополняясь новыми наряду с традиционными: видеоконференциями, форумами, чатами, виртуальными классами.

Обучение иностранным языкам на основе информационных технологий нацелено на то, чтобы сделать процесс обучения игровым, мотивирующим к плодотворной интерактивной и креативной деятельности, наполненным открытиями, межличностными контактами в дистанционном формате, успешно развивающимися иноязычными компетенциями с минимальным количеством неудач. Многочисленные инструменты и сервисы платформы способствуют реализации этих задач, как и решению возникающих объективных проблем.

Аннотация. В статье представлен анализ системы педагогического сопровождения, нацеленной на взаимодействие и сотрудничество участников коммуникации. Рассматриваются два типа педагогического руководства: синхронное и асинхронное. Выбор педагогического сопровождения зависит от возможностей сервисов платформы, потребностей обучаемых, уровня их компетенций. Платформа MOODLE (от англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) создаёт условия как для синхронной, так и асинхронной коммуникации. Автономия обучаемых в контексте дистанционного образования представлена как личностная характеристика и интегрированное поведение. Речь идёт также о качестве учебных ресурсов, разработанных командой педагогов и инженеров. В статье рассматриваются формы интерактивной коммуникации на основе цифровых технологий в процессе изучения иностранных языков.

Ключевые слова: дистанционный курс обучения, интерактивная коммуникация, модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, асинхронная коммуникация, педагогическое сопровождение, автономия обучаемых.

Annotation. The article presents an analysis of the system of pedagogical support, aimed at the interaction and cooperation of communication participants. Two types of tutoring are considered: synchronous and asynchronous. The choice of pedagogical support depends on the capabilities of the platform services, the needs of students, and their level of competence. The MOODLE platform (from the English. MOODLE - modular object-oriented dynamic learning environment) creates the conditions for both synchronous and asynchronous communication. The autonomy of learners in the context of distance education is presented as a personal characteristic and integrated behavior. It is also about the quality of the learning resources developed by the team of educators and engineers. The article deals with the forms of interactive communication based on digital technologies in the process of learning foreign languages.

Key words: distance learning course, interactive communication, Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, asynchronous communication, tutoring, autonomy oflearners.

Литература:

1. Bucheton, D. L'agir enseignant: des gestes professionnels ajustés / D. Bucheton. - Toulouse: Octarès éditions, 2009. - 284 p.

2. Michaud, G. L'enseignement des langues par la tâche: le cas d'un cours visant les compétences informationnelles / G. Michaud, A. Desaulniers // Nouvelle Revue Synergies Canada. - 2018. - № 11. -P. 1-11

3. Vanel, T. Guide du cybercours 1: le multimédia et les profs / T. Vanel. - Paris: Didier, 2000. - 144 p. УДК 378.2

ПРИНЦИПЫ ХЬЮТАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат педагогических наук, доцентХлыбоеа МаринаАнатолъеена Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (г. Пермь)

Постановка проблемы. В условиях ускоренного развития цифровых процессов вопрос непрерывного педагогического образования рассматривается в контексте формирования у педагогов компетенции в области знания основ и использования информационных технологий. Эффективное владение профессиональными компетенциями, в том числе и цифровыми компетенциями, является критерием успешности современного педагога.

Непрерывность педагогического образования в современных условиях предусматривает, прежде всего, совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области применения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.