Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ХЬЮТАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИНЦИПЫ ХЬЮТАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / хьютагогика / непрерывное образование / самостоятельное обучение / профессиональное образование / обучение взрослых / digital educational environment / heutagogy / lifelong education / self-determined learning / professional education / adult education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлыбова Марина Анатольевна

Статья посвящена вопросам рассмотрения принципов хьютагогики в контексте непрерывного педагогического образования в условиях цифрового обучения. Автором подчеркивается, что потребность преподавателей в осуществлении непрерывного профессионального образования происходит с учетом принципов хьютагогики. В статье отмечается, что в центре хьютагогики стоит взрослый человек, осознанно и самостоятельно управляющий процессом своего обучения. В статье описаны основные положения и принципы реализации хьютагогики, современной концепции самостоятельного обучения. Хьютагогика позволяет индивидуально подходить к выбору путей и способов профессионального и личностного саморазвития, выступает как новая парадигма образования, в которой обучающийся является менеджером своих знаний. Учет перечисленных в статье принципов хьютагогики в контексте непрерывного педагогического образования направлен на создание оптимальных условий самоуправления процессом профессионального развития в цифровой образовательной среде. Хьютагогика аккумулирует лучшие инновационные практики в организации непрерывного профессионального образования как образе жизни, в поиске эффективных стратегий саморазвития человека путем осознанного включения в образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses principles of heutagogy in the context of continuous pedagogical education in digital educational environment. The author emphasizes the demand for teachers in the realization of continuous professional education while taking the principles of heutagogy into account. The article notes that the heutagogy provides an approach to adult education that is based on learner determined learning. The article describes the main principles for the implementation of heutagogy, being a modem concept of selfdetermined learning. Heutagogy allows to take individual path and means of professional and personal self-development, acts as a new paradigm of education, in which the student becomes a manager of his knowledge. Heutagogy, the study of self-determined learning, may be viewed as a natural progression from earlier educational methodologies and may well provide the optimal approach to learning in the twenty-first century in a digital educational environment. Heutagogy provides a framework and identifiable techniques that develop aspects of capability and the capacity for lifelong learning, accumulates the best innovative practices in the organization of continuous professional education as a way of life, in search for effective strategies for self-development.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ХЬЮТАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Методика разработки курса иностранного языка, как и инструменты интерактивной деятельности в процессе его реализации успешно развиваются и совершенствуются, дополняясь новыми наряду с традиционными: видеоконференциями, форумами, чатами, виртуальными классами.

Обучение иностранным языкам на основе информационных технологий нацелено на то, чтобы сделать процесс обучения игровым, мотивирующим к плодотворной интерактивной и креативной деятельности, наполненным открытиями, межличностными контактами в дистанционном формате, успешно развивающимися иноязычными компетенциями с минимальным количеством неудач. Многочисленные инструменты и сервисы платформы способствуют реализации этих задач, как и решению возникающих объективных проблем.

Аннотация. В статье представлен анализ системы педагогического сопровождения, нацеленной на взаимодействие и сотрудничество участников коммуникации. Рассматриваются два типа педагогического руководства: синхронное и асинхронное. Выбор педагогического сопровождения зависит от возможностей сервисов платформы, потребностей обучаемых, уровня их компетенций. Платформа MOODLE (от англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) создаёт условия как для синхронной, так и асинхронной коммуникации. Автономия обучаемых в контексте дистанционного образования представлена как личностная характеристика и интегрированное поведение. Речь идёт также о качестве учебных ресурсов, разработанных командой педагогов и инженеров. В статье рассматриваются формы интерактивной коммуникации на основе цифровых технологий в процессе изучения иностранных языков.

Ключевые слова: дистанционный курс обучения, интерактивная коммуникация, модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, асинхронная коммуникация, педагогическое сопровождение, автономия обучаемых.

Annotation. The article presents an analysis of the system of pedagogical support, aimed at the interaction and cooperation of communication participants. Two types of tutoring are considered: synchronous and asynchronous. The choice of pedagogical support depends on the capabilities of the platform services, the needs of students, and their level of competence. The MOODLE platform (from the English. MOODLE - modular object-oriented dynamic learning environment) creates the conditions for both synchronous and asynchronous communication. The autonomy of learners in the context of distance education is presented as a personal characteristic and integrated behavior. It is also about the quality of the learning resources developed by the team of educators and engineers. The article deals with the forms of interactive communication based on digital technologies in the process of learning foreign languages.

Key words: distance learning course, interactive communication, Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, asynchronous communication, tutoring, autonomy oflearners.

Литература:

1. Bucheton, D. L'agir enseignant: des gestes professionnels ajustés / D. Bucheton. - Toulouse: Octarès éditions, 2009. - 284 p.

2. Michaud, G. L'enseignement des langues par la tâche: le cas d'un cours visant les compétences informationnelles / G. Michaud, A. Desaulniers // Nouvelle Revue Synergies Canada. - 2018. - № 11. -P. 1-11

3. Vanel, T. Guide du cybercours 1: le multimédia et les profs / T. Vanel. - Paris: Didier, 2000. - 144 p. УДК 378.2

ПРИНЦИПЫ ХЬЮТАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат педагогических наук, доцентХлыбоеа МаринаАнатолъеена Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (г. Пермь)

Постановка проблемы. В условиях ускоренного развития цифровых процессов вопрос непрерывного педагогического образования рассматривается в контексте формирования у педагогов компетенции в области знания основ и использования информационных технологий. Эффективное владение профессиональными компетенциями, в том числе и цифровыми компетенциями, является критерием успешности современного педагога.

Непрерывность педагогического образования в современных условиях предусматривает, прежде всего, совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области применения

информационных технологий, состоящей из теоретических знаний о современных цифровых технологиях и практических умений создавать и использовать информационные образовательные ресурсы [2, 9].

В условиях непрерывного обучения, информатизации обучения и образования проблема самостоятельного обучения рассматривается с точки зрения нового научного направления -педагогики самостоятельного обучения. Самообучение становится ведущей формой образования. В этой связи возникает потребность в реализации индивидуальных образовательных траекторий, а также альтернативных форм непрерывного образования.

Изложение основного материала исследования. Непрерывное самообразование является «формой самостоятельного обучения, в основе которой лежат либо внутренняя потребность индивида в постоянном увеличении своих знаний, умений и навыков, либо требования изменяющейся социальной среды, постоянно предъявляющей к профессиональной деятельности работника новые требования» [5, С. 33].

Непрерывное образование обеспечивает адаптацию человека в постоянно меняющемся мире через создание условий для самореализации и самоактуализации личности [13]. Как отмечает М.Г. Сергеева, непрерывное образование должно перерасти в систему поддержки непрерывного саморазвития личности, только в этом случае человек становится субъектом профессиональной деятельности и жизни [8].

В докладе Правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования в качестве основных результатов реализации непрерывного профессионального образования отмечается «активное развитие индивидуальных подходов к обучению через выстраивание индивидуальных образовательных траекторий» [1, С. 8], индивидуальных путей, выстраивающихся самостоятельно субъектом образовательного процесса [4].

В современных условиях потребность преподавателей в непрерывном профессиональном самообразовании осуществляется, в том числе, на основе принципов хьютагогики, модели самоопределяемого и самонаправляемого образования.

Термин «хьютагогика» (англ. heutagogy, от греческого слова «heuriskin» - открывать ч-л. новое) был сформулирован Стюартом Хейзом (Stewart Hase) и Крисом Кеньоном (Chris Kenyon) в научной статье «От андрагогики к хьютагогике» в 2000 году [11]. Авторы статьи опирались на результаты исследований, касающихся вопроса адаптивного обучения, способствующему креативности процесса получения знаний на основе ранее усвоенных знаний, умений обрабатывать и синтезировать уникальное новое знание.

В российской научной литературе термин и его применение описаны в статье Е.В. Игнатович «Хьютагогика как зарубежная концепция самостоятельного обучения» в2013 году [3].

Хьютагогика рассматривается как современная концепция самообразования взрослых [3] и как естественное развитие в педагогической теории [7]. При реализации самостоятельного обучения (self-directed learning) обучающийся сам определяет, что, когда и как он будет изучать [10]. Преподаватель выступает как посредник (learning facilitator), обеспечивающий успешное саморазвитие взрослого человека путем осмысленного и желанного включения в образовательный процесс.

Таким образом, в центре хьютагогики находится взрослый человек, осознанно и самостоятельно управляющий процессом своего обучения, выстраивающий свою образовательную траекторию как результат персонального опыта [12].

Отечественные исследователи в области образования взрослых рассматривают хьютагогику как новую концепцию непрерывного образования, интегрирующую достижения педагогики и андрагогики в решении новых научно-педагогических и образовательных задач. Хьютагогический подход определяет новую систему универсальных принципов и образовательных методик, применяемых в течение всей профессиональной жизни человека и которые естественным образом дополняют и расширяют область использования педагогики и андрогогики, а также компенсируют недостатки педагогической и андрагогической наук.

В исследовании [10] описаны основные положения реализации хьютагогического подхода:

- человек сам управляет своим обучением и профессиональным развитием;

- ключевым навыком является знание - как учиться;

- самонаправляемое обучение происходит, прежде всего, перед лицом неопределённости и необходимости;

- самонаправляемое обучение основано на рефлексии, метапознании, самоанализе процесса обучения;

- обучение происходит посредством самоизбранного и самонаправляемого действия, свободы учиться;

- роль преподавателя заключается в том, чтобы позволять обучающимся продвигаться вперед, обеспечивая обратную связь.

К основным принципам хьютагогического подхода относятся:

- принцип эвристичности (самостоятельный поиск подходов к решению познавательных задач);

- принцип метакогнитивизма (понимание и использование принципов работы мышления и памяти);

- принцип креативности (способность к нестандартным подходам при решении задач);

- принцип демократизма (образование становится доступным в любом возрасте за счет открытости источников обучения);

- принцип нелинейности и многовариантности (самостоятельное конструирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося происходит согласно меняющимся запросам окружающей среды);

- принцип уникальности образовательной траектории (основывается на формировании обучающимися собственных целей, задач, форм и методов обучения, что позволяет учитывать специфику профессиональных дефицитов и образовательных запросов);

- принцип опережения (обучение строится с учетом прогнозирования нужд и потребностей современного общества);

- принцип личностного целеполагания (данный принцип предполагает установку личных целей обучающегося в процессе учебной деятельности).

Учет принципов хьютагогического подхода при обучении взрослых направлен на повышение мотивации у обучающихся, рост познавательного интереса, реализацию активной субъектной позиции и созданию оптимальных условий самоуправления процессом профессионально-личностного развития в образовательной деятельности [6]. Некоторые принципы хьютагогики прослеживаются в концепции студентоцентричного обучения (student-centered learning) и в концепции взаимного обучения.

Выводы. Таким образом, хьютагогика выступает как новая концепция в образовании, позволяющая индивидуально подходить к выбору путей и способов профессионального и личностного саморазвития. Непрерывное профессиональное образование взрослых обучающихся, реализуемое на основе хьютагогического подхода, является эффективным инструментом, обеспечивающим профессиональное самообразование, в том числе, в современных условиях цифровой образовательной среды. Преимущество принципов хьютагогики при реализации процесса обучения очевидно, так как они позволяют учитывать специфику профессиональных дефицитов и образовательных запросов педагога-обучающегося с учетом разной степени его социального и трудового опыта. Хьютагогика аккумулирует лучшие современные теории в организации непрерывного профессионального образования как образе жизни, в поиске эффективных путей развития человека путем самонаправляемого обучения.

Аннотация. Статья посвящена вопросам рассмотрения принципов хьютагогики в контексте непрерывного педагогического образования в условиях цифрового обучения. Автором подчеркивается, что потребность преподавателей в осуществлении непрерывного профессионального образования происходит с учетом принципов хьютагогики. В статье отмечается, что в центре хьютагогики стоит взрослый человек, осознанно и самостоятельно управляющий процессом своего обучения. В статье описаны основные положения и принципы реализации хьютагогики, современной концепции самостоятельного обучения. Хьютагогика позволяет индивидуально подходить к выбору путей и способов профессионального и личностного саморазвития, выступает как новая парадигма образования, в которой обучающийся является менеджером своих знаний. Учет перечисленных в статье принципов хьютагогики в контексте непрерывного педагогического образования направлен на создание оптимальных условий самоуправления процессом профессионального развития в цифровой образовательной среде. Хьютагогика аккумулирует лучшие инновационные практики в организации непрерывного профессионального образования как образе жизни, в поиске эффективных стратегий саморазвития человека путем осознанного включения в образование.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, хьютагогика, непрерывное образование, самостоятельное обучение, профессиональное образование, обучение взрослых.

Annotation. The article discusses principles of heutagogy in the context of continuous pedagogical education in digital educational environment. The author emphasizes the demand for teachers in the realization of continuous professional education while taking the principles of heutagogy into account. The

article notes that the heutagogy provides an approach to adult education that is based on learner determined learning. The article describes the main principles for the implementation of heutagogy, being a modern concept of self- determined learning. Heutagogy allows to take individual path and means of professional and personal self-development, acts as a new paradigm of education, in which the student becomes a manager of his knowledge. Heutagogy, the study of self-determined learning, may be viewed as a natural progression from earlier educational methodologies and may well provide the optimal approach to learning in the twenty-first century in a digital educational environment. Heutagogy provides a framework and identifiable techniques that develop aspects of capability and the capacity for lifelong learning, accumulates the best innovative practices in the organization of continuous professional education as a way of life, in search for effective strategies for self-development.

Key words: digital educational environment, heutagogy, lifelong education, self-determined learning, professional education, adult education.

Литература:

1. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования [сайт]. - URL: http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (дата обращения 11.04.2023).

2. Евстигнеев, М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования дистанционных технологий на современном этапе / М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. -2020. - № 9,- С. 80-90

3. Игнатович, Е.В. Хьютагогика как зарубежная концепция самостоятельного обучения / Е.В. Игнатович // Непрерывное образование: XXI век. -2013.-№ З.-С. 25-32

4. Иванова, М.В. Проектный подход в формировании индивидуальных образовательных траекторий / М.В. Иванова, Т.В. Ртищева // Инновации в образовании. - 2018. -№ 1. - С. 5-16

5. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред. Г А. Ключарев. - М.: РАН. - 2008. - 400 с.

6. Петрова, Т.К. О некоторых методах обучения взрослых иностранным языкам / Т.К. Петрова // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2022. - № 05 (70). -Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/o-nekotorykh-metodakh-obucheniya-vzroslykh-inostrannym-yazykam.html (дата обращения: 11.04.2023).

7. Самойленко, Н.Б. Хьютагогика как модель самостоятельного образования: теория и практика / Н.Б. Самойленко, М.С. Шевченко // Гуманитарно-педагогическое образование. - 2019. - Т. 5, № 4. -С. 100-105

8. Сергеева, М.Г. Формирование личностно-ориентированного образовательного вектора обучающегося в контексте непрерывного образования / М.Г. Сергеева // Современный ученый. -2020. - № 2,- С. 102-106

9. Хлыбова, М.А. К вопросу о непрерывном педагогическом образовании / М.А. Хлыбова // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2022. - № 04 (69). -Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-nepreryvnom-pedagogicheskom-obrazovanii.html (дата обращения: 11.04.2023).

10. Halupa, С.М. Pedagogy, Andragogy, and Heutagogy / C.M. Halupa // Transformative Curriculum Design in Health Sciences Education. - IGI Global, 2015. - P. 143-158

11. Hase, S. From Andragogy to Heutagogy / S. Hase, Ch. Kenyon. - URL: https://www.researchgate.net/publication/301339522_From_andragogy_to_heutagogy (дата обращения: 12.04.2023).

12. Heick, Т. The Difference Between Pedagogy, Andragogy, And Heutagogy / T. Heick. - URL: https://www.teachthought.com/pedagogy/a-primer-in-heutagogy-and-self-directed-learning/ (дата обращения: 12.04.2023)

13. Tett, L. Lifelong learning policies, practices and possibilities / L. Tett // The Adult Learner: The Irish Journal of Adult and Community Education. - 2014. - № 15. - P. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.