Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ХЬЮТАГОГИКА (ЭВТАГОГИКА) / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ANDRAGOGY / HUTAGOGY (EUTAGOGY) / PRINCIPLES OF ADULT EDUCATION / APPROACHES TO LEARNING / TECHNOLOGY FOR TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Ольга Алексеевна, Ситникова Анастасия Юрьевна, Чмых Инна Евгеньевна

В статье рассматриваются особенности обучения взрослых иностранному языку на основе принципов андрагогики и хьютагогики (эвтагогики) и с использованием современных образовательных технологий. Представлены этапы и виды самостоятельной работы при обучении взрослых иностранному языку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Ольга Алексеевна, Ситникова Анастасия Юрьевна, Чмых Инна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO EDUCATION OF ADULTS FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the features of teaching a foreign language to adults on the basis of the principles of andragogy and hutagogy (eutagogy) and using modern educational technologies. The stages and types of independent work when teaching adults a foreign language are presented

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

СИМОНОВА Ольга Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения БУ ВО «Сургутский государственный университет»

e-mail: simonova_oa@surgu.ru

СИТНИКОВА Анастасия Юрьевна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков БУ ВО «Сургутский государственный университет»

e-mail: sitnikova_surgu@mail.ru

ЧМЫХ Инна Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения БУ ВО «Сургутский государственный университет»

e-mail: inna_eug@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения взрослых иностранному языку на основе принципов андрагогики и хьютагогики (эвтагогики) и с использованием современных образовательных технологий. Представлены этапы и виды самостоятельной работы при обучении взрослых иностранному языку.

Ключевые слова: андрагогика, хьютагогика (эвтагогика), принципы обучения взрослых, подходы к обучению, технологии обучения иностранным языкам.

SIMONOVA Olga Alekseevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Linguistics and Translation Studies,

Surgut state University

SITNIKOVA Anastasia Yuryevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages,

Surgut state University

CHMYKH Inna Evgenievna,

Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Linguistics and Translation Studies,

Surgut state University

MODERN APPROACHES TO EDUCATION OF ADULTS FOREIGN LANGUAGE

Annotation. The article discusses the features of teaching a foreign language to adults on the basis of the principles of andragogy and hutagogy (eutagogy) and using modern educational technologies. The stages and types of independent work when teaching adults a foreign language are presented.

Key words: andragogy, hutagogy (eutagogy), principles of adult education, approaches to learning, technology for teaching foreign languages.

В современном мире, где необходимость нальной компетентности, не менее актуальной изучения иностранного языка стала является проблема выбора эффективных подхо-неотъемлемой частью профессио- дов и методов обучения языку взрослых людей.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

Обучение взрослых изучает наука андраго-гика, которая выдела взрослого как особого субъекта образования и обосновавшая в 70-е годы XX столетия систему принципов образования взрослых: приоритет самостоятельного обучения; практическая направленность обучения; принцип совместной деятельности; индивидуализация и гибкость в формировании программы обучения; преподаватель является экспертом, организатором, консультантом.

В XXI в. основной парадигмой стало непрерывное образование (Lifelong Education), что обусловило необходимость поиска новых подходов к организации обучения человека в течение всей жизни. В зарубежных англоязычных научных статьях, посвященных вопросам непрерывного образования, в последнее время все чаще встречается термин heutagogy, обозначающий учение о самообразовании. Этот термин был введен в научный оборот Стюартом Хассе (Stewart Hase) и Крисом Кеньоном (Chris Kenyon) в 2000 г. в работе «From Andragogy to Heutagogy» [7]. На русский язык этот термин переводят двумя способами - хьютагогика и эвтагогика. В преамбуле к указанной работе С. Хассе и К. Кеньон указывают, что «концепция по-настоящему самостоятельного обучения, хьютагогика, основывается на гуманистическом подходе и подходах к обучению, описанных в 1950-е гг.». Предполагается, что хьютагогика служит образовательным потребностям учащихся XXI века, в частности способствует развитию индивидуальных способностей. По определению Е.В. Игнатович, хьютагогика - «это современная концепция самостоятельного обучения, в центре которой находится взрослый человек, осознанно самостоятельно управляющий процессом своего учения. Она возникла как реакция на глобальные изменения, происходящие в социуме и связанные с информационным взрывом, изменением качества рабочих мест, сокращением рынка труда и необходимостью проявления высокой социальной, трудовой и образовательной мобильности у экономически активного населения» [1].

При сравнении андрогогики и хьютагогики (эвтагогики) можно отметить следующие различия: андрагогика делает акцент на том, как лучше всего учиться, т.е. на способах обучения, хьютаго-гика, помимо способов, концентрирует внимание на развитии навыков обучения, а не только получении знаний о предмете изучения; андрагогика фокусируется на институциональных формах образования, образовательных структурах, хью-тагогика учитывает все образовательные контексты: формальные, неформальные и информаль-ные.

Таким образом, хьютагогика (эвтагогика) делает особый акцент на обучении тому, как

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

именно учиться; универсальных возможностях обучения, нелинейности процесса обучения. В этом ключе она может рассматриваться как одна из концепций непрерывного образования, объединяя достижения педагогики и андрагогики в решении новых научно-педагогических и образовательных задач.

Эвтагогика (хьютагогика) опирается на ряд принципов, которые рассматриваются в исследовании А.С. Саргсян [4], в частности:

- принцип эвристичности (учащийся ставит собственные цели, открывает знания);

- принцип метакогнитивизма (учащийся анализирует, концептуализирует и синтезирует опыт предыдущего знания, творчески генерируя оригинальную деятельность и инновационные методы как результат формирования нового знания);

- принцип креативности (образование строится на основе творческой самореализации учащихся (и педагогов) в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности; принцип допускает отвлечение ученика от процесса обучения на хобби и сторонние проекты);

- принцип уникальности индивидуальной образовательной траектории (учащийся сам выбирает основные компоненты своего образования: смысл, цели, задачи, темп, время, форму и методы обучения, личностное содержание образования, системы контроля и оценки результатов, но не согласует их с учителем);

- принцип продуктивности обучения (главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из конкретных продуктов учебной деятельности (умения, способности, способы деятельности и т.п.), а также понимания и дальнейшего управления собственным образовательным пространством личности (ОПЛ);

- принцип личностного целеполагания (предполагает, что образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных (и не только учебных) целей);

- принцип двойного кольца обучения (подразумевает, что если при достижении какой-либо цели учащийся столкнулся с ситуационной неудачей, то он в состоянии переформулировать цель на основе этого опыта или даже отказаться от нее);

- принцип универсальности возможностей обучения и невозможности не учиться (современные средства телекоммуникационных технологий расширяют возможности учащегося в плане доступа ко всевозможным образовательным ресурсам, при помощи которых можно идентифицировать свое текущее состояние и найти все

необходимые интересующие материалы практически без временных затрат);

- принцип нелинейности образовательных процессов (предполагает необязательность соответствия целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов; отсутствие линейной непрерывности или регулярности обучения, учитывающей результаты предыдущей учебы и новые потребности в обучении, однако не нарушает его систематичность);

- принцип первичности образовательной продукции учащегося (создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области);

- принцип самостоятельной ориентации обучающегося в образовательной рефлексии (образовательный процесс включает самостоятельное осознание учеником собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения);

- принцип ситуативности обучения (образовательный процесс строится на организуемых ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решений).

Основная цель обучения иностранному языку в вузе - формирование способности к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. При обучении взрослых иностранному языку необходимо использовать различные технологии продуктивного обучения. Н.Ф. Коряковцева выделяет шесть основных технологий:

1) технология интерактивного обучения -моделирование ситуаций общения и организации взаимодействия учащихся в группе (парах);

2) проблемно-поисковая технология - создание ситуаций для решения проблемно-поисковых задач, интерпретации содержания текстов и создания собственных речевых произведений;

3) игровая технология - использование приемов с элементами игры - языковых, ролевых, драматизации и т.п.;

4) сценарно-контекстная технология - создание ситуаций для самостоятельного принятия решений и использование языка в деловых ситуациях (например, интервью, дискуссия, деловая игра);

5) проектная технология - совместное выполнение проектных заданий различного характера - автономная и креативная учебная деятельность;

60 рефлексивное обучение/овладение ИЯ -освоение стратегий и умений изучения ИЯ, самостоятельная работа над языком, использование языкового портфеля [3].

Вышеуказанные технологии обучения взрослых иностранному языку использовались в процессе реализации проекта «Совершенствование языковых компетенций преподавателей и сотрудников для интернационализации научно-образовательной деятельности Сургутского государственного университета» в 2017 - 2018 г., «целью которого является модернизация системы совершенствования языковых компетенций преподавателей и сотрудников университета для реализации новых образовательных программ, обеспечивающих международную конкурентоспособность вуза» [5]. Были разработаны несколько программы, в частности «Английский язык для повседневного и делового общения» (по уровням и экзаменам KET, PET, FCE, CAE); «Лингводидак-тические аспекты преподавания учебных дисциплин на английском языке» (в том числе и в электронной среде); «Подготовка научных публикаций на английском языке» (спец курс); «Деловой английский язык для административно-управленческого персонала» (руководители и сотрудники служб СурГУ); «Профессионально-деловая коммуникация на английском языке».

Организации самостоятельной работы слушателей курсов иностранного языка включала несколько этапов.

Этап работы над языковыми средствами (языковым материалом). Цель этапа: накопление языковых средств, создание базы данных языковых средств для формирования навыков и умений практического пользования ими. Виды самостоятельной работы: выделение языкового материала в источнике; обработка информации; анализ/ интерпретация текста; составление собственных записей-комментариев по значению и использованию ЯС (тематический словник, функционально-понятийный словник, список синонимических средств, список антонимов, терминов и т.п.).

Работа над иноязычным текстом как продуктом лингвокультуры. Цель: изучение языка и культуры народа посредством изучения письменных текстов. Виды самостоятельной работы: работа со словарями, анализ специфических лексических средств (устойчивые словосочетания, фразеологизмы, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, «безэквивалентная лексика»/ реалии и т.п.).

Самостоятельная тренировочная работа над языковыми средствами. Цель: подготовка к иноязычному общению (устному и письменному), закрепление изученного материала. Виды самостоятельной работы: чтение как личностный вид

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

«общения с текстом» (использование различных видов и стратегий чтения); аудирование различных источников информации; самостоятельная практика в письме.

Самостоятельная речевая практика. Цель этапа: актуализация и активизация полученных знаний, языковых навыков и речевых умений. Все виды речевого общения: аудирование (Listening comprehension), чтение (Communicative reading), говорение (Interactional speech), письмо (Writing for communication).

Вторым проектом по обучению профессиональному иностранному языку было обучение студентов и магистрантов инженерных направлений на основе технологии профильного интегрированного обучения английскому языку и предмету (CLIL). Использование аутентичных учебных материалов, в частности британских пособий «English for the Energy Industry» (автор Simon Campbell), «Professional English in Use. Engineering» (автор Mark Ibbotson), позволило познакомить студентов с тематической лексикой в профессиональном контексте, а чтение текстов и последующие вопросы для дискуссий, аутентичные отрывки для прослушивания и интерактивные упражнения обеспечили речевую практику в энергетической сфере [6]. Визуализация учебных материалов есть важная составляющая методики CLIL, которая подразумевает использование различных таблиц, диаграмм и графиков, способствующих развитию способности анализировать структурировать и классифицировать информацию, визуальные организаторы, представляющие собой рисунки или схемы для представления информации. В качестве заданий студентам предлагалось составлять схемы, например, по теме «Электрические цепи» (Electrical Circuits), когда студенты читают текст и рисуют схему, которую они должны объяснить на английском языке.

Организация активного взаимодействия на занятии являлось основной формой обучения профессиональному иностранному языку, в частности, был использован метод кейсов, т.е. метод изучения конкретных ситуаций (от англ. case -случай, ситуация), метод ситуационного анализа. Мы использовали работу с кейсами для разбора технических особенностей проблемы или разрешение конкретных ситуаций по определенному сценарию, когда студентам необходимо разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Нами выделены определенные этапы работы над кейсом: 1) ознакомление с ситуацией и выделение ключевых моментов; 2) анализ полученной информации и вычленение проблематики; 3) поиск необходимой информации, отсутствующей в кейсе; 4) выработка возможных путей решения проблемы; 5)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

отбор эффективных путей решения, на основе выявления плюсов и минусов каждого; 6) оформление результатов и их презентация; 7) обсуждение и подведение итогов. На занятии студенты предлагали результат своего обсуждения в устной форме или в виде презентации, что позволяло организовать их самостоятельную работу, используя прием «мозгового штурма» в малой группе (3-5 человек), а также представить публичное выступление с представлением и защитой предполагаемого решения.

Таким образом, обучение иностранному языку взрослых на современном этапе высшего образования должно опираться на принципы андрагогики и хьютагогики, а также на использование разнообразных образовательных технологий, обеспечивающих эффективную подготовку студентов и преподавателей к профессиональному общению в условиях межкультурной коммуникации.

Список литературы:

[1] Игнатович Е.В. Англоязычные термины со значением непрерывного образования: современный контекст // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. - № 1 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle. php?id=1950 (дата обращения: 30.06.2019).

[2] Игнатович Е.В. Хьютагогика как зарубежная концепция самостоятельного обучения // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. - № 3 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/hyutagogika-kak-zarubezhnaya-kontseptsiya-samostoyatelnogo-obucheniya (дата обращения: 30.06.2019).

[3] Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. - М.: АРКТИ, 2002. - 176 с.

[4] Саргсян А.С. Принципы и особенности развития эвтагогики как области педагогической науки // Человек и образование. - 2014. - № 3 (40).

- С. 111 - 116.

[5] Симонова О.А., Ситникова А.Ю. Английский язык как фактор процесса интернационализации вузовского образования // Лингвистическое образование на современном этапе: российский и зарубежный опыт: сб. науч. ст. и материалов Меж-дунар. конф. Сургут, 11 - 12 апреля 2017 г. / отв. ред. И.А. Курбанов. - Сургут, 2017. - С. 388-395.

- 440 с.

[6] Симонова О.А., Ситникова А.Ю., Чмых И.Е. Обучение профессиональному иностранному языку в контексте международных стандартов инженерного образования // В сб.: Иностранные языки в диалоге культур: материалы Всеросс.

науч.-практ. кон. (с междунар. участием) / отв. ред. И.В. Коровина. - 2018. - С. 458 - 462.

[7] Hase S. and Kenyon Ch. From Andragogy to Heutagogy [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://ru.scribd.com/document/227369724/From-Andragogy-to-Heutagogy (дата обращения: 30.06.2019).

Spisok literatury:

[1] Ignatovich E.V. Angloyazychnye terminy so znacheniem nepreryvnogo obrazovaniya: sovremennyj kontekst // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. - 2013. - № 1 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle. php?id=1950 (data obrashcheniya: 30.06.2019).

[2] Ignatovich E.V. H'yutagogika kak zarubezhnaya koncepciya samostoyatel'nogo obucheniya // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. -2013. - № 3 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hyutagogika-kak-zarubezhnaya-kontseptsiya-samostoyatelnogo-obucheniya (data obrashcheniya: 30.06.2019).

[3] Koryakovceva N.F. Sovremennaya metodika organizacii samostoyatel'noj raboty izuchayushchih inostrannyj yazyk: posobie dlya uchitelej. - M.: ARKTI, 2002. - 176 s.

[4] Sargsyan A.S. Principy i osobennosti razvitiya evtagogiki kak oblasti pedagogicheskoj nauki // Chelovek i obrazovanie. - 2014. - № 3 (40).

- S. 111 - 116.

[5] Simonova O.A., Sitnikova A.Yu. Anglijskij yazyk kak faktor processa internacionalizacii vuzovskogo obrazovaniya // Lingvisticheskoe obrazovanie na sovremennom etape: rossijskij i zarubezhnyj opyt: sb. nauch. st. i materialov Mezhdunar. konf. Surgut, 11 - 12 aprelya 2017 g. / otv. red. I.A. Kurbanov. - Surgut, 2017. - S. 388-395.

- 440 s.

[6] Simonova O.A., Sitnikova A.Yu., Chmyh I.E. Obuchenie professional'nomu inostrannomu yazyku v kontekste mezhdunarodnyh standartov inzhenernogo obrazovaniya // V sb.: Inostrannye yazyki v dialoge kul'tur: materialy Vseross. nauch.-prakt. kon. (s mezhdunar. uchastiem) / otv. red. I.V. Korovina. - 2018. - S. 458 - 462.

[7] Hase S. and Kenyon Ch. From Andragogy to Heutagogy [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://ru.scribd.com/document/227369724/ From-Andragogy-to-Heutagogy (data obrashcheniya: 30.06.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.