Научная статья на тему 'ТЕХНИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

ТЕХНИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН КУРС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / АВТОНОМИЯ ОБУЧАЕМОГО / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Татьяна Анатольевна

В статье представлен анализ инструментов информационных технологий в преподавании иностранных языков. Цифровые инструменты играют важную роль в дистанционном обучении. Их использование в преподавании иностранных языков направлено на достижение разных целей: презентации учебного материала, оценки выполнения заданий, взаимодействия между обучающимся и преподавателем, индивидуального контроля обучаемого. Выбор дидактических средств при разработке курса и использовании инструментов обучения соответствуют прагматическому аспекту общего контекста курса. Цифровые технологии, имеющиеся в распоряжении команды педагогов, также оказывают воздействие на дидактическое содержание учебных материалов. Цифровые инструменты позволяют сочетать автономию обучаемого c руководством педагога. Речь идёт также о границах использования цифровых технологий в преподавании и изучении иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL AND TUTORIAL ASPECTS OF DIGITAL TOOLS USING IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The paper deals with the analyzes of IT tools used in foreign language teaching. Digital tools play a great role in on line learning. They are used for different purposes: introduction of learning resources, assessment of oral production and written student papers, teacher and student interaction, individual learning control. The choice of didactic methods for practical course and learning resources is connected with pragmatic aspect of general course background. IT tools used by the teacher team influence the didactic content of learning resources. Digital tools give opportunity to associate learner autonomy and tutor direction. It deals with limits of IT using in foreign language learning.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

Литература:

1. Булаева, М.Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов техникума / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова. - Н. Новгород. - 2017. - 92 с.

2. Колдина, М.И. Современные формы и методы обучения в профессиональном образовании / М.И. Колдина, Н.В. Фролова, А.А. Перяшкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74(1). - С. 118-120.

3. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

4. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №4.

5. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248.

6. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.

7. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Filatova O.N., Khizhnaya A.V. // Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. -Т. 200. - С. 940-947.

УДК 378

ТЕХНИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В

ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

старший преподаватель Федорова Татьяна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет» (г. Самара)

Постановка проблемы. Порядок и условия применения информационных инструментов в процессе дистанционного обучения иностранным языкам требуют учёта не только технических, но и методических, и практических параметров. В связи с этим преподаватели иностранных языков Самарского государственного технического университета разработали дистанционный курс на платформе MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), включающий ресурсы, активизирующие практические речевые навыки в устной и письменной речи. Цифровые технологии, имеющиеся в распоряжении команды педагогов, в свою очередь, также оказывают воздействие на дидактическое содержание учебных материалов. Инструменты цифровых технологий являются неотъемлемой частью курса и решают проблему стимулирования, содействия и привлечения обучаемых к языковой практике.

Изложение основного материала исследования. Организация и реализация учебного онлайн курса предполагает сотрудничество педагогов, инженеров и системных администраторов. Использование информационных технологий коммуникации в качестве инструмента обучения оказывает влияние на условия и порядок разработки курса.

Процесс его реализации включает несколько этапов: анализ условий, целей и задач обучения на платформе, изучение потребностей и возможностей реализации курса, набор команды разработчиков, дидактическая разработка учебного ресурса, техническое сопровождение, практическое применение, анализ и оценка деятельности.

На первом этапе определяются задачи и общее содержание курса в зависимости от продолжительности обучения на соответствующем уровне (бакалавриат, магистратура), происходит выбор моделей учебных сценариев и методов; на следующем этапе анализируются данные о технических, материальных условиях работы на платформе, а также социальных, культурных, географических и финансовых возможностях обучаемых, а также их потребностях в развитии компетенций и получении диплома.

Для управления и организации дистанционного обучения учебное заведение формирует команду специалистов из числа преподавателей, педагогов, инженеров, дизайнеров и руководителя проекта. Следующий шаг предполагает дидактическую разработку учебного сценария курса, соответствующего задачам изучения дисциплины, практической направленности, междисциплинарным связям в условиях политехнического вуза.

После дидактической разработки курса иностранного языка инженерный персонал размещает его на платформе и предоставляет доступ обучаемым. Этап обучения в дистанционной форме предполагает сопровождение и помощь обучаемым в их учебной деятельности. Для освоения знаний в автономном режиме студентам предоставляется возможность подключения к платформе для взаимодействия с педагогом в синхронном формате на видеоконференциях и асинхронно в чате.

На заключительном этапе процесса онлайн обучения происходит оценивание результатов учебной деятельности, которое отличается от контроля на практических аудиторных занятиях. Оценивается также сам процесс обучения, дидактическое содержание курса, проблемы технического порядка, работа педагогов и инженеров, уровень достижения компетенций обучаемыми.

Педагогическое сопровождение в процессе реализации курса дистанционного обучения носит иной характер, нежели чем при аудиторной форме обучения. В условиях автономии развитие компетенций обучаемого осуществляется в индивидуальном ритме. Однако, для решения учебных задач в процессе обучения на платформе MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) он имеет возможность синхронного или асинхронного общения с педагогом во время видеоконференции или чата. Таким образом реализуется гибридное обучение.

На платформе MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) для обучаемых имеется неограниченный доступ к педагогическим ресурсам, включающим учебные пособия и методические указания, разработанные нашей командой преподавателей, а также к аудио и видео файлам. Студенты используют эти учебные материалы в цифровом формате, файлы доступны для скачивания по запросу. Обучаемые могут контактировать в двух чатах: в общем, позволяющем задавать вопросы преподавателям и другим студентам на предмет решения организационных

вопросов, консультаций, доступа к необходимым ресурсам, и в чате, предназначенном для дополнительной письменной коммуникации.

Практические занятия онлайн в формате конференции создают возможности для языковой практики и обмена информацией, например, перед итоговым контролем относительно содержания и тематики беседы, создания подготовленных и спонтанных высказываний.

Однако, проблемы технического порядка вносят дополнительную нагрузку в организацию процесса обучения в дистанционном формате. К ним относится плохое качество связи, особенно в часы максимальной загрузки сетей, проблемы качества звука и воспроизведения, совместимость навигационных систем. При каждом подключении к конференции требуется время для того, чтобы удостовериться в наличии аудио и видео связи.

Цифровые инструменты требуют знания информационных технологий, которые не у всех обучаемых находятся на одинаково высоком уровне и которые могут препятствовать решению педагогических задач. Например, если обучаемым предлагается подготовить презентацию на заданную тему в PowerPoint, который позволяет создавать простой для воспроизведения интерфейс, содержащий изображения, тексты, видео, аудио, анимацию. Студентам, знакомым с этим инструментом, не составит труда применить его в иноязычном контексте, другим же потребуется время на освоение, и это сократит время, отведённое на языковую практику.

Однако специфика синхронного онлайн обучения способствует осознанию обучаемыми своей ответственности, требует постоянного и полного внимания к процессу коммуникации с педагогом и другими участниками конференции и участия в совместной деятельности, не опасаясь проявления несовершенства языковых навыков. Согласованное технологическое и методическое сопровождение, автономия и сотрудничество позволяют мотивировать обучаемых, демонстрировать их прогресс и побуждать к эффективной деятельности в онлайн обучении [2].

Цифровой инструмент в форме чата при обучении иностранным языкам особенно эффективен для индивидуального контроля и имеет преимущества по сравнению с аналогичной деятельностью в аудиторной форме. Действительно, представленное письменное задание очень быстро проверяется. При необходимости, вместо замены ошибочной версии на верную, предъявляется правило, позволяющее откорректировать работу самостоятельно, пользуясь соответствующим разделом дидактического материала или онлайн ссылкой.

Используемый для этой деятельности формат позволяет представить персональные комментарии в процессе контроля, дополняя их эмотиконами. Такой подход позволяет оценить не только результаты овладения речевыми навыками, но и реализовать межличностную связь. Обучаемый получает от педагога позитивную оценку, которая способствует прогрессу и повышению самооценки.

Наконец, такая деятельность способствует укреплению групповых контактов, поскольку высокая оценка качества работы обучаемого мотивирует к деятельности других участников. Однако следует держать под контролем сохранение равновесия между поощрением индивидуальной учебной деятельности и коллективного сотрудничества. В целом, в рамках дистанционного обучения подход, который способствует укреплению межличностных связей, оказывает благоприятное воздействие на весь комплекс реализуемых задач: языковых, педагогических, методических и прагматических [1].

Временные рамки ограничивают возможности корректировки письменных индивидуальных заданий на аудиторных занятиях исключительно языковыми аспектами: лексическим и грамматическим. Дистанционная форма сокращает дефицит времени обучаемого, поскольку он сам определяет время и продолжительность того или иного вида учебной деятельности. Кроме того, поскольку задания доступны всем в общем групповом чате, все обучаемые могут ознакомиться с выложенными комментариями в то время, как аудиторные занятия не предполагают оглашения результатов и анализа работ в присутствии всей группы. Наконец, в чате комментарии хранятся в течение всего семестра. В момент размещения выполненного задания, а также в рамках подготовки к итоговому контролю обучаемый имеет доступ к комментариям и предшествующим заданиям.

Анализ индивидуальных письменных заданий осуществляется оперативно, детально и корректно. Наша задача -составить рецензию в течение двадцати четырёх часов. Обратный контакт с преподавателем позволяет студенту получить объяснение или предложить другую версию своего ответа. И в этом случает педагог реагирует оперативно. Доступность заданий и комментариев педагога всем членам группы требует такта и равнозначного подхода к оцениванию каждого обучаемого.

Таким образом, проблемы в использовании цифровых инструментов в процессе обучения иностранным языкам не связаны напрямую с технологическими возможностями, но демонстрирует их границы, поскольку каким бы передовыми ни были цифровые инструменты, они полезны, лишь когда служат максимальному количеству индивидов.

В связи с этим многие исследователи и педагоги сходятся во мнении, что платформа MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) не может являться основным и единственным инструментом обучения, хотя и становится его центром [4].

При этом часть обучаемых отдаёт предпочтение дистанционному обучению, поскольку более расположена работать автономно, другие видят в нём дополнительные сложности по причинам различного характера: практического (доступ к сети, расписание практических занятий), технического (уровень компетенций в информационной сфере), психологического (заниженная самооценка, неуверенность в себе и своих навыках). Эти факторы определяют основные направления применения и приемлемость цифровых технологий в процессе обучения иностранным языкам [3].

Выводы. Специфика дистанционного обучения заключается в способах разработки, предоставления и распространения образовательных курсов. Их создание опирается на материальные и человеческие ресурсы. Каждый этап разработки является значимым и дополняет предыдущий. В процессе реализации курса создаются, организуются, апробируются, мотивируя и активизируя обучаемых, соответствующие когнитивные стратегии.

Информационные и коммуникационные технологии не только способствуют распространению онлайн обучения иностранным языкам, но и повышению эффективности образовательной деятельности.

Однако эффективное использование цифровых инструментов дистанционного обучения требует развития компетенций в области информационных технологий как со стороны обучаемых, так и педагогов.

В связи с возможностью несоответствия цифровых технологий, имеющихся в распоряжении педагогов и обучаемых в рамках образовательной деятельности и используемых в повседневной жизни, учебные заведения берут на себя ответственность за взаимодействие всех участников программы, набор инженерного персонала, подготовку и техническую поддержку преподавательского состава и обучаемых.

Что касается практических занятий в рамках учебной группы, сложности возникают с доступом к сети в часы максимальной загрузки, перегруженностью самой платформы. При многочисленном составе группы представляется сложным предоставить слово каждому участнику на длительный отрезок времени.

Контакты на практических занятиях на платформе MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) и в чате при оценивании письменных заданий позволяют осуществлять педагогическое руководство обучаемыми в реальном времени или оперативно, оказывая эмоциональную и методическую поддержку.

Чтобы успешно реализовать свой потенциал на онлайн курсе, обучаемым необходима атмосфера сотрудничества и независимости, которые являются здесь педагогическим средством, развивающимся в большой степени благодаря цифровым технологиям, без которых поставленные нами цели и задачи не могли бы реализоваться. Цифровые средства позволяют развивать, направлять и повышать значимость автономии и ответственности наших обучаемых. Возникающие препятствия преодолеваются, благодаря новым возможностям, которые дают цифровые технологии, применяемые при реализации онлайн курса иностранных языков в Самарском государственном техническом университете.

Аннотация. В статье представлен анализ инструментов информационных технологий в преподавании иностранных языков. Цифровые инструменты играют важную роль в дистанционном обучении. Их использование в преподавании иностранных языков направлено на достижение разных целей: презентации учебного материала, оценки выполнения заданий, взаимодействия между обучающимся и преподавателем, индивидуального контроля обучаемого. Выбор дидактических средств при разработке курса и использовании инструментов обучения соответствуют прагматическому аспекту общего контекста курса. Цифровые технологии, имеющиеся в распоряжении команды педагогов, также оказывают воздействие на дидактическое содержание учебных материалов. Цифровые инструменты позволяют сочетать автономию обучаемого c руководством педагога. Речь идёт также о границах использования цифровых технологий в преподавании и изучении иностранных языков.

Ключевые слова: онлайн курс, MOODLE (англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), дистанционное обучение, цифровые инструменты, автономия обучаемого, иноязычная коммуникация.

AnMtation. The paper deals with the analyzes of IT tools used in foreign language teaching. Digital tools play a great role in on line learning. They are used for different purposes: introduction of learning resources, assessment of oral production and written student papers, teacher and student interaction, individual learning control. The choice of didactic methods for practical course and learning resources is connected with pragmatic aspect of general course background. IT tools used by the teacher team influence the didactic content of learning resources. Digital tools give opportunity to associate learner autonomy and tutor direction. It deals with limits of IT using in foreign language learning.

Key words: on line course, MOODLE - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, distance learning, digital tools, learner autonomy, foreign language communication.

Литература:

1. Chanier, T. Multimodalité et expression en langue étrangère dans une plate-forme audio-synchrone / T. Chanier, A. Vetter // ALSIC Apprentissage des Langues et Systèmes d'Information et de Communication. - 2006. - № 9. - P. 61-101.

2. Charlier, B. Apprendre en présence et à distance / B. Charlier // Distances et savoirs. - 2006. - № 4. - P. 469-496.

3. Michaud, G. L'enseignement des langues par la tâche: le cas d'un cours visant les compétences informationnelles / G. Michaud, A. Desaulniers // Nouvelle Revue Synergies Canada. - 2018. - № 11. - P. 1-11.

4. Rassart, E. Concevoir un parcours d'auto-apprentissage guidé de la prononciation du FLE sur Moodle / Е. Rassart // Nouvelle Revue Synergies Canada. - 2018. - № 11. - P. 1-13.

УДК 378

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

старший преподаватель Федорова Татьяна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет» (г. Самара)

Постановка проблемы. В связи с запланированным переводом тридцати процентов аудиторных занятий по иностранным языкам на очной форме обучения на платформу MOODLE (от англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) в Самарском государственном техническом университете, и учитывая тот факт, что ряд специальностей очно-заочной и заочной формы уже полностью переведён на вышеназванную платформу дистанционного обучения, цифровые технологии начинают занимать всё больше места на всех этапах обучения иностранным языкам: при организации образовательного процесса, распространении информации, предоставлении учебных ресурсов, оценивании учебной деятельности, индивидуальном и групповом контроле. Этому процессу способствует утверждение модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды для проведения практических занятий онлайн в формате конференций и организации форумов, предназначенных для продуктивной речевой деятельности обучаемых в письменной форме. Это расширение цифровых технологий играет немаловажную роль в педагогической и методической стратегии, принятой при разработке нашего дистанционного курса иностранных языков.

В статье представлены описание и анализ использования информационных инструментов при изучении иностранного языка дистанционно на первом курсе (уровень А1/А2) в Самарском государственном техническом университете. Авторы разработанного курса опирались на коммуникативный подход. Определение целей и выбор дидактических средств обучения как при разработке курса, так и при использовании инструментов обучения соответствуют прагматическому аспекту общего контекста курса, а также профилю и направлению обучения. Релевантность курса определяется не только поставленными дидактическими задачами, но и потребностями обучаемых.

Изложение основного материала исследования. Платформа MOODLE (от англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) объединяет учебные ресурсы, педагога и обучаемого и имеет в распоряжении много цифровых инструментов, которые позволяют транслировать уроки, осуществлять обратную связь и педагогическое сопровождение, оценивать прогресс обучаемого и эффективность учебных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.