Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ / МОДУЛЬНАЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / АСИНХРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ГРУППА / ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Татьяна Анатольевна

В статье представлены ключевые этапы разработки и запуска дистанционного курса обучения иностранному языку. Авторы разработанного курса опираются на модель интерактивного контакта педагога и обучаемых. Рассматриваются различные виды взаимодействия в виртуальной группе. Платформа MOODLE (от англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) позволяет организовать синхронную коммуникацию. При этом, в условиях ограничения очных контактов приоритеты отдаются асинхронной коммуникации. Речь идёт также об оценивании процесса учебной деятельности и её участников. В статье рассматривается проблема адекватности дидактических ресурсов, адаптированных к цифровым технологиям, в процессе изучения иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY STAGES OF DEVELOPING THE CONCEPT OF DISTANCE LEARNING IN FOREIGN LANGUAGES IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The article presents the key stages in the development and launch of a distance learning course in a foreign language. The authors of the developed course rely on the model of interactive contact between the teacher and students. Various types of interaction in a virtual group are considered. The MOODLE platform (from the English. MOODLE - modular object-oriented dynamic learning environment) allows you to organize synchronous communication. At the same time, in conditions of limited face-to-face contacts, priorities are given to asynchronous communication. We are also talking about the evaluation of the learning process and its participants. The article deals with the problem of the adequacy of didactic resources adapted to digital technologies in the process of learning foreign languages.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Известия Пензенского педагогического университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. - 2012. -№ 28. - С. 1100-1107

5. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. - 320 с.

УДК 378

КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

старший преподаватель Федорова Татьяна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет» (г. Самара)

Постановка проблемы. Платформа MOODLE (от англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), задействованная в процессе подготовки инженеров в очно- заочной форме обучения на уровне бакалавриата и магистратуры в Самарском государственном техническом университете, -это программное обеспечение, которое объединяет компетенции преподавателя и обучаемого и включает в себя множество инструментов: виртуальную группу обучаемых, виртуальную площадку, видео конференцию, которые обеспечивают трансляцию уроков, передачу учебной информации, педагогическое сопровождение и оценивание развития компетенций обучаемых и всей системы коммуникации участников образовательной системы.

Организация и управление системой дистанционного обучения включает множество задач и проблем как для педагога, так и для учащегося, проблему автономии, адаптации, методического сопровождения и владения информационными технологиями.

Дистанционное и гибридное обучение предполагает образовательную деятельность, которая включает взаимодействие между педагогом и обучаемым, а также между обучаемыми. Кроме того, это образовательная модель, которая сочетает очное и дистанционное обучение.

Настоящая работа включает рассмотрение концепции разработки методики дистанционного обучения иностранному языку, систем управления и применяемой практики педагогического сопровождения. Мы представим подход к анализу результатов познавательной деятельности обучаемых в дистанционном формате, а также возможные решения для оптимизации процесса сотрудничества педагогов и обучаемых в контексте дистанционного обучения иностранному языку.

Изложение основного материала исследования. В нашей деятельности мы опираемся на модель интерактивного контакта и сотрудничества обучаемых, которая позволяет мотивировать учащихся и создать благоприятные условия обучения, благодаря имеющимся сервисам платформы, позволяющим объединить участников образовательного процесса. Это главное условие успешной реализации программы дистанционное обучения.

Платформа позволяет обучаемым дистанционно общаться на синхронных занятиях с педагогом, который оказывает методическое и консультативное сопровождение, а также подключиться к платформе - программной системе, которая содержит педагогические ресурсы и методические рекомендации для обучаемых. В этом случае учащийся имеет доступ ко многим сервисам, имеющимся в распоряжении, такими как виртуальный класс с интерактивным контактом педагога с несколькими обучаемыми в процессе чтения лекций или консультирования по когнитивным проблемам. Однако, в связи с требованиями программы при очно - заочной форме обучения количество контактных часов существенно ограничено.

Новые информационные системы, которые используются на платформе, имеют много преимуществ: мгновенный и неограниченный доступ к учебным модулям, возможность создавать и устанавливать динамическую образовательную среду, мотивирующую обучаемых, и анализировать практическую реализацию методических ресурсов в контексте дистанционного обучения.

На протяжении нашей педагогической деятельности и в ходе исследования вышеназванной образовательной системы мы, в первую очередь, концентрируемся на определении природы взаимодействия между обучаемыми, чтобы затем найти и задействовать новые пути и решения.

Образование на основе информационных технологий использует многочисленные мультимедийные носители. Эти технологии позволяют обучаемому быстро получить необходимые дидактические ресурсы в условиях дефицита времени, который не всем позволяет реализовать образовательные потребности в очном формате.

Появление и создание платформы обогатило процесс обучения игровыми формами, а изучение некоторых дисциплин сделало более притягательным, в том числе и обучение иностранным языкам. Например, в иноязычном курсе на основе игровых и анимационных фильмов развивают коммуникативную компетенцию по продуктивному речевому высказыванию [2].

Повышению мотивации к изучению иностранных языков способствует наличие многочисленных и разнообразных ресурсов и инструментов дистанционного образования, таких как видео конференция, форум, интерактивная доска, групповой чат, блог и другие.

Большая часть этих сервисов содержится на платформе и позволяет обучаемым и педагогам взаимодействовать друг с другом, а также создавать среду для сотрудничества в противовес изолированности и удалённости дистанционного образования.

При этом учитывается необходимость создавать и размещать адекватные дидактические ресурсы, адаптированные и имеющие доступ ко всем перечисленным мультимедийным средствам.

Информационные технологии для иноязычной дистанционной коммуникации как педагогического инструмента оказывает воздействие на модальность концепции и порядок передачи обучающих модулей [3].

Мы различаем семь ключевых этапов запуска процесса дистанционного обучения иностранному языку:

Определение условий педагогической деятельности.

Анализ потребностей и возможностей реализации курса.

Формирование команды разработчиков проекта.

Создание последовательных учебных циклов.

Распределение инструментария.

Активизация системы.

Анализ и оценка деятельности системы.

Первый этап - определение условий педагогической деятельности. На этом этапе реализации обучающего курса определяются виды и цели педагогического контента в зависимости от продолжительности обучения, выбор одной из моделей сценария и метода обучения (самообразование или синхронная либо асинхронная коммуникация с педагогом).

В условиях очного обучения групповые практические занятия проходят регулярно, а использование мультимедийных ресурсов в учебной аудитории расширяет возможности продуктивной иноязычной коммуникации.

При наличии платформы возможно асинхронное сопровождение в форме мультимедийного контакта педагога с группой обучаемых до или после аудиторного занятия путем размещения заданий или дистанционного анализа результатов выполнения. Платформа позволяет также реализовать потребности в самообразовании на базе мультимедийных средств обучения в присутствии педагога.

В условиях очно - заочной формы обучения синхронным контактам с педагогом отводится гораздо меньшее количество учебных часов, поскольку самостоятельная работа студентов находится в приоритете.

На втором этапе реализации проекта дистанционного обучения иностранному языку осуществляется анализ знаний и умений обучаемых на начальном этапе, их целевых установок, а также адаптация содержания дидактических ресурсов к их потребностям.

Использование платформы как инструмента дистанционного обучения иностранному языку предполагает также рассмотрение технических, социальных, культурных и финансовых возможностей аудитории обучаемых.

Следует также принимать во внимание поставленные цели обучения, которые могут иметь направленность на качественную составляющую, а именно, получение диплома и развитие компетенций и стратегии обучения, или количественную составляющую, то есть статистику результатов и численности обученных [1].

Третий этап предполагает формирование группы разработчиков проекта. Для управления и организации дистанционного обучения команда разработчиков высокого уровня должна включать преподавателей, кураторов, педагогов, дизайнеров, системных инженеров во главе с руководителем проекта, имеющим глубокие знания педагогики, информационных и коммуникационных технологий.

На четвёртом этапе осуществляется разработка сценария обучающего курса. Это один из важнейших этапов в процессе дистанционного обучения. Педагог должен создать учебно-методический комплекс, который максимально соответствует целям изучаемой дисциплины, а для этого разработать эффективные, мотивирующие обучаемых дидактические материалы с междисциплинарными связями, учитывающие уровень подготовки, интересы, форму и продолжительность обучения.

Пятый этап отводится процессу распределения педагогических ресурсов. После завершения разработки сценария обучающего курса и выбора платформы, то есть многофункционального программного обеспечения, в нашем случае речь идёт о MOODLE - модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среде, управляющей процессом обучения на протяжении всего периода, хранящей дидактические материалы и предоставляющей сервисы для интерактивной деятельности и педагогического руководства, инженеры отрывают доступ обучаемым и инструментируют систему в самые сжатые сроки.

На шестом этапе реализуется непосредственно процесс сопровождения и управления учебной деятельностью на платформе. На этом уровне и формируется вся проблематика дистанционного обучения в рамках ориентации, сопровождения и консультирования обучаемых в их образовательной деятельности.

В контексте дистанционного обучения студент действительно испытывает потребность в поддержке, когда ему не удаётся усваивать знания в процессе автономной деятельности. В этом случае, подключение к платформе делает возможной интерактивную коммуникацию с педагогом через виртуальную группу или чат, то есть в синхронной форме в реальном времени либо в асинхронной отсроченной форме через электронную переписку с руководителем.

На седьмом, последнем этапе процесса дистанционного обучения проводится оценка учебной деятельности, которая отличается от оценивания в условиях очного обучения в том смысле, что проверяется и оценивается не только уровень развития компетенций обучаемого, но и самой обучающей системы и удовлетворённость полученными результатами обучаемых.

Важно оценивать процесс обучения, педагогическое содержание, деятельность педагогов, развития компетенций обучаемых, для чего разработано несколько видов оценивания.

Формативное или текущее оценивание используется на протяжении всего процесса обучения и позволяет педагогу оценить прогресс обучаемых и достижение поставленных целей. После зачисления и начала учебного процессы студенты очно-заочной формы обучения получают доступ к учебным курсам по дисциплинам, размещённым на платформе и состоящим из нескольких модулей, разделённых на разделы и темы. Оценивание учебной деятельности происходит в конце каждого раздела или после выполнения проекта. Таким образом на протяжении всего курса они выполняют пять тестов текущего контроля.

Соммативное или итоговое оценивание осуществляется по окончании курса обучения в форме экзамена или теста с целью контроля усвоения учебного материала. Итоговый тест, содержащий в общей сложности сто вопросов выполняется на онлайн платформе, в то время как экзамен проводится в очном формате в форме презентации по профессиональной тематике.

Нормативное оценивание позволяет провести статистический анализ учебной деятельности группы обучаемых. Оно осуществляется в автоматическом режиме на платформе на основании зарегистрированных данных об оценках и результатах выполнения заданий студентами очно- заочной формы обучения.

Выводы. На современном этапе дистанционное образование мобилизует новые интерактивные технологии, предложение и альянс новых механизмов реализации образовательных технологий.

Специфика дистанционного обучения иностранным языкам состоит в способе формирования, распределения и передачи знаний и умений, это обучающая система, которая непрерывно эволюционирует и расширяет спектр предложений сервисов.

Рациональная организация и функционирование обучающей системы в рамках дистанционного образования ставит перед педагогами, инженерами и системными администраторами кардинально новые задачи.

Реализация и функционирование этой системы опирается на материальные и человеческие ресурсы. В действительности, каждый этап важен и каждая фаза дополняет предыдущую, поскольку связана с разработкой, организацией, управлением, мотивацией и приобщением обучаемых к адекватным когнитивным стратегиям.

Новые информационные и коммуникационные технологии способствуют не только распространению дистанционного образования, но также и улучшению его качества, повышению мотивации к изучению иностранных языков.

Аннотация. В статье представлены ключевые этапы разработки и запуска дистанционного курса обучения иностранному языку. Авторы разработанного курса опираются на модель интерактивного контакта педагога и обучаемых. Рассматриваются различные виды взаимодействия в виртуальной группе. Платформа MOODLE (от англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) позволяет организовать синхронную коммуникацию. При этом, в условиях ограничения очных контактов приоритеты отдаются асинхронной коммуникации. Речь идёт также об оценивании процесса учебной деятельности и её участников. В статье рассматривается проблема адекватности дидактических ресурсов, адаптированных к цифровым технологиям, в процессе изучения иностранных языков.

Ключевые слова: дистанционный курс обучения, модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, асинхронная коммуникация, виртуальная группа, оценивание учебной деятельности.

AnMtation. The article presents the key stages in the development and launch of a distance learning course in a foreign language. The authors of the developed course rely on the model of interactive contact between the teacher and students. Various types of interaction in a virtual group are considered. The MOODLE platform (from the English. MOODLE - modular object-oriented dynamic learning environment) allows you to organize synchronous communication. At the same time, in conditions of limited face-to-face contacts, priorities are given to asynchronous communication. We are also talking about the evaluation of the learning process and its participants. The article deals with the problem of the adequacy of didactic resources adapted to digital technologies in the process of learning foreign languages.

Key words: distance learning course, Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, asynchronous communication, virtual workgroup, learning process evaluation.

Литература:

1. Barthelemy, F. L'école et les médias / F. Barthelemy. - Paris: L' Harmattan, 2004. - 210 p.

2. Ernst, C. E-Learning: conception et mise en oeuvre d'un enseignement en ligne: guide pratique pour une e-pédagogie / C. Ernst. - Toulouse: Cépaduès, 2008. - 250 p.

3. Vanel, T. Guide du cybercours 1 : le multimédia et les profs / T. Vanel - Paris: Didier, 2000. - 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.