Научная статья на тему 'ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН КУРС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИНХРОННАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / АСИНХРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Татьяна Анатольевна

В статье представлен практический анализ учебной деятельности в онлайн обучении иностранным языкам. Авторы разработанного курса опираются на коммуникативный подход. Рассматриваются различные виды взаимодействия между обучаемым и педагогом. Практические занятия онлайн на платформе MOODLE (от англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) ставят акцент на устной синхронной коммуникации. Письменная коммуникация на основе индивидуальных заданий предполагают асинхронный контакт. Речь идёт об условиях применения этих информационных инструментов участниками учебного процесса. В статье рассматриваются также проблемы использования цифровых технологий в преподавании и изучении иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORDER AND CONDITIONS OF IT USING IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN TECHNICAL HIGHER EDUCATION SCOOL

The paper deals with the practical analyzes of learning activity in on line foreign language teaсhing. The authors of practical course employ communicative approach. They consider different ways of teaсher and learner interaction. The practical foreign language on line course realized with MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) pays special attention to the oral conference communication. The writing communication based on individual tasks believes asynchronous contact. It deals with IT using conditions in a learning environment. The paper deals with problems of IT applying in foreign language learning.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Что касается практических занятий в рамках учебной группы, сложности возникают с доступом к сети в часы максимальной загрузки, перегруженностью самой платформы. При многочисленном составе группы представляется сложным предоставить слово каждому участнику на длительный отрезок времени.

Контакты на практических занятиях на платформе MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) и в чате при оценивании письменных заданий позволяют осуществлять педагогическое руководство обучаемыми в реальном времени или оперативно, оказывая эмоциональную и методическую поддержку.

Чтобы успешно реализовать свой потенциал на онлайн курсе, обучаемым необходима атмосфера сотрудничества и независимости, которые являются здесь педагогическим средством, развивающимся в большой степени благодаря цифровым технологиям, без которых поставленные нами цели и задачи не могли бы реализоваться. Цифровые средства позволяют развивать, направлять и повышать значимость автономии и ответственности наших обучаемых. Возникающие препятствия преодолеваются, благодаря новым возможностям, которые дают цифровые технологии, применяемые при реализации онлайн курса иностранных языков в Самарском государственном техническом университете.

Аннотация. В статье представлен анализ инструментов информационных технологий в преподавании иностранных языков. Цифровые инструменты играют важную роль в дистанционном обучении. Их использование в преподавании иностранных языков направлено на достижение разных целей: презентации учебного материала, оценки выполнения заданий, взаимодействия между обучающимся и преподавателем, индивидуального контроля обучаемого. Выбор дидактических средств при разработке курса и использовании инструментов обучения соответствуют прагматическому аспекту общего контекста курса. Цифровые технологии, имеющиеся в распоряжении команды педагогов, также оказывают воздействие на дидактическое содержание учебных материалов. Цифровые инструменты позволяют сочетать автономию обучаемого c руководством педагога. Речь идёт также о границах использования цифровых технологий в преподавании и изучении иностранных языков.

Ключевые слова: онлайн курс, MOODLE (англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), дистанционное обучение, цифровые инструменты, автономия обучаемого, иноязычная коммуникация.

AnMtation. The paper deals with the analyzes of IT tools used in foreign language teaching. Digital tools play a great role in on line learning. They are used for different purposes: introduction of learning resources, assessment of oral production and written student papers, teacher and student interaction, individual learning control. The choice of didactic methods for practical course and learning resources is connected with pragmatic aspect of general course background. IT tools used by the teacher team influence the didactic content of learning resources. Digital tools give opportunity to associate learner autonomy and tutor direction. It deals with limits of IT using in foreign language learning.

Key words: on line course, MOODLE - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, distance learning, digital tools, learner autonomy, foreign language communication.

Литература:

1. Chanier, T. Multimodalité et expression en langue étrangère dans une plate-forme audio-synchrone / T. Chanier, A. Vetter // ALSIC Apprentissage des Langues et Systèmes d'Information et de Communication. - 2006. - № 9. - P. 61-101.

2. Charlier, B. Apprendre en présence et à distance / B. Charlier // Distances et savoirs. - 2006. - № 4. - P. 469-496.

3. Michaud, G. L'enseignement des langues par la tâche: le cas d'un cours visant les compétences informationnelles / G. Michaud, A. Desaulniers // Nouvelle Revue Synergies Canada. - 2018. - № 11. - P. 1-11.

4. Rassart, E. Concevoir un parcours d'auto-apprentissage guidé de la prononciation du FLE sur Moodle / Е. Rassart // Nouvelle Revue Synergies Canada. - 2018. - № 11. - P. 1-13.

УДК 378

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

старший преподаватель Федорова Татьяна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет» (г. Самара)

Постановка проблемы. В связи с запланированным переводом тридцати процентов аудиторных занятий по иностранным языкам на очной форме обучения на платформу MOODLE (от англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) в Самарском государственном техническом университете, и учитывая тот факт, что ряд специальностей очно-заочной и заочной формы уже полностью переведён на вышеназванную платформу дистанционного обучения, цифровые технологии начинают занимать всё больше места на всех этапах обучения иностранным языкам: при организации образовательного процесса, распространении информации, предоставлении учебных ресурсов, оценивании учебной деятельности, индивидуальном и групповом контроле. Этому процессу способствует утверждение модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды для проведения практических занятий онлайн в формате конференций и организации форумов, предназначенных для продуктивной речевой деятельности обучаемых в письменной форме. Это расширение цифровых технологий играет немаловажную роль в педагогической и методической стратегии, принятой при разработке нашего дистанционного курса иностранных языков.

В статье представлены описание и анализ использования информационных инструментов при изучении иностранного языка дистанционно на первом курсе (уровень А1/А2) в Самарском государственном техническом университете. Авторы разработанного курса опирались на коммуникативный подход. Определение целей и выбор дидактических средств обучения как при разработке курса, так и при использовании инструментов обучения соответствуют прагматическому аспекту общего контекста курса, а также профилю и направлению обучения. Релевантность курса определяется не только поставленными дидактическими задачами, но и потребностями обучаемых.

Изложение основного материала исследования. Платформа MOODLE (от англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) объединяет учебные ресурсы, педагога и обучаемого и имеет в распоряжении много цифровых инструментов, которые позволяют транслировать уроки, осуществлять обратную связь и педагогическое сопровождение, оценивать прогресс обучаемого и эффективность учебных материалов.

Организация, управление дистанционным учебным процессом ведёт преподавателя и обучаемого к достижению нескольких целей: автономии, адаптации, педагогическому сопровождению и освоению новых технологий. Дистанционное и гибридное обучение предполагает интерактивные контакты между педагогом и обучаемым, а также между обучаемыми, эта форма обучения, которая сочетает два формата: синхронный и асинхронный [1].

Участники учебного процесса подключаются к платформе, располагающей учебными ресурсами и методическими рекомендациями и указаниями преподавателя. Обучаемые имеют доступ к многим сервисам, имеющимся в распоряжении, например, конференции, на которой педагог синхронно контактирует с обучаемыми. Формат видео конференции имеет то преимущество, что позволяет предоставлять доступ к занятию в любой необходимый момент, даёт возможность создать и поддерживать групповое динамическое общение, что является хорошим фактором мотивации, а также проанализировать практическую деятельность в контексте дистанционного обучения.

Учебная деятельность на платформе предполагает использование и других информационных инструментов таких, как форумы, чаты, интерактивная доска и другие. Эти сервисы позволяют преподавателям и студентам не только осуществлять интерактивную коммуникацию, но и устанавливать межличностные контакты, устранять изолированность в условиях дистанционного обучения.

Продолжительность курса иностранного языка составляет шестнадцать недель в каждом семестре на очной и очно-заочной форме обучения. Мы предлагаем студентам два часа в неделю практических занятий в формате видеоконференций и около трёх часов самостоятельной работы, чтобы изучить и усвоить дидактический материал. Студенты также работают индивидуально на платформе MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), которая представляет собой основной учебный ресурс курса. Мы содействуем также и неформальной межличностной коммуникации обучаемых на этой платформе.

Структура курса каждого семестра включает уроки для практических занятий и самостоятельной работы, которые сформатированы единообразно и содержат лексическую и грамматическую часть, задания на понимание устной и письменной речи и продуктивную речевую деятельность в устной и письменной форме, а также развитие межкультурной компетенции.

В соответствии с коммуникативным подходом каждая новая тема раздела связана с ситуацией реального общения. Все задания носят практическую направленность. Представленные в уроках аспекты иностранного языка контекстуализованы и имеют логическую и когерентную связь. Разработка своих собственных ресурсов создаёт возможность для интегрирования цифровых инструментов в педагогическую систему и повышения эффективности платформы.

Взаимодействие с преподавателями позволяет обучаемым совершенствовать устные речевые навыки на протяжении синхронных практических занятий онлайн в формате видеоконференций, а письменные речевые навыки - асинхронно в специальном чате с педагогом. Команда разработчиков курса и преподавателей работает в тесном контакте друг с другом.

В рамках нашего курса мы используем два цифровых средства: практические занятия в формате видеоконференций на синхронной платформе и асинхронный форум. Опираясь на наш практический опыт, мы сделаем обобщение по их применению, покажем преимущества, рассмотрим трудности, которые они представляют и рамки, которые их ограничивают.

На многофункциональной синхронной платформе еженедельно проводятся практические занятия по два академических часа каждое в формате видеоконференций, которые делают акцент на деятельности по развитию устной коммуникативной компетенции: рецептивной и продуктивной. Они осуществляются под руководством педагогов, которые в соответствии с разработанной тематикой курса организуют взаимодействие коммуникантов в рамках дистанционных контактов.

В рамках этого курса реализуется также учебная деятельность на одном из асинхронных форумов, где обучающиеся имеют возможность регулярно размещать выполненные письменные задания, в которых внимание уделяется, прежде всего, лексической и грамматической составляющей.

Поскольку речь идёт о дистанционном средстве обучения, которое по определению отдаёт приоритет автономии и индивидуальному обучению, важно стимулировать сближение участников учебной группы. Практические занятия в формате видеоконференций, как и учебная деятельность на базе форума способствуют устранению или сокращению ощущения изолированности обучаемых [1].

Одна из трудностей дистанционного обучения - это воссоздание динамики и взаимодействия, которые имеют место на аудиторном занятии. Чтобы освоить иностранный язык, его надо практиковать и проживать в группе. При этом дистанционное обучение - это изначально автономная и индивидуальная деятельность. В то время, как устная рецептивная и продуктивная иноязычная речевая деятельность - сложные для развития в этих условиях компетенции. Практические занятия в формате видеоконференций позволяют организовать необходимое иноязычное взаимодействие, которого недостаёт при дистанционной форме обучения вне группового контакта. Во время конференции участники общаются в устной форме и видят друг друга, а с помощью чата можно письменно скорректировать ответ, сделать комментарий, не прерывая устную коммуникацию собеседников.

Зрительный контакт полезен с точки зрения межличностного взаимодействия, так как способствует сближению обучаемых между собой и с преподавателем. Это также создаёт дополнительные возможности с точки зрения дидактической, например, при обучении фонетике, поскольку позволяет наглядно продемонстрировать работу органов речи при произнесении сложных звуков [3].

Однако не следует игнорировать психологический барьер, который иногда сложно преодолеть неуверенным в своих навыках учащимся, что является одной из причин нежелания включать камеру. Это замечание ещё раз подтверждает, что цифровые технологии - прежде всего, лишь инструмент. Он раскрывает полностью свои возможности только при его рациональном использовании [2].

Создавая для наших студентов учебное пространство для языкового общения и сотрудничества, конструктивного обмена, мы принимаем во внимание и их практическую и психологическую загруженность. Наша задача использовать цифровые технологии для организации эффективной деятельности, убеждения обучаемых в необходимости полного использования всех преимуществ новых технологий. Такая педагогическая практика предполагает долговременную деятельность.

Каждый урок курса содержит около двадцати устных и письменных лексических и грамматических упражнений, которые проверяются и отчёты размещаются онлайн в течение недели. К ним следует добавить индивидуальные задания, которые направлены на развитие продуктивной речевой деятельности обучаемых в письменной форме. Эти задания

разработаны для развития лексических и грамматических навыков, а также межкультурной компетенции. Студенты размещают свои работы в чате, предназначенном для дополнительной учебной деятельности.

В процессе образовательной деятельности в чате решаются задачи различной направленности:

- Развитие языковой и речевой компетенции: активизация письменной продуктивной деятельности обучаемых и развитие лексических навыков (использование разнообразного словаря), грамматических навыков (умение применять на практике правильные грамматические формы и конструкции), навыки межкультурной компетенции в письменной речи. Вышеназванные виды деятельности по мере усложнения позволяют обучаемому расширить компетенции.

- Педагогические и методические задачи: создание условий для постоянной языковой практики письменной речи в хорошем ритме, благодаря целенаправленным практическим заданиям в различном формате, которые сопровождаются оперативными индивидуальными отчётами, способствующими развитию продуктивной письменной речи обучаемых на постоянной основе. Отчёты педагогов дисциплинируют, поскольку содержат исправления, экспертизу, объяснение, а также оказывают эмоциональное воздействие, так как поддерживают, вдохновляют, оценивают прогресс.

- Прагматические задачи: привлечение новых студентов и сохранение контингента обучаемых, благодаря формату, ритму и качеству образовательных программ на основе дистанционных цифровых технологий, несмотря на конкуренцию в сфере образования, сложные условия образовательной системы в целом на современном этапе.

Коммуникация на иностранном языке с педагогом в чате ставит обучаемого в центре образовательной деятельности, что отвечает его амбициям и самооценке, побуждая к взаимодействию на постоянной основе. Наиболее мотивированные обучаемые регулярно размещают свои работы в чате, в среднем, три ответа на каждые четыре творческих задания. Комментарии студентов при оценке курса в конце семестра у большинства содержат положительные отзывы. При условии более полного использования всех возможностей цифровых инструментов и совершенствования разработанного курса его прагматическая ценность для обучаемых будет расти.

Выводы. Преподавание иностранных языков в техническом университете неизбежно и всё в более широком масштабе будет осуществляться на базе информационных технологий. Это обстоятельство даёт множество преимуществ, но вместе с тем требует решения новых сложных задач: адаптации курса к выбранной учебным заведением платформе, технической готовности преподавательского состава к работе на этой платформе, полному интегрированию её в учебный процесс. Чтобы технология имела максимальный эффект, необходимы возможности решения возникающих технических проблем.

Важной задачей является повышение уровня вовлечённости обучаемых в учебную деятельность на платформе информационных технологий. Задача эффективно решается в процессе организации иноязычной деятельности в устной форме на синхронных практических занятиях, а также в письменной форме, результаты которой учитываются при общем оценивании развития компетенций обучаемого по дисциплине иностранный язык.

Несмотря на объективные трудности, связанные с применением информационных технологий в дистанционном обучении иностранным языкам, преимущества преобладают над недостатками. В целом цифровые средства, используемые в наших курсах по трём языкам, способствуют достижению целей, которые мы поставили, и выполнению программы обучения, которую мы разработали. Информационные средства вместе с педагогическими образуют целостную систему, оперирующую дополнительными логическими инструментами, которые доступны обучаемым, и последние осознают позитивный результат этой согласованной деятельности в плане развития иноязычных компетенций в устной и письменной речевой деятельности. Также эти инструменты играют положительную роль в формировании и развитии социума, объединённого образовательной деятельностью, устраняющего изоляцию, которая ощущается при дистанционном обучении, и сокращающего удалённость участников.

Аннотация. В статье представлен практический анализ учебной деятельности в онлайн обучении иностранным языкам. Авторы разработанного курса опираются на коммуникативный подход. Рассматриваются различные виды взаимодействия между обучаемым и педагогом. Практические занятия онлайн на платформе MOODLE (от англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) ставят акцент на устной синхронной коммуникации. Письменная коммуникация на основе индивидуальных заданий предполагают асинхронный контакт. Речь идёт об условиях применения этих информационных инструментов участниками учебного процесса. В статье рассматриваются также проблемы использования цифровых технологий в преподавании и изучении иностранных языков.

Ключевые слова: онлайн курс, MOODLE (англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), дистанционное обучение, синхронная иноязычная коммуникация, асинхронная коммуникация.

AnMtation. The paper deals with the practical analyzes of learning activity in on line foreign language teaming. The authors of practical course employ communicative approach. They consider different ways of teaser and learner interaction. The practical foreign language on line course realized with MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) pays special attention to the oral conference communication. The writing communication based on individual tasks believes asynchronous contact. It deals with IT using conditions in a learning environment. The paper deals with problems of IT applying in foreign language learning.

Key words: on line course, MOODLE - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, distance learning, foreign language conference communication, asynchronous communication.

Литература:

1. Bucheton, D. L'agir enseignant : des gestes professionnels ajustés / D. Bucheton. - Toulouse: Octarès éditions, 2009. - 284 p.

2. Denis, B. Quels rôles et quelle formation pour les tuteurs intervenant dans des dispositifs de formation à distance ? / B. Denis // Distances et Savoirs. - 2003. - № 1. - P. 19-46.

3. Rassart, E. Concevoir un parcours d'auto-apprentissage guidé de la prononciation du FLE sur Moodle / Е. Rassart // Nouvelle Revue Synergies Canada. - 2018. - № 11. - P. 1-13.

УДК 373.3

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

кандидат педагогических наук, доцент Фоменко Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир);

магистрант Котова Елена Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

Постановка проблемы. Проблема формирования исследовательских умений и навыков учащихся начальных классов стала широко изучаться сравнительно недавно, с момента пересмотра роли учителя в организации учебного процесса младших школьников и системных вопросов, связанных с методикой обучения, когда ученик стал активным субъектом получения образования, а учитель - навигатор, направляющий процесс познания в нужное русло. Школьник, мотивированный на овладение знаниями, должен быть заинтересованной личностью: находить проблемы, которые нужно решить, определять пути их решения и искать средства, что и лежит в основе обучения в современном мире. Желание исследовать заложено природой человека. Уже в дошкольном возрасте вопрос «почему?» - показатель желания найти ответы, отгадать загадку, узнать новое, дойти до истины, которая волнует малыша, что и лежит, собственно, в основе исследовательской деятельности. Занимаясь решением поставленной проблемы, мы должны определить ряд теоретических понятий: учебно-исследовательская деятельность, исследовательское умение, исследовательский навык.

Под учебно-исследовательской деятельностью мы, следуя за П.И. Образцовым, понимаем «специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде неизвестные стороны, отношения, грани изучаемого объекта» [3]. В определении учебно-исследовательских умений учеников мы разделяем точку зрения В.И. Андреева: «умение использовать прием соответствующего научного метода познания в условиях решения проблемы в процессе выполнения научно-исследовательской задачи» [2]. Определенные сложности связаны с трактовкой понятия «исследовательский навык». Исследовательский навык - это сложный навык, который служит для реализации учебно-исследовательской деятельности. «Навык» осознается нами как более широкое понятие по сравнению с понятием «умение». Хотя существуют разные точки зрения по этому вопросу. Например, Павел Зыгмантович высказывает мысль о том, что навык является составной частью умений, которые образуются на базе навыка. Мы в своем понимании соотношения умения и навыка исходим из известной в психологии триады «знания - умения - навыки» [4].

Отсюда следует, что умения основаны на знаниях, опыте, а затем, на основании оттачивания умений, появляется навык. В ходе исследования поставленной проблемы мы можем предположить, что младшему школьнику, да и не только младшему, получить навык исследовательской деятельности невозможно. Навык предполагает автоматизированное применение умения. Автоматизация в ходе исследования в целом вряд ли возможна. По-видимому, можно говорить об автоматизации лишь отдельных умений, например, осуществление поиска необходимой литературы, составление библиографического списка. Но это возможно далеко не в ученическом возрасте. Цепочка исследовательских умений может быть представлена следующим образом: умение видеть проблему - определять поиск решения проблемы - выдвигать гипотезы - анализировать - синтезировать - классифицировать - проводить эксперименты - делать выводы» [1; 4].

Формировать перечисленные умения нужно с первых лет обучения, так как именно в этом возрасте дети эмоционально отзывчивы к открытию нового, неизвестного. Следовательно, обладают мотивом к исследовательской деятельности.

Элементы исследования необходимо включать в проведение уроков и внеурочную деятельность. При этом внеурочная работа, где есть место дискуссии, проведению эксперимента, творчеству, особым образом располагает к поиску отгадки, решению проблемы. Причем организовать учебно-научную деятельность в ходе внеурочных занятий можно при изучении любого раздела языка.

Одним из самых сложных умений учебно-научной деятельности является умение увидеть проблему, вопрос, требующий разрешения.

А.И. Савенков, доктор педагогических и психологических наук, предлагает с этой целью задания по составлению рассказа от имени другого персонажа. Конкретизируя эту идею, мы описали ученикам первого класса следующую ситуацию: начинается новый день, только-только появляются первые лучи солнышка - и предложили рассказать, что думает в этот момент солнышко, лес, роса на траве, кустах и деревьях, маленький щенок, ученик первого класса. Это задание не предполагало письменных ответов, так как ученики слабо владеют оформлением письменной речи, зато устные сообщения были разнообразными, интересными, увлекательными. Например, говоря о последнем персонаже, некоторые школьники рассказали, как рад первоклассник восходу, потому что сегодня они с классом идут в поход и ему очень хотелось, чтобы ночь прошла быстрее. По другой версии - школьник не хочет появления первых солнечных лучей, потому что он не выспался.

Другим заданием, формирующим умение видеть проблему, является составление рассказа по данному концу. В ходе кружковых занятий мы предлагали следующие концовки рассказов: к сожалению, это был сон; а я так и не догадался; не надо было кричать и стучать дверью; мама сказала, что в это время нужно загадывать желание.

В ходе работы творческой мастерской учащимся можно предложить сочинить стихотворение по данной первой строчке:

Солнце в небе голубом

В результате появились такие варианты придуманных стихотворений:

1. Солнце в небе голубом Осветило, обогрело все кругом.

2. Солнце в небе голубом Отливало позолотой

и немного серебром

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.