Научная статья на тему 'КУРС ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ПЛАТФОРМЕ МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

КУРС ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ПЛАТФОРМЕ МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН КУРС / МОДУЛЬНАЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Татьяна Анатольевна

Данное исследование посвящено изучению содержания курса иностранного языка, реализуемого на платформе MOODLE (англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), для инженерных специальностей технического университета. Организация он-лайн курса иностранного языка на гибридной основе, учитывающая особенности обучения на современном этапе, создаёт условия для мотивации обучаемых и развитию иноязычных коммуникативных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE COURSE ON MODULAR PLATFORM OBJECT-ORIENTED LEARNING ENVIRONMENT IN TECHNICAL UNIVERSITY

The paper deals with the research of the ‘foreign language course’ content, realized with the MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) system for engineering departments of technical university. Carrying out the ‘foreign language on line course’ on mixed principle considering special learning aspects of the modern stage creates opportunities for students’ motivation and training of foreign language communicative skills.

Текст научной работы на тему «КУРС ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ПЛАТФОРМЕ МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

На рис. 2 наглядно представлены изменения в оценивании себя у осужденных женщин с точки зрения личностной идентичности. После проведения психокоррекционной программы у осужденных женщин стали превалировать такие феминные личностные самооценки, как верная, заботливая, добрая, понимающая. Осужденные женщины стали акцентировать внимание на таких маскулинных характеристиках, как сильная, честная, выносливая. Полученные результаты позволяют утверждать о том, что женщины более глубоко заглянули в свой внутренний мир; сконцентрировали своё внимание на семейных ценностях, детско-родительских отношениях; стали более уверенными в себе, повысили свою самооценку и направили внутреннюю мотивацию на поиски ресурсов, способствующих успешной ресоциализации на свободе.

Выводы. Первичная диагностика осужденных женщин выявила наличие негативной идентичности, стремление «быть или казаться ничем» как единственный способ самоутверждения.

Разработанная и опробированная О.Ю. Столбовой психокоррекционая программа позволила осознать осужденным женщинам, что правильные установки играют важную роль в формировании, становлении и коррекции идентичности. Осужденные женщины смогли провести линию тождественности себя как индивида с определенными позитивными качествами и характеристиками. У участниц повысился уровень самоуважения, осознание причастности себя к социально-гендерной общности, такой как «женщина-жена-мать». Формирование данной тождественности с генетически заложенной функцией женщины позволяет высоко оценить эффективность применения нарративной психотерапии в формировании позитивной идентичности у осужденных женщин, что в дальнейшем будет способствовать их успешной ресоциализации после освобождения.

Аннотация. В статье изложены результаты применения нарративной психотерапии в формировании позитивной идентичности у осужденных женщин. Эффективность психокорреционной программы оценена с помощью первичной и повторной диагностики с применением теста «Кто Я?». Выявлен значимый сдвиг в социальной и личностной идентичности у участников эксперимента. Отмечается формирование идентичности «Женщина-Жена-Мать», развитие феминных (верная, заботливая, добрая, понимающая) и маскулинных (сильная, честная, выносливая) составляющих идентичности.

Ключевые слова: нарративная психотерапия, негативная и позитивная идентичность, осужденная женщина, ресоциализации.

Annotation. The article presents the results of the use of narrative psychotherapy in the formation of a positive identity in convicted women. Psychocorrectional the effectiveness of the program as assessed by primary and secondary diagnosis with the application of the test "Who am I?" A significant shift in the social and personal identity of the participants of the experiment was revealed. The author notes the formation of the "Woman-Wife-Mother" identity, the development of the feminine (loyal, caring, kind, understanding) and masculine (strong, honest, hardy) components of the identity.

Keywords: narrative psychotherapy, negative and positive identity, convicted woman, resocialization.

Литература:

1. Воронин P.M., Датий A.B., Ковачев O.B. Социально-демографическая характеристика больных алкоголизмом осужденных//NovaInfo.Ru. -2015. -№ 30. - Том 1. -С. 184-187.

2. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. - М.: Ось-89,2003. - 272 с.

3. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская ИМ. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 352 с.

УДК 378

КУРС ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ПЛАТФОРМЕ МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

старший преподаватель Федорова Татьяна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный техническийуниверситет» (г. Самара)

Постановка проблемы. В современном мире для успешной межкультурной и деловой коммуникации необходимы хорошо развитые иноязычные компетенции. Без этого невозможна международная мобильность студентов и специалистов, которая требует достаточного уровня владения иностранным языком для того, чтобы успешно обучаться или контактировать с зарубежными партнёрами. В условиях, сложившихся на сегодняшнем этапе развития мирового сообщества, дистанционное он-лайн обучение становится всё более востребованным, а уровень развития информационных технологий позволяет совершенствовать методы эффективного формирования необходимых языковых компетенций, способствующих лингвистической и межкультурной интеграции. Одним из таких средств является обучение иностранным языкам на платформе МООБЬЕ (от англ. МООБЬЕ - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), которое требует тщательного анализа и исследования возможностей для развития и совершенствования.

В нашей статье представлено исследование структуры курса и опыта педагогической деятельности по обучению иностранным языкам на платформе МООБЬЕ (от англ. МООБЬЕ - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), которое в настоящее время реализуется в Самарском государственном техническом университете для студентов заочной формы обучения. Преподавателями кафедры «Иностранные языки» разработаны он-лайн программы на трёх языках: английском, немецком и французском для развития языковых и межкультурных коммуникативных компетенций в сфере повседневного и профессионального общения.

Изложение основного материала исследования. Содержание он-лайн курса, его ресурсы и дидактические материалы позволяют реализовать обучение как в форме самообразования, так и под руководством педагога в дистанционной форме, а также, согласно учебному плану, в форме практических занятий. Структура нашего курса соответствует всем этим формам. Каждый из двух семестровых курсов разделён на восемнадцать недель обучения по двум разделам; первый семестр включает разделы с тематикой для повседневной и межкультурной коммуникации, разделы второго семестра содержат общенаучную и профессионально- направленную тематику. Модули создают контекст для развития языковых компетенций. Например, видео материалы эффективно реализуют ситуативность обучения [1]. Методические указания по

самостоятельной работе с дидактическими материалами, включённые в он-лайн курс, способствуют оптимальному использованию имеющихся ресурсов и коммуникативных инструментов.

Каждый урок курса начинается с презентации разговорной темы и лексико- грамматического материала. Возможность многократного использования видео и аудио ресурсов позволяет развивать все языковые компетенции: письменную и устную рецептивную и продуктивную деятельность. В каждом семестре более ста упражнений различного типа, дополняющие тексты, диалоги, аудио и видео материалы позволяют активизировать иноязычные компетенции.

С целью контроля и самоконтроля развития языковых компетенций разработаны текущие и итоговые тесты, содержащие по двести заданий на семестр, что позволяет сделать индивидуальную выборку для каждого студента и возможность автоматизированной проверки выполненных заданий. Он-лайн платформа позволяет обучающимся отслеживать результаты развития своих лингвистических компетенций, а преподавателям осуществлять мониторинг учебной деятельности студентов [3]. Структура курса такова, что он может быть использован как для автономного или дистанционного образования под руководством педагога, так и в процессе очно-контактного обучения.

Дистанционные видео конференции позволяют проводить практические занятия, предусмотренные учебным планом, с прямым диалогом участников в процессе работы педагога с удалённой группой. Речевой контакт на иностранном языке возникает благодаря созданию ситуации общения в учебном контексте. Педагог имеет возможность давать инструкции в процессе постановки учебных задач, а участники видео конференции - обмениваться сообщениями в устной и письменной форме на иностранном языке. Видео конференции эффективно дополняют работу на платформе MOODLE (англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).

Студенты, в свою очередь, имеют возможность автономной работы и самоконтроля в процессе развития лексико- грамматических навыков и речевой деятельности на он- лайн платформе. У них нет необходимости заходить на многочисленные сайты в поисках нужной информации или тренинга по дисциплине. В течение семестра и перед экзаменом есть возможность пройти он-лайн проверку уровня освоения иноязычных компетенций при самостоятельной работе с помощью тестирования и дистанционной контактной работы с педагогом. Кроме экономии средств и времени, автоматизированная обучающая среда позволяет студентам осуществлять самодиагностику, определять языковые аспекты, требующие дополнительной проработки, консультироваться с преподавателем, участвовать в опросах и обмене мнением в процессе обучения [2].

В процессе работы над он-лайн курсом на платформе MOODLE (модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды) сопровождение преподавателей иностранных языков носит характер методических консультаций для оптимизации дистанционного обучения, профессиональной помощи в решении индивидуальных учебных проблем, контроле процесса развития языковых компетенций. При этом, возникающие технические проблемы решались администратором сайта или инженером по программированию кафедры иностранных языков.

На практических занятиях, конспекты которых также загружаются в модульную обучающую среду, преподавателем вводится лексико- грамматический материал, разговорная тема и развиваются виды речевой деятельности аудирование и говорение. Поскольку количество практических занятий незначительно (около 10% от общего количества часов по плану), основная масса тренировочных упражнений, разработанных преподавателями для он- лайн курса, выполняется автономно. Эти задания тесно связаны с тематикой практических занятий и являются их логическим продолжением. Функция преподавателя заключается в сопровождении процесса освоения дисциплины. Проверка выполнения тренировочных упражнений и тестов текущего и итогового контроля осуществляется инструментами информационной системы, которая предоставляет возможность студентам отслеживать правильность выполнения, промежуточные и конечные результаты своей учебной деятельности.

Методические указания, разработанные для преподавателей и студентов, позволяют рационально организовать и активизировать процесс интерактивной коммуникации. Он-лайн курс постоянно дополняется новыми педагогическими ресурсами и совершенствуется благодаря доступу к платформе всех ведущих педагогов.

Выводы. Проведённый анализ опыта работы на платформе модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды позволяет констатировать прогресс в иноязычной речевой деятельности обучаемых. В условиях автономной работы обучаемых возможна организация не только письменной, но и устной рецептивной и продуктивной коммуникации без интерактивной и аутентичной составляющих, но которая тем не менее приобщит обучаемых к устной иноязычной речи. Возможность делать аудио- видео записи в процессе проведения конференции позволяет в дальнейшем многократно прослушивать аутентичную речь, воспроизводя образец, и совершенствовать иноязычную языковую компетенцию. Это создаёт условия для повышения мотивации обучаемых и развития их иноязычных коммуникативных навыков.

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению содержания курса иностранного языка, реализуемого на платформе MOODLE (англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), для инженерных специальностей технического университета. Организация он-лайн курса иностранного языка на гибридной основе, учитывающая особенности обучения на современном этапе, создаёт условия для мотивации обучаемых и развитию иноязычных коммуникативных навыков.

Ключевые слова: он-лайн курс, модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, дистанционное обучение, иноязычные коммуникативные навыки.

Annotation. The paper deals with the research of the 'foreign language course' content, realized with the MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) system for engineering departments of technical university. Carrying out the 'foreign language on line course' on mixed principle considering special learning aspects of the modern stage creates opportunities for students' motivation and training of foreign language communicative skills.

Keywords: on line course, Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, distance learning, foreign language communicative skills.

Литература:

1. Brudermann C. Dictionnaire de didactique du français langue étrangère et seconde. ALSIC Apprentissage des Langues et Système d'Information et de Communication, 2013. Vol. 16.

2. Charlier B. Apprendre en présence et à distance. Distances et savoirs. Vol. 4, 2006. P. 469-496.

3. Defays, J.M., Mattioli-Thonard A. Quelle place pour les TICe en classe de FLE. L'heure des bilans: présentation du dossier. Liège: Le Langage et l'Homme, 2012. Vol. XXXXVII, n°l.

УДК 378

ОПТИМИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ПЛАТФОРМЕ МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ

старший преподаватель Федорова Татьяна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный техническийуниверситет» (г. Самара)

Постановка проблемы. Исследование опыта он-лайн обучения иностранным языкам на платформе МОООЕЕ (от англ. МООБЕЕ - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), которое мы хотим представить, проведено в процессе подготовки специалистов на инженерных факультетах в Самарском техническом университете. Он- лайн курс разработан преподавателями кафедры «Иностранные языки» СамЕТУ для освоения трёх дисциплин: английского, немецкого и французского языков. Необходимость совершенствования подходов к разработке курсов для дистанционного обучения вызвана сложившимися условиями образовательной системы в мировом сообществе 21 века. Удалённое обучение на основе современных информационных технологий становится всё более актуальным и оптимальным средством получения необходимых иноязычных компетенций.

Модульная обучающая среда позволяет сочетать дистанционное обучение с контактной аудиторной и самостоятельной работой. Структура курса охватывает широкий спектр образовательных инструментов от автономного он-лайн обучения до иноязычной коммуникации в рамках учебных групп под руководством педагога. Образовательная деятельность на основе информационных технологий не ограничивается больше простым посещением учебных сайтов или использованием выложенных на сайт университета обучающих ресурсов. Инновационные изменения в педагогической деятельности по развитию иноязычных компетенций предполагают применение новых образовательных инструментов в уже структурированной системе. Опыт нашей работы на вышеназванной он-лайн платформе позволил провести количественный и качественный анализ результатов процесса развития языковых компетенций, а также сделать заключение об их изменениях.

Изложение основного материала исследования. В ходе своего непрерывного развития деятельность по обучению иностранным языкам всегда опиралась на ключевые объекты процесса: обучаемого, потребности которого меняются с течением времени и для которого необходимо постоянное совершенствование процесса обучения, предмета изучения, который также находится в эволюции, и целей изучения иностранных языков [1]. Поскольку мы живём в эпоху информационных технологий, меняется всё: поколение обучаемых, структура изучаемого предмета, инструменты обучения. Дистанционное обучение стало качественно новым элементом образовательной системы, основанном на моделях, адаптированных к современным реалиям процесса образования.

При этом не меняются исходные структурные понятия такие, как лингвистический, социокультурный аспект изучения иностранного языка, речевые и межкультурные коммуникативные компетенции, их области применения - для повседневного общения, социальных контактов, профессиональной коммуникации, академической мобильности. Сохраняется и коммуникативная интерактивная направленность в обучении иностранным языкам. Вышеназванные концепты соответствуют потребностям обучаемых, которые ориентированы на иноязычную коммуникацию и сотрудничество с представителями различных сообществ мирового пространства [3].

В настоящее время процесс развития иноязычных коммуникативных компетенций не может проходить без использования цифровой среды, которая нас окружает, которая помогает их развивать, которая дополняет аудиторное образование и делает его доступным в условиях удалённого пребывания. Это объясняет насущную потребность в разработке он-лайн курсов, адаптированных к учебным планам и программам российских университетов, в нашем случае Самарского государственного технического университета, где на инженерных специальностях обучается заочно или дистанционно более половины всего контингента студентов.

Необходимость в разработке он-лайн курсов обусловлена также бюджетными ограничениями средств на аудиторные занятия и направленностью на реализацию очно- заочной форм обучения. При этом, речь не идёт о простой замене аудиторных занятий удалённым обучением. Тем более, что разработка он-лайн курса на платформе модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды требует огромных затрат времени. Для разрешения этой проблемы мы использовали наши дидактические разработки, адаптированные к информационной среде, для развития иноязычной коммуникативной компетенции в разных аспектах: фонетическом, лексическом, грамматическом, и всех видов речевой деятельности: устной и письменной, рецептивной и продуктивной.

Как известно, педагогические инновации ставят цели, направленные на качественные изменения и оптимизацию существующей системы обучения. Очевидно, что некоторые виды учебной деятельности эффективнее реализуются в аудиторной контактной форме. Например, устная рецептивная и продуктивная коммуникация на иностранном языке, не предполагает обязательного использования цифровой среды. С другой стороны, устное интерактивное взаимодействие в информационной среде во время видео конференций можно контролировать с помощью записывающего устройства, которое позволяет повторное воспроизведение и корректировку. Это не вполне реальные ситуации устной коммуникации, подобно тем, что имеют место в обычной жизни или на занятиях в университете, но они позволяют оптимизировать развитие речевых коммуникативных компетенций [2].

Проанализировав вышеперечисленные факторы, мы пришли к мнению о возможности развития знаний и навыков по иностранным языкам на инженерных факультетах с помощью он-лайн курсов на платформе МООБЕЕ (модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды), позволяющей автономную деятельность студентов. Прежде всего, нами была поставлена задача разработки структуры курса, включающей разговорную и лексико-грамматическую тематику, презентацию дидактических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.