Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ПЛАТФОРМЕ МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ПЛАТФОРМЕ МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБРИДНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / МОДУЛЬНАЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / АВТОНОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Татьяна Анатольевна

Данное исследование посвящено развитию иноязычных коммуникативных компетенций на платформе MOODLE (англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) в условиях дистанционного обучения студентов инженерных факультетов. Гибридная система обучения позволяет сочетать автономное обучение с контактной учебной деятельностью в сопровождении педагога, позволяющей развивать иноязычные компетенции более динамично и эффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE ON MODULAR OBJECT-ORIENTED DYNAMIC LEARNING ENVIRONMENT PLATFORM

The paper deals with the research of the foreign language communicative skills development, realized with the MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) system in distance learning of engineering departments students. Carrying out the hybrid training system combines independent learning with contact education activity assisted by lector and develops fast moving effective foreign language communicative competences.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ПЛАТФОРМЕ МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

2. Charlier B. Apprendre en présence et à distance. Distances et savoirs. Vol. 4, 2006. P. 469-496.

3. Defays, J.M., Mattioli-Thonard A. Quelle place pour les TICe en classe de FLE. L'heure des bilans: présentation du dossier. Liège: Le Langage et l'Homme, 2012. Vol. XXXXVII, n°1.

УДК 378

ОПТИМИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ПЛАТФОРМЕ МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ

старший преподаватель Федорова Татьяна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет» (г. Самара)

Постановка проблемы. Исследование опыта он-лайн обучения иностранным языкам на платформе MOODLE (от англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), которое мы хотим представить, проведено в процессе подготовки специалистов на инженерных факультетах в Самарском техническом университете. Он- лайн курс разработан преподавателями кафедры «Иностранные языки» СамГТУ для освоения трёх дисциплин: английского, немецкого и французского языков. Необходимость совершенствования подходов к разработке курсов для дистанционного обучения вызвана сложившимися условиями образовательной системы в мировом сообществе 21 века. Удалённое обучение на основе современных информационных технологий становится всё более актуальным и оптимальным средством получения необходимых иноязычных компетенций.

Модульная обучающая среда позволяет сочетать дистанционное обучение с контактной аудиторной и самостоятельной работой. Структура курса охватывает широкий спектр образовательных инструментов от автономного он-лайн обучения до иноязычной коммуникации в рамках учебных групп под руководством педагога. Образовательная деятельность на основе информационных технологий не ограничивается больше простым посещением учебных сайтов или использованием выложенных на сайт университета обучающих ресурсов. Инновационные изменения в педагогической деятельности по развитию иноязычных компетенций предполагают применение новых образовательных инструментов в уже структурированной системе. Опыт нашей работы на вышеназванной он-лайн платформе позволил провести количественный и качественный анализ результатов процесса развития языковых компетенций, а также сделать заключение об их изменениях.

Изложение основного материала исследования. В ходе своего непрерывного развития деятельность по обучению иностранным языкам всегда опиралась на ключевые объекты процесса: обучаемого, потребности которого меняются с течением времени и для которого необходимо постоянное совершенствование процесса обучения, предмета изучения, который также находится в эволюции, и целей изучения иностранных языков [1]. Поскольку мы живём в эпоху информационных технологий, меняется всё: поколение обучаемых, структура изучаемого предмета, инструменты обучения. Дистанционное обучение стало качественно новым элементом образовательной системы, основанном на моделях, адаптированных к современным реалиям процесса образования.

При этом не меняются исходные структурные понятия такие, как лингвистический, социокультурный аспект изучения иностранного языка, речевые и межкультурные коммуникативные компетенции, их области применения - для повседневного общения, социальных контактов, профессиональной коммуникации, академической мобильности. Сохраняется и коммуникативная интерактивная направленность в обучении иностранным языкам. Вышеназванные концепты соответствуют потребностям обучаемых, которые ориентированы на иноязычную коммуникацию и сотрудничество с представителями различных сообществ мирового пространства [3].

В настоящее время процесс развития иноязычных коммуникативных компетенций не может проходить без использования цифровой среды, которая нас окружает, которая помогает их развивать, которая дополняет аудиторное образование и делает его доступным в условиях удалённого пребывания. Это объясняет насущную потребность в разработке он-лайн курсов, адаптированных к учебным планам и программам российских университетов, в нашем случае Самарского государственного технического университета, где на инженерных специальностях обучается заочно или дистанционно более половины всего контингента студентов.

Необходимость в разработке он-лайн курсов обусловлена также бюджетными ограничениями средств на аудиторные занятия и направленностью на реализацию очно- заочной форм обучения. При этом, речь не идёт о простой замене аудиторных занятий удалённым обучением. Тем более, что разработка он-лайн курса на платформе модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды требует огромных затрат времени. Для разрешения этой проблемы мы использовали наши дидактические разработки, адаптированные к информационной среде, для развития иноязычной коммуникативной компетенции в разных аспектах: фонетическом, лексическом, грамматическом, и всех видов речевой деятельности: устной и письменной, рецептивной и продуктивной.

Как известно, педагогические инновации ставят цели, направленные на качественные изменения и оптимизацию существующей системы обучения. Очевидно, что некоторые виды учебной деятельности эффективнее реализуются в аудиторной контактной форме. Например, устная рецептивная и продуктивная коммуникация на иностранном языке, не предполагает обязательного использования цифровой среды. С другой стороны, устное интерактивное взаимодействие в информационной среде во время видео конференций можно контролировать с помощью записывающего устройства, которое позволяет повторное воспроизведение и корректировку. Это не вполне реальные ситуации устной коммуникации, подобно тем, что имеют место в обычной жизни или на занятиях в университете, но они позволяют оптимизировать развитие речевых коммуникативных компетенций [2].

Проанализировав вышеперечисленные факторы, мы пришли к мнению о возможности развития знаний и навыков по иностранным языкам на инженерных факультетах с помощью он-лайн курсов на платформе MOODLE (модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды), позволяющей автономную деятельность студентов. Прежде всего, нами была поставлена задача разработки структуры курса, включающей разговорную и лексико-грамматическую тематику, презентацию дидактических

материалов и тренировочных упражнений с размещением их на платформе MOODLE (модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды).

Описание вышеназванного он-лайн курса иностранного языка позволяет констатировать новый подход к дистанционному обучению, а именно, гибридность обучающей системы, сочетающей автономное образование на базе учебно-дидактических материалов, выложенных в автоматизированную информационную систему университета для дистанционного обучения, и контактные занятия во время видео конференции в сопровождении ведущего педагога. В процессе автономной работы студенты самостоятельно организуют свой учебный график, навигацию по интернету для выполнения учебных задач, в данном случае по развитию своих иноязычных коммуникативных компетенций. Большое количество часов (до 90%), выделенных для самостоятельной работы, позволяет распределить освоение учебного материала на восемнадцать недель в течение семестра, не концентрируя учебную деятельность в рамках непродолжительной, насыщенной разнообразными дисциплинами сессии с многочасовыми ежедневными лекциями и лабораторно- практическими занятиями.

Каковы же итоги и перспективы нашего опыта работы по разработанному он-лайн курсу? Включение в учебный процесс видео конференций позволило студентам непосредственно обратиться к педагогу с вопросами при выполнении выбранных заданий для самодиагностики. По мнению участников видео конференций, такой инструмент, как модульная обучающая среда, это эффективное средство для повторения, тренировки речевых навыков, исключающее монотонность, однообразие автономной дистанционной работы, повышающее мотивацию, благодаря живому контакту с педагогом и другими участниками учебной деятельности. Дополненные устной речевой коммуникацией письменные лексико-грамматические навыки также улучшились. Одной лишь тренировки в письменной форме в рамках информационных медиа ресурсов недостаточно для эффективного развития языковых компетенций. Грамматические навыки иностранного языка предполагают развитие не только письменной компетенции, но обеих форм речевой деятельности: устной и письменной. Только контактная работа под руководством педагога делает этот процесс максимально эффективным. Предусмотренные учебным планом практические занятия позволяют активизировать в устной речи такие иноязычные навыки, как фонетический, грамматический, лексический.

Выводы. Как следует из всего вышесказанного, инновационный характер описанного инструмента образования заключается не в нём самом, а в организации обучающей системы, позволяющей развивать иноязычные компетенции более динамично и эффективно в рамках комбинированного с контактным дистанционного обучения. Последнее оставляет место для совершенствования, не ограничиваясь при этом рамками информационных технологий, хотя и весьма популярных, всеохватывающих, многофункциональных.

Аннотация. Данное исследование посвящено развитию иноязычных коммуникативных компетенций на платформе MOODLE (англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) в условиях дистанционного обучения студентов инженерных факультетов. Гибридная система обучения позволяет сочетать автономное обучение с контактной учебной деятельностью в сопровождении педагога, позволяющей развивать иноязычные компетенции более динамично и эффективно.

Ключевые слова: гибридная система обучения, модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, автономное обучение, иноязычные коммуникативные компетенции.

AnMtation. The paper deals with the research of the foreign language communicative skills development, realized with the MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) system in distance learning of engineering departments students. Carrying out the hybrid training system combines independent learning with contact education activity assisted by lector and develops fast moving effective foreign language communicative competences.

Keywords: hybrid training system, Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, independent learning, foreign language communicative competences.

Литература:

1. Cup J.P., Gruca V. Cours de didactique du français langue étrangère et seconde. Grenoble : PUG, 2002.

2. Nissen E. Quelles aides les formations hybrides en langues proposent-elles à l'apprenant pour favoriser son autonomie ? ALSIC Apprentissage des Langues et Système d'Information et de Communication. Vol. 10, 2007. P. 129-144.

3. Porcher L. Les politiques linguistiques orientations et objectifs pédagogiques. Cahiers de l'ASDIFLE n°7, 2012. P. 10-27

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К РАЗНЫМ ФОРМАМ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

педагог-психолог, магистрант Харламова Ольга Александровна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Майкопский политехнический техникум» (г. Майкоп)

Постановка проблемы. Актуальность данной тематики достаточно очевидна, так как вопросы психологической основы отклоняющегося поведения мало изучены. Наиболее важно обратить внимание на школьников, особенно на подростков, поскольку именно этот возраст является сензитивным для возникновения различных девиаций. Разумеется, наличие трудностей в какой-либо сфере жизни подростка вынуждает его компенсировать фрустрационные явления в различных деятельностях, которые ему доступны. В современном мире, компенсация может осуществляться при помощи интернета, компьютерных игр, социальных сетей, что может привести к компьютерной зависимости, являющейся одной из форм отклоняющегося поведения. В связи с тем, что склонные к девиантному поведению подростки имеют свои личностные особенности, мы можем предположить, что у них могут наблюдаться и особенности суверенности психологического пространства личности [1; 2].

С.К. Нартовой-Бочавер, Н.Н. Мозговая и др., в рамках субъектно-средового подхода [3; 4] предлагают описание универсальной характеристики психологического пространства личности - его суверенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.