Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К РАЗНЫМ ФОРМАМ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К РАЗНЫМ ФОРМАМ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТКИ / ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харламова Ольга Александровна

Данное исследование посвящено изучению проблемы суверенности психологического пространства личности подростков, склонных к разным формам отклоняющегося поведения. В работе актуализируется необходимость диагностирования и изучения личностного пространства в подростковом возрасте, с целью понимания дальнейшей работы психолога с подростками разных групп, в том числе и группы-риска. В статье показаны особенности поведения учащихся, склонных к интернет-зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харламова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL PERSONALITY SPACE OF ADOLESCENTS PRONE TO DIFFERENT FORMS OF DEVIATING BEHAVIOR

This study is devoted to the study of the problem of the sovereignty of the psychological space of the personality of adolescents who are prone to various forms of deviant behavior. The paper actualizes the need to diagnose and study the personal space in adolescence, in order to understand the further work of the psychologist with adolescents of different groups, including the risk group. The article shows the features of the behavior of students who are prone to Internet addiction.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К РАЗНЫМ ФОРМАМ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ»

материалов и тренировочных упражнений с размещением их на платформе MOODLE (модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды).

Описание вышеназванного он-лайн курса иностранного языка позволяет констатировать новый подход к дистанционному обучению, а именно, гибридность обучающей системы, сочетающей автономное образование на базе учебно-дидактических материалов, выложенных в автоматизированную информационную систему университета для дистанционного обучения, и контактные занятия во время видео конференции в сопровождении ведущего педагога. В процессе автономной работы студенты самостоятельно организуют свой учебный график, навигацию по интернету для выполнения учебных задач, в данном случае по развитию своих иноязычных коммуникативных компетенций. Большое количество часов (до 90%), выделенных для самостоятельной работы, позволяет распределить освоение учебного материала на восемнадцать недель в течение семестра, не концентрируя учебную деятельность в рамках непродолжительной, насыщенной разнообразными дисциплинами сессии с многочасовыми ежедневными лекциями и лабораторно- практическими занятиями.

Каковы же итоги и перспективы нашего опыта работы по разработанному он-лайн курсу? Включение в учебный процесс видео конференций позволило студентам непосредственно обратиться к педагогу с вопросами при выполнении выбранных заданий для самодиагностики. По мнению участников видео конференций, такой инструмент, как модульная обучающая среда, это эффективное средство для повторения, тренировки речевых навыков, исключающее монотонность, однообразие автономной дистанционной работы, повышающее мотивацию, благодаря живому контакту с педагогом и другими участниками учебной деятельности. Дополненные устной речевой коммуникацией письменные лексико-грамматические навыки также улучшились. Одной лишь тренировки в письменной форме в рамках информационных медиа ресурсов недостаточно для эффективного развития языковых компетенций. Грамматические навыки иностранного языка предполагают развитие не только письменной компетенции, но обеих форм речевой деятельности: устной и письменной. Только контактная работа под руководством педагога делает этот процесс максимально эффективным. Предусмотренные учебным планом практические занятия позволяют активизировать в устной речи такие иноязычные навыки, как фонетический, грамматический, лексический.

Выводы. Как следует из всего вышесказанного, инновационный характер описанного инструмента образования заключается не в нём самом, а в организации обучающей системы, позволяющей развивать иноязычные компетенции более динамично и эффективно в рамках комбинированного с контактным дистанционного обучения. Последнее оставляет место для совершенствования, не ограничиваясь при этом рамками информационных технологий, хотя и весьма популярных, всеохватывающих, многофункциональных.

Аннотация. Данное исследование посвящено развитию иноязычных коммуникативных компетенций на платформе MOODLE (англ. MOODLE - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) в условиях дистанционного обучения студентов инженерных факультетов. Гибридная система обучения позволяет сочетать автономное обучение с контактной учебной деятельностью в сопровождении педагога, позволяющей развивать иноязычные компетенции более динамично и эффективно.

Ключевые слова: гибридная система обучения, модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, автономное обучение, иноязычные коммуникативные компетенции.

Annotation. The paper deals with the research of the foreign language communicative skills development, realized with the MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) system in distance learning of engineering departments students. Carrying out the hybrid training system combines independent learning with contact education activity assisted by lector and develops fast moving effective foreign language communicative competences.

Keywords: hybrid training system, Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, independent learning, foreign language communicative competences.

Литература:

1. Cup J.P., Gruca V. Cours de didactique du français langue étrangère et seconde. Grenoble : PUG, 2002.

2. Nissen E. Quelles aides les formations hybrides en langues proposent-elles à l'apprenant pour favoriser son autonomie ? ALSIC Apprentissage des Langues et Système d'Information et de Communication. Vol. 10, 2007. P. 129-144.

3. Porcher L. Les politiques linguistiques orientations et objectifs pédagogiques. Cahiers de l'ASDIFLE n°7, 2012. P. 10-27

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К РАЗНЫМ ФОРМАМ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

педагог-психолог, магистрант Харламова Ольга Александровна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Майкопский политехнический техникум» (г.Майкоп)

Постановка проблемы. Актуальность данной тематики достаточно очевидна, так как вопросы психологической основы отклоняющегося поведения мало изучены. Наиболее важно обратить внимание на школьников, особенно на подростков, поскольку именно этот возраст является сензитивным для возникновения различных девиаций. Разумеется, наличие трудностей в какой-либо сфере жизни подростка вынуждает его компенсировать фрустрационные явления в различных деятельностях, которые ему доступны. В современном мире, компенсация может осуществляться при помощи интернета, компьютерных игр, социальных сетей, что может привести к компьютерной зависимости, являющейся одной из форм отклоняющегося поведения. В связи с тем, что склонные к девиантному поведению подростки имеют свои личностные особенности, мы можем предположить, что у них могут наблюдаться и особенности суверенности психологического пространства личности [1; 2].

С.К. Нартовой-Бочавер, H.H. Мозговая и др., в рамках субъектно-средового подхода [3; 4] предлагают описание универсальной характеристики психологического пространства личности - его суверенности.

Суверенность личностного пространства - это показатель того, насколько человек может поддерживать собственную личностную автономию, это его способность самостоятельно управлять взаимодействием с миром [3; 4; 5]. В современном обществе нарушение психологического пространства личности вызывает наиболее острую реакцию в подростковом возрасте, что ведет к многочисленным конфликтам и нарушению взаимодействия с другими людьми. В большинстве случаев такое нарушение связано с нарушением приватности личных вещей и территориальности как одних из основных компонентов психологического пространства личности [5].

Итак, чтобы изучить данное предположение, мы провели диагностику у 50 учащихся в возрасте 14-16 лет, используя следующие методики: «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер) [3]; Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел); Тест на интернет-зависимость (К. Янг) [6].

Изложение основного материала исследования. Данные, полученные в ходе исследования по методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) показали следующие результаты:

- Шкала склонности к преодолению норм и правил (ПН): измеряет предрасположенность к преодолению норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. По этой шкале 36% респондентов имеют нонконформистские установки, склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым.

- Шкала склонности к аддиктивному поведению (АП): измеряет готовность реализовывать аддиктивное поведение. У 34% испытуемых имеется предрасположенность к уходу от реальности через изменения своего психического состояния, склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о гедонистически-ориентированных нормах и ценностях.

- Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (СП): измеряет готовность реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. 8% респондентов обладают низкой ценностью собственной жизни, склонны к риску, с выраженной потребностью в острых ощущениях, с мазохистскими тенденциями.

- Шкала склонности к агрессии и насилию (АН): измеряет готовность к реализации агрессивных тенденций в поведении. 8% испытуемых показали агрессивную направленность личности во взаимоотношениях с другими, склонность решать проблемы насилием, о наличии садистических тенденций.

- Шкала волевого контроля эмоциональных реакций (КЭ) - измеряет склонности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Показатели у 8% учащихся из выборки свидетельствует о слабости их волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоций.

- Шкала склонности к делинквентному поведению (ДП) - выявляет «делинквентный потенциал», который только при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка. По нашим данным только у 6% респондентов наблюдаются делинквентное тенденции или низкий социальный контроль.

Далее представим результаты по методики на «Интернет-зависимость» К. Янг. Итак, 2,40% респондентов являются обычными пользователями Интернета и имеют низкий уровень склонности к зависимости. У 40% испытуемых наблюдается средний уровень; 20% испытуемых имеют высокий уровень склонности и зависимости.

Далее, на основании полученных данных по методикам «Склонность к отклоняющемуся поведению» и на Интернет-зависимость, нами были выделены следующие эмпирические группы исследования: 1 группа -респонденты, склонные к преодолению норм и правил; 2 группа - респонденты, склонные к аддиктивному поведению; 3 группа - респонденты, склонные к Интернет-зависимости. В связи с отсутствием достаточного количества данных в группах по таким шкалам как саморазрушающее и делинквентное поведение, склонное к агрессии и насилию, шкала волевого контроля эмоций и реакций, результаты не учитывались.

Опишем результаты по методике «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-бочавер). В результате диагностики получилось, что высокий уровень суверенности психологического пространства личности имеют учащиеся склонные к преодолению норм и правил (65,3), испытуемые склонные к аддиктивному поведению (62,8), склонные к Интернет-зависимости (66,3).

Высокий уровень суверенности личностного пространства означает, что человек способен контролировать, защищать и развивать собственное личностное пространство, на основании обобщенного опыта своего поведения. Средний уровень суверенности психологического пространства, свидетельствует, о достижении личностной автономии испытуемыми в ближайшем будущем. Депривированность психологического пространства, свидетельствует о наличии осложнений в адаптации к социуму, развитии и продуктивности в разных сферах жизни личности.

Для получения более конкретных данных мы вычислили средние значения по показателям выраженности компонентов суверенности психологического пространства респондентов (Таблица 1).

Таблица 1

Средние значения компонентов суверенности личностного пространства подростков с разными

формами отклоняющегося поведения

СФТ СТ СВ СП сс сц

Склонные к преодолению норм и правил 10,5 10,2 9,5 9,45 5,5 11,2

Склонные к аддиктивному поведению 9,5 9 10,3 10 4,5 11,2

Склонные к Интернет-зависимости 10,4 10 8,46 9,23 5,07 11,15

Как мы видим из таблицы 1, показатели выраженности суверенности измерений психологического пространства личности по шкалам у испытуемых различны.

У испытуемых склонных к преодолению норм и правил наблюдаются высокие показатели по следующим шкалам: суверенность физического тела (10,5), суверенность территории (10,2), суверенность социальных связей (5,5), суверенность ценностей (11,2). Это значит, что испытуемые достаточно

адаптированы в жизни, чувствуют себя комфортно, уверенны в себе. Средний уровень по шкалам суверенность мира вещей (9,5) и суверенность привычек (9,45), свидетельствуют об адекватном отношении к личной собственности других людей, о безопасности и устойчивости мира в восприятии испытуемых.

У испытуемых склонных к аддиктивному поведению высокие показатели наблюдаются по таким шкалам как: суверенность территории (9), суверенность мира вещей (10,3), суверенность привычек (10), суверенность социальных связей (4,5) и суверенность ценностей (11,2). Это значит, что человек с трудом меняет свой распорядок дня под каким-либо воздействием, он сам контролирует ритм своей жизни, планирует различные мероприятия и события, самостоятельно выбирает свой социальный круг общения, имеет своё мнение, свои взгляды на жизнь, способен отстаивать свою точку зрения. Средний уровень суверенности по шкале суверенность физического тела (9,5), свидетельствует о моментах нарушения границ физического "Я" со стороны ближайшего окружения человека.

У испытуемых склонных к Интернет-зависимости высокие показатели по шкалам: суверенность физического тела (10,4), суверенность территории (10), суверенность привычек (9,23), суверенность социальных связей (5,07) и суверенность ценностей (11,5), что говорит о наличии чувства безопасности и комфорта в жизни, о самостоятельности в выборе чего-либо. Средний уровень по шкале суверенность мира вещей (8,46), свидетельствует о том, что существует некоторая проблема суверенности личных вещей подростков.

Таким образом, мы можем сказать, что для учащихся всех групп с высоким уровнем суверенности психологического пространства характерно следующее: умение развивать, контролировать и защищать своё психологическое пространство. Средний уровень суверенности психологического пространства, свидетельствует, о достижении личностной автономии ребятами только в ближайшем будущем. Депривированность психологического пространства, свидетельствует о наличии у подростков осложнений в адаптации к социуму, развитии и продуктивности в разных сферах жизни личности.

В ходе математико-статистической обработки, с помощью Ц-критерия Манна-Уитни, были получены данные, исходя из которых мы видим, что различия общего уровня суверенности психологического пространства личности между группами испытуемых являются значимыми.

Кроме того, были получены значимые различия между группами склонных к преодолению норм и правил и склонных к аддиктивному поведению по шкале суверенность физического тела. Также, между склонными к преодолению норм и правил и Интернет-зависимыми по шкале суверенность мира вещей существуют значимые различия. Это значит, что для подростков, относящихся к разным группам отклоняющегося поведения характерны свои особенности восприятия и взаимодействия с реальностью. Таким образом, мы видим, что существуют значимые различия уровня признака в группах, что свидетельствует о наличии особенностей суверенности психологического пространства личности подростков склонных к разным формам отклоняющегося поведения.

Выводы:

- подростки, склонные к определенной форме отклоняющегося поведения имеют особенности суверенности личностного пространства;

- склонные к нарушению правил и норм имеют высокие показатели таких компонентов суверенности психологического пространства как суверенность физического тела, территории, суверенность привычек и социальных связей. Соответственно, таким подросткам свойственно: свобода в реализации своих потребностей, в социальных контактах и в комфортном распорядке жизни, удовлетворение основных физиологических потребностей. Также их отличает свобода во вкусах и ценностных установках;

- склонные к аддиктивному поведению отличаются высокими показателями по таким компонентам как суверенность мира вещей и привычек, что также свидетельствует о свободе в распоряжении своей жизнью;

- склонные к Интернет-зависимости имеют высокий уровень суверенности физического тела, своей территории и ценностей. Это связано с тем, что компьютерные игры моделируют иную реальность, помогают в формировании различных навыков (уверенность в себе и ответственность, независимость от чужого мнения и др.), но при этом, подросток находится только «в своём мире», что отражается на содержательной стороне личностного пространства, на взаимодействии с другими людьми;

- в ходе математико-статистической обработки были получены значимые различия между группами склонных к преодолению норм и правил и склонных к аддиктивному поведению по шкале суверенность физического тела, то есть в отношении подростков склонных к аддиктивному поведению чаще и больше предпринимались действия, нарушающие их телесную безопасность, что отражается на общем уровне суверенности пространства и приводит к возникновению различных аддикций;

- были получены значимые различия между склонными к преодолению норм и правил и Интернет-зависимыми по шкале суверенность мира вещей существуют значимые различия. Это связано с тем, что Интернет-зависимые школьники постоянно самоутверждаются в той реальности, в которой они находятся за счёт своих компаньонов по игре или в социальной сети, где их права не учитываются и сами становятся жертвами других пользователей;

- подростки склонные к разным формам отклоняющегося поведения имеют высокий общий уровень суверенности психологического пространства. Это значит, что такие подростки способны самостоятельно контролировать свое пространство, но такая самостоятельность приводит к асоциальному поведению.

Итак, представленная тема исследования весьма значима для работы психолога в образовании, так как способствует пониманию применения полученных данных при выявлении причин и устранения девиаций в старшем школьном возрасте. Также результаты исследования могут быть использованы учителями и родителями при решении задач воспитания подростков. Исследование может стать основой при разработке психолого-педагогических рекомендаций, коррекционной программы по снижению риска возникновения отклонений в поведении подростка, упрочнение границ его личностного пространства.

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы суверенности психологического пространства личности подростков, склонных к разным формам отклоняющегося поведения. В работе актуализируется необходимость диагностирования и изучения личностного пространства в подростковом возрасте, с целью понимания дальнейшей работы психолога с подростками разных групп, в том числе и группы-риска. В статье показаны особенности поведения учащихся, склонных к интернет-зависимости.

Ключевые слова: суверенность, психологической пространство личности, подростки, интернет зависимость, отклоняющееся поведение.

Annotation. This study is devoted to the study of the problem of the sovereignty of the psychological space of the personality of adolescents who are prone to various forms of deviant behavior. The paper actualizes the need to diagnose and study the personal space in adolescence, in order to understand the further work of the psychologist with adolescents of different groups, including the risk group. The article shows the features of the behavior of students who are prone to Internet addiction.

Keywords: Sovereignty, psychological space of the individual, adolescents, Internet addiction, deviant behavior.

Литература:

1. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии, 2002, №3.

2. Голдберг И. Критерии интернет-зависимости [Электронный ресурс] http://web.urz.uni-heidelberg.de/. (дата посещения: 9.02.2021)

3. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. Питер, 2010

4. Янг К.С. Диагноз - интернет-зависимость // Мир Интернет. - № 2. - 2000

5. Мозговая Н.Н. Суверенность психологического пространства личности и доверия к себе у студентов с разным уровнем социального интеллекта // Психология обучения. 2019. № 6. С. 15-28.

6. Мозговая Н.Н., Лихван А.В. Особенности суверенности психологического пространства личности подростков склонных к разным формам отклоняющегося поведения//В сборнике: Материалы съезда Российского психологического общества. 2017. С. 175-17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.