Научная статья на тему 'Влияние деформаций психологических границ на развитие аддиктивной идентичности подростков с задержкой психического развития'

Влияние деформаций психологических границ на развитие аддиктивной идентичности подростков с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ / АДДИКЦИЯ / АДДИКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / PSYCHOLOGICAL BORDERS / ADDICTION / ADDICTIVE IDENTITY / MENTAL DELAY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бисингалиева Жанара Амангельдыевна

В статье приводятся результаты эмпирического исследования, реализующего задачу изучения роли деформаций психологических границ в развитии аддиктивной идентичности подростков с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF DEFORMATION OF PSYCHOLOGICAL BORDERS ON THE DEVELOPMENT OF ADDICTIVE IDENTITY OF TEENAGERS WITH MENTAL DELAY

The article contains the results of the empirical study, which realizes the task of analyzing the role of deformation of psychological borders on the development of addictive identity of teenagers with mental delay.

Текст научной работы на тему «Влияние деформаций психологических границ на развитие аддиктивной идентичности подростков с задержкой психического развития»

Проведенное исследование способствовало развитию характеристик социального-профессиональной компетентности студентов с инвалидностью и ОВЗ (снижение социальной изолированности, фрустрированности, повышение социальной креативности) как ресурса развития их жизнестойкости, поскольку только такие студенты, стремящиеся генерировать новаторские идеи в сложных жизненных ситуациях, умеющие строить позитивные межличностные отношения, самостоятельно принимать решения, переносить полученные знания в другие области жизни, обладают необходимым ресурсом, служащим источником конкуренции, позволяющим успешно адаптироваться в современных условиях жизни и достигать значительных высот в профессиональной карьере.

Литература:

1. Свирская, Д.А. Условия формирования будущего профессионала: социально-профессиональная компетентность / Д.А. Свирская // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 47. - С. 69-71.

2. Беленкова, Л.Ю. Инклюзивное высшее образование как системная инновация / Л.Ю. Беленкова, И.Л. Руденко // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56 (10). - С. 288-298.

3. Мещерина, Н. Г. Личностные и кросс-культурные факторы социальной фрустрированности педагогов / Н.Г. Мещерина, О.Г. Власова, Т.Н. Банщикова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11. - С. 438-443.

4. Соловьева, О.В. Социальный интеллект как психологический феномен / О.В. Соловьева, А.А. Гречкина // Наука, образование и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Аэтерна, 2016. - Ч. 3. - С. 203-206.

5. Шаповалов, В.И. Конкурентоспособность учащегося в системе педагогического менеджмента / В.И. Шаповалов // Вестник СГУТ и КД. - Сочи. - 2012. - № 2(20). - С. 116. - Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/22_5/ (дата обращения: 14.05.2018).

Психология

УДК 159.9.072.43

старший преподаватель Бисингалиева Жанара Амангельдыевна

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ВЛИЯНИЕ ДЕФОРМАЦИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ НА РАЗВИТИЕ АДДИКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического исследования, реализующего задачу изучения роли деформаций психологических границ в развитии аддиктивной идентичности подростков с задержкой психического развития.

Ключевые слова: психологические границы, аддикция, аддиктивная идентичность, задержка психического развития.

Annotation. The article contains the results of the empirical study, which realizes the task of analyzing the role of deformation of psychological borders on the development of addictive identity of teenagers with mental delay.

Keywords: psychological borders, addiction, addictive identity, mental delay.

Введение. Общество, на современном этапе развития все чаще характеризуется как общество риска, неопределенности и противоречий [5]. Для успешного функционирования в таком обществе человеку необходимо обладать личной автономией, суверенностью и ответственностью. Перед личностью встает проблема самоопределения и соотнесенности мира Я с миром не-Я, т.е. проблема формирования границ.

Исследованию границ личности и связанных с ними феноменов посвящены труды зарубежных (З. Фрейд, П. Федерн, О. Кернберг, Ф. Перлз, Э. Хартман) и отечественных (А.А. Ухтомский, С.К. Нартова-Бочавер, Т.С.Леви, Е.О. Шамшикова, И.А. Шаповал) ученых.

Психологические границы - система имплицитных правил, регулирующих отношения человека с окружающими, позволяющих ему поддерживать баланс между своими потребностями и потребностями других людей [6].

Психологические границы развиваются и меняются на протяжении жизни, оптимальные же границы создаются самим человеком в результате преодоления им симбиотических отношений, осознания своего внутреннего пространства и его отстаивания, обретения права на самоопределение и свободу, но вместе с тем ответственность за себя и собственное воздействие на окружающих. Депривированные границы отражают подверженность человека воле окружающих, факт интериоризации всех внешних воздействий. При этом человек теряет ощущение субъектности собственной жизни, возможность контролировать воздействия окружающей среды, что приводит к формированию созависимого человека, компенсирующего ощущение собственной беспомощности неуважением границ окружающих [2].

Изложение основного материала статьи. Задержка психического развития (далее — ЗПР) один из самых распространенных вариантов дизонтогенеза (нарушенного развития) определяется наличием минимальных мозговых повреждений, дисфункций, замедленным темпом созревания ЦНС, но ведущим в картине дефекта является незрелость эмоционально-волевой сферы и личности ребенка, а затем и взрослого. Психический инфантилизм проявляется в нарушении высших форм волевой деятельности. Возможны два полярных друг другу типа поведения: расторможенность, гиперактивность, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или пассивность, безынициативность, безразличие.

Подросток с ЗПР подвергается сразу нескольким видам депривации: связанной с основным нарушением, эмоциональной, коммуникативной, социальной и культуральной. Он так же испытывает депривацию суверенности, которая является не менее патогенной, чем другие виды депривации [8].

Мы предполагаем, что эмоционально-личностные особенности подростка с ЗПР (внушаемость, импульсивность, неспособность к выработке устойчивого социально-одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, несформированность собственных запретов) препятствуют достижению им оптимального состояния психологических границ.

Проблема развития психологических границ у подростков с ЗПР актуализируется тем, что незрелая личность с неустойчивыми, несбалансированными психологическими границами является уязвимой к возникновению у нее какого-либо рода аддикций и формированию аддиктивной идентичности. Аддиктивная идентичность - сложный социально-психологический феномен, формирующийся в процессе социализации личности на основе уникального индивидуального опыта и личностных особенностей, сопровождающийся уходом от реальности с помощью химического и нехимического аддиктивного агента, и стойкой, сильной эмоциональной фиксацией на воздействии, изменившем дискомфортное психическое состояние (Ц.П. Короленко, Н.В.Дмитриева) [1].

Для экспериментальной проверки изложенных выше положений нами было проведено экспериментальное исследование, базой которого выступили муниципальные образовательные бюджетные учреждения (МОБУ) СОШ № 1, № 4 № 5, № 7 г. Соль-Илецка Оренбургской области. Выборка была представлена 36 подростками 14 - 15 лет. В подгруппы испытуемых вошли:

Эг — экспериментальная группа — респонденты с задержкой психического развития. Подростки отнесены к категории ЗПР на основании рекомендации о программе обучения ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссии), которая в свою очередь основана на результатах медицинского и психолого-педагогического обследования.

Кг — контрольная группа — подростки с нормативным развитием.

Целью экспериментального исследования стало изучение характера взаимосвязи между деформациями психологических границ и формированием аддиктивной идентичности у подростков с задержкой психического развития.

В качестве диагностического инструментария были применены следующие методики: методика диагностики аддиктивной идентичности [4] Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой; психологическая граница личности [3] Т.С. Леви; методика оценки уровня психологической суверенности [5] С. К. Нартовой-Бочавер.

Сравнивая результаты экспериментального изучения аддиктивной идентичности, мы можем отметить наиболее значимые качественные различия между подростками с ЗПР и подростками с нормативным развитием.

Среди подростков с ЗПР преобладает аддиктивная идентичность на уровне выше среднего и высоком (50%), что свидетельствует о стремлении уйти от реальности, изменить свое состояние, воспринимаемое как дискомфортное. Аддиктивная реализация превращается в главное средство избавления от неприятных эмоций, помогает временно сохранять эмоциональное равновесие. В Эг были выявлены подростки с средним уровнем аддиктивной идентичности (44,4%). Этот уровень характерен для лиц, которые обладают определенным адаптационным потенциалом, имеют собственную систему ценностей и убеждений, характеризуются доверием к миру. Наименьшее число подростков с ЗПР имеют низкий уровень аддиктивной идентичности (5,6 %). Низкие значения свидетельствуют о желании преподнести себя в лучшем свете и о сниженной рефлексивной способности, которая может быть связана непосредственно с ЗПР.

Среди нормативно развивающихся подростков нет определенного преобладающего уровня аддиктивной идентичности, она представлена на низком (22,2 %) среднем (38,9 %) и повышенном уровне (38,9 %), повышенный уровень у подростков контрольной группы не доминирует.

Межгрупповое сопоставление ответов на высказывания показало, что, по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками, среди подростков с ЗПР: в 2 раза больше не доводящих до конца дела, требующие усилий, повседневные трудности выводят их из колеи; в 1,6 раз больше человек считают, что мало влияют на происходящее. Отметим, что 38,8% респондентов с ЗПР не считают нужным нести ответственность за свои поступки, в группе нормативной выборки таких нет. Итак, подростки с задержкой психического развития гораздо больше склонны снимать с себя ответственность за свое поведение по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками.

По сравнению с нормативно развивающимися подростками: в 2 раза больше респондентов с ЗПР считают, что их желания должны удовлетворяться немедленно; в 3 раза больше испытуемых Эг готово скрывать от окружающих стремление к удовлетворению и удовлетворение своих потребностей. Таким образом, подросткам с задержкой психического развития более свойственно немедленное, а при необходимости скрытое удовлетворение своих потребностей, по сравнению с нормативно развивающимися подростками.

Интернет позволяет избавиться от скуки половине респондентов с ЗПР и почти трем четвертям испытуемых с нормативным развитием. Подростки с ЗПР используют интернет как средство изменения настроения в два раза чаще, чем их сверстники. Алкоголь помогает расслабиться (релаксирующий эффект алкоголя) примерно равному количеству подростков обеих групп - , но придает он уверенности в силах (атарактический эффект) в Эг в 2 раза чаще. Повышение самооценки и самоуважения, достижение самоутверждения с помощью принятия алкоголя - один из ведущих мотивов соответствующей аддикции. Она формируется, как правило, при патогенном для Я сниженном уровне самооценки и самоуважения (особенно при выученной беспомощности).

Исследование психологических границ подростков с ЗПР позволило выявить следующие результаты: в Эг среди респондентов со средним уровнем аддиктивной идентичности недостаточно развитыми оказались половина и более границ (22,4 % Эг), подавляющее большинство подростков с ЗПР с повышенным уровнем аддиктивной идентичности характеризуется системным недоразвитием психологических границ (39,2 % Эг). Неразвитость границ проявляется в их недостаточной гибкости, формировании симбиотических отношений, сложностях в выражении пожеланий или протеста, ожидании того, что Другой сам догадается и удовлетворит потребность индивида. Наименее сформированной у респондентов Эг оказалась невпускающая граница. Оптимальное развитие данной границы определяет наличие у личности права на внутреннюю независимость и на свое психологическое пространство. Недостаточная сформированность невпускающей границы связана с депривированностью психологического пространства личности. Нами был применен коэффициент корреляции Пирсона, подтвердивший наличие связи между невпускающей границей и аддиктивной идентичностью (гху= -0.6). Таким образом, несформированность невпускающей границы у подростков с ЗПР коррелирует со склонностью к аддиктивной идентичности.

Среди подростков с нормативным развитием преобладает средний (44,4%) и повышенный уровень развития психологических границ (55,6%), при этом наблюдается та же тенденция, что и у подростков с ЗПР - наименее развитыми оказываются границы респондентов с повышенной аддиктивной идентичностью.

Оптимальное функционирование границ характеризуется их гибкостью, наличием у личности внутренней независимости, способностью адекватно ситуации выражать эмоции, открыто заявлять о своих потребностях и правах, активным стремлением к удовлетворению потребностей.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что недостаточная сформированность психологических границ преобладает среди подростков, обладающих большей развитостью аддиктивной идентичности.

Исследование суверенности психологического пространства показало следующие результаты: депривированность трех и более сфер суверенности наблюдается у 28% подростков с ЗПР (22,4% из которых имеют повышенный уровень аддиктивной идентичности). Депривированность психологического пространства в целом выявлена у 33,6% респондентов Эг (из них 22,4% обладают повышенным уровнем аддиктивной идентичности). Таким образом, психологическое пространство подростков с повышенной аддиктивной идентичностью значимо более депривировано сфер, чем у подростков со средней склонностью.

Среди группы подростков с нормативным развитием были получены следующие результаты: депривированность 3 и более сфер отмечена у 22,4% респондентов, все из них имеют повышенный уровень аддиктивной идентичности. Депривированность психологического пространства в целом наблюдается у 16,8% подростков с нормативным развитием - эти респонденты также обладают повышенным уровнем аддиктивной идентичности.

Анализ отдельных сфер суверенности показал, что и в контрольной и в экспериментальной группе наиболее нарушенными являются суверенность территории и суверенность привычек. Недостаточная территориальная суверенность проявляется в трудностях личности обозначить свой статус в группе, контролировать интенсивность социальных контактов поток информации. Недостаточная суверенность территории не позволяет личности защититься от сверхсильной стимуляции среды и вторжений и препятствует возможности конструктивной деятельности. Эти данные так же соотносятся с неразвитостью невпускающей границы у подростков с ЗПР, проявляющейся в невозможности остановить внешние воздействия, даже если они воспринимаются как вредные. Суверенность привычек проявляется в принятии временной формы организации жизни человека, а ее депривированность - в насильственных попытках изменить комфортный для субъекта распорядок. Низкий уровень суверенности привычек свидетельствует о слиянии со значимыми людьми. Полученные результаты соотносятся с несформированностью у подростков с ЗПР, обладающих повышенной аддиктивной идентичностью невпускающей психологической границы и подтверждают данные, о формировании у них симбиотических связей и слиянии со значимыми окружающими. Таким образом, суверенность психологического пространства подростков частично депривирована в связи с несформированностью и дисфункциями системы психологических границ.

Для определения взаимосвязи между показателями аддиктивной идентичности и показателями суверенности привычек и суверенности территории был использован коэффицент корреляции Пирсона, согласно которому в обоих случаях корреляция достигает уровня статистической значимости. Таким образом, депривированность привычек и территории обуславливает повышение уровня аддиктивной идентичности.

Невпускающая психологическая граница соотносится с суверенностью привычек и территории. Таким образом, можно сделать вывод наличие взаимосвязи между несформированностью невпускающей границы, депривированностью суверенности территории и привычек и повышенной аддиктивной идентичностью подростка с ЗПР, что частично подтверждает четвертую эмпирическую гипотезу.

Итак, несформированность и дисфункции системы психологических границ подростков с задержкой психического развития обуславливают частичную депривацию сфер суверенности психологического пространства (суверенности территории и привычек) и детерминируют повышение уровня развития аддиктивной идентичности. Несбалансированность системы границ в целом, дисфункции отдельных границ (невпускающей) во взаимодействии с депривированными сферами суверенности коррелируют с повышением уровня развития аддиктивной идентичности.

Выводы. Перспективой дальнейшего исследования является разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения формирования личностных границ детей и подростков с задержкой психического развития в условиях образовательного учреждения.

Литература:

1. Дмитриева, Н.В., Перевозкин, С.Б., Перевозкина, Ю.М., Самойлик, Н.А. Разработка и психометрический анализ методики диагностики аддиктивной идентичности [Электронный ресурс] // СПЖ. -2013. - №48. Режим доступа: https://cyberieшnka.ш/artide/n/razrabotka-i-psihometricheskiy-anaHz-metodiki-diagnostiki-addiktivnoy-identichnosti

2. Леви, Т.С. Динамика психологических границ в процессе личностно-развивающей работы, основанной на телесном движении / Т.С. Леви // Культурно-историческая психология. - 2009. - № 1. -С. 36-41.

3. Леви, Т.С. Методика диагностики психологической границы личности / Т.С. Леви // Вопросы психологии. - 2013. - №1. - С.131-146.

4. Методика диагностики аддиктивной идентичности [Электронный ресурс]. Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Режим доступа: http://psylab.info/index.php

5. Нартова-Бочавер, С. К. Психологическое пространство личности: монография / С.К. Нартова-Бочавер. — М.: Прометей, 2005. — 312 с.

6. Осьмук, Л. А. Метаморфозы общества риска / Л. А. Осьмук // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса - Новосибирск: Параллель, 2009. С. 278-279.

7. Силина, О.В. Структура границ Я у детей 2—10 лет // Социальная психология и общество. - 2016. -№ 4. - С. 83-98.

8. Шаповал, И.А., Аскольская, Л.А. Депривированная суверенность: социальные и дизонтогенетические эффекты инфантилизма // Педагогический журнал Башкорстостана. - Уфа: Ассоциация «Башкирский пед. гос. университетский комплекс». - 2010. - № 2. - С. 48-71.

Психология

УДК:159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики» Бобинкин Сергей Александрович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный социальный университет" (г. Клин); кандидат психологических наук, доцент Акатова Наталья Сергеевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный социальный университет" (г. Клин)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛИМАТА В

ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация. Целью работы, проведенной авторами, является исследование влияния социально-психологических особенностей на улучшение климата в трудовом коллективе. В статье рассматриваются проблемы улучшения социально-психологического климата в трудовом коллективе, которые являются остроактуальными, особенно в условиях модернизации российской экономики. Проведенное исследование установило, что существует взаимосвязь между социально-психологическими особенностями и климатом в трудовом коллективе. Анализ результатов исследования позволил установить, что условия развития, направленные на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе, способствуют улучшению результатов: компонентов социально-психологического климата, индекса групповой сплоченности, межличностных отношений, направленностей личности, форм поведения в конфликте.

Ключевые слова: социально-психологический климат, трудовой коллектив, групповая сплоченность, межличностные отношения, направленность личности, поведение в конфликте.

Anmtation. The aim of the work carried out by the authors is to study the impact of socio-psychological characteristics on the improvement of the climate in the labor collective. The topical problems of improving the socio-psychological climate in labour collective are examined in the article. This research studied the relationship between socio-psychological characteristics and labour collective climate. The analysis of the research results has allowed to establish the conditions of development directed to the formation of socially-psychological climate in labor collective, helps to improve results: features of socio-psychological climate, group cohesiveness index, interpersonal relationship, fields of personality, behavior in the conflict.

Keywords: socio-psychological climate labor collective, group cohesiveness, interpersonal relationship, fields of personality, the behavior in the conflict.

Введение. В современных условиях, процесс модернизации российской экономики связан с оптимизацией, как технологий производства, так и социально-психологических проблем совместной деятельности, что обуславливает необходимость активизации исследований в рамках организационной психологии детерминации межличностных отношений и взаимодействия участников трудовых коллективов. Как указывает К. Левин, одним из ключевых вопросов, при анализе динамики совместной деятельности, является улучшение социально-психологического климата в трудовых коллективах [3].

Формулировка цели статьи. Социальная психология заимствовала понятие «климат» в первой трети XX в. из географии и метеорологии. В социальной психологии данная аналогия была использована для характеристики значимых аспектов совместной групповой деятельности.

Социально-психологический климат стал объектом исследования в отечественной науке в тридцатых годах XX в., на этапе оформления отечественной социальной психологии. Конец пятидесятых - начало шестидесятых гг. XX в. ознаменовались повышением внимания исследователей к различным аспектам данного феномена, однако фактически само понятие на тот момент в отечественной науке не использовалось. Необходимо отметить известных отечественных психологов, занимавшихся исследованием социально-психологического климата: Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломова, Н.С. Мансуров, А.В. Петровский, Р.Х. Шакуровым, В.М. Шепель. Зарубежные психологи сформировали несколько различных подходов к анализу социально-психологического климата: Дж. Гэвин, Дж. Кэмпбеллом, К. Левин, Р. Таджури, Г. Холл, Л. Хоув, П. Шнейдер.

В психологическом словаре под социально-психологическим климатом понимают - качественную сторону межличностных отношений, проявляемую в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [9, с. 274-275]. С очки зрения неформальных межличностных отношений в трудовом коллективе социально-психологический климат характеризуется прочностью внутренних связей между членами коллектива [11].

Как полагают Л.Г. Почебут и В.А. Чикер, социальная психология сформировала ряд подходов, по-разному характеризующих содержательную сторону такого феномена, как социально-психологический климат [4].

Первый подход к исследованию социально-психологического климата рассматривает его в качестве общественно-психологического феномена, а именно, как форму проявления и состояние сознания группы. Под климатом понимается то, как в сознании участников группового взаимодействия отражается комплекс явлений, которые связаны с трудовой деятельностью и ее условиями, с отношениями в процессе данной деятельности, и ее стимулированием. В данной интерпретации под социально-психологическим климатом исследователи понимают социально-психологические аспекты сознания участников группового взаимодействия, в которых находит отражение психология группы.

Второй подход имеет ту особенность, что в нем основной характеристикой социально-психологического климата, выступает психологический, эмоциональный настрой участников группового взаимодействия. Под климатом понимается эмоциональный фон членов группы, который опосредует процессуальные и результативные элементы взаимодействия, стабильность группы.

При третьем подходе социально-психологический климат трактуется посредством его соотнесения со стилем отношений между членами группы, проявляющимся в контактах, которые возникают при общении и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.