Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ'

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / ПОРАЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / СТОЙКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГЛУХОТА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ / СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ / ВЗАИМНОЕ ДУХОВНОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОГАЩЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сатарова Лариса Алексеевна

В данной статье рассмотрено одно из средств развития познавательной активности у школьников с интеллектуальной недостаточностью. В этом качестве выступает интерактивная игра, в основе которой лежит художественное творчество - репродукции произведений изобразительного искусства и звучащее поэтическое слово. Интеграция искусств осуществляется с целью создания единого художественного образа. Учащиеся получают «новое» знание в результате специально организованного социального взаимодействия; знание рождается непосредственно в ходе этого процесса либо является его результатом. Особое внимание уделено игре как активному методу обучения, позволяющему сделать развивающий процесс более эффективным, ярким, эмоциональным, информационно насыщенным. В качестве показателей степени активности в познании использовались следующие критерии: наличие познавательного интереса, сформированность учебной мотивации, произвольная регуляция в деятельности, проявление познавательной самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сатарова Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE GAME AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN SCHOOLCHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

This article considers one of the means of development of cognitive activity in schoolchildren with intellectual disabilities. This is an interactive game based on artistic creativity - reproductions of works of fine art and sounding poetic word. The integration of arts is carried out in order to create a single artistic image. Schoolchildren receive «new» knowledge as a result of specially organized social interaction; knowledge is born directly during this process or is its result. Special attention is paid to the game as an active method of learning that allows to make the developmental process more effective, vivid, emotional, informative. The following criteria were used as indicators of the degree of activity in cognition: the presence of cognitive interest, the formation of educational motivation, arbitrary regulation in activity, manifestation of cognitive independence.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

УДК 37.091.3

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Сатарова Лариса Алексеевна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры коррекционной педагогики факультета педагогического образования, искусства, сервиса и культуры ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»

Аннотация:

В данной статье рассмотрено одно из средств развития познавательной активности у школьников с интеллектуальной недостаточностью. В этом качестве выступает интерактивная игра, в основе которой лежит художественное творчество - репродукции произведений изобразительного искусства и звучащее поэтическое слово. Интеграция искусств осуществляется с целью создания единого художественного образа.

Учащиеся получают «новое» знание в результате специально организованного социального взаимодействия; знание рождается непосредственно в ходе этого процесса либо является его результатом.

Особое внимание уделено игре как активному методу обучения, позволяющему сделать развивающий процесс более эффективным, ярким, эмоциональным, информационно насыщенным.

В качестве показателей степени активности в познании использовались следующие критерии: наличие познавательного интереса, сформированность учебной мотивации, произвольная регуляция в деятельности, проявление познавательной самостоятельности.

Ключевые слова:

© 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

14

интерактивная игра, интеллектуальная недостаточность, поражение центральной нервной системы, стойкий познавательный интерес, средство развития, образовательный процесс, игровое пространство, поэтическое слово, изобразительная речь, игровые технологии в учебном процессе, эстетическая глухота, эмоциональная восприимчивость, содружество искусств, взаимное духовное и информационное обогащение, развитие познавательной активности.

INTERACTIVE GAME AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN SCHOOLCHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Satarova Larisa Alekseevna

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Correctional Pedagogy of the Faculty of Pedagogical Education, Art, Service and Culture FSBEI HE «Astrakhan State University»

Abstract:

This article considers one of the means of development of cognitive activity in schoolchildren with intellectual disabilities. This is an interactive game based on artistic creativity - reproductions of works of fine art and sounding poetic word. The integration of arts is carried out in order to create a single artistic image.

Schoolchildren receive «new» knowledge as a result of specially organized social interaction; knowledge is born directly during this process or is its result.

Special attention is paid to the game as an active method of learning that allows to make the developmental process more effective, vivid, emotional, informative.

The following criteria were used as indicators of the degree of activity in cognition: the presence of cognitive interest, the formation of educational motivation, arbitrary regulation in activity, manifestation of cognitive independence.

Key words:

interactive game, intellectual disability, damage of the central nervous system, persistent cognitive interest, means of development, educational process, game space, poetic word, visual speech, game technologies in the educational process, aesthetic deafness, emotional sensitivity, community of arts, mutual spiritual and informational enrichment, development of cognitive activity.

В современном образовании роль интерактивного обучения исключительно велика. Его востребованность опирается на способ познания в результате взаимодействия участников образовательного процесса, погружения в общение, в ходе которого одновременно формируются и навыки совместной деятельности. Решая вопросы развития познавательной активности школьников, учитель невольно объединяет диалоговые формы взаимодействия участников образовательного процесса и условия осуществления познавательно-интеллектуальной игры, а также компьютерные игры, способные улучшать работу мозга как в случае с контролем за вниманием, его гибкого переключения. Это заставляет задуматься над тем, как извлекать максимум пользы из процесса игры, поставив ее на службу предметам художественного цикла, связанным с распределением внимания, восприятием, памятью, речью, разными видами мышления, от которых зависит познавательная активность человека.

Интерактивная игра - это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном в результате специально организованного социального взаимодействия участников с целью приобретения «нового» знания. Оно либо осваивается непосредственно в ходе этого процесса, либо является его результатом.

Заметим, что феномен игры был неоднократно исследован в трудах

философов и культурологов, педагогов и психологов. Вопросы применения

игровых технологий в учебном процессе изучали Л. С. Выготский («Игра и ее © 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

16

роль в психическом развитии ребенка»), П. И. Пидкасистый («Технология игры в обучении и развитии»), Ж. С. Хайдаров («Теория и технология игры»), Д. Б. Эльконин («Психология игры»), М. В. Кларин («Игровые обучающие технологии: в школе, на работе, в армии») и др.

По мнению ученых, использование игр в образовательном процессе помогает не только активизировать познавательную деятельность ребенка за счет эмоционально окрашенных игровых действий, но и поддерживать интерес к изучаемым явлениям. Кроме того, игра снимает утомление, в отдельных случаях выступает в качестве релаксации. В процессе игровой деятельности у детей школьного возраста наблюдается увеличение социальных контактов, складываются конструктивные взаимоотношения со сверстниками.

Что касается использования игровой деятельности для стимулирования познавательной активности у школьников с нарушением интеллекта, то этот вопрос изучался Л. Б. Боряевой, О. П. Гаврилушкиной, С. Н. Каштановой, О. Е. Шаповаловой. Анализ данных исследований позволяет выявить преимущества интерактивных технологий по сравнению с традиционными в обучении детей.

Существует несколько классификаций интерактивных игр, в основе которых лежат следующие критерии: соответствие с решением поставленных задач; состав участников игры; ее формы: сюжетно-ролевые, деловые, организационно-деятельностные, дидактические; способы преподнесения материала: устные, компьютерные, с использованием мультимедийных средств; настольные. Существует классификация интерактивных игр и по освоению личностных компетенций: информационно-коммуникативные, социальные, художественно-творческие, познавательно-интеллектуальные [1].

Апологеты дидактической игры, воодушевленные успехом индустрии

компьютерных игр, пробуют освоить интерактивность в рамках существующей

системы визуальных и словесных выразительных средств, что дает основание на

этой базе создать игру, включающую знание произведений изобразительного

искусства и поэтического или словесного творчества - целого пласта © 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

17

человеческой деятельности, влекущего к открытиям. Это, в свою очередь, стимулирует формирование теоретической и практической базы в построении новой интерактивной игры, благодаря которой интерактивное пространство формируется в реальном времени, превращая элементы изобразительного искусства и поэтического творчества в динамичный, живой материал самовыражения со всеми их художественными принципами.

Осмысление принципов, определяющих систему требований к организации и методике интерактивной игры, является приоритетной задачей, обосновывающей актуальность данной работы с позиции научного вклада в теоретическую базу изучения феномена игры и тонкостей ее организации в деле развития ребенка, точнее, развития ряда когнитивных процессов и личностных качеств.

В целом, актуальность данной работы определяется следующими обстоятельствами.

1. Интерактивная игра получила широкое распространение в современном образовании, благодаря популярности компьютерных игр, что требует детального изучения ее специфических составляющих для последующего совершенствования или видоизменения имеющихся интеллектуальных игр, в данном случае на базе художественного творчества, точнее, интеграции искусств.

2. Интерактивный принцип организации игрового пространства позволяет создать новый формат коллективного (игрового) творчества, способного конкурировать по своей многогранности с ситуациями, в которых имеют место живое исполнение поэтических произведений, целенаправленное восприятие произведений изобразительного искусства, что не входит в противоречие с играми, также с жесткой пошаговой структурой, но не требующими столь глубокого проникновения в искусство.

3. Изображение и звучащее слово, за которыми стоит художественный

образ, могут стать важной составляющей настольной игры, поскольку по своей © 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

18

природе изначально носят интерактивный характер. Потенциал выразительных средств художественного текста призван пробуждать стремление узнать больше об искусстве как форме выражения мыслей и чувств, тем самым влиять на развитие познавательной активности играющих.

4. Поэтическая речь учит слышать музыку стиха, вникать в суть слова, смотреть на окружающий мир необычным взглядом, по-особому сопереживать и размышлять. Спектр выразительных возможностей поэтического слова позволяет играющим избавиться от эстетической глухоты, повысить эмоциональную восприимчивость.

5. Постижение изобразительной речи художников в рамках интерактивной игры предполагает умение видеть и понимать. Ее смысловая сторона связана с чувственным познанием, расширением представлений об окружающем мире, пробуждением или возникновением интереса к изобразительному искусству. Технологическая сторона речи связана с ее функциями (коммуникативной, познавательной) и способами передачи информации, т. е. изображением.

6. Игра имеет несколько вариантов, т. е. по содержанию художественного текста рассчитана на людей разного возраста и уровня эрудиции, поэтому может использоваться с целью развития познавательной активности у школьников, в том числе с интеллектуальной недостаточностью. В виде самостоятельной игровой технологии она может использоваться как в педагогическом процессе в качестве учебной, вписываясь в структуру урока или внеклассной работы, так и в свободное от учебы время, в организации досуговой деятельности.

7. С одной стороны, игра, равно как и учеба, предполагает преодоление возникающих трудностей, но победа над ними доставляет радость, удовлетворение. С другой стороны, игра не требует особых усилий, носит характер добровольных действий, а значит, в обоих случаях осуществляется с

полной отдачей сил и творческой инициативой. Следовательно, данное направление является востребованным предметом изучения.

Говоря о степени изученности проблемы, следует отметить отсутствие фундаментальных теоретических работ, посвященных изучению способов и принципов организации интерактивного пространства в системе дидактической игры. В то же время имеющиеся наработки и полученные результаты в области организации интерактивного обучения требуют выстраивания полной картины процесса и условий его протекания.

По мнению И. В. Плаксиной, в основе интерактивного обучения лежит взаимное информационное и духовное обогащение, поскольку процесс организуется таким образом, чтобы его участники имели возможность обмениваться информацией и опытом; процесс обучения происходит в условиях постоянной активизации и взаимодействия всех участников через сотрудничество, взаимообучение в доброжелательной обстановке [2].

При использовании интерактивных игр, уточняет В. В. Гузеев, деятельность учеников основана на взаимопомощи, обмене мнениями, умении принимать и выполнять правила игры. В аспекте работы со школьниками, имеющими нарушения интеллекта, данное положение крайне важно, т. к. позволяет активизировать познавательную деятельность детей, повысив их мотивацию через вовлечение в процесс учения как в игровую деятельность [3].

Несмотря на широкий спектр вопросов, рассмотренных по данной тематике, изучение проблемы развития интеллектуальной активности ребенка по-прежнему остается актуальным. Именно поэтому, видя художественную ценность и выразительные возможности в содружестве искусств, мы предприняли попытку использования звучащего слова и соответствующего изобразительного ряда в контексте нового формата интерактивной игры. Такая интеграция искусств позволяет найти аналогию между образами, заданными средствами поэтического слова и живописи, графики или пластического

искусства, что само по себе является проявлением эрудиции, а также оказывает

© 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

20

воздействие на формирование у играющих бережного отношения к русской речи, слову, приводит к развитию мироощущения, умению высказывать собственные суждения.

На основании результатов, полученных в ходе экспериментального исследования, где в качестве атрибутов настольной игры выступают пробные образцы раздаточного материала, можно судить о перспективном направлении научной работы. Это влечет за собой необходимость уделить особое внимание рассмотрению специфики художественных принципов организации зрительного и словесного ряда в рамках означенной игры.

Именно в формулировке основных принципов организации художественного текста, состоящего из поэтического слова и изобразительной или внутренней речи художника, что запечатлена на холсте в виде зримого образа, а также в факторах, кроющихся в интерактивной специфике, позволяющих обращаться к душе маленького человека, к его мыслям и чувствам, тем самым влиять на его познавательную активность, заключается теоретическая значимость исследования.

В практическом плане полученные результаты исследования важны в двух аспектах: как для последующего решения вопросов, связанных с развитием познавательной активности школьников с интеллектуальной недостаточностью, так и для усложнения дидактического материала - перехода от рисунков детей, используемых в качестве зрительного ряда, к репродукциям произведений известных художников, от детских стихов к проникновенному слову А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, С. А. Есенина. Требуется немалый труд и достаточное время, чтобы не только познакомить детей с творчеством великих мастеров, но и научить их понимать и чувствовать Слово, живописный Образ.

Относительно познавательной активности школьников нужно сказать, что эта проблема многократно анализировалась как на теоретическом, так и на

экспериментальном уровнях, в силу чего можно выявить ее виды и формы

© 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

21

выражения, критерии и уровни развития этого качества личности, проявляющегося в отношении к деятельности, ее процессу и содержанию.

Так, Д. Б. Богоявленская качественной мерой активности называет интеллектуальную инициативу в познавательной деятельности с учетом умственных способностей индивидуума и мотивационных факторов [4]. Т. И. Шамова, изучая механизмы познавательного интереса как важнейшего стимулятора потребности в знаниях, подчеркивает, что познавательная активность - это и мобилизация интеллектуальных и физических сил, но главным образом стремление к эффективному овладению знаниями за оптимальное время с приложением нравственно-волевых усилий [5]. По М. И. Лисиной, это еще и состояние готовности к познавательной деятельности. Речь идет об интересе, внимании, настройке на начало работы. Такое состояние близко к проявлению любознательности или любопытства, отличающимися главным образом эмоциональной окраской познавательных эмоций [6].

Для более полного истолкования понятия «познавательная активность» мы обратились к работам А. В. Петровой и Г. И. Щукиной. Во-первых, индикатором познавательной активности служат особенности предметной деятельности -интенсивность, длительность, операционально-технический уровень и качественные особенности: целеполагание, настойчивость [7]. Во-вторых, в качестве познавательной активности нужно рассматривать ее виды и уровни: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий. В первом случае собственная активность ученика в учебной деятельности недостаточна, во втором - ученик самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи, в третьем и учебная задача, и способы ее решения предлагаются самим учеником [8].

Таким образом, принято считать, что познавательная активность школьников имеет три уровня развития.

Низкий - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением

учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их

© 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

22

применения по образцу. Этот уровень отличается недостаточностью проявлений волевых усилий, кратковременным и неустойчивым интересом.

Средний - интерпретирующая активность. Наличествует стремление к выявлению смысла изучаемого материала, осознанию связи между явлениями, овладению способами применения знаний в иных условиях. Этот уровень отличается устойчивостью волевых усилий, стремлением довести начатое дело до конца; в ситуации затруднения учащийся не отказывается от выполнения задания, ищет пути решения. Однако интерес к углублению имеющихся знаний еще отсутствует.

Высокий - творческая активность. Характеризуется стремлением не только проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новые способы. Этот уровень отличается проявлением волевых качеств, настойчивости и упорства в достижении цели, широкими и стойкими познавательными интересами, а также умением сомневаться в истинности знания (информации), делать самостоятельные выводы на основе сравнения и логической аргументации, достигая ясности.

Специфика развития познавательной активности у ребенка с интеллектуальной недостаточностью носит совершенно иной характер и зависит от степени выраженности этой недостаточности, что требует включения в образовательный процесс средств, которые могут стимулировать активность на уровне осознанности.

Прибегая к исследованиям психологических особенностей детей этой

категории Е. А. Стребелевой, В. И. Лубовского, Т. А. Власовой, М. С. Певзнер,

Г. Е. Сухаревой и С. Я. Рубинштейн, отметим: наиболее многочисленную группу

школьников с интеллектуальной недостаточностью составляют дети,

страдающие олигофренией - особой формой психического состояния, при

котором отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно

познавательной деятельности, возникающей вследствие органического

повреждения головного мозга по причине патологической наследственности, © 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

23

органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития и т. д.

Школьники, страдающие олигофренией, в меньшей мере испытывают потребность в добывании знаний, чем их нормально развивающиеся сверстники. У них нет особого стремления познавать окружающий мир, поскольку нарушены когнитивные процессы, то есть имеются трудности с активным восприятием, произвольной памятью, продуктивными видами мышления. Между тем они способны к целенаправленной деятельности, но только в тех случаях, когда работа им по плечу. Если задание показалось сложным, как подчеркивает С.Я. Рубинштейн, они просто устраняются от его выполнения. Это происходит из-за отсутствия потребности искать выход из нестандартной ситуации [9]. При всем при том решение непосильных задач не дает положительного эффекта.

Учащимся с нарушением интеллекта требуется значительно больше времени для восприятия визуального материала, будь то текст или картинка. Их восприятие отличается узостью объема принятой информации, нарушением избирательности, неразвитой дифференцированностью, что проявляется в замедленном темпе узнавания и, безусловно, сказывается на проявлении познавательной активности. Неполностью воспринятые и недостаточно усвоенные сведения и факты приводят к равнодушию и безынициативности, отрицательно влияют на образование познавательных потребностей и интереса к знаниям [10].

Кроме неразвитости познавательных процессов дети характеризуются отклонениями в эмоционально-волевой сфере. На этом основании подходы к обучению и развитию школьников с интеллектуальной недостаточностью требуют переориентировки технологий работы с ними - с расширения содержательной стороны предмета познания на повышение познавательной активности детей.

В этой связи, решая проблемы обучения, дающего качественные

результаты, педагоги, опираясь на психолого-педагогические знания, научились

© 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

24

справляться со своими задачами. В работе они часто используют нестандартные формы организации занятий, в том числе обращаются к интерактивной игре, играм-тренажерам, где выбор правильного ответа осуществляется лишь путем нажатия управляющей кнопки. Известно, что успешности работы способствует также ее коррекционная направленность: занятия, строящиеся в соответствии с индивидуальными возможностями каждого конкретного ребенка, его образовательными потребностями, с учетом рекомендаций СанПиН и требованиями ФГОС.

Что касается интерактивной игры, то она все больше берет на себя развивающую, обучающую, информативную функции, поскольку находит свое отражение в художественной и культурной жизни общества. Количество игр постоянно растет, а их качество совершенствуется. В первую очередь они должны привлекать внимание детей, быть занимательными, должны содействовать созданию ситуации успеха, мотивации к пополнению имеющихся знаний, тем самым стимулировать познавательную активность, ведущую к совершенствованию личности.

Приведем пример авторской инновационной настольной игры на печатной основе, обладающей развивающим эффектом (тренировка памяти, развитие сценической речи, приобщение к искусству); игры, комплексно решающей проблемы стимулирования познавательной активности, коммуникативных навыков, художественного развития школьников, а при небольшой модификации игры для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Игра имеет название «ЛоДоКа». Это аббревиатура, она образована путем сокращения трех слов - названий классических настольных игр: лото, домино, карты. Игра имеет девять вариантов, в которых используются 120 стихотворений 90 поэтов мира, 60 репродукций произведений изобразительного искусства 45 авторов. Игра базируется на интеграции искусств - поэзии и живописи, в результате доставляя ребенку удовольствие, кроме того, позволяя ему

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пропустить через свое сознание то, что нужно узнать, понять, научиться делать.

© 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

25

Во время игры карточки с текстами стихотворений и соответствующих изображений выкладываются играющими по принципу «домино». Стихи читаются вслух. Игрок может делать очередной ход только при наличии у него карточки с продолжением читаемого стихотворения. Игрок, который имеет карточку с изображением, иллюстрирующим данное стихотворение, должен отреагировать раньше, положив ее между двумя его фрагментами.

Уточним. Один вид карточек разделен на два поля, в которых напечатаны фрагменты стихотворений: конец предыдущего и начало последующего. Другой вид карточек содержит изображение, дополняющее, раскрывающее художественный образ, иллюстрирующее стихотворение. Блок учебной информации составлен в соответствии с существующими реалиями, связывающими творчество поэтов и художников, когда поэтический образ создавался на основе увиденного произведения изобразительного искусства или картина писалась под впечатлением конкретного поэтического образа. Например, А.С. Пушкин «Прощанье с морем» - И. К. Айвазовский и И. Е. Репин «Пушкин у моря» или В. Л. Боровиковский «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» - Яков Полонский «Она давно прошла...».

Произведения, представляющие разные жанры изобразительного искусства, наделены особой достоверностью, способной удивлять и убеждать зрителя в своей реалистичности, будь то детские рисунки или репродукции произведений великих мастеров. При втором, третьем участии в игре, характеризующейся случайным вариантом распределения карт между участниками, а значит, при многократном восприятии того или иного художественного произведения происходит тренировка зрительной памяти; неоднократное чтение вслух или прослушивание стихотворения со смысловой и эмоциональной окраской, причем с временными промежутками, позволяющими уложить текст в голове, приводит к его запоминанию (информация из кратковременной памяти переходит в долговременную).

Уровень освоения тематического материала оценивается количеством стихотворений, которые участник игры, ученик воспроизводит наизусть, а также количеством оставшихся в руках карточек с изображениями. Если внимательно относиться к игре, их не должно оставаться.

При освоении трех первых вариантов игры школьники знакомятся со способами изображения природы, с жанровой характеристикой произведений изобразительного искусства благодаря незамысловатому тексту, поделенному на четверостишия - строфы.

Шаг 1. Шаг 2. Шаг 3.

Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака,

Или снежная равнина, Или поле и шалаш, -Обязательно картина

Называется пейзаж.

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале,

2

1

Рис. 1. Виды карточек с их последовательным расположением (без учета принципа «домино»)

Играющие по-разному справляются с чтением вслух даже подобного текста. Поэтому в начале игры дается время, чтобы дети познакомились с фрагментами стихов, попробовали их прочесть про себя, познакомились также с изобразительным рядом, поскольку тот, у кого окажется карточка с соответствующим изображением, должен положить ее на уготованное ей место.

© 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

27

Или снежная равнина, Или поле и шалаш, -Обязательно картина Называется пейзаж. Или бронзовую вазу, Или грушу или торт, Или все предметы сразу, -Знай, что это натюрморт. Начало Где же солнце? Что случилось? Целый день течет вода. На дворе такая сырость, Что не выйдешь никуда.

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь из нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе собаки мокнут, Даже лаять не хотят. , Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше; Поиграл немного Ветками черемух,

Рис. 2. Упрощенные варианты игры: с цветным решением поля или текста

В момент восприятия изобразительного ряда и его словесного сопровождения происходит осмысленное запоминание картинки, текста, в том числе жанра произведения и его названия. Исходный материал и способ его организации в большей мере определяют активность игроков.

Что касается четвертого варианта той же игры, то его тексты сложны для чтения, в чем, собственно, и кроется эффект развития.

А вот - застава. Три богатыря, Художник в красках эту сцену изложил,

Русь-матушку собою заслоня, Как будто разом всех героев оживил,

Со злом готовые сразиться. Тем самым подвиг их увековечил.

Один спокоен, мудр; другой могуч, Он, как Баян, рассказ ведет свой длинный,

А третий в хитрости удал. Рисуя в жанре, названном «былинный». А в каждом - русский дух, И каждый ношу богатырскую избрал.

Подобный способ организации игрового процесса является особым фактором совместной (коллективной) деятельности детей, которая оказывает мощное стимулирующее действие на общее развитие ребенка - речевое, интеллектуальное, эстетическое, художественное, коммуникативное.

© 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

28

Установлено, что влияние игры на интеллектуальное развитие школьников зависит от качества и объема исходного материала, осуществляющего психологическую (создание общего настроения играющих, атмосферы игрового действия), познавательную и развивающую функции. Кроме поэтического слова диалоги игроков, дополнительно вносящие экспрессивную составляющую в осмысление содержания всего художественного текста, составляют игровое пространство. Поясним, что за этим стоит не только выразительное чтение стихотворений, но и обсуждение верности пошаговых действий, позволяющих коммуницировать на уровне «знатоков искусства».

1. Специфика принципов организации интерактивной игры обусловлена природой данных видов искусства, отражающей степень воздействия каждого из них на формирование целостного художественного образа, а также долей участия в нем зрителя и чтеца.

2. Поэтическое слово помогает укрепить достоверность изображения и по большей части является дополняющим, иллюстративным материалом в отношении того, о чем говорит изобразительный ряд. Оно способно не только воссоздать пространство визуального произведения, но и усилить общее эмоциональное воздействие на играющих.

3. Апеллируя к воображению зрителя, слово заставляет автоматически дорисовывать недостающие фрагменты увиденной картины, делая визуальное изложение более емким. Наиболее интересным в этом отношении представляется материал, связанный с изучением жанров изобразительного искусства или видов пейзажа (природный с изображением лесов, полей и рек в разные времена года, городской, сельский, индустриальный, марина, пейзаж-настроение).

4. Художественный текст, заложенный в игровом материале, имеющий

логическую связь между составными частями, позволяет уловить основную

мысль, лежащую в содержании каждого варианта игры («Времена года»,

«Нарисованная сказка», «Любите живопись, поэты», «Жизнь коротка -© 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

29

искусство вечно» и т. д.), сказывается на активизации интереса к искусству, а также на наличии или зарождении интеллектуальной потребности в познании.

5. Чувственное и эмоциональное погружение играющих в процесс игры формирует объемно-художественное интерактивное пространство, что усиливает его воздействие на играющих: влияет на модель поведения игроков внутри данной системы и на живой отклик по поводу искусства, формирующиеся в реальном времени.

Проанализировав достоинства интерактивной игры, завершить которую можно только при обоюдном согласии и верных пошаговых действиях каждого, необходимо заключить, что в результате взаимодействия школьники получают повод учиться бесконфликтному и доброжелательному общению, строить отношения взаимопонимания с окружающими, создавать настроение себе и другим. Школьники с нарушением интеллекта неосознанно учатся простым правилам жизни в обществе, получают возможность стать более терпимыми, внимательными, частично преодолеть свои страхи, не чувствовать себя одинокими. Но в первую очередь обретают потребность смотреть и любоваться, слушать и слышать, хотеть знать больше. Об этом свидетельствует их желание играть еще и еще раз.

По окончании игры в ходе рефлексии под руководством педагога учащиеся приобретают способность оценивать произошедшее как с позиции ее участника, так и с точки зрения наблюдателя. Процедура анализа начинается с концентрации внимания на эмоциях, чувствах, которые они испытывали в ходе игры и по окончании ее, и продолжается относительно содержательного аспекта и полученного результата [1; 11].

Важно подчеркнуть, что при выявлении уровня развития познавательной активности у школьников с интеллектуальной недостаточностью в ходе эксперимента мы прибегали к критериям, разработанным Д. Б. Богоявленской, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, а также У. В. Ульенковой [12], поскольку при ее

развитии у детей данной категории очень важно учитывать фактор произвольной регуляции деятельности.

В качестве критериев, на основании которых можно судить о динамике уровня активности в познании, использовались следующие факторы:

наличие познавательного интереса;

сформированность мотивации в познании;

интенсивность игрового процесса (учебной работы);

способность концентрировать, переключать внимание в процессе выполнения игровых действий (учебных заданий);

проявление познавательной самостоятельности при выполнении действий.

Таким образом, нами сделан вывод о том, что при сочетании элементов словесного текста и их логической структуризации с изобразительным рядом можно добиться положительного эффекта игры, т. е. использование интерактивной игры, построенной на интеграции искусств, в развитии познавательной активности у школьников с интеллектуальной недостаточностью, может быть довольно успешным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 124 с.

2. Плаксина И. В. Интерактивные образовательные технологии: учеб. пособие для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2016. - 163 с.

3. Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. - М.: Сентябрь, 2006. - 192с.

4. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2007. - 173 с.

5. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 2016. - 209 с.

© 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

31

6. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

7. Петрова А. В. Познавательная активность школьника. - М.: Просвещение, 2008. - 128 с.

8. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса и активности в педагогике. - М.: Педагогика, 2001. - 351 с.

9. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

10. Шипицына Л. М. Психология детей с нарушением интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Академия, 2012. - 224 с.

11. Федосеева О. А. Использование игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта // Молодой ученый. - 2013. - № 9. - С. 411- 415.

12. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород: НГПУ, 2004. - 230 с.

REFERENCES

1. Kavtaradze D. N. Learning and game: an introduction to interactive teaching methods. 2nd ed. M: 2009, 124 p.

2. Plaksina I. V. Interactive educational technologies: textbook for an academic bachelor's degree. 2nd ed., correc. and add. M: Yurayt Publishing House, 2016, 163 p.

3. Guzeyev V. V. Fundamentals of educational technology: didactic tools / V. V. Guzeyev. M.: September, 2006, 192 p.

4. Bogoyavlenskaya D. B. Intellectual activity as a problem of creativity. Rostov-on-Don: Publishing house of the RSU, 2007, 173 p.

5. Shamova T. I. Activation of the teaching of schoolchildren. M: Pedagogy, 2016, 209 p.

© 2020-2021 Педагогические исследования Все права защищены

32

6. Lisina M. I. Formation of a child's personality in communication. St. Petersburg: Peter, 2009, 320 p.

7. Petrova A. V. Cognitive activity of a schoolboy. M: 2008, 128 p.

8. Shchukina G. I. The problem of cognitive interest and activity in pedagogy. M: Pedagogy, 2001, 351 p.

9. Rubinstein S. Ya. Psychology of a mentally retarded schoolboy. M: 1986,

192 p.

10. Shipitsyna L. M. Psychology of children with intellectual development disorders: a textbook for stud. institutions of higher professional education. M: Academy, 2012, 224 p.

11. Fedoseyeva O. A. The use of game as a means of developing arbitrary memory of younger schoolchildren with intellectual disabilities // Young scientist, 2013, vol. 9, pp. 411-415.

12. Ulenkova U. V. Children with mental retardation. Nizhny Novgorod: NSPU, 2004, 230 p.

Дата размещения: 08.07.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.