Научная статья на тему 'Интенсивная школа как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка в школе'

Интенсивная школа как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕНСИВНАЯ ШКОЛА / MOTIVATION / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LANGUAGE COMPETENCE / INTENSIVE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Яна Николаевна, Ростова Марина Леонидовна

В статье рассматриваются возможности внеучебной деятельности для формирования положительной мотивации обучающихся к изучению иностранного языка в средней школе. На примере проведения интенсивной школы на базе педагогического вуза выявлена специфика данной формы внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Яна Николаевна, Ростова Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSIVE SCHOOL AS A MEANS OF IMPROVING MOTIVATION TO STUDY OF FOREIGN LANGUAGE AT SCHOOL

In the article possibilities of extracurricular activity for formation of positive motivation of students to study a foreign language at a secondary school are considered. On the example of an intensive school on the basis of a pedagogical university, the specific character of this form of extracurricular activities is revealed.

Текст научной работы на тему «Интенсивная школа как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка в школе»

Педагогика

УДК:378: 371.1

старший преподаватель Казанцева Яна Николаевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); старший преподаватель Ростова Марина Леонидовна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ИНТЕНСИВНАЯ ШКОЛА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности внеучебной деятельности для формирования положительной мотивации обучающихся к изучению иностранного языка в средней школе. На примере проведения интенсивной школы на базе педагогического вуза выявлена специфика данной формы внеучебной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, внеучебная деятельность, коммуникативная компетенция, языковая компетенция, интенсивная школа.

Annotation. In the article possibilities of extracurricular activity for formation of positive motivation of students to study a foreign language at a secondary school are considered. On the example of an intensive school on the basis of a pedagogical university, the specific character of this form of extracurricular activities is revealed.

Keywords: motivation, extracurricular activity, communicative competence, language competence, intensive school.

Введение. В современном обществе в условиях интеграции России в мировое пространство сотрудничества и обмена в области науки, культуры и искусства увеличивается потребность во владении иностранными языками, а также знании особенностей иноязычной культуры, поскольку от этого зависит эффективность коммуникации. Высокий уровень владения иностранным языком в данном контексте становится образовательной ценностью и является одним из условий конкурентоспособности в современном социуме.

Как известно, иностранный язык входит в число важнейших предметов общеобразовательного обучения в современной школе, рассматривается новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одно из приоритетных направлений школьного образования.

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации, широкое использование информационных технологий, в том числе в сфере образования, требуют владения обучающимися коммуникативной компетенцией, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус иностранного языка как общеобразовательной учебной дисциплины. Однако, как показывает практика, признание необходимости его изучения на государственном уровне, вовсе не влияет на повышение интереса к нему у школьников. Более того, мы можем наблюдать постепенное снижение уровня мотивации, начиная с 5 класса. В конце концов, это приводит к отсутствию у выпускников средней школы необходимых речевых иноязычных умений и навыков для осуществления коммуникации на иностранном языке.

Следовательно, проблема формирования и развития у школьников мотивации учебной деятельности, которая является гарантом формирования познавательной активности, всегда была и остается актуальной для педагогов и методистов. Достаточно обратиться к ФГОС, где отмечается, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию», а метапредметные результаты, в свою очередь, должны отражать «умение ... развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности» [8]. Как мы видим, в данных требованиях понятие «мотивация» выступает одним из ключевых.

Целью нашего исследования является выявление возможностей внеучебной деятельности, в частности, интенсивной школы, для формирования мотивации обучающихся к изучению иностранного языка в средней школе.

Изложение основного материала статьи. Обратимся к теоретико-методологическим основам изучения мотивации в психологии и педагогике.

В наиболее общем смысле мотивация рассматривается как внутреннее состояние организма, побуждающее его вести себя определённым образом. Мотивация - это важный компонент регуляции любой деятельности человека.

В литературе существует множество подходов к пониманию сущности мотивации, ее природы, структуры, а также к методам ее изучения. И. А. Зимняя определяет мотивацию как «сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [4, с. 219]. Мотивация - это сложноорганизованная система. Б. И. Додонов выделяет следующие ее структурные компоненты: «удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного ее результата, мотивирующая сила вознаграждения за деятельность, принуждающее давление на личность» [7, с. 186]. Первый и второй компоненты выявляют направленность на процесс и результат деятельности, третий и четвертый фиксируют внешние факторы воздействия.

Учебная мотивация выделяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Следует отметить, что учебная деятельность всегда полимотивирована, но доминирующим является основной мотив, определяющий учебную деятельность и формирование отношения к ней.

В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения, действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Внешними моментами насыщены такие мотивы, как учеба как вынужденное поведение, процесс учебы как привычное функционирование, учеба ради лидерства и престижа, стремление оказаться в центре внимания. Подобные мотивы могут оказывать заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Существуют мотивы, которые нельзя полностью отнести к внешним: понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач. Таким образом, необходимо учитывать особенности мотивационной сферы обучающихся при планировании процесса обучения.

Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполняют домашние задания. Дети посещают школу не потому, что хочется, а потому что надо, уроки учат не для того, чтобы знать, а для того, чтобы получать отметки. «Пагубность такой мотивации очевидна - происходит заучивание без понимания. У школьников со сниженной мотивацией учения не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсутствуют научные убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующих достаточного уровня развития понятийного мышления» [3, с. 262].

Управление мотивацией изучения иностранного языка является одной из центральных проблем методики обучения иностранному языку в школе, так как, к сожалению, на данный момент, обучение иностранному языку в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников «естественной потребности» в общении на иностранном языке. Особенно тяжело создать среду общения, приближенную к естественной, в школе, находящейся в маленьком городе. Перед учителем иностранного языка возникает целый ряд сложных задач, основные из которых заключаются не только в создании благоприятного психологического климата и эмоционального благополучия, а также в убеждении обучающихся в необходимости изучения иностранного языка, в возможности его использования в будущей профессии. Таким образом, в число основных задач входит повышение в структуре мотивации учащихся удельного веса внутренних мотивов. Связаны они с содержанием учебного материала. Решающими параметрами для отбора считаются те, которые присущи самим обучающимся: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе.

Формированию вышеуказанных мотивов способствует целенаправленная организация учебной и внеучебной деятельности, где бы обучающийся максимально проявлял свою самостоятельность, умел ставить цели и мог их достигнуть. При этом каждый ученик должен являться активным участником образовательного процесса, выбранные учителем методы и приемы должны стимулировать речевое общение, способствовать формированию интереса к изучению иностранного языка. Вместе с тем каждая форма занятия, ориентированная на достижение поставленных целей, имеет свою специфику [6].

Задача школы нового поколения заключается в создании «системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение подростка в самостоятельное общественное действие» [1, с. 205].

Широкий простор для творчества открыт ученику в системе внеурочной деятельности, связанной с изучением иностранных языков и культур. Творческая и познавательная деятельность учащихся может осуществляться в различных организационных формах: в парах, индивидуально, в небольших группах и целой группой. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в освоении учебного предмета в единстве с их общим развитием.

Внеклассная работа в сочетании с урочной деятельностью открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и формирования мировоззрения школьников за счёт совершенствования иноязычной коммуникации и компетенции со всеми составляющими. Кроме того, эта работа «имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение: она не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны» [10, с. 98].

Цели внеклассной работы по иностранному языку направляют деятельность детей в том случае, если они совпадают с их личностным установками: «хочу научиться говорить на иностранном языке», «хочу научиться читать на иностранном языке», «хочу больше узнать о стране изучаемого языка», «хочу использовать иностранный язык в своей будущей деятельности» [5, с. 81].

Внеурочная деятельность может осуществляться через:

1) дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы, проводимые в формах, отличных от урочной;

2) дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения;

3) образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

4) организацию деятельности групп продленного дня;

5) классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

6) деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

7) инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности [9].

Формы внеурочной деятельности по иностранному языку в основной школе должны способствовать формированию:

«1) целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

2) навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

3) способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

4) умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) способности осознанно строить речевое высказывание на иностранном языке в соответствии с задачами коммуникации;

6) логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;

7) умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

8) уважительного отношения к культуре изучаемого языка.

В этом проявляется роль внеурочной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностных, метапредметных, предметных» [2, с. 44-45].

Таким образом, разнообразие форм, видов и направлений внеурочной деятельности по иностранному языку позволяет учителю разрабатывать и проводить внеклассные мероприятия, основываясь на знании мотивов и интересов обучающихся.

Принимая во внимание теоретические аспекты изучения мотивации и внеурочной деятельности как средства ее формирования, нами был организован ряд мероприятий. Учителя МБОУ СОШ №2 г. Лесосибирска совместно с преподавателями кафедры иностранных языков Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета разработали проект на базе предметов гуманитарного цикла под названием «Формирование и развитие языковой компетенции», реализация которого рассчитана на два учебных года. Цель проекта - создание эффективной модели формирования языковой компетенции у обучающихся основной школы. В основу проекта положена идея о том, что при использовании определенных методов и технологий формирования и развития языковой компетенции процесс обучения иностранному языку будет протекать эффективнее, результативнее. Сейчас мы находимся на этапе описания результатов апробации данной модели формирования языковой компетенции.

Формирование языковой компетентности предполагает овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке.

Реализация вышеназванного проекта в рамках предмета «английский язык» осуществляется на разных уровнях и в разных формах. На уроках используются разнообразные диалоговые, игровые технологии, технология критического мышления через чтение и письмо, метод проектов. Основные формы работы ориентированы на устную коммуникацию (учебный диалог, ролевые игры).

Как дополнительные к урочной деятельности разработаны модули «Лингвострановедение», «Теория и практика перевода», «Театральная мастерская». Кроме этого, в рамках внеурочной деятельности проводился фестиваль языковой грамотности, было реализовано сетевое взаимодействие с ЛПИ - филиалом СФУ, что предполагало прохождение в каникулярное время интенсивной школы «Формирование языковой компетенции у школьников». Учителями школы стали преподаватели кафедры иностранных языков.

Цель школы - формирование у обучающихся коммуникативной компетентности, мотивации изучать английский язык, умения использовать английский язык в различных социокультурных ситуациях. Для реализации поставленной цели было разработано следующее учебно-тематическое планирование:

1 Англоязычные страны: культурная мозаика.

1.1 Древняя и современная Англия: какая она?

1.2 Русские и англичане: давайте познакомимся!

1.3 США: страна контрастов. Почему?

1.4 За 60 минут вокруг света? Легко! Если знаешь английский. Интерактивная игра.

2 Веселая английская грамматика.

2.1 Английская грамматика - это легко!

2.2 Законы экономии английского языка.

На первых занятиях школьники с удовольствием слушали лекции по истории Англии и активно участвовали в дискуссии о культурных различиях русских и англичан. Это, на наш взгляд, способствовало «формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира» и «формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения ... к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям ... народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания» [8], что в ФГОС выделяется среди личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Интерактивная игра была проведена в форме путешествия по всему миру. Обучающимся приходилось выполнять разные задания, направленные на формирование языковой компетенции, когда они «останавливались» в известных городах.

Повторение и закрепление правил английской грамматики проходило в занимательной форме. Задания носили коммуникативный характер. Ребята составляли диалоги и разыгрывали различные ситуации. Мы полагаем, что подобного рода работа поможет им чувствовать более уверенно на уроках в школе, что, в свою очередь, повысит интерес к изучению языка. Как отмечали сами школьники, они ещё раз убедились в том, что изучение языка необходимо в современном мире, если ты хочешь путешествовать по миру, знакомиться с культурой других народов, читать книги в оригинале и смотреть англоязычные фильмы, а в профессиональном плане быть успешным и востребованным специалистом, владеющим языком.

Наблюдая за работой обучающихся на наших занятиях, мы с уверенностью можем сказать, что предлагаемая нами интенсивная школа является важным дополнением к основным занятиям. Она направлена на повышение мотивации, способствует духовно-нравственному воспитанию школьников.

Выводы. В заключение следует отметить что, как показала практика, внеурочная деятельность по иностранному языку способствует достижению не только метапредметных результатов, которые включают в себя умение самостоятельно определять цели, развивать интересы своей учебной и познавательной

деятельности; умение самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности, но и личностных, включающих сформированность мотивации обучающихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Литература:

1. Андреевская О. Д. Внеклассная работа на уроках английского языка как способ реализации программы ФГОС // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы Междунар. науч. практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 205-207.

2. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.

3. Ильин Е. Мотивация и мотивы.- СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

5. Пятина Н. А. Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновация ФГОС [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 33. - С. 81-84. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/771135.html (дата обращения: 05.07.2018).

6. Семенова Е.В., Немчинова Н.В., Казанцева Я.Н., Ростова М.Л. Олимпиада как средство формирования мотивации обучающихся к изучению иностранного языка в старших классах // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2016. - №51 - 5. - С. 393 - 399.

7. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 256 с.

8. ФГОС среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413. - Режим доступа: http://www.ug.rU/new_standards/5 (дата обращения: 05.07.2018).

9. Формы организации внеурочной деятельности в среднем звене школе в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/user/270169/page/formy-organizacii-vneurochnoy-deyatelnosti-v-srednem-zvene-shkole-v-usloviyah (дата обращения: 05.07.2018).

10. Шерстеникина В. А. Внеклассная работа по иностранному языку в контексте профессиональной компетентности учителя // Стратегия повышения качества подготовки специалистов в лингвистическом университете в контексте национальной инициативы «Наша новая школа». Научно-практическая конференция (Иркутск, 6 мая 2010г.). / Науч. Ред. Л. А. Выговский, Т. В. Живокоренцева. - Иркутск: ГОУ ВПО ИГЛУ, 2010. - 176 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Карасова Светлана Яхьяевна

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (г. Черкесск); кандидат педагогических наук, доцент Шаманова Халимат Халитовна

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (г. Черкесск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ КАК СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ ИРРЕАЛЬНОСТИ В

СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация. Английский язык как никакой другой богат различными конструкциями, с помощью которых говорящий может выразить свое отношение к действию как к ирреальному. Понятие ирреальности в данном случае напрямую соприкасается с понятиями желательности-нежелательности и очевидности-сомнительности. Мы провели комплексный анализ и систематизацию всего многообразия средств выражения ирреальности в английском языке. При этом были рассмотрены как грамматические, так и лексические средства, выявлены основные структуры употребления свободных и традиционных форм ирреальности в простых и сложных предложениях.

Мы рассмотрели результаты исследования как фрагментарную часть комплексного изучения средств выражения ирреальности в английском языке. Это во многом определяет сферу практического применения исследовательской работы, материалы которой могут использоваться в курсе современного английского языка, в спецкурсах по проблемам ирреальности.

Ключевые слова: сослагательное наклонение, формы глагола, синтаксические формы, аналитические формы, ирреальность, международное общение.

Annotation. English is rich in various constructions, with the help of which the speaker can express his attitude to the action as to the unreal. The concept of unreality in this case directly comes into contact with the notions of desirability-undesirability and evidence-doubt. We carried out a comprehensive analysis and systematization of the entire variety of means of expressing unreality in the English language. At the same time, both grammatical and lexical means were considered, the main patterns of using free and traditional forms of unreality in simple and complex sentences were identified.

We considered the results of the study as a fragmentary part of a comprehensive study of the means of expressing unreality in the English language. This largely determines the scope of practical application of research work, the materials of which can be used in the course of modern English, in special courses on the problems of unreality.

Keywords: subjunctive mood, verb forms, syntactic forms, analytical forms, unreality, international communication.

Введение. Как известно, по способам выражения предполагаемых, желаемых, или возможных действий английский язык существенно отличается от русского. В русском языке для выражения значений сослагательного наклонения служит одна форма глагола (принес бы, читала бы, сделали бы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.