УДК 338.2
Интенсификация санкционного давления коллективного Запада как основной фактор корректировки парадигм и трансформации стратегии развития российской экономики
Шлычков В.В.
Доктор экономических наук, профессор, главный редактор федерального научно-практического и аналитического журнала «Вестник экономики, права и социологии» (Казань)
В работе выявляются причины введения экономических санкций в отношении Российской Федерации, проводится ретроспективный анализ процесса развития санкционного давления западной коалиции и оцениваются направления и степень его воздействия на российскую социально-экономическую систему. Автор обосновывает необходимость введения новой экономической политики (НЭП-2.0) и корректировки стратегии развития страны с учетом изменений геоэкономической и геополитической ситуациий, предлагает перечень мер, направленных на стабилизацию национальной экономики и поддержку отечественных товаропроизводителей.
Ключевые слова: санкционное давление, трансформация стратегии развития, устойчивость и надежность экономической системы, новая экономическая политика (НЭП-2.0), «островизация» российской экономики, структурные реформы, релокализация, экономический потенциал
Последние десятилетие социально-экономическая система России в полной мере перманентно испытывала на себе негативное воздействие недружественных шагов коалиции западных государств во главе с США, направленных на создание искусственных барьеров роста российской экономики и противодействие все возрастающему влиянию нашей страны на мировой арене. Введенные в 2014 г. под вымышленными предлогами запреты и ограничения на доступ российских экономических агентов к мировым финансовым ресурсам и инновационным технологическим разработкам в дальнейшем стали всеобъемлющими, затронули все без исключения отрасли и сферы российской экономики и постепенно трансформировались в политику полной «отмены» Российской Федерации в качестве независимой и суверенной страны, претендующей на наличие собственных национальных интересов. И несмотря на то что в конце ушедшего года «в России был создан фундамент крепкой и современной экономики» [1], коллективному Западу за счет введения беспрецедентных по объему санкций 36
и разрыву сформировавшихся в мире глобальных технологических и логистических цепочек удалось замедлить наметившийся в 2021 г. устойчивый рост российской экономики, ВВП которой в I квартале 2022 г. увеличился всего на 1,6 % при наметившейся тенденции падения до отрицательных величин во И-Ш кварталах текущего года [2].
В ответ на специальную военную операцию (далее - СВО), проводимую Российской Федерацией в республиках Донбасса, антироссийская коалиция в период февраля - мая 2022 г. ввела 7 374 дополнительных санкции, доведя их общее количество до 10 128 [3], тем самым установив своеобразный мировой рекорд как по скорости согласования санк-ционных пакетов, так и по объему их наполнения. При этом необычная для западной бюрократии оперативность, на наш взгляд, объясняется тем, что США и их союзники руководствуются в своих действиях ранее разработанным долгосрочным планом комплексного противодействия России. Эта гипотеза подтверждается последним заявлением Нобелевского лауреата по экономике 2005 г. Роберта Аумана
о том, что по заданию Пентагона и госдепартамента США им еще в конце 60-х гг. ХХ в. был смоделирован сценарий введения всеобъемлющих экономических санкций в отношении СССР, «способных полностью парализовать советскую экономику» [4], а это значит, что сегодня коллективный Запад извлёк из своих запасников и начал на практике реализо-вывать аналогичный, хотя и обновленный, план уже в отношении Российской Федерации, внеся в него определенные коррективы с учетом изменившихся геоэкономических и геополитических реалий.
Необходимо признать, что именно западное санк-ционное давление на сегодня является основным вызовом, сдерживающим социально-экономическое развитие России и рост её национальной экономики. При этом мы должны учитывать, что этот, на данном этапе ключевой фактор является «рукотворным» и имеет не экономическую, а политическую природу, а значит, добиться позитивных изменений в экономике только через рыночные механизмы, как это было в кризисы 2008 и 2014 гг., будет практически невозможно. Однако, на наш взгляд, именно устойчивость к внешним вызовам нашей экономической системы должна усилить договорные позиции политического руководства нашего государства во время будущих контактов как с нашими потенциальными союзниками, так и с представителями антироссийской коалиции, т.к. полная или хотя бы частичная «отмена» России в силу величины её социально-экономического потенциала практически невозможна, а значит, впереди нас ожидает неизбежный переговорный процесс с ключевыми субъектами международных отношений.
В настоящее время можно с высокой степенью уверенности говорить о том, что страны антироссийской коалиции недооценили способность российского общества и национальной экономики противостоять массированному санкционному давлению и не до конца просчитали его последствия как для мировой экономики, так и для собственных граждан. В свою очередь, Правительство РФ также ошиблось в определении границ и объемов возможных ответных мер коллективного Запада на проведение Россией на Донбассе СВО, что усложнило своевременную выработку адекватной антисанкционной политики и на определенное время спровоцировало формирование у значительной части россиян состояние экзистенциональной неопределенности.
Тотальное игнорирование международного права и превалирование геополитических факторов при осуществлении хозяйственной деятельности погрузили сегодня мировую экономику в новую реальность, требующую отказа большинства субъектов от ранее существовавших сценариев и планов социально-экономического развития, реализация которых в настоящих условиях стала практически невозможной. Спровоцированная западными санк-
циями трансформация глобального рынка поставила «на паузу» проблему коллективной борьбы с распространением в мире эпидемии СОУЮ-19, процесс развития «зеленой энергетики» и многие другие программы, утратившие свою актуальность в условиях надвигающихся рецессии мировой экономики и угрозы дефицита продовольствия.
Сегодня, когда российская экономика проходит «период адаптации в условиях санкций» [1], экономические агенты испытывают острую необходимость в НЭП-2.0, определении новых точек роста и разработке долгосрочной программы развития национальной экономики, основанной на анализе изменений мирового хозяйства и протекающих глобальных социально-экономических процессов. И это должна быть программа, ориентированная на внутренний потенциал, на рост доходов населения, на создание расширенного воспроизводства на основе собственной технологической базы с ориентацией на внутренний рынок и внутренний спрос. Российский бизнес ждет от государства ориентиров и принятия новой модели экономического развития.
Одним из возможных сценариев дальнейшего социально-экономического развития России, на наш взгляд, может стать предложенная спецпредставителем Президента РФ по вопросам технологического развития Дмитрием Песковым «островизация» российской экономики, направленная на достижение технологического суверенитета, создание собственного техноэкономического блока, формирование экспортного пакета сельхозпродукции продукции и национально ориентированное решение проблем человеческого капитала. Анализируя общемировую тенденцию релокализации в постковидный период, автор справедливо отмечает, что сегодня в процессе перезагрузки глобальных технологических рынков все страны стремятся закрепить за собой максимальное количество ключевых компетенций во всех сферах экономики, при этом рассматривая достижение высокого уровня «технологического суверенитета» не как стремление к самоизоляции, а как значительное конкурентное преимущество в переговорном процессе с субъектами глобальной экономики [5].
Российские экономические агенты в целом положительно оценили действия Правительства РФ по реализации в марте-апреле 2022 г. первоочередных антисанкционных мер, направленных на стабилизацию потребительского рынка и противодействие потенциальной гиперинфляции, и в целом мы наблюдаем снижение в обществе уровня тревожности и неопределенности. Однако, по мнению большинства предпринимателей и экспертов, эти ответные шаги, являющиеся рефлексией на «санкционное цунами» коллективного Запада, должны носить краткосрочный характер и не могут рассматриваться в качестве основы скорректированной программы
социально-экономического развития, которая в конечном итоге должна быть ориентирована не на противодействие введенным санкциям, а на развитие российской экономики в условиях относительной международной изоляции и длительной фазы санкционного давления.
В краткосрочной перспективе нас ожидает неизбежное структурное снижение доходов и потребительского спроса россиян, замедление инвестиционной активности и свертывание внешнеэкономической деятельности значительного числа экономически активных агентов, изменение веса отдельных отраслей в экономике и отраслевое, и «географическое» перераспределение трудовых ресурсов, «зеркальные сделки» и «челноки 2:00», отказ от базельских нормативов и преобразование банковской системы. Российскому обществу необходимо готовиться к трансформации национальной экономики, но этот процесс должен быть осознанным и управляемым, а его вектор понятен и одобрен подавляющим большинством граждан страны.
Экспертное сообщество по-разному оценивает состояние и перспективы роста национальной экономики России в среднесрочной перспективе. Так, Всемирный банк прогнозирует снижение российского ВВП в текущем году на 8,9 %, в 2023 г. на 2 % и только в 2024 г. ожидает его рост на уровне 2 %. Международное рейтинговое агентство S&P заявляет о падении ВВП России в 2022 г. на 11,1 % и на 1,9 % в 2023 г. В свою очередь, Минэкономразвития РФ в рамках консервативного сценария рассматривает снижение российского ВВП в 2022 г. на 7,4 %, а в 2023 г. на 2,9 % [6].
Насколько объективными окажутся приведенные выше прогнозы покажет время, но, как нам кажется, будущее состояние российской экономики будет напрямую зависеть от эффективности проводимой государством долгосрочной экономической политики и её адекватности сегодняшним геополитическим и геоэкономическим реалиям. Ведь только государство сегодня является единственным институтом, обладающим соответствующими полномочиями и необходимыми ресурсами для осуществления национально ориентированной внутренней и внешней политики, способным определить дальнейший вектор развития российской экономики.
Российское общество в сложившейся кризисной ситуации ожидает от политического руководства достаточно кардинальных шагов, включая изменение структуры государственного управления, отдавая себе отчет в том, что «чтобы повысить эффективность страны, надо начинать с изменения не стратегии, а внутренней структуры власти» [7, с. 78]. По нашему мнению, было бы логичным создание чрезвычайного органа государственной власти с максимальными полномочиями в области нацио-
нального хозяйства (включая право оперативного управления деятельностью ЦБ РФ), позволяющими эффективно преодолевать существующие избыточно-бюрократизированные регламенты и процедуры, снижающие эффективность госуправления в условиях турбулентности экономики. При этом в основу деятельности этой вновь созданной федеральной структуры необходимо заложить принцип сочетания централизованного планирования и управления экономикой с механизмами рыночной конкуренции.
Модернизировав структуру государственного управления и приведя её в соответствие с реалиями 2022 г., «разработать верную стратегию станет проще» [7, с. 78], а привлечение к этому процессу самого широкого круга представителей экспертного и научного сообществ только повысит достоверность и адекватность скорректированного плана роста российской экономики.
По нашему мнению, прежде всего необходимо провести аудит всех сфер и отраслей национального хозяйства, оценив социально-экономический потенциал каждого российского региона и муниципального образования. Анализ полученных данных позволит выявить «узкие» места российской экономической системы, что, в свою очередь, даст возможность государству сконцентрировать имеющиеся ограниченные ресурсы на поддержке наиболее социально значимых и критически важных точек роста, таких как импортозамещение и производство высокотехнологической продукции. Кроме того, результаты мониторинга создадут условия для адекватной корректировки промышленной и экспортно-импортной государственной политики как в части переориентации на азиатские рынки (создание транспортно-логистических коридоров нового поколения Россия - Азия), так и в части определения лимитов поставок отдельных видов товаров и сырья в недружественные России страны.
Как нам кажется, уже сегодня, не дожидаясь принятия скорректированной программы долгосрочного развития, государство, в рамках новой парадигмы, должно перейти к реализации конкретных мер по поддержке реального сектора экономики и активно работающих экономических субъектов. И первыми шагами в этом направлении должно стать давно ожидаемое предпринимательским сообществом реальное снижение налоговой нагрузки на бизнес путем установления 10 % ставки налога на добавленную стоимость и снижения страховых взносов до 15 %. В этой связи достаточно показательным, на наш взгляд, является опыт Китая, власти которого вернули своим товаропроизводителям ранее уплаченный НДС в размере 240 млрд долл. США, что стало одним из драйверов роста экономики Поднебесной в постковидный период [8].
Российские экономические агенты также рассчитывают на отказ от практики учета внешней
конъюнктуры при формировании цен на топливо и энергоносители для национального рынка и их привязке к внутренней себестоимости. Этот абсолютно «рыночный» шаг неизбежно приведет к снижению внутрироссийских цен, что положительно скажется на уменьшении издержек субъектов экономики, а потенциально возможный двухлетний ценовой мораторий позволит им хотя бы в краткосрочной перспективе более адекватно планировать свою финансово-хозяйственную деятельность и получить дополнительные ресурсы развития.
Сегодня, когда доступ россиянам к мировым инвестиционным и финансовым ресурсам достаточно затруднен, поиск внешних источников развития для активно работающих субъектов экономики стал одной из ключевых задач, позволяющих предпринимателям как минимум сохранить свое место на рынке. В этой связи, на наш взгляд, государству необходимо пересмотреть отношение к отдельным социально-экономическим институтам, которые в последние годы снизили свою эффективность и в определенной мере отошли от реализации заложенных в них функций. Прежде всего это касается финансового сектора, по нашему мнению, чрезмерно увлекшемуся созданем всевозможных «экосистем» по оказанию непрофильных для финансовых организаций услуг в ущерб решению институциональных задач по обеспечения граждан и предпринимателей финансовыми ресурсами, необходимыми для структурной перестройки экономики и повышения качества жизни домохозяйств.
В сложившихся условиях государство посредством регулятивного воздействия и через подконтрольные ему финансовые институты должно обеспечить доступ предпринимателям всех уровней к необходимым для развития кредитным ресурсам, оказывая протекционистскую поддержку прежде всего инновационным и высокотехнологическим отраслям. Российский малый и средний бизнес надеются на повсеместное внедрение промышленной ипотеки по ставке не более 5 % годовых, кредитование текущей деятельности на уровне 8 % годовых и повышение роли общественных организаций бизнес-сообщества и СРО при распределении ресурсов, выделенных для государственной поддержки отечественных товаропроизводителей. А значительная часть молодых россиян рассчитывает на сохранение и развитие существующей системы льготного ипотечного кредитования жилищного строительства, в свою очередь обеспечивающей сохранение и поддержание темпов роста предприятий строительного комплекса. Кроме того, переход на расчеты золотом как в наличной, так и в безналичной форме позволит значительно укрепить внутренний финансовый рынок и сможет в значительной мере заместить иностранную валюту и как средство платежа, и как средство накопления.
Не мене острой, по нашему мнению, остается проблема подготовки квалифицированных инженерных кадров и специалистов рабочих профессий, дефицит которых на рынке труда давно является сдерживающим фактором развития российской экономики. Сегодня, когда западные страны фактически исключили Россию из Болонского процесса [9], нам необходимо в первоочередном порядке трансформировать всю систему высшего и профессионального образования, разработав с учетом советского опыта и традиций национально ориентируемые образовательные стандарты и программы подготовки кадров, отвечающие потребностям реального сектора экономики, отдав приоритет подготовке инженеров, конструкторов, технологов и высококвалифицированных рабочих.
В заключение хотелось обратить внимание наших коллег и уважаемых читателей на весьма важную, на наш взгляд, проблему - сохранение высокого уровня доверия российских граждан к государству и его институтам. В своих предыдущих работах мы неоднократно затрагивали эту тему [1011], актуальность которой в условиях межцивилиза-ционной войны и усиления санкционного давления коллективного Запада только возросла. Сегодня как никогда политическое руководство страны нуждается в общественном одобрении своих внешнеполитических шагов и предпринимаемых государством мер по стабилизации экономики, определенная часть которых крайне негативно отразилась на качестве и уровне жизни значительного числа россиян. И чтобы заручиться поддержкой своих граждан государство должно стать более открытым и кратно усилить свою информационно-пропагандистскую деятельность по разъяснению необходимости, обоснованности и своевременности этих действий, напрямую обращаясь к населению, используя для этого все существующие информационно-коммуникационные каналы и привлекая максимально широкий круг неформальных лидеров общественного мнения и наиболее авторитетных экспертов. Как показывает мировой опыт, столь масштабные предстоящие преобразования российской социально-экономической системы невозможно эффективно осуществить без опоры на широкие слои населения, которые, по сути, и будут являться основным актором грядущих трансформаций, а значит, обращение граждан России в своих союзников и единомышленников должно стать приоритетной задачей руководства страны. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что только по официальной статистике Росстата в апреле 2022 г. в распоряжении россиян находилось более 52 трлн руб. собственных накоплений [12], которые при проведении взвешенной государственной экономической политики, поддержанной населением, могут стать одним из важнейших внутренних финансовых источников роста экономики России.
Литература:
1. Доклад Михаила Мишустина // Государственная Дума ФС РФ, Москва. 7 апреля 2022. - URL: http://government.ru/news/45073/ (дата обращения: 07.05.2022 г.).
2. Рост ВВП России в марте замедлился до 1,6%. - URL: https://www.interfax.ru/business/838336 (дата обращения: 07.05.2022 г.).
3. Вячеслав Володин: против России введено 10 128 санкций. - URL: http://duma.gov.ru/news/54246/ (дата обращения: 07.05.2022 г.).
4. О чем думают экономисты: Беседы с нобелевскими лауреатами / Ред. У. Барнетт, П.А. Саму-эльсон. Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2021. - 490 с.
5. Спецпредставитель президента рассказал о стратегии «островизации» России. - URL: https:// lenta.ru/news/2022/06/09/toto/ (дата обращения: 07.05.2022 г.).
6. Всемирный банк оценил перспективы российской экономики. - URL: https://lenta.ru/ news/2022/06/07/roseconom/ (дата обращения: 10.06.2022 г.).
7. Адизес И.К. Лучшее. Пища для размышлений. Об измениях и лидерстве, о менеджменте и о том, что важно в жизни. - М.: Изд-во «Э», 2016.
- 144 с.
8. Соловьева О. Экономику России предлагают лечить налоговыми вычетами. - URL: https://www. ng.ru/economics/2022-06-06/2_8454_business. html (дата обращения: 06.06.2022 г.).
9. Минобрнауки подтвердило «Ъ» намерение отказаться от Болонской системы. - URL: https:// www.kommersant.ru/doc/5367629 (дата обращения: 10.05.2022 г.).
10. Шлычков В.В. Об отдельных аспектах процесса модернизации российской экономики // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 1. -С. 78-82.
11. Шлычков В.В.И вновь о «ручном управлении» или результативность за счет эффективности // Вестник экономики, права и социологии. - 2017.
- № 3. - С. 52-58.
12. Уровень жизни. - URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/13397.
Intensification of Sanctions Pressure of the Collective West as the Main Factor of Paradigm Adjustment and Transformation of the Strategy of Development of the Russian Economy
Shlychkov V.V. The Review of Economy, the Law and Sociology (Kazan)
The paper identifies the reasons for the introduction of economic sanctions against the Russian Federation, conducts a retrospective analysis of the development of the sanctions pressure of the Western coalition and assesses the directions and degree of its impact on the Russian socio-economic system. The author substantiates the need to introduce a new economic policy (NEP-2.0) and adjust the country's development strategy taking into account changes in geo-economic and geopolitical situations, offers a list of measures aimed at stabilizing the national economy and supporting domestic producers.
Key words: sanctions pressure, transformation of the development strategy, stability and reliability of the economic system, new economic policy (NEP-2.0), "islandization" of the Russian economy, structural reforms, re-localization, economic potential