Развитие системы глобального экономического управления в условиях санкционного противостояния
Пупкова Мария Александровна,
студент, кафедра экспериментальной физики и инновационных технологий, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» E-mail: mari.girl.02mail.ru
Ткаченко Роман Олегович,
студент, кафедра электроники и наноэлектроники, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» E-mail: [email protected]
Таджибаева Валерия Аминовна,
студент, кафедра экспериментальной физики и инновационных технологий, ФГАОУ ВО ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» E-mail: [email protected]
Антушев Артём Владимирович,
студент, кафедра радиоэлектронных систем, ФГАОУ ВО ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» E-mail: [email protected]
Яновская Анна Александровна,
студент, кафедра экспериментальной физики и инновационных технологий, ФГАОУ ВО «ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» E-mail: [email protected]
В научной статье представлены результаты анализа основных перспектив в развитии системы глобального экономического управления в международной экономике в период активного санкционного противостояния, наблюдаемого в 2022 году. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена быстроизменяющимися условиями в международном сообществе, где санкционный режим становится активным инструментом в регулировании спорных вопросов и дипломатических конфликтов. После 2014 года режим политических и экономических санкций стал регулируемым предметом, для решения последствий которого разработан ряд государственных мероприятий и механизмов. В рамках статьи рассмотрены основы многостороннего международного экономического и торгового сотрудничества в рамках глобального экономического управления. Проанализированы тенденции развития торгового протекционизма, как предпосылки для активизации условий санкционного противостояния в условиях деглобали-зации международной экономики. Рассмотрены риски и угрозы глобального экономического управления из-за ведения новых экономических и политических санкций в периоде 2022 года.
Ключевые слова: глобальное экономическое управление; санкционные противостояния; экономические санкции; санк-ционный режим; торговые войны; международные экономические отношения; международные торговые отношения.
Актуальность проблематики, которая рассматривается в статье, обусловлена быстроизменяющимися условиями в международном сообществе, где санкционный режим становится активным инструментом в регулировании спорных вопросов и дипломатических конфликтов. После 2014 года режим политических и экономических санкций стал регулируемым предметом, для решения последствий которого разработан ряд государственных мероприятий и механизмов.
Однако в 2022 году санкционное противостояние обретает новую ветвь активности, из-за чего достигнуты пределы глобального экономического управления. Среди спорных вопросов не только отношения России и Запада, но и торговые войны, которые берут начало еще 3-4 года тому назад между двумя крупнейшими экономиками мира - США и Китаем.
По этим причинам, целью научной работы выступает проведение анализа основных перспектив в развитии системы глобального экономического управления в международной экономике в период активного санкционного противостояния, наблюдаемого в 2022 году.
В последние года система международных экономических и торговых отношений характеризуется продолжением процессов глобализации, в рамках которых создаются и развиваются тесные связи между различными экономическими субъектами, финансовыми институтами, банковскими структурами, государствами, а также региональными экономическими интеграциями/организаци-ями.
Под понятием «международные экономические отношения» необходимо подразумевать систему отношений и связей между национальными экономическими системами и хозяйствующими субъектами, где устанавливаются и развиваются торговые и экономические связи, обеспечивается бизнес-кооперация и создание интеграционных процессов.
Главным фактором, стимулирующим развитие международных экономических отношений в современности, является внешнеторговая деятельность экономических субъектов. Ее причинами выступает мотивация и желание предприятий расширять свои рынки сбыта, масштабируя объемы производства и финансовой выручки. Для национальной экономической системы такое развитие предполагает увеличение внешнеторгового оборота (экспорта и импорта продукции) [1].
Исходя из этого, можно заключить следующее: торговая политика государства - главный фактор
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
в обеспечении ее макроэкономической стабильности и национальной экономической безопасности. В виду международной торговли товарами и ресурсами формируются различные конфликтные ситуации, предполагающие конфронтацию интересов между несколькими странами. Чтобы решать данные вопросы была создана Всемирная торговая организация (ВТО).
Проблема конфронтации интересов в рамках международной торговли товарами и услугами актуальная до сегодняшнего дня не только между развивающимися странами, но и между крупнейшими рынками, к которым относятся США и Китая. Причиной их формирования является желание американского правительства решить проблему, связанную с ростом отрицательного сальдо внешнеторгового баланса страны (в первую очередь, из-за рекордного роста объемов импорта готовой продукции со стороны рынка Китая).
Со стороны же Поднебесной увеличивается экспорт китайской продукции. Многие производители из Европы и США столкнулись с невозможностью конкурировать на своих внутренних рынках с товарами из Китая, поскольку их стоимость значительно ниже.
В общем, анализируя тенденции глобализации и развития международных экономических отношений, стоит отметить, что страны стали больше закрываться, чем открываться. Данный процесс наблюдается уже не первый год [2].
Таким образом, современная международная торговля переживает кардинальные изменения. Связаны они, как с развитием цифровых технологий и появлением сектора электронной коммерции, так и с повышением уровня конкуренции между крупнейшими рынками, что приводит к дегло-бализации. Исходя из этого, актуальной задачей дальнейшего развития международной торговли выступает ее регулирование за участием многостороннего международного сотрудничества, которое, по нашему мнению, ограничено в 2022 году из-за условий санкционного противостояния.
Главная проблема, которая стоит перед современным международным сообществом - это борьба с проявлениями торгового протекционизма, которая направлена на препятствие импорта продукции иностранных компаний на внутренние рынки.
Обратимся к рисунку 1, где изображена динамика объема импорта товаров и услуг, по которому идет содействие и, наоборот, принимаются меры таможенного препятствия.
млрд. долл. 800 700 600 500 400 300
100
736
481 460
362 397 -
/ я_ 418
163 / / / 33б\
у 65 87 33 > л т \ 1~ 83/у /216
104 120 У А 47 ' * ч 32 74 93
ноябрь 2014 1. май 2015 г, октябрь 2015 г июнь 2016 г. 14 ноябрь 2016 г. ИЮНЬ 2017 г. ноябрь 2017 г. ИЮЛЬ 2018 ноябрь 2018 г. ИЮНЬ 2019 г. ноябрь 2019 г. июнь 2020 г.
- Объем торговли, охваченной мерами, содействующими импорту
--Объем торговли, охваченной мерами, ограничивающими импорт
Рис. 1. Динамика объема международной торговли, охваченной мерами стран по содействию импорту, и мерами, ограничивающими импорт, в 2014-2020 гг., млрд долларов США [3]
о. в
см со
Стоит обратить внимание на то, что начиная с конца 2018 года увеличился объем международной торговли, где ограничивается импорт, принимаемыми странами мер протекционизма. Обусловлено это сразу несколькими факторами, как:
- активная политика президента Д. Трампа по защите американского рынка от китайского импорта;
- процесс выхода Великобритании из соглашений, ранее установленных в рамках единого европейского рынка;
- активная международная конкуренция между Китаем и странами «старого света».
Стремление многих государств сдерживать импорт зарубежных конкурентов, связанное с развитием и обострением конкуренции, в последнее десятилетие усиливается. Это в итоге приводит к формированию жесткого правового механизма, обеспечивающего становление протекционизма и расширяющего его формы [4].
В 2020 году ситуация резко изменилась и объем международной торговли, где наоборот стимулировался импорт возрос до 736 млрд долларов США. Однако данный скачок показателя вверх был временным и обусловлен кризисом пандемии коронавирусной инфекции, из-за которой внутрен-
ний рынок был не обеспечен необходимым объемом предложения различных категорий товаров и услуг.
В виду такого, с 2022 года можно ожидать возобновление принятия мер протекционизма странами, которые будут ограничивать объем импорта, а значит отрицательно влиять на развитие международной торговли. Многостороннее международное сотрудничество в лице различных организаций направленно на устранение возникших подобных проблем и конфликтов интерес между странами, чтобы обеспечивать защиту прав и принципов свободной внешней торговли.
На сегодняшний день, уровень роста проблематики влияния условий санкционного противостояния на систему глобального экономического управления связана с тем, что негативное влияние экономических санкций на инвестиционную и торговую деятельность на российском и западном рынке противоречит современным тенденциям транснационализации капитала, бизнеса и участия ее в процессах глобализации и экономической интеграции.
Из-за принятия антироссийских санкций в 2022 году возможно следующее негативное влияние, как [5; 6]:
1. Потеря прежнего уровня инвестиционной привлекательности российской экономики, ее отраслей и бизнес-субъектов.
2. Ухудшение ситуации на денежно-кредитном рынке России и ужесточение денежно-кредитного регулирования.
3. Рекордная девальвация валютного курса российского рубля.
4. Снижение уровня деловой и инвестиционной активности субъектов предпринимательства.
5. Нарушение прежних внешнеэкономических и внешнеторговых связей и основ таможенного регулирования.
Однако, есть ряд возможных последствий и для системы глобального экономического управления, которая практически не готова к условиям санк-ционного противостояния между Россией и Западом, а также участием в этом стран Восточной Азии, включая Китай и Японию.
Во-первых, санкционное противостояние нарушает прежние принципы и правила, которые установлены в рамках международного регулирования торговыми и экономическими отношениями. Те принципы, которые прописаны в кодексе ВТО, означают, что страны не имеют право принимать дополнительные таможенные ограничения и барьеры, препятствующие свободной и конкурентной торговли на международных рынках товаров и услуг. Те экономические санкции, которые сейчас принимаются, делают данные принципы ВТО не актуальными.
Во-вторых, санкционное противостояние нарушает какие-либо внешнеэкономические и внешнеторговые связи между странами, даже теми, которые в этих санкциях активное участие не принимают. Россия, как и любая другая страна, тесно
интегрирована в международную структуру торговли товарами и услугами. Глобальные цепочки поставок ресурсов и продукции обеспечивает бесперебойное функционирование многих отраслей в мировой экономики.
В-третьих, принимаемые экономические санкции тем же Западом против России способны привести к косвенному влиянию на макроэкономическую стабильность многих других стран, глобальные цепочки поставок и стоимости которых будут нарушены. В итоге, это может стать стимулом к принятию встречных санкций другими странами, целью которых будет защита своих отечественных производителей и внутреннего рынка потребления от иностранной конкуренции.
В-четвертых, санкционное противостояние в 2022 году ведет к образованию мирового экономического и финансового кризиса. Рыночная конъюнктура на мировом рынке сырьевых товаров уже демонстрирует рекордные цены на золото и нефть. На фондовом рынке США и стран Европы наблюдается формирование нисходящей тенденции, которая, в итоге, может привести к обвалу рыночной капитализации крупнейших транснациональных корпораций мировой экономики. Нестабильность наблюдается и на валютном рынке Forex. Валюты многих стран резко меняются в стоимости, что усложняет процессы финансового планирования и бюджетирования в рамках внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности.
Таким образом, многостороннее международное сотрудничество в регулировании международной торговли и экономики заключается в создании системы институтов, механизмов и принципов, обеспечивающих защиту прав и интересов каждой стороны внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, где объектами экономических и торговых отношений выступают товары, услуги и интеллектуальная собственность. Благодаря созданию эффективных механизмов и принципов регулирования международной торговли стимулируется рост внешнеэкономической деятельности предприятий и государств, поддерживается экономическое и технологическое развитие мирового сообщества.
Существует ряд возможных последствий для системы глобального экономического управления, к которым могут привести санкционные противостояния в 2022 году. К ним относятся нарушение прежних принципов и правил, которые установлены в рамках международного регулирования торговыми и экономическими отношениями; нарушение каких-либо внешнеэкономических и внешнеторговых связей между странами, даже теми, которые в этих санкциях активное участие не принимают; создание косвенного влияния на макроэкономическую стабильность многих других стран, глобальные цепочки поставок и стоимости которых будут нарушены; высокая вероятность образования мирового экономического и финансового кризиса.
сз о со от m Р от
от А
=Е
Литература
1. Воронин В.Г., Штеле Е.А. Международные валютно-кредитные отношения. М; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 229 с.
2. Комолов О.О. Деглобализация в контексте мировой экономической стагнации // ЭВР. 2018. № 4 (58).
3. Смирнов Е.Н., Лукьянов С.А. Нестабильность международной торговли и подходы к оптимальному регулированию // Управленец. 2021. Т. 12. № 5. С. 21-31.
4. Красовская Е.А. Принцип либерализации как фактор трансформации механизма международно-правового регулирования международной торговли услугами // Вестник науки. 2022. Т. 2. № 1 (46). С. 40-43.
5. Долматова В.Ю., Безуглова М.Н., Салман О.Ф. Влияние антироссийских санкций на экономику Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 2. С. 130-134.
6. Казанцев С.В. Влияние антироссийских санкций на экономическое развитие Российской Федерации // Развитие и безопасность. 2020. № 1 (5). С. 34-43.
DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF GLOBAL
ECONOMIC MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF THE
SANCTIONS CONFRONTATION
Pupkova M.A., Tkachenko R.O., Tadzhibaeva V.A., Antushev A.V., Yanovskaya A.A.
Siberian Federal University
The scientific article presents the results of the analysis of the main
prospects in the development of the system of global economic
governance in the international economy during the period of active sanctions confrontation observed in 2022. The relevance of the study on the selected issue is due to the rapidly changing conditions in the international community, where the sanctions regime is becoming an active tool in the regulation of contentious issues and diplomatic conflicts. After 2014, the regime of political and economic sanctions became a regulated subject, and a number of government measures and mechanisms were developed to address the consequences of this. Within the framework of the article, the foundations of multilateral international economic and trade cooperation within the framework of global economic governance are considered. The trends in the development of trade protectionism are analyzed as prerequisites for activating the conditions of the sanction's confrontation in the context of the deglobalization of the international economy. The risks and threats of global economic governance due to the introduction of new economic and political sanctions in the period of 2022 are considered.
Keywords: global economic governance; sanctions confrontation; economic sanctions; sanctions regime; trade wars; international economic relations; international trade relations.
References
1. Voronin V.G., Shtele E.A. International monetary and credit relations. M; Berlin: Direct-Media, 2015. 229 p.
2. Komolov O.O. Deglobalization in the context of world economic stagnation // EVR. 2018. No. 4 (58).
3. Smirnov E.N., Lukyanov S.A. Instability of international trade and approaches to optimal regulation // Manager. 2021. V. 12. No. 5. S. 21-31.
4. Krasovskaya E.A. The principle of liberalization as a factor in the transformation of the mechanism of international legal regulation of international trade in services. Vestnik nauki. 2022. Vol. 2. No. 1 (46). pp. 40-43.
5. Dolmatova V. Yu., Bezuglova M.N., Salman O.F. The impact of anti-Russian sanctions on the economy of the Russian Federation // State and municipal management. Scientific notes. 2020. No. 2. P. 130-134.
6. Kazantsev S.V. The impact of anti-Russian sanctions on the economic development of the Russian Federation // Development and security. 2020. No. 1 (5). pp. 34-43.
a.
e
CM CO