Научная статья на тему 'ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЫ'

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САНКЦИИ / SANCTIONS / БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ / BUSINESS AMID SANCTIONS / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FOREIGN RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бендеров Максим Валерьевич

Настоящее исследование направлено на изучение механизмов государственного управления в условиях экономических санкций против России и их влияния на бизнес-процессы в стране. Цель. Проанализировать воздействие основных элементов российской экономической политики, реализованных за последние 2 года в ответ на введение США и ЕС санкций в отношении России, с позиции теории государственного управления. Задачи. Определить принципы и механизмы ограничительных мер России в ответ на западные санкции; изучить реакцию деловой среды на введение мер внешнеэкономического регулирования; рассмотреть опыт стратегического планирования в условиях неблагоприятной международной среды на примере российских регионов. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрена российская политика внешнеэкономического регулирования в условиях санкций США и ЕС в рамках теории государственного управления. Результаты. За последние 2 года санкционная политика стала неотъемлемой частью экономической среды в России, сформировав новые условия осуществления хозяйственной деятельности. Опыт России демонстрирует, что внешнеэкономические методы регулирования экономики создают как неблагоприятные факторы развития бизнеса, так и преимущества. Данное политическое воздействие на экономические процессы требует адаптации стратегического видения ситуации на уровне хозяйствующих субъектов, а также создания новых моделей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Выводы. Изучение принципов и мер санкционной политики России как методов косвенного регулирования экономики позволяет определить специфику воздействия на текущие бизнес-процессы и сформировать представление о результативности методов обеспечения национальных интересов в условиях неблагоприятной международной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

External Economic Regulation of the Russian Economy in a Hostile International Environment

This study examines the mechanisms of public management amid economic sanctions imposed on Russia and their impact on business processes in the country. Aim. This study analyzes the influence of the principal elements of the Russian economic policies implemented in the last two years as a response to sanctions imposed on Russia by the USA and EU from the perspective of the public management theory. Tasks. This study determines the principles and mechanisms of the restrictive measures that Russia imposed as a response to Western sanctions, examines the reaction of the business environment to the introduction of external economic regulation measures, and investigates the history of strategic planning in a hostile international environment through the example of Russian regions. Methods. This study uses the general methods of scientific cognition to examine Russia’s policy for external economic regulation amid sanctions imposed by the USA and EU in the context of the public management theory. Results. In the past two years, the sanctions policy became an integral part of the Russian economic environment as it led to the formation of new conditions for economic activities. As evident from the Russian experience, external economic methods for economic regulation generate both disadvantages and advantages for business development. Such political influence on economic processes requires the adaptation of the strategic perspective at the level of economic entities as well as the creation of new models for enterprises’ financial and economic activities. Conclusions. Examining the principles and measures of Russia’s sanctions policy as methods for indirect economic regulation enables us to determine their impact on current business processes and assess the effectiveness of the methods in terms of serving national interests in a hostile international environment.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЫ»

го механизма позволит достичь цели, поставленной перед предприятием.

Литература

1. Мазурова И. И., Белозерова Н. П., Леонова Т. М., Под-шивалова М. М. Методы оценки вероятности банкротства предприятия: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 53 с.

2. Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования / Утв. Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством экономики Республики Беларусь 27 декабря 2011 г. № 140/206: [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://belarus.news-city.info/docs/2011by/crfxfnm-tcgkfnyj06443.htm.

References

1. Mazurova I. I., Belozerova N. P., Leonova T. M., Podshi-valova M. M. Metody otsenki veroyatnosti bankrotstva predpriyatiya [Methods for estimating the probability of bankruptcy]. St. Petersburg, SPbSUEF Publ., 2012. 53 p.

2. Instruction on the procedure for calculating solvency ratios and analysis of financial condition and solvency of business entities. Approved by the Ministry of Finance of the Republic of Belarus, the Ministry of Economy of the Republic of Belarus on December27, 2011 № 140/206. Available at: http://belarus.news-city.info/docs/2011by/crfxfnm-tcgkfnyj06443.htm. (in Russ.).

о <

о

> <

Внешнеэкономическое регулирование российской экономики в условиях неблагоприятной международной среды

External Economic Regulation of the Russian Economy in a Hostile International Environment

УДК 338.24

Бендеров Максим Валерьевич

аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Benderov Maksim Valer'evich

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Настоящее исследование направлено на изучение механизмов государственного управления в условиях экономических санкций против России и их влияния на бизнес-процессы в стране.

Цель. Проанализировать воздействие основных элементов российской экономической политики, реализованных за последние 2 года в ответ на введение США и ЕС санкций в отношении России, с позиции теории государственного управления.

Задачи. Определить принципы и механизмы ограничительных мер России в ответ на западные санкции; изучить реакцию деловой среды на введение мер внешнеэкономического регулирования; рассмотреть опыт стратегического планирования в условиях неблагоприятной международной среды на примере российских регионов.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрена российская политика внешнеэкономического регулирования в условиях санкций США и ЕС в рамках теории государственного управления.

Результаты. За последние 2 года санкционная политика стала неотъемлемой частью экономической среды в России, сформировав новые условия осуществления хозяйственной деятельности. Опыт России демонстрирует, что внешнеэкономические

методы регулирования экономики создают как неблагоприятные факторы развития бизнеса, так и преимущества. Данное политическое воздействие на экономические процессы требует адаптации стратегического видения ситуации на уровне хозяйствующих субъектов, а также создания новых моделей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Выводы. Изучение принципов и мер санкционной политики России как методов косвенного регулирования экономики позволяет определить специфику воздействия на текущие бизнес-процессы и сформировать представление о результативности методов обеспечения национальных интересов в условиях неблагоприятной международной среды.

Ключевые слова: санкции, бизнес в условиях санкций, стратегическое планирование, внешнеэкономическая деятельность, региональная экономика, международные отношения

This study examines the mechanisms of public management amid economic sanctions imposed on Russia and their impact on business processes in the country.

Aim. This study analyzes the influence of the principal elements of the Russian economic policies implemented in the last two years as a response to sanctions imposed on Russia by the USA and EU from the perspective of the public management theory.

Tasks. This study determines the principles and mechanisms of the restrictive measures that Russia imposed as a response to Western sanctions, examines the reaction of the business environment to the introduction of external economic regulation measures, and investigates the history of strategic planning in a hostile international environment through the example of Russian regions.

Methods. This study uses the general methods of scientific cognition to examine Russia's policy for external economic regulation amid sanctions imposed by the USA and EU in the context of the public management theory.

Results. In the past two years, the sanctions policy became an integral part of the Russian economic en-

m vironment as it led to the formation of new conditions for economic activities. As evident from the Russian

< experience, external economic methods for economic ^ regulation generate both disadvantages and advantages

for business development. Such political influence on

< economic processes requires the adaptation of the strata tegic perspective at the level of economic entities as well □c as the creation of new models for enterprises' financial

2 and economic activities.

o Conclusions. Examining the principles and measures

uj of Russia's sanctions policy as methods for indirect eco-

q nomic regulation enables us to determine their impact on

0 current business processes and assess the effectiveness UJ of the methods in terms of serving national interests in

3 a hostile international environment.

1 Keywords: sanctions, business amid sanctions, strate-

< gic planning, foreign economic activity, regional economy, 1 foreign relations

Последние 2 года российская экономика работает в условиях санкций Евросоюза, США, Канады, Японии, Австралии и Новой Зеландии, ряда европейских стран и отдельных международных организаций (ОЭСР, Совет Европы, НАТО и других). В качестве ответных мер российского правительства было введено продуктовое эмбарго, а затем и другие ограничительные внешнеэкономические меры. В конце ноября 2015 г. Россия ввела экономические санкции в отношении Турции, включающие ограничения по импорту продовольствия и запрет на чартерные воздушные перевозки между Россией и Турцией [1], т. е. санкционная политика стала неотъемлемой частью экономической среды в России. В результате воздействия внешних и внутренних факторов были созданы новые условия функционирования экономики России.

Прямые методы государственного регулирования экономики и механизмы их воздействия довольно широко изучены и известны, как правило, своими долгосрочными масштабными эффектами. При этом косвенные механизмы способны вызывать резкую перестройку системы и изменение состояния бизнес-среды. Прогнозирование результатов таких специальных регулирующих мер определяется тем, какими окажутся международные отношения «на выходе», т. е. в итоге более или менее успешного осуществления группы целей, сплоченных единым замыслом. Для исследования возможностей стратегического развития бизнеса целесообразно рассмотреть случаи, когда внешнеэкономические методы регулирования экономики создают как неблагоприятные условия, так и преимущества. Условием результативности внешнеэкономического регулирования является создание «оптимального пространства действия».

Несмотря на то что классические теории требуют дистанцирования государственного аппарата от политики (М. Вебер, В. Вильсон, Ф. Гуднау и др.) [2-4], зачастую меры регулирования экономики оказываются под прямым или косвенным воздействием политической повестки дня, а в условиях усиливающейся глобальной взаимозависимости и под влиянием миропо-литических процессов. Именно эта картина характерна в настоящее время для санкционного противостояния западных стран и России.

Санкции представляют собой разработку и реализацию специальных экономических мер, касающихся запрета ввоза отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Учитывая тот факт, что наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определенными рамками, исходя из определенных

интересов (в исследуемом случае — внешнеполитических) российские санкции зачастую рассматриваются как меры протекционистского регулирования. Так, к примеру, санкции содержат в себе вероятные преимущества для регионов России, обладающих большим агропромышленным потенциалом, поскольку значительный перечень продуктов питания попадает под запрет импорта. Так, например, в одном из своих недавних выступлений перед аграриями В. В. Путин призвал отечественных фермеров воспользоваться ситуацией с продэмбарго, для того чтобы упрочить позиции на российском рынке [5].

В контексте политико-экономической реакции на западные санкции меры регулирующего воздействия, принятые российским правительством, имеют и негативные последствия для делового климата. В условиях расширения экономических санкций, несомненно, бизнес сталкивается с необходимостью трансформация стратегии. И наибольшую трудность в данном вопросе вызывает определение главного направления в развитии. Самой главной проблемой многие руководители предприятий называют информационный «лаг», когда меры экстренно введены, а их последствия не ясны и провоцируют панические настроения на рынке. Основной задачей государственного регулирования в этой сфере являются ликвидация образовавшегося информационного вакуума, формирование релевантных политико-экономических ориентиров для развития бизнеса, недопущение отсутствия стабильности на рынке и четких правил игры.

Интересен опыт ряда российских и зарубежных регионов в преодолении данной проблемы с помощью проведения локальных экономических форумов. Вопреки официальной позиции федерального правительства Германии руководство земли Меклен-бург — Передняя Померания провело в октябре 2014 г. региональный форум День предпринимателей России и Германии. Его участниками стали почти 500 политиков и бизнесменов двух стран. Российские регионы направили деловые делегации для участия в мероприятии (Ленинградская область, Республика Карелия, Нижний Новгород, Самара, Смоленск, Ульяновск и Тула). Руководство Ленинградской области как официальный регион-партнер проявило наибольшую заинтересованность в развитии двухсторонних взаимовыгодных контактов с немецким бизнесом: регион представляли губернатор, члены правительства, директора предприятий энергетической, машиностроительной, легкой и пищевой промышленности, а также руководители организаций, специализирующихся на консалтинге, рекламе, строительстве и транспортных перевозках.

В рамках российско-германского форума состоялась панельная дискуссия «Экономические отношения между Россией и Германией: опыт и перспективы» с выступлением федерального канцлера Германии (1998-2005) Г. Шрёдера и Посла России в Германии В. Гринина. В рамках круглых столов, посвященных морским перевозкам, сельскому и лесному хозяйству, логистике и другим важным для бизнеса темам, участники смогли получить для себя более четкие ориентиры стратегического планирования бизнеса в контексте взаимодействия с зарубежными партнерами. Уже на следующий год форум был проведен в аналогичном формате на территории Ленинградской области. В июне 2015 г. на Дни немецкой экономики в Ленинградской области приехали делегации бизнесменов и политиков федеральной

земли Мекленбург — Передняя Померания. В рамках круглых столов руководители ключевых направлений сотрудничества — судостроения, транспорта и логистики, сельского хозяйства — закрепили намеченные годом ранее стратегические ориентиры и договорились о конкретных тактических шагах, чтобы нивелировать негативный эффект санкционной политики для межрегионального экономического сотрудничества [6].

Таким образом, справедливо отметить, что результат данного метода регулирования экономики, как правило, локальный. Так, введение ответного эмбарго трансформирует некоторые характеристики подсистемы хозяйственных отношений в государстве, провоцируя таким образом изменения в отдельных элементах системы. Санкции имеют последствия не только для внутреннего рынка, но и для внешней торговли. Поиск альтернативных поставщиков из государств, не подвергающихся воздействию эмбарго, в конечном итоге приводит к изменению внешнеторгового баланса, а значит, требует и корректировки курса внешнеэкономической политики. Импортозависимые хозяйствующие субъекты в условиях санкций сталкиваются с проблемой поиска альтернативы импорту.

Отдельные формы хозяйствования оказываются под угрозой полной ликвидации в условиях осложнения международной обстановки. В контексте обострения объективных глобальных экономических противоречий возникает вероятность сокращения, ограничения и даже полного прекращения кооперации российской и зарубежной наукоемкой промышленности. Данная стратегическая угроза очевидна в отношении российско-турецкого сотрудничества в научной сфере.

Резко меняющиеся правила игры на рынке внешней торговли в первую очередь приводят к возникновению непрогнозируемых реакций и кардинальному изменению тактических шагов участников рынка. Первое время о смене стратегии развития бизнеса речи не идет. Тем не менее санкционная политика как Запада, так и России сформировала новые условия функционирования российской экономики, которые требуют со стороны участников хозяйственной деятельности адаптации и нового стратегического видения ситуации. Эти меры направлены не только на изменение баланса внешней торговли; проявляется и отложенный эффект в силу зависимости российских производителей от импортных поставок. Ломается цепочка поставок, а учитывая изменения на валютном рынке, возникает необходимость выстраивания стратегии заново. Ведь тактическими корректировками ситуацию в компании уже не исправить.

В такой ситуации особое значение приобретает реакция бизнеса на подобные меры регулирующего воздействия государства, а именно формирование новых стратегических ориентиров в условиях непредсказуемой и неблагоприятной международной среды. Так, например, стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до возникновения прецедента с санкциями делала ставку на приграничное сотрудничество в вопросах внешнеэкономического развития. По своей сути санкции изменили внешнеэкономическую среду функционирования российского бизнеса, что повлекло за собой изменение всей структуры взаимоотношений с иностранными контрагентами из Европы, Северной Америки, Японии, Австралии и Океании. Действия российского государства в данном случае

были обусловлены изменением внешнеполитических ^ условий, а также общего состояния международных ^ отношений. <

Бизнес оказался в довольно сложной ситуации, ц когда помимо разрушенных торгово-экономических о отношений столкнулся с неприменимостью отрабо- к танных моделей финансово-хозяйственной деятель- ^ ности предприятия. Возникла проблема заимство- 5 вания средств на нужды развития бизнеса. В связи с введением Западом ограничений ввоза капитала ^ в Россию особенно актуальной стала задача привле- ^ чения инвестиций. Сокращение притока иностранных х вложений требует их замещения собственными, вну- з тренними инвестициями, источниками которых вы- ^ ступают накопления экономических субъектов. В этой < связи бизнес ориентируется на оценку современного 1 состояния инвестиционного потенциала России и возможности его использования в условиях ограничения ввоза иностранных инвестиций. Новое видение также требует корректировки долгосрочной стратегии развития компаний.

Итак, принятие санкционных мер в отношении иностранных торговых партнеров является одним из методов косвенного государственного регулирования экономики. В случае России санкции Европейского союза и США оказались неожиданно острой реакцией на внешнюю политику страны. Ответные меры, принятые российским правительством, с одной стороны, окончательно дестабилизировали российский рынок, вызвав ряд спонтанных и даже панических реакций преимущественно в финансовом и внешнеторговом секторах экономики. А с другой, эти меры регулирующего воздействия подготовили почву для реализации стратегии импортозамещения и протекционизма, в частности, в сельском хозяйстве.

Несомненно, санкционная война поставила довольно трудноразрешимую задачу перед российскими предпринимателями — поиска новой бизнес-стратегии в условиях нестабильности на международной арене. После серьезного шока и снижения финансовых рисков многие руководители компаний пересмотрели направления развития предприятий, сделав акцент на налаживании контактов с партнерами в России и в странах, не присоединившихся к санкционным инициативам Западной Европы и США.

Прогнозы негативных и позитивных последствий, введенных зарубежными партнерами санкций для российской экономики, довольно широко представлены в научной и публицистической литературе. Однако для многих экспертов открытым остается вопрос результативности ответных мер российского правительства с позиций развития экономики страны. Учитывая, что процесс реализации стратегий импортозамещения и переориентации на другие зарубежные рынки занимает объективно большее время, чем это сформулировано в заявлениях российских политических лидеров, возможность оценить данные методы косвенного регулирования экономики появится лишь спустя 5-10 лет.

Литература

1. О мерах по реализации указа Президента России «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики»: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1296: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/20817/.

m 2. Вебер М. Политика как призвание и профессия //

I- Избранные произведения. Пер. с нем. / Сост., общ. ред.

< Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

^ 3. Вильсон В. Государство. Прошлое и настоящее консти-

|= туционных учреждений / Пер. под ред. А. С. Ященко. М.:

< Изд-во В. М. Саблина, 1905. 798 с.

^ 4. Goodnow F. J. Politics and Administration: A Study in

x Government. New Brunswick. N. J.: Transaction, 2003 [orig.

2 pub. 1900]. 270 p.

о 5. Владимир Путин пообедал с работниками ООО «Исток-1»

ш в Ростовской области // РБК. 24.09.2015: [Электронный

q ресурс]. Режим доступа: http://rostov.rbc.ru/rostov/freen

о ews/5603f0c09a7947408ae5bfc7.

ш 6. Концепция социально-экономического развития Ленин-

iö градской области на период до 2025 года, утвержден-

^ ная областным законом от 28 июня 2013 г. № 45-оз:

< [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lenobl. х kodeks.ru/lenobl?doc&nd=537937293&nh=1.

References

1. Russian Federation Government Resolution "On measures to implement the Decree of the President of Russia "On

measures to ensure the national security of the Russian Federation from criminal and other illegal activities and the use of special economic measures against the Republic of Turkey" dated November 30, 2015 № 1296. Available at: http://government.ru/docs/20817/. (in Russ.).

2. Weber M. Politika kak prizvanie i professiya. Izbrannye proiz-vedeniya (transl. from German) [Politics as a vocation and profession. Selected works]. Moscow, Progress Publ., 1990. 808 p.

3. Wilson W. Gosudarstvo. Proshloe i nastoyashchee konstitutsi-onnykh uchrezhdeniy (transl. from Engl.) [The State. Past and present of constitutional institutions]. Moscow. V. M. Sablin Publ., 1905. 798 p.

4. Goodnow F. J. Politics and administration: A study in government. New Brunswick, NJ, Transaction Publ., 2003. 270 p.

5. Vladimir Putin had lunch with employees of "Istok-1" in the Rostov region. RBK, September 24, 2015. Available at: http:// rostov.rbc.ru/rostov/freenews/5603f0c09a7947408ae5bfc7. (in Russ.).

6. The concept of social and economic development of the Leningrad region for the period up to 2025, approved by the regional law on June 28, 2013 № 45-OZ. Available at: http://lenobl.kodeks.ru/lenobl?doc&nd=537937293&nh=1. (in Russ.).

Издания СПбУУиЭ

Васильева О. ОУшакова Е. В.

Исследование социально-экономических и политических процессов

Учебное пособие по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» разработано для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Государственное и муниципальное управление». В нем обобщены и систематизированы знания о методологии и технологии научного исследования, обосновании управленческих решений в области социально-экономической и политической динамики, предложены способы обучения практическим навыкам организации, анализа и оценки управленческого воздействия на социально-экономические и политические процессы. Пособие призвано вырабатывать умение анализировать конкретные ситуации и прогнозировать динамику их развития, разрабатывать перспективные стратегии действий.

Издание адресовано студентам, аспирантам и преподавателям вузов, работникам управленческого звена государственных и муниципальных служб, предприятий и организаций, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами современного общества.

Социально-экономическая роль денег в обществе: материалы Х! Международной научно-практической конференции

В сборнике представлены материалы, посвященные социально-экономической роли денег в современных экономических условиях, рассмотрены проблемы и перспективы развития банковской системы, различные аспекты эффективного управлении финансовыми ресурсами, в том числе на мировых рынках, а также отражен опыт и проблемы становления финансовых рынков.

Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, аспирантов, студентов финансово-экономических специальностей, а также для специалистов финансово-кредитной сферы.

Давыдова О. А.

Бухгалтерский (финансовый) учет

В учебном пособии представлены современные знания по основам бухгалтерского (финансового) учета, методике ведения и порядку формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности российских организаций.

Основное внимание уделено вопросам методики бухгалтерского (финансового) учета отдельных объектов и порядку раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности существенной информации: расчеты организации и возникающие при этом обязательства, внеоборотные и оборотные активы — порядок их оценки при отражении в балансе, финансовые результаты и их формирование в учете и отчетности и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебное пособие может быть использовано студентами при изучении дисциплин «Бухгалтерский учет и анализ», «Бухгалтерский (финансовый) учет», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность».

Санкт-Петербургский университет

Давыдова О. А.

Бухгалтерский (финансовый) учет

4P!

Учебное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.