Научная статья на тему 'Ключевые вопросы политики торгово-экономических санкций в современных условиях российской экономики'

Ключевые вопросы политики торгово-экономических санкций в современных условиях российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеев Роман Андреевич, Батайкин Павел Александрович

В статье представлены основные теоретические и практические моменты применения торгово-экономических санкций в современных условиях. Определены основные условия и цели применения санкционой политики. Сформирован и проанализирован список международных организаций и стран, а также перечень их санкционных мер, направленных на ослабление российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key Aspects of Trade and Economic Sanctions Policy in Modern Russian Economic Conditions

The paper dwells upon the main theoretical and practical aspects of trade and economic sanctions in modern conditions. The author outlines the main conditions and aims of sanctions and analyzes the list of international organizations and countries and their sanction measures aimed at weakening of Russian economy.

Текст научной работы на тему «Ключевые вопросы политики торгово-экономических санкций в современных условиях российской экономики»

УДК 338.24.01

Ключевые вопросы политики торгово-экономических санкций в современных условиях российской экономики

Тимофеев Р.А.

Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента

Казанского государственного энергетического университета

Батайкин П.А.

Доктор экономических наук, профессор кафедры отраслевой экономики Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова

В статье представлены основные теоретические и практические моменты применения торгово-экономических санкций в современных условиях. Определены основные условия и цели применения санкционой политики. Сформирован и проанализирован список международных организаций и стран, а также перечень их санкционных мер, направленных на ослабление российской экономики.

Ключевые слова: санкции, экономика, эффективность, глобализация, политика.

Последние два года российская экономика пытается выжить под прессингом жестких торгово-экономических санкций объявленных нам европейскими и американскими «партнерами». Что же это такое и как на практике они реализуются?

В общем, не секрет, что торгово-экономические санкции - комплекс мер, применяемых одной или несколькими странами по отношению к другому государству, с целью изменить его политический курс. Они предполагают полный или частичный разрыв всех финансово-экономических отношений либо выборочное эмбарго на экспортно-импортные сделки. Данный инструмент занимает ведущее место в арсенале средств внешней политики ведущих государств мира, поскольку, в отличие от военных действий и прямых конфликтов, санкции призваны решать международные разногласия с минимальными затратами и человеческими жертвами. Интенсивность санкций определяется степенью ущерба, который наносится экономике страны; политическому режиму; конкурентоспособности отдельных

отраслей реального сектора экономики; интересам отдельных корпораций, финансово-промышленных групп, компаний.

Практика международного права никакими мерами не ограничивает государства в использовании тех или иных санкций. Природа ограничения на применение санкций в большей мере имеет внутриполитический характер и зависит от того, что приемлемо общественному мнению страны, которая объявляет санкции. Применяемые при этом ограничения должны быть разумно пропорциональны цели, ради которой они вводятся. Функционально, применяемые на практике санкции преследуют ряд целей:

- во-первых, ограничивают экспорт страны, по отношению к которой объявлены санкции, снижая при этом темпы роста национального дохода, а также поступления валютной выручки. На практике все это может способствовать росту уровня прибыли компаний страны, объявившей санкции, поскольку эти меры схожи с тарифными ограничениями;

- во-вторых, полный запрет или частичное ограничение всех операций по импорту специфических товаров либо сырья, которые могут быть использованы в военных целях.

Поскольку в большинстве случаев экономики стран, к которым применяются санкции, являются небольшими по размеру, а также экспортно специализированными, то чаще всего они направлены на ограничение их экспортного потенциала [1]. В целом размер экономики страны играет важное значение в практике формирования политической цели, ради которой вводятся торгово-экономические санкции. Практика показывает, что санкции применяются странами с более эффективной экономикой по отношению к развивающимся странам, минимизируя при этом для себя негативные последствия. Уровень эффективности применяемых санкций возрастает в случае, если они вводятся несколькими странами, формируя при этом коалицию государств [2]. Данный механизм способствует снижению политических затрат на реализацию санкций, придавая им легитимный характер в глазах мирового сообщества.

В современных условиях глобальной экономики межстрановый формат торгово-экономических санкций является эффективным инструментом контроля экспортно-импортных операций по отношению к развивающимся странам. Контролируя большую часть мирового рынка, именно они определяют «правила игры», направляя в необходимое русло развитие глобальной экономики. Ограниченный характер эффективности так называемых «защищенных» экономических санкций обусловлен тем, что их ввод и использование не может быть обеспечено только экономическими методами. В принципе это - ни что иное, как экономическая блокада, реализуемая посредством военно-технических, экономических и других комплексов мер. Граница между блокадой и санкциями носит достаточно условный характер, тем не менее, санкции на практике не могут носить абсолютный характер. Страна, к которой применили торгово-экономические санкции, в современных условиях глобальной экономики не оказывается полностью изолированной от всего цивилизованного мира. Ей приходится искать альтернативные рынки, которые, по сути, являются более дорогими по отношению к прежним, тем не менее, реальные внешнеэкономические издержки экономики страны в реалиях увеличиваются [3].

Большую популярность торгово-экономические санкции получили после окончания Второй мировой войны. Если в 1950-х гг. двадцатого столетия было отмечено всего 15 случаев введения санкций, то в 1990-х гг. эта цифра составляла более 50 случаев [4]. Как ни странно, большая часть из них объявлялась в одностороннем порядке США, а в последние два года к ним активно присоединились

западноевропейские «партнеры», хотя чаще всего коалиции по введению санкций возглавляют Соединенные Штаты.

Вопросы введения торгово-экономических ограничений и санкций для российской экономики не являются новыми и сверхъестественными. Неоднократно отечественная экономика подвергалась западным санкциям, начиная с XVI в., вплоть до сегодняшних дней. На рубеже двадцатого столетия масштабный характер торгово-экономические санкции носили со стороны Запада к советской экономике и СССР в целом. Итогом данной экономической войны был распад Советского Союза и становление современной Российской Федерации [5]. Тем не менее, необходимо отметить, что даже распад СССР не повлиял на характер санкционной политики Запада. Стоит вспомнить поправку Вэника-Джексона (1974 г.), которую США отменили в 2012 г., но тут же по ряду субъективных причин ввели «Акт Маг-нитского», который давал право вводить любые ограничения на торговлю с Российской Федерацией. Необходимо признать, что Россия и отечественная экономика во все времена была объектом экономической войны со стороны западных государств, а особенно со стороны США.

До марта 2014 г. особых внешних проявлений этой войны не наблюдалось и объяснялось это рядом причин:

- во-первых, становление постсоветского российского государства осуществлялось непосредственно под «присмотром» международной западной политики, и соответственно, не требовалось никаких кардинальных изменений, хотя арсенал для этого был достаточно обширным;

- во-вторых, ряд применяемых Западом мер только формально не связано с экономическими войнами. Ярким примером служит решение Международного суда в Гааге по делу акционеров нефтяной компании ЮКОСа, которое на практике явно носит политический характер. Как ни странно, исковые заявления инвесторов, поданные несколько лет назад, вдруг были удовлетворены именно в 2014 г. Совпадение - возможно. А причины -достаточно банальны. Власти США сильно раздражены самостоятельным внешнеполитическим курсом Президента РФ. Именно курс всеобщей евразийской интеграции от создания Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества до единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока вызывает у Запада истерическую антироссийскую агрессию [6]. Последней каплей послужили крымские события 2014 г., после которых ряд западных стран ввели торгово-экономические санкции по отношению к Российской Федерации с целью изменению политики России по отношению к Украине. Россия также не осталась в долгу и ввела ряд ответных мер по ограничению ввоза продоволь-

ственных товаров из стран Европейского Союза и США. В таблице 1 приведен список международных организаций и стран, а также перечень их санк-ционных мер, направленных на ослабление российской экономики.

Как видно, перечень введенных санкционных мер против РФ достаточно внушительный. Особен-

но негативно они отразились на банковской сфере [8]. В современных условиях глобализации экономическое развитие стран тесно связаны друг с другом и ограничение кредитных возможностей существенно сказывается на базовых отраслях реального сектора российской экономики. В результате применения целого комплекса санкций темпы эконо-

Таблица 1

Список международных организаций и стран, а так же перечень их санкционных мер направленных на ослабление российской экономики [7]

Организация Описание организации

Организация экономического сотрудничества (OECD) Экономическая организация стран с развитой экономикой, признающих демократические принципы и приоритеты свободной рыночной экономики.

НАТО (Организация Североатлантического договора) Военно-политический блок, включающий США, Канаду и большинство стран ЕС. Основан в США для противодействия влиянию СССР на европейские страны.

ЕС (Европейский союз) Экономическое и политическое объединение 28 стран Европы.

Совет Европы Международная организация по содействию развитию стандартов права, демократии, прав человека, законности и контактов в области культуры.

Евроконтроль (Eurocontrol) Общественная организация по безопасности воздушной навигации в Европе. Призвана организовывать воздушное движение по всей Европе. Включает 40 государств-членов.

Большая восьмёрка (Group of eight, G8) Неформальный клуб правительств Великобритании, Германии, США, Канады, Италии, Франции, Японии и России. По большому счету, сегодня - это Большая семерка.

Страна Санкционные меры

США С марта 2014 г прекратили инвестиционное, а также военное сотрудничество с РФ, отменили переговоры и конференции. 17 марта 2014 г. Барак Обама подписал указ о санкциях в отношении некоторых российских должностных лиц на предмет замораживания счетов и запрета на въезд. Список санкций США в отношении России и приостановка контактов между различными организациями охватывает самые разные области: контакты правоохранительных систем, сотрудничество в космической сфере и противоракетной обороне, системах энергетики и т.д.

Австралия Отменила правительственные визиты в Россию, а также заморозила счета и запретила въезд восьми россиянам и четырем украинцам, которые играли ключевые роли в российско-украинском конфликте.

Болгария Демонтировала трубопровод «Южного потока», проложенный по ее территории.

Великобритания Прекратила поставки в Россию военной продукции и отменила совместные учения вооруженных сил.

Германия Прекратила с Россией военное сотрудничество: выполнение военных контрактов на сумму до 1 млрд. долларов, экспорт военной продукцию в Россию, продажу спутниковых технологий. Прекращены межправительственные консультации «Петербургский диалог».

Канада Прекратила военное взаимодействие с Россией, выслала из страны российских военных, закрыла визы и заморозила активы российских и крымских чиновников. Канадские санкции почти по всем позициям повторяют санкции, введенные США.

Норвегия Прервала военное сотрудничество с Россией, присоединилась к санкциям ЕС и прервала процесс создания ЗСТ с Таможенным союзом.

Польша Отменила форум регионов с РФ, а польская почта прекратила доставку для жителей Крыма.

Украина Полностью присоединилась к санкциям ЕС в отношении РФ. Было запрещено вещание на ее территории каналов российского ТВ «НТВ Мир», «Вести», «Первый канал. Всемирная сеть», «Россия 24», «РТР Планета», заморожены военные поставки в Россию, прекращена подача воды в Крымский канал. Более сотни чиновников России лишены возможности въезда на территорию Украины, не разрешен также въезд мужчин в возрасте 16-60 лет.

Швейцария Остановила создание ЗСТ с Таможенным союзом, согласовала санкции ЕС с собственной политикой относительно России, подтвердила европейские визовые ограничения для своей территории, приостановила оборонное сотрудничество с Россией. 33 российских чиновника, попавших под санкции ЕС, лишены возможности совершать финансовые операции на территории Швейцарии, ввела и затем расширила собственный санкционный список.

Япония Свернула переговоры по упрощению визового режима, приостановила инвестиционные соглашения, прервала совместную деятельность в военной сфере и аэронавтике. Прекращена выдача виз нескольким десяткам чиновников и других лиц.

мического развития страны за последние два года резко сократились, и в целом, сегодня необходимо признать, что наблюдаются основные признаки наступления финансово-экономического кризиса, затронувшего, все сферы общественной жизни [9].

Тем не менее, указанные ограничения, введённые Западом против России, сделали безотлагательным решение давно назревших проблем и от того насколько оперативно и эффективно на вызов времени среагирует отечественная экономика и все общество, будет зависеть дальнейшее процветание страны и всей нашей нации и в целом.

Литература:

1. Тимофеев Р.А., Шлычков В.В., Алафузов И.Г. Актуальные вопросы функционирования региона как социально-экономической системы // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 3. - С. 63-67.

2. Хасанова А.Ш. Конкурентные отношения и их реализация в современных условиях (теоретико-методологический аспект) // Проблемы современной экономики. - 2002. - № 1. - С. 100-101.

3. Шлычков В.В. Теория и методология управления ресурсным потенциалом: автореф. дис. ... док. эконом. наук. - Йошкар-Ола, 2007. - 55 с.

4. Братерский М.В. Торгово-экономические санкции: эффективность, цена, проблемы использования. 2016. - URL: http://www.hse.ru/data/2010/0 3/12/1229672206/%D1%81%D0%B0%D0%BD% D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8.doc.

5. Смирнов В.В., Кадышев Е.Н. Парадигма инновационного развития экономики Российской Федерации // Вестник Чувашского университета. -2012. - № 1. - С. 426-431.

6. Глазьев С. Вызовы существованию человечества остаются без ответа. 2015. - URL: http:// www.vz. ru/opinions/2014/11/11/71473 7.html ?utm_ campaign=vz&utm_medium=referral&utm_ source=newsanons.

7. Экономические санкции США и ЕС против РФ.

- URL: http://timesnet.ru/magazine/12/5658/

8. Кулиш С.М. Региональное регулирование ресурсного потенциала промышленных предприятий в условиях макроэкономической нестабильности: автореф. дис. ... канд. эконом. наук.

- Казань, 2010. - 26 с.

9. Алафузов И.Г. Синергетический подход как инструмент анализа эффективного развития экономических систем // Вестник ИНЖЭКОНа. - Серия: Экономика. - 2011. - № 1. - С. 305-307.

Key Aspects of Trade and Economic Sanctions Policy in Modern Russian Economic Conditions

R.A. Timofeev ne Kazan State Power University

P.A. Bataykin Chuvash State University named after I.N. Ulyanov

The paper dwells upon the main theoretical and practical aspects of trade and economic sanctions in modern conditions. The author outlines the main conditions and aims of sanctions and analyzes the list of international organizations and countries and their sanction measures aimed at weakening of Russian economy.

Key words: sanctions, economy, efficiency, globalization, policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.