АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА
Разживин Ю.А.
кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры международных отношений и дипломатии АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
uralreg05@mail. ru
«САНКЦИОННАЯ ДИПЛОМАТИЯ» КАК НАВЯЗАННАЯ МОДЕЛЬ ОФИЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЕС И США С РОССИЕЙ
Аннотация: в течение последних 5 лет некоторые страны ЕС и США пытаются вести внешнюю политику с Россией, используя различные ограничения и табу. В статье названа такая форма антироссийской политики, как «санкционная дипломатия». В статье анализируются наиболее возможные мотивы, цели и причины данной модели дипломатии, ее агрессивные средства и методы. Проиллюстрированы примеры антироссийской политики английского правительства во главе с г-жой Терезой Мэри Мэй. Кроме того, автор рассматривает примеры «санкционной дипломатии» против России во главе с лидерами некоторых стран, не входящих в ЕС (например, Австралии, Канады и Украины), а также рядом международных организаций (НАТО, ПАСЕ и G7)
Ключевые слова: Европейский совет, США, санкционная дипломатия, сценарий Майдана, Тереза Мэй, континентальная блокада/осада Наполеона, события 4 марта 2018 г. в Великобритании
Для граждан нашей страны последние несколько лет войдут в отечественную историю как годы широкомасштабных антироссийских ограничений и барьеров, применяемых США и их союзниками с целью любыми средствами помешать поступательному развитию России, изолировать ее от остального мира. К важнейшим причинам нагнетаемой враждебной антироссийской политики и навязанной России своеобразной модели (формы) поддержания с ней межгосударственных отношений можно отнести:
• практическую реализацию в России положений из известной программной речи В.В. Путина в Мюнхене в 2008 г.;
• непредвиденные последствия организованных Западом «сценариев» и провокаций, связанных с Киевским майданом, референдумом в Крыму и событиями в Донбассе;
• эффективную военную помощь Россией правительству Сирии в борьбе с ИГИЛ и другими организациями в стране, неоднократное сокрытие российскими властями фактов якобы применения сирийской армией химического оружия;
• фактор «вмешательства» России в избирательную кампанию президента США и ее определенная роль в избрание Д. Трампа президентом США;
• «участие» России в отравлении предателя С. Скрипаля и его дочери в марте 2018 г. и бурная реакция главы правительства Великобритании Т. Мэй.
К числу различных антироссийских заявлений и практических действий, используемых в последние несколько лет коллективным Западом против России, относятся санкции по линии официальных отношений, условно названных автором «санкционной дипломатией». В качестве дефиниции данного термина можно предложить следующую»: «это особая форма официальных отношений США и их союзников с Россией, которая реализуется агрессивными ультимативными заявлениями, введением жестких ограничений, применением грубых действий, часто по надуманным поводам и причинам». В рамках санкционной дипломатии ее авторы стремятся принудить нашу страну к определенным действиям или решениям, создать максимальные трудности дипломатическим представительствам России и их персоналу для выполнения служебных обязанностей.
Исторический опыт поддержания дипломатических отношений между странами показывает, что санкции, как один из методов и инструментов воздействия одного государства на другое, имеет многовековую данность. Уже с древних времен через санкции то или иное государство стремилось влиять на вчерашних партнеров, «провинившихся» или «неудобных» соседей страны.
Вот несколько примеров:
- торговавшие в древности страны с Китаем периодически вводили запреты на ношение шелковой одежды, дабы подорвать экономику и уменьшить влияние Поднебесной империи1;
- Британия, установившая в 1556 г. первые торговые отношения с Русью, (через прибывшего английского посла Дженкинсон), стремилась получить от царя Ивана IV право беспошлинной торговли с Русью, подчинить себе русский рынок2;
- император Франции Наполеон Бонапарт для борьбы с Англией установил «континентальную блокаду», т.е. запретил европейским странам, оккупированным Францией или зависимым, приобретать британские товары.
Однако прежние санкции преследовали важнейшую для того времени сферу деятельности государств - торговлю. В этой связи известный Британский философ Томас Хаксли еще в 1890 г. записал интересное наблюдение, отражавшее суть одной из черт менталитета англичан: «Наш народ - народ покупателей. Покупатели хотят приобретать лучшие товары по лучшим ценам. Тоже самого хотят и жители других государств. Если их правители будут препятствовать нам продавать им товары, то 5 или 6 миллионов англичан очень скоро не будут иметь средств для пропитания. Поэтому мы должны защищать наши магазины от товаров, которые предлагают нам такие государства и стремиться повлиять на
" 3
их правителей»3.
Анализ причин многих конфликтов, приводящих к дестабилизации существующего миропорядка, а также инициатив для ухудшения отношений с СССР, а затем и с Россией, убедительно показывает, что нередко их авторами были и остаются США. Использование различных методов и средств, как инструмента давления на нашу страну, занимало всегда важное место в политике руководства США и имеет свою «богатую» историю. Показательно, что до 1933 г. Конгресс и президент Соединенных Штатов Америки упорно отказывались признавать СССР как суверенное государство и поэтому не устанавливали дипломатических отношений. После участия в совместной мировой войне против нацистской Германии, американские власти активно поддержали призыв У. Черчилля в марте 1946 г. по ведению холодной войны против СССР.
Одной из крупных недружественных дипломатических санкций США в отношении СССР было решение Госдепа 21 октября 1986 г. о сокращении штата посольства СССР в Вашингтоне и генерального консульства в Сан-Франциско на 50 человек. Официальная причина - приведение в паритетное состояние числа сотрудников дипломатических представительств СССР в Вашингтоне и Сан-Франциско, и США в Москве и в Санкт-Петербурге. До конца того же 1986 г. из США были высланы еще 30 советских дипломатов, работавших в Нью-Йорке, Вашингтоне и Сан-Франциско.
Каждый из президентов США от Р. Рейгана до Д. Трампа «вносил» свой вклад в реализацию модели санкционной дипломатии. Вот только несколько фактов применения дипломатических санкций США за последние два года:
В настоящее время принимаемые США дипломатические санкции отличаются открытым игнорированием многих общепринятых норм дипломатической этики, грубым
1 Интересные факты из исторических санкций. URL: http://Dicacademic.ru (дата обращения 27.12.2018 г.).
2 Елизавета и Иван Грозный. Первая страница русско-английских отношений. Военное обозрение. История. URL: http://topwar.ru (дата обращения 27.12.2018 г.).
3 Хаксли Т. Заметка.1890 г. URL: http://Dicacademic.ru (дата обращения 27.12.2018 г.).
нарушением базовых положений действующих Конвенций о дипломатических и консульских сношениях 1961 и 1963 гг. соответственно. Только в последние два года против России были предприняты следующие практические шаги:
- 29 декабря 2016 г. власти США объявили о высылке 35 российских дипломатов и закрытии двух учреждений для работников РФ и предоставили отъезжающим на сборы всего лишь 72 часа;
- несколько позже была осуществлена «рекордная» для Вашингтона высылка российских дипломатов (60 человек);
- проведен рейдерский захват здания торгового представительства РФ;
- незаконно снят государственный флаг России с одного из официальных зданий РФ;
- в грубой форме незаконно вскрыто одно из российских официальных учреждений;
-введен запрет для американских высокопоставленных госчиновников встречаться с
российскими дипломатами.
Но лидеры США (Б. Обама, а затем Д. Трамп) не ограничились принятием американских санкций против России: одновременно они оказывали мощное давление на руководство ЕС, которое уже 6 марта 2014 г., пусть и без особого энтузиазма, приняло решение об участии в санкционной дипломатии:
- было объявлено об отмене саммита Россия-ЕС (был запланирован на июнь 2014
года);
- приостановлены переговоры о безвизовом режиме. Весь набор санкций в ЕС был разделен на три пакета:
- персональные санкции, которые начали применяться с 12 мая 2014 г.;
- секторальные санкции, которые начали применяться с 1 августа 2014 г.;
- «крымский пакет» санкций, который стал применяться с 12 мая 2014 г.
В этой связи весьма показательна противоположная реакция совершенно разных по занимаемому статусу, положению и гражданству известных людей:
- член британского парламента Джордж Галлоуэй заявил о том, что Евросоюз жертвовал собственной экономикой «ради Барака Обамы»;
- премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, указывая на неэффективность санкций ЕС против России, образно сравнил их с «выстрелом себе в ногу»;
- пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест в июне 2015 г. признал, что введение санкций потребовало от ЕС, имеющего интегрированную с Россией экономику, «более значительных жертв, чем от США»;
- экс-советник избранного президента США Дональда Трампа Картер Пэйдж заявил, что санкции против России противоречат духу дипломатии;
- патриарх американской дипломатии и мировой политики Генри Киссинджер высказал большое огорчение таким развитием событий, которые не принесут стабильности международной системе отношений.
В течение 2017 - 2018 гг. США и их европейские союзники не только разработали механизм продления (автоматически) перечня прошлых ограничений, но и приема новых санкции, сопровождая этот процесс громкими противоречивыми заявлениями, в том числе:
- импульсивными высказываниями американского президента Д. Трампа о его намерении улучшить отношения с Россией;
- громогласными заявлениями главы правительства Великобритании Т. Мэй о якобы реальной российской угрозе жителям ее страны, ее настойчивыми призывами к лидерам стран - членам ЕС, к дальнейшему расширению и ужесточению антироссийских санкций;
- неоднократными публичными обвинениями руководства России председателем Европейского Совета ЕС Д. Туска и Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини о несоблюдении им Минских соглашений;
- частыми угодническими, лишенными национальной гордости и чести, заявлениями президента Украины П. Порошенко о ведении Россией якобы войны против его страны, постоянным и настойчивыми просьбами к руководству США и ЕС об оказании очередной финансовой помощи, о поставках различных видов боевой техники и оружия для борьбы с так называемыми сепаратистами. В таблице № 1 перечислены некоторые виды санкций против России, принятые до провокации в Солсбери (4 марта 2018 г.), ряд международных организаций и интеграционных образований (Евросоюз), а также отдельные государства.
Таблица №1._
Международные организации (с изъятием)_
Санкции Европейского Союза (с изъятием)
Отдельные страны
Организация НАТО:
- отказалась от планирования с РФ совместных военных миссий;
- отозвала ассоциированное членство парламента РФ в парламентской ассамблее НАТО;
- приостановила все переговоры, кроме как на уровне послов;
- прекратила сотрудничество с РФ.
Совет Европы:
- отменила все запланированные мероприятия в РФ;
- лишила делегацию РФ права голоса в ПАСЕ;
- поддержала практику введения санкций против депутатов, посещающих Крым.
«Большая восьмерка»:
- отменила саммит «Группа восьми» в Сочи (18.03.14);
- приостановила участие России (25.03.14).в саммитах этой организации.
- отменил проведение саммитов ЕС-Россия;
- запретил своим посольствам выдавать визы гражданам Крыма;
- призвал все страны - члены ООН ввести эконом., торгов и финансовые санкции против РФ;
- установил запрет на покупку более 250 наименований товаров;
- ввел санкции против Сбербанка, банка ВТБ, Внешэкономбанка;
- запретил инвестиции в Крым;
- ввел персональные санкции против около 800 граждан РФ;
- запретил долговое финансирование трех ТЭК: Роснефти, «Газпром нефти» и «Транснефти»;
- запретил инвестиции в Крым и в Севастополь;
- ввел запрет на покупку недвижимости и предприятий в Крыму и предоставление туристических услуг;
- запретил оказание технической помощи и предоставление строительных и инженерных услуг, связанных с инфраструктурой Крыма;
- приостановил парламентское сотрудничество в рамках Комитета Россия-ЕС.
Австралия:
- ввела санкции на 153-х граждан РФ и Украины и на 48 компаний.
Великобритания:
- прекратила экспорт военной продукции в РФ;
- отказалась от поддержки культурного проекта «Год культуры России»;
- отменила действие всех лицензий на поставку оружия в Россию.
Германия:
- отказалась участвовать в ежегодных
межправительственных консультациях в рамках «Петербург.диалога»;
- прекратила экспорт военной продукции в РФ; -приостановила выполнение контракта с РФ на сумму 120 млн. евро.
Канада:
- прекратила военное сотрудничество с РФ и выслала всех ее военнослужащих;
- отказалась от запуска микроспутника с помощью российской ракеты;
- ввела санкции на 16 банков и 190 компаний РФ.
Франция:
- приостановила совместные военные учения;
- расторгла контракт о строительстве двух вертолетоносцев класса «Мистраль».
По мнению некоторых экспертов, приведенные в таблице примеры применения санкций против России до 4-го марта 2018 г. можно дифференцировать по ряду признаков на следующие типы:
- санкции, направленные на уменьшение вплоть до прекращения международного взаимодействие с Российской Федерацией;
- санкции, заключающиеся в запрещении въезда на территорию ряда государств лицам, в отношении которых были введены ограничения;
- санкции, направленные на запрет поставок определенных видов товаров, технологий, материалов;
- санкции, связанные с ограничением финансового взаимодействия с российскими физическими и юридическими лицами.
Весьма отрадно, что руководство страны и МИД РФ на многие случаи недружественных мер в отношении России МИД РФ принимал адекватные, пусть и не всегда зеркальные, меры, тем самым поступая в рамках одного из принципов мировой дипломатии.
Однако событие 4-го марта 2018 г. в Солсбери, организованное явно с провокационными целями, «подлило масла в огонь»: уже через несколько часов после обнаружения двух пострадавших глава правительства Великобритании Т. Мэй выступила перед членами национального парламента и бесцеремонно обвинила Россию в применении т.н. нервно-паралитического отравляющего вещества «Новичок». Более того, она потребовала в ультимативной форме от руководства России в течение 24 часов предоставить «достоверное» объяснение, как отравляющее вещество попало в Британию и по поводу возможной утери контроля над ядом.
По «горячим следам» Британское руководство предприняло несколько масштабных антироссийских шагов:
- объявило о высылке 23 российских дипломатов;
- отказалось от какого-либо сотрудничества со специалистами России в вопросах расследования «дела Скрипаля»;
- уклонилось от двусторонних встреч на высоком уровне, в том числе отозвало свое приглашение министру иностранных дел Лаврову С.В.;
- актуализировало вопрос о «российской угрозе» в Совете безопасности ООН;
- дало указание своему послу в Москве Лори Бристоу провести для иностранных дипломатов пресс-конференцию, с презентацией «доказательств» вины России по «делу Скрипаля». В этой связи весьма актуальным для россиян воспринимается наблюдение, характеризующее особенность английского менталитета, сделанное в начале ХХ в. русским геополитиком Едрихиным А.Е. (1867 - 1933 гг.): «Хуже вражды с англосаксом может быть только дружба с ним». Политика Великобритании во главе с Терезой Мэй в полной мере подтверждает замечание русского ученого столетней давности: в настоящее время со стороны Великобритании действуют односторонние санкции с более чем 40 странами.
Настойчивые призывы Т. Мэй 14 марта в Брюсселе продемонстрировать солидарность с ее обвинениями России «сделали» свое дело: 18 стран - членов ЕС решили применить «санкционную дипломатию», хотя премьер рассчитывала на более широкую поддержку. Тем не менее истинные организаторы провокации с «делом Скрипаля» могут быть удовлетворены тем, что оказалось несложным делом объединить против России вчерашних жестких оппонентов настойчивому курсу Т. Мэй о выходе Англии из ЕС в рамках «многострадального» проекта Брэкзита.
Пока сложно предсказать развязку «Дела Скрипаля», так как время от времени появляются новые, надуманные до курьезов, факты и действия английского руководства: и упорное нежелание Форин офиса разрешить встречу российского консула с гражданкой РФ Ю. Скрипаль, и отсутствие в СМИ фотографий обоих якобы лечащихся в госпитале, и безжалостное уничтожение многих «следов» применения некого «Новичка», включая домашних животных, и намерение о сносе жилища С. Скрипаля в Солсбери, и заявление американских и английских спецслужб о возможном переезде Скрипалей в США с «целью обеспечения их безопасности».
Однако взять короткую паузу и отвлечь внимание от бурной деятельности Т. Мэй вокруг «дела Скрипалей» помогло «вдруг» возникшее очередное «химическое преступление» в Сирии, руководство которой якобы опять применило отравляющие газы против своих граждан. И вновь со стороны лидеров США и их западных союзников прозвучали бездоказательные обвинения в адрес российского руководства в поддержке «кровавого режима» Б. Асада, с последовавшим очередным ракетным «залпом» (из более 100 ракет) по «химической лаборатории» в Дамаске.
В этом сложном калейдоскопе бездоказательный обвинений России руководство страны и МИД РФ принимали пусть и не всегда зеркальные, но весьма адекватные ответные меры, тем самым поступая в рамках одного из принципов мировой дипломатии. Важное заявление сделал президент РФ В.В. Путин: «В какой-то момент придется отвечать, потому что невозможно бесконечно терпеть хамство в отношении нашей страны». МИД России предписал США сократить общую численность персонала своего посольства в Москве и генконсульств в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке до 455 человек. Позже был принят Закон о контрсанкциях против США и других недружественных стран.
Модель санкционной дипломатии, навязанная России Вашингтоном и рядом других стран, часто выглядит как политический шантаж, и по мнению министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова, санкции становятся заменой политики и дипломатии в действиях американских коллег. Только так можно рассматривать неоднократные импульсивные противоречивые заявления президента США:
- о его желании нормализовать отношения с Россией;
- о хороших отношениях с президентом России В.В. Путиным;
- о его намерении встретиться с В.В. Путиным в Аргентине на 0-2.
Однако на практике пока все наоборот:
- продолжается давление на различных лидеров стран и руководителей компаний для срыва Северного потока-2;
- в ультимативной форме предложено российскому руководству ответить в течение 60 дней по поводу планов о будущем РСМД;
- сделано поспешное обвинение России за украинскую провокацию в Керченском проливе, с одновременной угрозой принятия новых санкций.
Безусловно, ее авторы рассчитывают на реализацию весьма важных для них надежд:
- вызвать у граждан России недоверие президенту В.В. Путину и его политике по мобилизации общества для решения социальных проблем в стране, на снижение уровня популярности президента не только в России, но и за ее пределами;
- обвинить российское руководство в «развязывании» войны против Украины, в поддержке «преступных» режимов в Сирии Б.Асада и в Северной Корее Ким ЧенЫ, в продаже современных видов оружия Турции, Индии и другим странам;
- втянуть Россию в новую полномасштабную гонку вооружений путем заявлений в форме шантажа: объявлено о проекте новой ядерной доктрины США, о намерения выйти из договора по РСМД и СНВ-3);
- выступить перед мировой общественностью в роли «блюстителей» норм международного права в вопросах суверенности государств, умалчивая при этом о ликвидации суверенного государства Югославии, о признании Косово, о трагических событиях в Ираке и в Ливии, о подстрекательском вмешательстве в «цветные» революции Грузии, Украины и других стран;
- убедить граждан США в активной работе на территории страны электронных средств российских СМИ, во вмешательстве Москвы в процесс и исход выборов ныне действующего американского президента. Под этим предлогом вводится их жесткая цензура, в том числе с 1-го апреля 2018 года закрыто вещание телеканала RT в США, ограничены возможности посещения американцами российского Центра науки и культуры в Вашингтоне.
Очевидно, что избранная и реализуемая США и их союзниками модель санкционной дипломатии будет определяющим трендом в политике с Россией и в ближайшие годы. Однако насколько перспективна и эффективна такая форма межгосударственных отношений, тем более - между двумя ядерными сверхдержавами. Однозначно ответить пока не представляется возможным.
SANCTION DIPLOMACY AS THE MODEL OF OFFIVIAL RELATIONSHIP BETWEEN
RUSSIA, EU COUNTRIES AND THE USA
RazzhivinYu.A
candidate of historical sciences, associate professor, professor of department of the international
relations and diplomacy in Moscow University for the Humanities
uralreg05@mail.ru
Abstract: In the course of the last 5 years several EU countries and the USA are trying to conduct foreign policy with Russia through using various limitations and taboos. The article titles such form of anti-Russian policy as "Sanction Diplomacy". The article analyzes the most possible motives, aims, and causes of this diplomacy model, its aggressive means and methods. The examples of the anti-Russian policy of English government led by Ms. Theresa Mary May are illustrated. In addition, the author discusses examples of the "Sanction Diplomacy" against Russia led by the leaders of certain non EU member countries (i.e. Australia, Canada, and Ukraine) as well as by a number of international organizations (i.e. NATO, PACE and G7)
Keywords: European Council, USA, Sanction Diplomacy, Maidan scenario, Theresa May, Napoleon continental blockade/siege, the events of March 4, 2018 in Great Britain
Для цитирования: Разживин Ю.А. «Санкционная дипломатия» как навязанная модель официальных отношений ЕС и США с Россией// Архонт, 2018. № 6 (9). С. 10-16.