Научная статья на тему 'Американская санкционная политика в отношении России'

Американская санкционная политика в отношении России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3850
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / РОССИЯ / США / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордиенко Д. В., Ганин А. В.

Американская санкционная политика в отношении России реализует ограничительные политические и экономические меры, введенные в отношении России и ряда российских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине и отравлению в Великобритании бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии нервно-паралитическим веществом. В статье рассматриваются причины и последствия введения США антироссийских санкций и ответных российских антисанкций против США. Цель статьи оценить влияние антироссийских санкций США на экономику России и ответных российских антисанкций против США на национальное хозяйство этой страны. В работе предложен подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности России при реализации антироссийских санкций США. Предложенный подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности России позволяет выявить приоритеты социально-экономического развития нашей страны, ее экономической кооперации и экономического противоборства в условиях антироссийских санкций. Уровень экономической безопасности России может быть представлен в виде сомножителей, характеризующих уровни защищенности ее национального хозяйства, реализованные в рамках экономического патроната, экономической кооперации и экономического противоборства. Сделан вывод о том, что антироссийские санкции США могут снизить уровень экономической безопасности нашего государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Американская санкционная политика в отношении России»

УДК 327; 338.22

АМЕРИКАНСКАЯ САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ РОССИИ*

Д.В. Гордиенко, А.В. Ганин

Аннотация. Американская санкционная политика в отношении России реализует ограничительные политические и экономические меры, введенные в отношении России и ряда российских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине и отравлению в Великобритании бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии нервно-паралитическим веществом. В статье рассматриваются причины и последствия введения США антироссийских санкций и ответных российских антисанкций против США. Цель статьи - оценить влияние антироссийских санкций США на экономику России и ответных российских антисанкций против США на национальное хозяйство этой страны. В работе предложен подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности России при реализации антироссийских санкций США. Предложенный подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности России позволяет выявить приоритеты социально-экономического развития нашей страны, ее экономической кооперации и экономического противоборства в условиях антироссийских санкций. Уровень экономической безопасности России может быть представлен в виде сомножителей, характеризующих уровни защищенности ее национального хозяйства, реализованные в рамках экономического патроната, экономической кооперации и экономического противоборства. Сделан вывод о том, что антироссийские санкции США могут снизить уровень экономической безопасности нашего государства.

Ключевые слова: экономика, Россия, США, экономическая безопасность, уровень экономической безопасности, обеспечение экономической безопасности государства, антироссийские санкции.

AMERICAN SANCTIONAL POLICY IN RELAITION TO RUSSIA

D.V. Gordienko, A.V. Ganin

Abstract. The US sanctions policy on Russia implements restrictive political and economic measures imposed on Russia and a number of Russian individuals and organizations that, in the opinion of international organizations and individual

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-014-00009.

states, are involved in destabilizing the situation in Ukraine and poisoning in Great Britain the former Colonel Sergei Skripal and his daughter Julia is a nerve agent. The article discusses the causes and consequences of the introduction of anti-Russian sanctions by the United States and Russian anti-sanctions in response to the United States. Goals - to assess the impact of the anti-Russian sanctions of the United States on the Russian economy and the response of the Russian anti-sanctions against the United States on the national economy of this country. The paper examines the effectiveness of the impact of US anti-Russian sanctions on the Russian economy and the response of Russian anti-sanctions of various politicians and organizations and carried out their comparative analysis. An approach to the comparative assessment of changes in the level of economic security of Russia in the implementation of US anti-Russian sanctions is proposed. The proposed approach to a comparative assessment of changes in the level of economic security in Russia makes it possible to identify the priorities of the socio-economic development of our country, its economic cooperation and economic confrontation in the context of anti-Russian sanctions. The level of economic security of Russia can be represented as factors that characterize the levels of security of its national economy, implemented in the framework of economic patronage, economic cooperation and economic confrontation. It was concluded that the anti-Russian sanctions of the United States can reduce the level of economic security of our state.

Keywords: economy, Russia, USA, economic security, level of economic security, ensuring economic security of the state, anti-Russian sanctions.

Санкции в связи с присоединением Крыма к России и конфликтом на востоке Украины, отравлением в Великобритании бывшего полковника ГРУ ГШ ВС РФ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии нервно-паралитическим веществом и проводимой политикой в Сирийской Арабской Республике представляют собой ограничительные политические и экономические меры, введенные в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине, применению химического оружия и неправомерным действиям в военном конфликте в Сирии, а также ответные действия России.

1. Санкционная политика в связи с присоединением

Крыма к России и конфликтом на востоке Украины

Инициатором введения санкций в связи с присоединением Крыма и конфликтом на востоке Украины с целью международной изоля-

ции России стало руководство США, под давлением которого, рискуя понести экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Санкции также поддержали государства Большой семерки и некоторые другие страны, являющиеся партнерами США и ЕС [3]. Высказываются мнения, что по вопросу наложения санкций руководство США оказывало давление не только на Евросоюз.

По мнению ряда экспертов, санкции стали одной из причин финансового кризиса в России. По мнению других экспертов, кризис был вызван не санкциями, а снижением цен на нефть.

Страны Евросоюза испытали негативное воздействие как своих собственных санкций, так и ответных действий России.

В «Основных направлениях единой денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов», разработанном Центральным банком РФ в 2015 г., введенные против России санкции назывались в числе главных факторов, которые, по мнению авторов документа, должны были препятствовать росту российской экономики в период 2016-2018 гг.1 В докладе ООН «World Economic Situation and Prospects 2015. Update as of mid-2015» [9] санкции упоминались в числе трех основных факторов, оказывающих негативное влияние на потенциал роста суммарного ВВП СНГ в 2015-2016 гг. (наряду с вооруженным конфликтом на востоке Украины и падением цен на нефть).

В середине марта 2014 г., после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, завершила присоединение Крыма, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включенных в специальные списки (список ЕС и список США), а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включенными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.

Последующее расширение санкций (апрель-май 2014 г.) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины, - в частности, в поставке оружия пророссийским повстанцам.

Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17.07.2014 г., причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией.

Рассмотрим хронологию введения санкций в связи с присоединением Крыма к России и конфликтом на востоке Украины.

04.03.2014 г. США заморозили инвестиционное и военное сотрудничество с Россией, также были отменены двусторонние переговоры и планирование конференций.

13.03.2014 г. США объявили о проведении «пробной продажи» пяти миллионов баррелей нефти из стратегического нефтяного резерва, аналогичной по содержанию серы экспортируемой из России.

16.03.2014 г. президент США Барак Обама подписал указ, которым вводятся санкции против ряда российских должностных лиц в виде замораживания их банковских счетов, ареста имущества и отказа в выдаче въездных виз. Семь человек были перечислены в указе поименно, но в тексте также упоминалось право секретаря казначейства дополнять список по согласованию с государственным секретарем.

24.03.2014 г. президент США ордером 13662 [15] расширил список российских высокопоставленных должностных лиц, против которых введены санкции, а также ввел санкции против банка «Россия», названного «личным банком высокопоставленных должностных лиц Российской Федерации» (the personal bank for senior officials of the Russian Federation) и крупных российских бизнесменов, которых сочли связанными деловыми отношениями с президентом В.В. Путиным (Г.Н. Тимченко, братья А.Р. и Б.Р. Ротенберг, Ю.В. Ковальчук).

27.03.2014 г. США приостановили сотрудничество с Россией в сфере борьбы с наркотиками, а также приостановили выдачу американским компаниям лицензий на экспорт в Россию «потенциально опасной продукции».

28.03.2014 г. США прекратили лицензирование экспорта в Россию товаров и услуг оборонного назначения.

30.03.2014 г. США прекратили работу российско-американской президентской комиссии.

02.04.2014 г. США приостановили ряд проектов с Россией в рамках двусторонней президентской комиссии, а также некоторые

направления сотрудничества по линии правоохранительных органов, а финансирование на их реализацию переадресовали Украине.

03.04.2014 г. США приостановили консультации с Россией в области противоракетной обороны, а также приостановили сотрудничество в космической сфере за исключением проекта Международной космической станции и по ряду проектов в области мирного атома.

07.04.2014 г. США прекратили сотрудничество с Россией в рамках программы Нанна-Лугара2, а также закрыли доступ гражданам России к объектам Министерства энергетики, включая Брук-хейвенскую национальную лабораторию и Фермилаб.

11.04.2014 г. США ввели санкции в отношении семи представителей руководства Крыма и компании «Черноморнефтегаз».

28.04.2014 г. США ввели санкции в отношении 7 государственных чиновников РФ и 17 российских компаний. Также запретили продавать России высокотехнологичные товары, которые могут усилить боеспособность российской армии и аннулировали ранее выданные лицензии на их поставки.

07.05.2014 г. США исключили Россию из торговой программы, позволяющей странам с переходной экономикой беспошлинно импортировать в США определенные виды товаров.

18.06.2014 г. США ужесточили экспортный режим в отношении 5 российских компаний: Фрязинского филиала Института радиотехники и электроники Российской Академии наук, ОАО «Воентелеком», Академии безопасности бизнеса, ООО «Насосы Ампика», ООО «Нуклин».

21.06.2014 г. США ввели санкции против семи лидеров повстанцев и российских чиновников.

16.07.2014 г. США ввели первые санкции в отношении ключевых секторов российской экономики3.

25.07.2014 г. США отказалась поддерживать проекты Всемирного банка в России.

29.07.2014 г. США ввели санкции против «Банка Москвы», банка ВТБ и «Россельхозбанка». Гражданам и компаниям США запрещено приобретать долговые обязательства этих банков или связанных с ними юридических лиц, а также их имущество на срок свыше 90 дней. Также введены санкции против Объединенной судостроительной корпорации РФ.

06.08.2014 г. США запретили поставку в Россию оборудования для глубинной добычи (свыше 152 м), разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа, поставку технологий нетрадиционной добычи энергоносителей: буровые платформы, детали для горизонтального бурения, подводное оборудование, морское оборудование для работы в условиях Арктики, программное обеспечение для гидравлического разрыва пласта (ГРП), дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления. Ввели обязательную проверку конечного получателя технологий нетрадиционной добычи энергоносителей, с возможностью отказа в лицензировании.

12.09.2014 г. США ввели санкции против ряда российских компаний4:

25.09.2014 г. Корпорация частных зарубежных инвестиций США5 приостановила рассмотрение любых вложений в российские проекты и предоставления гарантий под инвестиции в них.

18.12.2014 г. президент США Барак Обама подписал принятый Конгрессом Акт в поддержку Украины, позволяющий ему принимать решения о введении дополнительных ограничительных мер в отношении России, а также оказывать военную помощь Украине.

19.12.2014 г. президент США ордером 13685 [15] ввел новые санкции6.

29.12.2014 г. Федеральное управление гражданской авиации США установило запрет на полеты в симферопольском районе полетной информации (и^У) [13].

04.03.2015 г. США продлили на год ограничительные меры в отношении России из-за углубления конфликта на востоке Украины.

11.03.2015 г. США ввели санкции против 14 человек, Евразийского союза молодежи и Российского национального коммерческого банка.

31.03.2015 г. США прекратили диалог с российской стороной по установлению в европейских странах элементов системы противоракетной обороны (ПРО).

24.06.2015 г. США ввели наказание для любых иностранных банков производящих финансовые операции с внесенными ранее в санкционные списки российскими юридическими и физическими лицами. С этого момента иностранным банкам-нарушителям может быть запрещено открытие корсчетов в США, а на существующие у них корсчета могут быть наложены жесткие ограничения.

30.07.2015 г. США ввели санкции против 11 человек и ряда организаций7.

07.08.2015 г. США ввели санкции против Южно-Киринского месторождения проекта «Сахалин-3» компании «Газпром».

22.12.2015 г. США ввели санкции против 12 человек, а также против ряда организаций8.

02.03.2016 г. США продлили санкции против России на год.

25.02.2016 г. США рекомендовали некоторым крупным американским банкам не покупать российские облигации.

01.09.2016 г. США включили в санкционный список 17 физических лиц и организаций9.

06.09.2016 г. США расширили санкционный список на 81 компанию под 86 наименованиями, среди которых основная часть ранее входила в список, а 11 - были включены впервые10.

14.11.2016 г. США расширили санкционный список на 6 человек.

18.11.2016 г. администрация США заявила, что планирует прекратить закупку российских вертолетов Ми-17 для Афганистана. Вместо них будут закупаться американские Sikorsky UH-60 Black Hawk.

20.12.2016 г. США включили с санкционный список 7 частных лиц, ГУП РК «Крымские морские порты», ФГУП РК «Крымская железная дорога», АО «Институт «СтройпроектС"», ООО «Старый город - КАРСТ», ООО «РосХимТрейд», ООО «Солид», СК ООО «Транс-Флот», OOO «Транспетрочарт» и танкеры «Маршал Жуков» и «Сталинград».

23.12.2016 г. администрация США запретила министерству обороны выделение средств на военное сотрудничество с Россией, на любую деятельность, которая связана «с признанием суверенитета России в Крыму», а также на сотрудничество с Россией в различных технологических сферах (за исключением российских поставщиков ракетных двигателей; любых действий, необходимых США для выполнения обязательств в рамках двусторонних и международных соглашений по контролю над вооружениями и по нераспространению, а также других договоров; мер, необходимых для обеспечения действий США и НАТО в Афганистане). Кроме того, продлили до 2027 г. запрет на обмен информацией с Россией о противоракетной обороне, а также на создание объединенных систем противоракетной обороны с Россией и Китаем.

27.12.2016 г. США ввели санкции против ГУП РК «Крымские морские порты», ГУП РК «Крымская железная дорога», ПАО завод «Красное знамя», ФГУП «Экран», ОАО «НПП "ЭлТом"», АО «ФНПЦ "ННИИРТ"», АО «Институт "Стройпроект"», АО «ГОЗ Обуховский завод», НПО НИИП-НЗиК, ОАО «НИИ авиационного оборудования», ФГУП «КНИРТИ», ООО «Старый город - КАРСТ», ООО «РосХимТрейд», ОАО «ВНИИРА», АО «Вектор», ООО «Со-лид», АО «ГРПЗ», АО «НПО АО "ЛЭМЗ"», КБ «Связь», СК ООО «Транс-Флот» и OOO «Транспетрочарт».

13.01.2017 г. США продлили санкции против России на год.

20.06.2017 г. США включили в санкционный список 19 физических лиц и ряд организаций11.

02.08.2017 г. президентом США подписан закон Countering America's Adversaries Through Sanctions Act (CAATSA, «О противодействии противникам Америки посредством санкций»)12.

29.10.2017 г. США заявили, что будут выборочно применять санкции против третьих стран и предприятий, которые сотрудничают с российскими компаниями из санкционного списка. Санкции будут применяться «только в случае значительных транзакций» и могут не касаться союзников, сильные оборонные возможности которых в интересах США.

31.10.2017 г. администрация США запретила своим гражданам и юридическим лицам без разрешения прямо или косвенно осуществлять экспорт или реэкспорт товаров, услуг (кроме финансовых) или технологий, используемых для разведки или добычи углеводородов на глубоководном, в том числе арктическом, шельфе и участвовать в проектах, связанных со сланцевыми углеводородами в России. Данные меры применяются в отношении подпадающих под американские санкции физических или юридических лиц в России, имеющих отношение к энергетическим проектам, реализация которых начнется с 29.01.2018 г. или позже.

28.11.2017 г. США запретили осуществлять операции, предоставлять финансирование или проводить другие денежные операции с определенными сроками или капиталом с компаниями, находящимися под санкциями, на срок более 14 дней (ранее допускалось 30); ограничили срок кредитования в энергетическом секторе 60 днями (ранее допускалось 90).

26.01.2018 г. США ввели санкции против 21 человека и 9 ком-паний13, а также уточнили ранее введенные санкции против 12 ор-ганизаций14.

02.03.2018 г. США продлили все санкции против России на год.

15.03.2018 г. США ввели санкции против 19 человек и Агентства интернет-исследований, компании «Concord Catering», Федеральной службы безопасности, ООО «Конкорд Менеджмент и Консалтинг», Главного разведывательного управления.

06.04.2018 г. США ввели санкции против 26 человек и агро-холдинга «Кубань», группы компаний «Базовый элемент», B-Finance Ltd., En+ Group PLC, Gallística Diamante, S.A. de C.V., «Группы ГАЗ», ООО «Газпром бурение», ОАО «ЕвроСибЭнерго», ООО «Ладога менеджмент», ОАО «ЭнПиВи Инжиниринг», группы «Ренова», ОАО «Рособоронэкспорт», АО «Банк "Российская финансовая корпорация"», ООО «Русские машины», ОК РУСАЛ PLC15.

11.06.2018 г. США ввели санкции против трех россиян, компаний Digital Security, ERPScan, Embedi, Divetechnoservices и научно-исследовательского института «Квант».

Тем не менее, ряд антироссийских санкций США был от-

менен16.

Таким образом, летом 2014 г. США ввели секторальные санкции против ряда российских компаний. Так, пяти банкам (ВЭБу, ВТБ, Банку Москвы, Газпромбанку и Российскому сельскохозяйственному банку) было запрещено привлекать в США акционерное и долговое финансирование сроком от 90 дней. «Роснефти» и «Новатэку» США запретили привлекать долговое финансирование сроком от 90 дней. 12.09.2014 г. список компаний и самих секторальных санкций расширился, а сами санкции были ужесточены - так, финансовые компании могут теперь привлекать в США кредиты только на срок до 30 дней.

Условия секторальных санкций различаются. Российские компании разбиты на четыре группы по секторам, меры против них определяются соответствующими директивами. В финансовый список добавлен Сбербанк, в энергетический - «Газпром нефть» и «Транснефть», добавлен оборонный список с «Ростехом» и список с запретами на сотрудничество в проектах по добыче трудноизвле-каемой нефти, куда включены «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз».

Вне зависимости от директивы, описанные в каждой из них операции запрещается проводить всем лицам из США, а также на территории США.

Директивой 1 (для компаний финансового сектора) запрещены все транзакции, предоставление финансирования, а также прочие операции с новым долгом сроком более 30 дней, с новыми акциями, с собственностью и долями в собственности. Под ее действие попадают: Банк Москвы, ВТБ, ВЭБ, Газпромбанк, РСХБ, Сбербанк.

Директивой 2 (для компаний энергетического сектора) запрещены все транзакции, предоставление финансирования, а также прочие операции с новым долгом сроком более 90 дней, с собственностью и долями в собственности. Под ее действие попадают: «Газпром нефть», «Новатэк», «Роснефть», «Транснефть».

Директивой 3 (для компаний оборонного сектора и связанных с ним отраслей) запрещены все транзакции, предоставление финансирования, а также прочие операции с новым долгом сроком более 30 дней, с собственностью и долями в собственности. Под ее действие попадает «Ростех».

Директивой 4 (также для компаний энергетического сектора) запрещено предоставление, экспорт или реэкспорт, прямой или опосредованный, товаров, услуг (за исключением финансовых) или технологий для поддержки разработки и добычи в глубоководных, арктических шельфовых или сланцевых проектах, имеющих потенциал для добычи нефти в РФ и ее территориальных водах и в которых участвуют попадающие под действие этой директивы лица, их собственность или доли в собственности. Под ее действие попадают: «Газпром», «Газпром нефть», «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз».

Во всех случаях также запрещена деятельность, направленная на обход или избегание этих ограничений. Проводить запрещенные операции можно лишь с разрешения Офиса по контролю за иностранными активами (OFAC), подразделения минфина США, следящего за исполнением санкций. Все прочие операции с попавшими под санкции компаниями разрешаются.

В итоге санкции США в связи с присоединением Крыма к России и конфликтом на востоке Украины, ограничили инвестиционную и финансовую деятельность компаний на российском рынке,

затронули более 90 % российского нефтяного сектора национальной экономики нашей страны и почти всю российскую газодобычу [1].

2. Санкционная политика в связи с отравлением в Великобритании бывшего полковника ГРУ ГШ ВС РФ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии нервно-паралитическим веществом, а также в связи с действиями в Сирийской Арабской Республике

В 2018 г. США запустили механизм рассмотрения пакета мер против России, получившего неофициальное название «драконовские санкции»17.

Первый пакет ограничений был введен в конце августа 2018 г. как реакция США на отравление в Британии бывшего полковника ГРУ ГШ ВС РФ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии малоизвестным нервно-паралитическим веществом.

Конгресс дал России 90 дней на то, чтобы объяснить ситуацию с отравлением Скрипалей в Солсбери, а также предоставить гарантии, что больше не будет производить и использовать химическое оружие18.

Второй пакет санкций подразумевает введение жестких ограничений в отношении России19:

1. Запрет для американских банков на предоставление кредитов правительству России, если это не кредиты на покупку продуктов питания или сельскохозяйственной продукции.

2. Практически полный запрет на взаимную торговлю. Исключение составляет экспорт из США товаров сельскохозяйственного сектора20.

3. Ограничение или заморозка дипломатических отношений между США и правительством России.

4. Запрет на авиаперелеты компаниям, которые контролируются правительством страны. Под эту норму подпадает «Аэрофлот».

Закон также предполагает введение персональных санкций против людей, участвовавших в распространении химического оружия21.

Параллельно с «драконовскими санкциями» в Конгрессе США рассматривается и законопроект, который его авторы окрестили «санкциями из ада».

В экономической части этого законопроекта, в частности, содержится запрет на операции и замораживание активов в США семи российских банковских структур, уже находящихся в санкционном режиме, в том числе Сбербанка, ВТБ, ВЭБа и Промсвязьбанка22. На практике это будет означать невозможность для этих банков стандартных долларовых расчетов через корсчета в банках США.

Кроме этого, текст содержит фактический запрет на операции с российским госдолгом со сроком обращения более двух недель (но это будет касаться только новых выпусков)23.

Документ предлагает распространить мониторинг нарушения санкций на деятельность страховых компаний и другие пункты, а также признать Россию государством, спонсирующим терроризм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Новые санкции будут вводиться каждые месяц-два, примерно как сейчас это и происходит», - пообещал 18.10.2018 г. спецпредставитель США на Украине Курт Волкер, выступая на конференции, организованной Атлантическим советом. «Законопроекты, рассматривающиеся в Сенате, говорят о глубоком и серьезном недовольстве со стороны Конгресса, администрации и народа США растущей подрывной деятельностью со стороны России. И эта активность [Москвы] сохраняется, несмотря на все шаги с нашей стороны», - сказал представитель Госдепа Би-би-си.

Законопроект «Об укреплении безопасности Америки на Ближнем Востоке» предлагает закрепить в форме закона различные санкции против Дамаска, действующие на основании указов президента США, которые сам глава государства не сможет отменить без одобрения конгресса. Более того, документ предусматривает различные ограничения в отношении России и Ирана, как ближайших союзников Сирии.

Под санкции попадают не только вопросы военного характера (подрядчики, военизированные формирования, авиатехника и прочее), а фактически любое сотрудничество с правительством Сирии, включая добычу углеводородов. Подается это грубое вмешательство в деятельность других государств, в виде защиты жителей Сирии. Ведь в законопроекте прямо прописано, что именно Россия, наряду с властями Сирии и Ирана, осуществляет авиаудары по мирному населению и гражданским объектам этой страны.

Но в ст. 331 говорится, что санкции могут быть приостановлены, если Москва, Дамаск и Тегеран прекратят такие действия, а также, если это отвечает «интересам национальной безопасности»

США. Одновременно с этим законопроект обязывает президента США в течение 180 дней предоставить в конгресс стратегию оказания гуманитарной помощи населению Сирии, а Минфин США установить, занимается ли Центральный банк Сирии отмыванием денег, и, в случае если это так, ввести против него санкции.

При этом этим же законопроектом предусматривается оборонное и прочее сотрудничество с Израилем и Иорданией. Например, программа помощи Израилю продлевается до октября 2023 г., а ее ежегодный размер должен составлять не менее 3,3 млрд долл. Президент США также получает разрешение на поставку Тель-Авиву высокоточного оружия. Предусмотрено сотрудничество в космической сфере, борьба с незаконным использованием беспилотников и помощь развивающимся странам24.

Таким образом, санкции США в связи с отравлением в Великобритании бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии нервно-паралитическим веществом и проводимой политикой в Сирийской Арабской Республике, обеспечивают продолжение секторального давления на российскую экономику путем введения: запрета для американских банков на предоставление кредитов правительству России; ограничения взаимной торговли и дипломатических отношений между США и правительством России; прекращения авиаперелетов воздушных судов компании «Аэрофлот» и др. [2].

3. Оценки влияния антироссийских санкций США на экономику России

Различные представители российских властей неоднократно делали заявления о том, что решения о наложении и продлении санкций принимались различными государствами под давлением США. Министр иностранных дел России Сергей Лавров рассматривает попытки США испортить отношения России со странами Латинской Америки, Азии и Африки как беспрецедентные: «США, которых я не характеризовал как плохих и злобных (они такие, какие есть, обуреваемы уверенностью в своей исключительности, и их не исправить), рассылают эмиссаров по всему миру и уговаривают, чтобы все были против нас. Это так. Но они практически никого не уговорили, кроме ЕС и некоторых своих близких союзников за пределами НАТО и Европейского союза».

Власти США оказывали давление не только на правительства различных стран, но и на представителей бизнеса. Так, от участия в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), проходившем 22-24 мая 2014 г., отказались около 15 % руководителей фирм. Председатель правления фонда Сергей Беляков сообщил, что компании объясняли свое решение «давлением, которое оказали на них власти США в связи с санкциями, объявленными против России». По данным газеты The New York Times, к ряду компаний США обращались помощники Барака Обамы, призывая отказаться от участия в ПМЭФ-2014.

По мнению политолога П. Святенкова, главным фактором при наложении санкций стало «безусловно, давление со стороны США. Если бы ЕС сам принимал решения, вряд ли бы зашел так далеко в санкциях.

Член британского парламента Джордж Галлоуэй заявил, что Евросоюз жертвовал собственной экономикой «ради Барака Обамы». Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, указывая на неэффективность санкций ЕС против России и на значительный ущерб, который они нанесли венгерской экономике, образно сравнил их с «выстрелом себе в ногу». Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест в июне 2015 г. признал, что введение санкций потребовало от ЕС, имеющего интегрированную с Россией экономику, «более значительных жертв, чем от США».

Американский публицист Эрик Марголис (Eric Margolis) полагает, что «давление США на ЕС в вопросе санкций привело к тому, что западные державы пострадали больше, чем Россия». При этом американское влияние отмечалось наблюдателями и экспертами еще в марте и апреле 2014 г., когда США оказывали давление с целью присоединения стран ЕС к санкциям против России. Об американском давлении заявляли в марте и многие европейские дипломаты.

США пытались оказать давление на Китай, но безуспешно [4; 5] - власти КНР не согласились присоединяться к санкциям, по мнению Москвы, выступив как твердый партнер России. 11.10.2014 г. заместитель председателя государственного совета КНР Ван Ян назвал ошибкой введение западными странами санкций в отношении России и заявил, что «Китай выступает против оказания давления Запада с помощью санкций».

02.10.2014 г. вице-президент США Джозеф Байден подтвердил, что страны Евросоюза не хотели вводить санкции против России и пошли на эти меры под сильным давлением Вашингтона. По словам Д. Байдена, «Америка взяла лидерство на себя, и президент США настаивал на этом, иногда ему даже приходилось ставить в неловкое положение Европу, чтобы она с риском понести экономический ущерб начала действовать с целью заставить [Россию] расплатиться». В своем комментарии по поводу заявления Д. Бай-дена Майя Косьянчич, пресс-секретарь верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эш-тон, заявила, что «ЕС принял решение о введении санкций в отношении РФ автономно и единогласно, ввиду сложности ситуации на Украине и роли в этом России».

В феврале 2015 г. в ответ на жалобы ряда стран-членов Евросоюза о том, что им слишком дорого обходятся санкции против России, Д. Байден заявил, что эти жалобы являются «неуместными и раздражают».

По заявлению губернатора Токио Еити Масудзоэ, кабинет министров Японии одобрил санкции в отношении России под давлением США: «Япония в области обеспечения безопасности зависит от США в отношении Китая и Северной Кореи. У нас проблемы вокруг нашей страны, что обусловливает необходимость опираться на военные возможности США. Нам очень хотелось бы, чтобы российский народ узнал ситуацию, о том, что подталкивает Японию». 13.10.2014 г. Юкио Хатояма заявил, что когда он был премьер-министром Японии (2009-2010), «существовала такая же ситуация -японскому правительству, в частности, министерству иностранных дел, всегда приходилось обращать внимание на позицию США», что, по мнению Ю.Хатоямы, приводит Японию к потере самостоятельности и несчастью.

Таким образом, оценки влияния антироссийских санкций США на экономику России отмечают их негативное влияние как на отечественное национальное хозяйство, так и на экономики европейских и азиатских государств.

Примечания

1 «Во всех рассматриваемых сценариях ожидается сохранение внешних санкций в отношении российской экономики на протяжении трехлетнего периода без зна-

чимого изменения масштаба или характера их действия. Сдерживающее влияние санкций на российскую экономику будет транслироваться через повышенный уровень экономической неопределенности, сохранение ограниченного доступа российских компаний и банков к внешнему финансированию и использованию импорта высокотехнологичной продукции для осуществления инвестиций. Действие финансовых санкций будет иметь определяющее влияние на формирование жестких условий внешнего финансирования для российских заемщиков....» [7]. «...Банк России закладывает сохранение введенных в отношении России в 2014-2018 гг. международных санкций в течение всего прогнозного горизонта» [8].

2 Программа совместного уменьшения угрозы (англ. Cooperative Threat Reduction Program, также программа Нанна - Лугара, названная в честь сенаторов Сэмьюэла Нанна и Ричарда Лугара) - инициатива, реализуемая при участии DTRA (Агентства по уменьшению угрозы Министерства обороны США) с 12.12.1991 г. в отношении России и стран СНГ. Заявленные цели программы: уничтожение ядерного, химического и других видов оружия массового поражения; транспортировка, хранение, вывод из эксплуатации и обеспечение эксплуатации оружия в связи с его уничтожением; установление контролируемых мер предосторожности, препятствующих распространению оружия; предотвращение нежелательного использования опыта и знаний в области создания вооружений; обеспечение процесса демилитаризации оборонных отраслей промышленности и конверсии военных возможностей и технологий; расширение контактов между США и странами СНГ по военным вопросам. В рамках программы в период с 1991 г. по 2012 г., по официальным данным США, было выделено 8,79 млрд долл. На эти деньги России, Украине, Казахстану и Белоруссии предоставлялось оборудование, услуги и консультации. Также проводился контроль американскими специалистами, чтобы выделяемое оборудование и технологии использовались только для ликвидации оружия.

3 Под санкции попали:

- «Роснефть», газовая компания «Новатэк», государственные Внешэкономбанк и Газпромбанк;

- Предприятия российского оборонно-промышленного комплекса: корпорации «Алмаз-Антей», «Ижмаш», концерна «Калашников», НПО «Базальт», «Уралвагонзавода» и КБ приборостроения, НПО Машиностроения, КРЭТ, «Созвездие»;

- Луганская народная республика и Донецкая народная республика;

- Феодосийская нефтебаза;

- Несколько российских политиков и военных, а также представители антиправительственных сил на Украине.

4 Под санкции попали:

- Корпораций «Газпром», «Лукойл», «Транснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Новатэк», «Роснефть». Американским компаниям запрещено поставлять им товары и технологии, необходимые для освоения месторождений нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а также в сланцевых пластах. Корпорациям «Газпром нефть» и «Транснефть» также запретили брать кредиты и размещать ценные бумаги на американском рынке на срок более 90 дней. Принятые меры призваны не допустить поставок таких технологий и оборудования российским компаниям даже через посредников.

- «Сбербанка», «Банка Москвы», «Газпромбанка», «Россельхозбанка», «Внешэкономбанка», банка ВТБ и корпораций «Новатэк» и «Роснефть». Американским гражданам и компаниям запрещено покупать облигации вышеназванных банков и корпораций со сроками обращения свыше 30 дней, а также предоставлять им кредиты.

- Предприятий оборонно-промышленного комплекса: корпорации «Ростех», концерна ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Долгопрудненское научно-производственное предприятие», ОАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина», ОАО «Мытищинский машиностроительный завод», ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова».

5 Корпорация частных зарубежных инвестиций (англ. Overseas Private Investment Corporation, OPIC) - агентство при Правительстве США, цель которого - содействовать американскому бизнесу в осуществлении вложений в новые и развивающиеся рынки путем предоставления кредитов и гарантий. При содействии OPIC в российскую экономику с 1993 г. по 2014 г было вложено более 3 млрд долл. по более чем 125 проектам - корпорация кредитовала IKEA, «Нижнекамскнефтехим», Сибака-дембанк, банк «ДельтаКредит», НБД-банк, Промсвязьбанк, «СДМ-БАНК» и проч.

6 Были введены экономические санкции в отношении Крыма:

- Запретили ввоз на свою территорию, прямо или косвенно, любых товаров, услуг или технологий из Крыма;

- Запретили вывоз, реэкспорт, продажу или поставку, прямо или косвенно, со своей территории, или лицом, являющимся гражданином США каких-либо товаров, услуг или технологии в Крым;

- Запретили предоставление разрешений, финансирование или содействие соглашениям, которые заключаются лицами, попавшими под санкции;

- Предоставили право министру финансов накладывать санкции на лиц и компании, которые работают в Крыму.

Также были введены санкции против фонда «Маршалл-капитал», компании «Про-Фактор», байкерского клуба «Ночные Волки», «Народного ополчения Донбасса», партии «Новороссия», организации «Оплот» и движения «Юго-Восток». Кроме того были введены санкции против 17 человек.

7 В числе организаций, попавших в санкционный список, фигурировали:

- государственная управляющая компания «Российский фонд прямых инвестиций»;

- структуры «Внешэкономбанка»: «Корпорация развития Северного Кавказа», УК «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», «Белвнешэко-номбанк», «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», «Эксимбанк», «Федеральный центр проектного финансирования», банк «Глобэкс», ЗАО «Краслесинвест», «Проминвестбанк», РЕСАД, «Роуз Груп», «МСП банк», «Связь-банк», «ВЭБ Азия Лимитед», «ВЭБ Капитал», «ВЭБ Ин-жинирин», «ВЭБ Лизинг»;

- структуры «Роснефти»: «Ванкорнефть», «Нефть-Актив», Ачинский перерабатывающий завод, Ангарский нефтеперерабатывающий завод, Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод, Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод, «Оренбургнефть», «РН Холдинг», «Всероссийский банк развития регионов», «Самотлорнефтегаз», Сызранский нефтеперерабатывающий завод,

Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, «Юганснефтегаз», «Роснефть Финанс», «Роснефть Трейд Лимитед», «Роснефть Трейдинг»;

- объекты в Крыму: Керченская паромная переправа, коммерческие порты Евпатории, Феодосии, Керчи, Севастополя и Ялты;

- Ижевский механический завод, концерн «Ижмаш», холдинг МКАО, «Airfix Aviation», «IPP Oil Products», «Langvik Capital», «SET Petrochemicals», «Southeast Trading OY», «SouthPort Management Service Limited».

8 Ялтинской киностудии, «Avia Group Terminal», Азовского ликеро-водочного завода, «Fentex Properties», «Инрезбанка», «Генбанка», «Севастопольский морской банк», «Lerma Trading», LTS, «Maples», «Волгограднефтемаша», коммерческого банка «Верхневолжский», «Крайинвестбанка», внешнеэкономического объединения «Технопромэкспорт», «Мособлбанка», санатория «Нижняя Ореанда», винодельческого комбината «Массандра», завода шампанских вин «Новый Свет», института винограда и вина «Магарач», «Универсал-авиа», «Транссервиса», «White Seal», Экспериментального завода, «Активбизнесколлекшн», Московского машиностроительного экспериментального завода, НПО «Оптика», НПК «Технологии машиностроения», Новосибирского завода полупроводниковых приборов, «РТ-Биотехпром», «РТ-Химические технологии и композиционные материалы», «РТ-Охрана», «РТ-Строительные технологии», холдинга «Швабе», «Технодина-мики», ЦКБ специальных радиоматериалов, «Аукциона», «Banco VTB Africa», «ВТБ Казахстан», «ВТБ 24», «БПС-Сбербанк», «Былинных богатырей», «Сетелем Банка», «Галс-Девелопмент», «Новикомбанка», Дочернего банка Сбербанка России на Украине, концерна «Авиаприборостроение», концерна «Орион», концерна «Сириус», «Корпус Консалтинг», «Современных технологий», «МультиКарты», машиностроительного завода «Маяк», Негосударственного пенсионного фонда Сбербанка, Негосударственного пенсионного фонда ВТБ, Объединенной двигателестроитель-ной корпорации, «Оборонпрома», «Проминвеста», «РТ-Энергоэффективность», «РТ-Информ», «Яндекс. Денег», Калиновского химического завода, концерна «Авиационное оборудование», НПО «Сплав», Новосибирского производственного объединения «Луч», «Ново-Вятки», Нововятского механического завода, НПО «Высокоточные комплексы», «РТ-Станкоинструмент», «Технологий безопасности», Внешнеэкономического объединения «Станкоимпорт», «ВТБ Банк Киев», «Рособоронэкспорта», «Российской электроники», «РТ-Глобальные ресурсы», «РТ-Металлургия», «Руста», «SB International», «SB Сбербанк Казахстан», «SB Securities», «Сбербанк Швейцария», «Сбербанк Капитал», «Сбербанк Европа», Финансовой компании Сбербанка, Страхового брокера Сбербанка, Страховой компании Сбербанка, «Сбербанк Инвестиции», «Сбербанк Лизинг», «Сбербанк Технологии», «Ульяновского гипроавиапрома», «Вертолетов России», «ВТБ Банк Армения», «ВТБ Банк Австрия», «ВТБ Банк Азербайджан», «ВТБ Банк Беларусь», «ВТБ Банк Грузия», «ВТБ Банк Белград», «ВТБ Капитал», «ВТБ ДЦ», «ВТБ Факторинг», «ВТБ Страхование», «ВТБ Лизинг», «ВТБ Пенсионный администратор», «ВТБ Недвижимость», «VTB Registrar», «ВТБ Спецдепозиторий».

9 В числе организаций, попавших в санкционный список, фигурировали:

- 20 организаций, компаний, государственных предприятий и учреждений: АО «Институт Гипростроймост - Санкт-Петербург», ЗАО «АБР Менеджмент», ЗАО «Совмортранс», ФАУ «Главгосэкспертиза России», Федеральное госу-

дарственное унитарное предприятие «Судостроительный завод „Море"», ООО «Коксохимтранс», АО «Центр судоремонта „Звездочка"», ОАО «Уранис-Радио-системы», ПАО «Совфрахт», ООО «Дорожная строительная компания», Судостроительный завод «Залив», ООО «СТГ-Эко», ПАО «Мостотрест», Комитет спасения Украины, ОАО «СГМ Мост», ООО «СМТ-К», ООО «Управляющая компания "Совфрахт"», Группа компаний «Совфрахт-Совмортранс», ГУП РК «Феодосийский оптический завод»,ОАО «АБ "Россия"»;

- В рамках секторальных санкций - несколько десятков дочерних компаний Банка Москвы (группа ВТБ), «Газпромбанка» и «Газпрома»: ООО «Ачим Девелопмент», ЗАО «Арэксимбанк - группа Газпромбанка», ЗАО «Автоматизированные банковские технологии», ПАО «БМ-Банк», BM Holding AG,ООО «БМ-Дирекция», BoM Asset Management Ltd., BoM Finance Ltd., BoM Project Financing Ltd., ОАО «БПО „Печатники"», Centrex Europe Energy & Gas AG, ОАО «Кредит Урал Банк», Crossplanet Ltd., ОАО «Дальтрансгаз», АО «Дружба», AS Eesti Krediidipank, ЗАО «Финансовый ассистент», ООО «Газкардсервис», АО «Газмаш», ООО «Газ-Ойл», ООО «Газпром добыча Иркутск», ООО «Газпром добыча Краснодар», ООО «Газпром добыча Кузнецк», ООО «Газпром добыча Надым», ООО «Газпром добыча Ноябрьск», ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Газпром добыча Ямбург»,ООО «Газпром энерго», ООО «Газпром флот», ООО «Газпром газнадзор», ООО «Газпром газобезопасность», ООО «Газпром геологоразведка»,ООО «Газпром информ», ООО «Газпром инвест», ООО «Газпром капитал», ООО «Газпром комплектация», АО «Газпром-Медиа Холдинг», ООО «Газпром межрегионгаз», ООО «Газпром переработка», ООО «Газпром персонал», АО «Газпром промгаз», ООО «Газпром Русская», ООО «Газпром социнвест», ООО «Газпром связь», ООО «Газпром телеком», ООО «Газпром трансгаз Казань», ООО «Газпром трансгаз Краснодар»,ООО «Газпром транс-газ Махачкала», ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», ООО «Газпром трансгаз Самара», ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», ООО «Газпром трансгаз Саратов», ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», ООО «Газпром трансгаз Сургут», ООО «Газпром трансгаз Томск», ООО «Газпром трансгаз Уфа», ООО «Газпром трансгаз Ухта», ООО «Газпром трансгаз Волгоград», ООО «Газпром трансгаз Югорск», ООО «Газпром центрремонт», ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Gazprombank (Switzerland) Ltd., Gazprombank Latin America Ventures B.V., ЗАО «Газпромбанк Лизинг», ЗАО «Газпромбанк - Управление активами», GPB Financial Services Ltd., GPB Global Resources B.V., GPB International S.A., ООО «Газпромбанк-Инвест», GPB-DI Holdings Ltd., ООО «ГПБ - факторинг», АБ «ГПБ-Ипотека» (ОАО), ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П. Г. Коробкова», ОАО «Ижорские заводы», ОАО «Камчатгазпром», ПАО «Красноярскгазпром», ОАО «Криогенмаш», ООО «Лазурная», ЗАО «Леспромпроцессинг», LLC Baltech, АО «Международная Управляющая Компания», Nagelfar Trade and Invest Ltd., ЗАО «Новые финансовые технологии», ООО «НИИгазэкономика», ОАО ОМЗ (группа «Уралмаш-Ижора»), ООО «ОМЗ-Спецсталь», ОАО «Чайка», ЗАО ПО «Уралэ-нергомонтаж», ООО «Риэлтсити», АО «Страховая группа МСК», SKODA JS a.s., ОАО «Объединенная компания», ПАО «Уралмашзавод», ОАО «Востокгазпром», ЗАО «Ямалгазинвест».

10 ОАО «Ангстрем-М», Giovan Ltd., ОАО «Ангстрем», АО «Ангстрем-Т», ОАО «ВО

„Радиоэкспорт"», АО «Пермская научно-производственная приборостроительная

компания», ПАО «Микрон», АО НПФ «Микран», АНО «ОЦ „Гарант"», Technopole

Company, Technopole Ltd.

11 В числе организаций, попавших в санкционный список, фигурировали:

- 19 организаций и компаний: «Байк-центр», Центральный республиканский банк ДНР, Concord-Catering, ИФД «КапиталЪ», АО КБ «ИС Банк», АО КБ «Рублев», АО «ЧБРР», АО КБ «Северный Кредит», ООО «КПСК», ООО «Конкорд Менеджмент и Консалтинг», ООО «Молот-Оружие», ООО «Оборонлогисти-ка», ЧВК «Вагнер», Riviera Sunrise Resort & SPA, Государственный банк ЛНР, Банк «Таатта» АО, Банк «Центр международных расчетов» (ООО), ПАО Банк «ВВБ», Холдинг охранных структур «Волк»;

- В рамках секторальных санкций - 20 дочерних компаний «Транснефти»: АО «Черномортранснефть», ООО «Дальневосточная строительная дирекция», АО «Гипротрубопровод», АО «НПФ „Транснефть"», АО «Связьтранснефть», ООО «Транснефть Финанс», АО «Транснефть-Диаскан», АО «Транснефть-Дружба», АО «Транснефтепродукт», ООО «Транснефть-Медиа», АО «Транснефть-Метрология», ООО «Транснефть-Охрана»,АО «Транснефть-Подводсервис», АО «Транснефть-Прикамье», АО «Транснефть-Приволга», АО «Транснефть-Север», АО «Транснефть-Сибирь», АО «Транснефть-Центральная Сибирь», АО «Транснефть-Урал», ООО «Центр управления проектом "Восточная Сибирь-Тихий Океан"».

12 Этим законом США:

- Закрепили действующие на тот момент ограничительные меры и ввели норму, согласно которой для любого изменения санкций США против Российской Федерации требуется разрешительная процедура Конгресса; Однако, такая процедура не требуется, если правительство США выпускает «обычную лицензию», которая «не вносит существенного изменения во внешнюю политику США по отношению к РФ».

- Ввели новые санкции против российских государственных предприятий, которые работают в металлургической, горнодобывающей отраслях и в сфере железнодорожного транспорта.

- Ввели новые секторальные санкции в отношении финансового сектора РФ и российской энергетики.

- Ввели потенциальную ответственность в виде санкций для лиц и организаций: ответственных «за нарушение прав человека на оккупированных Россией территориях»; действующих в интересах оборонного и разведывательного секторов правительства РФ; в значительной мере способствующих возможностям РФ по проведению приватизации государственных активов; участвующих в развитии, техническом обслуживании, модернизации или ремонте трубопроводов, которые РФ использует для экспорта энергоресурсов; участвующих в зарубежных нефтяных и газовых проектах попавших под прежние санкции российских компаний.

- Ввели практику публикации подробных докладов о лицах, приближенных к президенту РФ В.В. Путину.

13 В числе организаций, попавших в санкционный список, фигурировали: Doncoaltrade sp. z o.o., ООО «Евро Полис», ООО «Instar Logistics», ООО «Компания "Газ-Альянс"», ООО «ВО "Технопромэкспорт"», ПАО «Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт», ООО «Угольные Технологии», АО «ВАД», ЗАО «Внешторгсервис».

14 ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «ПО „Киришинефтеоргсинтез"», ООО «Киришиавтосервис», ООО «Ленгипронефтехим», ООО «Медиа Инвест», ООО «Новгороднефтепродукт», ООО «Псковнефтепродукт», АО «Сургутнефтегазбанк», ООО «СО "Тверьнефтепродукт"»,ОАО «Совхоз "Червишевский"», ООО «Страховое общество "Сургутнефтегаз"», ООО «Сургутмебель».

15 12.10.2018 г. Минфин США продлил для американских инвесторов срок завершения контрактов и операций с акциями и долговыми инструментами «Группы ГАЗ», который истекал 23 октября, до 12.12.2018 г Срок вступления в силу санкций в отношении двух компаний Олега Дерипаски - ОК РУСАЛ PLC (UC Rusal) и En+ Group PLC - также был продлен до 12 декабря (прежний срок - 12 ноября) 2018 г. Ранее представители Минфина США заявили, что санкции могут быть сняты, если О.Дерипаска откажется от контроля над двумя компаниями. Бизнесмен согласился снизить свою долю в En+ Group PLC (вместе с семьей владеет около 77 % En+ Group PLC, которая контролирует UC Rusal и энергетические активы) ниже 50 %. Но пока стороны не согласовали, как это будет оформлено. По данным источников Bloomberg, сейчас обсуждается вариант передачи акций О.Дерипаски в En+ Group PLC в слепой траст под управлением американского банка. При этом бизнесмен уже покинул совет директоров компаний и вывел из него своих менеджеров [14]. По соглашению от 19.12.2018 г. En+ Group PLC, ее дочки Rusal и Евросибэнерго перешли под полный контроль американцев и британцев, а О. Дерипаска снизил свою долю с приблизительно 70 % до 44,95 %, при этом он остался под жесткими санкциями. В Министерстве финансов США сообщили, что ведомство намерено в течение 30 дней исключить компании «РУСАЛ» (Российский алюминий), и «Ев-росибэнерго» из санкционного списка. При этом поясняется, что «в Управлении по контролю за иностранными активами (OFAC) заметили значительные изменения в корпоративном управлении этих компаний, что позволит им соответствовать критериям исключения из санкционного списка» [10].

16 01.10.2014 г. отменили санкционные ограничения в отношении турецкого DenizBank, который на 99,85 % принадлежит «Сбербанку России». 31.01.2015 г. США огласили ряд исключений из наложенных ранее на Крым санкций: Разрешено пересылать определенные средства частным жителям Крыма на некоммерческих, личных началах, за исключением тех лиц в Крыму, на которых наложены персональные санкции.

Разрешено резидентам Крыма, на которых наложены персональные санкции, пользоваться банковскими счетами в банковских учреждениях США при условии, что банковские операции имеют частный, а не деловой характер. Разрешены транзакции, связанные с приемом и передачей до Крымского региона Украины сообщений системами связи (но это не касается передачи туда телекоммуникационного оборудования и технологий предоставления услуг передачи системами связи), за исключением сделок, ограниченных раньше индивидуальными санкциями.

22.05.2015 г. США разрешили жителям Крыма доступ к сетевым сервисам (социальные сети, приложения для обмена сообщениями и фотографиями, электронная почта), при условии, что данные сайты являются бесплатными и широко распространенными. Внесенное исключение не касается лиц и компаний, находящихся в санкционном списке.

15.12.2016 г США отменили ограничительные меры к закупкам и технической поддержке цифрового электрооптического сенсора OSDCAM4060, «что улучшит мониторинговые возможности США при подтверждении следованию соглашения с Россией по договору об Открытом небе».

17 Сенаторы США 02.08.2018 г. внесли в Конгресс законопроект, который ужесточает антироссийские ограничительные меры. В частности, документ предусматривает «ужесточение санкций в отношении энергетического и финансового секторов России», ее «олигархов и государственных предприятий», применение «санкций в отношении российского суверенного долга». Также речь идет о «запрете на выдачу лицензий американским гражданам на участие в деятельности, связанной с определенными проектами по добыче нефти в Российской Федерации». Автором является сенатор-демократ Роберт Менендес (от штата Нью-Джерси), соавторами выступают Линдси Грэм (республиканец, от штата Южная Каролина), Джон Маккейн (республиканец, от штата Аризона), Кори Гарднер (республиканец, от штата Колорадо), Бен Кардин (демократ, от штата Мэриленд), Джин Шахин (демократ, от штата Нью-Гэмпшир). Они характеризуют свою инициативу как «всеобъемлющее законодательство, усиливающее санкционное давление на Россию» [11].

18 «Сегодня мы сообщили Конгрессу, что российское правительство не выполнило ранее озвученные критерии. Следовательно, запускается механизм введения второго раунда санкций. Закон не предусматривает обязательного вступления санкции в силу сегодня. Так что мы не оглашаем вступление в силу каких-либо ограничений», -пояснил Би-би-си представитель Госдепа. «Мы собираемся аккуратно и вдумчиво прорабатывать наши следующие шаги. О том, какими они будут, мы сообщим позднее», - добавил он [6].

19 Проект закона об ужесточении санкций против России, внесенный группой сенаторов от Республиканской и Демократической партий во главе с сенатором Линдси Грэмом, 14 августа был опубликован в базе Конгресса США. Законопроект DASKAA 2018 (Defending American Security from Kremlin Aggression Act) - «Закон о защите безопасности Америки от агрессии Кремля» - внесли в Конгресс США в начале августа сенаторы Линдси Грэм и Роберт Менендес. Это произошло вскоре после встречи президента США Дональда Трампа с российским президентом Владимиром Путиным в Хельсинки 16.07.2018 г. Законопроект содержит как политические заявления, так и перечень конкретных мер, которые законодатели предлагают принять в ответ на действия России. В законопроекте говорится, что Соединенные Штаты не признают аннексии Россией Крыма - по образцу Декларации 1940 г. о непризнании аннексии Советским Союзом стран Балтии. Документ также запрещает администрации США предпринимать шаги, направленные на выход страны из НАТО. В отдельных главах законопроекта на Россию возлагается ответственность за применение химического оружия (речь идет об отравлении Сергея и Юлии Скрипаль в британском Солсбери), за кибератаки и за вмешательство в выборы президента

США в 2016 г., а также высказывается мнение, что Россия могла совершить в Сирии военные преступления. Закон DASKAA 2018 еще не принят Конгрессом США, но это может быть сделано в ближайшие месяцы.

20 Справочно: В 2017 г., по данным статистической службы США, Россия поставила в Америку товаров на 17 млрд долларов (4,7 % всего российского экспорта), а Америка в Россию - на 7 млрд долл. (0,2 % всего американского экспорта). Торговый оборот двух стран составил 24 млрд долл. Это в 26 раз меньше, чем торговой оборот США с Китаем, в три раза меньше, чем оборот США с Индией и в 2,7 раза меньше, чем торговля США с Бразилией.

Наибольшего объема - 34 млрд долл. - торговля США с Россией достигала в 2011 г. Россия поставляет в США в основном нефть, металлы, ядерное топливо, минеральные удобрения и рыбу. На эти позиции приходится 90 % российского экспорта в США. Основная статья американского экспорта в Россию приходится на корпорацию Boeing. Это самолеты, авиационные двигатели и комплектующие к самолетам. Кроме того, США поставляет в Россию продукцию машиностроения. До введения санкций штаты также были крупным поставщиком в Россию оборудования для нефтедобычи.

США вынуждены закупать у России титан. Российское предприятие «ВСМПО-Ависма» - давний партнер американского производителя самолетов Boeing. «ВСМПО-Ависма», по разным оценкам, производит от 40 до 60 % титановых деталей для Boeing. Такая высокая доля объясняется тем, что производителей качественного титана мало, а спрос растет.

Еще одной такой «чувствительной» для США и России статьей экспорта являются поставки российских ракетных двигателей РД-180. Эти поставки продолжатся, несмотря на американские санкции, заявлял в январе 2018 г. секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев.

США также существенно зависят от российского топлива для атомных электростанций. Однако отказ России от поставок топлива в США, как и в случае с титаном, навредит обеим сторонам.

С 2008 г. власти США установили для российского урана квоту в размере 20 % потребностей американских АЭС. Сейчас у Tenex - внешнеторговой компании «Росатома» - заключены контракты на поставку урана в США на общую сумму 6,5 млрд долл.

Запретительные меры могут быть и неторговыми. Например, в октябре 2017 г. РИА Новости сообщало со ссылкой на неназванный источник, что Россия может приостановить полеты американских космонавтов на Международную космическую станцию. Эксперты отмечали, что если США не смогут попасть на МКС, то американская часть станции прекратит работу, и тогда остановится работа всей МКС. «Если мы завершим работу станции сейчас, то о будущем [российской] пилотируемой космонавтики на горизонте до 2025 г. можно перестать говорить - и, думаю, за это время она настолько атрофируется, что восстановить ее будет невозможно», - говорил член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин.

21 «Санкции будут действовать до тех пор, пока мы не увидим принципиальную смену поведения», - заявил Русской службе Би-би-си представитель Госдепартамента США Дэвид Теслер.

Речь идет о запрете на любые контракты и сделки между правительством США и людьми из «черного» списка. Кроме того, запрещается импорт в США продукции или услуг, произведенных теми, кто попал под санкции, или связанными с ними компаниями. Исключениями являются товары или услуги, особо значимые для безопасности США, или ситуации, когда заменить поставщика невозможно. «Санкции работают. Они наносят убытки российским властям, а также тем, кто помогает России осуществлять ее подрывные действия. Мы делаем так, чтобы расплата за действиях всех этих субъектов была больше», - сказал в интервью Би-би-си Теслер. «Мы хотим донести до них мысль о том, что нельзя и далее безнаказанно совершать такие действия. Санкции будут действовать до тех пор, пока мы не увидим принципиальную смену поведения», - добавил он. 22 Законопроект, в частности, предусматривает расширение действия Закона о борьбе с противниками Америки через санкции:

«Через 180 дней после вступления в силу Закона о защите безопасности Америки от агрессии Кремля президент должен ввести санкции в отношении: (1) политических деятелей, олигархов и других лиц, которые участвуют, напрямую или не напрямую, в незаконных и коррумпированных действиях от имени президента Российской Федерации Владимира Путина, а также людей, действующих от имени этих политических деятелей, олигархов и лиц; (2) российских полугосударственных юридических лиц, которые участвуют в незаконной и коррумпированной деятельности от имени президента РФ Владимира Путина; (3) членов семей лиц, указанных в параграфах (1) или (2), которые получают значительную прибыль от этой незаконной и коррумпированной деятельности; (4) лиц, включая финансовые институты, которые осуществляют денежные операции с лицами, описанными в параграфах (1), (2) или (3)».

Разделы 236-237. Санкции в отношении инвестиций в энергетические проекты. «Через 180 дней после вступления в силу Закона о защите безопасности Америки от агрессии Кремля президент должен ввести санкции в том случае, если лицо, зная об этом законе, инвестирует в энергетические проекты за пределами Российской Федерации, которые принадлежат российским государственными или полугосударственными компаниям, сумму, превышающую 250 млн долл.». Что касается собственно российских энергетических компаний, то предлагается следующее:

«Санкции будут касаться лиц, которые продают, сдают в аренду или предоставляют РФ товары, услуги, технологии, финансирование на сумму более 1 млн долл. Подлежат запрету на поставки следующие товары и услуги: (Ь) Товары, услуги, технологии, финансирование или иная поддержка, которая может значительно помочь Российской Федерации - (1) в разработке нефтяных ресурсов, находящихся на территории РФ или (2) в производстве нефти в РФ, включая любую прямую помощь в создании, модернизации и ремонте инфраструктуры, которая позволяет разрабатывать нефтяные ресурсы в Российской Федерации». Раздел 238. Российский государственный долг. «Через 90 дней после вступления Закона в силу президент США должен: (1) разработать механизм, запрещающий гражданам США участвовать в сделках, предоставлять финансирование или вести какую-либо другую деятельность, которая касается российского государственного

долга через 180 дней после вступления этого закона в силу; (2) воспользоваться всеми правами, данными ему Законом об экономических правах в чрезвычайных международных обстоятельствах (50 U.S.C. 1701 et seq.), включая все, что необходимо, для того, чтобы заблокировать и запретить все сделки по собственности и интересам одного или более российских финансовых институтов, указанных в пункте (b), если эта собственность и интересы находятся в США или во владении и контроле гражданина США». В законе приводится следующий список: Внешэкономбанк; Сбербанк; Банк ВТБ; Газпромбанк; Банк Москвы; Россельхозбанк и Промсвязьбанк. В проекте закона подчеркивается, что под российским национальным долгом имеются в виду облигации, выпущенные российским Центральным банком, Фондом национального благосостояния и казначейством Российской Федерации. Раздел 239 вводит аналогичные меры в отношении лиц, которые сотрудничают с россиянами, вовлеченными во враждебные по отношению к США действия в кибернетическом пространстве. Санкции предлагается вводить в тесной координации действий с Европейским Союзом и Государственным департаментом США. Первый отчет соответствующим комитетам Конгресса о том, что именно сделано для выполнения этого закона, президент должен дать через 60 дней после вступления закона в силу.

Раздел 623 предписывает директору Национальной разведки в течение 180 дней с момента принятия закона представить Конгрессу детальный отчет о личном состоянии и активах президента Российской Федерации Владимира Путина, включая:

(1) приблизительную оценку и известные источники доходов Владимира Путина и членов его семьи, включая недвижимость, инвестиции, банковские счета, другие бизнес-интересы, и информацию о соответствующих владельцах собственности;

(2) список наиболее значимых иностранных политических лиц и олигархов в Российской Федерации в зависимости от их близости к Владимиру Путину.

(b) Отчет должен носить форму несекретного документа, но может содержать секретный указатель.

Раздел 701. «В течение 90 дней после принятия закона госсекретарь должен передать в Конгресс определение, подходит ли Россия под критерии государства-спонсора терроризма».

Раздел 704. Предусматривает создание объединенного национального центра реагирования, цель которого - координировать действия правительства США в ответ на гибридные угрозы США и их союзникам со стороны правительства России, такие как: дезинформация и пропаганда с помощью традиционных медиа и социальных сетей; создание, инфильтрация и манипуляция культурными, религиозными, образовательными и политическими организациями или партиями; нелегальная передача средств для коррупционной деятельности, совершения преступления и оказания злонамеренного влияния; диверсионные тактики и «серая» деятельность, в том числе посредством полувоенных организаций; кибер- и иные нетрадиционные угрозы; использование энергетических ресурсов или инфраструктуры, чтобы оказывать влияние на суверенные страны и политических субъектов.

Раздел 705. «Фонду противодействия российскому влиянию выделяется 250 млн долл. на 2020-2021 гг. фискальные годы - чтобы помочь странам Европы и Азии защитить инфраструктуру и механизм выборов от кибератак, бороться

с коррупцией и укреплять правопорядок, реагировать на гуманитарные кризисы и нестабильность, созданные вторжением или оккупацией Россией территорий в Грузии, Молдове и Украине».

Раздел 706. «Конгресс считает, что использование правительством России силы, разведопераций, кибератак, кампаний влияния, в том числе с помощью коррупции и дезинформации, являет собой явную угрозу странам Европы и Евразии. В ответ правительства этих стран должны удвоить усилия по укреплению своих институтов, политических систем и гражданского общества. Правительство США поддерживает демократические и правовые институты, которые правительство России пытается подорвать, включая НАТО, ОБСЕ и ЕС. Правительство США должно увеличить усилия в Европе, чтобы противостоять угрозам фундаментальным правам человека и правопорядку, независимым СМИ, гражданскому обществу и другим демократическим институтам, сила которых играет ключевую роль в защите от пагубного российского влияния в долгосрочной перспективе».

Раздел 707. «Конгресс считает, что правительство России злоупотребляет механизмами «Интерпола» в политических целях, чтобы преследовать и унижать политических оппонентов. США должны использовать свое влияние в «Интерполе», чтобы помешать таким злоупотреблениям, включая приостановку для России возможности использовать подобные механизмы». Раздел 708. «Конгресс делает следующие выводы:

В марте 2016 г. Amnesty International выпустила доклад, в котором утверждалось: «Сирийские и российские силы умышленно атаковали медицинские объекты с вопиющим нарушением международных гуманитарных законов. Но по-настоящему шокирует то, что уничтожение больниц оказалось частью их военной стратегии». 21.09.2017 г. представитель Госдепартамента сообщила об авиаударах в провинциях Идлиб и Хама, в результате которых были повреждены медицинские объекты и убежища для гражданских лиц: «Эти атаки укладываются в знакомые рамки: медицинские объекты и работники, гражданское население - жертвы ударов сирийского режима и его российских союзников».

В феврале 2018 г. в результате сирийских и российских авиаударов были убиты 230 мирных жителей, повреждены не менее девяти медицинских объектов. В заявлении главы ведомства ООН по правам человека было сказано, что «авиаудары, в зависимости от обстоятельств», «могут являться военными преступлениями». В марте комиссия ООН по расследованию происходящего в Сирии заявила, что «нанесенные неуправляемыми снарядами российские авиаудары по густонаселенным районам Алеппо 13 ноября, в результате которых не менее 84 человек погибли и 150 были ранены, могут представлять собой военные преступления». В связи с этим в течение 60 дней после принятия закона госсекретарь должен передать в Конгресс доклад о возможных военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершенные правительством России или полувоенными образованиями и контрактниками, действовавшими по его указанию в Сирии». Раздел 709. «В течение 90 дней после принятия закона директор национальной разведслужбы в координации с госсекретарем и министром обороны должен передать в Конгресс доклад, в котором оценивается желание и способность российского правительства обеспечить вывод из Сирии иранских сил или связанных с Ираном

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вооруженных групп, оружие технологии и сведения, прямо или косвенно переданные российским правительством режиму Башара Асада, ливанской группировке «Хезболла», Ирану или связанным с ним силами в Сирии, которые угрожают безопасности или качественному военному превосходству Израиля». Раздел 710. «Конгресс считает, что технологические компании, в частности, социальные сети, несут ответственность за то, чтобы их платформы были свободны от дезинформации, распространяемой правительством России и других государств» [12].

23 Крупнейшие пенсионные фонды США в настоящее время сохраняют потенциально токсичные российские активы на 1,5 млрд лолл. В их портфелях - ОФЗ и бумаги госкомпаний под секторальными санкциями. Например, крупнейший пенсионный фонд США California Public Employees' Retirement System (CalPERS), обслуживающий почти 2 млн нынешних и будущих пенсионеров, держит потенциально токсичные российские бумаги (акции подсанкционных компаний, гособлигации) более чем на 1,1 млрд долл. По состоянию на 30.06.2018 г (последняя отчетная дата) CalPERS владел российскими гособлигациями рыночной стоимостью 460,7 млн долл. - по сравнению с 479 млн долл. годом ранее. Из принадлежащего CalPERS пакета российских гособлигаций 430 млн долл. пришлись на ОФЗ и немногим более 30 млн долл. - на еврооблигации.

Помимо российского госдолга CalPERS держит акции российских компаний, находящихся под американскими санкциями. По состоянию на 30.07.2018 г. фонд владел российскими акциями (преимущественно в виде депозитарных расписок) на 872 млн долл. из которых 658 млн долл. - акции компаний из списка секторальных санкций (финансовых и энергетических). CalPERS владеет ценными бумагами под-санкционных российских компаний «Газпром», ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК, «Роснефть», Сбербанк, ВТБ и «Сургутнефтегаз». В частности, в портфеле CalPERS есть акции и ADR Сбербанка на 238 млн долл., и GDR банка ВТБ на 12,5 млн долл. Акции подсанкционных компаний также есть в портфелях, например, второго по величине пенсионного фонда Америки California State Teachers' Retirement System (CalSTRS), представляющего интересы учителей, и пенсионного фонда Флориды (Florida Retirement System). Так, в российском портфеле CalSTRS крупнейший актив - это ЛУКОЙЛ (акции на 161 млн долл. и облигации на 2,5 млн долл.). Пенсионный фонд штата Нью-Йорк (NYSCRF), третий по величине в стране, владеет российскими акциями на 82,7 млн долл, На бумаги подсанкционных компаний приходится 59,3 млн долл. от этой суммы.

Флоридский пенсионный фонд, четвертый по величине в стране, держит российские бумаги на 354 млн долл. по состоянию на 30.06.2018 г. В том числе - акции подсанкционных компаний (НОВАТЭК, «Роснефть», Сбербанк, ВТБ, «Газпром нефть», «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Транснефть») - на 173,3 млн долл. Из десяти крупнейших иностранных держателей российских ОФЗ - институциональных инвесторов - половина приходится также на американские фонды. Крупнейшим является BlackRock - инвесткомпания владеет российскими бондами на 2,53 млрд долл. Также среди них Stone Harbor, банк Goldman Sachs, компания по управлению активами Legg Mason [14].

24 08.01.2019 г. демократы в сенате конгресса США заблокировали законопроект, который предусматривает введение санкций против России, Сирии и Ирана.

Библиографический список

1. Гордиенко Д.В. Глобальные интеграционные проекты: изменение уровня экономической безопасности государств мира при их реализации. М., 2018.

2. Гордиенко Д.В., Ганин В.А. Изменение уровня экономической безопасности государств при реализации глобальных интеграционных проектов. М., 2017.

3. Гордиенко Д.В. Перспективы российско-американского диалога по вопросам региональной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 6 (339).

4. Гордиенко Д.В., Ганин В.А. Изменение уровня экономической безопасности США в рамках экономического патроната и экономической кооперации государств-членов Транстихоокеанского партнерства (Ч. 1) // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2017. № 1.

5. Гордиенко Д.В., Ганин В.А. Изменение уровня экономической безопасности США в рамках экономического противоборства государств-участников Транстихоокеанского партнерства (Ч. 2) // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2017. № 4.

6. Ившина О. США запустили механизм введения «драконовских санкций» против России. 06.11.2018. URL: https://www.bbc.com/russian/ features-46117796 (дата обращения: 23.03.2019)

7. Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов. М., 2015. URL: https://www. cbr.ru/Content/Document/File/48133/on_2016(2017-2018).pdf (дата обращения: 23.04.2019).

8. Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов. М., 2018. https://www.cbr.ru/ Content/Document/File/48125/on_2019(2020-2021).pdf (дата обращения: 23.04.2019).

9. http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/wesp_archrve/2015 wesp _myu_en.pdf (дата обращения: 23.04.2019).

10. https://finansy.sm-news.ru/ssha-i-britaniya-otzhali-u-rossii-rusal-po-pravu-silnogo-krichevskij/ (дата обращения: 23.03.2019)

11. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5448514 (дата обращения: 23.03.2019)

12. https://www.currenttime.tv/a/29433649.html (дата обращения: 23.03.2019).

13. https://www.faa.gov/air_traffic/publications/us_restrictions/media/ FDC_NOT AM_4-2515_Ukraine_Pointer_NOTAM.pdf (дата обращения: 23.03.2019).

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

14. https://www.rbc.ru/newspaper/2018/10/22/5bc4d3439a7947a567410b25 (дата обращения: 23.03.2019).

15. https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Programs/Documents/ ukraine_eo3.pdf (дата обращения: 23.04.2019).

Д.В. Гордиенко

доктор военных наук, профессор

действительный член (академик) Академии военных наук, г. Москва

E-mail: [email protected] А.В. Ганин

доктор экономических наук

заместитель начальника управления кадров и противодействия коррупции Федеральной службы по финансовому мониторингу, г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.