Научная статья на тему 'Антироссийские санкции - вчера и сегодня'

Антироссийские санкции - вчера и сегодня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2932
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ / INTERNATIONAL SANCTIONS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / ECONOMIC THREATS / США / "ПЛАН РЕЙГАНА" / THE "REAGAN'S PLAN" / USS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцев С.В.

США и ЕС объявили введенные в марте 2014 г. санкции против России мерами воздействия на Российскую Федерацию с целью заставить её безоговорочно выполнять требования США и ряда стран Запада в отношении позиции РФ по вопросу об Украине. Содержание санкций указывает на то, что они направлены на международную изоляцию России, ослабление её экономики, дискредитацию российского Президента и формирование образа страны-изгоя. Россия не первая страна, против которой США применяют санкции без их утверждения ООН. Автор приводит примеры таких санкций, сопоставляет антироссийские санкции с секретно осуществлявшимися при президенте Рейгане мерами по ослаблению экономики СССР, а также называет возможные негативные для России последствия введенных против нее экономических и финансовых санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sanctions on Russia - Yesterday and Today

The US and the EU announced that the sanctions on Russia, which they enter in March 2014, are measures that can forced the Russian Federation to follow strictly the requirements of the United States and some other Western nations for Russian position on the issue of Ukraine. It is shown in this paper, that the sanctions are aimed at the international isolation of Russia, the weakening its economy, discrediting the President of the Russian Federation, and the formation of the image of Russia as a rogue state. Russia is not the first state against which the U. S. imposes sanctions without UN approval. The author gives examples of such sanctions and compares sanctions against Russia with measures to weaken the economy of the USSR, which were undertaken secretly under President Reagan. He also specifies negative for Russia consequences, which may follow the economic and financial sanctions, imposed on the country.

Текст научной работы на тему «Антироссийские санкции - вчера и сегодня»

Антироссийские санкции -вчера и сегодня1

С. В. КАЗАНЦЕВ, доктор экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail: kzn-sv@yandex.ru

США и ЕС объявили введенные в марте 2014 г. санкции против России мерами воздействия на Российскую Федерацию с целью заставить её безоговорочно выполнять требования США и ряда стран Запада в отношении позиции РФ по вопросу об Украине. Содержание санкций указывает на то, что они направлены на международную изоляцию России, ослабление её экономики, дискредитацию российского Президента и формирование образа страны-изгоя.

Россия - не первая страна, против которой США применяют санкции без их утверждения ООН. Автор приводит примеры таких санкций, сопоставляет антироссийские санкции с секретно осуществлявшимися при президенте Рейгане мерами по ослаблению экономики СССР, а также называет возможные негативные для России последствия введенных против нее экономических и финансовых санкций.

Ключевые слова: Российская Федерация, международные санкции, экономические угрозы, США, «план Рейгана»

Санкции

Как только война становится реальностью, всякое мнение, не берущее ее в расчет, начинает звучать неверно.

А. Камю (1913-1960), французский писатель и философ

В марте 2014 г США и ЕС объявили о начале введения санкций в отношении России. Позднее к ним присоединились некоторые другие страны, в основном члены НАТО и союзники США.

В переводе с латинского «санкция» ^апсйо) - это закон с указанием кары за его нарушение. Как всякий закон, он должен быть утверждён законодательным органом. В международном праве санкции применяют к государству, не исполняющему нормы международного права, свои международные обязательства2. Между тем антироссийские санкции не были утверждены или одобрены каким-либо полномочным международным органом.

1 Статья подготовлена на основе материала работы по плану НИР ИЭ-ОПП СО РАН в рамках приоритетного направления 1Х.87 (проект 1Х.87.1.3).

2 См., например: Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. - М., 1999. - С. 398; Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - 2-е изд., доп. - М.: Рус. яз., 2000. - С. 623.

ЭКО. - 2015. - №3 КАЗАНЦЕВ С.В.

США так поступают не в первый раз, в частности, еще в 1807 г правительство Соединённых Штатов Америки прибегло к санкциям, приняв закон об эмбарго на торговлю сначала со всей Европой, а потом - только с Францией и Англией. Объявляемые США санкции обычно включают запреты на въезд в США и посещение страны, против которой они направлены, гражданами Соединённых Штатов, на экспорт и импорт, на передачу информации и технологий, на инвестирование, а также замораживание активов, счетов и операций физических и юридических лиц.

В последние 25 лет санкции, похоже, стали привычным для США видом воздействия на другие страны (табл. 1). В современном мире, как отметил Президент РФ В. В. Путин, «все чаще звучит язык ультиматумов и санкций. Само понятие государственного суверенитета размывается. Неугодные режимы, страны, которые проводят независимую политику или просто стоят на пути чьих-то интересов, дестабилизируются»3.

По сути, санкции используют в качестве оружия в экономической, политической, дипломатической, идеологической, военной, информационной, научной, технико-технологической, культурной и других сферах жизни общества. Для его применения находят подходящие поводы. Нашли предлог и для введения антироссийских санкций. Об этом в «Российской газете» в октябре 2014 г написал секретарь Совета безопасности РФ Н. П. Патрушев: «... Если бы катастрофы на Украине не произошло, нашелся бы другой повод для активизации политики "сдерживания" нашей страны. Этот курс неукоснительно проводится многие десятки лет, меняются лишь формы и тактика его реализации»4.

Об этом же сказал Президент РФ В. В. Путин в Послании Федеральному собранию РФ 4 декабря 2014 г: «Это не просто нервная реакция США или их союзников на нашу позицию в связи с событиями и госпереворотом на Украине и даже не в связи с так называемой "крымской весной". если бы всего этого не было. то придумали бы какой-нибудь другой повод для того, чтобы сдержать растущие возможности России, повлиять на неё, а ещё лучше - использовать в своих интересах.

3 Стенограмма выступления Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета безопасности в Кремле 22 июня 2014 г. URL: http://www.rg.ru/ 2014/07/23/stenogramma.html (дата обращения: 24.07.2014).

4 Егоров И. Вторая «холодная» // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2014. - № 235. - С. 9.

Таблица 1.Санкции ООН и США против стран, их руководителей, представителей органов власти и других лиц, введенные в 1950-2014 гг.

Год Ввели Страна, против которой введены санкции

1950 США Корейская Народно-Демократическая Республика

1960 США Республика Куба

1966 ООН Южная Родезия (после 1980 г. - Республика Зимбабве)

1977 ООН ЮАР, Республика Сьерра-Леоне

1979 США Исламская Республика Иран. В начале 2012 г. к американским экономическим санкциям в отношении Ирана присоединились входящие в Европейский союз государства

1990 ООН Республика Ирак, Государство Кувейт

США Республика Ирак

1991 ООН Федеративная Республика Югославия

1992 ООН Государство Ливия, Республика Либерия, Федеративная Республика Сомали

1993 ООН Республика Ангола, Республика Гаити

1994 ООН Республика Руанда

1997 США Союз Мьянма (Бирма). В 2003 г. санкции ужесточены

1999 ООН Исламская Республика Афганистан

2000 ООН Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Эритрея

2001 США Республика Сербия, Черногория

2002 США Республика Зимбабве

2003 ООН Демократическая Республика Конго

2004 ООН Республика Судан, Республика Кот-д'Ивуар

США Сирийская Арабская Республика

2005 ООН Ливийская Республика

2006 ООН Исламская Республика Иран, Корейская Народно-демократическая Республика

США Демократическая Республика Конго

2007 США Республика Судан

2010 США Федеративная Республика Сомали

2011 США Государство Ливия, Республика Беларусь, Республика Кот-д'Ивуар

2012 США Государство Ливан, Йеменская Республика

2014 США Украина при президенте В. Ф. Януковиче, Республика Южный Судан, Российская Федерация. Санкции против России поддержали Организация экономического сотрудничества и развития, Организация североатлантического договора, часть стран «Большой восьмерки», Европейский союз

Источники: таблица составлена на основе материалов сайтов: URL: http://www. vestifinance.ru/articles/42079 и http://www.profi-forex.org/wiki/mezhdunarodnye-sankcii.html (дата обращения: 23.12.2014).

3 ЭКО. - 2015. - №3

Политика сдерживания придумана не вчера. Она проводится в отношении нашей страны многие-многие годы - всегда, можно сказать, десятилетиями, если не столетиями. Словом, всякий раз, когда кто-то считает, что Россия стала слишком сильной, самостоятельной, эти инструменты включаются немедленно»5.

Déjà vu6

У них на всё есть лозунг строгой -Под либеральным их клеймом: Не смей идти своей дорогой, Не смей ты жить своим умом.

П. А. Вяземский (1792-1878), русский поэт, историк, публицист, государственный деятель

Да, политика сдерживания СССР и России проводится многие годы. И в объявленных в отношении Российской Федерации санкциях легко просматривается аналогия с секретным планом президента Р. Рейгана.

Санкции тем результативнее, чем сильнее они воздействуют на «болевые точки». В то время «главным "уязвимым местом" нашей страны, как определило ЦРУ, была ее экономика. После детального моделирования американские специалисты выявили ее самое "слабое звено", а именно - высочайшую зависимость бюджета СССР от экспорта энергоресурсов. Была сформирована стратегия провоцирования финансово-экономического банкротства советского государства, предусматривающая две взаимосвязанные цели: организацию резкого снижения доходов в бюджет СССР от внешней торговли в сочетании с существенным ростом расходов на разрешение организуемых извне проблем.

В качестве основной меры сокращения доходной части бюджета рассматривалось снижение мировых цен на нефть. Этого удалось добиться к середине 1980-х годов, когда в результате сговора США с правителями ряда нефтедобывающих стран на рынке образовался искусственный излишек сырья, и цены на нефть упали почти в 4 раза»7.

5 Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ 4 декабря 2014 г. URL: http://www.rg.ru/2014/12/04/poslanie-site.html (дата обращения: 05.12.2014) .

6 «Дежа вю» (франц.) - это уже было.

7 Егоров И. Вторая «холодная» // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2014. - 15 окт. - № 235. - С. 9.

Слабое для Советского Союза место осталось уязвимым и в современной России. Неудивительно поэтому, что санкции 2014 г и развитие событий после их введения так похожи на случившееся в 1980-х (табл. 2, курсивом отмечены результаты).

Таблица 2. Меры по ослаблению экономики СССР 1982 г.

(План Р. Рейгана) и санкции против РФ 2013-2014 гг.

Меры по ослаблению экономики СССР, 1982 г. Санкции против РФ 2014 г. и их последствия

Предотвратить строительство второй ветки газопровода из Сибири в Западную Европу. Пуск первой линии трубопровода был задержан усилиями Вашингтона на два с половиной года Задержка строительства газопровода «Южный поток»

Снизить цены на нефть. Цены упали в четыре раза Падение цен на нефть со 100 до 50 долл. за баррель в начале января 2015 г.

Ограничить поставки советского газа в Европу. Европейские компании вложили средства в разработку норвежских месторождений более дорогого природного газа Предложение поставлять сланцевый газ из США в Европу

Прекратить предоставление займов Советскому Союзу и принудить его к досрочной выплате процентов по кредитам Ограничение кредитования российских юридических и физических лиц

Запреты на поставку технологий бурения вечной мерзлоты; двойного назначения Запрет на поставки ряда технологий, машин, оборудования, приборов элементной базы в РФ: оборудования для глубинной добычи, бурения арктического шельфа и сланцевых месторождений; торговлю оружием; передачу технологий двойного назначения

Гонка вооружений: не только резкий рост расходов на вооружения, но и технологический прорыв (Стратегическая оборонная инициатива). Цель: вынудить СССР увеличить расходы на оборону Приближение баз НАТО к границам РФ, отказ НАТО от сотрудничества с РФ

Идеологическое воздействие Идеологическая, психологическая и информационная война Запада против РФ

Принуждение европейских стран следовать американскому плану Свои санкции вслед за США и ЕС ввели Австралия, Албания, Израиль, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Молдавия, Новая Зеландия, Норвегия, Черногория, Швейцария, Япония

Источники: Крашенинникова В. Рейган против СССР, Обама против России...: план тот же - а результат? URL: http://ria.ru/cj/20140813/1019820171.html (дата обращения: 13.08.2014); Газ - оружие в антироссийском арсенале Запада. URL: http://ria.ru/cj_analytics/20140514/1009583933.html (дата обращения: 13.08.2014); Егоров И. Вторая «холодная» // Российская газета. Федеральный выпуск. -2014. - № 235 - С. 1, 9.

План Рейгана был засекречен. Поправка Джексона-Вэника, ограничившая торговые отношения с СССР, а после его распада -

3*

с Россией, действовала в 1974-2012 гг. открыто. 12 апреля 2013 г. в Соединенных Штатах составили «Список Магницкого», по которому был введен запрет на въезд физических лиц на территорию США, замораживание их имущества и банковских вкладов на территории США. В 2013 г. в связи с событиями в Сирии и прилетом в Россию Э. Д. Сноудена США начали применять к РФ экономические санкции: запрет на экспорт в РФ установленного ими круга изделий и, в частности, прибегли к «точечным санкциям» в отношении космической отрасли России, прекратили поставки элементной базы для космического аппарата «Гео -ИК-2»8.

После государственного переворота на Украине последовала новая серия антироссийских санкций: с 14 марта 2014 г. - в отношении 119 физических и 23 юридических лиц, установившие запрет на покупку у них и продажу им товаров, управление их имуществом, выплату дивидендов и т. д., с 20 марта - географические санкции (запрещены инвестиции в инфраструктуру Крыма), с 17 июля - секторальные, ограничившие ряду российских компаний и банков доступ к международному финансовому рынку, запретившие торговлю вооружением.

Согласно имеющимся данным9, эта группа экономических, финансовых и некоторых других видов санкций относится главным образом к трем секторам российской экономики: банковскому (Сбербанк, Банк Москвы, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Российский сельскохозяйственный банк, ВТБ банк), нефте-и газодобывающему («Газпром», «Роснефть», «Газпромнефть», «Транснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз») и оборонному (Го -сударственная корпорация «Ростехнологии» (и входящие в неё

8 См.: Чеберко И. ГЛОНАСС сократят на 16 млрд рублей // Известия. Федеральный выпуск. - 2014. - № 57. - С. 1, 3.

9 См.: Швабауэр Н. Выводы делать рано // Российская газета. Бизнес. -2014. - № 39. - С. 5; Баязитова А., Криворучик А. США выдадут визы сотрудникам компаний из санкционного списка // Известия. Федеральный выпуск. - 2014. - № 136. - С. 1, 4; Буев В. Доступ ограничен // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2014. - № 31. - С. 3; Американское издание раскрыло детали возможных новых санкций ЕС против России. URL: http://www.militarynews.ru/Story.asp?rid=1&nid=351757 (дата обращения: 30.10.2014); http://webground.su/tema/2014/09/17/mashinostroiteljnyj_zavod/ (дата обращения: 24.12.2014); Announcement of Expanded Treasury Sanctions within the Russian Financial Services, Energy and Defense or Related Materiel Sectors. URL: http://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/ jl2629.aspx (дата обращения: 10.12.2014).

компании: «Авиационное оборудование», «Вертолеты России», «Российская электроника», Объединенная двигателестроительная корпорация, корпорация ВСМПО-АВИСМА, ФГУП ГНПП «Базальт», ОАО Концерн «Созвездие», ОАО Концерн «Радиоэлектронные технологии», ОАО «Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения"», ОАО Концерн ПВО «Алмаз-Антей», холдинг «Российская электроника», компания «Сириус»); Объединённая авиастроительная корпорация; ОАО Концерн «Калашников»; ОАО «Конструкторское бюро приборостроения»; ОАО «Уралвагонзавод», компания «Станкоинструмент»; «Исследовательско-производственный центр в Долгопрудном»; ОАО «Машиностроительный завод имени М. И. Калинина», ОАО «Мытищинский машиностроительный завод», ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова»; ОАО «Морской научно-исследовательский институт радиоэлектроники "Альтаир"» и др.

В Заявлении президента США Б. Обамы от 11 сентября 2014 г. сказано о расширении и усилении санкций в отношении России: «Мы усилим и расширим санкции к российскому финансовому, энергетическому и оборонному секторам. Эти меры усилят политическую изоляцию России, а также её экономические издержки, особенно в областях, важных для Президента Путина и тех, кто к нему близок»10. В Указе от 19 декабря 2014 г. Обама подтвердил свою мысль: «Мы продолжим рассмотрение наших санкций и их формата в тесном сотрудничестве с нашими международными партнёрами»11. И 19 декабря 2014 г. США запретили экспорт в Крым и импорт из него технологий, товаров и услуг, а также инвестирование в Крым, ввели санкции к ряду

10 Statement by the President on New Sanctions Related to Russia. September 11, 2014. URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/09/11/state-ment-president-new-sanctions-related-russia (дата обращения: 15.12.2014) .

Отметим, что заявление сделано в день 13-й годовщины четырёх скоординированных террористических актов на территории США, жертвами которых стали 2977 человек. В. В. Путин охарактеризовал события 11.09.2001 г. как трагедию для всего мира.

11 Obama on Sanctions on Commerce with Crimea Region of Ukraine. Statement by the President on Executive Order "Blocking Property of Certain Persons and Prohibiting Certain Transactions with Respect to the Crimea Region of Ukraine". URL: http://iipdigital.usembassy.gov/st/english/texttrans/2014/12/20141219312311. html#axzz3MiZApxRt (дата обращения: 22.12.2014).

физических и юридических лиц (Европейский союз принял такие санкции днем раньше).

Б. Обама не случайно говорит о международных партнерах: из опыта военных действий США уяснили, что в войне надо иметь союзников и использовать их по максимуму. При этом потери союзников могут оказаться большими, чем США. Этот принцип они применяют на практике. К инициированным и поддерживаемым Соединёнными Штатами санкциям 2014 г против России12 присоединились Австралия, Албания, Израиль, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Молдавия, Новая Зеландия, Норвегия, Черногория, Швейцария, Япония13.

Монолог с позиции силы

Не так страшен черт, как его малюют.

Русская народная пословица

Санкции - это силовое воздействие. Чтобы их применять, надо правильно оценить соотношение сил и быть сильнее того, на кого воздействуешь. Поэтому Европейский союз при выработке санкций оценивал их эффективность, соотношение расходов и преимуществ, баланс между секторами и государствами-членами, обратимость и расширяемость, правовую защищенность и легкость внедрения, а также международную координацию14.

12 Executive Order - EO 13660 - Blocking Property of Certain Persons Contributing to the Situation in Ukraine. URL: http://www.whitehouse.gov/ the-press-office/2014/03/06/executive-order-blocking-property-certain-persons-contributing-situation (дата обращения: 12.12.2014); Executive Order - EO 13661- Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine. March 17, 2014. URL: http://www.whitehouse.gov/ the-press-office/2014/03/17/executive-order-blocking-property-additional-persons-contributing-situat (дата обращения: 12.12.2014); Executive Order -Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Ukraine. March 20, 2014. URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/03/20/ executive-order-blocking-property-additional-persons-contributing-situat (дата обращения: 12.12.2014).

13См: URL: http://www.profi-forex.org/wiki/mezhdunarodnye-sankcii.html (дата обращения: 23.12.2014); International sanctions during the 2014 pro-Russian unrest in Ukraine. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Interna-tional_sanctions_during_the_2014_pro-Russian_unrest_in_Ukraine (дата обращения: 12.12.2014); URL: http://www.islamnews.ru/news-147345.html (дата обращения: 28.01.2015).

14 Ромпей и Баррозу рассказали о новых санкциях против России. URL: http://www.unian.net/politics/959869-rompey-i-barrozu-rasskazali-o-novyih-sanktsiyah-protiv-rossii.html (дата обращения: 12.11.2014).

Тот, против кого применяют санкции, в чём-то, как правило, слабее их применяющего. По ряду параметров (демографическому, экономическому, оборонно-мобилизационному потенциалу, кругу союзников и др.) Российская Федерация заметно слабее СССР. Она уступает США, ЕС и ряду других экономически развитых стран (табл. 3).

Таблица 3. Отношение ВВП стран, объявивших санкции против РФ, к ВВП РФ в 2010 г. и 2013 г. в ценах 2005 г., раз

Страна Отношение Страна Отношение

2010 2013 2010 2013

США 15,0 14,5 Франция 2,5 2,4

Япония 5,1 4,8 Италия 2,0 1,8

Канада 1,4 1,3 Испания 1,3 1,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страны ЕС 16,4 15,3 Другие страны, объявившие санкции 2,1 2,0

В том числе:

Германия 3,3 3,2 Все страны, объявившие санкции 40,0 37,9

Великобритания 3,0 2,8

Источник: рассчитано по данным Мирового банка. URL: http://data.worldbank. org/indicator/NYGDP.MKTP.KD (дата обращения: 29.01.2015).

В среднесрочной перспективе соотношение сил останется не в пользу России, и можно ожидать, что борьба против неё в экономической, политической, дипломатической, идеологической, военной, информационной, научной, технико-технологической, культурной и других сферах продолжится. Международные санкции служат лишь одним из методов ведения такой борьбы15, и интенсивность их применения против Российской Федерации в последнее время нарастает.

Опасность со стороны финансовых санкций не следует недооценивать. «Многие не осознают до конца, насколько вездесуща финансовая система США, - пишет журнал Forbes. - Каждому финансовому учреждению необходимо иметь связь с банком-корреспондентом в США для того, чтобы вести бизнес. Штраф за сотрудничество с субъектами, "помеченными" Министерством финансов США, может быть огромным. Например, банк HSBC был оштрафован на 1,9 млрд долл. Поэтому, если банк хочет

15 «Мы имеем дело с ничем не закамуфлированной агрессией в отношении России с целью нанесения ей максимального экономического ущерба». (Шестаков Е. Обама пошел вразнос // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2014. - № 160. - С. 5) .

продолжать вести бизнес в Соединенных Штатах, он подчиняется. Если вы попадаете в список Минфина, вас просто исключают из международной финансовой системы»16.

Поскольку, как отметил директор Департамента международного бизнеса и финансовых институтов БИНБАНКа Ю. Д. Амвросиев, «все крупные коммерческие банки держат валютные остатки на своих корсчетах в иностранных банках для облегчения, удешевления и ускорения расчетов, как собственных, так и клиентских»17, финансовые санкции неизбежно ведут к сокращению активности российского бизнеса за рубежом.

Введенные Соединенными Штатами санкции обязаны соблюдать «компании, зарегистрированные в США или в ЕС, а также граждане США и Евросоюза. В случае с американскими санкциями им обязаны следовать еще и обладатели "гринкард", где бы эти люди ни находились. На европейских "дочек" в России требования уже не распространяются, но если эти фирмы возглавляют граждане ЕС, то они несут персональную ответственность за нарушения.

... Наказание может настичь и спустя 5-7 лет с момента совершения бизнес-операции, если поступит сигнал и расследование подтвердит вину компании на момент действия санкций»18.

Возможные негативные последствия санкций

Не придавай важности сегодняшним огорчениям. Завтра у тебя будут новые.

Арнольд Шёнберг (1874—1951), композитор, педагог, музыковед, дирижёр, публицист

Антироссийские санкции нацелены на принижение роли России в мире путем уменьшения цен на основные товары российского экспорта, ограничения возможностей поступления в страну иностранной валюты и проведения россиянами

16 Forbes: Как санкции США против РФ приведут к падению режима Путина. URL: http://www.unian.net/politics/913114-forbes-kak-sanktsii-ssha-protiv-rf-privedut-k-padeniyu-rejima-putina.html (дата обращения: 04.12.2014).

17 АлексеевскихА. Банки забрали из Европы и США 500 млрд рублей // Известия. Федеральный выпуск. - 2014. - № . - С. 1.

18 Швабауэр Н. Выводы делать рано // Российская газета. Бизнес. -2014. - № 39. - С. 5.

финансовых трансакций. Все эти меры направлены на международную изоляцию России19, в частности, экономические санкции призваны изолировать страну от мировых товарных рынков, что сократит объём внешней торговли.

Известно, что внешнеэкономическая деятельность (главным образом экспорт товаров и услуг) служит важным источником пополнения доходов федерального бюджета РФ (табл. 4). Сокращение объемов российского экспорта приведет к падению доходов федерального бюджета и экспортно-ориентированных хозяйствующих субъектов.

Таблица 4. Доля доходов от внешнеэкономической деятельности

в доходах федерального бюджета РФ в 2000-2013 гг.,%

Статья дохода 2000 2005 2010 2011 2012 2013

Внешнеэкономическая деятельность 23,6 32,8 38,9 41,0 38,6 38,5

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ н.д. 8,7 14,1 13,2 12,9 13,3

Источник: рассчитано по данным: Российский статистический ежегодник. 2013. Стат.сб./Росстат. - М., 2013. - С. 523-525 и материалов Федерального казначейства (Голова И. Казённый счёт // Российская газета. Бизнес. - 2014. - № 30. - С. 7).

Кроме того, свертывание объемов производства работающих на экспорт товаропроизводителей и их доходов вызовет сокращение занятости и, как следствие, меньший объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В доходах консолидированного бюджета РФ только налоги на прибыль и доходы физических лиц составляют порядка 20% (табл. 5).

Таблица 5. Доля налогов на прибыль и доходы физических лиц в доходах консолидированного бюджета РФ в 2000-2012 гг.,%

Статья дохода 2000 2005 2010 2011 2012

Налог на прибыль (доход) организаций 19,0 15,5 11,1 10,9 10,1

Налог на доходы физических лиц 8,3 8,2 11,2 9,6 9,7

Источник: рассчитано по данным: Российский статистический ежегодник. 2013. Стат. сб./Росстат. - М., 2013. - С. 523-525.

19 «...Главная сила санкций в том, что они служат своего рода меткой. Можно назвать их финансовым эквивалентом проказы, которая отбивает желание у финансовых учреждений вести какие-либо дела с "помеченным" субъектом. .Это не значит, впрочем, что санкции остановят Путина, но результатом его действий станут вечно растущие цены, что подорвет его и без того ослабленный режим» //Forbes: Как санкции США против РФ приведут к падению режима Путина.

Есть угрозы и со стороны уменьшения объема импорта в Россию. Основными статьями российского импорта, на которые приходится более 80% общего объема импорта РФ из стран дальнего зарубежья20, выступают машины, оборудование и транспортные средства; продукция химической промышленности; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (табл. 6). Сокращение объемов импорта, ограничения на экспорт в Россию технологий могут затормозить развитие ряда производств, что также чревато уменьшением занятости, доходов населения и федерального, и региональных и местных бюджетов. В свою очередь неудовлетворенный спрос будет стимулировать рост цен.

Таблица 6. Товарная структура импорта РФ

из стран дальнего зарубежья в 2000-2012 гг.,%

Товарная группа 2000 2005 2010 2011 2012

Машины, оборудование и транспортные средства 36,3 48,2 47,0 51,0 52,0

Продукция химической промышленности 20,7 17,9 17,3 16,1 16,1

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (кроме текстильного) 23,8 17,0 15,3 13,8 13,0

Источник: Российский статистический ежегодник. 2013. Стат. сб./ Росстат. -М., 2013. - С. 626.

Особенно велика зависимость российского рынка от некоторых групп импортных продуктов (табл. 7), в том числе и наукоёмких изделий (табл. 8).

Таблица 7. Доля импорта в общем объёме потребления в РФ продукции,%

Отрасль % Отрасль %

Станкостроение Более 90 Фармацевтическая, медицинская 70-80

Электронная 80-90 Тяжёлое машиностроение 60-80

Легкая 70-90 Машиностроение для пищевой промышленности 60-80

Источник: Зыкова Т. Прививка от импорта // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2014. - № 173. - С. 1-2.

Следует также иметь в виду, что потерю внешних рынков, ниш в международной торговле вряд ли удастся относительно быстро и без ощутимых затрат восстановить в будущем. Меньшие объемы импорта, как и экспорта, через снижение размера таможенных

20 Страны дальнего зарубежья - все государства, кроме вышедших из состава СССР его бывших союзных республик.

пошлин неблагоприятно отразятся на доходах федерального бюджета: только налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2010-2013 гг в среднем формировал 13,5% доходов федерального бюджета. Негативным будет и влияние на доходную часть бюджета свертывания объемов производства, если оно повлечет за собой падение прибыли и, соответственно, величины налога на прибыль (см. табл. 5).

Таблица 8. Доля зарубежных программных продуктов в РФ,%

Продукт Доля, % Продукт Доля, %

Офисные приложения 100 Базы данных 86

Мобильные операционные системы 95 Операционные системы для серверов 75

Системы визуализации 93 Системы коллективной работы 68

Операционные системы для компьютеров 93 Геоинформационное программное обеспечение 45

Инженерное программное обеспечение 34

Источник: Воронина Ю. Свой софт ближе // Российская бизнес-газета. -2014. - № 46. - С. 4.

Финансовые санкции изолируют часть российских хозяйствующих субъектов от мирового финансового рынка. Так, после применения к Российской Федерации так называемых «секторальных санкций» возможности получения займов за границей на срок более 30 дней существенно сократились. Совокупный внешний долг России составляет порядка 720 млрд долл. Эта величина сопоставима со всей денежной массой в стране. 53% этого долга приходится на государство, государственные корпорации и банки21. На обслуживание взятых банками и корпорациями займов в 2014-2015 гг. требуется, по данным А. Н. Клепача, 160 млрд долл.22, что существенно сокращает возможности инвестирования в отечественную экономику. При этом следует отметить, что доля кредитов банков в основном капитале в России мала, а кредитов иностранных банков - ещё меньше. Главными источниками инвестиций в основной капитал в стране выступают собственные средства хозяйствующих

21 Стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству на тему: «О предложениях по ускорению социально-экономического развития России». Заседание Государственной думы.

22 сентября 2014 г.

22 Там же.

субъектов и средства федерального и регионального бюджетов (табл. 9). Следовательно, финансовые санкции оказывают в России лишь косвенное (в основном через состояние бюджетов) влияние на объемы инвестирования в основной капитал.

Таблица 9. Доля кредитов банков в основном капитале в РФ в 2000-2012 гг.,%

Источник финансирования 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Собственные средства 47,5 44,5 42,1 40,4 39,5 37,1 41,0 41,9 44,5

Средства консолидированного бюджета 22,0 20,4 20,2 21,5 21,0 21,9 19,6 19,2 17,8

российские 2,3 7,2 8,0 8,8 8,9 7,1 6,7 6,8 8,4

зарубежные 0,6 1,0 1,6 1,7 3,0 3,2 2,3 1,8 1,2

Источник: рассчитано по данным: Российский статистический ежегодник. 2012. Стат. сб./ Росстат. - М., 2012. - С. 641, Российский статистический ежегодник. 2013. Стат. сб./ Росстат. - М., 2013. - С. 571.

Что касается иностранных инвестиций в экономику России, то основная их масса направляется в добычу полезных ископаемых, оптовую и розничную торговлю и в финансовую деятельность (табл. 10).

Таблица 10. Структура поступления иностранных инвестиций в РФ по видам экономической деятельности в 2005-2012 гг.,%

Вид экономической деятельности 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Добыча полезных ископаемых 11,2 16,6 14,4 12,0 12,6 12,1 9,8 11,7

Обрабатывающие производства 33,5 27,5 26,4 32,7 27,1 28,9 21,6 31,9

В том числе производство:

кокса и нефтепродуктов 15,1 7,2 3,6 3,2 6,5 11,6 8,3 12,5

металлургическое 5,8 6,0 12,3 13,5 5,2 6,7 4,7 8,2

машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования,транспортных средств и оборудования 3,3 3,9 3,5 4,5 5,9 4,1 2,5 4,4

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 38,1 23,8 39,1 23,0 27,8 11,6 12,8 16,4

Финансовая деятельность 3,4 8,5 3,6 4,8 3,2 33,0 45,6 28,1

Источник: рассчитано по данным: Российский статистический ежегодник. 2010. Стат. сб./ Росстат. - М., 2010. - С. 691-692; Российский статистический ежегодник. 2012. Стат. сб./ Росстат. - М., 2012. - С. 660-661, Российский статистический ежегодник. 2013. Стат. сб./ Росстат. - М., 2013. - С. 587-588.

Именно эти отрасли и топливно-энергетический комплекс могут пострадать от сокращения притока иностранных инвестиций в российскую экономику. В высокотехнологичные виды деятельности иностранцы инвестируют мало. В структуре накопленных в 2010-2013 гг. инвестиций США в Россию, например, 44% занимают инвестиции в ТЭК, 28% - в непроизводственную сферу и 23% - в обрабатывающие отрасли23.

Большее влияние на высокотехнологичные виды деятельности могут оказать запрет на передачу в Россию высокотехнологичных изделий, материалов, технологий; закрытие доступа к информации о передовых и перспективных разработках; прекращение приглашения российских исследователей, инженеров и техников в зарубежные исследовательские центры, вузы и компании; ограничение доступа представителей из России на международные выставки, ярмарки и другие мероприятия, на которых демонстрируются новые научно-технические продукты и заключаются контракты на их покупку. При этом, как отмечает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского А.Г. Ионин, «в отличие от политических и финансовых мер воздействия технологические санкции напоминают айсберг - большая их часть не видна. То есть какие-то меры объявляются, а о каких-то ты узнаешь в последний момент, когда половина спутника построена»24.

А также меры, изолирующие нашу страну от мировой науки и образования: свертывание научно-технического сотрудничества; прекращение приглашения российских ученых, исследователей в зарубежные исследовательские центры, вузы и компании; сокращение обмена информацией и закрытие доступа к источникам научной информации25.

23 ГасюкА. Шаткая ситуация // Российская газета. Бизнес. - 2014. -№ 8. - С. 5.

24 Чеберко И. США запретили поставлять в Россию приборы для спутника // Известия. Федеральный выпуск. - 2014. - № 224. - С. 3.

25 См., например: Погосян А., Колесников А. Нашим учёным отказывают в публикациях за границей // Известия. Федеральный выпуск. - 2014. -№ 172. - С. 1, 6; Чеберко И. Лоббисты из сената США защитили «Протон» от санкций // Известия. - 2014. - № 169. - С. 1-2.

Отметим также, что поддержание технологического, научного и военного паритетов потребуют дополнительных сил и средств, что, с одной стороны, поможет создать новые рабочие места, прежде всего в перспективных секторах экономики, с другой - повысит нагрузку на расходную часть бюджетов.

Время, в течение которого продолжат действовать антироссийские санкции, будет во многом зависеть от успехов российской дипломатии, характера, уровня и темпов развития хозяйства страны и ее оборонно-промышленного комплекса.

Санкции применяются государством или группой государств. Поэтому противостоять им тоже должно государство. Тщетно надеяться на то, что рынок сам с ними справится, физические и юридические лица сами выстоят, не стоит уповать и на ньютоновский закон о том, что действию всегда есть равное противодействие.

Санкции - это оружие. Поэтому надо не только от него защититься, но и лишить его применяющих возможности и желания сражаться. Для этого следует, по крайней мере, защитить свои слабые места (еще лучше их не иметь) и нарастить свою мощь.

Советский Союз прекратил своё существование не без помощи плана президента США Р. У Рейгана. Российская Федерация должна выстоять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.