Научная статья на тему 'ИНТЕНСИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интенсификация международного сотрудничества / сфера физической культу-ры и спорта / трудовые ресурсы / intensification of international cooperation / the sphere of physical culture and sports / labor resources

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы —

В статье отражены современные тенденции развития системы образования в Китае и Беларуси, где наряду с общими тенденциями развития и сотрудничества есть ряд нерешенных вопросов, направленных на интеграцию образовательных систем, которая обеспечит эффективную подготовку трудовых ресурсов для сферы физической культуры и спорта в условиях функционирования вузов Беларуси и Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSIFICATION OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE ASPECT OF PROFESSIONAL TRAINING OF LABOR RESOURCES FOR THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

The article reflects current trends in the development of the education system in China and Belarus, where, along with general trends in development and cooperation, there are a number of unresolved issues aimed at integrating educational systems, which will ensure effective training of labor resources for the field of physical culture and sports in the contextof the functioning of universities in Belarus and China.

Текст научной работы на тему «ИНТЕНСИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УДК 796 НЮ ЙИНДОН

аспирант кафедры физической культуры и спорта Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Статья поступила 12 октября 2023 г.

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье отражены современные тенденции развития системы образования в Китае и Беларуси, где наряду с общими тенденциями развития и сотрудничества есть ряд нерешенных вопросов, направленных на интеграцию образовательных систем, которая обеспечит эффективную подготовку трудовых ресурсов для сферы физической культуры и спорта в условиях функционирования вузов Беларуси и Китая.

Ключевые слова: интенсификация международного сотрудничества, сфера физической культуры и спорта, трудовые ресурсы.

NU YINGDON

Postgraduate Student Department of Physical Culture and Sports Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus

INTENSIFICATION OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE ASPECT OF PROFESSIONAL TRAINING OF LABOR RESOURCES FOR THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

The article reflects current trends in the development of the education system in China and Belarus, where, along with general trends in development and cooperation, there are a number of unresolved issues aimed at integrating educational systems, which will ensure effective training of labor resources for the field of physical culture and sports in the context of the functioning of universities in Belarus and China.

Keywords: intensification of international cooperation, the sphere of physical culture and sports, labor resources.

Введение. В современной системе физического воспитания происходят процессы трансформации, которые зависят от социально-экономического развития различных стран мира, в том числе Китая, Беларуси. В этой связи качественная подготовка кадров для сферы образования является актуальной научной задачей.

В соответствии с нормативной базой Министерства науки и высшего образования РБ? особая роль отводится междисциплинарному подходу, который отражает уровень практи-ко-ориентированного обучения в системе высшего образования [6, с. 75-81].

Интенсификация международного сотрудничества в области науки и высшего об-

разования с дружественными странами прослеживается в документах Китая (в период четырнадцатой пятилетки среди приоритетных направлений повышения качества высшего образования выделяются: внедрение перспективных технологий и методов обучения в профессиональную подготовку будущих специалистов, высококачественное повышение квалификации преподавательского состава, усиление интернационализации высшего образования) [10, с. 78].

Так, в Беларуси Министерство образования уделяет большое внимание интерактивным методам обучения (ИМО), что продиктовано активным взаимодействием обучающихся на основе конструктивных и продук-

тивных партйрских взаимодействий в учебном социуме; творческая познавательная деятельность по разрешению реальных социальных проблем и применения результатов в квазипрофессиональной деятельности [1, с. 90-93; 2, с. 15-18].

В данном направлении осуществляется интенсивное развитие информационного общества и высокий спрос на креативность специалиста в дружественных странах - это объективная необходимость для высших учебных заведений педагогического профиля, что является важнейшей задачей в сфере образования [3, 4].

Вместе с тем, реализация данной задачи сопряжена с трудностями, связанными с недостаточным уровнем готовности субъектов учебного процесса к использованию ИМО и материально-техническим обеспечением интерактивного учебного процесса в вузах.

Несмотря на публикации научных работ по применению интерактивных методов обучения в высшем физкультурном образовании, нормативная база не позволяет применить на практике [5].

В последние годы наметились положительные тенденции в реализации «новых ориентиров» («диалог», «взаимодействие», «сотрудничество»), которые определяют предпосылки для применения интерактивных методов обучения в подготовке специалистов педагогического профиля [7, с. 83-85; 8, с. 101-107; 9, с. 226-230].

Таким образом, совершенствование профессиональной подготовки трудовых ресурсов для сферы физической культуры и спорта в вузах связанно с реализацией интерактивного образовательного процесса, который должен осуществляться в комплексе с организационным и методическим обеспечением.

Объект исследования - процесс подготовки трудовых ресурсов для сферы физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Китая и Беларуси.

Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать эффективность использования комплексов организационно-методических условий по применению интерактивных методов обучения в вузах дружественных стран (Китайская Народная Республика и Республика Беларусь).

Задачи исследования:

1. Выявить особенности применения интерактивных методов обучения, составляющих основу современного интерактивного

образовательного процесса в высших учебных заведениях.

2. Научно обосновать необходимость применения интерактивных методов обучения в подготовке трудовых ресурсов для сферы физической культуры и спорта в вузах.

3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность комплексов организационно-методических условий по применению интерактивных методов обучения в вузах на примере общественно-гуманитарных дисциплин.

Материал и методы исследования. В процессе исследования применялись методы: анализ научной и специальной литературы, анкетирование, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики и графической интерпретации полученных результатов. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерных программ Excel, SPSS.

Результаты и их обсуждение. Анализ научной литературы показал, что научной основой явились работы по следующим направлениям: реализация деятельностного подхода в педагогической теории и практике обучения; психолого-педагогические концепции построения интерактивных технологий подготовки кадров в сфере физической культуры; теоретические подходы к применению интерактивных методов и форм обучения; проблемы применения интерактивных методов обучения в учебные заведения педагогического профиля; организация учебного процесса в вузах КНР.

Теоретические аспекты интерактивных методов обучения в образовательном процессе в высших учебных заведениях отражают сущность, признаки, особенности применительно к классификации данных методов. Выявлено, что успешное формирование интерактивного образовательного процесса в вузе возможно на основе комплексного подхода, предполагающего качественное изменение взаимодействия субъектов учебной деятельности как «на уровне вуза», так и «на уровне преподавания конкретной учебной дисциплины».

Белорусские респонденты проявили солидарное мнение (достоверных различий не обнаружено, (P>0,05 при Х2эмп= 9,9, где Х2крит =18,3)) в выделении ведущих отличительных характеристик ИМО: «Формируют коммуникативные умения и навыки» -

80% (преподаватели) и 66,7% (студенты); «Позволяют сделать занятие увлекательным, интересным» - 66,7% (преподаватели) и 75,7% (студенты); «Предоставляют возможность учащимся проявить самостоятельность и активность» - 80% (преподаватели) и 60,9% (студенты).

Китайские респонденты также проявили единое мнение (достоверных различий не обнаружено, (Р>0,05 при Х2эмп= 6,4, где Х2крит=18,3)) в определении главных характеристик ИМО: «Способствуют интенсивной мыслительной деятельности участников учебного процесса» - 84% (преподаватели) и 80,8% (студенты); «Позволяют сделать занятие увлекательным, интересным» - 82% (преподаватели) и 76,7% (студенты); «Предполагают командное взаимодействие и решение задач» - 80% (преподаватели) и 75,4% (студенты).

О высоком уровне знаний членов экспериментальной группы свидетельствуют результаты дифференцированного зачета. Средний уровень оценки знаний в контроль-

ной группе соответствует уровню «В», а в экспериментальной - уровню «А» в соответствии со «Шкалой оценок успеваемости по дисциплине, завершающейся дифференцированным зачетом». Зафиксировано качественное отличие продемонстрированных обучаемыми на дифференцированном зачете знаний.

На заключительном этапе эксперимента у членов обеих групп зафиксирован уровень знаний «выше среднего» по изученной дисциплине, при достоверно более высоких показателях знаний у студентов экспериментальной группы (в данной группе у 73% студентов итоговое количество баллов составило 80 и более, в то время как в контрольной группе такого же показателя достигли только 22% обучающихся). Результаты проведенного исследования подтвердили эффективность организационно-методических условий применения интерактивных методов обучения в подготовке педагогов физической культуры стран.

№ п/п Форма обучения Группа испытуемых Контрольная группа

Методы обучения

1. Лекции Лекция-беседа или выстроенный диалог с аудиторией

2. Семинары Работа, осуществляемая в группе как социальной ячейке независимо от наполняемости; дискуссии: «фронтальная форма реализации учебной дискуссии»; «методология реализации проектов»; «дидактически-ориентированные игры»; учебный турнир в виде викторины: «мозгового штурма», «диспута», «конференции». «Фронтальная форма опроса в учебной группе»; «Выборочный устный опрос»; Выступления с докладами - презентациями»; «Мини - сообщения по заранее подготовленным вопросам»; Элементы «Фронтальной учебной дискуссии».

3. Самостоятельная учебная работа студентов Применение ресурсов МООДУСа по темам курса: для создания ответов на вопросы по подготовке к тестам; Применение ресурсов МООДУСа в течение прохождения всего учебного курса: «Чат», «Форум» - для синхронного и асинхронного общения всех участников группы. Выполнение практического задания. Выполнение каждым студентом индивидуально по каждой теме курса (с прикреплением в информационные ресурсы вуза): - письменных работ; - составленной таблицы по истории педагогики; - выполнение практического задания.

Таблица 1. - Сравнительная обобщенная таблица используемых методов обучения и видов текущего контроля в процессе педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Заключение. Интерактивные методы обучения представляют собой совокупность специфических способов организации образовательного процесса, который способствует развитию познавательных способностей личности, стимулирует учебную мотивацию и творческую активность обучающихся, формирует привычку командного взаимодействия.

Китайские ученые высоко оценили инновационный потенциал интерактивных методов обучения. При подготовке трудовых ресурсов наблюдаются сходные условия дистанционной формы изучения дисциплин, связанные с речевой коммуникацией в совместной интеллектуальной деятельности студентов учебной группы по решению частных учебных задач.

Респонденты (60% преподавателей По-лесГУ, 50% китайских преподавателей, 43% белорусских студентов, 36,7% китайских студентов) считают, что доминирующими в учебном процессе должны стать интерактивные методы обучения (необходимо увеличить частоту их применения и разнообразить), в том числе по увеличению использования интерактивных методов обучения в условиях дистанционной формы изучения дисциплин с позиций «консультанта - координатора, эксперта, организатора - фасили-татора» для осуществления интерактивного процесса обучения.

Владение методикой реализации интерактивных методов в образовательном процессе в условиях дистанционной формы изучения дисциплин является наиболее значимым методическим условием на уровне преподавания учебной дисциплины. Комплексы общих организационно-методических условий применения содержат два уровня: «уровень вуза» и «уровень преподавания учебной дисциплины». Применение выделенных организационно-методических условий «на уровне вуза» предполагает включение данных условий в систему управления учебным процессом высшего учебного заведения в целом и их реализацию. Применение условий «на уровне преподавания учебной дисциплины» связано непосредственно с деятельностью педагога высшей школы, осуществляющего учебный процесс с позиций мотивированной ответственности студентов за своевременное выполнение учебных заданий; наиболее полное применение ресурсов электронной обучающей среды вуза и различных информаци-

онно-коммуникационных технологий. Применение организационно -методических условий позволяет повысить академическую успеваемость студентов, а также способствует успешному формированию профессионально необходимых компетенций.

Список литературы

1. Абакумова, Ю. Г. Здоровьесберегающая компетентность будущего педагога: структурные компоненты, содержание, уровни сформированности / Ю. Г. Абакумова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения : сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Киров). Ч.2. - Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 90-93.

2. Асташина, Н. И. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения / Н. И. Асташина, М. В. Симусёва // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 1 (18). - С. 1518.

3. Добрынина, Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования : монография / Т. Н. Добрынина. - Новосибирск : Изд. НГПУ, 2008. -183 с.

4. Королева, Н. М. Образовательные технологии, обеспечивающие развитие социокультурной компетенции у студентов-экономистов в процессе изучения иностранного языка / Н. М. Королева. - Белгород : Изд-во БУКЭП, 2011. -237 с.

5. Неверкович, С. Д. От логики взаимодействия к логике сотворчества / С. Д. Невер-кович, С. В. Дмитриев, Е. В. Быстрицкая. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH and Co., Saarbrucken, Germany -2012. - 196 с.

6. Бартош, О. В. Физкультурно-спортивная деятельность в контексте трансформации ценностного понимания феномена телесности в условиях влияния внешних факторов / О. В. Бартош [и др.] // Весшк Па-лескага дзяржаунага ушверсггэта. Серыя грамадсюх i гуманггарных навук : научно-практический журнал. - 2023. - № 1. - С. 75-81.

7. Ню, Йиндон. Теоретико-методологическое обеспечение сферы физической культуры и спорта / Ню Йиндон, А. Н. Яковлев // Здоровье для всех. - 2023. - № 1. - С. 8385.

8. Ню, Йиндон Физкультурно-спортивная деятельность в эпоху цивилизационных перемен / Ню Йиндон, А. Н. Яковлев // Весшк Палескага дзяржаунага ушверсгота. Серыя грамадсюх i гу-манiтарных навук : научно-практический журнал. - 2023. - № 1. - С. 101-107.

9. Ян, Ц. Исследование и применение интерактивных методов обучения в Китае / Ц. Ян, Е. В. Киселева // Молодые ученые: материалы Межрегиональной научной конференции (Россия, Москва 22-24 апреля 2020 г.). - М.: РГУФКСМиТ, 2020. - С. 226-230.

10. Ян Юнь. Объяснение природы спорта в контексте теории игр Западной философии / Юнь Ян. - Нанкинский пед. ун-т, 2015. - 78 с.

References

1. Abakumova Yu.G. Zdorov'esberegayushhaya kompetentnost' budushhego pedagoga: strukturny'e komponenty', soderzhanie, urovni sformirovannosti [Health-saving competence of a future teacher: structural components, content, levels of formation]. Prob-lemy' sovremenny'kh integraczionny 'kh proczessov i puti ikh resheniya [Problems of modern integration processes and ways to solve them]. Ufa. MCI Omega Science, 2016, pp. 90-93. (Russian)

2. Astashina N.I., Simuseva, M.V. K voprosu ob ispol'zovanii interaktivny'kh metodov obucheniya [On the issue of using interactive teaching methods]. Azimut nauchny'kh issle-dovanij: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology]. 2017, vol. 6, no. 1 (18), pp. 15-18. (Russian)

3. Dobrynina T.N. Interaktivnoe obuchenie v sisteme vy'sshego obrazovaniya [Interactive learning in the higher education system]. Novosibirsk, Publishing house. NSPU, 2008, 183 p. (Russian)

4. Koroleva N.M. Obrazovatel'ny'e tekhnologii, obespechivayushhie razvitie socziokul'turnoj kompetenczii u studentov-e'konomistov v proczesse izucheniya inostrannogo yazy'ka [Educational technologies that ensure the development of sociocultural competence among economics students in the process of

learning a foreign language]. Belgorod, Publishing house BUKEP, 2011, 237 p. (Russian)

5. Neverkovich S.D., Dmitriev S.V., Bystritska-ya E.V. Ot logiki vzaimodejstviya k logike sotvorchestva [From the logic of interaction to the logic of co-creation]. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH and Co., Saarbrucken, Germany. 2012, 196 p. (Russian)

6. Bartosh O.V. et al. Fizkul'turno-sportivnaya deyatel' nost' v kontekste transformaczii czennostnogo ponimaniya fenomena tele-snosti v usloviyakh vliyaniya vneshnikh faktorov [Physical culture and sports activity in the context of transformation of the value understanding of the phenomenon of physi-cality under the influence of external factors]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya obshhestvenny'kh i gumani-tarny'kh nauk [Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities]. Pinsk, 2023, no. 1, pp. 75-81. (Russian)

7. Nu Yingdong, Yakovlev A.N. Teoretiko-metodologicheskoe obespechenie sfery' fizi-cheskoj kul'tury' i sporta [Theoretical and methodological support for the sphere of physical culture and sports]. Zdorov'e dlya vsekh [Health for all]. 2023, no. 1, pp. 83-85. (Russian)

8. Nyu Yindon, Yakovlev A.N. Fizkul'turno-sportivnaya deyatel'nost' v e'pokhu czivili-zaczionny'kh peremen [Physical culture and sports activities in the era of civilizational changes] Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya obshhestvenny'kh i gumanitarny'kh nauk [Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities]. Pinsk, 2023, no. 1, pp. 101107. (Russian)

9. Yang Ts., Kiseleva E.V. Issledovanie i prime-nenie interaktivny'kh metodov obucheniya v Kitae [Research and application of interactive teaching methods in China]. Molody'e uche-ny'e [Young scientists]. Moscow, RGU-FKSM&T, 2020, pp. 226-230. (Russian)

10. Yang Yun. Ob'yasnenie prirody' sporta v kontekste teorii igr Zapadnoj filosofii [Explanation of the nature of sport in the context of game theory of Western philosophy]. Nanjing. ped. univ., 2015, 78 p. (Russian)

Received 12 October 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.